Статья 275. Государственная измена 2024

В Москве по делам о госизмене (ст. 275 УК) с начала 2024 года арестовали 15 человек, следует из данных портала Мосгорсуда, которые проанализировал РБК. Это больше, чем за весь 2022 год, когда в столице по обвинению в госизмене в СИЗО поместили 13 человек. В 2021 году мера пресечения в виде ареста по ст. 275 УК была избрана в отношении десяти человек, в 2020-м — шести, а в 2019-м — 11.

Таким образом, число арестованных в 2024 году является рекордным как минимум за последние пять лет.

Как мы считали

При подсчете учитывались подозреваемые, которым суды Москвы в течение 2024 года избрали меру пресечения или впервые продлили ее, в случае если портал Мосгорсуда ранее не содержал данные об аресте. Это позволяет учитывать случаи, когда человек мог быть арестован в одном из регионов России, а после доставлен в СИЗО Москвы. Аналогичным способом учитывались аресты за предыдущие годы. Дела по госизмене подследственны ФСБ, расследование по ним проводят следователи службы. Дела, которые ведут Центральное следственное управление ФСБ и ФСБ по Москве, слушаются в судах Москвы — Лефортовском и Мещанском соответственно.

Как правило, именно на Лефортовский суд Москвы приходилась большая часть дел по ст. 275 УК.

О большинстве из 15 арестованных в Москве в 2024 году практически ничего не известно — процессы проходят в закрытом режиме.

Один из фигурантов — Кича Д.А., которого Лефортовский суд Москвы арестовал в апреле. Тогда ТАСС со ссылкой на правоохранительные органы сообщил, что речь идет о Дмитрии Киче, сотруднике столичного оружейного завода «Промтехнология» (выпускает охотничьи и спортивные винтовки под торговой маркой ORSIS). Кича занимал должность заместителя начальника испытательной лаборатории, его обвинили «в государственной измене в пользу зарубежных стран» (каких не уточняется). Еще один арестованный — Михаил Взводнов.

Источник ТАСС сообщал, что он работал в Ростове-на-Дону инженером-конструктором на предприятии оборонно-промышленного комплекса. ФСБ считает, что он передал военной разведке Украины данные о расположении предприятий ОПК, средствах ПВО и личном составе Вооруженных сил России. В конце апреля Лефортовский суд в течение недели отправил под стражу сразу пять подозреваемых в госизмене: Бойко Е.Ю., Довганя А.С., Плыску Ю.В., Расулова Р.Н. и Слободчикову Н.М.

В начале июля был арестован бывший директор Первого крымского детективного агентства Андрей Наухацкий. В мае суд избрал меру пресечения уроженке Крыма Ление Умеровой. 24-летняя девушка жила в Киеве, куда переехала в 2015 году.

В декабре 2022 года она решила приехать в Крым, чтобы навестить отца, и была задержана пограничниками на КПП «Верхний Ларс», сообщало со ссылкой на ее брата украинское издание UA South. Умерову признали виновной в нарушении правил пересечения границы России (ч. 1 ст.

18.1 КоАП), а после обвинили в госизмене и этапировали в Москву.

Как изменилась статья о госизмене

Статья 275 Уголовного кодекса («Государственная измена») предусматривает максимальное наказание вплоть до пожизненного заключения. Ответственность по статье ужесточили весной 2024 года, поправки были разработаны и приняты в течение месяца после гибели при взрыве в петербургском кафе военкора Владлена Татарского. Ранее максимальное наказание по ст. 275 УК составляло 20 лет заключения. Суд мог назначить больший срок в случае, если подсудимый обвинялся по нескольким эпизодам.

Материалы дел по статье о госизмене, как правило, засекречиваются, процессы проходят в закрытом режиме. Детали обвинений не разглашаются. Летом 2022 года депутаты расширили понятие госизмены, приравняв к ней «действия, связанные с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий» против России.

В последнее время дела о госизменах чаще стали рассматривать в регионах, отметил в разговоре с РБК председатель московской коллегии адвокатов «Князев и партнеры» Андрей Князев. По его словам, одна из причин — увеличение числа дел по ст. 275 УК. Роль также играет расширение понятия госизмены, к которой теперь относится, например, и перевод средств на нужды ВСУ, добавил адвокат. «Измена измене рознь.

Уровень расследования перечисления денег ВСУ и передачи секретных данных кадровым военным будет отличаться, как и требуемый уровень компетенции следователя. Это не требует ознакомления с секретными документами, документами особой важности, чем занимаются в центральном аппарате — нет нужды привозить подозреваемых в Москву. Поэтому дела остаются в регионе», — сказал Андрей Князев. В то же время Лефортовский суд — суд, где остается больше всего дел о госизмене, указывает адвокат.

Процессы против ученых, например, остаются там, отметил он.

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

За что и против кого возбуждали дела в регионах

С 2022 года ФСБ опубликовала 26 сообщений о задержании подозреваемых в совершении госизмены, в четырех из них речь шла о задержании сразу двух и более фигурантов. Большая часть таких сообщений (18) пришлась на 2024 год. Чаще всего в течение текущего года о задержаниях сообщали в Хабаровском крае (четыре случая) и Крыму (два случая), среди других регионов — Тюменская, Амурская, Омская, Ростовская, Сахалинская, Воронежская области. О задержаниях по подозрению в госизмене также постоянно отчитываются региональные управления ФСБ — с начала 2024 года СМИ со ссылкой на пресс-службы управлений сообщали как минимум о десяти таких случаях. Точное число возбужденных дел по ст.

275 УК неизвестно — ФСБ не размещает статистику о них в открытом доступе.

В сообщениях ФСБ не указаны ФИО задержанных. Подозреваемые в госизмене могли быть арестованы сначала в судах в регионе, а затем доставлены в СИЗО Москвы (где уже возможно продление меры пресечения). Поэтому часть упомянутых в релизах ФСБ людей может быть учтена при анализе данных портала Мосгорсуда.

Практически все уголовные дела о госизмене из сообщений ФСБ были возбуждены из-за действий в пользу Украины. Как минимум восемь дел касались перевода денег ВСУ. Один из переводов был выполнен с помощью криптовалютных инструментов. Согласно сообщениям, все дела об оказании финансовой помощи были возбуждены в 2024 году. Так, например, в июле ФСБ задержала сменившего пол ЛГБТ-активиста по подозрению в финансовой поддержке ВСУ.

В релизе подчеркивалось, что задержанный был волонтером «ОВД-Инфо» (внесен в реестр иноагентов) и администратором «тематического антироссийского информационного ресурса». А в Пермском крае заподозрили в оказании финансовой помощи ВСУ сотрудника одного из банков. По версии ведомства, он перевел на счет украинской кредитно-финансовой организации средства для покупки ВСУ беспилотников и тепловизоров.

ФСБ также возбуждала уголовные дела за передачу украинской стороне сведений о российских военных объектах и транспортной инфраструктуре, пересылку информации о расположении предприятий ОПК, средств ПВО или видеозаписей перемещения военной техники. Один из фигурантов — 34-летний уроженец Крыма — отправил такую видеозапись «в чат-бот одного из украинских телеграм-каналов, используемых украинскими спецслужбами для сбора разведданных». Спецслужба сообщала и о задержаниях при попытке перейти границу, чтобы участвовать в боевых действиях на стороне Украины — в частности, 12 января на железнодорожной станции в Твери «пресечена противоправная деятельность гражданина РФ 1982 года рождения», в апреле аналогичный случай произошел в Белгородской области, там задержали 20-летнего россиянина, а в июне задержали жителя Нальчика. В начале августа арестовали жителя Тамбовской области, который выезжал через Турцию на Украину для вступления в ВСУ. Про данным ФСБ, он в течение нескольких месяцев изучал литературу по тактической медицине, вооружению и военной технике.

В конце июля трех жителей Воронежской области задержали по подозрению в госизмене за помощь членам «Правого сектора» (признан экстремистским и запрещен в России). Кроме того, в июле ФСБ задержала россиянина, который склонял офицера одной из воинских частей к переходу вместе с вверенным ему подразделением на сторону ВСУ. А в Курской области задержали несколько человек, которых подозревают в передаче ВСУ сведений об объектах Минобороны.

В ФСБ считают, что данные могли быть использованы для диверсий и терактов, ударов высокоточным оружием и беспилотниками в районах погрузки и на путях следования военной техники. Расширение практики по делам о госизмене оказывает влияние на портрет фигурантов таких дел, отметил адвокат Андрей Князев. «Если раньше госизмена была связана именно с контактами со специалистами разведок иностранных стран — правильные они были или неправильные, знал об этом человек, не знал, — то сейчас можно совсем никуда не выезжать», — сказал он. Как отмечает Князев, к ответственности за госизмену могут быть привлечены и привлекаются люди, которые не имели доступа к секретным материалам: с расширением статьи под нее попала совершенно другая категория граждан. В статье о госизмене есть оговорка про «иную помощь» иностранному государству, направленную против безопасности России, отметил в разговоре с РБК управляющий партнер адвокатского бюро «Коблев и партнеры» Руслан Коблев.

По его словам, под ст. 275 УК могут попасть и люди, не обладающие доступом к гостайне, так она «значительно шире». «Любой житель может быть привлечен, которого завербовали и, условно говоря, сказали: «Иди считай танки по проселочной дороге», — формально состав уже есть. Ключевым является факт вербовки спецслужбами», — указал адвокат.

Ряд дел касался передачи технической документации бывшими и нынешними сотрудниками предприятий ОПК. Так, в июне ФСБ сообщила о задержании бывших работников оборонно-промышленного комплекса: по данным ведомства, они сотрудничали с украинской разведкой. В сентябре 2022 года стало известно о задержании директора по качеству авиационного завода из Московской области, который сфотографировал на телефон чертежи деталей боевой авиационной техники и отправил гражданину Украины — сотруднику Одесского авиационного завода. Среди фигурантов есть и ученые. В мае сотрудники Института теоретической и прикладной механики имени Христиановича опубликовали открытое письмо, из которого стало известно об аресте новосибирского физика Валерия Звегинцева по подозрению в госизмене.

Портал НГС сообщал, что Звегинцева арестовали в апреле. В то же время сведений об аресте или продлении ареста на портале Мосгорсуда нет. Дело ученого может расследоваться в регионе.

Фото: Shutterstock

Как дела рассматривали суды и к каким срокам приговаривали

Перечисленные задержания пока не включены в судебную статистику — там отражены только приговоры, а процессы по госизмене могут длиться продолжительное время. По данным статистики Верховного суда, число осужденных по ст. 275 УК в 2022 году составило 16 человек, в 2021-м — 14, в 2020-м — шесть человек. В то же время появляется информация о единичных приговорах 2024 года. В апреле Ростовский областной суд приговорил россиянина Евгения Никифорова к шести с половиной годам заключения за попытку перехода границы с целью воевать в составе ВСУ, а в июне Второй западный окружной военный суд назначил десять лет Ярославу Владыко, намеревавшемуся вступить в «Правый сектор» (организация признана экстремистской и запрещена в России).

Среди других приговоров — наказание пять с половиной лет колонии строгого режима жителю Санкт-Петербурга, собиравшемуся перейти на сторону Украины, и шесть лет еще одному петербуржцу, попытавшемуся вплавь пересечь границу с Украиной в Черноморском районе Крыма. Последний купил гидрокостюм, ласты, наручный компас, подводный фонарь, мешки из водонепроницаемой ткани и другие приспособления. «Он выполнял различные техники плавания и отдыха на воде, при этом соблюдал меры конспирации, уклоняясь от возможного пресечения его противоправной деятельности сотрудниками пограничных органов Российской Федерации», — сообщала пресс-служба Верховного суда Крыма. 25 июля Курский областной суд вынес приговор бывшим супругам, работавшим на оборонном предприятии: мужчину приговорили к 17 годам лишения свободы, женщину — к 13 годам. 50-летний мужчина и 41-летняя женщина обвинялись в сборе сведений по заданию иностранной разведки, а также в подготовке взрыва для повреждения объекта транспортной инфраструктуры.

В конце июля Краснодарский краевой суд приговорил бывшего сотрудника регионального Минприроды Артура Катрычко к 12 годам колонии. Как сообщили в ФСБ, он передавал украинским спецслужбам полученные на работе сведения, которые могли быть использованы против безопасности России.

Новая статья Уголовного кодекса

Летом 2022 года в Уголовном кодексе появилась ст. 275.1, которая ввела ответственность за «конфиденциальное сотрудничество» с иностранными спецслужбами в целях оказания им содействия в работе, «заведомо направленной против безопасности» России. С момента ее появления Лефортовский суд Москвы арестовал трех человек, следует из данных портала Мосгорсуда.

Первым фигурантом стал Павел Пищулин, меру пресечения которому избрали спустя несколько месяцев после появления статьи. Заседание в суде проходило за закрытыми дверями, а ходатайство носило гриф «секретно». Второй фигурант по ст. 275.1 УК, петербуржец Даниил Кринари, был задержан в белорусском городе Гродно в декабре 2022 года и экстрадирован в Москву по запросу ФСБ, сообщил в апреле 2024 года телеканал ОНТ со ссылкой на КГБ Белоруссии.

Как прозвучало в эфире телеканала, Кринари под руководством сотрудника военной разведки Украины Вячеслава Розума вербовал в Белоруссии агентов. Третьим арестованным стал экс-сотрудник посольства США в России Роберт Шонов. 62-летний Шонов раньше работал в американском консульстве во Владивостоке, оформлен был в посольстве Соединенных Штатов.

Рекомендация  Статья 60. Общие начала назначения наказания 2024

Также в конце февраля по делу о тайном сотрудничестве был арестован житель Тульской области. В ФСБ утверждали, что мужчина контактировал с представителями иностранной организации и оказывал им содействие в деятельности, направленной против безопасности России.

Резонансные дела о госизмене последних лет

Летом 2022 года по подозрению в госизмене были задержаны двое ученых — научный сотрудник Института теоретической и прикладной механики Сибирского отделения РАН Анатолий Маслов, а также директор этого института Александр Шиплюк. Оба исследователя занимались высокоскоростной аэрогазодинамикой. Вскоре суд в Новосибирске также арестовал ученого Новосибирского государственного университета Дмитрия Колкера. Его подозревали в передаче данных, содержащих гостайну, Китаю.

3 июля стало известно, что Колкер умер в СИЗО, у него была диагностирована четвертая стадия рака поджелудочной железы. Дело по ст. 275 УК также возбудили против оппозиционера Владимира Кара-Мурзы.

Оно касалось трех выступлений публициста за рубежом: 8 октября 2021 года в Лиссабоне на парламентской ассамблее НАТО, 29 октября в Осло на Хельсинкском комитете и 29 марта 2022 года в Вашингтоне на Хельсинкской комиссии конгресса США. Приговор оппозиционеру — 25 лет колонии строгого режима — стал первым известным случаем применения расширенной редакции статьи о госизмене. 26 июля Мосгорсуд вынес приговор основателю компании Group-IB Илье Сачкову. Его отправили в колонию строгого режима на 14 лет.

Детали обвинения не раскрываются, Сачков называл обвинение против себя «новым делом Дрейфуса» и заявлял, что он «не изменник, не шпион и не предатель», а инженер, который «неоднократно доказывал преданность и пользу Родине». 5 сентября 2022 года был вынесен приговор журналисту Ивану Сафронову, его приговорили к 22 годам лишения свободы в колонии строгого режима. Детали обвинения не раскрывались, но защита Сафронова сообщала, что, по версии ФСБ, он был завербован спецслужбами Чехии в 2012 году, а в 2017 году он передал секретные сведения «о военно-техническом сотрудничестве России с одним из североафриканских государств и действиях российских ВС на Ближнем Востоке.

Сафронов отрицает все обвинения, в его поддержку выступали журналисты и общественные деятели.

Приняты поправки в УК и УПК, касающиеся защиты от новых форм преступлений и угроз госбезопасности

В законе конкретизировано понятие госизмены, определено понятие «осуществление конфиденциального сотрудничества со спецслужбами иностранных государств», а также усилена ответственность за наемничество

08 июля 2022

Фото: «Адвокатская газета»

По мнению одного из адвокатов, итоговая редакция принятого закона не решила основной проблемы: «размытость» отдельных формулировок стала еще очевиднее, а некоторые термины и словосочетания требуют дополнительного разъяснения, в том числе путем обобщения правоприменительной практики. Другой полагает, что итоговый вариант поправок вызывает много вопросов, кроме того, он усомнился в необходимости ряда вводимых законоположений при наличии существующих уголовно-правовых норм и сложившейся практики их применения.

Госдума приняла поправки в УК и УПК РФ, направленные на совершенствование уголовно-правовой охраны национальных интересов России, а также прав и свобод граждан от новых форм преступной деятельности и угроз госбезопасности.

Исходный текст поправок

Как ранее писала «АГ», соответствующим законопроектом (№ 130406-8), внесенным в Госдуму в мае, предлагалось закрепить в ст. 208 УК ответственность за участие гражданина в вооруженном конфликте или военных действиях против интересов страны при отсутствии признаков госизмены. Одновременно в ст.

275 УК предлагалось внести уточнение в целях отнесения к госизмене действий, связанных с переходом на сторону противника в условиях вооруженного конфликта или военных действий против России.

Читайте также
Депутаты предложили конкретизировать понятие государственной измены

Кроме того, они предлагают ввести уголовную ответственность за «конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами»

01 июня 2022 Новости

Кроме того, Кодекс предлагалось дополнить ст. 275.1 об ответственности за конфиденциальное сотрудничество со спецслужбами иностранных государств и ст. 280.4, устанавливающей ответственность за публичные призывы к осуществлению деятельности против безопасности России либо к воспрепятствованию исполнению органами власти своих полномочий по обеспечению безопасности страны.

Авторы поправок предлагали ужесточить санкции ст. 359 УК и указать в ч. 1, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а равно его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы на срок от 12 до 18 лет. За участие в качестве наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (ч.

3 ст. 359 УК) было предложено наказывать лишением свободы на срок от 7 до 15 лет.

Помимо этого, в ст. 284.1 УК («Осуществление деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории России ее деятельности») предлагалось внести уточнение, устанавливающее возможность ее применения к фактам совершения соответствующих преступлений за пределами территории России.

По мнению авторов законопроекта, его принятие будет способствовать повышению эффективности системы выявления, предупреждения и пресечения преступной деятельности, осуществляемой в целях подрыва основ конституционного строя, обороноспособности страны и безопасности государства.

В процессе рассмотрения в Госдуме законопроект был существенно доработан.

Ответственность за переход на сторону противника и конфиденциальное сотрудничество с иностранными спецслужбами

Так, гл. 28 «Преступления в сфере компьютерной информации» УК пополнилась ст. 274.2, согласно которой за нарушение порядка установки, эксплуатации и модернизации в сети связи технических средств противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории РФ сети «Интернет» и сети связи общего пользования либо несоблюдение технических условий их установки или требований к сетям при использовании указанных технических средств штрафные санкции для должностного лица или ИП, подвергнутых административному наказанию по ч. 2 ст.

13.42 КоАП, составят от 700 тыс. до 1,5 млн руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от года до полутора лет либо наказываются исправительными работами на срок до года, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Аналогичная ответственность предусмотрена за нарушение требований к пропуску трафика через технические средства противодействия угрозам устойчивости, безопасности и целостности функционирования на территории России сети «Интернет» и сети связи общего пользования.

Новой редакцией ст. 275 УК «Государственная измена» установлена также ответственность за переход на сторону противника – то есть за участие лица в составе непосредственно противостоящих России сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники. Переход на сторону противника карается лишением свободы от 12 до 20 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от трех лет либо без такового, и с ограничением свободы до двух лет.

Кодекс также дополнен ст. 275.1 «Сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией», согласно которой установление и поддержание гражданином РФ сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации в целях оказания им содействия в деятельности, заведомо направленной против безопасности России (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275), наказываются лишением свободы на срок от 3 до 8 лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок до двух лет (либо без такового).

В примечании к ст. 275.1 указано, что лицо освобождается от уголовной ответственности, если добровольно и своевременно сообщило органам власти об установлении и о поддержании отношений сотрудничества на конфиденциальной основе с представителем иностранного государства, международной либо иностранной организации, не совершило никаких действий по исполнению полученного от него задания и если в действиях этого лица не содержится иного состава преступления.

Новой редакцией ст. 276 УК к шпионажу также относятся передача, собирание, похищение или хранение в целях передачи противнику сведений, которые могут быть использованы против Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов РФ, совершенные в условиях вооруженного конфликта, военных или иных действий с применением вооружения и военной техники с участием России. В примечании пояснено, что под противником понимаются иностранное государство, международная либо иностранная организация, противостоящие России в вооруженном конфликте, военных или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

Ответственность за призывы к деятельности, направленной против безопасности государства

Кроме того, в гл. 29 УК введена ст. 280.4, согласно которой публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности страны влекут штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишение свободы на срок от двух до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

За те же деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору, лицом с использованием служебного положения, с использованием СМИ или информационно-коммуникационных сетей, включая Интернет, установлен штраф от 300 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет либо лишение свободы на срок от 3 до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 5 лет (или без такового) и с ограничением свободы на срок от полугода до двух лет (или без такового). Если указанные деяния совершены организованной группой, срок лишения свободы составит от 5 до 7 лет со штрафом от 500 тыс. до 2,5 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 3 до 5 лет или без такового с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 15 лет (или без такового) и с ограничением свободы на срок от шести месяцев до двух лет (или без такового).

Кроме того, в принятый закон была включена и ст. 282.4 УК, касающаяся неоднократных пропаганды либо публичного демонстрирования атрибутики или символики нацизма и сходных с нацистской экстремистских организаций либо иных атрибутики или символики, пропаганда либо публичное демонстрирование которых запрещены законом. В частности, за совершение указанных деяний лицом, подвергнутым административному наказанию за любое из правонарушений по ст. 20.3 КоАП, предусмотрены штраф от 600 тыс. до 1 млн руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, либо обязательные работы на срок до 480 часов, либо исправительные работы на срок от года до двух лет, либо принудительные работы на срок до 4 лет, либо лишение свободы на тот же срок. Такие же санкции установлены за изготовление или сбыт в целях пропаганды либо приобретение в целях сбыта или пропаганды указанной атрибутики или символики лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за совершение нарушения по ст.

20.3 КоАП.

Кодекс также дополнен ст. 283.2 «Нарушение требований по защите государственной тайны». Санкцией данной статьи установлено, что выезд из России гражданина РФ, допущенного или ранее допускавшегося к гостайне, право которого на выезд из страны заведомо ограничено в соответствии с законодательством о государственной тайне, равно как незаконные перемещение или пересылка носителей, содержащих сведения, относящиеся к гостайне, наказываются штрафом от 200 тыс. до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до двух лет либо лишением свободы до трех лет (либо четырех лет соответственно) с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Если указанные деяния совершены с применением насилия или угрозой его применения либо должностным лицом с использованием служебного положения, наказание составит штраф от 300 тыс. до 600 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от года до трех лет либо лишение свободы до 6 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет. Те же деяния, совершенные организованной группой, наказываются штрафом от 500 тыс. до 700 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет либо лишением свободы на срок от 3 до 7 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до трех лет.

Помимо этого, скорректирован ряд норм гл. 34 УК. В частности, новой редакцией ст.

359 «Наемничество» предусмотрено, что вербовка, обучение, финансирование или иное материальное обеспечение наемника, а также его использование в вооруженном конфликте или военных действиях наказываются лишением свободы от 12 до 18 лет с ограничением свободы на срок от года до двух лет либо без такового. Те же деяния, совершенные лицом с использованием служебного положения или в отношении несовершеннолетнего, караются лишением свободы сроком от 15 до 20 лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до трех лет (либо без такового) и с ограничением свободы на срок от года до двух лет (либо без такового). За участие наемника в вооруженном конфликте или военных действиях (при отсутствии признаков преступления по ч. 3 ст.

Рекомендация  Сроки постановки на учет купленного автомобиля 2024

208 УК) предусмотрено лишение свободы на срок от 7 до 15 лет с ограничением свободы на срок до года (либо без такового).

Корреспондирующие изменения внесены в УПК РФ.

Адвокаты критически оценили изменения

Редакция «АГ» попросила оценить принятые поправки адвокатов, которые комментировали их на стадии внесения законопроекта в Госдуму.

Как отметил адвокат КА г. Москвы «Якупов и партнеры» Дмитрий Мыльцын, в принятой редакции ст. 275 УК указано, что выдаваемая иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям информация должна составлять исключительно сведения, содержащие государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством. Кроме того, исключение из примечания № 1 к ст.

275 фразы «в условиях вооруженного конфликта», по мнению адвоката, расширяет пределы уголовной ответственности за предусмотренные данной нормой деяния.

Также изменения внесены и в содержание ст. 275.1 УК, – в частности, исключено указание на сотрудничество на конфиденциальной основе с представителями иностранного государства, международной либо иностранной организации, а также с иностранными специальными службами, заметил он. «В окончательной редакции поправок полностью удален ряд примечаний, подробно раскрывающих понятие конфиденциального сотрудничества, специальной службы, международной или иностранной организации для целей настоящей статьи. Сохранено лишь указание на возможность освобождения лица от уголовной ответственности при добровольном и своевременном сообщении о таком сотрудничестве», – заметил Дмитрий Мыльцын.

Таким образом, резюмировал адвокат, внесение изменений в законопроект при прохождении трех стадий рассмотрения в Госдуме не решило основной проблемы: «размытость» отдельных формулировок стала еще более очевидной, отдельные термины и словосочетания требуют дополнительного разъяснения, в том числе путем обобщения правоприменительной практики: «Решить данную проблему отчасти способен Пленум Верховного Суда РФ. Однако сама потребность в данных поправках вызвана, скорее, ситуативным характером и внешнеполитической ситуацией, так как и ранее действовавшее правовое регулирование содержало размытость формулировок».

По мнению адвоката КА «Лапинский и партнеры» Константина Кузьминых, проблемным с точки зрения правоприменения может стать использование в ст. 275.1 и 280.4 УК понятия о действиях, направленных против безопасности РФ, на что, заметил он, обращалось внимание в отзывах на законопроект. «Очевидно, что по этой причине в закон включено примечание к ст. 280.4 о том, какую деятельность следует квалифицировать как направленную против безопасности РФ, – считает адвокат. – Получается, что речь будет идти о публичных призывах к совершению преступлений, предусмотренных почти тридцатью статьями УК, в которые наряду с преступлениями, включенными в гл. 29, предусматривающую охраняемым объектом безопасность государства, включены разные преступления из иных глав Кодекса (с иными охраняемыми законом объектами) – например, дача или получение взятки, контрабанда наличных денежных средств, иные разные виды контрабанды (в том числе особо ценных диких животных или, например, зарубежных лекарств, отнесенных в нашей стране к наркотикам или к сильнодействующим средствам) и ряд иных преступлений, посягающих на иные охраняемые законом объекты.

Тогда странно, почему в перечень статей этого примечания вошла ст. 209 УК (про бандитизм), но не ст. 105 про убийства или ст. 207 про распространение разного рода ложной информации; включена статья о неисполнении приказа, но не включена ст.

318 (о насилии в отношении представителя власти)».

То есть, подытожил Константин Кузьминых, логика формирования примечания к ст. 280.4 УК оказалась непонятной именно по причине того, что преступления против безопасности государства до принятия указанных поправок были определены в диспозициях статей гл. 29 Кодекса. «Теперь это понятие превратилось в “мешанину” из наскоро выбранных из Кодекса отдельных запрещенных законом действий, без учета того, что в Концепции национальной безопасности, частью которой является госбезопасность, борьба с преступностью является традиционной задачей государства», – подчеркнул Константин Кузьминых.

Более того, добавил он, если в ст. 280.4 определение понятия о деятельности, направленной против безопасности РФ, уже появилось, а в ст. 275.1 УК аналогичного примечания нет, то при отсутствии в Кодексе какого-либо иного определения такой деятельности данное примечание разумно распространить и на квалификацию по ст. 275.1.

Но тогда, добавил адвокат, о чем пойдет речь при оценке действий лица, осуществляющего конфиденциальное сотрудничество с иностранным государством или организацией, – о подготовке перечисленных в примечании к ст. 280.4 преступлений?

«Если же для ст. 275.1 УК предполагается иное, отличное от примечания к ст. 280.4, толкование безопасности государства, мы опять возвращаемся к неопределенности правовой нормы, о недопустимости чего неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ.

Но даже если для целей ст. 275.1 свести понятие о деятельности, направленной против безопасности государства, к указанным в примечании к ст. 280.4 составам преступлений, откуда человеку знать, готовит представитель международной или иностранной организации преступление или нет? – задался вопросами Константин Кузьминых. – Анализ принятых изменений позволяет сделать вывод, что любому гражданину, который пообщался с иностранцем, стоит на всякий случай сообщить об этом органу власти (ценным письмом, например) – для обеспечения соблюдения условия примечания к ст.

275.1 УК, – практически как в сюжете начала романа “Мастер и Маргарита”».

По мнению адвоката, необходимость иных принятых законом статей при наличии уже существующих уголовно-правовых норм и сложившейся практики их применения представляется неочевидной. «Например, неясно, что имеется в виду в ч. 2 ст. 283.2 УК о незаконной пересылке за пределы РФ носителей со сведениями, составляющими гостайну, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного ст. 275, 276 и 283 Кодекса?

Если подразумевается, что такие носители переслало не осведомленное об их содержании лицо, это не является преступлением в силу общего правила ч. 2 ст. 5 УК о запрете объективного вменения. А если данное лицо знало, для чего тогда новая специальная норма при наличии существующих трех указанных статей?» – заключил Константин Кузьминых.

«Даже за общение с иностранцем». Юрист объяснил, кого могут признать «предателем родины» по новому закону

Госдума приняла так называемый «закон о госизмене». Уголовный и Уголовно-процессуальные кодексы РФ решили изменить «в целях совершенствования уголовно-правовой охраны национальных интересов Российской Федерации, прав и свобод граждан от новых форм преступной деятельности и угроз государственной безопасности». Кто теперь может стать «предателем Родины»?

И как будет работать закон? Объясняет юрист Юлия Федотова.

Депутаты внесли серьезные новшества в Уголовный кодекс. Теперь участием в «незаконном вооруженном формировании» считается участие в любых «действиях» с применением военной техники на территории другого государства в целях, противоречащих интересам РФ. Наказание — от 12 до 20 лет тюрьмы.

С учетом неопределенности понятия «интересов РФ» неясно, будет ли таким преступлением считаться, например, отказ российского военнослужащего от участия в таком «действии», озвученный уже во время конфликта на территории другого государства. Потому что «отказ» — он ведь явно не «в интересах», а вполне себе «против».

Статья 275 УК РФ «о госизмене» была переписана. Теперь госизменой, помимо шпионажа и выдачи гостайны, считается «переход на сторону противника» либо оказание «финансовой или иной помощи» иностранному государству, организации, их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ. Это грозит сроком от 12 до 20 лет.

И если «переход на сторону противника» законом конкретизирован как участие в составе непосредственно противостоящих РФ войск (хотя мы «ни с кем не воюем»), то про «оказание помощи» ничего не ясно совершенно.

Формально под «оказание помощи» могут подпадать такие действия, как:

  • отправить 500 рублей беженцам с Украины не в Россию;
  • отправить 500 рублей беженцам с Украины в Россию;
  • приютить у себя украинских беженцев;
  • писать посты в поддержку пострадавших на Украине (чем не «иная помощь»);
  • оказывать психологические консультации пострадавшим в ходе спецоперации;
  • отправить 100 рублей какой-нибудь Amnesty International или другим правозащитным организациям и правозащитникам.

Новый «закон о госизмене» ввел еще одну статью — за «сотрудничество на конфиденциальной основе с иностранным государством, международной либо иностранной организацией».

Срок наказания по этой статье — от 3 до 8 лет. Формально под сотрудничество с иностранным государством или компанией может подпадать даже непубличное общение с иностранцем, который имеет отношение к госорганам. А также непубличное общение с какой-нибудь Amnesty International.

Еще одна новелла — «публичные призывы к осуществлению деятельности, направленной против безопасности государства, либо к воспрепятствованию исполнения органами власти и их должностными лицами своих полномочий по обеспечению безопасности Российской Федерации».

Власти России уверены в том, что спецоперация проводится исключительно во имя безопасности. В примечании к статье перечислена эта самая «деятельность» (контрабанда оружия, наркотиков, оставление части и др.).

Неоднократная демонстрация нацисткой или иной запрещенной атрибутики или символики — теперь не административное, а уголовное нарушение. И влечет лишение свободы на срок до 4 лет по новой статье 282.4 УК РФ. Украинский флаг, вроде, пока не запретили…

В общем, хотели как лучше, а получилось как всегда. Потому что крайне неопределенные нормы в таком важном вопросе, как госбезопасность, влекут только путаницу, неразбериху и отсутствие той самой «безопасности».

Ранее Юлия Федотова объяснила, кто может попасть под новый «закон об иноагентах». И рассказывала, как оформить отношения парам, которые не хотят идти в ЗАГС или не могут заключить обычный брак.

Статья 275 УК РФ (действующая редакция). Государственная измена

Государственная измена, то есть совершенные гражданином Российской Федерации шпионаж, выдача иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, доверенную лицу или ставшую известной ему по службе, работе, учебе или в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, переход на сторону противника либо оказание финансовой, материально-технической, консультационной или иной помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности Российской Федерации, —

наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Примечания. 1. Под переходом на сторону противника в настоящей статье понимается участие лица в составе непосредственно противостоящих Российской Федерации сил (войск) иностранного государства, международной либо иностранной организации в вооруженном конфликте, военных действиях или иных действиях с применением вооружения и военной техники.

2. Лицо, совершившее преступления, предусмотренные настоящей статьей, а также статьями 276 и 278 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если оно добровольным и своевременным сообщением органам власти или иным образом способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам Российской Федерации и если в его действиях не содержится иного состава преступления.

Комментарий к Ст. 275 УК РФ

1. Конституция закрепляет суверенную государственность России, целостность и неприкосновенность ее территории в качестве одной из основ конституционного строя (преамбула, ч. ч. 1 и 3 ст. 4). Органы государственной власти в пределах своих полномочий осуществляют предусмотренные Конституцией и федеральными законами меры по охране суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечению обороны страны и безопасности государства (ст. ст.

71, 80, 82, 83, 87, 114 и др. Конституции).

Гарантированные в ст. 29 Конституции России свобода мысли и слова, право каждого свободно искать, получать, передавать производить и распространять информацию могут осуществляться любым законным способом. Эти права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом в той мере, в какой это необходимо, в частности, в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Указанные положения определяют конституционно-правовые основания гл. 29 УК.

Повышенная степень общественной опасности государственной измены обусловлена в первую очередь участием в совершении преступления наряду со специальным субъектом (гражданином России, в том числе бипатридом) иностранного государства или международной либо иностранной организации, которые всеми доступными им средствами способствуют нанесению ущерба безопасности России. Совершение данного преступления гражданином Российской Федерации совместно с зарубежными представителями затрудняет противодействие такой деятельности, поскольку от государства требуется затрата большего количества ресурсов. В немалой мере на степень общественной опасности влияет и отсутствие возможности применения национального законодательства в отношении иностранных субъектов и членов их семей, обладающих дипломатическим статусом.

По общему правилу в соответствии с ч. 5 ст. 15 УК преступление относится к категории особо тяжких преступлений, а также тяжких преступлений в том случае, если судом применены правила ч. 6 ст. 15 УК и назначенное осужденному наказание не превысило семи лет лишения свободы.

3. Объектом государственной измены являются общественные отношения, которые складываются в связи с осуществлением деятельности Российской Федерации по обеспечению своей безопасности, характеризующейся охраной конституционного строя, суверенитета, территориальной целостностью государства.

Рекомендация  Ответственность за налоговые правонарушения 2024

Суверенитет Российской Федерации по смыслу ст. ст. 3, 4, 5, 67 и 79 Конституции РФ представляет собой верховенство, независимость и самостоятельность государственной власти, полноту законодательной, исполнительной и судебной власти государства на его территории и независимость в международном общении и представляет собой необходимый качественный признак Российской Федерации как государства, характеризующий ее конституционно-правовой статус .
———————————
Постановление КС РФ от 07.06.2000 N 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона «Об общих принципах организации законодательства (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2000. N 25. Ст.

2728.

Территориальная целостность представляет собой определенные условия, при которых возможен суверенитет государства, в соответствии с которым Российская Федерация гарантирует неизменный статус своих территорий, возлагает на себя обязанности по охране этой целостности от внешних и внутренних угроз, способных нарушить территориальное единство страны.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Обороноспособность Российской Федерации является ключевым фактором военной безопасности страны, предполагает наличие всех необходимых средств и механизмов для эффективного отражения реальных угроз и противодействия потенциальным.

4. Субъект государственной измены специальный, им является гражданин Российской Федерации, достигший 16 лет. При этом субъектом выдачи государственной тайны выступает только носитель этой тайны: лицо, которому сведения доверены или стали известны по службе (работе), учебе или в иных случаях и на котором лежит обязанность по их неразглашению, либо лицо, оказывающее финансовую, материально-техническую, консультативную или иную помощь иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в деятельности, направленной против безопасности РФ.

При этом иностранные граждане или лица без гражданства не являются субъектами данного преступления и не могут привлекаться к уголовной ответственности как исполнители, при этом уголовная ответственность по данной статье может наступить в случае наличия в их действиях одного из видов соучастия (ст. 33 УК). За шпионаж, совершенный иностранным гражданином или лицом без гражданства, ответственность наступает по ст.

276 УК.

5. С объективной стороны состав государственной измены сконструирован как формальный, что не предполагает наступление каких-либо общественно опасных последствий и может совершаться одним из способов, исчерпывающе определенных в законе: в форме шпионажа, выдачи государственной тайны или ином оказании помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ.

Так, старший научный сотрудник одного из учреждений Ф. имел доступ к секретным и совершенно секретным сведениям, составляющим государственную тайну. Будучи осведомленным о проявляемом иностранными спецслужбами интересе к тематике решаемых его учреждением вопросов, в поисках источников получения иностранной валюты для последующего выезда на постоянное жительство за границу, Ф. вошел в контакт с сотрудником посольской резидентуры ЦРУ, работавшим под прикрытием дипломатической должности. Проинформировав его о своих возможностях, Ф. получил от него официальное предложение о сотрудничестве. Выразив согласие, Ф. на одной из конспиративных встреч передал представителю иностранной разведки собранные им секретные и особо секретные сведения об интересовавшем иностранную разведку изделии и направлениях его дальнейшей разработки.

Тогда же Ф. получил присвоенный ему оперативный псевдоним, инструкции об условиях и порядке связи, а также денежное вознаграждение. Действия Ф. квалифицированы по комментируемой статье как государственная измена в формах шпионажа и выдачи иностранному государству сведений, составляющих государственную тайну в ущерб безопасности РФ .
———————————
Научно-практическое пособие по применению Уголовного кодекса РФ / Под ред. В.М. Лебедева.

М., 2005.

В УК РСФСР ранее были предусмотрены семь форм измены, в том числе переход на сторону врага, бегство за границу или отказ возвратиться из-за границы, заговор с целью захвата власти. Такие формы государственной измены в настоящее время с учетом правовых позиций КС РФ, высказанных им в своих решениях, признаны противоречащими Конституции .
———————————
Об этом см., например: Постановление КС РФ от 20.12.1995 N 17-П «По делу о проверке конституционности ряда положений пункта «а» ст. 64 Уголовного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина В.А. Смирнова» // Российская газета.

1996. 18 января.

Под финансовой помощью следует понимать передачу денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов, драгоценных камней или иных ликвидных объектов материального мира, отчуждение нематериальных активов, незаконное предоставление преференций в кредитных, налоговых и других организациях, а также другие действия, способствующие укреплению финансового положения иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, деятельность которых направлена против безопасности РФ.

Материально-техническая помощь представляет собой удовлетворение потребностей иностранного государства, международной либо иностранной организации или иных представителей в материалах и технических ресурсах. Она может заключаться в планировании, обеспечении материалами, деталями, изделиями, транспортными средствами, дорожными и строительными машинами, инструментом, схемами и чертежами и ряде других действий в целях, направленных против безопасности РФ.

Под консультационной помощью следует понимать предоставление советов, подсказок, разработку финансовых схем, разработку планов и другие действия, осуществляемые в интересах иностранного государства, иностранной либо международной организации или их представителей.

6. Предметом государственной измены является любая информация, предоставленная иностранным представителям, которой они в состоянии воспользоваться с целью причинения ущерба безопасности РФ .
———————————
Понятие предмета государственной измены дается исходя из высказанной правовой позиции КС РФ в Постановлении от 27.03.1996 N 8-П «По делу о проверке конституционности статей 1, 21 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года «О государственной тайне» в связи с жалобами граждан В.М. Гурджиянца, В.Н. Синцова, В.Н. Бугрова и А.К.

Никитина» // СЗ РФ. 1996. N 15. Ст.

1768.

В целях защиты безопасности государство относит те или иные сведения в области военной, экономической и других видов деятельности к государственной тайне. В связи с этим ч. 4 ст. 29 Конституции предусмотрено, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Государство вправе также определять средства и способы охраны государственной тайны, в том числе устанавливать уголовную ответственность за ее разглашение и выдачу иностранному государству. В силу указанной конституционной нормы уголовная ответственность за выдачу государственной тайны иностранному государству правомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющих государственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщего сведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда, не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, что вытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .
———————————
Определение КС РФ от 27.05.2004 N 188-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Финкеля Моисея Зусмановича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 9 Закона Российской Федерации «О государственной тайне».

Реализация требований Конституции обеспечивается Законом РФ от 21.07.1993 N 5485-1 «О государственной тайне» (в ред. от 08.11.2011) , в котором определено понятие государственной тайны и указаны сведения, относимые к государственной тайне (включая ее военные аспекты).
———————————
РГ. 1993. 21 сент.; СЗ РФ. 1996. N 15.

Ст. 1768; 1997. N 41. Ст.

4673; 2002. N 52 (ч. 2). Ст. 5288; 2003.

N 6. Ст. 549; N 27 (ч. 1). Ст.

2700; N 46 (ч. 2). Ст. 4449; 2004. N 27.

Ст. 2711; N 35. Ст. 3607; 2007. N 49.

Ст. 6055, 6079; 2009. N 29. Ст. 3617; 2010.

N 47. Ст. 6033; РГ. 2011.

N 159, 160, 254.

7. Государственная измена в форме выдачи государственной тайны выражается в том, что передаются сведения, составляющие государственную тайну, иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям специальным субъектом — гражданином Российской Федерации, которому эти сведения были доверены по службе, работе, учебе или в иных случаях.

Государственная тайна — это защищаемые в государстве сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ (ст. 2 указанного Закона). Государственную тайну составляют сведения строго ограниченных областей жизни и деятельности любого государства (военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной); они содержатся в материальных объектах, в том числе в физических полях в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов; эти сведения подлежат засекречиванию и в Российской Федерации имеют три уровня защиты: «особой важности», «совершенно секретно», «секретно» . Допуск к этим сведениям ограничен, за противоправное разглашение государственной тайны наступает уголовная ответственность.
———————————
См.: Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.1995 N 1203 (в ред. от 21.09.2011) // СЗ РФ. 2006. N 8. Ст. 892; 2007.

N 53. Ст. 6550; 2008. N 15.

Ст. 1525; N 18. Ст. 2007; N 31.

Ст. 3702; N 37. Ст.

4182; 2009. N 21. Ст. 2517; N 24.

Ст. 2919; N 40 (ч. 2). Ст. 4684; 2010.

N 50. Ст. 6655; 2011.

N 15. Ст. 2083; N 24. Ст.

3414; N 39. Ст. 5456.

Выдача тайны считается оконченной (независимо от способа выдачи) с момента, когда рассматриваемые сведения (как предмет преступления) становятся достоянием иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, независимо от их принадлежности к иностранной разведке.

В отличие от шпионажа государственную измену в форме выдачи образует выдача только той информации, которая входит в число сведений о государственной тайне.

Разглашение государственной тайны при отсутствии признаков государственной измены подлежит квалификации по ст. 283 УК.

Государственная измена окончена с момента передачи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну, либо собирания, похищения или хранения этих же сведений для передачи указанным адресатам, а также с момента передачи или собирания иных сведений по заданию иностранной или международной разведывательной службы (подробнее см. комментарий к ст. 276).

Собирание иных сведений без задания иностранной или международной разведывательной службы не образует государственной измены. Для граждан Российской Федерации собирание таких сведений с целью их дальнейшей передачи указанным адресатам образует приготовление к государственной измене в форме оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в проведении враждебной деятельности в ущерб безопасности РФ.

9. Шпионаж и выдача представляют собой конкретизацию способов оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям. Именно последняя форма составляет содержание и направленность государственной измены.

Общим для всех способов государственной измены является адресат, проводящий враждебную деятельность, и наличие гражданина Российской Федерации, который оказывает помощь в деятельности в ущерб безопасности РФ.

Иное оказание помощи названным адресатам может осуществляться по заданию или по собственной инициативе. Оно может проявляться в вербовке гражданина России в качестве агента иностранного государства, международной либо иностранной организации или их представителей, в создании различных организаций, направленных в вовлечение России в вооруженные конфликты, в действиях, направленных на вмешательство в дипломатические отношения России с другими странами в целях их ухудшения или разрыва.

Рассматриваемая форма государственной измены окончена с момента фактического оказания помощи иностранному государству, международной либо иностранной организации или их представителям в указанных в норме целях.

10. Действия, предусмотренные комментируемой статьей, должны быть направлены исключительно против безопасности РФ. При этом необходимо иметь в виду, что разглашение государственной тайны дружественным международным организациям (их представителям), в которых Российская Федерация имеет членство (ООН, ОДКБ, СНГ, ШОС и т.д.), также образует состав данного преступления.

11. Государственная измена может быть совершена только с прямым умыслом, а собирание сведений, составляющих государственную тайну, должно преследовать цель передачи собранных сведений адресатам шпионажа. При этом, исходя из принципа субъективного вменения (см. ст. 5 УК), лицо должно осознавать характер собираемых или выдаваемых сведений, адресата, которому они предназначены, и желать передать именно эти сведения именно этому адресату.

При ином оказании помощи необходимо осознание, что помощь оказывается в осуществлении деятельности, проводимой иностранным государством, международной либо иностранной организацией или их представителями в ущерб внешней безопасности РФ. Корыстные либо иные мотивы действий субъекта преступления влияния на целеполучение и квалификацию не оказывают.

12. Возможные материальные последствия государственной измены находятся за пределами состава преступления и могут быть вменены лицу по правилам совокупности преступлений лишь при наличии к тому объективных и субъективных оснований (см. ст. ст. 5, 8, 17 УК).

13. В примечании к комментируемой статье предусмотрено специальное основание освобождения от уголовной ответственности (поощрительная норма) за некоторые преступления против основ конституционного строя и безопасности государства.

Лицо, совершившее государственную измену, а также шпионаж, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, освобождается от ответственности, если оно способствовало предотвращению дальнейшего ущерба интересам России и в его действиях не содержится иного состава преступления.

Способствовать предотвращению дальнейшего ущерба лицо может добровольным и своевременным сообщением органам власти о совершенной государственной измене либо иным образом. Закон не ограничивает формы предотвращения ущерба, а делает акцент на том, чтобы тот или иной способ был направлен на предотвращение ущерба интересам РФ. Разрешение указанного оценочного вопроса принадлежит правоприменителю, в том числе суду.