Статья 267.1. Действия угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств 2024

Плотникова, С. А. Отграничение хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) / С. А. Плотникова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 42 (332). — С. 238-241. — URL: https://moluch.ru/archive/332/74127/ (дата обращения: 07.09.2023).

Автор, используя сравнительно правовой метод и метод системного подхода, исследует проблемные аспекты разграничения хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ), отмечая отсутствие разъяснений высшей судебной инстанции по поводу квалификации относительно нового состава преступления, предусмотренного ст.

267.1. УК РФ, автор на основе доктринальных подходов и судебной практики сопоставляет признаки исследуемых составов преступлений, выявляя общие черты и принципиальные различия.

Ключевые слова: хулиганство, транспортное средство, эксплуатация, уголовная ответственность, разграничение, преступление, состав.

The author, using a comparative and legal method and systematic approach, explores the problematic aspects of bullying, committed on the public transport (paragraph «C» of part 1 of article 213 of the criminal code), against actions that threaten the safe operation of vehicles (article 267.1 of the criminal code of Russian Federation), noting the lack of clarification of the Supreme court concerning qualification of a relatively new crime under article 267.1. The criminal code, the author on the basis of doctrinal approaches and judicial practice, compares characteristics of the studied offenses, identifying common features and fundamental differences.

Keywords: hooliganism, vehicle, operation, criminal liability, differentiation, crime, composition.

Федеральный закон от 03.04.2017 № 60-ФЗ [2] в ч.1 ст. 213 УК РФ [1] ввел в ст. 213 новый квалифицирующий состав — п. «в», которым установлена уголовная ответственность за хулиганские действия, совершаемые на различных видах транспорта общего пользования.

К таким видам транспорта законодатель отнес железнодорожный, морской, внутренний водный или воздушный и любой иной транспорт общего пользования.

Однако в деятельности правоприменительных органов возникают сложности в разграничении указанного состава преступления со смежным, предусматривающим уголовную ответственность за действия, ставящие под угрозу безопасность эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1. УК РФ).

Оба преступления сконструированы законодателем в виде совершаемых с прямым умыслом формальных составов, однако, состав ст. 267.1. УК РФ, кроме того, является усеченным (состав угрозы опасности).

Родовой объект преступлений, предусмотренных п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ и ст. 267.1. УК РФ совпадает.

Им являются общественные отношения, обеспечивающие общественную безопасность в широком смысле слова, которыми ставятся под охрану безопасные условия функционирования общества в целом, а также поддерживается необходимая степень защищенности индивида, общества и государства, обеспечивается их нормальное существование.

Видовой объект преступного посягательства, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ — совокупность общественных отношений, которые обеспечивают общественную безопасность и общественный порядок.

Анализ доктринальных точек зрения приводит к выводу, общественная безопасность применительно к рассматриваемому составу преступного посягательства рассматривается в узком значении — как защищенность жизни и здоровья физических лиц, имущественных интересов, общественного спокойствия, нормальной деятельности государственных и общественных институтов [7, с. 71].

Общественный порядок представляет собой состояние комплекс общественных отношений, обеспечивающих состояние общественного спокойствия и защищенности общественных мест, регулируют правопослушные действия физических лиц, которые в том числе являются необходимыми условиями деятельности для отдельны коллективов и групп людей, за счет которых достигается высокий уровень физической и моральной неприкосновенности индивида.

Видовым же объектом преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1. УК РФ является комплекс общественных отношений, обеспечивающих безопасность движения и нормальную эксплуатацию таких видов транспорта, как железнодорожный, воздушный, морской и внутренний водный транспорт, а также метрополитена. Таким образом, применительно к этому составу родовой объект, по сравнению с п. «в» ч. 1 ст.

213 УК РФ специфичен и сужен.

Далее проведем сравнение рассматриваемых составов по непосредственному объекту посягательства, который различен.

В качестве основного непосредственного объекта преступного посягательства, предусмотренного п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ являются общественные отношения, обеспечивающие состояние общественного порядка при эксплуатировании различных видов транспорта, отнесенных к общему пользованию, а дополнительным непосредственным объектом являются отношения по обеспечению безопасности здоровья, имущества, чести, достоинства людей, а также нормальных условий эксплуатации транспорта общего пользования.

Что касается основного непосредственного объекта преступного деяния, ответственность за которое предусмотрена ст. 267.1. УК РФ, то им являются общественные отношения, стоящие на страже безопасности эксплуатирования любого транспортного средства.

Дополнительным объектом является общественный порядок. В понятие эксплуатации включается как сам процесс управления и движение транспорта, а также временной период перед, во время и после осуществления перевозок.

В составе преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1. УК РФ транспорт, выступает в роли предмета преступления (обязательный признак этого состава).

Помимо этого, стоит обратить внимание на различия в самих формулировках. В ст. 213 УК РФ говорится о транспорте, а в ст.

267.1 УК РФ — о транспортном средстве. Первое понятие по своему объему шире второго, поскольку им охватывается весь комплекс соответствующего вида транспорта.

Иное значение, а именно, — место совершения преступления, — имеет транспорт, отнесенный законодательством к железнодорожному, морскому, внутреннему водному или воздушному, а равно к любому иному транспорту общего пользования в составе преступления, предусмотренного п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ [9, с. 84].

Поскольку перечень видов транспорта общего пользования в этом составе является открытым, полагаем, что это может быть также метрополитен, внутригородские и междугородние автобусные перевозки, троллейбусный транспорт, трамваи, маршрутные такси и др. [6, с. 28].

Для квалификации по п. «в» ч.1 ст. 213 УК РФ не требуется, чтобы хулиганские действия на транспорте ставили под угрозу безопасность функционирования транспортных средств (транспорта), в отличие от действий, которые совершаются из хулиганского мотива и ставят под угрозу безопасность эксплуатирования транспортного средства.

Объективная сторона преступного деяния, запрещенного ст. 267.1 УК РФ, выражена действиями, создающими угрозу безопасного эксплуатирования любого транспортного средства. Стоит отметить, что ни законодатель, ни Пленум Верховного Суда РФ не «потрудились» указать хотя бы примерный их перечень.

Ю. В. Голик, к таковым относит действия, которые создают угрозу эксплуатирования транспортного средства, вследствие чего ставится под угрозу безопасность пассажира и лица (лиц), управляющих таким транспортным средством. Указанные действия, по мнению ученого должны быть совершены на соответствующем транспортном средстве (предмете этого преступления), иначе квалификация должна наступать по иным статьям [8, с. 164].

По мнению В. Н. Шиханцова, которое частично заслуживает поддержки, к указанным действиям относится создание опасности для жизни и здоровья пассажиров, лиц, которые управляют соответствующими транспортными средствами, иных лиц или причинение ущерба имуществу владельцу перевозимого груза, транспортного средства [12, с. 75].

Вместе с тем, полагаем неверным относить к объективной стороне этого преступления действия, исключительно совершаемые непосредственно на соответствующем транспортном средстве. Это также подтверждается мнением разработчиков законопроекта № 572517–5 [5].

Следует согласиться с точкой зрения [11, с. 70], в соответствии с которой в объективную сторону состава преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ могут быть включены следующие ситуации:

  1. Умышленные действия по ослеплению путем использования лазерного устройства пилота самолета.
  2. Кидание камней (иных предметов) или стрельба из оружия из хулиганского мотива по железнодорожному, морскому, внутреннему водному или воздушному транспорту, и любому иному транспорту общего пользования.
  3. Создание по хулиганскому мотиву угрозы аварии указанного в диспозиции ст. 267.1. УК РФ транспорта.
  4. Попытка из хулиганского мотива проникновения в кабину воздушного судна или совершение иных противоправных действий.

Кроме того, характерным признаком, по которому следует отграничивать рассматриваемые преступления — является связь между совершаемыми действиями и безопасностью функционирования транспортных средств. Действия субъекта преступления, предусмотренного ст. 267.1.

УК РФ создается угроза для безопасного функционирования транспортного средства [10, с. 23].

В случае совершения хулиганства на транспорте действия субъекта преступления, в большинстве случаев, имеют направленность в отношении окружающих, при совершении же преступного посягательства, предусмотренного ст. 267.1 УК РФ, такими действиями ставится под угрозу безопасность нормального эксплуатирования транспортного средства.

В некоторых случаях судебная практика допускает квалификацию по совокупности преступлений: п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ и ст. 267.1.

УК РФ.

Так в одном деле, механиком морского судна Н., находившийся в состоянии алкогольного опьянения, из хулиганского мотива обесточил морской буксир, вследствие чего управление буксиром стало невозможно, появилась угроза аварии-кораблекрушения. Затем виновным высказывались оскорбления нецензурной бранью по отношению к капитану и иным членам экипажа, к ним применялась физическая сила (хватание за одежду и пр.), оказывалось воспрепятствование несения вахты; осуществлялась попытка включения системы оповещения. Данные действия Н. были квалифицированы судом, как проявление явного неуважения к обществу, грубое нарушение общественного порядка. В итоге, судом действия Н. квалифицированы по ст.

267.1 УК РФ и п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ [4].

Важным в квалификации «транспортного хулиганства» является установление признаков грубого нарушения общественного порядка, выражающих явное неуважение к обществу, а также хулиганского мотива.

Различаться могут анализируемые составы преступлений и по возрастным особенностям субъекта преступления, поскольку если деяние предусмотренное п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ совершено при наличии квалифицирующих признаков, указанных в ч. ч. 2–3 ст. 213 УК РФ, то к уголовной ответственности за содеянное подлежит физическое вменяемое лицо, достигшее 14 летнего возраста (ч.1 ст. 20 УК РФ), в то время как уголовная ответственность по ст. 267.1.

УК РФ наступает с шестнадцатилетнего возраста (ч.1 ст. 20 УК РФ).

Таким образом, при разграничении хулиганства, совершенного на транспорте общего пользования (п. «в» ч. 1 ст. 213 УК РФ), от действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств (ст. 267.1 УК РФ) необходимо учитывать все обстоятельства дела, внимательно соотносить их с особенностями законодательной конструкции признаков составов этих преступных деяний и учитывать разъяснения Пленума Верховного суда РФ.

Литература:

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. № 25. ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 03.04.2017 N 60-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»// Собрании законодательства Российской Федерации от 10 апреля 2017 г. № 15 (часть I) ст. 2135.
  3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2007 г. № 45 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве и иных преступлениях, совершенных из хулиганских побуждений» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2007. № 12.
  4. Апелляционное постановление Орловского областного суда от 12 июля 2017 г. по делу N 22–1193/2017. — URL: http://sudact.ru (дата обращения 20.09.2020). — Режим доступа: свободный. — Текст: электронный.
  5. Стенограмма по законопроекту № 572517–5 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» (редакция, внесенная в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, текст по состоянию на 01.07.2011) (в части установления ответственности за действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств). URL: http://lexfeed.ru (дата обращения: 23.09.2020).
  6. Актуальные проблемы уголовного права. Часть Особенная: учебник / под ред. Л. В. Иногамова-Хегай. — М.: Проспект, 2016. — 224 с.
  7. Баранчикова М. В. Уголовная ответственность за хулиганство на транспорте и его отграничение от смежных составов правонарушений // Сибирский юридический вестник. — 2019. — № 2 (85). — С. 71–74.
  8. Голик Ю. В. Ответственность за хулиганство: изменение законодательства // Lex Russica. — 2017. — № 8 (129). — С. 162–166.
  9. Зыков Д. А., Лачин А. А. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств: основания криминализации // Вестн. Владимир. юрид. ин-та. — 2017. — № 3 (44). — С. 83–85.
  10. Шарапов Р. Д. Хулиганство // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2020. — № 1 (51). — С. 23–26.
  11. Шатилович С. Н. Отдельные вопросы уголовно-правовой оценки конструктивных признаков состава преступления, предусмотренного статьей 267. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации // Юридическая наука и правоохранительная практика. — 2019. — № 1(47). — С. 69–73.
  12. Шиханов В. Н. Ужесточение уголовной ответственности за нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспорта в свете проблемы эффективности уголовного закона // Вестн. Акад. Ген. прокуратуры РФ. — 2014. — № 1 (39). — С. 71–79.

Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, транспортное средство, общее пользование, преступное посягательство, общественный порядок, действие, уголовная ответственность, хулиганский мотив, общественная безопасность, отношение.

Статья 268. Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта

1. Нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в статьях 263 и 264 настоящего Кодекса) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, если это деяние повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, —

наказывается ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяние, предусмотренное частью первой настоящей статьи, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, —

наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет.

  • Статья 267.1. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств
  • Статья 269. Утратила силу

Основным объектом преступления, предусмотренного ст. 268 УК РФ, выступает безопасность работы транспорта (кроме трубопроводного). Дополнительным — здоровье, жизнь человека.

Предметом является любой вид транспорта.

Объективная сторона состава преступления заключается в нарушении (неисполнении или ненадлежащем исполнении) пассажиром, пешеходом или другим участником движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и ст. 264 УК РФ) правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств.

С содержательной стороны преступление состоит в создании помех в работе транспорта, условий опасности лицом, которое не управляет транспортным средством.

Рассматриваемая норма относится к категории бланкетных норм. Это означает, что для уяснения объективной стороны состава преступления необходимо обращение к нормативным правовым актам, устанавливающим правила поведения в сферах, связанных с транспортом. Статья 268 УК РФ в общем плане говорит о правилах безопасности движения и эксплуатации транспортных средств. Между тем эти правила различны в зависимости от вида транспорта и его функционального назначения. Поэтому содержание объективной стороны состава преступления в каждом конкретном случае подлежит определению с учетом этих обстоятельств и установлением конкретной позиции, которая была нарушена.

Как уже отмечалось, правила в зависимости от вида транспорта различны. Например, в соответствии с Правилами пользования Московским метрополитеном, утвержденными распоряжением мэра от 28 октября 1994 г. N 533-РМ , в метрополитене запрещается входить на неработающий эскалатор без разрешения работников метрополитена, на платформе станции запрещается заходить за ограничительную линию у края до полной остановки поезда, а при его остановке следует освобождать место у дверей вагонов для выхода пассажиров, запрещается провозить огнестрельное оружие, колющие и легко бьющиеся предметы без чехлов и надлежащей упаковки, лыжи и коньки с открытыми острыми частями, легковоспламеняющиеся, взрывчатые, отравляющие, ядовитые и зловонные вещества и предметы, в том числе бытовые газовые баллоны, и т.д.

Вестник мэрии Москвы. 1994. N 23.

Статьей 268 УК РФ установлена ответственность за нарушение правил движения и эксплуатации транспортных средств, т.е. за более узкий круг деяний, по сравнению с кругом деяний подпадающим под действие ст. 263 УК РФ, где речь идет о правилах безопасности движения и эксплуатации транспорта. Последнее понятие является более широким и включает в себя не только транспортные средства, но и иные элементы транспорта как определенной системы (см. комментарий к ст. 263 УК РФ). В этой связи соотношение указанных норм можно определить как общее и специальное.

Если же деяние посягает на различные объекты, то оно подлежит квалификации по совокупности преступлений. Например, незаконная перевозка в метро взрывчатых веществ при наличии иных признаков составов преступлений должна быть квалифицирована по ст. 268 и ст.

222 УК РФ.

Состав преступления сконструирован как материальный. В этой связи в объективную сторону входят также общественно опасные последствия в виде причиненного по неосторожности тяжкого вреда здоровью человека (ч. 1 ст.

268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти человеку (ч. 2 ст. 268 УК РФ), причиненной по неосторожности смерти двум или более лицам (ч.

3 ст. 268 УК РФ) и причинная связь между деянием и последствиями.

Нарушение правил безопасности предполагает невыполнение требований, предъявляемых к поведению участников движения, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспортных средств. Нарушение может выражаться в пересечении железной либо иной дороги в неустановленном месте, при запрещающем сигнале, самовольном выходе пассажира на взлетно-посадочную полосу аэродрома, срыве стоп-крана и остановке таким способом движущегося железнодорожного состава, посещении на транспорте мест, запрещенных для посторонних (например, кабины пилота), и т.п.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности, которая определяется по отношению к последствиям.

Субъектом преступления может быть лицо, достигшее шестнадцатилетнего возраста, участвующее в движении транспортных средств. Им может быть пешеход, пассажир, велосипедист, погонщик скота и т.д. Пешеходом является лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.

К пешеходам приравниваются лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, мотоцикл, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску.

Исключение составляют лица, осуществляющие управление транспортом либо его эксплуатацию. Совершенные ими деяния образуют составы преступлений, предусмотренных ст. 263 или ст.

264 УК РФ.

Приговором мирового судьи судебного участка N 3 Восточного округа г. Белгорода от 20 ноября 2017 г. Негодин В.А. был признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 268 Уголовного кодекса Российской Федерации (нарушение пассажиром, пешеходом или другим участником движения правил безопасности движения или эксплуатации транспортных средств, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека).

В уголовном законе установлена система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризующихся повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268, 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают как специальные субъекты, призванные соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого (неопределенного) круга лиц. Несоблюдение (нарушение) требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью людей, другим объектам уголовно-правовой охраны.

3. В уголовном законе имеется система специальных норм, направленных на обеспечение безопасности в отдельных сферах жизнедеятельности, характеризуемых повышенными требованиями к поведению субъектов (в частности, статьи 143, 215, 216, 217, 218, 219, 236, 247, 263, 264, 268 и 350 УК Российской Федерации). В таких отношениях их участники выступают в качестве специальных субъектов, призванных соблюдать комплекс правил, обеспечивающих как индивидуальную безопасность, так и общую защищенность жизни и здоровья широкого круга лиц. Нарушение требований специальных норм само по себе создает опасность причинения вреда жизни и здоровью, другим объектам уголовно-правовой охраны (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 июля 2021 года N 1373-О).

При этом ответственность за неосторожное причинение смерти предусмотрена и в общей норме, которой выступает статья 109 УК Российской Федерации, и в специальных нормах об ответственности за нарушение правил, нацеленных на снижение рисков того или иного вида деятельности, включая правила, обеспечивающие охрану труда работников, промышленную безопасность опасных производственных объектов либо безопасность строительных и иных потенциально опасных работ (статьи 143, 216 и 217 УК Российской Федерации).

Популярные законы

  • Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023) «Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О Следственном комитете Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
  • Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 29.12.2022) «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
  • Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021) «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
  • Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018) «О прокуратуре Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016) «О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
  • Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017) «О наркотических средствах и психотропных веществах»
  • Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002) «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
  • Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996) «О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»

Статья 267.1 УК РФ. Действия, угрожающие безопасной эксплуатации транспортных средств (новая редакция с комментариями)

наказывается штрафом в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

Комментарий к ст. 267.1 УК РФ

1. Объектом преступления является безопасность функционирования транспорта, за исключением трубопроводного.

Понятие транспортного средства раскрыто в Федеральном законе от 09.02.2007 N 16-ФЗ «О транспортной безопасности», согласно которому транспортными средствами признаются устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя:

а) транспортные средства автомобильного транспорта, используемые для регулярной перевозки пассажиров и багажа или перевозки пассажиров и багажа по заказу либо используемые для перевозки опасных грузов, на осуществление которой требуется специальное разрешение;

б) воздушные суда коммерческой гражданской авиации;

в) воздушные суда авиации общего назначения, определяемые Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

г) суда, используемые в целях торгового мореплавания (морские суда), за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, а также искусственных установок и сооружений, которые созданы на основе морских плавучих платформ и особенности защиты которых от актов незаконного вмешательства устанавливаются в соответствии со ст. 12.3 вышеуказанного Федерального закона;

д) суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

е) железнодорожный подвижной состав, осуществляющий перевозку пассажиров и (или) грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством РФ по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности РФ, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел;

ж) транспортные средства городского наземного электрического транспорта.

Кроме того, в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» применительно к сфере регулирования данного Закона под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

2. Состав преступления, предусмотренного комментируемой статьей, — формальный. Если ответственность по ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК наступает только при наступлении указанных в законе последствий, то по указанной норме состав преступления является оконченным с момента совершения действий, в результате которых создана ситуация, угрожающая безопасности людей либо сохранности имущества, включая перемещаемые грузы и собственно транспортные средства.

Деяние может быть совершено только в форме действия.

Еще одно отличие от преступлений, предусмотренных ст. ст. 263, 264, 266, 268, 271.1 УК РФ, состоит в том, что ответственность наступает при совершении любых действий, создающих угрозу безопасности, а не только действий, содержащих нарушение соответствующих нормативных актов, регулирующих эксплуатацию транспортных средств (напр., ослепление пилота воздушного судна лазерной указкой).

3. С субъективной стороны преступление характеризуется умышленной формой вины и хулиганскими побуждениями.

Понятие хулиганского мотива раскрыто в п. 12 Пост. Пленума ВС РФ от 15.11.2007 N 45.

4. Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

Судебная практика: приговоры и наказание по ст. 267.1 УК РФ

  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Решение Верховного суда: Определение N 56-КГ16-46 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ № 56-КГ16-46 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 6 марта 2017 г. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2002 N 29… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 27 декабря 2002 г. N 29 О СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ ПО ДЕЛАМ О КРАЖЕ,…
  • Решение Верховного суда: Определение N 203-АПУ17-21 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 203-АПУ17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Москва 31 августа 2017 г. Судебная коллегия по делам военнослужащих Верховного…
  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 05.12.2018 N… ПРЕЗИДИУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 5 декабря 2018 г. N 126-П18 О ВОЗОБНОВЛЕНИИ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ ВВИДУ НОВЫХ…
  • Решение Верховного суда: Определение N 67-АПУ17-9 от… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 67-АПУ17-9 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ город Москва 24 мая 2017 года Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция: Решение… ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело №72-АПУ 17-21 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 04 октября 2017 г. Судебная коллегия по уголовным делам…
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.12.2020 N 43… ПЛЕНУМ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 17 декабря 2020 г. N 43 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ СУДЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ДЕЛАМ…
  • Определение Конституционного Суда РФ от 13.03.2018 N 578-О КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ от 13 марта 2018 г. N 578-О ОБ ОТКАЗЕ В ПРИНЯТИИ К РАССМОТРЕНИЮ ЖАЛОБЫ ГРАЖДАНИНА…
  • Решение Верховного суда: Постановление N 310П13 от… ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРЕЗИДИУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело № 310-П13 г. Москва 23 января 2014 г. Президиум Верховного Суда Российской Федерации…