Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия,
пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены
должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия
или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы
или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок
до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной
деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет
с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
на срок до трех лет или без такового.
Комментарий к Ст. 149 Уголовного кодекса
1. Понятия, использованные в статье, раскрываются в Федеральном законе от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
2. Объективная сторона характеризуется альтернативно предусмотренными действиями в отношении законно проводимого мероприятия: а) незаконным воспрепятствованием в любой форме проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, выдвижение формально правомерных, однако содержательно необоснованных требований к организаторам публичного мероприятия, неправомерное приостановление или прекращение публичного мероприятия); б) незаконным воспрепятствованием в любой форме участию в них; в) незаконным принуждением в любой форме к участию в них.
3. Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо специальный субъект, их совершающий (должностное лицо, использующее при этом свое служебное положение), либо особый способ совершения преступления (с применением насилия или с угрозой его применения). Насилие, повлекшее причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, квалифицируется дополнительно по ст. 111 — 112 УК.
Второй комментарий к Ст. 149 УК РФ
1. Объектом преступления является конституционное право граждан РФ на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования (ст. 31 Конституции РФ). Уголовная ответственность установлена лишь за незаконное воспрепятствование проведению указанных в диспозиции комментируемой статьи массовых мероприятий.
2. Митинг ― собрание граждан для публичного выражения отношения к действиям лиц и организаций, событиям общественно-политической жизни. Демонстрация ― публичное выражение группой людей общественно-политических настроений с использованием во время шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств. Уличное шествие ― организованное массовое движение людей по пешеходной или проезжей части улицы с целью привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование ― наглядная демонстрация группой граждан своих намерений и взглядов без шествия и звукосигналов.
3. Объективную сторону преступления образуют:
а) действия (бездействие), выражающиеся в незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования либо в незаконном воспрепятствовании участии в них;
б) специфические способы воспрепятствования ― использование должностным лицом своего служебного положения либо применение насилия или угроза его применения.
4. Под насилием как способом воспрепятствования либо принуждения понимается причинение умышленного легкого вреда здоровью (ст. 115 УК) и побоев (ст. 116 УК).
Более опасные способы насилия образуют самостоятельное преступление и должны квалифицироваться по совокупности со ст. 142 УК.
5. Угроза применения насилия как способ воспрепятствования либо принуждения ― это угроза причинения любого физического насилия (вплоть до угрозы убийством).
6. Субъектом преступления является как частное лицо, достигшее 16 лет, так и должностное лицо, когда преступление совершается последним с использованием им своего служебного положения.
7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом.
Третий комментарий к статье 149 УК РФ
1. В соответствии со ст. 31 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования. В последние годы в результате демократизации нашего общества указанные мероприятия стали массовым явлением.
2. Диспозиция статьи носит бланкетный характер и предполагает изучение законодательства о проведении собраний и митингов, демонстраций и пикетов. В частности, необходимо знание норм Федерального закона от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в ред. от 08.06.2012). В данном преступлении имеется два непосредственных объекта.
Основной непосредственный объект — право граждан на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования и на участие в них.
Дополнительный объект — здоровье, телесная неприкосновенность или свобода личности; при угрозе физическим насилием — безопасность этих благ личности, а также жизни; при совершении деяния должностным лицом — законная деятельность государственных органов, учреждений, организаций.
3. Объективную сторону преступления составляют действия по воспрепятствованию, совершенные различным способом. Воспрепятствование митингам, собраниям и т.д. может проявиться, например, в незаконном запрете должностным лицом проводить указанные мероприятия, незаконном распоряжении выставить заслоны демонстрации или шествию из работников милиции, незаконном отказе предоставить помещение для собрания либо в незаконном нарушении установленного порядка проведения этих мероприятий (например, запрещение митинга, проводимого с уведомлением об этом органа исполнительной власти, вмешательство в организацию того или иного мероприятия и т.д.).
Под собранием следует понимать проходящее в публичных местах слушание и обсуждение позиций, требований с целью их одобрения.
Митинг — это массовое собрание граждан, чаще сторонников определенных политических идей, направлений с целью публичной поддержки действия определенных лиц и организаций, событий общественно-политической жизни и т.д.
Под демонстрацией понимается публичное выражение группой лиц общественно-политических мнений или требований с использованием во время массового шествия плакатов, транспарантов и иных наглядных средств или скандирование лозунгов.
К уличным шествиям следует отнести движение участников публичной демонстрации по улицам, площадям города или иного населенного пункта.
Пикетирование — это наглядная демонстрация группой граждан своих настроений без шествия, как правило, организуемая у правительственных зданий, законодательных органов и т.д.
Принуждение к участию в собраниях, митингах, демонстрациях и т.д. представляет собой вовлечение людей в данные мероприятия с помощью обмана, каких-либо обещаний, угроз и т.д. Это принуждение может выражаться и в физическом воздействии (побои, причинение телесных повреждений, незаконное лишение свободы и т.д.).
4. По конструкции состав данного преступления имеет формальный характер. Оконченным оно считается с момента совершения указанных в законе действий.
5. Субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла. Виновный осознает, что незаконно использует свое служебное положение либо применяет насилие или угрожает его применением, и желает совершить указанные деяния.
6. Субъект преступления специальный — должностное лицо (понятие дается в примечании к ст. 285 УК РФ), осуществляющее незаконные действия с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения.
Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них
«Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 N 63-ФЗ > Особенная часть > Раздел VII > Глава 19 > Статья 149. Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них
Незаконное воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждение к участию в них, если эти деяния совершены должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, —
наказываются штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
- Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий
- Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления
Согласно Конституции РФ (ст. 31) граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Исходя из этого основным объектом преступления выступают отношения по возможности в установленном порядке проведения или участия в собрании, митинге, демонстрации, шествии, пикетировании.
В зависимости от способа воспрепятствования осуществлению указанного права возможен дополнительный объект, которым могут выступать: здоровье лица, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.
Объективная сторона преступления выражается в выполнении любого из альтернативных действий:
1) незаконном воспрепятствовании проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования (например, незаконное запрещение их проведения);
2) незаконном воспрепятствовании участию в них (лицо не пустили на митинг или удалили с него);
3) принуждении к участию в них.
В качестве обязательного признака объективной стороны включен способ совершения преступления — применение насилия или угроза его применения, использование служебного положения.
Под насилием понимается физическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в подавлении и устранении его сопротивления, нанесении ударов, побоев, умышленном причинении легкого вреда здоровью.
Под угрозой применения насилия понимается психическое воздействие на потерпевшего, выразившееся в демонстрации готовности нанести удары, побои, умышленно причинить вред здоровью.
Причинение тяжкого или причинение при отягчающих обстоятельствах средней тяжести вреда здоровью потерпевшему требуют дополнительной квалификации по соответствующим статьям Особенной части УК РФ. Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ч. 1 ст.
119 УК РФ), побои (ст. 116 УК РФ) и причинение легкого вреда здоровью (ст. 115 УК РФ) охватываются рассматриваемым составом преступления и дополнительной квалификации не требуют.
Собрание — совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов.
Митинг — массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера.
Демонстрация — организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации.
Шествие — массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам.
Пикетирование — форма публичного выражения мнений, осуществляемого без передвижения и использования звукоусиливающих технических средств путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации .
См.: ст. 2 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // СЗ РФ. 2004. N 25.
Ст. 2485.
Воспрепятствование проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования будет незаконным, если оно выразится в их необоснованном запрете вопреки нормам закона либо под благовидным предлогом, оборудовании заграждений или выделении сил охраны правопорядка для недопущения людей к месту проведения разрешенной, законной акции, а равно в разгоне уже начавшегося собрания, митинга или шествия.
Как незаконное воспрепятствование участию в публичном мероприятии или принуждение к участию в нем может рассматриваться физическое или психическое воздействие на человека, в результате которого он вынужден принять участие либо отказаться от участия в мероприятии, например угроза увольнением с работы, переводом на нижеоплачиваемую должность, рукоприкладство и т.п.
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента совершения любого из деяний, образующих объективную сторону преступления. Преступление составляют действия, препятствующие только законному проведению указанных акций или участию в них. Условия и порядок проведения акций установлены Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» .
СЗ РФ. 2004. N 25. Ст.
2485.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что незаконно препятствует проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования или участию в них либо принуждает к участию в них, совершает это деяние, используя свое служебное положение, применяет насилие или угрозу его применения, и желает выполнить такие действия.
В зависимости от обстоятельств совершения преступления субъект преступления может быть как общий — вменяемое лицо, достигшее возраста шестнадцати лет, так и специальный — должностное лицо либо лицо, выполняющее незаконные действия в силу своего служебного положения.
Уткин А.П. . ранее судимый 05 мая 1995 года судебной коллегией по уголовным делам Саратовского областного суда (с учетом изменений, внесенных Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации 20 июля 1995 года) по ст. 102 п. п. «а», «е», «н», ч. 1 ст. 149, п. п. «а», «в» ч. 2 ст. 146 УК РСФСР к 15 годам лишения свободы с конфискацией имущества, освобожден 12 мая 2009 года на основании постановления Пугачевского районного суда Саратовской области от 29 апреля 2009 года условно-досрочно на 4 месяца 14 дней,
отказано в возмещении морального вреда в связи с его оправданием по предъявленному обвинению в совершении преступления, предусмотренного ст. 15 и ч. 2 ст. 149 УК РСФСР.
Заслушав доклад судьи Климова А.Н., объяснение осужденного Васильева В.А. в режиме видеоконференц-связи, поддержавшего доводы своей апелляционной жалобы, мнение прокурора Гуровой В.Ю., полагавшей постановление оставить без изменения, Судебная коллегия
Черненко Константин Геннадьевич, . судимый: 20 февраля 1996 года по ст. 15, ч. 2 ст. 144, ч. 2 ст. 144, ч. 1 ст.
149, ст. 40, 44 УК РСФСР к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком на 2 года; 12 марта 1999 года по ч. 2 ст. 108 УК РСФСР к 8 годам лишения свободы, на основании ст. 41 УК РСФСР к 9 годам лишения свободы, 1 июля 2005 года освобожден условно-досрочно на 4 месяца 16 дней, —
на постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 24 июля 2019 года, которым удовлетворен запрос Генеральной прокуратуры Республики Беларусь о выдаче Демянчука И.В. для привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 149, ч. 4 ст. 209 УК Республики Беларусь, оставлена без удовлетворения.
Из материалов дела усматривается, что приговором Томского областного суда от 14 октября 1991 г. Сухинин В.А. осужден по совокупности преступлений, предусмотренных пунктами «г», «з» статьи 102, части 1 статьи 144, части 2 статьи 149 Уголовного кодекса РСФСР, к исключительной мере наказания — смертной казни. Определением Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РСФСР от 28 февраля 1992 г. данный приговор оставлен без изменения. 10 марта 1992 г. и 20 августа 1992 г. Сухинин В.А. обратился с письменными ходатайствами о помиловании.
Рассмотрев эти ходатайства, Президент Российской Федерации, руководствуясь принципом гуманности, издал Указ о его помиловании, которым Сухинину В.А. смертная казнь заменена пожизненным лишением свободы.
Смирнов Владимир Сергеевич, . , судимый 1) по приговору Свердловского областного суда по п. «а» ст. 102, п. п. «б», «д» ч. 2 ст. 146, ч. 2 ст. 15 — 144, ч. 2 ст. 144, ч. 1 ст.
149 УК РСФСР с применением ст. 40 УК РСФСР к 11 годам лишения свободы, освобожденный по постановлению Камышинского городского суда Волгоградской области от 10 февраля 2004 г. условно-досрочно на 8 месяцев 8 дней; 2) по приговору Еманжелинского городского суда Челябинской области от 15 сентября 2009 г. (с изменениями) по п. «а» ч. 3 ст. 158 УК РФ к 1 году 11 месяцам лишения свободы условно с испытательным сроком 1 год; 3) по приговору Еманжелинского городского суда Челябинской области от 17 декабря 2009 г. (с изменениями) по п. «в» ч. 2 ст.
158 УК РФ, с применением ст. 70 УК РФ к 2 годам 4 месяцам лишения свободы, освободившийся по отбытии наказания 16 апреля 2012 г.,
Ответственность за нарушение порядка проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований
Информация для граждан, должностных и юридических лиц об административной ответственности за нарушение порядка проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, а также порядка при участии в них.
Законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований.
Порядок проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований предусмотрен Федеральным Законом РФ от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (в редакции Федерального закона от 08.06.2012 №65-ФЗ).
За нарушения порядка проведения собрания, митингов, демонстраций, шествий или пикетирований, и порядка участия в них наступает административная ответственность, предусмотренная Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
№ п/п
Возможные нарушения порядка организации и проведения публичных мероприятий
Применяемая норма административного законодательства (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 08.06.2012 № 65-ФЗ)
Санкция по применяемой норме
Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
Статья 5.38. Нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании
Воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо участию в них, а равно принуждение к участию в них
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
ч. 2. Организация либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи
наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от семидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Организация либо проведение несанкционированного собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
ч. 7. Организация либо проведение несанкционированных собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования в непосредственной близости от территории ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ либо активное участие в таких публичных мероприятиях, если это осложнило выполнение работниками указанных установки, источника или пункта своих служебных обязанностей или создало угрозу безопасности населения и окружающей среды
наложение административного штрафа в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или административный арест на срок до пятнадцати суток; на должностных лиц — от двухсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка
Статья 20.2.2. Организация массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, повлекших нарушение общественного порядка
ч. 1. Организация не являющегося публичным мероприятием массового одновременного пребывания и (или) передвижения граждан в общественных местах, публичные призывы к массовому одновременному пребыванию и (или) передвижению граждан в общественных местах либо участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, если массовое одновременное пребывание и (или) передвижение граждан в общественных местах повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи
ч. 2. Действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до пятидесяти часов; на должностных лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
наложение административного штрафа на граждан в размере от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей или обязательные работы на срок до двухсот часов; на должностных лиц — от трехсот тысяч до шестисот тысяч рублей; на юридических лиц — от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Блокирование транспортных коммуникаций
Статья 20.18. Блокирование транспортных коммуникаций
Организация блокирования, а равно активное участие в блокировании транспортных коммуникаций, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 20.2 и статьей 20.2.2 Кодекса об административных правонарушениях
наложение административного штрафа на граждан в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или обязательные работы на срок до ста часов; на должностных лиц — от ста пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей; на юридических лиц — от двухсот пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Превышение указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
ч. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Проведение публичного мероприятия в местах, в которых проведение публичных мероприятий запрещено
Проведение публичного мероприятия ранее 7 часов и позднее 22 часов по местному времени (за исключением публичных мероприятий, посвященных памятным датам России, публичных мероприятий культурного содержания)
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
ч. 1. Нарушение организатором публичного мероприятия установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 — 4 настоящей статьи, —
наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов; на должностных лиц — от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Необеспечение организатором публичного мероприятия условий проведения, указанных в уведомлении на проведение публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления
Нарушение минимально допустимого расстояния между лицами, осуществляющими одиночное пикетирование, определенного законом субъекта Российской Федерации
Сокрытие участниками публичного мероприятия своих лиц, использование масок, средств маскировки, иных предметов, специально предназначенных для затруднения установления личности
Статья 20.2. Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования
ч. 5. Нарушение участником публичного мероприятия установленного порядка проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи, —
наложение административного штрафа в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или обязательные работы на срок до сорока часов.
Наличие у участников публичного мероприятия оружия или предметов, используемых в качестве оружия, взрывчатых и легковоспламеняющихся веществ, наличие и (или) распитие ими алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, приготовленных на его основе
Нахождение участника публичного мероприятия в месте его проведения в состоянии опьянения
Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по статье 20.2.2 КоАП предоставлены должностным лицам органов внутренних дел (полиции) (статья 28.3 КоАП). Рассмотрение дел по данным правонарушениям согласно части 3 статьи 23.1 КоАП с 1 января 2013 года будет отнесено к компетенции судей районных судов.
Увеличен срок исковой давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства в указанной сфере до одного года со дня совершения административного правонарушения (в обычных случаях постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев).
Административное наказание в виде обязательных работ устанавливается на срок от двадцати до двухсот часов и отбывается не более четырех часов в день, причем обязательные работы отнесены к основным видам административных наказаний.
Обязательные работы, наряду с административным арестом и административным приостановлением деятельности, отнесены к видам административных наказаний, принесение протеста на постановления о которых не приостанавливают исполнение этих постановлений (внесены изменения в части 2 статьи 31.6 КоАП);
Постановление судьи о назначении обязательных работ исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, установленном федеральным законодательством. Виды обязательных работ и перечень организаций, в которых лица, которым назначено административное наказание в виде обязательных работ, отбывают обязательные работы, определяются органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами ФССП России (новая статья 32.13 КоАП).
Установлена ответственность за уклонение от данного вида наказания (новая часть 4 статьи 20.25 КоАП). Полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях за уклонение от отбывания обязательных работ предоставлены должностным лицам ФССП России.
На случаи уклонения от отбывания обязательных работ могут применяться такие меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, как доставление и административное задержание (полномочия у судебных приставов имеются).
Установлена процессуальная гарантия обязательного присутствия при рассмотрении дела лица, привлекаемого к административной ответственности за нарушение законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях, в отношении которого рассматривается дело (в части 3 статьи 25.1 КоАП).