Если вас задержали по подозрению в контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, необходимо как можно быстрей для вашей защиты привлечь квалифицированного адвоката по уголовным делам. Статья 200.1 УК РФ относится к категории небольшой тяжести и сурового уголовного наказания, такого как лишение свободы, вам не грозит, но санкция данной статьи предусматривает достаточно большие штрафы — от трехкратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств (по первой части данной статьи) — до пятнадцатикратной указанной суммы (по второй части). Кроме того, в соответствии с п. 17 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 27.04.2017 года №12 «О судебной практике по делам о контрабанде», при вынесении решения — суд вправе применить конфискацию предметов контрабанды (суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств), если владельцем предметов контрабанды является лицо, признанное виновным в их незаконном перемещении.
Поэтому, чтобы избежать крупных материальных потерь при уголовном преследовании вас по ст.200.1 УК РФ, необходим профессиональный адвокат. Адвокат, имеющий опыт защиты по данной категории уголовных дел, знает способы минимизации негативных последствий уголовного преследования, вплоть до прекращения уголовного дела в отношении вас, с назначением минимального штрафа, либо без такового.
Впервую очередь, квалифицированный защитник должен проверить- законно и обоснованно ли в отношении вас возбуждено уголовное дело по ст. 200.1 УК РФ и имеется ли в ваших действиях состав указанного преступления. А именно, какая сумма контрабанды вам вменена и соответствует ли эта сумма крупному или особо крупному размеру, закрепленным уголовным кодексом как обязательное основание для законного уголовного преследования по ст.200.1 УК РФ. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов (векселя, чеки, ценные бумаги и пр.) превышает двукратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования (сумма эквивалентная 10 000 USD).
Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в особо крупном размере, если сумма незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимость незаконно перемещенных денежных инструментов (векселя, чеки, ценные бумаги и пр.) превышает пятикратный размер суммы наличных денежных средств, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования (сумма эквивалентная 10 000 USD). Если Вам вменяется сумма контрабанды меньше указанных, уголовное дело должно подлежать прекращению и вы можете понести лишь административную ответственность.
К тому же, сумма денежных средств (контрабанда), незаконно перемещенных через таможенную границу в крупном или особо крупном размере, должна быть правильно посчитана сотрудниками, осуществляющими уголовное преследование. А именно, при расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств, из всей суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств должна подлежать исключению та часть, которая таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована. То есть, крупный и особо крупный размер считаются после вычета из всех обнаруженных и изъятых денежных средств суммы эквивалентной 10 000 USD — суммы разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
Кроме того, вы должны именно умышленно совершить действия в виде незаконного перемещения указанных денежных сумм, то есть у вас должен быть прямой умысел и желание незаконно переместить наличные денежные средства через таможенную границу. Если вы не знали о наличии контрабандной суммы у вас при себе или делали это против своей воли — уголовное дело должно подлежать прекращению.
Так же, для того чтобы избежать крупного штрафа как уголовного наказания по приговору суда, к тому же с конфискацией денежной суммы в размере суммы незаконно перемещенной через Таможенную границу, Ваш адвокат имеет право ходатайствовать о прекращении в отношении вас уголовного дела, в соответствии со ст. 76.2 УК РФ. В случае удовлетворения данного ходатайства, Вы будете освобождены от уголовной ответственности с назначением вам значительно меньшего по сумме судебного штрафа как меры уголовно-правового характера и без конфискации ваших денег.
В этом случае обязательными условиями являются — полное признание вины и раскаяние в содеянном преступлении, а так же вы должны данное преступление совершить впервые.
Другой способ избежать конфискации суммы контрабанды — это попробовать доказать, что обнаруженные деньги вам не принадлежат, об этом нужно давать четкие и последовательные показания с самого начала уголовного преследования, а впоследствии, после консультации с адвокатом, необходимо предоставить возможные доказательства, что денежные средства не ваши.
Так же, нужно отметить, что лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождаются от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Если вас привлекают за контрабанду — звоните нам!
Адвокат Раташнюк Д.В.
Нужна консультация адвоката?
Мы оценим перспективы Вашего дела
и найдем решение проблемы!
Прокурор разъясняет — Западно-Сибирская транспортная прокуратура
Статьей 200.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случае незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенного в крупном размере (часть 1 данной статьи). Максимальное возможное наказание за данные действия — ограничение свободы либо принудительные работы на срок до двух лет.
В случае совершения аналогичных действий группой лиц и (или) в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
Следует понимать, что крупным размером признается двукратное превышение размера суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
Незаконное перемещение в особо крупном размере – пятикратное превышение размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.
Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. При этом не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов их обнаружение при применении форм таможенного контроля, изъятие при задержании лица, при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
В соответствии с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза допустим единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом без ограничений наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме.
В случае превышения эквивалента 10 тысячам долларов США, денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
Государствами членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС являются Республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация.
Прямая ссылка на материал
- Вконтакте
- LiveJournal
Западно-Сибирская транспортная прокуратура
Западно-Сибирская транспортная прокуратура
Дата публикации:
14 июня 2020, 18:24
Уголовная ответственность за контрабанду денежных средств
Статьей 200.1 Уголовного кодекса РФ предусмотрена уголовная ответственность за контрабанду наличных денежных средств и (или) денежных инструментов в случае незаконного перемещения через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенного в крупном размере (часть 1 данной статьи). Максимальное возможное наказание за данные действия — ограничение свободы либо принудительные работы на срок до двух лет.
В случае совершения аналогичных действий группой лиц и (или) в особо крупном размере предусмотрено наказание в виде штрафа в размере от десятикратной до пятнадцатикратной суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо ограничением свободы на срок до четырех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет.
Следует понимать, что крупным размером признается двукратное превышение размера суммы, разрешенной таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
Незаконное перемещение в особо крупном размере – пятикратное превышение размера суммы наличных денежных средств и (или) стоимости дорожных чеков, разрешенных таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС к перемещению без письменного декларирования.
При расчете размера суммы незаконно перемещенных наличных денежных средств и (или) стоимости незаконно перемещенных денежных инструментов подлежит исключению та часть, которая разрешена к перемещению без декларирования или была задекларирована.
Лицо, добровольно сдавшее наличные денежные средства и (или) денежные инструменты, указанные в настоящей статье, освобождается от уголовной ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления. При этом не могут признаваться добровольной сдачей наличных денежных средств и (или) денежных инструментов их обнаружение при применении форм таможенного контроля, изъятие при задержании лица, при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.
В соответствии с Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза допустим единовременный ввоз (вывоз) физическим лицом без ограничений наличных денежных средств и (или) дорожных чеков на общую сумму, равную либо не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долларов США, не подлежащих таможенному декларированию в письменной форме.
В случае превышения эквивалента 10 тысячам долларов США, денежные средства и (или) дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме путем подачи пассажирской таможенной декларации на всю сумму ввозимых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков.
Перерасчет в доллары США осуществляется по курсу, установленному в соответствии с законодательством той Стороны, через государственную границу которой перемещаются такие наличные денежные средства и (или) дорожные чеки, на день подачи пассажирской таможенной декларации таможенному органу.
Государствами членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС являются Республики Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Российская Федерация.
Объективная сторона контрабанды наличных денежных средств
Романов, П. С. Объективная сторона контрабанды наличных денежных средств / П. С. Романов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (468). — С. 320-322. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103326/ (дата обращения: 07.09.2023).
В статье предлагается уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.
Ключевые слова : контрабанда, ответственность, наличные денежные средства, перемещение.
Современные геополитические процессы, происходящие в нашей стране, связанные с началом специальной военной операции, привели к тому, что Россия вынуждена активизировать весь свой экономический потенциал и направить его на укрепление собственной экономической безопасности.
Однако этому препятствует множество негативных факторов, среди которых необходимо отметить и контрабанду. В виду недостаточной эффективности в деятельности правоохранительных органов в лице таможенной службы в России, сохраняется высокий уровень преступности в данной сфере.
С объективной стороны данное преступление характеризуется незаконным перемещением через таможенную границу ТС в рамках ЕврАзЭС наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, совершенным в крупном размере. Незаконный способ предполагает следующие варианты перемещения:
— через неустановленные места, а также в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах;
— посредством сокрытия предмета перевозки от таможенного контроля;
— осуществление неверного декларирования (неполного, с искажением действительности);
— недекларирование предмета перевозки;
— с использованием подложных (фальсифицированных) документов, содержащих недостоверные сведения о перевозимых товарах и предметах.
Характеризуя субъект преступления данного состава мы не находим его специальных признаков и считаем необходимым относить к нему любое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, при условии его вменяемости.
Субъективная сторона выражена в виде прямого умысла, посредством которого субъект преступления сознательно перемещает денежные средства и их инструменты через таможенные границы стран-участниц договора. Единственным условием наступления уголовной ответственности по данному составу выступает наличие крупного и особо крупного размера денежных средств. Законодатель посредством примечания к статье 200.1 УК РФ [1] установил критерий крупного размера — денежную сумму в два раза превышающую размер денежного объёма, разрешённого для законного перемещения через границы Таможенного союза.
Особо крупный размер квалифицируются в том случае, если объём денежных средств превышает максимально допустимый в пять раз.
Исследовав санкцию данного состава, мы можем сделать вывод о том, что данное преступление относится к категории небольшой тяжести.
Уникальность данной статьи также заключается и в том, что в своём составе она содержит поощрительную норму, в соответствии с которой лицо, совершившее данное преступление, может быть освобождено от уголовной ответственности. Для того, чтобы применилось данное основание, лицо уже совершившее преступление, должно, во-первых, добровольно сообщить компетентным органам о факте контрабанды и, во-вторых, сдать незаконно перемещённые денежные средства. Стоит заметить, что при этом не должно быть совершено иное противоправное деяние, предусмотренное другой статьёй особенной части Уголовного кодекса. Ещё одним фактором, не допускающим применение данного примечания, связанного с освобождением от уголовной ответственности, является самостоятельное обнаружение таможенными органами контрабанды, связанной с перемещением денежных средств через таможенную границу.
То есть в этой ситуации применяется аналогия закона, соотносимая с добровольным отказом при совершении преступления, то есть лицо может отказаться от преступления лишь осознавая возможность доведения его до конца.
Добровольный отказ от совершения преступления предусмотрен ст. 31 УК РФ, в которой говорится о его возможности реализации исключительно на стадиях приготовления к преступлению или покушения на него. Оконченное преступление делает применение добровольного отказа от него невозможным, так как утрачивается его социальная сущность — предотвращение совершения преступления взамен на освобождение от ответственности лица, имевшего намерения его совершить, и начавшего приготовительные действия.
Применительно к контрабанде наличных денежных средств возможен лишь до момента, когда начнется досмотр гражданина, намеренного осуществить контрабанду, при условии, что последний не утратит возможность доведения преступного замысла до конца. Судебная практика по применению прим.4 к ст. 200.1 полностью отсутствует.
В схожих ситуациях сотрудниками таможенной службы оформляется деятельное раскаяние, которое освобождает виновных от ответственности.
В связи с этим, на наш взгляд, анализируемое примечание должно быть распространено на тот момент совершения преступления, когда при устном опросе виновного (еще до фактического выявления контрабанды) сотрудники таможенной службы становятся осведомленными о наличии контрабандных денежных средств (инструментов).
Данное преступление имеет свой квалифицирующий состав, предусмотренный частью 2 ст. 200.1 УК РФ. Так уже было отмечено ранее данная часть предусматривает совершение контрабанды наличных денежных средств и их инструментов в особо крупном размере, пятикратно превышающем допустимый, а также совершение данного преступления группой лиц. Закономерно может возникнуть вопрос о том, почему в виде квалифицирующего признака закреплена имена простая форма соучастия в виде группы лиц, тогда как соучастие может иметь и более сложные формы, вплоть до преступного сообщества.
Безусловно, чем сложнее форма соучастия при совершении преступления, тем уголовная ответственность должна иметь более суровое воздействие на субъектов преступления. Единственным объяснением данного законодательного приема, на наш взгляд, является специфика объективной стороны преступления при контрабанде наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, а также способов совершения данного преступления. Злоумышленники стараются не привлекать к себе внимания, действуют в одиночку, во многом рассчитывая на везение и загруженность работников таможенной службы.
В этой связи можно согласиться с высказыванием Е. А. Русскевич [2, с. 34–35], который говорит, что «совершение контрабанды в форме простого соисполнительства представляет дидактическую ситуацию (теоретически возможно, но почти не встречается на практике)».
Анализ статистических данных, предоставленных Федеральной таможенной службой России говорит об отсутствие возбужденных уголовных дел по групповому признаку. Иными словами, правоприменительная практика складывается таким образом, что подобные преступления зачастую совершаются единолично, и создается впечатление, что наличие повышенной уголовной ответственности за совместные противоправные действия в данной сфере безосновательны. Однако, на наш взгляд, контрабанда представляет собой высокоорганизованное преступление, участниками которого выступают лица с соответствующим распределением ролей, начиная с организатора и заканчивая непосредственным исполнителем.
В подтверждение своих слов можно привезти пример из всем известного художественного фильма.
В виду вышесказанного, считаем, что наличие повышенной уголовной ответственности за совершение подобного рода противоправного деяния является обоснованным, так как данное преступление может быть совершено не только посредством простого соучастия, но и в форме преступного сообщества. В этом случае в соответствии с постановлением Пленума Верховного суда № 12 от 10.06.2010 данное преступление будет квалифицироваться п. б ч. 2 ст. 200.1 УК РФ.
Таким образом, данное преступление несёт в себе общественную опасность, связанную с возможностью свершения противоправного перемещения денежных средств и их инструментов через таможенную границу, что приводит к нарушению экономической безопасности стран участниц договора. Анализируемый состав выполняет превентивную функцию, осуществляя профилактическое уголовно-правовое регулирование в сфере таможенных перемещений, предметом которых выступают наличные денежные средства и их инструменты.
Краткая уголовно-правовая характеристика позволяет нам сделать вывод об определённой эффективности данного состава в структуре специальных видов контрабанды. Однако, высокая латентность совершения подобного рода преступлений вызывает у правоприменителя определённые сложности в выявлении и расследовании данной категории преступлений. Именно поэтому законодатель закрепил поощрительную норму, предусмотрев возможность освобождения виновного лица в совершении контрабанды денежных средств при условии явки с повинной и добровольной сдачи незаконно перемещённый денежной суммы правоохранительным органам.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Русскевич Е. А. Уголовное право и «цифровая преступность»: проблемы и решения: монография. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2022.
Основные термины (генерируются автоматически): крупный размер, средство, УК РФ, преступление, таможенная служба, уголовная ответственность, добровольный отказ, Россия, совершение преступления, таможенная граница.
Объект и предмет контрабанды наличных денежных средств
Романов, П. С. Объект и предмет контрабанды наличных денежных средств / П. С. Романов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 21 (468). — С. 316-318. — URL: https://moluch.ru/archive/468/103253/ (дата обращения: 07.09.2023).
В статье предлагается уголовно-правовая характеристика состава преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ.
Ключевые слова : контрабанда, ответственность, наличные денежные средства, перемещение.
Современные геополитические процессы, происходящие в нашей стране, связанные с началом специальной военной операции, привели к тому, что Россия вынуждена активизировать весь свой экономический потенциал и направить его на укрепление собственной экономической безопасности.
Однако, этому препятствует множество негативных факторов, среди которых необходимо отметить и контрабанду. В виду недостаточной эффективности в деятельности правоохранительных органов в лице таможенной службы в России, сохраняется высокий уровень преступности в данной сфере.
Отмывание денежных средств, добытых нелегальным путём, неразрывно связано с незаконным их перемещением через таможенную границу Российской Федерации. Незаконный оборот денежных средств и их инструментов является уголовно-правовым запретом, предусмотренным уголовным кодексом Российской Федерации. Бесконтрольное перемещение денежных средств создаёт угрозу экономической безопасности нашей страны, ведет к незаконному обогащению преступных элементов, тормозит развитие нашей страны.
Основной причиной, по которой перемещаются денежные средства через таможенную границу, является тот факт, что отследить их путь на территории другого государства практически не представляется возможным для правоохранительных органов. Таким образом, создаются все условия для легализации денежных средств, добытых незаконным путем.
Если говорить об объёмах денежных средств, незаконно перемещённых через границу, то их размер вызывает серьёзную озабоченность. Об этом заявляют учёные, а также практические сотрудники правоохранительных органов в лице Федеральной таможенной службы. По сути, данная проблема приобретает транснациональный характер, нанося непоправимый ущерб для многих государств.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что противодействие незаконному перемещению наличных денежных средств в форме контрабанды подтверждает свою криминализацию и место в Уголовном кодексе Российской Федерации [1] — ст. 200.1.
Уголовно-правовой анализ контрабанды наличных денежных средств необходимо начать с того, что указать на множественность составов контрабанды в УК РФ, каждый из которых направлен на охрану разных объектов, защищаемых законодательством от неправомерных перемещений через таможенную границу. К их числу относятся: наличные денежные средства и их инструменты (ст. 200.1 УК РФ), алкогольная продукция и табачные изделия (ст. 200.2 УК РФ), сильнодействующие ядовитые вещества, взрывчатые вещества, военная техника, стратегически важные товары, биоресурсы (ст. 226.1 УК РФ), наркотические средства, психотропные вещества (229.1 УК РФ).
Как видим, сама контрабанда, как средство незаконного перемещения не является объектообразующим фактором при отнесении конкретного состава преступления в соответствующий раздел УК РФ. Сам объект контрабанды служит основанием для закрепления данного состава в конкретной главе особенной части УК РФ.
Рассматривая объект преступления, предусмотренного ст. 200.1 УК РФ «Контрабанда наличных денежных средств и (или) денежных инструментов» — мы обнаруживаем две его формы, направленные на две группы общественных отношений: основной непосредственный и дополнительный непосредственный.
Для того, чтобы можно было точно уяснить, на какие объекты направлена дана норма УК РФ, необходимо указать на некоторые международные акты, регламентирующие данную группу правоохраняемых отношений. В соответствии с Договором о Евразийском экономическом союзе некоторыми странами СНГ (Казахстан, Белоруссия, Россия, Таджикистан, Кыргызстан) был заключен таможенный союз (ЕврАзЭС), направленный на урегулирование экономических интересов данных государств, в целях их общего экономического благополучия, посредством создания специальной таможенной зоны, предоставляющей странам-участникам данного договора льготный режим ввоза и вывоза товаров через нее.
Подписание данного договора также имело свое целью исключения фактов контрабанды, в том числе и посредство криминализации данного преступного деяния путем включения соответствующей статьи в УК РФ. Так в УК РФ появилась статья 200.1.
Позднее, страны — члены ЕврАзЭС решили сформировать новое содружество и теперь используют в официальных документах исключительно аббревиатуру ЕАЭС. Тем не менее, название организации-предшественницы всё ещё встречается в средствах массовой информации.
Также упоминание старой аббревиатуры сохранилась и в анализируемые статье Уголовного кодекса. Разумеется, этот факт противоречит действительности нуждается в дальнейшем правовом регулировании. В виду этого предлагаем в ст.
200.1 УК РФ аббревиатуру ЕврАзЭС заменить на ЕАЭС.
Таким образом, объект данного преступления в самом широком смысле представлен общественными отношениями, складывающимися в таможенной сфере по поводу нарушения валютного законодательства, относя данное преступление к группе таможенных и финансовых преступлений, совершаемых в сфере внешнеэкономической деятельности.
В качестве предмета данного преступления выступают наличные денежные средства и денежные инструменты.
Относительно наличных денежных средств вопросов у правоприменителя, как правило, не возникает. А вот термин денежный инструмент заставляет нас более детально его изучить. В этой связи приведём мнения некоторых учёных.
Так, одни теоретики считают, что употребление данного термина в анализируемой статье Уголовного кодекса является ничем иным как демонстрацией развития уголовного законодательства, посредством включения в него современных финансовых терминов [2, с. 102]. Исследователи утверждают, что его обособление в рамках диспозиции данной статьи не выдерживает никакой критики, так как понятие денежные средства в своём широком спектре подразумевает и денежные инструменты, то есть те вспомогательные финансовые документы, посредством которых лицо может обналичить денежные средства как их предъявитель. Иными словами денежный инструмент является составной частью понятия денежные средства и выступает средством финансовых операций.
Другая группа исследователей оправдывает наличие данного термина в анализируемой статье [3, с. 210]. В подкрепление свои позиции они ссылаются на современную развитость финансового рынка и его цифровизацию, предоставляющую возможность использования электронных средств платежа. Этот факт позволяет говорить об обоснованности использования термина «денежные инструменты» в анализируемой статье Уголовного кодекса, так как современная контрабанда денежных средств использует достижения электронных и цифровых технологий на финансовом рынке.
Сам же законодатель в примечании к анализируемой статье раскрывает понятие «денежные инструменты», к числу которых он относит банковские и дорожные чеки, ценные бумаги, предоставляющие право на их обналичивание любым лицом их предоставившим.
Учитывая неопределенность термина «денежные инструменты», в правоприменительной практике возникают проблемы отнесения финансовых бумаг к категории денежных инструмент при квалификации по данному составу преступления. На это обращает свое внимание М. Н. Урда, говорит об отсутствии соответствующих научных изысканий, неоднозначности правовой регламентации данного термина в ст. 200.1 УК РФ и полном отсутствии следственно-судебной практики по данному предмету преступления, имеющейся в открытом доступе [4, с. 140].
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 21.11.2022, с изм. от 08.12.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
- Кудратов М. С. Перемещение активов и незаконный вывод капиталов: актуальные проблемы противодействия / М. Кудратов, Д. А. Печегин // Журнал российского права. — 2020. — № 1. — С. 101–111.
- Ильенко М. В. Уголовно-правовая характеристика контрабанды наличных денежных средств и денежных инструментов / М. В. Ильенко.// Молодой ученый. — 2022. — № 16 (411). — С. 209–211
- Урда М. Н. О проблемах применения нормы об ответственности за контрабанду денежных средств и (или) денежных инструментов // Вестник Томского государственного университета. — 2014. — № 385. — С. 139–143.
Основные термины (генерируются автоматически): УК РФ, средство, Уголовный кодекс, инструмент, Российская Федерация, Россия, таможенная граница, денежный инструмент, состав преступления, финансовый рынок.