Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Документ отсутствует в свободном доступе.
Вы можете заказать текст документа и получить его прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем системы ГАРАНТ, то Вы можете открыть этот документ прямо сейчас, или запросить его через Горячую линию в системе.

Краев Д.Ю. Некоторые вопросы квалификации угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава (статья 211 Уголовного кодекса Российской Федерации)

Д.Ю. Краев — доцент кафедры уголовного права, криминологии и уголовно-исполнительного права Санкт-Петербургского юридического института (филиала) Университета прокуратуры Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент, Санкт-Петербург, Россия

Статья посвящена проблемам квалификации угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, предусмотренного ст. 211 Уголовного кодекса Российской Федерации. Несмотря на то что данная статья присутствует в УК РФ с момента его принятия, следует констатировать недостаточность теоретических исследований, посвященных ее анализу, а также существование в судебной практике сложностей применения этой нормы.

Кроме того, Федеральным законом от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ в ст. 211 УК РФ была введена новая часть 4, предусмотревшая ответственность за сопряженность угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава с террористически актом либо иным осуществлением террористической деятельности, что ввиду отсутствия специальных разъяснений Пленума Верховного Суда РФ породило дополнительные квалификационные проблемы для правоприменителя. Анализируя действующее законодательство, положения постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 9 декабря 2008 г. N 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения», научные позиции и судебные решения по данным вопросам, автор приходит к следующим, как представляется, интересным для теории и практики выводам. Маломерные суда водного транспорта относятся к предмету угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а совершение преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 211 УК РФ, и сопряженного с ним террористического акта требует квалификации по совокупности ч. 4 ст.

211 и ст. 205 УК РФ. Военные воздушные и водные суда (военные катера, подводные лодки и др.) также являются предметом преступления, предусмотренного ст. 211 УК РФ. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона, сопряженные с убийством, посягательством на жизнь сотрудника правоохранительного органа, лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, государственного или общественного деятеля, квалифицируются по совокупности ст.ст.

211 и 105, 277, 295, 317 УК РФ. При угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захвате такого судна или состава в целях угона, совершенном с применением насилия, опасного для жизни или здоровья потерпевшего, либо с угрозой применения такого насилия, помимо п. «в» ч. 2 ст. 211 УК РФ, дополнительной квалификации по чч.

1, 2 ст. 111, ст.ст. 112, 115, 117, 119 УК РФ не требуется. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава нередко сопряжен с нарушением предусмотренных ст.

263 УК РФ правил безопасности движения и эксплуатации соответствующего транспорта: содеянное охватывается ст. 211 УК РФ, если нарушение указанных в ст. 263 УК РФ правил выразилось в самом угоне; если же нет — возможна квалификация по совокупности ст.ст.

211, 263 УК РФ.

Ключевые слова: квалификация, угон, захват в целях угона, судно воздушного транспорта, маломерные суда водного транспорта, железнодорожный подвижной состав, насилие, опасное для жизни или здоровья, либо угроза применения такого насилия; смерть человека или иные тяжкие последствия, террористический акт, террористическая деятельность, сопряженность, нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского и внутреннего водного транспорта и метрополитена.

Kraev D.Y. Some Issues of Qualification of the Hijacking of an Aircraft, a Sea-Going Ship, or a Railway Train (Article 211 of the Criminal Code of the Russian Federation)

D.Y. Kraev — Docent of the Department of Criminal Law, Criminology and Penitentiary Law at Saint-Petersburg Law Institute (Branch) of the University of the Office of the Prosecutor of the Russian Federation, Candidate of Legal Sciences, Docent, Saint Petersburg, Russia

The article is devoted to the problems of qualification of hijacking of an aircraft, a sea-going ship, or a railway train, provided for by Art. 211 of the Criminal Code of the Russian Federation. Despite the fact that Art. 211 has been present in the Criminal Code of the Russian Federation since its adoption, it should be noted that there is a lack of theoretical research on its analysis, as well as the existence in court practice of the difficulties of applying this norm (in addition, Federal Law No. 130 of May 5, 2014 -FZ in Art.

211 of the Criminal Code of the Russian Federation a new Part 4 was introduced, providing for liability for the combination of hijacking of a ship of air or water transport or railway rolling stock with a terrorist act or other terrorist second activity that, in the absence of specific explanations of the Plenum of the Supreme Court, has created additional challenges for law-qualification). This determines the relevance of the chosen topic. Analyzing the current legislation, the provisions of the Decree of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated December 9, 2008 No. 25 «On judicial practice in cases of crimes related to violation of the rules of the road and the operation of vehicles, as well as their unlawful seizure without the purpose of theft», scientific positions and court decisions on these issues, the author comes to the following conclusions that seem interesting for theory and practice.

Small boats of water transport relate to the subject of hijacking of a ship of air or water transport or railway rolling stock, and the commission of a crime under Part 4 of Art. 211 of the Criminal Code of the Russian Federation, and the associated terrorist act, requires qualification in the aggregate of Part 4 of Art. 211 and Art.

205 of the Criminal Code. Military aircraft and boats, submarines, etc.) are also the subject of a crime under Art. 211 of the Criminal Code. The of hijacking of an aircraft, a sea-going ship, or a railway train, as well as the seizure of such a ship or train for the purpose of hijacking, associated with the murder, assault on the life of a law enforcement officer, person conducting justice or preliminary investigation, a state or public figure are qualified in the aggregate of Art.

211 and Art. 105, Art. 277, Art.

295, Art. 317 of the Criminal Code of the Russian Federation. When of hijacking of an aircraft, a sea-going ship, or a railway train, as well as hijacking such a ship or train for the purpose of hijacking, committed with the use of violence dangerous to the life or health of the victim, or with the threat of such violence, in addition to item «c» of Part 2 of Art. 211 of the Criminal Code of the Russian Federation of additional qualification in parts 1, 2 of Art. 111, Art.

112, Art. 115, Art. 117, Art.

119 of the Criminal Code is not required. The of hijacking of an aircraft, a sea-going ship, or a railway train is often fraught with violation of the traffic safety rules and operation of the relevant transport provided for in Art. 263 of the Criminal Code of the Russian Federation: the deed is covered by Art.

211 of the Criminal Code, if the violation specified in Art. 263 of the Criminal Code of the Russian Federation expressed itself in theft; if not, qualification is possible in the aggregate of art. 211,263 of the Criminal Code.

Keywords: qualification; hijacking; hijacking; air transport vessel; small vessels of water transport; railway train; violence dangerous to life or health, or the threat of such violence; death of a person or other grave consequences; terrorist act; terrorist activity; conjugation; violation of traffic safety rules and operation of railway, air, sea and inland water transport and the subway.

Рекомендация  Размер алиментов на троих детей сколько процентов максимальная сумма 2024

Научный журнал «Сибирское юридическое обозрение»

Выписка из реестра зарегистрированных СМИ Рег. N ПИ N ФС 77-75350 от 19 апреля 2019 г. выдана Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором)

Выходит четыре раза в год

Предыдущее название журнала: «Вестник Омской юридической академии»

Цель журнала — формирование единого научного пространства, обмен результатами научных достижений в области юриспруденции и правоприменительной практики

Учредитель и издатель: Частное образовательное учреждение высшего образования «Сибирский юридический университет»

Статья 211 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

1. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного
состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —
наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы
на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:
а) группой лиц по предварительному сговору;
б) утратил силу;
в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения
такого насилия;
г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —
наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы
на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они
совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные
тяжкие последствия, —
наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи,
сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической
деятельности, —
наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением
свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 Уголовного кодекса

1. Предметом преступления являются суда воздушного транспорта (ст. 32 Воздушного кодекса РФ), суда водного транспорта (ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ и иные законы), железнодорожный подвижной состав (п.

1 ст. 2 Федерального закона от 24 декабря 2002 г. N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»).

2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями: а) угоном судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. их противоправным самовольным перемещением; б) захватом судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, т.е. противоправным завладением ими и установлением над ними контроля. Захват по времени предшествует угону. Способы угона и захвата могут различаться (прямое применение физического или психического насилия к экипажу (локомотивной бригаде), обслуживающему персоналу, пассажирам; отдаленное установление контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом с помощью технических средств и т.д.).

3. Преступление признается оконченным: при захвате — с момента установления контроля над судном воздушного или водного транспорта либо железнодорожным подвижным составом, а при угоне — с момента начала движения либо (если захват произошел в движении) с момента получения контроля над направлением движения и возможности изменения последнего.

4. При наличии цели хищения содеянное квалифицируется как хищение.

5. Иные тяжкие последствия в ч. 3 представляют собой аварии, серьезный сбой графиков работы транспорта и т.п.

6. Угон и захват с целью угона судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, выступающие в качестве способа совершения иных преступлений (например, захвата заложников, незаконного пересечения Государственной границы РФ), квалифицируются по совокупности со ст. 211 УК.

Угон и захват, выступающие в качестве способа совершения террористического акта либо осуществления иной террористической деятельности, образуют особо квалифицированный состав преступления (ч. 4) и квалифицируются по совокупности с этими преступлениями.

Второй комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Предметом преступления являются судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

О характеристике указанных предметов преступления см. комментарий к ст. 263 УК.

2. Угон — противоправное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава и использование его по своему усмотрению. Угоном следует признавать и такое незаконное самовольное использование преступником, например, воздушного судна для полета, когда совпадают место взлета и посадки.

Захват — противоправное насильственное завладение указанными транспортными средствами с целью угона. Захват предполагает установление контроля над транспортным средством, который позволял бы использовать транспортное средство для перемещения в любую географическую точку, угодную преступнику, либо исключал возможность следования судна по ранее намеченному маршруту. Захват предшествует угону и может, осуществляется с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья, либо угрозой применения такого насилия (ч.

1 ст. 211).

3. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, для захвата обязательна цель — угон судна. Если захват осуществляется с иной целью (например, с целью продажи), то отношения в сфере общественной безопасности не терпят урона. Такое деяние должно квалифицироваться по иным статьям Уголовного кодекса.

4. Субъект преступления — лицо, достигшее возраста 16 лет. Угон судна (воздушного или водного), находящегося на земле (или в порту), могут совершить член экипажа судна, обслуживающий персонал авиапредприятия (или порта), а также посторонние граждане, незаконно проникшие на его борт.

6. Особо квалифицированный состав преступления (ч. 3 ст. 211) предполагает совершение деяния организованной группой (ст.

35 УК), наступление по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий.

Под иными тяжкими последствиям понимают крушение, аварию транспортного средства, значительное повреждение груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольких лиц, значительное загрязнение окружающей среды и т.д.

7. Уголовная ответственность наступает по ч. 4 ст. 211, если угон был сопряжен с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности.

Третий комментарий к статье 211 УК РФ

1. Объект преступления — общественная безопасность.

2. Предметом преступления является судно воздушного или водного транспорта, а также железнодорожный подвижной состав.

3. Объективная сторона преступления выражается в следующих действиях: а) угон указанного судна либо состава или б) захват такого судна или состава в целях угона.
Угон — это противоправное завладение судном или составом и использование их для полета, поездки или в качестве плавающего средства.
Захват — это противоправное завладение судном или составом и установление над ними контроля с целью последующего угона.

4. Преступление имеет формальный состав и признается оконченным с момента угона судна или состава либо с момента завладения им при захвате.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. Виновный осознает, что совершает угон или захват судна или состава, и желает этого. Обязательным признаком захвата является цель угона судна или состава.

6. Субъект преступления — лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные: а) группой лиц по предварительному сговору; б) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (см. комментарий к ст. 162 УК); в) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

8. Часть 3 ст. 211 УК предусматривает ответственность за угон или захват судна или состава, совершенные организованной группой (ч. 3 ст.

35 УК) либо повлекшие по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.
Иные тяжкие последствия могут состоять в аварии судна или состава, серьезном нарушении графика полетов, движения поездов и т.п.

Статья 211 УК РФ (действующая редакция). Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

2. Те же деяния, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

в) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;

г) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, —

наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет.

3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, —

Рекомендация  Служба в армии влияет на размер пенсии 2024

наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет.

4. Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, —

наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы.

Комментарий к Ст. 211 УК РФ

1. Опасность преступления в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

2. Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16 декабря 1970 г. угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.
———————————
Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. XXVII. М., 1974.

С. 292 — 296.

К судам водного транспорта относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра — яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10 марта 1988 г.

К железнодорожному подвижному составу относятся средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

3. Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный комментируемой статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее транспортное средство передается при выполнении требования виновного лица об этом как условия освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст.

206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта или железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять транспортным средством, или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 комментируемой статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья (ст.

116 УК), или угрозы применения такого насилия.

Захват также может быть ненасильственным, например, в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

4. Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного транспортного средства в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление транспортным средством лично или установил контроль над транспортным средством либо его экипажем и получил возможность распоряжаться по своему усмотрению.

5. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват транспортного средства, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата транспортных средств значения для квалификации по комментируемой статье не имеет и может быть любая, например совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, например для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по комментируемой статье не наступает, и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника по ст. 206 УК.

6. Субъект преступления — вменяемое физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

7. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет.

8. Часть 3 комментируемой статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: те же деяния, если они совершены организованной группой (ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, транспортного средства, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности комментируемой статьи и соответственно ст. ст. 105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Прокурор разъясняет

Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава

Согласно Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 угон воздушного судна является одной из наиболее опасных форм международного терроризма.

Опасность преступления состоит в том, что ставятся под угрозу жизнь и здоровье граждан, в первую очередь пассажиров и членов экипажа судна воздушного или водного транспорта либо пассажиров и членов бригады железнодорожного подвижного состава, а также сохранность указанных судна, транспорта, состава или груза.

Дополнительным объектом преступления могут выступать жизнь, здоровье, отношения собственности, коммерческие интересы владельцев груза, транспорта.

Предметом преступления являются воздушные и водные суда, железнодорожный подвижной состав.

В соответствии со ст. 32 ВзК воздушное судно — это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отражаемым от поверхности земли или воды, — легкое воздушное судно, сверхлегкое воздушное судно, пилотируемое воздушное судно, беспилотное воздушное судно, беспилотная авиационная система.

К судам воздушного транспорта относятся летательные устройства, приводимые в движение двигателями, — самолет, вертолет, дирижабль, мотодельтаплан и др., а также воздухоплавательные аппараты — планер, воздушный шар и др., предназначенные для перемещения по воздуху людей, грузов, проведения научных исследований, спортивных мероприятий и т.д.

Воздушные суда подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними».

Водный транспорт может быть морским и внутренним водным. В ст. 3 КВВТ определено, что судно водного транспорта — это самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе для смешанного «река-море» плавания, паром, дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технологические сооружения подобного рода.

Рекомендация  Предоставление ксерокопии паспорта при возврате товара 2024

Водные суда предназначены для перевозок грузов, пассажиров, багажа и для специального назначения — буксировки судов, разведки и добычи полезных ископаемых, строительных работ, лоцманской и ледокольной проводки, спасательных операций. К ним относятся плавательные средства, приводимые в движение двигателями: морские, речные, озерные суда (кроме маломерных судов) — теплоходы, корабли, самоходные баржи, паромы, плавучие сооружения, подводные лодки, буксиры, спортивные, научные и другие суда, или силой ветра: яхты, парусники, катамараны и другие, предназначенные для перемещения по воде или под водой людей, грузов, буксировки, добычи полезных ископаемых, проведения строительных, технических работ, научных исследований, спортивных, культурных мероприятий и т.д.

Маломерные катера, моторные лодки и иные суда, угон которых не содержит признаков преступления, предусмотренного ст. 211 УК, являются предметом преступления, предусмотренного ст. 166 УК.

Безопасности морского судоходства посвящена Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, заключенная в Риме 10.03.1988.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте» железнодорожный транспорт состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перевозки товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций железной дороги подвижным составом для собственных нужд этих организаций.

К железнодорожному подвижному составу относятся грузовые вагоны, локомотивы, пассажирские вагоны локомотивной тяги, моторвагонный подвижной состав и т.д. Железнодорожный подвижной состав — это средства передвижения по рельсам для перевозки людей, грузов, проведения строительных работ, иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав — электровозы, тепловозы, мотовозы, паровозы, вагоны и поезда, авто- и электродрезины и др.

Объективная сторона рассматриваемого деяния выражается в угоне судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно в захвате такого судна или состава в целях угона.

Угон предполагает незаконное самовольное перемещение судна воздушного, водного транспорта либо железнодорожного состава. Расстояние, на которое они при угоне перемещены, не имеет значения. Кроме этого, состав преступления, предусмотренный коммент. статьей, может иметь место и в случаях, когда соответствующее ТС передается при выполнении требования виновного лица об этом как условие освобождения захваченного заложника, и в таких случаях деяние квалифицируется по совокупности со ст.

206 УК.

Захват судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава предполагает установление незаконного контроля над соответствующим судном, транспортом или подвижным составом, в результате чего возможность их передвижения зависит от воли угонщика, который при этом может лично управлять ТС или понуждать путем угроз или физического насилия к экипажу, пассажирам, другим лицам выполнять указания угонщика по использованию транспорта по его усмотрению. Захват предшествует угону. Указанный в ч. 1 коммент. статьи захват может осуществляться с применением насилия, не опасного для жизни или здоровья либо угрозы применения такого насилия. Такое насилие предполагает умышленное причинение потерпевшему физической боли путем нанесения ударов либо с ограничением его свободы (связывание рук, применение наручников, оставление в закрытом помещении и т.д.), если такие действия не повлекли последствий, указанных в ст. ст.

115, 112 УК (о понятии такого насилия см. коммент. к п. «г» ч. 2 ст. 161, а также п. 21 Пост. Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

Захват также может быть ненасильственным, напр. в отсутствие членов экипажа, поездной бригады и т.д.

Преступление имеет формальный состав. Угон или захват считается оконченным с момента приведения захваченного ТС в движение либо, если захват произошел в движении, с момента, когда угонщик получил возможность осуществлять управление ТС лично или установил контроль над ТС либо его экипажем и получил возможность распоряжаться им по своему усмотрению.

Согласно ч. 3 ст. 1 Токийской конвенции о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов, от 14.09.1963 воздушное судно считается находящимся в полете с момента включения двигателя в целях взлета до момента окончания пробега при посадке.

Согласно ч. 1 ст. 3 Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов от 16.12.1970 воздушное судно считается находящимся в полете в любое время с момента закрытия всех его внешних дверей после погрузки до момента открытия любой из таких дверей для выгрузки. В случае вынужденной посадки считается, что полет происходит до тех пор, пока компетентные власти не примут на себя ответственность за воздушное судно и за лиц и имущество, находящиеся на борту.

Аналогичное этой Конвенции понятие о нахождении воздушного судна в полете закреплено в п. «а» ст. 2 Монреальской конвенции от 23.09.1971 о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла, лицо осознает, что совершает угон или захват ТС, и желает этого.

Обязательным признаком субъективной стороны при захвате является то, что захват совершается с целью угона воздушного, водного транспорта или подвижного железнодорожного состава. Цель самого угона либо захвата ТС значения для квалификации по коммент. статье не имеет и может быть любая: напр., совершение террористического акта, незаконное пересечение границы, хищение перевозимого груза, контрабанда и другие преступления, которые образуют совокупность соответствующих преступлений.

Если захват совершен не с целью угона, а для другой цели, напр. для захвата заложников, находящихся в судне или на транспорте, и требования как условия их освобождения выдвигаются на месте захвата, сами судно или транспорт не перемещаются, то ответственность по коммент. статье не наступает и в таких случаях действия виновного лица квалифицируются соответственно с содеянным, в частности при захвате заложника, по ст. 206 УК.

Субъект преступления — физическое вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста.

Часть 2 коммент. статьи предусматривает квалифицированные составы преступления: 1) группой лиц по предварительному сговору (см. коммент. к ст. 35 УК); 2) с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия (ст. ст. 111, 112, 115, 117 УК); 3) с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия.

Под оружием понимается любой вид оружия — огнестрельное, холодное, газовое, боевое оружие, в том числе и не указанное в Законе об оружии. Предметом, используемым в качестве оружия, может быть любой подобранный на месте или заранее принесенный, приспособленный для причинения вреда здоровью человека предмет (см. также коммент. к ч. 2 ст. ст. 162, 222 — 223, п. 23 Пост.

Пленума ВС РФ от 27.12.2002 N 29).

Часть 3 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы преступления: деяния, предусмотренные ч. ч. 1 или 2, если они совершены организованной группой (см. ст. 35 УК) либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия.

Иные тяжкие последствия являются оценочным понятием, ими могут быть крушение, авария судна, ТС, значительный материальный ущерб, связанный с уничтожением или повреждением перевозимого груза, имущества, причинение тяжкого вреда здоровью нескольким потерпевшим, значительное загрязнение окружающей среды, дезорганизация работы транспортного предприятия и т.д.

Субъективная сторона угона в случаях наступления по неосторожности смерти человека или иных тяжких последствий характеризуется двойной формой вины — прямым умыслом, по отношению к действиям и неосторожностью (легкомыслием или небрежностью) — к последствиям. Посягательство на жизнь потерпевшего в процессе угона или захвата судна квалифицируется по совокупности ст. 211 и соответственно ст. ст.

105, 277, 295, 317 УК в зависимости от того, кто являлся потерпевшим.

Часть 4 коммент. статьи предусматривает особо квалифицированные составы: деяния, предусмотренные ч. ч. 1, 2 или 3, сопряженные с совершением, террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности (см. коммент. к ст. ст. 205 — 208, 361).