1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в
случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской
Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или
смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности
смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 271.1 Уголовного кодекса
1. Предметом преступления являются любые пилотируемые воздушные суда (летательные аппараты) независимо от их вида или государственной принадлежности.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия — использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ. Использование воздушного пространства — это деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения. Разрешительный порядок использования воздушного пространства предполагает такое его использование, при котором пользователи воздушного пространства осуществляют свою деятельность на основании планов (расписаний, графиков) использования воздушного пространства при наличии разрешения на использование воздушного пространства. Условия и порядок предоставления указанных разрешений установлены в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11 марта 2010 г. N 138 «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации».
Обязательным признаком рассматриваемого преступления является наступление по неосторожности общественно опасных последствий: тяжкого вреда здоровью человека или смерти человека (ч. 1), смерти двух или более лиц (ч. 2).
При этом необходимо установление причинно-следственной связи между действиями и наступившими общественно опасными последствиями.
3. Обязательным признаком объективной стороны данного преступления является место его совершения: воздушное пространство, т.е. часть атмосферы от земной или водной поверхности до высоты 100 — 110 км (согласно международному праву). Выше начинается космическое пространство.
Второй комментарий к Ст. 271.1 УК РФ
1. Объективная сторона выражается в использовании воздушного пространства России без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ (Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 05.09.2011 № 743).
2. Преступление считается оконченным с момента причинения тяжкого вреда здоровью человека или его смерти.
3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме неосторожности.
4. Субъект преступления — специальный: лицо, наделенное в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
5. Причинение смерти двум и более лицам в результате нарушения правил использования воздушного пространства охватывается ч. 2 ст. 271.1 УК.
Третий комментарий к статье 271.1 УК РФ
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения, обеспечивающие безопасность использования воздушного пространства Российской Федерации. При этом согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (ред. от 27.09.2011), под безопасностью использования воздушного пространства понимается комплексная характеристика установленного порядка использования воздушного пространства, определяющая его способность обеспечить выполнение всех видов деятельности по использованию воздушного пространства без угрозы жизни и здоровью людей, материального ущерба государству, гражданам и юридическим лицам. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов.
Таковыми главным образом выступают Закон РФ от 01.04.1993 N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (ред. от 25.06.2012), Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 06.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 23.02.2012), а также Федеральные правила использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138; Приказ Минтранса РФ от 22.09.2011 N 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства» (зарегистрирован в Минюсте РФ 11.11.2011 N 22278).
Дополнительный объект — общественные отношения, обеспечивающие безопасность жизни и здоровья человека.
2. Объективная сторона содержит три обязательных признака: деяние в виде использования воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации; последствия в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека; причинная связь между ними.
Состав преступления является материальным по конструкции. Преступление окончено при наступлении указанных преступных последствий.
В том случае, если лицо использовало воздушное пространство Российской Федерации без соответствующего обязательного разрешения и эти действия не повлекли последствий в виде тяжкого вреда здоровью или смерти человека, содеянное при наличии к тому оснований может повлечь административную ответственность (ст. 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства» КоАП РФ).
В соответствии со ст. 1 Воздушного кодекса РФ под воздушным пространством Российской Федерации понимается воздушное пространство над территорией Российской Федерации, в том числе воздушное пространство над внутренними водами и территориальным морем.
Согласно ч. 1 ст. 11 Воздушного кодекса РФ использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляется перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и т.п.), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства Федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства. Так, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации использование воздушного пространства беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G осуществляется на основании плана полета воздушного судна и разрешения на использование воздушного пространства.
Границы соответствующих зон воздушного пространства Российской Федерации определены Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 сентября 2011 г. N 253 «Об утверждении границ зон и районов Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, границ районов аэродромов, аэроузлов, вертодромов, границ классов воздушного пространства».
3. Субъектом данного преступления может выступать как «пользователь воздушного пространства», так и общий субъект.
Согласно ст. 11 Воздушного кодекса РФ пользователями воздушного пространства являются граждане и юридические лица, наделенные в установленном порядке правом на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
Следует отметить, что, в отличие от ст. 11.4 «Нарушение правил использования воздушного пространства» КоАП РФ, ст. 271.1 УК РФ не дифференцирует ответственность лица в зависимости от наличия у него права на осуществление деятельности по использованию воздушного пространства.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.
5. Квалифицированный состав характеризуется совершением указанного деяния, влекущего по неосторожности причинение смерти двум или более лицам.
Статья 271.1 УК РФ (действующая редакция). Нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации
1. Использование воздушного пространства Российской Федерации без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством Российской Федерации, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, —
наказывается лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —
наказывается лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
Комментарий к Ст. 271.1 УК РФ
1. Объектом преступления является безопасность использования воздушного пространства РФ.
Порядок использования воздушного пространства РФ устанавливается в нормативных правовых актах (например, ВК, Федеральными правилами использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.03.2010 N 138 (в ред. от 19.07.2012) ).
———————————
СЗ РФ. 2010. N 14.
Ст. 1649; 2011. N 37. Ст.
5255; N 40. Ст. 5555; 2012.
N 31. Ст. 4366.
Бесплатная юридическая консультация по телефонам:
2. Объективная сторона заключается в использовании воздушного пространства РФ без разрешения в случаях, когда такое разрешение требуется в соответствии с законодательством РФ, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека (ч. 1 комментируемой статьи), смерть двух или более лиц (ч. 2).
Использование воздушного пространства представляет собой деятельность, в процессе которой осуществляются перемещение в воздушном пространстве различных материальных объектов (воздушных судов, ракет и других объектов), а также другая деятельность (строительство высотных сооружений, деятельность, в процессе которой происходят электромагнитные и другие излучения, выброс в атмосферу веществ, ухудшающих видимость, проведение взрывных работ и тому подобное), которая может представлять угрозу безопасности воздушного движения.
Структура воздушного пространства включает в себя зоны, районы и маршруты обслуживания воздушного движения (воздушные трассы, местные воздушные линии и тому подобное), районы аэродромов и аэроузлов, специальные зоны и маршруты полетов воздушных судов, запретные зоны, опасные зоны (районы полигонов, взрывных работ и тому подобное), зоны ограничений полетов воздушных судов и другие установленные для осуществления деятельности в воздушном пространстве элементы структуры воздушного пространства. Структура воздушного пространства утверждается в порядке, установленном Правительством РФ.
Организация использования воздушного пространства осуществляется уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, органами единой системы организации воздушного движения, а также органами пользователей воздушного пространства — органами обслуживания воздушного движения (управления полетами) в установленных для них зонах и районах в порядке, определенном Правительством РФ.
В соответствии со структурой и классификацией воздушного пространства федеральными правилами использования воздушного пространства устанавливается разрешительный или уведомительный порядок использования воздушного пространства.
Использование воздушного пространства или отдельных его районов может быть запрещено или ограничено в порядке, установленном Правительством РФ. Например, согласно Федеральным правилам использования воздушного пространства Российской Федерации требуется разрешение на использование воздушного пространства в запретных зонах, а также в зонах ограничения полетов, деятельность в которых осуществляется на постоянной основе; приграничной полосе; в случае авиационных работ, парашютных прыжков, подъема привязных аэростатов над населенными пунктами; при выполнении полетов с палубы военного корабля или невоенного судна в воздушном пространстве классов A и C над территорией РФ, а также за ее пределами, где ответственность за организацию воздушного движения возложена на Российскую Федерацию; беспилотным летательным аппаратом в воздушном пространстве классов A, C и G; аэростатами и дирижаблями в воздушном пространстве классов A и C.
3. Обязательным признаком состава преступления является причинная связь между деянием (использованием воздушного пространства РФ без разрешения) и вредными последствиями.
4. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.
5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся пользователем воздушного пространства.
Статья 271 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Нарушение правил международных полетов
Несоблюдение указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты
полета или иное нарушение правил международных полетов —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев либо арестом на срок до
шести месяцев с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Ст. 271 Уголовного кодекса
1. Предметом преступления являются любые пилотируемые воздушные суда (летательные аппараты) независимо от их вида или государственной принадлежности.
2. Объективная сторона преступления выражается в форме действия или бездействия. Международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства (связанный с пересечением Государственной границы РФ). В статье дан не исчерпывающий перечень нарушений правил международных полетов.
Нарушение указанных правил должно создавать реальную угрозу безопасности международного воздушного движения.
3. Преступление признается оконченным с момента нарушения указанных правил вне зависимости от наступления общественно опасных последствий.
4. Субъективная сторона преступления может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.
5. Субъект специальный: лицо, достигшее 16-летнего возраста, отвечающее за соблюдение правил международных полетов (командир экипажа, иные лица, пилотирующие воздушные суда, авиационные диспетчеры и т.д.).
6. Вынужденное нарушение правил международных полетов (вследствие технических неисправностей, неблагоприятной метеообстановки и пр.) не образует состава преступления, предусмотренного ст. 271 УК.
Второй комментарий к Ст. 271 УК РФ
1. Согласно Воздушному кодексу РФ, международным признается полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.
Закон дает лишь примерный перечень наиболее типичных способов нарушения правил международных полетов. Для правильного решения вопроса о наличии в действиях нарушителя состава преступления, предусмотренного ст. 271, необходимо обратиться к нормативным актам, устанавливающим эти правила. Преступление считается оконченным с момента нарушения правил между
народных полетов.
2. Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.
3. Субъектом преступления являются члены экипажа воздушного судна, ответственные за соблюдение правил международных полетов.
Третий комментарий к статье 271 УК РФ
1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются отношения, затрагивающие безопасность международных полетов. Диспозиция носит бланкетный характер и требует знания специальных нормативных актов. Международным считается полет воздушного судна, который происходит в воздушном пространстве более чем одного государства.
Под воздушным средством понимаются пилотируемые самолет, вертолет, дирижабль и т.п. Вид воздушного транспорта, а также его принадлежность какому-либо государству не оказывают влияния на квалификацию. Правилами международных полетов признаются правила пользования воздушным пространством того или иного государства.
Правила международных полетов над территорией Российской Федерации регламентируются не только национальными нормативными правовыми актами, в частности, Законом РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» (в ред. от 25.06.2012), Воздушным кодексом РФ от 19 марта 1997 г. и др., но и некоторыми положениями международного права.
2. С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в несоблюдении командиром воздушного судна и его экипажем во время международного полета указанных в разрешении маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета или ином нарушении правил международных полетов. В частности, в ст. 6 Конвенции о международной гражданской авиации от 7 декабря 1944 г. указывается, что никакие регулярные международные воздушные сообщения не могут осуществляться над территорией или на территории договаривающегося государства, кроме как по специальному разрешению или с иной санкции этого государства и в соответствии с условиями такого разрешения или санкции.
В ст. 9 этой Конвенции также предусматривается, что каждое государство вправе по соображениям военной необходимости или общественной безопасности ограничить или запретить полеты воздушных судов других государств над определенными зонами своей территории при условии, что в этом отношении не будет проводиться никакого различия между занятыми в регулярных международных воздушных сообщениях воздушными судами данного государства и воздушными судами других государств, занятых в аналогичных сообщениях. Такие запретные зоны должны иметь разумные размеры и местоположение, с тем чтобы без необходимости не создавать препятствий для аэронавигации.
В Российской Федерации такие участки воздушных трасс для международных полетов определены Приказом Министерства транспорта РФ от 9 июля 2007 г. N 90 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Требования к членам летных экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации при подготовке к выполнению международных полетов».
Данное преступление считается оконченным с момента нарушения указанных Правил.
3. С субъективной стороны рассматриваемое преступление может быть совершено как с умышленной формой вины, так и по неосторожности. Мотив и цель на квалификацию не влияют, но могут учитываться при назначении наказания.
4. Субъектом преступления может быть физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста и ответственное за соблюдение правил международных полетов. В частности, это командиры кораблей, другие лица, осуществляющие пилотирование воздушного судна, члены экипажа, авиационные диспетчеры. Это может быть гражданин России, иностранного государства либо лицо без гражданства.
Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК). Также исключается уголовная ответственность за нарушение правил международных полетов, если они были вынужденными, что возможно, например, вследствие стихийного бедствия, технических неполадок, плохой видимости, действия различных помех естественного или искусственного происхождения.
Однако и в этих случаях судно при наличии технической возможности должно подать сигнал бедствия, совершить посадку в указанном месте, выполнить другие требования; иначе возможно признание нарушений правил международных полетов.
5. Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда (ст. 229.1 УК), террористический акт (ст. 205 УК), захват заложников (ст.
206 УК), угон воздушного судна (ст. 211 УК), диверсия (ст. 281 УК) и т.п.
В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности. Если нарушение правил международных полетов с целью совершить такие преступления было пресечено, представляется, что содеянное образует совокупность оконченного преступления, квалифицируемого по рассматриваемой статье, и приготовление к иному преступлению. Нарушение правил полета воздушных судов на внутренних линиях при наличии соответствующих оснований должно квалифицироваться по ст.
263 УК.
Прокурор разъясняет — Дальневосточная транспортная прокуратура
В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных воздушных судов (так называемых беспилотников или дронов) порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок).
В целях упорядочения таких полетов, ведения базы данных воздушных судов постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 утверждены правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 150 гр до 30 кг.
Для постановки беспилотного воздушного судна на учет его владелец обязан представить в Росавиацию по почте либо через Единый портал государственных услуг заявление с приложением фотографии этого летательного аппарата.
За управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, либо не имеющим учетного опознавательного знака, предусмотрена административная ответственность по ст. 11.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей.
При необходимости эксплуатировать летательный аппарат в соответствии с Правилами использования воздушного пространства, (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138) владелец обязан:
— за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета в соответствии с утвержденным Минтрансом Табелем (от 24.01.2013 № 13).
— в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» в большинстве регионов Российской Федерации приняты решения о запрете запуска беспилотных воздушных судов.
За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей для граждан и от 250 до 350 тысяч рублей -для юридических лиц.
В случаях, когда запуск дрона осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица — до семи лет лишения свободы (статья 271.1 УК РФ).
Важно! До запуска дрона, информацию о запрете его использования необходимо уточнять в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации или на их официальных сайтах.
При обнаружении летящего беспилотника необходимо позвонить по телефону 112.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Дальневосточная транспортная прокуратура
Дальневосточная транспортная прокуратура
Дата публикации:
21 июня 2024, 08:56
Ответственность за незаконное использование беспилотных воздушных судов (дронов)
В последнее время отмечается значительное увеличение количества случаев нарушения владельцами беспилотных воздушных судов (так называемых беспилотников или дронов) порядка использования воздушного пространства Российской Федерации.
Наибольшую угрозу для безопасности полетов представляют случаи несанкционированного запуска беспилотников в районах аэродромов (вертодромов, посадочных площадок).
В целях упорядочения таких полетов, ведения базы данных воздушных судов постановлением Правительства Российской Федерации от 25.05.2019 № 658 утверждены правила учета беспилотников с максимальной взлетной массой от 150 гр до 30 кг.
Для постановки беспилотного воздушного судна на учет его владелец обязан представить в Росавиацию по почте либо через Единый портал государственных услуг заявление с приложением фотографии этого летательного аппарата.
За управление воздушным судном, не поставленным на государственный учет, либо не имеющим учетного опознавательного знака, предусмотрена административная ответственность по ст. 11.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 2 до 2,5 тысяч рублей.
При необходимости эксплуатировать летательный аппарат в соответствии с Правилами использования воздушного пространства, (утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11.03.2010 № 138) владелец обязан:
— за сутки до планируемого полета направить в органы организации воздушного движения план полета в соответствии с утвержденным Минтрансом Табелем (от 24.01.2013 № 13).
— в случае полетов над населенными пунктами получить разрешение соответствующего органа местного самоуправления.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 757 «О мерах, осуществляемых в субъектах Российской Федерации в связи с Указом Президента Российской Федерации от 19 октября 2022 года № 756» в большинстве регионов Российской Федерации приняты решения о запрете запуска беспилотных воздушных судов.
За нарушение правил использования воздушного пространства предусмотрена ответственность по ст. 11.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере от 20 до 50 тысяч рублей для граждан и от 250 до 350 тысяч рублей -для юридических лиц.
В случаях, когда запуск дрона осуществлен без разрешения (либо допущено иное нарушение правил использования воздушного пространства) и повлек по неосторожности тяжкий вред здоровью или смерть человека, предусмотрено наказание до пяти лет лишения свободы, а если пострадали два и более лица — до семи лет лишения свободы (статья 271.1 УК РФ).
Важно! До запуска дрона, информацию о запрете его использования необходимо уточнять в органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации или на их официальных сайтах.
При обнаружении летящего беспилотника необходимо позвонить по телефону 112.
Адрес: ул. Джамбула, 14, г. mailop.ru
Телефон: +7 (924) 201-57-60
Телефон: +7 (4212) 29-04-62
Телефон: +7 (4212) 29-04-66
Телефон: +7 (4212) 29-04-71