В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №441-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 215.4. «Незаконное проникновение на охраняемый объект», в соответствии с которой установлена уголовная ответственность за незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В случае, если указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряжены с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, то они наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Проникновение на указанные в статье 215.4 УК РФ объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, — если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 441-ФЗ по уголовным делам, предусмотренным частью 1 ст. 215.4 УК РФ предварительное расследование проводится в форме дознания.
По уголовным делам, предусмотренным пунктом «б» ч. 2 ст. 215.4 УК РЗ предварительное расследование проводится следователями органов федеральной службы безопасности.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом «б» частью второй статьи 215.4 УК РФ, в совершении которых обвиняются лица указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй ст. 151 УПК РФ (должностные лица Следственного комитета Российской Федерации, органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ, ФСО РФ, органов внутренних дел РФ учреждений и органов УИС, ФСКН, таможенных органов РФ, военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, лица гражданского персонала ВС РФ других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части соединения, учреждения, гарнизона) предварительное следствие производите) следователями органов федеральной службы безопасности.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом «а» части второй ст. 215.4 УК РФ, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
За самовольное проникновение на подземный или подводный объект охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность (Статья 20.17. «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта»).
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Прокуратура
Хабаровского края
Прокуратура Хабаровского края
Дата публикации:
16 мая 2016, 00:00
Ответственность за незаконное проникновение на охраняемый объект
В соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №441-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 150 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 215.4. «Незаконное проникновение на охраняемый объект», в соответствии с которой установлена уголовная ответственность за незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, совершенное неоднократно, в виде штрафа в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
В случае, если указанные деяния совершены группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо сопряжены с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, то они наказываются штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Проникновение на указанные в статье 215.4 УК РФ объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, — если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30 декабря 2015 года № 441-ФЗ по уголовным делам, предусмотренным частью 1 ст. 215.4 УК РФ предварительное расследование проводится в форме дознания.
По уголовным делам, предусмотренным пунктом «б» ч. 2 ст. 215.4 УК РЗ предварительное расследование проводится следователями органов федеральной службы безопасности.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом «б» частью второй статьи 215.4 УК РФ, в совершении которых обвиняются лица указанные в подпункте «в» пункта 1 части второй ст. 151 УПК РФ (должностные лица Следственного комитета Российской Федерации, органов ФСБ, Службы внешней разведки РФ, ФСО РФ, органов внутренних дел РФ учреждений и органов УИС, ФСКН, таможенных органов РФ, военнослужащие и граждане, проходящие военные сборы, лица гражданского персонала ВС РФ других войск, воинских формирований и органов в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении части соединения, учреждения, гарнизона) предварительное следствие производите) следователями органов федеральной службы безопасности.
По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных пунктом «а» части второй ст. 215.4 УК РФ, предварительное следствие может производиться также следователями органа, выявившего эти преступления.
За самовольное проникновение на подземный или подводный объект охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния, предусмотрена административная ответственность (Статья 20.17. «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта»).
Хабаровск ул. Шевченко, д. 6
Телефон: +7 (4212) 32-48-38
Телефон: +7 (4212) 31-39-65
Статья 215.4. Незаконное проникновение на охраняемый объект
1. Незаконное проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством Российской Федерации о ведомственной или государственной охране, либо на важный государственный объект, сооружение на коммуникациях, к специальному грузу, охрана которых осуществляется войсками национальной гвардии Российской Федерации, совершенное неоднократно, —
наказывается штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок.
а) совершенное группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;
б) сопряженное с умышленным созданием угрозы распространения сведений, составляющих государственную тайну, —
наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо лишением свободы на срок до четырех лет.
Примечание. Проникновение на указанные в настоящей статье объекты признается незаконным, если оно совершено в нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка, а совершенным неоднократно, — если совершено лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное деяние, в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию.
- Статья 215.3. Самовольное подключение к нефтепроводам, нефтепродуктопроводам и газопроводам либо приведение их в негодность
- Статья 216. Нарушение правил безопасности при ведении строительных или иных работ
Из этого следует, что положенная в основание криминализации неоднократного нарушения установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия законодательная конструкция состава преступления отличается от большинства иных составов преступлений с административной преюдицией (статьи 116.1, 151.1, 157, 158.1, 215.4 и 264.1 УК Российской Федерации) тем, что увязывает наступление уголовно-правовых последствий соответствующего противоправного деяния не с совершением его лицом, подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение, а с предшествующим привлечением такого лица к административной ответственности. В результате правоприменительные органы, включая суды, опираясь на формально-догматический подход к уяснению нормативного содержания положений статьи 212.1 УК Российской Федерации без учета их места в системе действующего правового регулирования, могут полагать, что для квалификации противоправного деяния по данной статье вовсе не требуется административной наказанности лица за ранее совершенные административные правонарушения, предусмотренные статьей 20.2 КоАП Российской Федерации, а достаточно установления самих фактов его привлечения к административной ответственности на основании данной статьи более двух раз, подтвержденных соответствующими судебными актами, пусть даже и не вступившими в законную силу (материалы уголовного дела гражданина И.И. Дадина свидетельствуют, что именно такой интерпретации статьи 212.1 УК Российской Федерации придерживались все вовлеченные в него судебные инстанции).
Популярные законы
- Закон РФ от 21.07.1993 N 5473-1 (ред. от 04.08.2023)«Об учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации»
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 10.07.2023)«О Следственном комитете Российской Федерации»
- Федеральный закон от 10.06.2008 N 76-ФЗ (ред. от 05.12.2022)«Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»
- Федеральный закон от 15.07.1995 N 103-ФЗ (ред. от 29.12.2022)«О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»
- Федеральный закон от 20.08.2004 N 119-ФЗ (ред. от 01.07.2021)«О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»
- Федеральный закон от 30.12.2012 N 283-ФЗ (ред. от 28.06.2021)«О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.08.2018)«О прокуратуре Российской Федерации»
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ (ред. от 27.06.2018)«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
- Федеральный закон от 05.05.2014 N 91-ФЗ (ред. от 23.06.2016)«О применении положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя»
- Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 29.12.2017)«О наркотических средствах и психотропных веществах»
- Федеральный закон от 13.06.1996 N 64-ФЗ (ред. от 13.07.2015)«О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации»
- Федеральный закон от 08.01.1997 N 2-ФЗ (ред. от 10.01.2002)«О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»
- Закон РФ от 09.10.1992 N 3618-1 (ред. от 13.06.1996)«О защите конституционных органов власти в Российской Федерации»
В Думе предложили усилить наказание за проникновение на объекты силовиков
Депутаты отметили рост угроз для важных гособъектов и объектов силовиков на фоне спецоперации на Украине и необходимость усиления ответственности. В случае повторного нарушения в отношении гособъектов она может стать уголовной
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
Группа депутатов внесла в Госдуму законопроект с поправками в статью КоАП о проникновении на охраняемые объекты, дополнив усиленной ответственностью за несанкционированный проход на объекты вооруженных сил и Росгвардии, а также на важные государственные объекты. Депутаты пояснили, что необходимость установить за проникновение на объекты силовых ведомств повышенную административную ответственность, а за проникновение на важные государственные объекты или сооружения на коммуникациях — более высокую административную ответственность и уголовную в случае повторного правонарушения возникает из-за возрастания числа угроз в отношении важных гособъектов (рост в три раза в первом квартале 2022 года по сравнению с этим периодом 2021-го) и силовых объектов на фоне военной операции на Украине. Авторы законопроекта, депутаты «Единой России» Ирина Яровая, Василий Пискарев, Александр Хинштейн, Анатолий Выборный и другие, предлагают внести изменения в ст.
20.17 КоАП «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта». Они предполагают установление административной ответственности за самовольное проникновение на охраняемые объекты силовых ведомств (ч. 2), а также за самовольное проникновение на важный государственный объект, сооружение на коммуникациях или к спецгрузу, которые охраняет Росгвардия (ч.
3).
Сейчас ст. 20.17 КоАП предполагает ответственность за «проникновение на охраняемый в установленном порядке объект» в виде штрафа до 5 тыс. руб. (ч. 1) и за «проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый в соответствии с законодательством России о ведомственной или государственной охране», в виде штрафа до 200 тыс. руб. или ареста до 15 суток (ч.
2).
- Наказание за проникновение на охраняемый объект вооруженных сил, Росгвардии, органа исполнительной власти в области гражданской обороны, Службы внешней разведки, ФСБ, МВД, органа власти в сфере мобилизации и на объекты, которые защищают органы государственной охраны, депутаты предлагают установить в виде штрафа от 5 тыс. до 10 тыс. руб., обязательных работ до 60 часов и/или административного ареста до десяти суток. Также во всех случаях возможна конфискация орудия совершения правонарушения.
- За проникновение на подземный или подводный объект, охраняемый по законодательству о ведомственной или государственной охране, а также на «важный государственный объект», сооружение на коммуникациях, специальный груз, охраняемые Росгвардией, предусматриваются штраф от 75 тыс. до 200 тыс. руб., обязательные работы от 60 до 120 часов, арест до 15 суток (если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния).
- Кроме того, та же группа депутатов предложила дополнить ч. 1 ст. 215.4 УК (незаконное проникновение на охраняемый объект) ответственностью за незаконное проникновение на охраняемые Росгвардией «важный государственный объект», сооружение на коммуникациях, к специальному грузу. Ответственность по этой части статьи предполагает штраф до 500 тыс. руб., ограничение или лишение свободы на срок до двух лет. Ответственность по уголовной статье наступает в случае повторного правонарушения по ст. 20.17 КоАП.
Как заявил РБК соавтор законопроекта, глава комитета Госдумы по безопасности Василий Пискарев, «жесткое наказание» является «адекватной реакцией на возникающие угрозы» и позволит не только повысить уровень защищенности охраняемых объектов, но и послужит в целях профилактики правонарушений.
«Любителям острых ощущений и фотографий на территории атомных станций и других объектов повышенной опасности стоит лишний раз задуматься о последствиях их действий и в том числе о том, что их фотоотчеты могут быть использованы при подготовке терактов», — отметил депутат.