В целях дальнейшего совершенствования деятельности судов по применению законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ) Пленум Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь статьей 126 Конституции Российской Федерации, постановляет:
(преамбула в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Обратить внимание судов на то, что рыболовство и сохранение водных биологических ресурсов регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. В связи с этим судам для обеспечения правильного применения законодательства при рассмотрении уголовных дел в каждом конкретном случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, какие правовые нормы были нарушены в результате совершения преступления.
Решая вопрос о законности или незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов, судам следует учитывать законодательство Российской Федерации и положения действующих для Российской Федерации международных договоров. Если международные договоры Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов устанавливают иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством о рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов, применяются правила этих международных договоров.
2. Разъяснить судам, что уголовная ответственность по части 2 статьи 253 УК РФ за исследование, поиск, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации наступает в случаях, когда такие деяния совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или после подачи заявки на лицензирование, но без получения разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии, либо после истечения срока действия лицензии, или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.
При определении понятия «исключительная экономическая зона Российской Федерации» необходимо учитывать положения статьи 1 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», а при определении понятия «континентальный шельф Российской Федерации» — положения статьи 1 Федерального закона «О континентальном шельфе Российской Федерации».
Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации без специального разрешения, полностью охватывается частью 2 статьи 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в частях 1 и 3 статьи 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях, при наличии к тому оснований, наступает по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.
3. Под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов (статья 256 УК РФ) судам следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока или других запрещенных орудий и способов массового истребления водных биологических ресурсов, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41)
(см. текст в предыдущей редакции)
Судам в каждом случае необходимо устанавливать и отражать в приговоре, в чем конкретно выразились незаконная добыча (вылов) или способ вылова водных биологических ресурсов с указанием нормы федерального закона, других нормативных правовых актов, регулирующих осуществление рыболовства, которые были нарушены.
4. Вопрос о наличии в действиях лица признаков совершения незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба или с причинением особо крупного ущерба должен решаться в соответствии с примечанием к статье 256 УК РФ. Как незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов с причинением крупного ущерба должно квалифицироваться совершение нескольких случаев незаконной добычи (вылова), общий ущерб от которых превышает сто тысяч рублей, а с причинением особо крупного ущерба — двести пятьдесят тысяч рублей, при обстоятельствах, свидетельствующих об умысле совершить незаконную добычу (вылов) с причинением крупного или особо крупного ущерба.
Решая вопрос о квалификации действий лиц, совершивших незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов в составе группы лиц по предварительному сговору либо организованной группы по признаку «с причинением крупного ущерба» или «с причинением особо крупного ущерба», следует исходить из общего ущерба, причиненного всеми участниками преступной группы.
(п. 4 в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. К самоходным транспортным плавающим средствам следует относить те из них, которые оснащены двигателями (например, суда, яхты, катера, моторные лодки), а также иные плавающие конструкции, приводимые в движение с помощью мотора (пункт «б» части 1 статьи 256 УК РФ). При этом должно быть установлено, что данное самоходное транспортное плавающее средство непосредственно использовалось как орудие добычи водных биологических ресурсов (например, для установки и (или) снятия рыболовной сети).
6. Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли либо могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, спуск воды из водных объектов, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий).
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41)
(см. текст в предыдущей редакции)
Решая вопрос о том, совершено ли преступление с применением способов массового истребления водных биологических ресурсов, судам надлежит не только исходить из того, какой запрещенный вид орудия лова или способ вылова был применен, но и устанавливать, может ли их применение с учетом конкретных обстоятельств дела повлечь указанные последствия. В необходимых случаях к исследованию свойств таких орудий лова или примененных способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов надлежит привлекать соответствующих специалистов либо экспертов.
7. При квалификации действий лица, совершившего незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов с применением способов их массового истребления, суду следует руководствоваться нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добычи водных биоресурсов и устанавливающими запреты, в том числе относящиеся к орудиям лова, способам, местам вылова и др.
Если установлено, что в ходе вылова применялись такие орудия лова, использование которых не могло повлечь массового истребления водных биологических ресурсов при отсутствии способов их массового вылова, в действиях такого лица отсутствует состав преступления, предусмотренный пунктом «б» части 1 статьи 256 УК РФ.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41)
(см. текст в предыдущей редакции)
8. Местом нереста следует признавать, например, море, реку, водоем или часть водоема, где рыба мечет икру, а под миграционным путем к нему — проходы, по которым рыба идет к месту нереста. Если водный объект имеет небольшие размеры (например, озеро, пруд, запруда) и нерест происходит по всему водоему, он с учетом установленных фактических обстоятельств может быть признан местом нереста (пункт «в» части 1 статьи 256 УК РФ).
Квалификация незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов по признаку совершения деяния в местах нереста или на миграционных путях к ним возможна лишь при условии совершения этих действий в период нереста или миграции к местам нереста. Совершение такого деяния вне этих сроков или с помощью орудий лова, применение которых не причиняет вред нерестящимся особям, не подлежит признанию преступным по данному признаку.
9. Для установления факта добычи водных биологических ресурсов в запрещенных районах: в местах нереста или миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, а также в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (пункты «в» и «г» части 1 статьи 256 УК РФ), судам надлежит исследовать данные, определяющие такой район промысла с описанием ориентиров или географических координат.
10. В тех случаях, когда действия лица, непосредственно направленные на незаконную добычу водных биологических ресурсов (например, начало установки орудий лова, непосредственная подготовка к применению для вылова рыбы и других водных биологических ресурсов взрывчатых или химических веществ, электротока), были пресечены в установленном законом порядке, содеянное им надлежит квалифицировать по части 3 статьи 30 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ.
10.1. Действия лиц, непосредственно не участвовавших в незаконной добыче (вылове) водных биологических ресурсов, но содействовавших совершению этого преступления советами, указаниями, предоставлением информации, средств и (или) орудий добычи (вылова), транспортных средств (в том числе транспортных плавающих средств), а также приобретавших, перерабатывавших, транспортировавших, хранивших или сбывавших водные биологические ресурсы, полученные в результате незаконной добычи (вылова), либо продукцию из них по заранее данному обещанию, надлежит квалифицировать по части 5 статьи 33 УК РФ и соответствующей части статьи 256 УК РФ при условии, что им было достоверно известно о незаконности добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
(п. 10.1 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
10.2. Обратить внимание судов на то, что в случае незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов (их частей и производных), включенных в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 2013 года N 978), содеянное должно квалифицироваться по соответствующей части статьи 258.1 УК РФ.
Незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) в Красную книгу субъекта Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, но не включенных в указанный Перечень, при наличии признаков состава преступления следует квалифицировать по соответствующим частям статьи 256 УК РФ.
(п. 10.2 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
10.3. При рассмотрении дел о преступлениях, предусмотренных статьей 258.1 УК РФ, судам следует иметь в виду, что добыча и оборот водных биологических ресурсов (их частей и производных), принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, допускаются только в исключительных случаях, предусмотренных нормами экологического законодательства (например, в целях сохранения водных биологических ресурсов, осуществления мониторинга состояния их популяции, осуществления их искусственного воспроизводства или акклиматизации, обеспечения ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации), на основании разрешений (распорядительных лицензий), полученных в установленном порядке, и с соблюдением предусмотренных в них условий.
(п. 10.3 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
10.4. Под частями водных биологических ресурсов в статье 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся переработке искусственно отделенные от организмов биологические материалы (ткани, покровы, жидкости, половые продукты и т.д.), под производными водных биологических ресурсов — продукты хозяйственной переработки организмов или их частей (например, пищевые продукты, медицинские препараты и биологические добавки, сувениры).
(п. 10.4 введен Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
11. Исходя из положений пункта 1 части 3 статьи 81 УПК РФ о том, что орудия преступления, принадлежащие обвиняемому, подлежат конфискации, суду при поступлении уголовного дела о преступлении, предусмотренном статьей 256 УК РФ, необходимо выяснять, приняты ли меры по обеспечению возможной конфискации орудий преступления.
При наличии оснований, указанных в статье 230 УПК РФ, суд вправе по собственной инициативе или по ходатайству потерпевшего, гражданского истца либо их представителей, а также прокурора при подготовке дел к судебному заседанию принять меры для обеспечения возможной конфискации имущества.
В соответствии с требованием пункта 2 части 1 статьи 309 УПК РФ в резолютивной части приговора надлежит решить вопрос о вещественных доказательствах, в том числе о конфискации в порядке пункта «г» части 1 статьи 104.1 УК РФ орудий незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому (например, эхолотов, навигаторов).
При конфискации судна (самоходного или несамоходного) суду необходимо выяснить, не является ли оно для подсудимого основным законным источником средств к существованию (например, добыча водных биологических ресурсов для обеспечения жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).
12. Если действия, связанные с незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов, совершенные лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства либо в местах нереста или на миграционных путях к ним, или на особо охраняемых природных территориях, хотя формально и содержали признаки преступления, предусмотренного частью 2 статьи 253 или статьей 256 УК РФ, но в силу малозначительности не представляли общественной опасности, когда не использовались способы массового истребления водных биологических ресурсов, суд вправе прекратить уголовное дело на основании части 2 статьи 14 УК РФ.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2017 N 41)
(см. текст в предыдущей редакции)
При этом основанием для признания действий подсудимого малозначительными могут служить, например, незначительные количество и стоимость выловленной рыбы, отсутствие вредных последствий для окружающей среды, а также используемый способ добычи, который не являлся опасным для биологических, в том числе и рыбных, ресурсов.
13. Судам надлежит устанавливать обстоятельства, способствовавшие совершению преступлений, предусмотренных частью 2 статьи 253, статьями 256, 258.1 УК РФ, нарушения прав и свобод граждан, а также другие нарушения закона, допущенные при производстве дознания, предварительного следствия о незаконной добыче водных биологических ресурсов, нарушения законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации, а также реагировать на нарушения, допущенные при рассмотрении таких дел нижестоящими судами. В каждом таком случае в соответствии с частью 4 статьи 29 УПК РФ необходимо выносить частные постановления (определения), обращая внимание соответствующих организаций и должностных лиц на данные обстоятельства и факты нарушения закона, требующие принятия необходимых мер для их устранения.
(в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.05.2015 N 19)
(см. текст в предыдущей редакции)
Председатель Верховного Суда
Статья 253 УК РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
Уголовный кодекс > Раздел IX УК РФ. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА > Глава 26 УК РФ. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ > Статья 253. Нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации
1. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе Российской Федерации, незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне Российской Федерации зон безопасности, а равно нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет.
2. Исследование, поиск, разведка, разработка природных ресурсов континентального шельфа Российской Федерации или исключительной экономической зоны Российской Федерации, проводимые без соответствующего разрешения, —
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Комментарии к ст. 253 УК РФ
1. Комментируемая норма, во-первых, вобрала в себя ряд норм предыдущего законодательства, во-вторых, существенно изменила описание рассматриваемого посягательства.
Общественная опасность преступления заключается в том, что им причиняется вред нескольким группам общественных отношений: континентальному шельфу как одному из элементов окружающей среды, суверенитету России, безопасности судоходства. В связи с этим в юридической литературе высказано мнение о том, что нарушение законодательства о континентальном шельфе и об исключительной зоне не является экологическим преступлением .
Например: Экологическое право России / Под ред. В.Д. Ермакова, А.Я. Сухарева.
М., 1997.
2. Объект преступления — общественные отношения по охране природных ресурсов континентального шельфа и вод исключительной экономической зоны РФ. Дополнительными объектами могут выступать суверенитет России, безопасность судоходства.
3. Объективную сторону преступления образуют: а) незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ; б) незаконное создание вокруг них или в исключительной экономической зоне РФ зон безопасности; в) нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства.
На континентальном шельфе Российская Федерация осуществляет суверенные права в целях разведки и разработки его минеральных и живых ресурсов, обладает правом разрешать и регулировать буровые работы, сооружать, а также разрешать и регулировать создание, эксплуатацию и использование островов, установок и сооружений. Данные права являются исключительными. Если Россия не производит указанных действий, никто не может это делать без ее согласия.
Континентальный шельф включает морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка (Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»).
Подводной окраиной материка является продолжение континентального массива РФ, включающего поверхность и недра континентального шельфа, склона и подъема. Внутренней границей континентального шельфа является внешняя граница территориального моря. Последняя находится на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря, при условии, что внешняя граница подводной окраины материка не простирается более чем 200 морских миль.
Если подводная окраина материка простирается на большее расстояние от указанных исходных линий, то внешняя граница континентального шельфа совпадает с внешней границей подводной окраины, определяемой в соответствии с нормами международного права.
Определение континентального шельфа применяется также ко всем островам РФ.
Исключительная экономическая зона — это прилегающие к побережью РФ морские районы, находящиеся за пределами ее территориальных вод. Ее внешняя граница находится на расстоянии 200 морских миль, отсчитываемых от линии наибольшего отлива как на материке, так и на островах, или от прямых исходных линий, соединяющих точки, географические координаты которых утверждаются Правительством РФ. Разграничение экономической зоны между Россией и другими государствами осуществляется путем соглашений на основе международно-правовых норм.
Зоны безопасности вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются для изучения, поиска, разведки или разработки минеральных ресурсов или промысла живых ресурсов и простираются не более чем на 500 м от каждой точки их внешнего края.
Возведение искусственных островов, установок или сооружений, прокладка подводных кабелей и трубопроводов на континентальном шельфе, создание вокруг них или в экономической зоне России зон безопасности производятся по разрешению специально на то уполномоченного федерального органа (например, по геологии и использованию недр, по рыболовству, по науке и технической политике). Совершение указанных действий без такого разрешения будет признаваться незаконным и влечь ответственность по ст. 253.
Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств может выражаться в: а) возведении указанных объектов с нарушением норм, закрепленных в выданном разрешении, с отступлением от СНИПов, ГОСТов; б) эксплуатации имеющихся сооружений, не обеспечивающей либо охрану морской среды (например, без очистных сооружений), либо безопасность судоходства (например, без обеспечения исправного состояния постоянных средств предупреждения о наличии искусственных островов, установок и сооружений); в) ненадлежащей охране указанных объектов; г) ликвидации возведенных сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства (например, покинутые или более не используемые искусственные острова, установки и сооружения должны быть убраны их создателями в сроки, оговоренные в разрешении на их создание).
Для наличия состава преступления достаточно совершения хотя бы одного из указанных действий.
4. Преступление имеет формальный состав, является оконченным независимо от наступления последствий.
5. С субъективной стороны предполагается умышленная форма вины.
6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста, являющееся гражданином РФ, иностранным гражданином или лицом без гражданства.
7. Часть 2 ст. 253 предусматривает ответственность за исследование, разведку, разработку природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, проводимые без соответствующего разрешения.
К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к «сидячим видам», т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.
8. Согласно п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.11.2010 N 26 «О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (статьи 253, 256 УК РФ)» уголовная ответственность по ч. 2 ст. 253 наступает в случаях, когда указанные в законе действия совершены без обращения в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти за получением разрешения (лицензии) или при отказе в лицензировании либо после получения положительного ответа о лицензировании, но до регистрации лицензии или после выбора указанной в разрешении (лицензии) квоты.
БВС РФ. 2011. N 1.
Вылов водных биологических ресурсов, совершенный в целях научно-исследовательских работ, поиска и разработки природных ресурсов континентального шельфа РФ или исключительной экономической зоны РФ без специального разрешения, полностью охватывается ч. 2 ст. 253, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК.
Уголовная ответственность в таких случаях наступает по соответствующим частям указанной статьи.
9. Признаки субъективной стороны и субъекта те же, что и в ч. 1 ст. 253.
Нарушение законодательства РФ о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ (ст. 253 УК).
Объективная сторона (ч. 1 ст. 253 УК) представлена рядом действий. Незаконное возведение искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе РФ 1 может состоять в возведении искусственных островов, установок, сооружений, в прокладывании подводных кабелей или трубопроводов без обращения за разрешением в федеральные органы исполнительной власти, самовольно; в возведении объектов после отказа в выдаче разрешения.
Деяние окончено с момента начала незаконного строительства искусственного острова, установки, сооружения.
Незаконное создание зон безопасности вокруг искусственных островов, установок или сооружений на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне РФ. Вокруг искусственных островов, установок и сооружений устанавливаются зоны безопасности, которые простираются не более чем на 500 м от каждой точки внешнего края искусственных островов, установок и сооружений.
Незаконное создание зон безопасности имеет место всегда, когда искусственные острова, установки и сооружения возводятся неправомерно. Само создание зон безопасности предполагает оснащение морской территории средствами предупреждения о наличии искусственных островов, установок или сооружений. Вид средства предупреждения (маяк и т.п.) квалифицирующего значения не имеет.
Деяние окончено с момента создания зоны безопасности.
Нарушение правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства окончено с момента нарушения указанных правил.
Субъект — общий; при нарушении правил строительства, эксплуатации, охраны и ликвидации возведенных искусственных островов, установок или [1]
сооружений и средств обеспечения безопасности морского судоходства — лицо, обязанное соблюдать указанные правила.
Субъективная сторона — прямой умысел.
В ч. 2 ст. 253 УК содержатся самостоятельные составы преступления. Их роднит предмет — природные ресурсы континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ.
Объективная сторона. Исследование природных ресурсов без разрешения заключается в исследовании природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ без соответствующего разрешения. Деяние окончено с момента начала исследований, проводимых без разрешения.
Ресурсные исследования представляют собой прикладные научно-исследовательские работы, направленные на изучение, разведку и разработку минеральных (неживых) ресурсов и промысел водных биоресурсов. Деяние заключается в поиске, разведке или разработке природных ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны РФ, проводимых без соответствующего разрешения. Деяние окончено с момента начала этих действий.
Субъект — общий.
Субъективная сторона — прямой умысел.
Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК).
Под критическим местообитанием следует понимать участки природной среды, в том числе участки акватории, в которой организмы, занесенные в Красную книгу РФ, обитают (произрастают) в состоянии естественной свободы. Понятие критического местообитания неразрывно связано с понятием популяции, т.е. совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя в течение большого числа поколений.
Объективная сторона заключается в уничтожении критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ, повлекшем гибель популяций этих организмов.
Под уничтожением критических местообитаний следует понимать причинение им такого вреда, при котором они фактически перестают существовать. Гибель популяции организмов, занесенных в Красную книгу РФ, представляет собой ее уничтожение. Преступление считается оконченным с момента гибели популяции животных, растений или грибов.
Субъект — общий.
Субъективная сторона — умысел или неосторожность в отношении последствий.
Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262 УК).
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты (полностью или частично) из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Объективная сторона заключается в нарушении режима особо охраняемых государством природных территорий, причинившем значительный ущерб. В диспозиции статьи точно определена сфера действия статьи: заповедник; заказник; национальный парк; территория памятника природы; другие особо охраняемые государством природные территории. Понятие, статус, правовой режим указанных особо охраняемых природных территорий и объектов определяются в федеральных законах «Об охране окружающей среды» и «Об особо охраняемых природных территориях».
Преступление окончено с момента причинения значительного ущерба; это оценочная категория, устанавливаемая с учетом конкретных обстоятельств каждого дела.
Субъект — общий.
Субъективная сторона — умысел или неосторожность в отношении последствий.
- [1] Для уяснения смысла статьи необходимо обратиться к федеральным законамот 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РоссийскойФедерации», от 30 ноября 1995 г. № 187-ФЗ «О континентальном шельфе РоссийскойФедерации».