Статья 189 ГПК РФ. Окончание рассмотрения дела по существу 2024

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с частью третьей статьи 45 и со статьей 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Комментарий к Статье 189 ГПК РФ

Окончание рассмотрения дела по существу включает в себя два составляющих этапа. Во-первых, прокурор, представители государственных органов или представители органов местного самоуправления, участвующие в рассмотрении дела в соответствии с ч. 3 ст. 45 и ст.

47 ГПК РФ, представляют свои заключения по существу рассматриваемого дела. Далее лицам, участвующим в деле, и их представителям суд предлагает выступить с дополнительными объяснениями.

Заключение прокурора должно быть обоснованным и содержать юридический анализ доказательств и фактических обстоятельств дела, исследованных в судебном разбирательстве. В своем заключении прокурор дает правовую оценку рассмотренному делу и вносит предложение о разрешении дела по существу с обоснованием конкретными нормами права.

Заключение представителей государственных органов или органов местного самоуправления должно содержать как анализ фактических обстоятельств дела, так и мнение относительно разрешения дела по существу.

Заключение прокурора и вышеназванных органов представляется в устной либо письменной форме, с обязательным оглашением в судебном заседании.

Суд вправе не согласиться с представленными заключениями, при этом в судебном решении он должен указать мотивы своего несогласия.

Завершая рассмотрение дела по существу, суд должен убедиться, что лица, участвующие в деле, их представители не желают дополнить материалы дела, прежде всего, своими объяснениями. Представляется, что в этом же порядке суд должен выяснить имеющиеся со стороны вышеназванных лиц заявления, замечания и ходатайства по существу рассматриваемого дела, хотя закон об этом не говорит. При отсутствии таких заявлений либо после выполнения действий по получению дополнительных объяснений от лиц, участвующих в деле, их представителей суд вправе объявить рассмотрение дела по существу законченным и перейти к судебным прениям.

Другой комментарий к Ст. 189 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации

1. Окончание рассмотрения дела по существу включает в себя следующие процессуальные действия:

— дачу заключения прокурором и (или) представителем государственного органа, органа местного самоуправления;

— выяснение председательствующим вопроса о наличии у лиц, участвующих в деле, дополнительных объяснений.

Первое действие имеет факультативный характер, поскольку необходимость его совершения возникает лишь в случае участия в процессе прокурора и (или) государственного органа, органа местного самоуправления.

По окончании исследования всех доказательств председательствующий выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. Смысл дачи дополнительных объяснений в том, чтобы дополнить материалы дела доказательствами, которые в силу тех или иных причин не были исследованы судом на этапе рассмотрения дела по существу.

2. При отсутствии таких объяснений, а также в случае их отклонения председательствующий объявляет исследование дела оконченным, после чего следуют судебные прения.

Если ходатайство о дополнении материалов дела удовлетворено, то исследование обстоятельств дела продолжается.

Статья 189 ГПК РФ. Окончание рассмотрения дела по существу

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с частью третьей статьи 45 и со статьей 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Комментарии к ст. 189 ГПК РФ

Текст комментария: «КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 15 «СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО» ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»

Авторы: Н.Ф. Никулинская
Издание: 2017 год

1. Комментируемая статья регулирует процессуальные действия, завершающие рассмотрение дела по существу.

После исследования всех доказательств в судебном заседании заслушиваются заключения прокурора или представителя государственного органа или представителя органа местного самоуправления. И прокурор, и государственные органы и органы местного самоуправления вправе участвовать в рассмотрении гражданских дел, в которых они не являются субъектами спорных материальных правоотношений, в двух формах: предъявления иска в интересах других лиц (ч. 1 ст. 45, ст. 46 ГПК РФ) и дачи заключения по существу дела (ч.

Рекомендация  Работа в россии для иностранных граждан 2024

3 ст. 45, ст. 47 ГПК РФ).

Если прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в деле в связи с предъявлением иска в защиту других лиц, их правовое положение приравнивается к правовому положению истца (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст.

46 ГПК РФ).

Если же указанные органы вступают в процесс для дачи заключения, они приобретают соответствующий статус. В частности, они не дают объяснения в порядке, установленном ст. 174 ГПК РФ, однако по окончании исследования доказательств дают свое заключение по делу.

2. Вступление в процесс для дачи заключения возможно только по категориям дел, перечисленным в законе. Например, прокурор участвует для дачи заключения в делах о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст.

45 ГПК РФ), об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч. 3 ст.

278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ), о лишении родительских прав (п.

2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п. 4 ст.

73 СК РФ).

3. Среди государственных органов, участвующих в гражданских делах для дачи заключения, необходимо, прежде всего, отметить органы опеки и попечительства, обязательное участие которых предусмотрено по многим делам, возникающим из семейных правоотношений: в делах о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п.

4 ст. 73 СК РФ). Органы опеки и попечительства участвуют и в других делах, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц: об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч.

1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 78 СК РФ орган опеки и попечительства должен быть привлечен к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Иногда суды привлекают орган опеки и попечительства в качестве третьего лица, что является ошибочным. В силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными (см. Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв.

Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.).

4. Целью заключения является изложение позиции прокурора, государственного органа или органа местного самоуправления относительно существа дела и разрешения спора. В заключении должны быть изложены анализ установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, правовая квалификация спорных правоотношений, обоснование предложения по разрешению дела.

Несмотря на то что участие в процессе для дачи заключения предусмотрено по делам с участием так называемой «слабой стороны», прокурор должен дать объективное заключение по делу, не занимая позицию ни одной из сторон.

Орган опеки и попечительства дает заключение с учетом защиты интересов несовершеннолетнего ребенка, недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Заключение прокурора должно быть изложено устно, дополнительно к устному заключению прокурор вправе предоставить суду письменное заключение, которое не должно противоречить устному.

Рекомендация  Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр 2024

Орган опеки и попечительства по делам, затрагивающим интересы детей, должен предоставить заключение в письменной форме.

5. После заслушивания заключения прокурора, представителя государственного органа или органа местного самоуправления лица, участвующие в деле, вправе выступить с дополнительными объяснениями.

До окончания рассмотрения дела по существу участвующие в деле лица не лишены возможности выдвинуть новые доводы в обоснование своей позиции, представить дополнительные доказательства.

Если после предложения выступить с дополнениями участники процесса представили новые доказательства, принятые судом, эти доказательства исследуются в судебном заседании по общим правилам исследования доказательств соответствующего вида.

Если после заключения прокурора, представителя государственного или муниципального органа в судебном заседании были выслушаны новые объяснения и исследованы новые доказательства, по окончании этого исследования прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления вправе выступить с дополнением ранее данного заключения.

После заслушивания всех дополнений лиц, участвующих в деле, председательствующий объявляет об окончании рассмотрения дела по существу. После этого участники процесса лишаются права представления новых доказательств. Следующие этапы судебного заседания связаны с оценкой тех доказательств, которые исследованы судом и лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела по существу.

Задайте вопрос юристу:

Статья 189 ГПК РФ. Окончание рассмотрения дела по существу (действующая редакция)

После исследования всех доказательств председательствующий предоставляет слово для заключения по делу прокурору, представителю государственного органа или представителю органа местного самоуправления, участвующим в процессе в соответствии с частью третьей статьи 45 и со статьей 47 настоящего Кодекса, выясняет у других лиц, участвующих в деле, их представителей, не желают ли они выступить с дополнительными объяснениями. При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу законченным и суд переходит к судебным прениям.

Статья 188 Статья 189 Статья 190
Постоянная ссылка на документ
URL документа [ скопировать ]
HTML-код ссылки для вставки на страницу сайта [ скопировать ]
BB-код ссылки для форумов и блогов [ скопировать ]
в виде обычного текста для соцсетей и пр. [ скопировать ]
Скачать документ в формате

Комментарий к ст. 189 ГПК РФ

1. Комментируемая статья регулирует процессуальные действия, завершающие рассмотрение дела по существу.

После исследования всех доказательств в судебном заседании заслушиваются заключения прокурора или представителя государственного органа или представителя органа местного самоуправления. И прокурор, и государственные органы и органы местного самоуправления вправе участвовать в рассмотрении гражданских дел, в которых они не являются субъектами спорных материальных правоотношений, в двух формах: предъявления иска в интересах других лиц (ч. 1 ст.

45, ст. 46 ГПК РФ) и дачи заключения по существу дела (ч. 3 ст. 45, ст.

47 ГПК РФ).

Если прокурор, государственные органы и органы местного самоуправления участвуют в деле в связи с предъявлением иска в защиту других лиц, их правовое положение приравнивается к правовому положению истца (ч. 2 ст. 45, ч. 2 ст.

46 ГПК РФ).

Если же указанные органы вступают в процесс для дачи заключения, они приобретают соответствующий статус. В частности, они не дают объяснения в порядке, установленном ст. 174 ГПК РФ, однако по окончании исследования доказательств дают свое заключение по делу.

2. Вступление в процесс для дачи заключения возможно только по категориям дел, перечисленным в законе. Например, прокурор участвует для дачи заключения в делах о выселении, о восстановлении на работе, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ч. 3 ст. 45 ГПК РФ), об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), о признании гражданина безвестно отсутствующим или об объявлении гражданина умершим (ч.

3 ст. 278 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст.

288 ГПК РФ), о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст.

72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п. 4 ст. 73 СК РФ).

3. Среди государственных органов, участвующих в гражданских делах для дачи заключения, необходимо, прежде всего, отметить органы опеки и попечительства, обязательное участие которых предусмотрено по многим делам, возникающим из семейных правоотношений: в делах о лишении родительских прав (п. 2 ст. 70 СК РФ), о восстановлении в родительских правах (п. 2 ст. 72 СК РФ), об ограничении родительских прав (п.

Рекомендация  Порядок закрытия филиала организации 2024

4 ст. 73 СК РФ). Органы опеки и попечительства участвуют и в других делах, в которых затрагиваются интересы несовершеннолетних, недееспособных, ограниченно дееспособных лиц: об усыновлении (удочерении) ребенка (ст. 273 ГПК РФ), об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами (ч.

1 ст. 284 ГПК РФ), об объявлении несовершеннолетнего полностью дееспособным (ст. 288 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 78 СК РФ орган опеки и попечительства должен быть привлечен к участию в деле при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка.

Иногда суды привлекают орган опеки и попечительства в качестве третьего лица, что является ошибочным. В силу положений ст. 47 ГПК РФ органы опеки и попечительства относятся не к третьим лицам, а к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа, компетентного дать заключение по существу спора. Основанием их участия по делам по спорам о детях является интерес государства в правильном разрешении дел, имеющих важную социальную направленность, и защита интересов несовершеннолетних, не имеющих в большинстве случаев возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.

При этом процессуальные права и обязанности органа опеки и попечительства, привлекаемого для дачи заключения по спору (ст. 47 ГПК РФ), и третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований (ст. 43 ГПК РФ), являются различными (см.

Обзор практики разрешения судами споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июля 2011 г.).

4. Целью заключения является изложение позиции прокурора, государственного органа или органа местного самоуправления относительно существа дела и разрешения спора. В заключении должны быть изложены анализ установленных по делу обстоятельств, исследованных доказательств, правовая квалификация спорных правоотношений, обоснование предложения по разрешению дела.

Несмотря на то что участие в процессе для дачи заключения предусмотрено по делам с участием так называемой «слабой стороны», прокурор должен дать объективное заключение по делу, не занимая позицию ни одной из сторон.

Орган опеки и попечительства дает заключение с учетом защиты интересов несовершеннолетнего ребенка, недееспособного или ограниченно дееспособного лица.

Заключение прокурора должно быть изложено устно, дополнительно к устному заключению прокурор вправе предоставить суду письменное заключение, которое не должно противоречить устному.

Орган опеки и попечительства по делам, затрагивающим интересы детей, должен предоставить заключение в письменной форме.

5. После заслушивания заключения прокурора, представителя государственного органа или органа местного самоуправления лица, участвующие в деле, вправе выступить с дополнительными объяснениями.

До окончания рассмотрения дела по существу участвующие в деле лица не лишены возможности выдвинуть новые доводы в обоснование своей позиции, представить дополнительные доказательства.

Если после предложения выступить с дополнениями участники процесса представили новые доказательства, принятые судом, эти доказательства исследуются в судебном заседании по общим правилам исследования доказательств соответствующего вида.

Если после заключения прокурора, представителя государственного или муниципального органа в судебном заседании были выслушаны новые объяснения и исследованы новые доказательства, по окончании этого исследования прокурор, представитель государственного органа, органа местного самоуправления вправе выступить с дополнением ранее данного заключения.

После заслушивания всех дополнений лиц, участвующих в деле, председательствующий объявляет об окончании рассмотрения дела по существу. После этого участники процесса лишаются права представления новых доказательств. Следующие этапы судебного заседания связаны с оценкой тех доказательств, которые исследованы судом и лицами, участвующими в деле, при рассмотрении дела по существу.

Источник комментария:

«КОММЕНТАРИЙ К ГЛАВЕ 15 «СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО» ГРАЖДАНСКОГО ПРОЦЕССУАЛЬНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 14 НОЯБРЯ 2002 Г. № 138-ФЗ»