Статья 277. Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля 2024

Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях
прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую
деятельность, —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 Уголовного кодекса

1. Потерпевшим является государственный или общественный деятель. К государственным деятелям относятся руководители и служащие органов государственной власти различного уровня, которые в рамках своей деятельности реализуют политику государства. К общественным деятелям относятся известные правозащитники, руководители и видные участники политических партий, общественных объединений, иные лица, оказывающие значительное влияние на политику государства.

2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия (бездействия) — посягательства на жизнь потерпевшего, т.е. в его убийстве или покушении на убийство.

3. Преступление признается оконченным с момента совершения действий (бездействия), непосредственно направленных на лишение жизни потерпевшего, независимо от наступления его смерти. Квалификация деяния по ст. 277 со ссылкой на ч. 3 ст.

30 УК возможна только в случае фактической ошибки в потерпевшем.

4. Субъективная сторона преступления характеризуется умыслом и специальной целью прекращения его государственной, иной политической деятельности или мотивом мести за такую деятельность. Если указанные действия совершаются из мести за осуществление потерпевшим служебной деятельности или выполнение им общественного долга либо по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то деяние квалифицируется по соответствующему пункту ч. 2 ст. 105 УК.

5. Данное преступление следует отличать от преступлений, предусмотренных ст. 295 и 317 УК.

6. Субъект общий: лицо, достигшее 16-летнего возраста. Лицо, совершившее указанные действия в возрасте от 14 до 16 лет, подлежит уголовной ответственности по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК (ч. 3 ст.

30).

Второй комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Основным непосредственным объектом преступления являются общественные отношения и интересы, связанные с обеспечением конституционного принципа политического многообразия и многопартийности; в качестве дополнительного непосредственного объекта выступает жизнь человека — государственного или общественного деятеля.

2. Объективная сторона преступления выражается в убийстве государственного или общественного деятеля или в покушении на его убийство. Государственным деятелем может быть признано лицо, занимающее достаточно высокий пост в государстве. Это представители высшего руководства РФ, члены правительства, министры либо руководители других ведомств, члены парламента и другие подобного масштаба руководящие работники, занимающие государственные должности.

Преступление признается юридически оконченным с момента покушения на жизнь потерпевшего вне зависимости от фактического наступления смерти.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Обязательным признаком субъективной стороны является цель — прекращение государственной или иной политической деятельности потерпевшего, либо мотив — месть за указанную деятельность.

4. Субъектом преступления является лицо, достигшее возраста 16 лет.

Третий комментарий к статье 277 УК РФ

1. Объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля выступает политическая система России, а также жизнь и здоровье потерпевшего. В соответствии со ст. 205.1 посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля рассматривается как преступление террористического характера (см. комментарий к указанной статье).
Потерпевшими от рассматриваемого преступления могут выступать только государственные или общественные деятели, т.е. лица, проявившие себя в какой-либо области общественной или государственной деятельности.
К государственным деятелям относятся руководители и ответственные работники высших и местных органов власти и управления, депутаты всех уровней, руководители министерств и ведомств, главы администраций республик и областей, ответственные работники Администрации Президента РФ, аппарата правительственных структур и т.п., которые последовательно и активно осуществляют свои государственные и политические функции.
К общественным деятелям относятся лица, активно участвующие в работе общественных объединений, партий, независимо от их должностного положения.
Посягательства на близких родственников и членов семьи указанных лиц не образуют данного преступления и квалифицируются по соответствующим статьям УК как преступления против личности.

2. С объективной стороны преступление выражается в посягательстве на жизнь соответствующих категорий потерпевших.
Посягательство на жизнь означает совершение действий, непосредственно направленных на убийство государственного либо общественного деятеля независимо от того, увенчались они успехом или нет. Здесь законодатель, с учетом исключительной опасности действий, момент окончания преступления перенес на стадию покушения («усеченный состав»). Фактическое наступление смерти или причинение вреда здоровью любой тяжести либо полное отсутствие таковых охватываются признаками данного состава преступления и не требуют дополнительной квалификации при наступлении вредных последствий по статьям об убийстве (статья 105 УК РФ) либо умышленном причинении вреда здоровью (ст. ст.

111, 112 УК).
Не влияя на квалификацию, наличие или отсутствие вредных последствий учитывается при оценке степени вины субъекта и назначении ему меры наказания.
Если в процессе совершения террористического акта было использовано незаконно приобретенное либо хранящееся оружие, взрывчатые вещества и взрывные устройства, то действия виновного подлежат квалификации по совокупности со ст. 222 УК РФ.

3. Субъективная сторона преступления предполагает вину в форме прямого умысла, когда субъект осознает общественно опасный характер посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля и желает его совершить. Обязательными признаками субъективной стороны при этом являются наличие либо цели — прекратить государственную или иную политическую деятельность потерпевшего, либо мотива — месть за такую деятельность. Следовательно, в этом случае преступный акт выступает «ответной мерой» за ту активную государственную и политическую деятельность, которую проводил потерпевший, либо местью за ее осуществление.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин либо лицо без гражданства, достигшее 16-летнего возраста.

Статья 278 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Насильственный захват власти или насильственное удержание власти

Действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание
власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное
изменение конституционного строя Российской Федерации, —
наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет.

Комментарий к Ст. 278 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона преступления выражается в форме действий: а) захват власти; б) удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя РФ. Захват власти — противоправное свержение, отстранение от власти законных представителей для получения властных полномочий. Удержание власти в нарушение Конституции РФ — это сохранение, удержание властных полномочий в нарушение основного закона лицами, которым она ранее принадлежала на законных основаниях или насильственно захватившими власть.

Изменение конституционного строя — это полное или частичное изменение базовых начал общественного стоя и государственной организации, характеризующих конституционный строй РФ.

Насильственный характер указанных действий означает применение или демонстрацию готовности применения силы преимущественно с использованием оружия и (или) специализированных средств лицами, группами граждан, организациями в процессе осуществления указанных действий. Насильственный захват власти или насильственное удержание власти могут сопровождаться побоями, умышленным причинением вреда здоровью, принудительной изоляцией и т.п.

Рекомендация  Статья 173.1. Незаконное образование создание реорганизация юридического лица 2024

2. Преступление признается оконченным с начала совершения указанных насильственных действий, независимо от наступления последствий и достижения поставленных целей.

Второй комментарий к Ст. 278 УК РФ

1. Объект преступления — легитимность государственной власти.

2. Объективную сторону данного состава преступления образуют действия, направленные на:

а) насильственный захват власти;

б) насильственное удержание власти в нарушение Конституции РФ; в) насильственное изменение конституционного строя РФ.

Насильственный захват власти — это завладение ее насильственным (преимущественно вооруженным) путем лицами, группировками, организацией, которым власть не принадлежала. Насильственное удержание власти — это насильственное ее сохранение в нарушение Конституции РФ лицами, которым она ранее принадлежала по закону (Конституции РФ).

3. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.

4. Субъектом насильственного захвата власти является лицо, достигшее 16 лет. Субъектом насильственного удержания власти является бывший носитель государственной власти, по Конституции РФ обязанный передать ее другим лицам (лицу).

Третий комментарий к статье 278 УК РФ

1. Данное преступление посягает на те основы конституционного строя России, где закреплены принципы, порядок формирования и функционирования государственной власти. Конституция гласит, что «единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления» (ч. ч. 1 и 2 ст. 3 Конституции РФ). Высшим выражением власти признаются референдум или свободные выборы (ч.

3 ст. 3).
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. ч. 1 и 2 ст. 11 Конституции РФ).
Любой путь неконституционного прихода к власти и ее удержания является противоправным. «Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону» (ч. 4 ст.

3 КРФ).
При насильственном захвате или насильственном удержании власти непосредственным объектом преступления выступают интересы народа как главного источника власти, а также законные права и интересы указанных выше физических и юридических лиц, осуществляющих властные полномочия.

2. Объективная сторона преступления выражается в трех видах действий: а) насильственном захвате власти; б) насильственном удержании власти; в) насильственном изменении конституционного строя.
Действия, направленные на насильственный захват власти, могут выражаться либо в физическом устранении лиц, законно осуществляющих властные полномочия, либо в их принудительной изоляции и самопровозглашении на их месте тех, кто осуществляет противоправные действия.
Действия могут носить локальный характер, связанный с захватом одной из ветвей власти (законодательной, исполнительной или судебной), либо широкомасштабный, направленный против всех ветвей власти. Они могут относиться к деятельности центральных органов власти либо к органам власти субъектов Федерации.
Насильственные действия по захвату власти могут выражаться в нанесении лицу вреда здоровью различной тяжести, что охватывается признаками данного состава преступления. Если же насильственный захват сопряжен с лишением жизни, то действия виновного следует в зависимости от мотивов и целей квалифицировать по совокупности либо со ст. 277 УК, либо с умышленным убийством (статья 105 Уголовного кодекса РФ).
Захват власти может сопровождаться прямым блокированием работы представительных и иных органов власти (изоляция депутатов, недопущение их входа в рабочие помещения, угроза физической расправы, предъявление ультиматумов и т.п.).
Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на насильственный и фактический захват власти.
Если захват власти осуществляется преступным сообществом, то действия виновных квалифицируются по совокупности со ст. 210 УК.

Как реальная совокупность со ст. 212 УК квалифицируются действия субъектов, если в процессе захвата власти они явились организаторами массовых беспорядков, либо со ст. 279 УК, если они выступили организаторами вооруженного мятежа.
Действия, направленные на насильственное удержание власти, выражаются в недопущении функционирования конституционной системы власти, т.е. власть удерживают либо те лица, срок полномочий которых истек, либо те, кто ее до этого незаконно захватил. Факт насильственного удержания власти означает, что субъекты законной власти лишены возможности осуществлять свои функции, а те, кто ее незаконно захватил, контролируют принятие и исполнение своих решений насильственными методами и средствами. Характер насильственных действий и вариантов квалификации их по совокупности с другими составами преступлений здесь аналогичен предыдущему виду преступления.
Действия, направленные на насильственное изменение конституционного строя, образуют следующий этап противоправного посягательства, когда после захвата или незаконного удержания власти формируется новая система государственной власти и меняется конституционный строй. Изменение конституционного строя выражается в изменении структуры государственной власти, упразднении одних институтов власти (например, отмена поста президента) и введении новых, сужении демократических начал государственного управления, принятии насильственным путем новой «конституции» с существенными деформациями прав и свобод личности и т.п.

3. С субъективной стороны преступление совершается с прямым умыслом, т.е. виновный осознает общественную опасность действий, направленных на насильственный захват или удержание власти, а равно на насильственное изменение конституционного строя России, и желает совершения этих действий.
Мотивами могут выступать побуждения, основанные на идейном неприятии либо прямой ненависти к существующему конституционному строю. Если указанные действия, например по корыстным мотивам, совершает гражданин России по заданию иностранного государства, иностранной организации или их представителей, то они квалифицируются по совокупности с государственной изменой (ст. 275 УК) как оказание помощи указанным адресатам в проведении враждебной деятельности против Российской Федерации.
Цель как конструктивный признак данного состава преступления логически связана с направленностью совершаемых лицом действий — насильственно захватить или удержать власть либо изменить конституционный строй Российской Федерации.

4. Субъектом преступления может быть гражданин России, иностранный гражданин или лицо без гражданства, вменяемое, достигшее 16 лет.
На данное преступление распространяется действие поощрительной нормы, сформулированной в примечании к ст. 275 УК.

Статья 317 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а
равно их близких в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране
общественного порядка и обеспечению общественной безопасности либо из мести за такую
деятельность —
наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 317 Уголовного кодекса

1. Деяние — покушение на убийство или убийство — должно быть совершено в отношении штатных сотрудников правоохранительных органов, военнослужащих, близких указанных лиц (п. 3, 4 и 37 ст. 5 УПК РФ). Категории военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов, которые могут быть потерпевшими от посягательства на их жизнь, определяются исполнением ими функций по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

В судебной практике под выполнением обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности понимается несение постовой и патрульной службы в общественных местах, поддержание порядка во время массовых мероприятий, ликвидация последствий общественных и стихийных бедствий, предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Деятельность потерпевшего должна носить законный характер.

Рекомендация  Статья 190. Невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей 2024

2. Преступление окончено с момента осуществления действий, образующих покушение любым способом на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и (альтернативно) целями воспрепятствовать законной деятельности потерпевшего (ее предотвратить, прекратить, изменить) или мотивом мести (отплатить) за его прошлую деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

4. Комментируемый запрет следует отграничивать от имеющего с ним сходство по объективным и субъективным признакам убийства (ст. 105), террористического акта (п. «б» ч. 3 ст. 205), посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля (ст.

277), посягательства на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295).

Действия лица от 14 до 16 лет, совершившего посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких, должны квалифицироваться по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК.

Второй комментарий к Ст. 317 УК РФ

1. Объективная сторона этого преступления включает как убийство, так и покушение на убийство сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего, а равно их близких.

2. Сотрудник правоохранительного органа — гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности:

3) лица, производящего дознание;

4) лица, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность;

5) сотрудника органов внутренних дел, осуществляющего охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, исполнение приговоров, определений и постановлений судов (судей) по уголовным делам, постановлений органов расследования и прокуроров;

6) сотрудника органов федеральной службы безопасности;

7) сотрудника органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

8) судебного исполнителя;

9) сотрудника федеральных органов государственной охраны, а также иные обязанности в органах, для которых охрана правопорядка является основной или одной из основных задач (ст. 2 закона от 22.03.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»).

Военнослужащий — гражданин Российской Федерации, проходящий службу в Вооруженных Силах РФ, других войсках, органах внешней разведки и федеральных органах службы безопасности.

Близкие лица — близкие родственники потерпевшего, иные лица, состоящие с ним в родстве, свойстве, а также лица, чья жизнь, здоровье и благополучие заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений.

3. Субъективная сторона этого преступления характеризуется прямым умыслом и целью: воспрепятствовать осуществлению потерпевшим его деятельности или мотивом — отомстить за нее. Личные мотивы и цели посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего (или их близких), такие, как неприязнь, обида (и др.), возникшие на бытовой, семейной и даже служебной почве (например, зависть), требуют квалификацию деяния как преступления против личности.

4. Субъект этого преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

5. Когда посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля совершается в целях прекращения его государственной или политической деятельности либо из мести за такую деятельность, содеянное квалифицируется по статье 277 УК РФ.

6. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, сотрудника правоохранительного органа, совершенное путем взрыва, поджога или иных действий подобного характера в целях воспрепятствования их законной деятельности либо из мести за такую деятельность, квалифицируется соответственно по статье 295 или статье 317 УК (п. 12 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 09.02.2012 № 1 (ред. от 03.11.2016) «О некоторых вопросах судебной практики по уголовным делам о преступлениях террористической направленности»).

Третий комментарий к статье 317 УК РФ

1. Непосредственным объектом преступления является установленный нормативными актами порядок осуществления деятельности по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Дополнительным объектом является жизнь конкретного сотрудника правоохранительных органов, военнослужащего или их близких.

2. Потерпевшие указаны в диспозиции в альтернативной форме; это могут быть: а) сотрудник правоохранительного органа; б) военнослужащий; в) близкие этих лиц.
К сотрудникам правоохранительных органов относятся штатные сотрудники различных служб и подразделений органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, Федеральной службы охраны, Службы внешней разведки РФ, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотиков, постоянно или временно осуществляющих деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Следует иметь в виду, что посягательство на жизнь государственных деятелей (министра МВД России, директора ФСБ и т.п.) квалифицируется по ст. 277 УК, а посягательство на жизнь лиц, участвующих в отправлении правосудия (прокурора, следователя, лица, производящего дознание, судебного пристава), квалифицируется по ст.

295 УК.

При этом под исполнением обязанностей по охране общественного порядка следует понимать несение постовой или патрульной службы на улицах и в общественных местах; поддержание порядка во время проведения демонстраций, митингов, зрелищ, спортивных соревнований и других массовых мероприятий, при ликвидации последствий аварий, общественных и стихийных бедствий; предотвращение или пресечение общественно опасных посягательств. Такая деятельность должна носить законный характер, т.е. осуществляться с соблюдением установленного законом порядка. Если действия виновного были реакцией на явно незаконные действия лиц, охраняющих общественный порядок или обеспечивающих общественную безопасность, то содеянное, при наличии к тому оснований, может быть квалифицировано как преступление против личности.
Военнослужащие — лица, проходящие службу в Вооруженных силах РФ, иных войсках или воинских формированиях, которые постоянно или временно осуществляют деятельность по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности. Такие обязанности осуществляют, как правило, военнослужащие внутренних войск МВД России. Военнослужащие других войск временно могут быть привлечены к охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности.
Близкими указанных лиц признаются: а) близкие родственники — супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки (ст. 5 УПК РФ); б) лица, состоящие в ином родстве или свойстве (дядя, тетя, племянники, двоюродные братья и сестры, родственники супруга или супруги — его (ее) родители, братья, сестры); в) иные лица, жизнь, здоровье и благополучие которых заведомо для виновного дороги потерпевшему в силу сложившихся личных отношений (друг, невеста, учитель).

3. Объективная сторона состава преступления определяется как посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего либо их близких. В соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда РФ под посягательством на жизнь надлежит рассматривать убийство или покушение на убийство. Такие действия, независимо от наступления преступного результата, следует квалифицировать как оконченное преступление.

В этой связи состав преступления является формально-материальным.

4. Посягательство на жизнь потерпевшего может быть совершено как во время исполнения сотрудником правоохранительного органа или военнослужащим обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, так и после этого, когда они не исполняют данных обязанностей (например, в нерабочее время, во время отпуска, после увольнения).

5. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Если посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или его близких осуществляет лицо в возрасте от 14 до 16 лет, то его действия подлежат квалификации по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК РФ.

Рекомендация  Реорганизация общества в форме выделения 2024

6. Субъективная сторона анализируемого состава преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что он посягает на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких, и желает этого.
Альтернативно обязательными признаками субъективной стороны состава преступления являются: а) цель — воспрепятствование законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности; либо б) мотив — месть за указанную деятельность.

Цель воспрепятствования законной деятельности сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего по охране общественного порядка или обеспечению общественной безопасности означает стремление виновного предотвратить (не допустить в будущем) или прекратить (прервать в настоящем) осуществление этими лицами указанной деятельности.

Мотив мести за указанную деятельность означает такое внутреннее побуждение виновного, которое определяет его стремление расправиться с потерпевшим за осуществленную им деятельность по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Статья 277 УК РФ (действующая редакция). Посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью.

Комментарий к Ст. 277 УК РФ

1. Под объектом посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля понимаются те общественные отношения, которые складываются по поводу и в связи с охраной конституционных основ государства, ее политической системы, обеспечивают беспрепятственность осуществления своих полномочий государственным и общественным деятелем. При этом дополнительным объектом данного деяния выступает жизнь человека (здоровье не является дополнительным объектом данного деяния, поскольку даже при причинении вреда здоровью любой тяжести необходимо наличие умысла на убийство, что исключает квалификацию за причинение вреда здоровью).

Потерпевшими по комментируемой статье могут быть государственные деятели, к числу которых относятся Президент РФ, члены Правительства РФ, судьи КС РФ, ВС РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, члены Совета Безопасности, советники и помощники Президента РФ, его полномочные представители, уполномоченные при Президенте РФ, депутаты и сенаторы федеральных и региональных уровней, руководители министерств, служб, агентств и их заместители и другие государственные служащие, которые своей деятельностью реализуют государственно-властные функции на федеральном и региональных уровнях. К государственным деятелям также относятся официально зарегистрированные кандидаты в президенты, кандидаты в законодательные и исполнительные органы власти РФ и субъектов РФ, их доверенные лица, члены избирательных комиссий и т.п.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Общественные деятели — это лица, активно участвующие в руководстве зарегистрированными политическими партиями и общественными объединениями, незапрещенными религиозными конфессиями, профессиональными союзами и иными общественными организациями.

Потерпевшими от данных преступлений могут быть признаны общественные деятели, в том числе и оппозиционных партий, движений и организаций, существующих в правовом поле РФ, т.е. зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие свою деятельность в соответствии с российским законодательством.

При решении вопроса об ответственности за рассматриваемое преступление важно иметь в виду, что потерпевшим по комментируемой статье не может быть гражданин иностранного государства или международной организации.

В том случае, если виновный причинил вред здоровью такого лица или готовился или покушался на такое причинение, при отсутствии признаков посягательства на жизнь, ответственность наступает по иным нормам Особенной части УК, равно как и в тех случаях, когда преступление против жизни и здоровья совершено в отношении родственников такого лица.

Посягательство на жизнь и здоровье иных категорий государственных служащих или представителей общественных организаций в связи с осуществлением ими служебной деятельности или выполнением общественного долга наступает по иным общим и специальным нормам Особенной части УК (п. «б» ч. 2 ст. 105, ст. ст. 317, 318).

2. Конструкция объективной стороны данного состава преступления является усеченной, т.е. момент окончания преступления перенесен на стадию покушения. Преступление признается оконченным при совершении виновным лицом любых действий, направленных на непосредственное выполнение объективной стороны данного деяния. Последствия в виде смерти или причинения вреда здоровью, при наличии признаков посягательства на жизнь, не влияют на квалификацию и не являются обязательными .
———————————
Такой вывод соответствует Определению КС РФ от 19.02.2003 N 72-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Тимирбулатова С.Х. на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 57 и статьей 317 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Приготовительные действия следует оценивать с учетом правил, предусмотренных ст. 30 УК. Дополнительной квалификации, в случае причинения вреда здоровью при покушении на жизнь, с соответствующими статьями Особенной части УК не требуется.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла.

При решении вопроса об ответственности за посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля обязательным является установление умысла у виновного, направленного на причинение смерти, наличие такого умысла определяется в соответствии с критериями, приведенными в Постановлении Пленума ВС РФ от 27.01.1999 N 1.

Наряду с виной конструктивными признаками преступления являются также цель и мотив, а именно желание прекращения политической деятельности государственных или общественных деятелей, а также месть за такую деятельность. Поэтому обязательным является доказывание направленности умысла, установление целей и мотивов преступления. Важно, чтобы посягательство осуществлялось именно за политическую деятельность потерпевшего.

4. Субъектом преступления является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

В случае если лицо не достигло возраста уголовной ответственности по комментируемой статье, при этом выполнило объективную сторону данного деяния, ответственность наступает по п. «б» ч. 2 ст. 105 УК при наличии всех оснований, в том числе субъективных (возрастная вменяемость).

При совершении посягательства наемным убийцей вопрос о его ответственности решается исходя из принципов вины и соучастия. Если исполнитель не знал и не мог знать подлинных целей заказчика преступления, то он подлежит ответственности за убийство по общей норме (ч. 2 ст. 105 УК).

Если же исполнитель знал о целях преступления, то он подлежит ответственности за его исполнение, а заказчик — за подстрекательство или организацию посягательства на жизнь государственного или общественного деятеля.

5. В отличие от государственной измены и шпионажа, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, как особо тяжкое преступление, наряду с лишением свободы на срок от 12 до 20 лет предусматривает наказание в виде пожизненного лишения свободы, что обусловлено дополнительным объектом посягательства.