1. Фальсификация избирательных документов, документов референдума, документов общероссийского голосования, если это деяние совершено членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а также кандидатом или уполномоченным им представителем, —
наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
2. Подделка подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, инициативы проведения референдума или заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов), совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединенные с подкупом, принуждением, применением насилия или угрозой его применения, а также с уничтожением имущества или угрозой его уничтожения, либо повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
3. Незаконное изготовление, а равно хранение либо перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, бюллетеней для общероссийского голосования, открепительных удостоверений —
наказываются штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок.
Комментарий к Статье 142 УК РФ
1. Общественная опасность преступления заключается в подрыве гарантированного Конституцией России свободного и равного осуществления гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (см. ч. 2 ст. 32 Конституции, ст. 5 Закона об основных гарантиях избирательных прав).
Комментируемая статья состоит из трех частей, отражающих основные альтернативные составы преступления. Составы преступления выражают общественно опасные деяния, относящиеся к категории преступлений средней тяжести.
2. Основной объект преступного посягательства — конституционное право гражданина на реализацию своего избирательного права (права на участие в референдуме). Факультативные объекты — установленная законом деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, неприкосновенность личности, чужая собственность, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.
3. В качестве предметов посягательства могут выступать избирательные документы, документы референдума (в том числе подписные листы), а также чужое имущество.
3.1. Избирательные документы, документы референдума — подписной лист с подписью избирателя или участника референдума, избирательный бюллетень или бюллетень для голосования на референдуме, открепительное удостоверение, список избирателей или участников референдума, протокол об итогах голосования, сводная таблица об итогах голосования.
3.2. Подписной лист — установленной законом формы лист, содержащий подписи избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума.
4. Объективная сторона составов преступления выражается в форме как действия, так и бездействия. Активное преступное поведение может выразиться в уничтожении избирательных документов (документов по подготовке и проведению референдума), в подделке подписей избирателей, в незаконном изготовлении избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме). Пассивное преступное поведение возможно, например, в невнесении в избирательные документы (документы референдума) полученных данных.
5. Фальсификация избирательных документов (документов референдума) может быть выражена в их подмене, подчистке, дописке в данных документов, искаженном отражении в них действительных данных, полученных в ходе подготовки и (или) проведения избирательной кампании (кампании по проведению референдума).
6. В ч. 2 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 3, который предусматривает УО, во-первых, за подделку подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, выдвинутого избирательным объединением, [избирательным блоком,] инициативы проведения референдума; во-вторых, за заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов). Причем общественно опасное деяние должно быть совершено либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, либо соединено хотя бы с одним из способов преступного поведения: а) подкупом; б) принуждением; в) применением насилия; г) угрозой применения насилия; д) уничтожением имущества; е) угрозой уничтожения имущества, либо повлечь существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций, а равно охраняемых законом интересов общества или государства. В иных случаях лицо, осуществляющее сбор подписей избирателей, либо уполномоченное лицо, уличенное в подделке подписей избирателей или участников референдума, подлежит административной ответственности (см. ст.
5.46 КоАП).
6.1. Подделка подписей избирателей (участников референдума) подразумевает выполнение подписей от имени соответствующих избирателей (участников референдума) другими лицами.
6.2. О совершении преступного деяния группой лиц по предварительному сговору см. в п. 3 коммент. к ст. 35.
6.3. Организованная группа — см. п. 7 коммент. к ст. 35.
6.4. О подкупе, принуждении, применении насилия или угрозы его применения см. в п. 8.1, 8.2 коммент. к ст. 141.
6.5. Уничтожение имущества предполагает полную утрату его потребительских свойств и экономической ценности (имущество восстановлению не подлежит).
Угроза уничтожения имущества означает психическое воздействие на потерпевшего, которое свидетельствует о реальной возможности уничтожения принадлежащего или вверенного ему имущества.
6.6. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства является оценочным и может быть выражено в причинении убытков в крупном размере, в срыве избирательной кампании или кампании по проведению референдума, в дезорганизации деятельности органа государственной власти или органа местного самоуправления, в подрыве деловой репутации гражданина, организации.
7. В ч. 3 коммент. статьи раскрывается состав преступления альтернативный составам, описанным в ч. 1 и 2, который предусматривает УО за незаконное изготовление, хранение либо перевозку незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме.
7.1. Незаконное изготовление избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) предполагает производство не предусмотренных законодательством о выборах (референдуме) указанных бюллетеней (в дополнительном количестве, в неустановленное время, в ином месте и т.д.).
7.2. Хранение незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) подразумевает фактическое нахождение указанных бюллетеней во владении виновного лица (при себе, в тайнике, в учреждении или организации и т.д.).
7.3. Перевозка незаконно изготовленных избирательных бюллетеней (бюллетеней для голосования на референдуме) означает перемещение указанных бюллетеней из одного места в другое с использованием любого вида транспортного средства.
8. По законодательной конструкции составы преступления, описанного в ч. 1 и 3 коммент. статьи, являются формальными. Преступление окончено (составами) в момент осуществления общественно опасного поведения независимо от наступления материального общественно опасного последствия. Состав преступления, закрепленный в ч. 2, — формально-материальный.
9. Диспозиции статьи имеют ссылочный характер. Подробнее см. п. 11 коммент. к ст. 141.
10. Субъективная сторона составов преступления характеризуется виной в форме прямого умысла. Возможен и косвенный умысел в случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, охраняемых законом интересов общества или государства.
11. Субъект преступного посягательства — физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту его совершения 16-летнего возраста и в некоторых случаях наделенное дополнительным (специальным) признаком: а) являющееся членом избирательной комиссии, комиссии референдума, уполномоченным представителем избирательного объединения, [избирательного блока,] группы избирателей, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, а равно кандидатом или уполномоченным им представителем (ч. 1); б) являющееся участником преступной группы (ч. 2).
Другой комментарий к Ст. 142 Уголовного кодекса Российской Федерации
1. Предметом преступления являются избирательные документы либо документы референдума, т.е. надлежащим образом оформленные документы, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей в ходе избирательного процесса либо устанавливающие итоги голосования на выборах или референдуме.
2. Объективная сторона (ч. 1) характеризуется действием в виде фальсификации (т.е. полной подделки, искажения или подлога) избирательных документов, документов референдума.
3. В ч. 2 объективная сторона предполагает альтернативно предусмотренные действия: а) подделку подписей избирателей, участников референдума в подписных листах; б) заверение заведомо подделанных подписей (подписных листов).
Уголовно наказуемый характер этим действиям придает либо особая характеристика субъектного состава совершающих преступление лиц (группа лиц по предварительному сговору или организованная группа), либо способ совершения преступления (подкуп, принуждение, применение насилия или угроза его применения, уничтожение имущества или угроза его уничтожения), либо наступление общественно опасных последствий (существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства).
Преступление является оконченным либо с момента совершения соответствующих действий, либо с момента наступления последствий.
4. В ч. 3 объективная сторона характеризуется: а) незаконным изготовлением избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений; б) хранением либо в) перевозкой незаконно изготовленных избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, открепительных удостоверений.
Фальсификация избирательных документов, документов референдума или неправильный подсчет голосов (ст. 142 УК)
В Российском законодательстве предусмотрено избирательное право. Каждый желающий человек имеет право оставить свой голос за партию или должностное лицо в зависимости от своих убеждений, предпочтений, прочих факторов.
Статистика показывает, что за последние десятилетия отношение людей к выборам изменилось в худшую сторону. Некоторые граждане не хотят идти голосовать, поскольку считают, что все результаты уже предрешены в независимости от итогов народного голосования. Что собой представляет фальсификация итогов голосования, как ее определить и наказуема ли она?
Понятие
Статья 142.1 Уголовного кодекса РФ раскрывает понятие деяния и способы его осуществления, предусматривает наказание за совершенное преступление.
Бесплатная консультация Юриста
Читайте также: Два пожизненных: зачем назначаются, обзор случаев из мировой практики
Справка! При совершении фальсификации страдают конституционные права граждан.
Состав статьи 142.1 УК РФ имеет свои особенности, отличающие деяние от других схожих составов.
- Фальсифицированные действия представляют собой выполнение запрещенных законом действий. Фальсификация не может быть осуществлена в виде бездействия. Чтобы совершить фальсификацию, нужно подделать, исказить данные.
- Совершить преступление способно должностное лицо, которое может быть членом избирательной комиссии или лицом, ответственным за подсчет голосов.
- Преступное деяние всегда совершается умышленно. Лицо, занимающееся фальсификацией, осознает противоправность и наказуемость действий и желает наступления последствий в виде искажения данных. У преступников мотив совершения преступления может быть разным, например, совершенный из корыстных побуждений.
- Фальсификация выражена определенными противоправными действиями, направленными на искажение данных результатов голосования.
Какие способы существуют
Фальсифицировать итоги голосования можно несколькими способами. Российское законодательство предусматривает все виды способов уголовного деяния. Каждый способ является уголовно-наказуемым независимо от того, требовал ли преступный способ определенных подготовительных действий или был совершен за несколько минут.
Уголовная ответственность наступает вне зависимости от способа совершении:
- В число бюллетеней, использованных при голосовании, включение неучтенных бюллетеней. Порядок учета бюллетеней строго регламентирован Российским законодательством. Неучтенные бюллетени – документы, которые не были выданы избирателю, независимо от причин и обстоятельств.
- Представление ложных данных об избирателях или участниках референдума. Для составления списков участников необходима полная информация о каждом избирателе. Избиратель лишается права на голосование, если его нет в списках.
- Ошибочное составление списков избирателей, проявляющееся в включении в список несуществующих граждан либо граждан, не имеющих права голосовать в силу возраста или иных обстоятельств. Согласно действующему российскому законодательству, голосовать могут совершеннолетние дееспособные граждане. Включение в избирательные списки граждан, не достигших совершеннолетия, умерших граждан или выдуманных лиц – является еще одним способом фальсификации.
- Замена бюллетеней с отметками избирателей. Распространенный способ фальсификации, выполняется на стадии, когда начинается подсчет голосов.
- Преднамеренная порча бюллетеней.
- Умышленное противоправное уничтожение бюллетеней.
- Неверный подсчет голосов избирателей. Намеренно ошибочный подсчет голосов направлен на уменьшение или увеличение голосов.
- Подведение итогов голосования до окончательного подсчета голосов. Начинается подсчет голосов после завершения времени, отведенного на голосование и должен производиться непрерывно до окончательного подсчета голосов. После окончательного подсчета всех голосов составляется итоговый протокол, который подписывается всеми членами комиссии.
- Составление итогового протокола голосования, включающего несоответствующие действительности сведения.
- Внесение изменений в протокол после его подписания.
- Неверное определение результатов голосования.
Комментарий к статье 142.1 УК РФ
Комментарий под редакцией А.В. Бриллиантова
Основным объектом рассматриваемого преступления выступает гарантированное Конституцией РФ свободное и равное осуществление избирательного права, права на участие в референдуме. Факультативными объектами могут быть нормальная деятельность избирательной комиссии или комиссии референдума, интересы государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.
В структуру состава преступления включен предмет преступления, который могут составлять бюллетени, списки избирателей, списки участников референдума, протоколы об итогах голосования, протоколы об итогах референдума.
Объективная сторона преступления выражается в активной форме поведения и предусматривает выполнение альтернативных действий в виде:
1) включения неучтенных бюллетеней в число бюллетеней, использованных при голосовании (дополнение количества изготовленных бюллетеней незарегистрированными избирательной комиссией (комиссией референдума) бюллетенями);
2) представления заведомо неверных сведений об избирателях, участниках референдума (передача в избирательную комиссию (комиссию референдума) данных, искажающих действительные сведения об избирателях (участниках референдума), касающиеся их фамилии, имени, отчества, даты рождения, документа, удостоверяющего личность, и др.);
3) заведомо неправильного составления списков избирателей, участников референдума, выражающегося во включении в них лиц, не обладающих активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, или вымышленных лиц (не достигших восемнадцатилетнего возраста, недееспособных, осужденных по приговору суда, умерших или лиц, которых не существует);
4) фальсификации подписей избирателей, участников референдума в списках избирателей, участников референдума (оставление подписей иными лицами вместо подписей соответствующих избирателей (участников референдума), как схожих с подлинной подписью, так и отличающихся от нее);
5) замены действительных бюллетеней с отметками избирателей, участников референдума (изъятие бюллетеней из урны для голосования или из общей массы бюллетеней при их подсчете и представление на рассмотрение (подсчет) фальсифицированных бюллетеней);
6) порчи бюллетеней, приводящей к невозможности определить волеизъявление избирателей, участников референдума (внесение пометок, делающих бюллетень недействительным, нарушение его целостности, подчистка и др.);
Читайте также: Конфликт перерос в драку. Какая ответственность?
7) незаконного уничтожения бюллетеней (физическая утрата бюллетеней во время подсчета, их уничтожение до срока или в нарушение порядка, утвержденного ЦИК РФ, избирательными комиссиями субъектов РФ);
заведомо неправильного подсчета голосов избирателей, участников референдума (искажение фактического количества голосов избирателей (участников референдума));
9) подписания протокола об итогах голосования до подсчета голосов или установления итогов голосования;
10) заведомо неверного (не соответствующего действительным итогам голосования) составления протокола об итогах голосования (заверение организаторами выборов (референдума) несуществующих результатов голосования);
11) незаконного внесения в протокол об итогах голосования изменений после его заполнения (изменение содержания итогового документа избирательной кампании или кампании референдума вопреки законодательству о выборах и референдуме);
12) заведомо неправильного установления итогов голосования (умышленное искажение результатов голосования);
13) заведомо неправильного определения результатов выборов, референдума.
Состав преступления формальный. Преступление окончено с момента выполнения любого из действий, образующих объективную сторону преступления.
Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что совершает хотя бы одно из указанных деяний, и желает его совершить. Мотив совершения преступления не влияет на квалификацию деяния.
Субъект преступления специальный — член избирательной комиссии, комиссии референдума, лицо, участвующее в подсчете голосов, в подведении итогов голосования, или иное лицо, имеющее отношение к работе избирательной комиссии или комиссии референдума.
Ответственность по УК РФ и Конституции
В Российском законодательстве предусмотрено Конституцией право граждан, позволяющее голосовать на референдуме, участвовать избирателем на выборах. Фальсификация, имевшая место на избирательном участке, – недопустимое грубейшее нарушение конституционных прав граждан.
Фальсификация итогов голосования – уголовно-наказуемое преступление! Уголовным кодексом Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение преступления. Санкция статьи 142.1 Кодекса предусматривает наказание в виде штрафа в размере от 2000 рублей до 500 000 рублей, либо принудительных работ на срок до 4 лет, либо лишения свободы на срок до 4 лет.
К сожалению, лица, участвующие в избирательных комиссиях, не осознают или относятся несерьезно к преступлению. Возможно, если бы мера наказания была строже, виновные лица серьезно задумались бы о совершенных деяниях.
Внимание! Нарушение конституционных прав граждан – серьезное преступление, которое не должно игнорироваться правоохранительными и судебными органами.
Читайте также: Нужно ли закрывать двери на кровлю МКД
Защита по статье о фальсификации итогов голосования
Человеку, которому инкриминируют подобное нарушение, потребуется надежный адвокат. Попытки защищать себя самостоятельно – не лучшее решение. Это может отрицательно отразиться на положении подозреваемого.
Чтобы решить проблему с минимальными потерями, следует сразу обратиться к опытному правозащитнику.
Адвокат проведет расследование и сможет снять обвинения. В сложных случаях он добьется максимально мягкого наказания для клиента. Адвокат расскажет подзащитному о правах и поможет грамотно составить документы.
Он проверит, не было ли допущено следствием ошибок и проведет собственное расследование. При необходимости к делу будут подключены другие специалисты. Защитник будет отстаивать права подозреваемого на всех этапах разбирательства.
У нас работают адвокаты, специализирующиеся по статье 142.1. Преимуществами компании являются индивидуальный подход к каждой ситуации и многолетний опыт. Стоит отметить, что большинство дел было выиграно нами.
Обратиться за помощью можно воспользовавшись контактным номером телефона, который указан на сайте. Перед началом работы нужно встретиться и обговорить детали. После того как будет подписан договор, мы сделаем все чтобы справиться с поставленной задачей.
Примеры и случаи
Статистические данные показывают, что преступлений, совершенных по ст. 142.1 УК РФ выявлено крайне мало. Преступное деяние, квалифицированное ст.
142.1 УК РФ, относится к категории преступлений, которые тяжело выявить и доказать.
Судебная практика насчитывает единичные случаи, когда людей признавали виновными за фальсификацию.
- Приговором Пролетарского районного суда г. Ростова-на-Дону 29.06.2017 года были признаны виновными в совершении преступления по ст. 142.1 УК РФ граждане Попандопуло М.Х., Евсенева Н.С., Сафронова И.А. и Данилова А.Ю. Согласно обстоятельствам дела Попандопуло М.Х., Евсенева Н.С., Сафронова И.А. выступали в роли членов избирательной комиссии, Данилова А.Ю. участвовала наблюдателем на избирательном участке. Обвиняемые действовали сообща, состояли в сговоре, умышленно неверно произвели подсчет голосов, составили протокол об итогах голосования, содержащий ложные сведения. Преступное деяние было зафиксировано камерами наблюдения, а также свидетельскими показаниями. Все осужденные отделались денежным штрафом.
- Приговором Гусиноозерского городского суда республики Бурятия от 06.07.2009 года была признана виновной гражданка Н., совершившая преступление по ст. 142.1 УК РФ. Согласно обстоятельствам дела, гражданка Н., была членом избирательной комиссии, фальсифицировала документы. Гражданка Н. была признана виновной, ей было назначено уголовное наказание в виде штрафа размером в 10 000 рублей.
- Приговором Гурьевского районного суда Калининградской области от 23.04.2009 года была признана виновной гражданка Д., совершившая преступление по ст. 142.1 УК РФ. Согласно обстоятельствам дела, гражданка Д., выступая в роли председателя на избирательном участке, вписала в бюллетени заведомо неверные данные граждан, совершила подделку более трехсот подписей избирателей. Гражданка Д. также отделалась штрафом.
Информация об административной и уголовной ответственности за нарушение избирательного законодательства
09.09.2018 в единый день голосования на территории Самарской области состоятся дополнительный выборы Губернатора Самарской области, дополнительные выборы депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва, а также выборы депутатов представительных органов муниципальных образований.
Административная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 5 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ к должностным лицам, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, отнесены в зависимости от состава дела об административном правонарушении должностных лица органов внутренних дел (полиции), члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, прокурор.
В соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ должностные лица органов внутренних дел (полиции), уполномочены составлять протоколы за нарушение избирательного законодательства об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.10 — 5.12, 5.14 — 5.16, 5.22:
статья 5.10 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума вне агитационного периода и в местах, где ее проведение запрещено законодательством о выборах и референдумах);
статья 5.11 (проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом);
статья 5.12 (изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах);
статья 5.14 (умышленное уничтожение или повреждение агитационного материала либо информационного материала, относящегося к выборам, референдуму);
статья 5.15 (нарушение установленных законодательством о выборах и референдумах порядка и сроков уведомления избирательной комиссии о факте предоставления помещений и права на предоставление помещений для встреч с избирателями, участниками референдума);
статья 5.16 (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах);
статья 5.22 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).
За совершение административных правонарушений в сфере избирательного права и избирательного процесса виновные лица несут административную ответственность в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от вида административного правонарушения.
Уголовная ответственность за нарушение избирательного законодательства установлена главой 19 УК РФ:
Статья 141 (воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий);
Статья 141.1(нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума);
Статья 142 (фальсификация избирательных документов, документов референдума);
Статья 142.1 (фальсификация итогов голосования);
Статья 142.2 (незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме).
В соответствии с частью второй статьи 151 УПК РФ предварительное расследование по указанным статьям УК РФ относится исключительно к компетенции следователей Следственного комитета Российской Федерации.
В предвыборный период, а также непосредственно в ходе проведения выборов могут совершаться и иные деяния, не подпадающие под признаки составов преступлений, предусмотренных статьями 141–142.2 УК РФ.
К числу таких деяний можно отнести, в частности, клевету (статья 128.1 УК РФ), умышленные уничтожение или повреждение имущества (статья 167 УК РФ), террористический акт (статья 205 УК РФ), публичные призывы к осуществлению террористической деятельности, публичное оправдание терроризма или пропаганда терроризма (статья 2052 УК), захват заложника (статья 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья 207 УК РФ), неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 212.1 УК РФ), хулиганство (статья 213 УК РФ), вандализм (статья 214 УК РФ), публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), публичные призывы к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), диверсию (статья 281 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ), посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (статья 317 УК), применение насилия в отношении представителя власти (статья 318 УК РФ), оскорбление представителя власти (статья 319 УК РФ), изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (статья 327 УК РФ), надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (статья 329 УК РФ), самоуправство (статья 330 УК РФ).
Необходимо учитывать, что при определенных обстоятельствах некоторые из перечисленных преступлений могут охватываться признаками, предусмотренными статьями 141–142.2 УК РФ, без дополнительной квалификации по иным нормам Особенной части УК РФ.
В предвыборный период и в день голосования могут быть организованы незаконные публичные акции в поддержку определенных кандидатов, политических партий либо против них, а также направленные на подрыв проведения выборов.
В указанных случаях в действиях виновных лиц могут быть усмотрены как признаки воспрепятствования осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий (статья 141 УК РФ), так и иных составов преступлений (например, клеветы (статья 128 1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению террористической деятельности (статья 205.2 УК РФ), неоднократного нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования (статья 212.1 УК РФ), публичных призывов к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), возбуждения ненависти либо вражды, а равно унижения человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).
В случае усмотрения в деяниях лица признаков состава преступления, предусмотренного статьей 212.1 УК РФ, необходимо учитывать следующее.
Названной статьей УК РФ предусмотрена ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это деяние совершено неоднократно.
В статье 31 Конституции РФ закреплено право граждан РФ собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. На обеспечение реализации указанного права направлен Федеральный закон от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», которым в том числе определен порядок организации и проведения публичного мероприятия.
Нарушение положений указанного Федерального закона является основанием привлечения лица к административной ответственности по статье 20.2 (Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования) КоАП РФ и при наличии соответствующих признаков – к уголовной ответственности по статье 212.1 УК РФ.
Согласно примечанию к статье 212.1 УК РФ нарушением установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, совершенным лицом неоднократно, признается нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, если это лицо ранее привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП, более двух раз в течение ста восьмидесяти дней.
По буквальному смыслу положений статьи 212.1 УК РФ неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования образует состав преступления безотносительно к тому, какое именно из предусмотренных статьей 20.2 КоАП нарушений было совершено.
В то же время из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 февраля 2017 г. № 2-П следует, что, если нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия лицом, ранее не менее трех раз в течение ста восьмидесяти дней привлекавшимся к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных статьей 20.2 КоАП, имело формальный характер и не повлекло за собой наступления или реальной угрозы наступления негативных последствий, такое нарушение не может рассматриваться как представляющее криминальную общественную опасность, а потому наступление уголовной ответственности за него, мотивированное одной лишь неоднократностью совершения, выходит за границы конституционно допустимого уголовно-правового ограничения прав и свобод человека и гражданина.
Следовательно, указанное нарушение не является само по себе достаточным основанием для привлечения к уголовной ответственности, которая может наступать только в случае, когда оно повлекло за собой причинение вреда здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, иным конституционно охраняемым ценностям или содержало реальную угрозу причинения такового.
Наличие указанных последствий требует документирования в установленном порядке в целях возможного использования в дальнейшем для их оценки на предмет достаточности для возбуждения уголовного дела.
Отдельного внимания заслуживают случаи использования в ходе предвыборных компаний так называемой технологии «черного PR», под которой понимается совокупность незаконных и нечестных методов, способов и средств предвыборной борьбы, манипулирующих сознанием избирателей, нарушающих основные принципы избирательного права.
Деяния, совершаемые в ходе подобных кампаний, могут содержать признаки клеветы, в том числе ее квалифицированных видов, предусмотренных частями второй-пятой статьи 128.1 УК РФ (клевета, содержащаяся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации; совершенная с использованием своего служебного положения; о том, что лицо страдает заболеванием, представляющим опасность для окружающих, а равно клевета, соединенная с обвинением лица в совершении преступления сексуального характера; соединенная с обвинением лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления).
Объектом «черного PR» могут выступать также действующие государственные органы и их должностные лица. Вместе с тем необходимо учитывать, что в подобных случаях могут быть усмотрены признаки таких преступлений, как публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности (статья 280 УК РФ), к осуществлению действий, направленных на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (статья 280.1 УК РФ), возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства (статья 282 УК РФ).
В целях воспрепятствования проведению выборов могут быть организованы беспорядки (в частности, в помещении для голосования), в том числе в целях массового проникновения в помещение для голосования граждан и совершения действий по вбрасыванию избирательных бюллетеней.
Подобные действия, как правило, охватываются признаками преступлений, предусмотренных статьями 141 и 142 УК РФ.
Следует отметить, что ДПД МВД России разработаны методические рекомендации «Правовые основы действий сотрудников полиции в период проведения предвыборных кампаний/мероприятий: административной-правовые, уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты», указанные методические рекомендации размещены в разделе «Правовое информирование» на официальном сайте ГУ МВД России по Самарской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Также информация о номерах телефонов и адресах соответствующих территориальных и участковых избирательных комиссиях содержится на официальном сайте Избирательной комиссии Самарской области (далее – Комиссия) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: samara.izbirkom.ru, контактный телефон Комиссии – 8 (846) 337 95 08.