Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица.
Комментарий к Статье 276 ГПК РФ
Институт признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим получает все большее распространение в современной судебной практике.
Длительное отсутствие гражданина в месте его постоянного жительства, если неизвестно его местопребывание, нарушает интересы лиц, связанных с отсутствующим, порождает правовую неопределенность в разрешении ряда вопросов — о семейно-правовом статусе его супруга; о получении средств на содержание его несовершеннолетних детей, престарелых родителей или других граждан, состоящих на его иждивении или имевших право на получение от него алиментов на свое содержание; о правовом режиме принадлежащего гражданину имущества; об осуществлении его имущественных и личных неимущественных прав (авторских прав на результаты интеллектуальной деятельности); об исполнении гражданских обязательств исчезнувшего гражданина (по возвращению долга или по выплате кредита).
Разрешить все эти вопросы можно при помощи гражданских правовых институтов — признания гражданина безвестно отсутствующим (ст. 42 — 44 ГК РФ) и объявления гражданина умершим (ст. 45 — 46 ГК РФ). Признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление умершим производится судом в порядке особого производства в соответствии с правилами п. 3 ч. 1 ст.
262 и гл. 30 ГПК.
Право на обращение в суд по делам этой категории имеют заинтересованные лица, т.е. такие лица, для которых признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим может повлечь правовые последствия. Такими лицами могут быть: супруг отсутствующего, родственники, кредиторы; юридические лица (например, полное товарищество, в котором состоял исчезнувший гражданин, так как в соответствии с п. 1 ст. 76 ГК РФ в случае признания одного из участников полного товарищества безвестно отсутствующим или объявления его умершим возникает вопрос о возможности продолжения деятельности данного товарищества); организация, выдавшая гражданину доверенность, так как признание безвестно отсутствующим или объявление умершим гражданина, которому она выдана, влечет ее прекращение (абз. 7 п. 1 ст.
188 ГК РФ); организация, являющаяся участником договора о совместной деятельности, — в случае неизвестности места нахождения гражданина, участвовавшего в договоре (ст. 1050 ГК РФ); органы банка, при признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим, ввиду длительного отсутствия ссудополучателя или кредитополучателя и невозможности в связи с этим получить или списать задолженность; органы опеки и попечительства и др. Прокурор вправе обратиться в суд с заявлением о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим на основании ч. 2 ст. 4, ст.
45, 276 ГПК. Органы государственной власти или органы местного самоуправления обращаются с заявлением от своего имени, но в защиту прав и интересов других лиц на основании ч. 2 ст. 4, ст. 46, 276 ГПК.
Например, органы опеки и попечительства могут подать заявление в суд о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении умершим в интересах лиц, находящихся под опекой, для дальнейшего назначения пенсии, получения наследства и т.д.
Заявление о признании лица безвестно отсутствующим или объявлении лица умершим в соответствии со ст. 276 ГПК РФ подается в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица — заявителя. Прокурор, органы государственной власти или органы местного самоуправления, обращающиеся с заявлением от своего имени, но в защиту прав и интересов других лиц, подают заявление в суд по месту жительства или месту нахождения заинтересованного лица о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении его умершим.
Другой комментарий к Ст. 276 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. В соответствии со ст. 42 ГК гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания. Если в месте жительства гражданина нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, то он может быть объявлен судом умершим (ст.
45 ГК).
Если гражданин пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью (например, землетрясение) или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа), то он может быть объявлен умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение шести месяцев.
Военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
2. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим подается в суд заинтересованным лицом. При этом суд должен установить, относится ли заявитель к заинтересованным лицам. Заявление подается по месту жительства заявителя-гражданина (месту нахождения заявителя — юридического лица).
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Статья 276 Статья 277 Статья 278
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате
Комментарий к ст. 277 ГПК РФ
1. Положения комментируемой нормы содержат специальные требования, предъявляемые к содержанию заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, с которыми заинтересованные лица обращаются в суд. Как и иные заявления по делам особого производства, заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должны отвечать общим требованиям, предъявляемым к заявлению в соответствии с положениями ст. ст. 131, 132 ГПК РФ (подробнее об этом см. п. 1 комментария к ст.
267).
Кроме того, большинство заявлений по делам особого производства обладают такой особенностью, как обязательное указание в заявлении цели обращения в суд. Характерна такая особенность и для заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. При этом положения комментируемой нормы в части, касающейся необходимости указания в заявлении цели обращения, находятся в тесной взаимосвязи с определением заинтересованного лица по такой категории дел, поскольку заинтересованность лица определяется той целью, ради которой подается заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим. Как представляется, исходя из совокупного анализа норм комментируемой главы и судебной практики по делам о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим направлено прежде всего на защиту прав и интересов обратившихся в суд лиц, для которых признание (объявление) указанных фактов должно повлечь возникновение соответствующих прав и обязанностей.
Цель, для достижения которой заявителю необходимо признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление гражданина умершим, должна носить правовой характер, т.е. иметь связь с правовыми последствиями признания гражданина безвестно отсутствующим или объявления гражданина умершим. Так, в частности, в качестве целей признания гражданина безвестно отсутствующим можно рассматривать назначение пенсии по случаю потери кормильца, расторжение брака, снятие лица с регистрационного учета, необходимость приватизации жилья, оформление субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, увольнение с работы и т.п. Признание умершим может быть необходимо заявителю в целях получения свидетельства о его смерти для вступления в наследство, назначения пенсии по случаю потери кормильца, усыновления, увольнения, исключения из списков личного состава войсковой части и т.п.
При этом неуказание цели признания судом лица безвестно отсутствующим или объявления умершим может стать причиной не только оставления заявления без движения, но и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Пример: Постановлением президиума Нижегородского областного суда от 31 мая 2007 г. по делу N 44-г-104 отменено решение суда первой инстанции ввиду того, что суд при рассмотрении заявления не выяснил, какие правоотношения существуют между заявителем — военным комиссариатом и С., какую цель преследует предъявление заявления военным комиссариатом о признании С. безвестно отсутствующим, какие правовые последствия наступают в связи с признанием С. безвестно отсутствующим, и, соответственно не определил, носит ли цель предъявления заявления правовой характер.
2. Еще одной особенностью заявлений о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, закрепленной в комментируемой норме и отличающей такие заявления от других заявлений по делам особого производства, является необходимость указания на обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая. В целях охраны и недопущения возможности нарушения прав пропавших граждан законодатель в комментируемой норме требует от заинтересованных лиц подтверждения действительности отсутствия лица в течение определенного времени в месте его жительства или пребывания. При этом следует иметь в виду, что длительное непроживание по месту регистрации не является основанием для признания лица безвестно отсутствующим.
Данный вывод основан на материалах судебной практики.
Пример: Верховный суд Республики Карелия отказал в удовлетворении жалобы Х. на решение суда первой инстанции, которым Х. было отказано в признании его сына Р. безвестно отсутствующим. Исходя из заявления Х., суды установили, что Р. не проживал постоянно по месту регистрации: жил у бабушки, в детском доме, неоднократно сбегал, бродяжничал, розыск Р. по месту его регистрации и по последнему месту жительства у бабушки не велся. При таких обстоятельствах суд вышестоящей инстанции признал, что ссылка заявителя о том, что его сын в течение длительного времени не проживает по месту регистрации, не может являться основанием для признания сына безвестно отсутствующим (см.
Определение Верховного суда Республики Карелия от 2 октября 2009 г.).
В качестве обстоятельств, подтверждающих безвестное отсутствие гражданина, либо угрожавших пропавшему без вести смертью, либо дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, в соответствующих заявлениях указываются сведения об уходе (уезде) из дома, сведения об обращении в органы внутренних дел, о заведении разыскных дел, о произошедших стихийных бедствиях, чрезвычайных ситуациях, несчастных случаях и т.п.
Следует иметь в виду, что при подаче заявления об объявлении гражданина умершим значение имеют лишь обстоятельства, которые указывают на факт его гибели, поскольку обстоятельства смерти при рассмотрении и разрешении дел данной категории правового значения не имеют. Как указано в Обзоре судебной практики по гражданским делам за третий квартал 2013 года, подготовленном судебной коллегией по гражданским делам Верховного суда Чувашской Республики, в рамках производства по делу об объявлении гражданина умершим предусмотрена лишь констатация факта смерти либо констатация факта смерти в определенный день, то есть фактов, необходимых для внесения органом ЗАГС записи о смерти в книгу государственной регистрации актов гражданского состояния, в связи с чем в рамках рассмотрения таких дел не может быть установлен факт гибели гражданина при определенных обстоятельствах.
3. При этом следует отметить, что в настоящее время в судебной практике на стадии возбуждения производства по делу отсутствует единство в решении вопроса о возможности принятия заявления без предоставления необходимых доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которые ссылается заявитель. Так, одни судебные органы, принимая заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, считают, что в таком заявлении достаточно указать цель признания (объявления) соответствующих фактов и обстоятельства, на которых основывается предположение, что лицо без вести пропало или погибло. Представления доказательств, подтверждающих обстоятельства, на которых заинтересованное лицо основывает свое заявление, на стадии возбуждения производства по делу не требуется.
Пример: судебная коллегия по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда отменила Определение районного суда об оставлении заявления об объявлении А.Н. умершим без движения. Судебная коллегия не согласилась с доводами районного суда, предложившего заявительнице представить доказательства, подтверждающие обстоятельства, на которые она ссылается как на доказательства заявленных требований, а именно: представить сведения о результатах розыска А.Н., о сроке его осуждения, а также указать заинтересованных лиц. Суд вышестоящей инстанции указал, что указанные в Определении документы являются доказательствами, которые могут быть представлены в порядке подготовки дела к судебному разбирательству или в ходе рассмотрения дела, истребование доказательств не входит в перечень оснований оставления заявления без движения (см.
Определение Санкт-Петербургского городского суда от 26 января 2010 г. N 859).
Однако анализ судебной практики показывает, что у судебных органов существует и другая точка зрения.
Пример: судебной коллегией по гражданским делам Пензенского областного суда было оставлено в силе Определение районного суда по делу о признании Д. безвестно отсутствующей. Оставляя заявление Б. без движения, суд первой инстанции, по мнению областного суда, обоснованно исходил из того, что заявление не соответствует требованиям ст. ст. 131, 132 ГПК РФ, поскольку заявительницей не представлены документы, подтверждающие оплату ей коммунальных услуг за данную квартиру, т.к. в своем заявлении Б. ссылалась на то, что признание Д. безвестно отсутствующей позволит ей снизить размер платы за коммунальные услуги (см.
Определение Пензенского областного суда от 5 августа 2008 г. по делу N 33-1457).
Как представляется, согласно буквальному толкованию комментируемой нормы, а также системному анализу рассматриваемой статьи и положений последующей нормы при обращении в суд с заявлением о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим заинтересованному лицу в заявлении достаточно указать цель признания (объявления) соответствующих фактов и обстоятельства, на которых основывается предположение, что лицо без вести пропало или погибло, без представления на этой стадии судопроизводства соответствующих доказательств.
4. Законодатель в комментируемой норме устанавливает отдельные требования в отношении заявлений о признании безвестно отсутствующими или об объявлении умершими военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями. Указанные требования касаются необходимости указания в таком заявлении дня окончания военных действий. Данное требование обусловлено тем, что период отсутствия военнослужащего или иного лица, пропавшего без вести в связи с военными действиями, в соответствии с требованиями гражданского законодательства исчисляется с даты окончания военных действий.
Даты начала и окончания военных действий, в которых принимали участие граждане Российской Федерации, определены в Перечне государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, являющемся приложением к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ «О ветеранах».
Согласно Конституции РФ Президент РФ, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе (ст. 87). В соответствии с п. 3 ст.
1 Федерального конституционного закона от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении» период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.
Источник комментария:
«КОММЕНТАРИЙ К ПОДРАЗДЕЛУ IV «ОСОБОЕ ПРОИЗВОДСТВО» РАЗДЕЛА II ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»
В заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить его умершим, а также должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина, либо обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая.
Комментарий к Статье 277 ГПК РФ
Заявление, с которым обращается в суд заявитель, должно соответствовать общим требованиям, указанным в ст. 131, 132 ГПК РФ, а также дополнительно закрепленным в ст. 277 ГПК.
В заявлении должно быть указано, для какой цели необходимо заявителю признать гражданина безвестно отсутствующим или объявить гражданина умершим. Например, открытие наследства (п. 1 ст. 43 ГК РФ), получение наследства (п. 1 ст.
1110 ГК РФ), расторжение брака с безвестно отсутствующим лицом в упрощенном порядке в органах загса (п. 2 ст. 19 СК РФ), прекращение брака с гражданином, объявленным судом умершим (п. 1 ст.
16 СК РФ), погашение задолженности по требованию кредиторов по обязательствам безвестно отсутствующего (п. 1 ст. 43 ГК РФ), приостановление производства по делу (абз.
2 ст. 215 ГПК РФ), прекращение производства по делу (абз. 7 ст. 220 ГПК РФ) и др.
Заявитель должен доказать наличие у него юридического интереса в установлении фактов отсутствия лица в месте его постоянного жительства, поэтому в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим должны быть изложены обстоятельства, которые свидетельствуют о заинтересованности лица, подавшего заявление (родственные отношения, совместное проживание, договорные отношения, нахождение на иждивении и т.д.).
Заявитель помимо цели в заявлении о признании гражданина безвестно отсутствующим или объявлении гражданина умершим должен изложить обстоятельства, которые обосновывают просьбу заявителя, а в отношении военнослужащих или отдельных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, — указывается день окончания военных действий.
В перечне прилагаемых к заявлению документов, подтверждающих указанные заявителем сведения о длительном отсутствии гражданина или об исчезновении гражданина при обстоятельствах, угрожавших смертью либо дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, к таким документам можно отнести различные письменные документы: акты установленного образца о катастрофе авиалайнера или о крушении поезда; заключения Гидрометеоцентра о стихийных бедствиях; сведения о розыске, проводимом органами внутренних дел; ответы адресных столов на поданные им запросы и т.д.
В том случае, если заявление не будет содержать перечисленные сведения (указание на цель, обстоятельства обращения в суд), то судья должен оставить заявление без движения и назначить заявителю срок для устранения указанного недостатка в соответствии со ст. 136 ГПК.
Законодатель в ст. 277 ГПК РФ не требует указывать сроки безвестного отсутствия гражданина однако, думается, что такое указание необходимо. Обусловлено это тем, что: 1) в соответствии со ст. 42 ГК РФ гражданин может быть по заявлению заинтересованных лиц признан судом безвестно отсутствующим, если в течение года в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания; 2) в соответствии с ч. 1 ст.
45 ГК РФ гражданин может быть объявлен судом умершим, если в месте его жительства нет сведений о месте его пребывания в течение пяти лет, а если он пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая, — в течение шести месяцев; 3) в соответствии с ч. 2 ст. 45 ГК РФ военнослужащий или иной гражданин, пропавший без вести в связи с военными действиями, может быть объявлен судом умершим не ранее чем по истечении двух лет со дня окончания военных действий.
Подача заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим, в то время как установленный законом срок (ст. 42, 45 ГК РФ) еще не истек, не может свидетельствовать об отсутствии у заявителя юридического интереса, так как сам вопрос об истечении срока может быть спорным. Подача заявления о признании лица безвестно отсутствующим или об объявлении умершим до истечения установленных в законе сроков влечет возвращение заявления (ст. 135 ГПК РФ).
Вопрос об истечении срока должен быть решен при рассмотрении дела по существу в судебном заседании.
При подаче в суд заявления по этой категории дел заявителю необходимо уплатить государственную пошлину (п. 8 п. 1 ст. 333.19 НК РФ), за исключением заявителей, освобожденных от ее уплаты (подп. 11, 12 п. 1 ст.
333.35, подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ).
Другой комментарий к Ст. 277 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. В соответствии с комментируемой статьей дела данной категории могут быть возбуждены, если в заявлении указана цель обращения к суду. Такой целью может быть расторжение брака, получение пенсии по случаю потери кормильца, требование уплаты долга и др. Если цель не указана, то в соответствии со ст.
136 ГПК заявление остается без движения, а заявителю предоставляется срок для устранения этого недостатка.
2. В заявлении должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина. Такими обстоятельствами могут быть любые данные, свидетельствующие об отсутствии в месте жительства гражданина сведений о нем в течение одного года (отрицательные ответы на запросы по последнему известному месту пребывания гражданина, месту работы, месту рождения, предполагаемому месту нахождения и т.п.).
В заявлении необходимо изложить обстоятельства, угрожавшие пропавшему без вести смертью (например, наводнение, землетрясение) или дающие основание предполагать его гибель от определенного несчастного случая (например, авиакатастрофа).
Помимо этого должны быть приведены факты, подтверждающие длительность отсутствия гражданина в месте его жительства.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, должен быть указан день окончания этих действий.
Статья 278 ГПК РФ. Действия судьи после принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим
1. Судья при подготовке дела к судебному разбирательству выясняет, кто может сообщить сведения об отсутствующем гражданине, а также запрашивает соответствующие организации по последнему известному месту жительства, месту работы отсутствующего гражданина, органы внутренних дел, службу судебных приставов, воинские части об имеющихся о нем сведениях.
2. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего имуществом такого гражданина.
3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора.
Комментарий к Статье 278 ГПК РФ
1. По делам указанной категории проводится тщательная подготовка дела к судебному разбирательству (гл. 14 и ст. 278 ГПК РФ), в ходе которой судья должен привлечь к участию в деле всех заинтересованных лиц. В зависимости от того, какую цель имеет обращение заявителя в суд, в качестве заинтересованных лиц могут привлекаться как физические лица, так и организации: пенсионные фонды, члены семьи заявителя, имеющие право на получение пенсии по случаю потери кормильца, если цель признания лица безвестно отсутствующим или объявления умершим состоит в назначении пенсии заявителю или его детям; другие наследники заявителя или финансовые органы; лица, имеющие право на получение содержания, если цель заключается в получении наследства или содержания из имущества безвестно отсутствующего.
Непривлечение к участию в деле всех заинтересованных в исходе дела лиц и организаций является ошибочным.
Подготовка дела к судебному разбирательству имеет также целью собирание всех необходимых доказательств, свидетельствующих о действительном отсутствии гражданина в месте постоянного жительства. Поэтому в ходе подготовки дела судья выясняет, какие лица (родственники, сослуживцы и др.) могут сообщить сведения об отсутствующем гражданине, запрашивает соответствующие организации (органы внутренних дел, воинские части и др.) по последнему известному месту жительства и месту работы отсутствующего (ч. 1 ст.
278 ГПК РФ).
Успешное решение этого вопроса возможно только при условии, что судья располагает достаточными сведениями о последнем известном месте жительства и месте работы гражданина, о круге его родственников, сослуживцев, партнеров по бизнесу и т.д. Все эти сведения должны быть указаны в заявлении или выявлены при опросе заявителя или его представителя по существу заявленных им требований (ч. 1 ст. 150 ГПК РФ). Установив круг этих лиц и организаций, располагающих или могущих располагать сведениями о пропавшем гражданине, судья должен запросить их обо всех имеющихся у них сведениях.
Суд не должен назначать дело к слушанию и рассматривать его по существу до тех пор, пока не получит из соответствующих мест и органов категорических ответов об отсутствии лица и о том, что его местопребывание неизвестно. Справка из органов внутренних дел о прекращении розыска не может быть принята судом как достоверное доказательство невозможности установления местонахождения отсутствующего лица. Между тем суды иногда при наличии такой справки не посылают никаких запросов и не исследуют других доказательств.
В тех случаях, когда гражданин, в отношении которого возбуждено дело об объявлении умершим, пропал без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать гибель от определенного несчастного случая, суд должен истребовать в ходе подготовки дела документы, подтверждающие указанные обстоятельства, а в случае их отсутствия решить вопрос о вызове в судебное заседание свидетелей.
Для признания гражданина безвестно отсутствующим судье необходимо установить день получения последних сведений об отсутствующем. При невозможности это сделать началом исчисления срока для признания безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за днем, когда были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности — 1 января следующего года. При этом день получения последних сведений о пропавшем может быть определен по дате обращения заинтересованных лиц в органы внутренних дел с заявлением о розыске пропавшего.
В отношении военнослужащих или иных граждан, пропавших без вести в связи с военными действиями, в заявлении следует указывать день окончания военных действий. Днем окончания военных действий следует называть только со ссылкой на официальное сообщение компетентных лиц: Президента РФ, Правительства РФ или Минобороны России — о прекращении соответствующих военных действий, например о прекращении операции по восстановлению конституционного порядка на территории Чечни. Указание на день окончания военных действий может быть признано судом общеизвестным фактом, не нуждающимся в доказывании (ч. 1 ст.
61 ГПК РФ).
2. При наличии оснований (угроза расхищения, порча имущества) судья может предложить органам опеки и попечительства (но не обязать) назначить доверительного управляющего для охраны имущества отсутствующего гражданина (ч. 2 ст. 278 ГПК РФ).
3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с участием прокурора. Поэтому судья в ходе подготовки дела к судебному разбирательству обязан направить прокурору извещение о месте и времени судебного разбирательства.
Другой комментарий к Ст. 278 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
1. После принятия заявления о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим судья в порядке подготовки дела к судебному разбирательству выявляет круг лиц, которые могут сообщить информацию об отсутствующем гражданине, направляет запросы в организации по последнему известному месту его жительства и работы, в органы внутренних дел, воинские части.
2. Кроме того, судья в случае угрозы расхищения, порчи или повреждения имущества безвестно отсутствующего может предложить органу опеки и попечительства назначить доверительного управляющего его имуществом. Такое предложение оформляется определением, которое является обязательным для исполнения.
3. Дела о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим рассматриваются с обязательным участием прокурора. Прокурор извещается судом о времени и месте рассмотрения дела. В случае неявки прокурора дело подлежит отложению.
Участие прокурора призвано гарантировать защиту прав и интересов гражданина, в отношении которого заявлено требование о признании его безвестно отсутствующим или об объявлении умершим.