Статья 250. Загрязнение вод 2024

1. Загрязнение, засорение, истощение поверхностных или подземных вод, источников
питьевого водоснабжения либо иное изменение их природных свойств, если эти деяния повлекли
причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному
или сельскому хозяйству, —
наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной
платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо лишением права занимать
определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо
обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами
на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев.

2. Те же деяния, повлекшие причинение вреда здоровью человека или массовую гибель
животных, а равно совершенные на территории заповедника или заказника либо в зоне
экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, —
наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами
на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет,
либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, повлекшие по
неосторожности смерть человека, —
наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на
тот же срок.

Комментарий к Ст. 250 Уголовного кодекса

1. Объективная сторона включает деяния: а) загрязнение; б) засорение; в) истощение поверхностных или подземных вод или источников питьевого водоснабжения; г) иное изменение их природных свойств. Обязательным признаком является последствие в виде причинения существенного вреда.

2. Существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству — понятие оценочное. Следует учитывать количество погибших водных животных, иных животных, растительности, лесных деревьев, сельскохозяйственной продукции, экологическую значимость водоема, стоимость утраченного или поврежденного в денежном выражении и др.

3. Заповедники (ч. 2) являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.

Второй комментарий к Ст. 250 УК РФ

1. Под загрязнением понимается сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Засорение — это сброс или поступление иным образом в водные объекты использованных предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод означает устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.

Иным изменением природных свойств поверхностных или подземных вод является существенное изменение их биологического разнообразия либо ухудшение первоначального физического, химического или биологического состава.

2. С субъективной стороны преступление характеризуется как умышленной, так и неосторожной формой вины.

3. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет.

4. Квалифицирующими признаками, указанными в ч. 2 ст. 250 УК, выступают:

1) причинение вреда здоровью человека или массовая гибель животных (см. комментарий к ст. 246 УК);

2) обстоятельства места совершения преступления — территория заповедника или заказника, зона экологического бедствия или зона чрезвычайной экологической ситуации.

О понятиях «заповедник» и «заказник» см. комментарий к ст. 262 УК; о понятиях «зона экологического бедствия» и «зона чрезвычайной экологической ситуации» — комментарий к ст. 247 УК.

Третий комментарий к статье 250 УК РФ

1. Непосредственным объектом рассматриваемого преступления являются общественные отношения в области охраны вод и экологическая безопасность.
Предметом преступления являются поверхностные воды, в том числе поверхностные водотоки и водохранилища на них, поверхностные водоемы, ледники и снежники, подземные воды (водоносный горизонт, бассейны, месторождение и естественный выход подземных вод).

Внутренние морские воды, территориальное море Российской Федерации, открытые воды Мирового океана к предмету данного преступления не относятся.
Воды хранилищ, не имеющих экологического значения (отстойники, бассейны, резервуары, колодцы и т.д.), не относятся к предмету рассматриваемого преступления. Их загрязнение, отравление, истощение в зависимости от характера деяния могут образовать состав диверсии (ст. 281), преступления против жизни и здоровья (гл. 16), нарушения санитарно-эпидемиологических правил (ст. 236), нарушения правил охраны труда (ст.

143).
Отношения по охране вод регулируются: Федеральными законами «Об охране окружающей среды», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Водным кодексом РФ; иными законами РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ и многочисленными подзаконными нормативными правовыми актами, которые должны применяться в соответствии с Водным кодексом РФ, в частности, Санитарные правила и «Гигиенические требования к охране поверхностных вод» СанПиН 2.1.5.980-00, утвержденные Главным государственным санитарным врачом РФ 22 июня 2000 г.

2. Объективная сторона преступления состоит в загрязнении, засорении, истощении либо ином изменении природных свойств указанных выше компонентов гидросферы неочищенными и необезвреженными сточными водами, отходами и отбросами или токсичной либо агрессивной по отношению к качеству окружающей среды продукцией (нефтью, нефтепродуктами, химическими веществами) промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других предприятий и организаций.
Загрязнение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование подобных объектов.
Засорение водных объектов — сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов таких объектов.
Истощение вод — устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод.
Качество окружающей среды и ее основных объектов, в том числе воды, определяется с помощью специальных нормативов — предельно допустимой концентрации (ПДК) вредных веществ (см. п. 5 комментария к ст. 247).

3. Рассматриваемое преступление имеет материальный состав. В качестве общественно опасных последствий противоправных действий (бездействия) закон называет причинение существенного вреда животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству. Характер этих последствий чрезвычайно многообразен. К тому же они находятся в различных сферах природопользования и природоохраны.

Рекомендация  Статья 175 ГПК РФ. Установление последовательности исследования доказательств 2024

Это вопрос факта и оценки именно в качестве «существенного вреда». Существенный вред животному и растительному миру может быть выражен в снижении популяций диких зверей, птиц, усыхании деревьев, кустарников в лесах всех видов. Вред рыбным запасам определяется гибелью рыбы, уничтожением нерестилищ, нагульных площадей.
Между загрязнением водного источника и данными последствиями должна быть установлена причинная связь.

4. Субъективная сторона данного преступления характеризуется любой формой и видом вины.

5. Часть 2 ст. 250 УК устанавливает более строгую ответственность за те же действия: если они повлекли причинение вреда здоровью человека или массовую гибель животных (см. комментарий к ст. 246 УК), совершены на территории заповедника или заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации (см. комментарий к ст.

247 УК).
Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного оборота и не подлежащие использованию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных) (см.: ст. 6 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (ред. от 25.06.2012)). Заповедники образуются Правительством РФ и республик в составе Российской Федерации.

При этом надо иметь в виду, что для обеспечения особого режима вокруг территорий заповедников создаются охранные зоны, которые не относятся к собственно территориям заповедников и, следовательно, не могут быть местом совершения преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 250 УК.
Государственным природным заказником объявляется природный комплекс, предназначенный для сохранения или воспроизводства одних видов природных ресурсов с ограниченным и согласованным использованием других. Заказники общереспубликанского значения образуются Правительством РФ; республиканского и местного значения — субъектами РФ (исполнительными органами республик в составе Российской Федерации, краев и областей).

6. Часть 3 ст. 250 УК устанавливает ответственность за деяния, предусмотренные ч. ч. 1 и 2 указанной статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека (см. комментарий к ст. 247 УК).

УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ВОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА (СТ. 250, 252 УК РФ)

Вопросы охраны вод регулируются многими законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, ее субъектов, региональными актами. В Уголовном кодексе Российской федерации (далее УК) составы преступлений в рассматриваемой сфере, предусмотрены ст. 250 «Загрязнение вод» и ст.

252 «Загрязнение морской среды».

Объектом загрязнения вод (ст. 250 УК) выступает экологическая безопасность при обращении с водами, природно-ресурсный потенциал последних. Предмет преступления определен в законе; им являются воды, понимаемые как химическое соединение водорода и кислорода, существующее в жидком, твердом и газообразном состоянии, и как вся вода, находящаяся в водных объектах (ст. 1 ВК РФ).

Не являются предметом этого преступления внутренние морские воды и территориальное море РФ. Это нужно для разграничения ст. 250 и ст.

252 УК РФ. Законодатель в диспозиции статьи выделяет следующие виды вод: 1) поверхностные воды; 2) подземные воды; 3) источники питьевого водоснабжения.

Объективная сторона преступления, закрепленного в ч. 1 ст. 250 УК предусматривает следующие преступные формы деяния: загрязнение, засорение, истощение вод и иное изменение природных свойств. Для наличия состава преступления достаточно какой-либо одной формы (при условии наступления последствий).

Специалисты, в первую очередь практики, отмечают, что решение законодателя использовать конструкцию материальных, а не формальных или составов поставления в опасность, чрезвычайно ограничивает возможности применения средств уголовного закона в борьбе с загрязнением водных ресурсов страны [3].

Под загрязнением вод в широком смысле следует понимать действия (бездействие), повлекшие негативные изменения в водном объекте. Действие по составу сформулировано в законе таким образом, что уже представляет собой последствие, — последствие первого порядка, которого недостаточно для наступления уголовной ответственности. Должны быть установлены последствия второго порядка – существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству или последствия, предусмотренные в ч. 2 или ч. 3 ст.250 УК.

Загрязнение вод в узком смысле как форма деяния состава, обозначенного в ст. 250 УК, представляет собой сброс или поступление иным способом в водные объекты, а также образование в них вредных веществ, которые ухудшают качество поверхностных и подземных вод, ограничивают использование либо негативно влияют на состояние дна и берегов водных объектов. Под вредными веществами понимают химические, биологические, радиоактивные и иные вещества, химические и иные соединения, отрицательно влияющие на качество воды [1].

Засорением вод являются действия по сбросу или внесению иным образом в водные объекты предметов или взвешенных частиц, ухудшающих состояние и затрудняющих использование водных объектов. Истощение вод представляет собой устойчивое сокращение запасов и ухудшение качества поверхностных и подземных вод. Иное изменение природных свойств вод – это неблагоприятное изменение качества воды в виде, например, снятия или уменьшения ее лечебных свойств, негативного изменения физических свойств воды, повышения теплового режима воды и т.п.

Субъективная сторона состава загрязнения вод характеризуется, поскольку иное не указано в диспозиции статьи, умышленной и неосторожной виной [2]. Субъектом анализируемого преступления выступает любое лицо, достигшее 16 лет.

Статья 252 УК «Загрязнение морской среды» является общей по отношению к загрязнению морской среды и специальной по отношению к иным статьям главы 26 «Экологические преступления» и статьям иных глав. Возможны конкуренция и необходимость разграничения, например, со ст. 246-248 УК, если морская среда загрязняется токсинами из находящихся на суше источников или в иных случаях. Объектом состава загрязнения морской среды выступает экологическая безопасность в целом, а также стабильность и природно-ресурсный потенциал морской среды.

Безопасные условия пользования морскими водами зафиксированы в ряде международных договоров, участником которых является и Россия: Женевская конвенция об открытом море 1958 г.; Конвенции о гражданской ответственности за ущерб от загрязнения нефтью 1969 г.; Конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г. и др.

В соответствии с ними страны – участницы соглашений установили в национальном законодательстве перечни запрещенных к сбросу в океан веществ, нормы их допустимой концентрации в сбрасываемых смесях и ответственность за загрязнение вод внутренних и иных морей. В Российской Федерации защита и охранение морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря регламентируются также ст.32-38 Федерального закона от 31 июля 1998 г. № 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ», Федеральным законом «Об охране окружающей среды» и другими актами.

Рекомендация  Соглашение о задатке при покупке квартиры 2024

Предмет преступления, предусмотренного в ст. 252 УК, — морская среда, которая включает в себя все виды вод, кроме указанных в ст.250 УК, а именно: внутренние морские воды РФ, территориальное море РФ, прилежащая зона РФ, исключительная экономическая зона РФ, открытое море, а также континентальный шельф РФ.

Объективная сторона состава заключается в загрязнении морской среды. Оно наказуемо, если произведено:

1) из находящихся на суше источников; 2) вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных сооружений веществ и материалов, вредных для здоровья человека и живых ресурсов моря либо препятствующих правомерному использованию морской среды. Можно, таким образом, говорить о двух самостоятельных формах загрязнения морской среды; одна имеет место при загрязнении моря извне, с суши, вторая – изнутри, с находящихся в море транспортных средств или искусственных сооружений. Следует отметить, что загрязнение моря с суши по прежнему уголовному законодательству не наказывалось.

Деяние (действие или бездействие) описывается в основном составе крайне сложно. Нарушение правил захоронения имеет место в случаях, когда различного рода объекты захоронения, сброс которых возможен при соблюдении соответствующих правил, погружаются в морскую среду и остаются в ней в объеме, превышающем нормативы, либо без предварительной или дополнительной очистки, либо в неустановленных для этого местах, либо в случаях, когда захоронение или сброс веществ и материалов полностью запрещен. Действия (бездействие) по загрязнению морской среды из находящихся на суше источников могут быть активными (производство залпового, аварийного сброса без разрешения, слив в море химических веществ из отстойников, сброс на прибрежную полосу во время отлива материалов и других твердых отходов) либо пассивными (непроведение контроля за работой очистных сооружений промышленного предприятия).

Последствия: загрязнение морской среды означает привнесение в нее веществ и материалов, ухудшающих качество морской среды, ограничивающих ее использование, приводящих к уничтожению, сокращению, истощению или заболеваниям живых ресурсов моря, т.е. изменение природных свойств морской среды.

Качество морской среды нормируется в соответствии с ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне РФ». Существуют предельно допустимые нормы воздействия на морскую среду и природные ресурсы внутренних морских вод и территориального моря, которые обеспечивают и гарантируют экологическую безопасность населения и сохранение генетического фонда, защиту и сохранение морской среды и природных ресурсов, а также обеспечивают рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов внутренних морских вод и территориального моря. Основное правило, нарушение которого влечет загрязнение морской среды и уголовную ответственность по ст. 252 УК, сформулировано в ст.

37 ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»: «Захоронение отходов и других материалов, а также сброс вредных веществ во внутренних морских водах и в территориальном море запрещается».

Состав преступления, предусмотренный ч. 1 ст. 252 УК, отнесен законодателем к числу формальных. Для привлечения виновного лица к уголовной ответственности наступления каких-либо последствий не требуется [4]. Субъективная сторона преступления, предусмотренного в ч. 1 ст.252 УК РФ, характеризуется умышленной и неосторожной виной. Субъект загрязнения морской среды – специальный.

Им выступает лицо, достигшее шестнадцати лет, на которое возложены обязанности по соблюдению правил охраны окружающей природной, в том числе, морской среды.

Список литературы

1. Лопашенко Н.А. Экологические преступления: Комментарии к главе 26 УК РФ. СПб., 2005.

С. 106.

2. Грибов А.С., Смирнов Р.Ю. Ретроспективный характер, правовое содержание и формы уголовной ответственности как меры государственного принуждения // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. 2015. № 3. С. 9.

3. Соловьев О.Г., Смирнов Р.Ю. Определение оснований дифференциации ответственности в современной правовой доктрине // Юридическая наука. 2015. № 1. С. 65.

4. Соловьев О.Г. Место и значение приемов законодательной техники в процессе конструирования норм уголовного законодательства // Юридическая наука. 2015. № 3. С. 66.

Загрязнение вод: УК РФ, штрафы и другие виды наказаний

Загрязнение воды влечет за собой нарушение административного, а в ряде случаев и уголовного законодательства.

Причем виновная сторона должна не только устранить последствия своих действий, но и уплатить штраф либо понести более серьезные меры ответственности.

Более подробно об этом рассказывается в представленной статье.

Штрафы и ответственность

Практически во всех странах загрязнение воды запрещено. Это опасная деятельность, последствия которой могут длиться годами и даже десятилетиями.

Поэтому многие государства поводят природоохранные мероприятия и вводят достаточно строгие меры ответственности за загрязнение.

Делается это по нескольким причинам:

  • многократное превышение ПДК опасных веществ в водоемах;
  • вода становится непригодной для питья, бытового, промышленного использования;
  • появляется прямая угроза здоровью, а иногда и жизни людей;
  • существенно снижается способность реки, озера, другого водоема к самовосстановлению;
  • наблюдается гибель рыб и других животных, причем нередко такие потери оказываются невосполнимыми;
  • наносится существенный ущерб водорослям и другим растительным организмам;
  • загрязнение поверхностных вод приводит к загрязнению подземных, равно как и наоборот.

На законодательном уровне вопросы охраны поверхностных и подземных вод регулируются Водным кодексом РФ.

Он обязывает государство, граждан и организации предпринимать меры по охране водных ресурсов, а при нарушении правил предусматривает и ответственность.

В ст. 68 указано, что она может быть:

  • административной;
  • уголовной.

При этом наступление того или иного вида ответственности, например, уплата штрафа, не освобождает виновную сторону от устранения последствий и компенсации ущерба.

Административная ответственность

В соответствии со статьей 8.13 КоАП она наступает в том случае, когда ответственные лица нарушили требования охраны водоемов, в результате чего наступили негативные последствия в виде:

  • засорения;
  • загрязнения.
  • истощения.

В таких ситуациях виновная сторона должна уплатить штраф, размер которого зависит от категории:

Категория Минимум, руб. Максимум, руб.

В КоАП есть еще одна статья 8.19, которая предусматривает уплату штрафа в случае самовольного захоронения судов либо совершение тех же действий с нарушением установленных правил. Требования распространяются на случаи, когда захоронение происходит как во внутренних водах, так и в морях (в территориальных водах).

Рекомендация  Оплата электричества членом снт 2024

За такие действия предусмотрена конфискация судна, а также наложение штрафа, размер которого также зависит от категории виновной стороны:

Категория Минимум, руб. Максимум, руб.
Должностное лицо 15000 20000
Юридическое лицо 200000 300000

Уголовная ответственность

В отдельных случаях предусматривается и уголовная ответственность.

Она наступает, если действия лица (лиц) имеют одновременно несколько признаков:

  • произошло загрязнение, истощение и/или засорение вод;
  • объектом выступают поверхностные и/или подземные воды;
  • они являются источником питьевого водоснабжения;
  • в результате причине существенный вред сельскому хозяйству, рыбам, растительному либо животному миру.

Такие действия квалифицируются как преступление.

Согласно статье 250 Уголовного кодекса за них предусмотрена ответственность в виде:

  • штрафа до 85 тыс. руб. либо в сумме начисленной зарплаты, других доходов на период до 6 месяцев;
  • лишения права работать на определенной должности в течение определенного времени (максимум 5 лет);
  • обязательных работ (в пределах 360 часов);
  • исправительных работ (до 12 месяцев);
  • ареста (до 3 месяцев).

Если те же самые действия причинили вред здоровью людей либо привели к массовой гибели животных, или же произошли в заповеднике, заказнике, области, где установлен факт экологического бедствия, наказание ужесточается.

В той же ст. 250 УК предусмотрены такие меры:

  • штраф до 200 тыс. руб. или в сумме полученной зарплаты, других доходов за период до 18 месяцев;
  • обязательные работы (период до 480 ч);
  • исправительные работы (до 24 месяцев);
  • принудительные работы (до 24 месяцев);
  • тюремное заключение (до 24 месяцев).

Наконец, предусмотрен и третий, наиболее жесткий уровень ответственности. Если описанные действия привели к смерти человека, виновное лицо получает наказание в виде принудительных работ или заключения (в обоих случаях срок составляет не более 5 лет).

Объекты загрязнения и виды наказания

Предметом описанного в ст 250 УК РФ преступления являются поверхностные, а также подземные воды.

Именно они подвергаются загрязнению чаще всего, что и порождает проблемы с очисткой воды, хотя это не означает, что другие водоемы и источники не защищены законом.

Например, загрязнение внутренних морей также признается преступлением по ст. 252 УК.

Меры ответственности следующие(одна из перечисленных):

  • штраф (максимум 200 тыс. руб. либо в пределах зарплаты, других доходов за время до 18 месяцев);
  • лишение работы на определенной должности в течение установленного периода (до 5 лет);
  • обязательные работы (максимум 480 ч);
  • исправительные работы (максимум 24 месяца);
  • арест (максимум 4 месяца).

Если же опасные деяния связаны с колодцами, бассейнами и другими резервуарами, они квалифицируются как преступление по статье 236 УК.

Если в результате произошло массовое отравление людей (либо возникла угроза опасной ситуации), применяются такие меры ответственности(одна из перечисленных):

  • штраф в диапазоне 500-700 тыс. руб. либо на сумму начисленной зарплаты, других доходов за время от 12 до 18 мес.;
  • невозможность работать на определенной должности в течение периода от 12 до 36 месяцев;
  • ограничение свободы (максимальный период 24 месяца);
  • принудительные работы (максимально на 24 месяца);
  • тюремное заключение (до 24 месяцев).

Если в результате тех же действий произошла смерть человека, меры наказания более суровые:

  • штраф 1-2 млн руб. либо в сумме зарплаты, начисленной во время 1-3 лет;
  • ограничение свободы на 2-4 года;
  • принудительные работы на 3-5 лет;
  • тюремное заключение от 3 до 5 лет.

Если же произошла смерть 2 и более людей, мерой ответственности будут принудительные работы на 4-5 лет либо тюремное заключение на период 5-7 лет.

Допустимые способы загрязнения водных объектов

Поскольку безотходное производство возможно далеко не во всех случаях, проблема утилизации загрязненных вод встает перед многими предприятиями.

Решается она разными способами – сброс стоков не противоречит законодательству и не приводит к описанным выше последствиям, если компания:

  • ведет свою деятельность в соответствии с полученными разрешениями от соответствующих ведомств;
  • имеет разрешение на сброс сточных вод в конкретный водный объект, например, в реку или озеро;
  • имеет разрешение на сброс стоков на поля фильтрации (это специально предназначенные участки, служащие своеобразными свалками для загрязненных вод).

Некоторые предприятия сбрасывают отработанные воды на рельеф местности. Однако эта деятельность является незаконной в соответствии со статьями 1 и 77 ФЗ №7 «Об охране окружающей среды». Об этом говорится и в Приказе Минприроды №238 (10 января 2010), а также подтверждается судебной практикой.

Сбрасывание вод на рельеф может трактоваться как административное правонарушение при наличии нескольких признаков:

  • установлен сам факт сброса стока;
  • отсутствует разрешительная документация на сброс в водоем;
  • установлен факт вины ответственного лица/лиц;
  • обнаружены факты превышения ПДК по одному или нескольким веществам.

Если сброс на рельеф выявлен в первый раз, уполномоченное лицо должно составить протокол и назначить штраф за загрязнение воды в соответствии со ст. 8.6 КоАП. К тому же предприятие обязано компенсировать экологический ущерб.

Но поскольку точный его размер определить трудно или даже невозможно, подобные дела в суде могут принять затяжной характер.

Если же сброс повлек более тяжкие последствия, связанные с массовой гибелью животных, причинению вреда здоровью или гибели людей, наступает уголовная ответственность за загрязнение водных объектов в виде крупных штрафов, обязательных, принудительных работ либо тюремного заключения.

О нормативах сброса сточных вод читайте здесь.

Итог

Поверхностные и подземные воды в основном загрязняются промышленными и сельскохозяйственными стоками. С одной стороны подобные явления неизбежны, но с другой они могут и должны контролироваться со стороны государства.

Именно поэтому засорение может квалифицироваться и как правонарушение, и как преступление с принятием соответствующих мер.