Статья 207.1. Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах

Пандемия вирусной инфекции повлекла серьезные изменения во всем укладе жизни российского общества. У государства появилась необходимость регулирования тех сфер общественных отношений, которые в этом ранее не нуждались. Разумеется, эта ситуация не обошла стороной уголовное законодательство: 01 апреля 2020 года Уголовный кодекс РФ дополнен статьей 207.1 УК РФ, предусматривающей уголовную ответственность за публичное распространение информации о коронавирусе. Еще до принятия закона Следственный комитет РФ начал работу в области предупреждения и пресечения действий граждан, сеющих панику в связи с пандемией; 26 марта 2020 года по решению Председателя СКР Бастрыкина в ведомстве была создана рабочая группа по предупреждению распространения среди населения ложной информации о ситуации с короновирусной инфекцией (COVID-19) в России.

Задачей группы было определено выявление фактов распространения заведомо ложной и непроверенной информации в отношении вирусной инфекции, способствующей паническим настроениям в обществе. Очевидно, что для принятия действенных мер следователям была крайне необходима новая статья, которая и была введена в уголовный кодекс.

И только новая статья начала действовать, как Следственный комитет РФ отчитался о возбуждении по ней уголовного дела. По информации руководителя управления взаимодействия со средствами массовой информации СКР С.Петренко, некий пользователь разместил в Twitter видео, где утверждал, что COVID-19 изобрели в новосибирском государственном научном центре «Вектор» и путем взрыва рассеяли его в России и Китае. «Таким образом, лицо публично распространило под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан». В настоящее время лицо, совершившее преступление, не установлено, ведется следствие.

Полагаю, что подобных уголовных дел в ближайшее время будет возбуждено немало, новая статья будет активно применяться. С одной стороны, это вполне оправдано, так как при чрезвычайных обстоятельствах, когда речь идет о безопасности населения, паника, которая сеется путем распространения недостоверных сведений, весьма опасна и может привести к росту напряжения в обществе. С другой стороны, возможны перегибы и злоупотребления, в результате которых к уголовной ответственности будут привлекаться лица, распространившие недостоверные сведения в силу недостаточной культуры в пользовании интернет-пространством. В правоприменении должен быть соблюден необходимый баланс, при котором новая статья будет использоваться в отношении виновных лиц, умышленно распространивших недостоверные сведения, желая посеять панику или осознавая при этом то, что такое распространение провоцирует население на те или иные противоправные действия.

Один из способов исключить перегибы, принятие Пленумом Верховного Суда соответствующего постановления с разъяснениями подобно тому, как это сделано ранее в отношении применения статьи 138.1 УК РФ (Верховный Суд России разъяснил, что не подлежат ответственности лица, приобретавшие технические средства слежения для личных целей, что коренным образом изменило следственную практику).

Очевидно, что принятая статья была разработана и введена в действие столь оперативно, что законодатели не успели учесть все возможные проблемы правоприменения. Правоприменителям нужна была соответствующая статья для охраны интересов общества и государства, и они ее получили, хоть и в весьма сыром виде. Надеюсь, недочеты будут устранены в ближайшее время путем корректировки, в которой, на мой взгляд, нуждается как диспозиция, так и санкция новой статьи.

К примеру, наличие в статье одной части, отсутствие квалифицирующих признаков, влекущих повышенную уголовную ответственность, выступает серьезным препятствием в плане индивидуализации наказания. Преступление, предусмотренное новой статьей 207.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, что предусматривает возможность освобождения виновных лиц от уголовной ответственности по предусмотренным законом основаниям. С одной стороны, в части максимального наказания, ограниченного 3 годами ограничения свободы, законодатель поступил весьма гуманно, что не может радовать меня как адвоката. Но, с другой стороны, поскольку состав преступления по рассматриваемой статье является формальным, весьма важно для реализации превентивной и охранительной функций уголовного закона повысить уголовную ответственность для лиц, в результате действий которых наступили реальные тяжкие последствия. И введенная в кодекс ст.

207.2 в этой части проблему не снимает, а лишь вносит дополнительные трудности для правоприменения, так открывает большой простор для усмотрения в части содержащегося в диспозиции понятия «общественно значимая информация». Возможно, в будущем проблемы будут устранены, ст. 207.1 будет дополнена иными квалифицированными составами, необходимость в ведении которых будет определена на основании практики применения статьи.

Подытоживая сказанное, отмечу, что введенная в Уголовный кодекс России ст. 207.1 принята своевременно, но уже сейчас очевидно, что она нуждается в коррекции в целях исключения возможности необоснованного привлечения к ответственности лиц по формальным основаниям и обязательного учета при принятии решения о возбуждении уголовного дела элементов субъективной стороны, характеризующих цели и мотивы лица, распространившего недостоверные сведения об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и безопасности граждан.

Материал был опубликован на портале: «Адвокатская газета»

Штрафы за распространение фейков о коронавирусе

Для распространителей недостоверной информации о коронавирусе введена административная и уголовная ответственность. Это стало возможным благодаря принятию Федеральных законов от 01.04.2020 г. № 99-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (далее по тексту — Закон № 99-ФЗ) и № 100-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ и ст.31 и 151 УПК РФ» (далее по тексту — Закон № 100-ФЗ).

Президентом РФ сразу подписаны 2 закона, которые вносят поправки в УК РФ и КоАП РФ, ужесточающие наказание за распространение фейковой информации о коронавирусе.

Административная ответственность за фейк

Статья 13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации» добавлены новые пункты, касающиеся административной ответственности граждан и юридических лиц за распространение в СМИ, в интернете под видом достоверных сообщений заведомо недостоверной информации о коронавирусе.

Так, распространение в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях фейков, повлекшее создание помех функционированию объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи, карается административным штрафом:

  • на граждан в размере от 30 тысяч до 100 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • на должностных лиц — от 60 тысяч до 200 тысяч рублей;
  • на юридических лиц — от 200 тысяч до 500 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.

Совершенное деяние повторно карается административным штрафом:

  • на граждан в размере от 100 тысяч до 300 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой;
  • на должностных лиц — от 300 тысяч до 600 тысяч рублей;
  • на компании — от 500 тысяч до 1 миллиона рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или без таковой.
Рекомендация  Переселение из аварийного и ветхого жилья в 2024 году процедура порядок правила и условия 2024

Если же распространение фейков представляет угрозу жизни и безопасности граждан, и (или) о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты от указанных обстоятельств, то для компаний штраф составит от 1,5 миллиона до 3 миллионов рублей.

Если же размещенный фейк привел к смерти человека или массовому нарушению общественного порядка, то компаниям грозит штраф от 3 миллионов до 5 миллионов рублей. А за повторное нарушение штраф увеличивается до 5-10 миллионов рублей (п.10 ст.13.15 КоАП РФ).

То есть штрафы нешуточные и уже есть прецеденты для обычных граждан.

Как и за что сейчас штрафуют граждан

9 апреля 2020 г. в Северной Осетии привлекли к административной ответственности нарушителя, который распространял фейки о коронавирусе. Составлен протокол о злоупотреблении свободой массовой информации в отношении одного блогера и политолога. За опубликованный им в социальной сети материал «Коронавирус: как начало утилизации „лишних“ людей» ему грозит штраф в размере от 30 до 100 тысяч рублей.

Еще одним нарушителем оказался житель Междуреченска. Ему также может грозить максимальный 100-тысячный штраф за распространения фейка о смерти горожанина от вирусной инфекции. Как пояснил сам нарушитель, он услышал данную информацию в автобусе от двух женщин, которые вели между собой диалог.

Мужчина поверил в это и через свою страницу в социальной сети «предупредил об опасности». В отношении него возбудили дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.9 ст.13.15 КоАП РФ «Злоупотребление свободой массовой информации».

Пополнение УК РФ новыми статьями

Прежде всего, отметим, что речь идет о распространении в СМИ, а также в информационно-телекоммуникационных сетях заведомо недостоверной общественно значимой информации под видом достоверных сообщений, повлекшее смерть человека, причинение вреда здоровью человека или имуществу, массовое нарушение общественного порядка и (или) общественной безопасности, прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи.

Важно!

То есть уголовная ответственность возникает за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан.

Публичное распространение фейков о коронавирусе, а также о принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения наказывается:

  • штрафом в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до восемнадцати месяцев,
  • либо обязательными работами на срок до 360 часов,
  • либо исправительными работами на срок до 1 года,
  • либо ограничением свободы на срок до 3 лет.

Наказание ужесточается, если в результате распространения фейка причинен по неосторожности вред здоровью человека. В этом случае нарушитель наказывается:

  • штрафом в размере до 1,5 млн рублей;
  • исправительными работами на срок до 1 года;
  • принудительными работами на срок до 3 лет;
  • лишением свободы на срок до 3 лет.

В том случае если распространение фейков привело по неосторожности к смерти человека, виновное лицо наказывается:

  • штрафом в размере до 2 млн рублей;
  • исправительными работами на срок до 2 лет;
  • принудительными работами на срок до 5 лет;
  • лишением свободы на срок до 5 лет.

Новые штрафы действуют с 1 апреля 2020 года.

Как и за что сейчас возбуждают уголовные дела в отношении граждан

7 апреля 2020 г. следователями возбуждено уголовное дело в связи с распространением в социальных сетях фейка: сообщалось, что коронавирус якобы был создан в лаборатории «Вектор». Уголовная ответственность возбуждена по делу по признакам преступления, предусмотренного ст.207.1 УК РФ («Публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан»).

В чем суть преступления? Пользователь Twitter разместил видеоролик, в котором сообщил, что COVID-19 «был создан в государственном научном центре „Вектор“, после чего путем взрыва умышленно распространен на территории России и КНР».

В следственном комитете сочли, что пользователь публично распространил под видом достоверных сообщений заведомо ложные данные об обстоятельствах, которые представляют «угрозу жизни и безопасности граждан».

Также на момент написания статьи в Генеральной прокуратуре сообщили о выявлении фейков о COVID-19 в пяти российских регионах.

А судьи кто?

И в завершении отметим, что определять достоверность информацией (что является правдой, а что фейком) будет Генеральная прокуратура РФ и подчиненные ей структуры.

  • #административные штрафы
  • #фейк
  • #закон о фейковых новостях
  • #коронавирус

Как не стать преступником из-за слов о российской армии и санкциях?

В марте ввели уголовную ответственность за фейки о действиях Вооруженных Сил РФ, умаление их авторитета и призывы к введению антироссийских санкций. Чтобы избежать многотысячных штрафов и лишения свободы, придется вчитаться в новые нормы и не допускать необдуманных слов и поступков

4 марта 2022 г. Владимир Путин подписал законы о внесении изменений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях. Новыми статьями установлена ответственность за распространение фейков о действиях армии России, умаление ее авторитета и призывы к введению антироссийских санкций. Наказания за эти деяния предусмотрели суровые. Причем формулировки новых норм дают широкий простор для их применения правоохранительным органам и суду.

Поэтому теперь россиянам придется быть осмотрительнее при упоминании о Вооруженных Силах РФ и введении ограничительных мер в отношении нашей страны, российских граждан и организаций. Чтобы избежать уголовной ответственности, нужно как следует разобраться во введенных нормах и помнить о последствиях опрометчивых высказываний и действий.

Внимательно читаем уголовный закон

1. Публичное распространение заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ (ст. 207.3 УК РФ).

Статья 207.3 УК РФ предусматривает ответственность за публичное распространение под видом достоверной заведомо ложной информации об использовании Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

Что это значит? Распространение информации признается публичным, если она адресована группе или неограниченному кругу лиц и выражена в любой доступной для них форме. При этом согласно судебной практике вся информация, размещенная в Интернете, имеет свойство публичности.

Заведомо ложной информацией считаются сведения, которые изначально не соответствовали действительности, о чем было известно их распространителю. Ответственность наступит, если такая информация доведена до сведения двух или более человек в форме утверждения.

Рекомендация  Статья 265 ГПК РФ. Условия необходимые для установления фактов имеющих юридическое значение 2024

За совершение данного преступления максимальным наказанием станет лишение свободы на срок до 3 лет. Однако суд может назначить менее суровое наказание: штраф в размере от 700 000 до 1 500 000 руб., исправительные или принудительные работы.

Штраф может увеличиться до 5 000 000 руб., а срок лишения свободы – до 10 лет, если то же деяние совершено: с использованием своего служебного положения; группой лиц, в том числе по предварительному сговору, или организованной группой; с искусственным созданием доказательств обвинения; из корыстных побуждений; по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной, религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении социальной группы.

Срок лишения свободы может увеличиться еще больше – до 15 лет, если распространение заведомо ложной информации повлекло тяжкие последствия. К таким последствиям относятся причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть, наступление катастрофы, аварии и др.

Читайте также
Адвокаты проанализировали поправки об ответственности за «фейки» о действиях вооруженных сил

Накануне президент подписал соответствующие законы, которыми также вводится ответственность за призывы к введению санкций против России

05 марта 2022 Новости

2. Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности (ст.

280.3 УК РФ).

Привлечь к ответственности по ст. 280.3 УК РФ могут в том числе за публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил РФ в указанных в статье целях. Сложность тут заключается в отсутствии единого понимания понятия «дискредитация». Оно впервые использовано в законе, и практика еще не сформировалась. Под дискредитацией принято понимать умышленные действия, направленные на лишение субъекта доверия к нему, на подрыв его авторитета, имиджа.

Следовательно, любые публичные действия граждан, которые совершены умышленно и противоречат официальной позиции Министерства обороны РФ, могут быть расценены как преступление.

Минимальное наказание за такое деяние – штраф в размере от 100 000 до 300 000 руб. Максимальное – лишение свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на тот же срок.

Штраф увеличится до 1 000 000 руб., как и срок лишения свободы – до 5 лет, если публичные действия повлекли причинение вреда жизни, здоровью граждан или имуществу, привели к массовым беспорядкам, нарушили функционирование объектов жизнеобеспечения или общественной инфраструктуры.

Наступление ответственности по ст. 280.3 УК РФ возможно только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное деяние в течение года. Потому в КоАП РФ введена ст.

20.3.3, которая предусматривает наказание в виде штрафа от 30 000 руб.

3. Призывы к введению мер ограничительного характера в отношении Российской Федерации, граждан РФ или российских юрлиц (ст. 284.2 УК РФ).

Статьей 284.2 УК РФ предусмотрена ответственность для граждан РФ за призыв к осуществлению иностранным государством или международным объединением мер ограничительного характера, а именно за призыв к введению или продлению политических или экономических санкций в отношении России, ее граждан или российских юридических лиц.

Минимальным наказанием за данное деяние будет штраф в размере до 500 000 руб., максимальным – лишение свободы на срок до 3 лет со штрафом до 200 000 руб.

Уголовная ответственность по ст. 284.2 УК РФ возможна только после привлечения гражданина к административной ответственности за аналогичное действие в течение года. Поэтому в КоАП РФ введена ст.

20.3.4, которая предусматривает наложение на граждан штрафа в размере от 30 000 до 50 000 руб.

Действуем обдуманно

1. Уголовная ответственность по ст. 207.3 УК РФ наступает за распространение под видом достоверных ложных фактов об использовании Вооруженных Сил РФ. Гражданину, подозреваемому в данном преступлении, нужно будет доказать, что он не знал о недостоверности распространенных сведений, т.е. их несоответствии официальной информации Минобороны России.

При этом есть вероятность, что практика пойдет по пути домыслов. Информация может быть расценена судом как ложная исходя из неких «общедоступных знаний». За этим может последовать вывод о том, что гражданин не мог не знать о ее недостоверности. Такой подход противоречит логике уголовного права, но, пока практика применения новых норм не сформировалась, гражданам следует проявлять осторожность.

До распространения сведений необходимо проверить их на достоверность и по возможности все зафиксировать.

Кроме того, ответственность предусмотрена за распространение ложной информации в форме утверждения. Следовательно, если в ней есть речевые маркеры, указывающие на то, что сведения получены из недостоверных источников, состав преступления отсутствует. Но опять же, пока не сложилась правоприменительная практика, следует с осторожностью распространять любую информацию о военных операциях российской армии.

2. Ответственность по ст. 280.3 УК РФ может наступить за любое публичное действие, расцененное как умаляющее авторитет Вооруженных Сил РФ. Фактически даже негативное высказывание о российской армии может быть признано преступным.

И имейте в виду: наказать могут за дискредитацию использования российских Вооруженных Сил, как и за распространение фейковых сведений, независимо от того, какую именно военную операцию российской армии гражданин имел в виду.

3. Ответственность по ст. 284.2 УК РФ возникает, только если человек публично призывает иностранное государство или международное сообщество ввести или продлить антироссийские санкции. Если же он просто высказал свое мнение о необходимости или правомерности примененных санкций, без призывов, то состава преступления не будет.

Граждане, привлеченные к административной ответственности за дискредитацию использования Вооруженных Сил РФ и призывы к введению ограничительных мер, в течение последующего года находятся в группе повышенного риска. В таких случаях разумнее прекратить высказывания о российской армии и ограничиться демонстрацией фотографий котиков.

Обратите внимание: под распространением информации в Интернете понимается в том числе предоставление доступа к ранее размещенным публикациям. Поэтому настоятельно рекомендуем удалить из социальных сетей «опасные» записи, сделанные до появления в Уголовном кодексе и Кодексе об административных правонарушениях новых статей.

(За кражу могут лишить свободы на 5 лет, а за государственную измену – на 20 лет. Как случайно не стать госизменником – читайте в материале «Юридические советы в условиях проведения спецоперации на Украине». А обвинений в воровстве из-за находки помогут избежать советы в материале «Как не стать преступником?»)

Новая статья УК РФ нуждается в коррекции

Пандемия вирусной инфекции внесла серьезные изменения в уклад жизни российского общества. У государства появилась необходимость регулирования тех сфер общественных отношений, которые ранее в этом не нуждались. Разумеется, ситуация не обошла стороной уголовное законодательство: 1 апреля 2020 г. УК РФ был дополнен ст.

207.1, предусматривающей уголовную ответственность за публичное распространение заведомо ложной информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан (Федеральный закон № 100-ФЗ).

Читайте также

Приняты законы об усилении уголовной и административной ответственности за нарушение правил во время карантина

Кроме того, Уголовный кодекс дополняется статьями о публичном распространении информации об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан, и распространении информации, повлекшем тяжкие последствия

31 марта 2020 Новости

Еще до принятия закона Следственный комитет РФ начал работу по предупреждению и пресечению действий граждан, сеющих панику в связи с пандемией: 26 марта 2020 г. по решению председателя СКР Александра Бастрыкина в ведомстве была создана рабочая группа по профилактике распространения среди населения ложной информации о ситуации с COVID-19 в России. Задачей группы было определено выявление фактов распространения заведомо ложных и непроверенных сведений, способствующих паническим настроениям в обществе. Очевидно, что для принятия действенных мер следователям была крайне необходима новая норма, которая и была введена в УК РФ.

И как только новая статья начала действовать, СКР отчитался о возбуждении по ней уголовного дела. По сообщению руководителя управления взаимодействия со СМИ СКР Светланы Петренко некий пользователь разместил в соцсети Twitter видео, в котором утверждалось, что COVID-19 изобрели в новосибирском государственном научном центре «Вектор» и путем взрыва рассеяли его в России и Китае. «Таким образом, лицо публично распространило под видом достоверных сообщений заведомо ложную информацию об обстоятельствах, представляющих угрозу жизни и безопасности граждан», – отмечалось в сообщении. В настоящее время субъект, совершивший преступление, не установлен, ведется следствие.

Полагаю, подобных уголовных дел в ближайшее время будет возбуждено немало, новая норма будет активно применяться. С одной стороны, это вполне оправданно, так как при чрезвычайных обстоятельствах, когда речь идет о безопасности населения, паника, порождаемая распространением недостоверных сведений, весьма опасна и может привести к росту напряжения в обществе. С другой – возможны перегибы и злоупотребления, в результате которых к уголовной ответственности будут привлекаться лица, распространившие недостоверные сведения в силу недостаточной культуры в пользовании интернет-пространством.

Считаю, что в правоприменении должен быть соблюден баланс, т.е. новая ст. 207.1 УК РФ будет использоваться в отношении виновных лиц, умышленно распространивших недостоверные сведения, желая посеять панику или осознавая при этом, что данное действие провоцирует население к совершению противоправных действий. На мой взгляд, один из способов исключить перегибы – принятие Пленумом Верховного Суда РФ соответствующего постановления с разъяснениями, подобными данным в отношении ст.

138.1 УК РФ (в Постановлении Пленума от 25 декабря 2018 г. № 46 ВС РФ разъяснил, в частности, что не подлежат привлечению к ответственности лица, которые приобрели технические средства слежения для личных целей, что коренным образом изменило следственную практику).

Читайте также
ВС разъяснил привлечение к ответственности за нарушение конституционных прав и свобод

Пленум Верховного Суда принял доработанное постановление, касающееся неприкосновенности частной жизни, жилища, а также трудовых прав граждан

26 декабря 2018 Новости

Очевидно, что ст. 207.1 УК РФ была разработана и введена в действие столь оперативно, что законодатели не успели учесть все возможные проблемы правоприменения. Была необходима норма для охраны интересов общества и государства, и правоохранительные органы ее получили, хотя и в весьма сыром виде.

Остается надеяться, что в ближайшее время недочеты будут устранены путем корректировки, в которой, на мой взгляд, нуждаются как диспозиция, так и санкция новой статьи.

К примеру, отсутствие квалифицирующих признаков, влекущих повышенную уголовную ответственность, выступает серьезным препятствием в плане индивидуализации наказания. Преступление, предусмотренное ст. 207.1 УК РФ, относится к категории преступлений небольшой тяжести, что предполагает возможность освобождения виновных лиц от уголовной ответственности по установленным законом основаниям.

В части максимального наказания (три года ограничения свободы) законодатель поступил весьма гуманно, что меня как адвоката не может не радовать. В то же время, поскольку состав преступления по рассматриваемой статье является формальным, для реализации превентивной и охранительной функций уголовного закона, на мой взгляд, весьма важно повысить уголовную ответственность лиц, в результате действий которых наступили реальные тяжкие последствия. Введенная в УК РФ одновременно с рассматриваемой нормой ст.

207.2 в этом аспекте проблему не снимает, а лишь вносит дополнительные трудности для правоприменения в части как конкуренции двух новых норм, так и большого простора для усмотрения при трактовке содержащегося в диспозиции ст. 207.2 понятия «общественно значимая информация». Надеюсь, в перспективе ст.

207.1 УК РФ будет дополнена иными квалифицированными составами, необходимость в ведении которых определится на основании правоприменительной практики, а также подвергнется корректировке и практика применения ст. 207.2.

Подытоживая, отмечу, что введенная в УК РФ новая статья принята своевременно, но уже сейчас очевидно, что она нуждается в совершенствовании в целях исключения возможности необоснованного привлечения к ответственности лиц по формальным основаниям и обязательного учета при принятии решения о возбуждении уголовного дела элементов субъективной стороны, характеризующих цели и мотивы лица, распространившего недостоверные сведения об обстоятельствах, создающих угрозу жизни и безопасности граждан.