Статья 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента 2024

21.05.2008 распечатать Налоговые агенты должны перечислять в госбюджет удержанные с доходов налогоплательщиков налоги в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом. Какое наказание «грозит» этим посредникам между налогоплательщиками и государством за неисполнение возложенных на них законом обязанностей? Допустима ли уплата налога за счет средств налоговых агентов?

За что агент в ответе

Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов (п. 1 ст. 24 НК).

Основная обязанность налогового агента состоит в правильном и своевременном исчислении, удержании из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислении в бюджеты налогов (подп. 1 п. 3 ст. 24 НК). Чтобы исполнить эту обязанность, налоговый агент должен иметь возможность удержать налог. А для этого ему необходимо иметь в своем распоряжении денежные средства налогоплательщика.

К другим обязанностям налогового агента относятся, в частности, письменное сообщение в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика, ведение учета начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему налогов (п. 3 ст. 24 НК). Такие обязанности могут быть возложены только на те организации, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, НДС (ст. 161 НК), НДФЛ (ст.

226 НК), налогом на прибыль (ст. 286 НК)).

Обязанности по налогу на прибыль

В качестве примера рассмотрим некоторые обязанности налогового агента, являющегося источником выплаты доходов, подлежащих обложению налогом на прибыль. В соответствии с пунктом 4 статьи 286 Налогового кодекса, если налогоплательщиком является иностранная организация, которая получает доходы от источников в нашей стране (не связанные с постоянным представительством в России), обязанность налоговых агентов возлагается на выплачивающую указанный доход налогоплательщику российскую организацию (или иностранную организацию, осуществляющую деятельность в России только через постоянное представительство). При этом налоговый агент определяет сумму налога по каждой выплате (перечислению) денежных средств или иному получению дохода, виды которого представлены в пункте 1 статьи 309 Кодекса (за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 НК), в валюте выплаты дохода (п. 4 ст.

286, п. 1 ст. 310 НК). Пунктом 1 статьи 309 Кодекса установлен перечень доходов, полученных иностранной организацией, которые не связаны с ее предпринимательской деятельностью в России наряду с тем, что относятся к доходам иностранной организации от источников в нашей стране и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов. Не будем перечислять все 10 подпунктов указанного перечня доходов, а остановимся лишь на следующих из них. Согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 309 Кодекса, доходы иностранной организации (не имеющей постоянного представительства в России) от международных перевозок (в т. ч. демереджи) подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.

В то же время Минфин в письме от 9 сентября 2005 г. № 03-08-05 придерживается «резонансного» мнения: «Доходы, выплачиваемые иностранному юридическому лицу на основании договора о транспортно-экспедиторских услугах, могут подлежать обложению налогом на прибыль в случае, если они оказываются через постоянное представительство в Российской Федерации». При этом доход иностранной организации от оказания экспедиторских услуг за пределами нашей территории не подлежит налогообложению в России (письмо Минфина от 7 июня 2006 г. № 03-08-05). Несмотря на то что под международными перевозками понимаются любые перевозки морским, речным или воздушным судном, автотранспортным средством или железнодорожным транспортом, за исключением случаев, когда перевозка осуществляется исключительно между пунктами, находящимися за пределами нашей территории. Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 309 Налогового кодекса, обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов, подлежат и «иные аналогичные доходы». Какие доходы можно отнести к этой «категории»?

Минфин полагает, что к ней можно отнести доходы, полученные иностранной организацией (не осуществляющей деятельность через постоянное представительство) в рамках доверительного управления ценными бумагами от источника в нашей стране (письмо Минфина от 13 мая 2005 г. № 03-03-01-04/2/84). По данному подпункту также учитываются, например, проценты по счетам, открытым иностранными организациями в российском банке. Необходимо иметь в виду, что пунктом 1 статьи 309 Налогового кодекса устанавливается перечень доходов иностранных организаций, которые не связаны с предпринимательской деятельностью иностранных организаций в России (абз. 1 п. 1 ст.

309 НК). Поэтому любые доходы, квалифицируемые в соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса, в том числе и «иные аналогичные доходы», должны удовлетворять единому квалифицирующему признаку, предусмотренному абзацем 1 пункта 1 статьи 309 Кодекса, а именно не быть связанными с предпринимательской деятельностью на территории нашей страны (см., например, письмо Минфина от 14 июля 2006 г. № 03-08-05).

Не удержал — тоже штраф?

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность в соответствии с законодательством (п. 5 ст. 24 НК). Так, если налоговый агент неправомерно не перечислит (или перечислит не полностью) суммы налога, которые нужно удержать у налогоплательщика, то с него могут взыскать штраф в размере 20 процентов от неперечисленной суммы (ст.

123 НК). Высший Арбитражный Суд разъяснил, что указанный штраф можно взыскать с налогового агента только в том случае, если он имел возможность удержать сумму налога из выплаченных налогоплательщику денежных средств. При этом штраф должен быть взыскан независимо от того, удержал ли налоговый агент соответствующую сумму у налогоплательщика или нет (п.

44 постановления Пленума ВАС от 28 февраля 2001 г. № 5). Таким образом, ответственность по статье 123 Кодекса применяется к налоговому агенту (при наличии фактической задолженности по налогу в бюджет) и в том случае, если он не удержал налог из средств, которые выплатил налогоплательщику (см. также постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2006 г. № КА-А40/12681-06). Конституционный Суд также указал, что ответственность применяется независимо от того, была ли сумма налога удержана налоговым агентом у налогоплательщика (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О). Хотя и здесь в судебной практике не обошлось без противоречий.

Так, ФАС Московского округа в постановлении от 17 сентября 2007 г. № КА-А40/9418-07 указал, что если обязанность по исчислению и удержанию налога возложена в соответствии с Кодексом на налогового агента, то обязанность налогоплательщика по уплате налога считается выполненной с момента удержания налога налоговым агентом (подп. 5 п. 3 ст. 45 НК). Таким образом, в случае неисчисления и неудержания налога, подлежащего удержанию и перечислению в бюджет налоговым агентом, обязанность налогоплательщика по уплате налога считается неисполненной, то есть именно он является должником перед бюджетом.

В случае же удержания суммы налога налоговым агентом обязанным лицом по перечислению (уплате) в бюджет этой суммы становится налоговый агент. Вслед за этой логической цепочкой рассуждений судьи пришли к заключению: «Нормы Налогового кодекса, регулирующие порядок уплаты налогов, установленный для налогоплательщиков, применяются к налоговым агентам только в отношении удержанных с налогоплательщиков сумм налогов».

Меры привлечения. Далее.

Кроме того, непредставление налоговым агентом инспекции ФНС в установленный срок документов и иных сведений, предусмотренных Налоговым кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ (ст. 126 НК). Для налогового агента по НДС такими документами и сведениями являются налоговая декларация (налоговые агенты обязаны заполнить и представить в налоговую инспекцию титульный лист и разд. 2 декларации (п. 5 ст.

174 НК, п. 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС, утв. приказом Минфина от 7 ноября 2006 г. № 136н)), письменное сообщение в налоговый орган (в произвольной форме) о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика (подп. 2 п. 3 ст. 24 НК). Для налогового агента по налогу на прибыль таким документом, например, является налоговый расчет (информация) о суммах выплаченных иностранным организациям доходов и удержанных налогов (утв. приказом МНС от 19 декабря 2003 г. № БГ-3-23/701@). Следует помнить, что в случае неуплаты или неполной уплаты налоговым агентом налога в установленный срок на его денежные средства (на банковских счетах) может быть обращено взыскание (п.

Рекомендация  Прохождение техосмотра по новым правилам 2024

1 ст. 46, п. 2 ст. 76 НК).

А при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогового агента или при отсутствии информации о счетах налогового агента налоговый орган вправе взыскать налог за счет его иного имущества в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса (п. 7 ст. 76 НК). За неисполнение налоговым агентом обязанностей по исчислению, удержанию или перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов и сборов, совершенное в крупном размере и особо крупном размере (см. прим. к ст. 199 УК), предусмотрена уголовная ответственность (ст.

199.1 УК). Как пояснил Верховный Суд (п. 17 постановления Пленума ВС от 28 декабря 2006 г. № 64), преступление, предусмотренное статьей 199.1 Уголовного кодекса, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст.

24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика. Также Верховный Суд отметил, что неисполнение налоговым агентом своих обязанностей, не связанное с личными интересами, не образует состава преступления по статье 199.1 Уголовного кодекса. При этом судьи пояснили, что личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду, обусловленную карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т. п.

Пени вдобавок

Конституционный Суд, ссылаясь на пункт 5 статьи 108 Налогового кодекса, также ранее отмечал, что привлечение налогового агента к ответственности не освобождает его от обязанности перечислить сумму налога и пени (определение КС от 2 октября 2003 г. № 384-О). Данные выводы судов пресекаются с позицией, высказанной Президиумом ВАС в постановлении от 26 сентября 2006 г. № 4047/06 в отношении исполнения обязанности налогового агента по удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, (см. также постановление Президиума ВАС от 16 мая 2006 г. № 16058/05). Судьями было указано, что в соответствии с пунктом 2 статьи 231 Налогового кодекса суммы налога, не удержанные (удержанные не полностью) налоговыми агентами с физических лиц, взыскиваются до полного погашения этими лицами задолженности по налогу (в порядке ст. 45 НК).

В то же время работники, с выплаченных доходов которых общество не удержало налог, на момент рассмотрения дела были уволены. А значит, организация лишена была возможности удержать с них налог. Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 228 Кодекса, обязанность по исчислению и уплате налога в случае, если он не был удержан налоговым агентом, возлагается на самих налогоплательщиков — физических лиц.

Поэтому инспекция не имела права возлагать на налогового агента обязанность уплатить за счет своих средств налог (подлежащий удержанию с лиц, уже не состоящих с ним в трудовых отношениях) и пени. Юрий Лермонтов

комментарийСтарший юрист управляющей компании «Независимые директора» Игорь Богомолов:— Хотелось бы обратить внимание на несколько ключевых моментов. Так, привлечение налогового агента к ответственности по статье 123 Налогового кодекса наступает за невыполнение обязанности по перечислению налогов. При этом неисполнение данной обязанности следует отличать от ее несвоевременного исполнения, то есть исполнения с нарушением установленного срока. А поскольку нормы законодательства о налогах и сборах не подлежат расширительному толкованию, то привлечение к ответственности за невыполнение обязанности налогового агента по перечислению налогов в случае, когда обязанность была исполнена с нарушением срока, невозможно (см., например, определение ВАС от 28 февраля 2008 г. № 2309/08, постановление ФАС Московского округа от 15 февраля 2006 г. № КА-А40/402-06). Нарушение установленных сроков влечет применение меры обеспечения в виде пени, а не применение санкций.

Кроме того, следует отметить, что поскольку необходимым условием для исполнения налоговым агентом обязанности по удержанию и перечислению сумм налога является факт выплаты денежных средств налогоплательщику, то в случае неденежной выплаты доходов, исполнить данную обязанность не представляется возможным. Соответственно, и привлечение к ответственности за неперечисление сумм налога в бюджет в данном случае также неправомерно. В этом случае налоговый агент обязан лишь уведомить налоговый орган о факте выплаты доходов и невозможности удержать соответствующую сумму налога (см., например, письмо Минфина от 28 ноября 2007 г. № 03-04-06-01/420). Также возникают споры в случае увеличения номинальной стоимости долей участников общества с ограниченной ответственностью.

На наш взгляд, обязанности по перечислению сумм налога у налогового агента не возникает до момента реальной выплаты участнику дохода, то есть до момента реализации доли, ее выкупа и т. д. (см., например, решение Арбитражного суда г. Москвы от 2 октября 2006 г. по делу № А40-46964/06-120-240). Однако налоговые органы придерживаются противоположной точки зрения и считают, что моментом выплаты дохода является дата регистрации увеличения уставного капитала общества (см., например, письмо Минфина от 26 мая 2006 г. № 03-05-01-05/87).

Статья 199.1 УК РФ (действующая редакция). Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Бесплатная юридическая консультация по телефонам:

Примечания.

1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199.1 УК РФ

1. О понятии налогового агента см. ст. 24 НК РФ. Обязанности налогового агента могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст.

Рекомендация  Статья 114. Причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью при превышении пределов

286 НК)).

2. Преступление, предусмотренное комментируемой статьей, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст. 24 НК), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размере, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. При определении крупного (особо крупного) размера неисполнения налоговым агентом обязанностей, перечисленных в комментируемой статье, следует руководствоваться правилами, содержащимися в примеч. к ст. 199 УК, и исчислять его исходя из сумм тех налогов (сборов), которые подлежат перечислению в бюджет (внебюджетные фонды) самим налоговым агентом.

4. Субъективная сторона включает прямой умысел, а также мотив в виде личного интереса. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

5. Субъектом преступления может быть вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера).

6. Если предусмотренные комментируемой статьей действия налогового агента совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

7. Об освобождении на основании п. 2 примеч. к ст. 199 УК от ответственности за преступление, предусмотренное комментируемой статьей, см. коммент. к ст. 199.

Судебная практика по ст. 199.1 УК РФ: приговоры и разбор преступлений по составу

По приговору Кировского районного суда г. Ярославля от 27 октября 2009 года Шепель В.Г. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 160, ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст.

159, ч. 1 ст. 199, ч. 2 ст. 199.1 УК РФ , к лишению свободы сроком на 7 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.

У вас есть юридический вопрос?

Вы можете получить бесплатную юридическую консультацию по следующим телефонам горячей линии ежедневно с 9:00 до 21:00.

Для жителей Москвы и МО:
Для жителей Санкт-Петербурга и ЛО:
Бесплатный многоканальный номер для всех регионов РФ:

Также вы можете заказать обратный звонок и вам перезвонит юрист-консультант.

Представленные на сайте фрагменты текста комментариев взяты из открытых интернет-источников, находящихся в свободном доступе, размещены в образовательных целях и могут быть удалены по просьбе автора.

Статья 199.1 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Неисполнение обязанностей налогового агента

1. Неисполнение в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершенное в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

2. То же деяние, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов и (или) сборов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, не исполнившими обязанности налогового агента, полностью перечислены в соответствующий бюджет суммы неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 199.1 Уголовного кодекса

1. Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 Налогового кодекса РФ), на доходы физических лиц (ст. 226 Налогового кодекса РФ), на прибыль (ст.

286 Налогового кодекса РФ)).

2. Объективная сторона преступления характеризуется совершением в крупном размере одного из перечисленных в законе деяний: а) неисполнения обязанностей по исчислению налогов; б) неисполнения обязанностей по удержанию налогов; в) неисполнения обязанностей по перечислению налогов в бюджетную систему.

3. Преступление считается оконченным с момента неперечисления суммы налога, которую налоговый агент должен был исчислить и удержать, в бюджетную систему.

4. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

5. Субъектом преступления, предусмотренного ст. 199.1 УК, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.

6. Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

Рекомендация  Право родителя на общение с ребенком 2024

7. В том случае, когда лицо в личных интересах не исполняет обязанности налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и одновременно уклоняется от уплаты налогов с физического лица или организации в крупном или особо крупном размере, содеянное им при наличии к тому оснований надлежит квалифицировать по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 199.1 УК и соответственно ст. 198 или 199 УК.

Второй комментарий к Ст. 199.1 УК РФ

1. Объективную сторону составляет неисполнение обязанностей налогового агента, совершенное в крупном размере.

2. Крупным размером, согласно примечанию 1 к статье, признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более 5 млн рублей, при условии, что доля неисчисленных, неудержанных или неперечисленных налогов и (или) сборов превышает 25 % подлежащих исчислению, удержанию или перечислению сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая 15 млн рублей.

3. Преступление окончено с момента неисполнения обязанности по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов.

4. Субъект — налоговый агент, под которым понимают лиц, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК), на доходы физических лиц (ст. 226 НК), на прибыль (ст. 286 НК) (п.

16 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

Субъектом может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера) (п. 17 ППВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64).

5. Субъективная сторона — прямой умысел.

Обязательным признаком является личный интерес виновного, который может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.

6. Квалифицирующий признак — совершение деяния в особо крупном размере. Его понятие приведено в примечании 1 к ст. 199.1 УК.

7. Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности по ст. 199.1 на основании примечания 2 к ст.

199.1 УК РФ.

Третий комментарий к статье 199.1 УК РФ

1. Непосредственный объект — экономические и финансовые интересы государства. Предметом выступают налоги и (или) сборы, подлежащие в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет. В статье речь идет о предмете в крупном и особо крупном размерах, которые совпадают с размерами, указанными в примечании к ст.

199 УК.

2. Объективная сторона характеризуется деянием в форме бездействия, которое состоит в неисполнении в личных интересах обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).
Согласно ст. 24 Налогового кодекса РФ налоговые агенты обязаны: 1) правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги; 2) в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика; 3) вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику; 4) представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Окончание данного преступления законодатель связывает с совершением деяния, т.е. состав преступления формальный. Преступление, предусмотренное ст. 199.1 УК, является оконченным с момента неперечисления налоговым агентом в личных интересах в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством (п. 3 ст.

24 НК РФ), в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) сумм налогов и (или) сборов в крупном или особо крупном размерах, которые он должен был исчислить и удержать у налогоплательщика.

3. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла и специальным мотивом. Личный интерес как мотив преступления может выражаться в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. В силу этого неисполнение налоговым агентом обязанностей по правильному и своевременному исчислению, удержанию и перечислению в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующих налогов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не связанное с личными интересами, состава преступления, предусмотренного ст.

199.1 УК, не образует и в тех случаях, когда такие действия были совершены им в крупном или особо крупном размерах.
Если действия налогового агента, нарушающие налоговое законодательство по исчислению, удержанию или перечислению налогов и (или) сборов в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд), совершены из корыстных побуждений и связаны с незаконным изъятием денежных средств и другого имущества в свою пользу или в пользу других лиц, содеянное следует при наличии к тому оснований дополнительно квалифицировать как хищение чужого имущества.

4. Субъект преступления — специальный, налоговый агент, в функциональные обязанности которого входят исчисление, удержание у налогоплательщика и перечисление в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Согласно ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Такие обязанности могут быть возложены только на те организации и на тех физических лиц, которые являются источниками выплаты доходов, подлежащих обложению налогами (например, на добавленную стоимость (ст. 161 НК РФ), на доходы физических лиц (ст.

226 НК РФ) и на прибыль (ст. 286 НК РФ)). Наряду с этим, как указал Пленум Верховного Суда РФ, субъектом преступления, предусмотренного ст.

199.1 УК, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер) организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера.
При наличии признаков должностного преступления необходима квалификация по совокупности преступлений.

5. Ответственность усилена в ч. 2 данной статьи за совершение деяния в особо крупном размере, который определен в примечании к ст. 199 УК.

6. Согласно п. 2 примечания к ст. 199 УК лицо, совершившее данное преступление впервые, может быть освобождено от ответственности, если возместит все суммы недоимок и соответствующих пеней, а также сумму штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.