Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы контрактного управляющего члена комиссии по

УК РФ Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

(введена Федеральным законом от 23.04.2018 N 99-ФЗ)

1. Незаконная передача работнику контрактной службы, контрактному управляющему, члену комиссии по осуществлению закупок, лицу, осуществляющему приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, либо иному уполномоченному лицу, представляющему интересы заказчика в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав (в том числе когда по указанию такого лица имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями первой — четвертой статьи 204 и статьей 291 настоящего Кодекса) —

наказываются штрафом в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

2. Деяния, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от пятисот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

3. Деяния, предусмотренные частью первой, пунктом «а» части второй настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Незаконное получение лицами, указанными в части первой настоящей статьи, денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконное пользование ими услугами имущественного характера или иными имущественными правами (в том числе когда по указанию таких лиц имущество передается, или услуги имущественного характера оказываются, или имущественные права предоставляются иному физическому или юридическому лицу) за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд (при отсутствии признаков преступлений, предусмотренных частями пятой — восьмой статьи 204 и статьей 290 настоящего Кодекса) —

наказываются штрафом в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

5. Деяния, предусмотренные частью четвертой настоящей статьи, если они:

а) совершены группой лиц по предварительному сговору;

б) сопряжены с вымогательством предмета подкупа;

в) совершены в крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

6. Деяния, предусмотренные пунктами «а» и «б» части пятой настоящей статьи, совершенные в особо крупном размере, —

наказываются штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером подкупа в настоящей статье признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

2. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное частями первой — третьей настоящей статьи, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, либо в отношении его имело место вымогательство предмета подкупа, либо это лицо добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Риски поставщика: как получить выгодный контракт и не попасть в РНП

Закупки востребованы у бизнеса, это возможность получать стабильный доход, выгодное партнерство, новые рынки. Но кроме того, что вы получите хороший контракт (что тоже еще под вопросом), есть ряд рисков — от попадания в реестр недобросовестных поставщиков из-за неверно оформленных документов, до уголовной ответственности директора компании.

Закупки востребованы у бизнеса, это возможность получать стабильный доход, выгодное партнерство, новые рынки. Но кроме того, что вы получите хороший контракт (что тоже еще под вопросом), есть ряд рисков — от попадания в реестр недобросовестных поставщиков из-за неверно оформленных документов, до уголовной ответственности директора компании.

Рекомендация  Регистрация газобаллонного оборудования в гибдд 2024

Реестр недобросовестных поставщиков

Внесение в РНП происходит по решению территориального управления ФАС по субъекту. Попасть туда несложно — нарушения при подписании контракта или отказ от его заключения, невыполнение условий, нарушение сроков и т.д.. Действия УФАС всегда можно оспорить в арбитраже, но тяжбы могут продлиться долго, особенно, если представители ведомства дойдут до Верховного суда.

Последствия такого внесения — компания по факту на два года выпадает из госзакупок . Хотя законом не указано, что наличие поставщика в РНП не разрешает ему участвовать в госзакупках, однако у заказчика есть право в этом случае поставщику отказать, что они обычно и делают.

Гражданско-правовые риски

Как и в обычном договоре, в госконтракте могут быть предусмотрены пени, штрафы, неустойка за просрочку по его исполнению (ст. 34 Закона № 44-ФЗ). Выставляется требование об уплате неустойки (пени, штрафа), в случае неисполнения — обращение в арбитражный суд.

Даже если просрочка в исполнении контракта была допущена не по вине исполнителя, а по вине его контрагентов, это никого не волнует. Исполнитель может, в свою очередь, судиться с ними.

Не стоит участвовать в закупках, надеясь на судьбу. Вам в помощь — аналитика от Тендерплан. Проверьте заказчика еще ДО подачи заявки.

Его связи, надежность, скорость оплаты после исполнения и множество других параметров.

Уголовно-правовые риски

Начнем с того, что в 2018 году появились две статьи в УК, «заточенные» на госзакупки:

  • Ст. 200.4 — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд;
  • Ст. 200.5 — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

По статье 200.4 наказывают представителей заказчика. А вот статья 200.5 — за подкуп накажут подрядчика. Штрафы там до 5 млн (при ущербе от 1 млн) . Можно сесть до 12 лет, опять-таки при особо крупном вреде.

А еще могут оштрафовать, сумма штрафа при особо тяжком вреде — в 50-кратном размере от размера подкупа.

К примеру, исполнитель попытался дать взятку в один миллион — оштрафовать могут на 50 млн.

Эти статьи специальные, тут еще нужно доказать факт подкупа и пр. И наличие таких статей отнюдь не означает, что по более распространенным ст. 159 УК (мошенничество) или ст.

291 (дача взятки) больше не наказывают.

К ст. 159 УК, к примеру, относят следующие деяния в госзакупках:

  • Подписание госконтракта без цели его исполнять.
  • Подписание с заказчиком закрывающих документов, когда по факту работы не выполнены, либо не до конца выполнены.
  • Выявление в ходе проверки ненадлежащее качество поставленного товара или выполненных работ.
  • Выполнение контракта по завышенным ценам.

Кстати говоря, по ч. 3-4 ст. 159 УК срок давности по привлечению к уголовной ответственности — 10 лет.

Надеемся, что нарушать закон вы не собираетесь, поэтому рассмотрим иные риски, которые подстерегают поставщиков.

Прочие риски

Кроме вышеперечисленных есть и другие риски.

Продешевили

Например, компания сумела выиграть аукцион за счет того, что предложила самую низкую цену, перебивать которую другие участники не захотели. Несмотря на то, что организация заранее просчитала стоимость работ и материалов для их выполнения она все равно могла получить на таком контракте прибыль. Но пока подавалась заявка, проходили торги, подписывался контракт и начались работы прошло некоторое время.

Успели подорожать материалы. Контракт из прибыльного превратился в убыточный .

Отказаться от исполнения нельзя — грозит попадание в РНП и санкции по контракту.

Если организация сильно демпингует цену, то она должна при этом иметь на складе необходимые для работ материалы или товары на продажу, чтобы не зависеть от колебаний цен на рынке. С подобной ситуацией с повышением цен сейчас сталкиваются многие исполнители и поставщики

Подвело любопытство или добрые намерения

Бывает и такое, что компания не претендует на исполнение контракта, но по каким-то корпоративным причинам решает участвовать в аукционе.

  • посмотреть на активность участников;
  • участие в тендерах по просьбе заказчика (мало участников, а с заказчиком ранее работали по другим контрактам и с ним хорошие деловые отношения);
  • желание освоить новую площадку, посмотреть на весь процесс закупок изнутри;
  • до того, как будут размещены сведения об аукционе на сайте закупок узнать его результаты и другие данные.

Но тут компания может попасть в ловушку — оказаться единственным участником. В этом случае заказчик захочет заключить контракт с тем, кто единственный заявился на торги, причем организации даже не обязательно делать предложение.

Отказаться тоже будет трудно, ведь за отказом следуют санкции. Выход только в том, чтобы либо заказчик признал аукцион несостоявшимся и провел его снова, либо в расторжении контракта по инициативе заказчика уже после его заключения. В этом случае в РНП исполнитель не попадет.

А еще нейросеть Тендерплан предскажет конкуренцию и целесообразность участия в закупке, вы будете знать о том, что конкурент подаст заявку, еще до того, как он это сделает.

Не обеспечили

Проблемы бывают и с обеспечением по контракту, с банковскими гарантиями.

  1. Поставщик выиграл аукцион, оплатил обеспечение, но забыл прикрепить копию подтверждения его перечисления или прикрепил не тот документ. Обязательства предоставить документ, подтверждающий оплату обеспечения закон не содержит, то если его не предоставить заказчик может посчитать, что вы уклоняетесь от заключения контракта, а свою правоту придется отстаивать в суде. См. Определение Верховного Суда РФ от 29.05.2019 N 310-ЭС19-6978 по делу N А36-4651/2018 .
  2. Ошибка в платежке и обеспечение не попало на счет заказчика. Здесь шансов на успех намного меньше, но они есть. См. Решение по делу № РНП-73-10 . И все же, даже получив выгодный контракт, из-за ничтожной оплошности вы рискуете попасть в РНП .
  3. Гарантия от банка должна попасть в особый реестр. Поставщику стоит проконтролировать — попала гарантия в реестр или нет, информация об этом может быть предоставлена банком или отобразиться автоматически при заполнении данных для подписания контракта (зависит от площадки). Если на момент рассмотрения контракта заказчик не увидит гарантии в реестре — контракт не будет подписан.

Не забыть о важном событии, подаче заявки, аукционе или подписании контракта поможет календарь:

Бумажные сложности

Аукционная документация это не два-три листочка, а целый пакет документов, особенно, когда дело касается строительства, ремонта, регулярного обслуживания, поставок большого количества товаров, каждый со своим набором характеристик.

Насколько ваши сотрудники внимательны ко всем деталям документации, учитывают ли юридические тонкости, может ли инженер вовремя заметить несоответствия в требованиях, ведь согласившись на поставку кивать на то, что такого товара и в природе не существует не получится — надо было внимательнее читать.

Рекомендация  Основания перевода школьника на домашнее обучение 2024

Контролируйте сотрудников, работающих по закупкам прямо в Тендерплан. Назначайте ответственных, обсуждайте контракты, прикрепляйте документы, следите за выполнением задач.

Система Тендерплан

14 дней бесплатно, попробуйте прямо сейчас. Будьте на шаг впереди конкурентов!

  • #торги
  • #закупки
  • #госзаказ
  • #электронные торги
  • #тендеры
  • #тендерплан
  • #поиск тендеров
  • #тендерное сопровождение
  • #найти тендер
  • #как найти тендер

Прокурор разъясняет — Прокуратура Владимирской области

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Введены новые составы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок:

Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

При этом, под злоупотреблением понимается совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, которое причинило крупный ущерб.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего включает незаконную передачу последнему денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. При этом, такие действия не должны подпадать под понятие взятки должностному лицу и коммерческого подкупа должностному лицу коммерческой организации.

Уголовные дела об указанных преступлениях будут расследоваться следователями Следственного комитета РФ.

Внесение поправок продиктовано устранением пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Поскольку, как показала практика, не все деяния подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Вместе с тем, такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, а также бюджетным учреждениям, иным лицам, являющимся заказчиками или участниками закупки.

Изменения вступят в силу с 04.05.2018.

Прокуратура Гороховецкого района

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Владимирской области

Прокуратура Владимирской области

Дата публикации:

27 апреля 2018, 15:06

Об уголовной ответственности за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Введены новые составы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере государственных и муниципальных закупок:

Статья 200.4. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

Статья 200.5. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок.

При этом, под злоупотреблением понимается совершенное из корыстной или иной личной заинтересованности нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд работником контрактной службы, контрактным управляющим, членом комиссии по осуществлению закупок, лицом, осуществляющим приемку поставленных товаров, выполненных работ или оказанных услуг, которое причинило крупный ущерб.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего включает незаконную передачу последнему денег, ценных бумаг, иного имущества, а также незаконные оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего или иных лиц в связи с закупкой товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. При этом, такие действия не должны подпадать под понятие взятки должностному лицу и коммерческого подкупа должностному лицу коммерческой организации.

Уголовные дела об указанных преступлениях будут расследоваться следователями Следственного комитета РФ.

Внесение поправок продиктовано устранением пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в названной сфере со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты. Поскольку, как показала практика, не все деяния подпадают под нормы уголовного закона. Так, ряд нарушений, связанных с целями осуществления закупок, определением цены государственного или муниципального контракта, заключением или исполнением государственного или муниципального контракта и совершаемых из корыстной или иной личной заинтересованности, не может рассматриваться как уголовно наказуемое злоупотребление служебным положением, поскольку эти нарушения совершаются представителями заказчика, которые не являются должностными лицами (например, работниками контрактной службы, контрактными управляющими, членами комиссии по осуществлению закупок, лицами, осуществляющими приемку поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг).

Вместе с тем, такие деяния могут причинять существенный ущерб бюджетной системе Российской Федерации, а также бюджетным учреждениям, иным лицам, являющимся заказчиками или участниками закупки.

Изменения вступят в силу с 04.05.2018.

Прокуратура Гороховецкого района

Адрес: 600025, город Владимир, Октябрьский проспект, дом 9
Телефон: +7 (4922) 32-55-53
Телефон: +7 (4922) 32-71-25

Практика уголовной ответственности в закупках

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная. В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми. В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков. Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Рекомендация  Статья 417.12 ГПК РФ. Порядок исполнения судебных решений в отношении иностранного государства 2024

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука». Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей. Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий». Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области. Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения.

Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя. Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись. Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден. Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов.

В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта. Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса.

Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы. Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных.

Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.