Статья 11. Действие уголовного закона в отношении лиц совершивших преступление на территории

Статьей 11 Уголовного Кодекса Российской Федерации закреплен территориальный принцип действия уголовного закона. Это означает, что на территории России в отношении всех лиц, независимо от их государственной принадлежности и лиц без гражданства, совершивших преступление, применяется уголовный закон места совершения преступления.

Территорией Российской Федерации признается суша в пределах государственных границ, территориальное море, а также воздушный столб — в пределах государственных границ и территориальных вод.

Действие Уголовного кодекса РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне России.

Гражданское судно Российской Федерации, находящееся в открытом море, считается территорией РФ. Любое лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту России, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Военный корабль или военное воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по Уголовному кодексу РФ.

Принцип территориальности имеет исключение. Не могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют лица, пользующиеся иммунитетом.

Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительств, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям. Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей.

По международным соглашениям правовой иммунитет может быть предоставлен и иным лицам, например журналистам.

Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических представительств, а также, на основании международных договоров, на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Санкт-Петербурга

Дата публикации:

8 июня 2017, 12:40

Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление на территории Российской Федерации

Статьей 11 Уголовного Кодекса Российской Федерации закреплен территориальный принцип действия уголовного закона. Это означает, что на территории России в отношении всех лиц, независимо от их государственной принадлежности и лиц без гражданства, совершивших преступление, применяется уголовный закон места совершения преступления.

Территорией Российской Федерации признается суша в пределах государственных границ, территориальное море, а также воздушный столб — в пределах государственных границ и территориальных вод.

Действие Уголовного кодекса РФ распространяется также на преступления, совершенные на континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне России.

Гражданское судно Российской Федерации, находящееся в открытом море, считается территорией РФ. Любое лицо, совершившее преступление на судне, приписанном к порту России, находящемся в открытом водном или воздушном пространстве, подлежит уголовной ответственности по Уголовному кодексу РФ, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Военный корабль или военное воздушное судно под флагом Российской Федерации считается территорией России, где бы оно ни находилось. Поэтому лица, совершившие преступление на военном корабле в период его нахождения в иностранном порту, подлежат ответственности по Уголовному кодексу РФ.

Принцип территориальности имеет исключение. Не могут быть привлечены к уголовной ответственности, подвергнуты задержанию, обыску, допросу и другим следственным действиям без их согласия или согласия правительства страны, которую они представляют лица, пользующиеся иммунитетом.

Правовой иммунитет предоставляется главам государств, членам правительств, дипломатическим представителям, а также их супругам и несовершеннолетним детям. Иммунитетом обладают дипломатические курьеры при исполнении ими обязанностей.

По международным соглашениям правовой иммунитет может быть предоставлен и иным лицам, например журналистам.

Иммунитет распространяется и на территории посольств и дипломатических представительств, а также, на основании международных договоров, на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства.

Иммунитет территории означает, что без разрешения руководителей дипломатических представительств нельзя входить на территорию посольств для выполнения следственных действий.

Правовой иммунитет не означает безнаказанности или свободы совершать преступления. Лица, пользующиеся правовым иммунитетом, обязаны соблюдать законы страны пребывания, и могут нести ответственность за совершение уголовного преступления или в своей стране, или, в случае согласия своего правительства, в стране пребывания.

Адрес: 190121, г. Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, д. 2/9
Телефон: +7(812) 318-26-12
190121, Санкт-Петербург, улица Почтамтская, дом 1
Телефон: +7(812) 315-48-53

Статья 12 УК РФ (последняя редакция с комментариями). Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации

1. Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в Российской Федерации лица без гражданства, совершившие вне пределов Российской Федерации преступление против интересов, охраняемых настоящим Кодексом, подлежат уголовной ответственности в соответствии с настоящим Кодексом, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

2. Военнослужащие воинских частей Российской Федерации, дислоцирующихся за пределами Российской Федерации, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по настоящему Кодексу, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по настоящему Кодексу в случаях, если преступление направлено против интересов Российской Федерации либо гражданина Российской Федерации или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Российской Федерацией, в сфере отношений, регулируемых настоящим Кодексом, если иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в Российской Федерации, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории Российской Федерации.

Комментарий к Ст. 12 Уголовного кодекса

1. В ч. 1 ст. 12 УК закреплен принцип гражданства. Принцип распространяется на строго определенный в законе круг лиц — это граждане России и постоянно проживающие в России лица без гражданства.

Рекомендация  Регистрация права на земельную долю 2024

2. Принцип гражданства действует при наличии определенных условий: а) совершение преступления на территории иностранного государства; б) против интересов, охраняемых УК; в) деяние признается преступлением по российскому УК (при этом необязательно, чтобы оно являлось преступным по уголовному закону места совершения преступления); г) в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

3. В ч. 2 ст. 12 УК предусмотрен принцип специальной миссии (покровительственный режим). Военнослужащие воинских частей России, дислоцирующихся за пределами России, за преступления, совершенные на территории иностранного государства, несут уголовную ответственность по законодательству России, если иное не предусмотрено международным договором.

Данный принцип действует при совершении преступлений следующих категорий: а) против военной службы; б) общеуголовных, совершенных на территории воинских частей, против военнослужащих или иных граждан России. За все остальные преступления военнослужащие несут ответственность по уголовному законодательству страны пребывания.

4. Реальный принцип (принцип защиты) действия уголовного закона в пространстве закреплен в ч. 3 ст. 12 УК. Для применения данного принципа необходимо, чтобы преступление совершило иностранное лицо либо лицо без гражданства, не проживающее постоянно в России.

Данные лица подлежат уголовной ответственности по УК в том случае, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) преступление направлено против интересов России, т.е. вред причинен интересам Российского государства, его гражданам и организациям.

5. Часть 3 ст. 12 УК закрепляет принцип универсальной юрисдикции, в соответствии с которым иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России, совершившие преступление вне пределов России, подлежат уголовной ответственности по УК в случаях, предусмотренных международным договором или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Россией. Данный принцип действует, если: а) лицо привлекается к ответственности на территории России; б) преступление совершено на территории иностранного государства; в) лицо не было осуждено в иностранном государстве; г) совершено международное преступление или преступление международного характера.

К международным относятся преступления, посягающие на мир и безопасность человечества: геноцид; планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны; наемничество и др. Преступлениями международного характера являются: торговля людьми, пиратство, использование рабского труда, террористический акт и др.

Второй комментарий к Ст. 12 УК РФ

1. В комментируемой статье изложен принцип гражданства, универсальной и реальной юрисдикций.

2. Принцип гражданства распространяется на граждан России и постоянно проживающих в РФ лиц без гражданства, совершивших вне пределов нашей страны преступление против интересов, охраняемых уголовным законодательством России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения иностранного государства.

3. Принцип универсальной юрисдикции означает, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие на территории РФ постоянно, совершившие преступление вне пределов нашей страны, подлежат уголовной ответственности по УК РФ в случаях, предусмотренных международным договором РФ или иным документом международного характера, содержащим обязательства, признаваемые Россией, в сфере отношений, регулируемых УК, если указанные лица, не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Наличие этого принципа в УК РФ обусловлено усилившейся координацией действий многих государств в борьбе с преступностью.

4. Реальный принцип заключается в том, что иностранные граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ, совершившие преступление вне пределов нашей страны, подлежат уголовной ответственности по УК РФ, если преступление направлено против интересов России либо гражданина РФ или постоянно проживающего в Российской Федерации лица без гражданства, если указанные лица не были осуждены в иностранном государстве и привлекаются к уголовной ответственности на территории РФ.

Третий комментарий к статье 12 УК РФ

1. Принцип гражданства, закрепленный в ст. 12 УК, состоит в том, что граждане Российской Федерации и постоянно проживающие в ней лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации, подлежат уголовной ответственности по российскому уголовному закону, если в их отношении по данному поводу в иностранном государстве не имеется решений суда.

2. Принцип гражданства распространяется и на военнослужащих воинских частей Российской Федерации, совершивших преступление за пределами России, например в Республике Таджикистан, в которой на основе двустороннего договора расквартированы российские воинские подразделения, выполняющие миротворческую миссию. Часть 2 ст. 12 УК РФ устанавливает, что указанные лица в подобных случаях несут ответственность по российским уголовным законам, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

3. Уголовная ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, за преступления, совершенные ими вне пределов России, определяется в соответствии с реальным и универсальным принципами действия уголовного закона в пространстве.

Согласно ч. 3 ст. 12 УК в указанных случаях иностранные граждане и лица без гражданства подлежат уголовной ответственности по российским уголовным законам, если их преступления направлены против интересов Российской Федерации (реальный принцип), например приготовление к вооруженному мятежу (ст. 279), проведению диверсионных актов (ст. 281 УК) на территории Российской Федерации, а также в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации (универсальный принцип), в частности по борьбе с фальшивомонетничеством, угоном воздушного судна, различными злоупотреблениями с наркотическими средствами и др.

Разумеется, соответствующие составы преступлений должны предусматриваться Уголовным кодексом РФ, статьи которого и должны применяться при привлечении указанных выше лиц на территории Российской Федерации за совершение ими так называемых международных преступлений за ее пределами, если они не были осуждены в любом другом иностранном государстве. Последние изменения закона в этой части устанавливают требование, согласно которому преступление может быть направлено и против интересов граждан Российской Федерации, а также интересов иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в Российской Федерации, и в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Этот вариант возможен только в том случае, если виновные не были осуждены в иностранном государстве, а сам процесс привлечения к уголовной ответственности происходит на территории Российской Федерации, ибо в противном случае нарушался бы принцип справедливости и, в частности, его положение о том, что «никто не может нести уголовную ответственность дважды за одно и то же преступление» (см. комментарий к ст.

Рекомендация  Пересдача экзамена по пдд в другой области 2024

6 УК).

Статья 13. Выдача лиц, совершивших преступление

1. Граждане Российской Федерации, совершившие преступление на территории иностранного государства, не подлежат выдаче этому государству.

2. Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие преступление вне пределов Российской Федерации и находящиеся на территории Российской Федерации, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

  • Статья 12. Действие уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации
  • Статья 14. Понятие преступления

В соответствии со ст. 61 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству.

Это положение закреплено и в ст. 13 УК РФ. В этой связи выдача лиц, совершивших преступление, может быть осуществлена только в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших преступление вне пределов Российской Федерации и находящихся на ее территории.

Выдача лиц, совершивших преступление, представляет собой передачу лица, совершившего преступление, другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения вынесенного в отношении такого лица приговора суда.

Выдача лиц, совершивших преступление, осуществляется в порядке международного сотрудничества о правовой помощи на основе соответствующих международных договоров. Отсутствие такого договора не исключает выдачу лица иностранному государству, а решается на основе дипломатических договоренностей.

В международной практике сложилась общая тенденция, в соответствии с которой выдаче не подлежат лица, которым страна пребывания предоставляет право убежища. Такое право в основном предоставляется лицам, преследуемым в своем государстве по политическим или религиозным мотивам. Поэтому лица, совершившие так называемые общеуголовные преступления, правом убежища не пользуются и подлежат выдаче иностранному государству.

Здесь следует отметить, что в международном и национальном законодательстве государств отсутствует четкое определение преступления (например, политического), совершение которого исключает выдачу. Поэтому проблема выдачи решается в ряде случаев достаточно сложно и нередко не на основе права, а исходя из политических и иных конъюнктурных позиций. Подобного рода решения известны российской правоприменительной практике, когда нашей стране отказывали в выдаче лиц, совершивших преступления.

По сложившейся международной практике государство требует выдачи преступника в тех случаях, когда преступление совершено на территории этого государства, преступник является гражданином или подданным этого государства, преступление совершено против интересов государства, требующего выдачи, или причинило ему вред. Если преступления совершены на территории ряда стран или затрагивают интересы нескольких государств, вопрос о выдаче решается на основе международных договоров, норм международного права. При этом лицо, совершившее преступление, вне зависимости от страны привлечения к уголовной ответственности должно нести ответственность за все совершенные им преступления.

Как отмечалось, выдача преступника осуществляется на основе национального законодательства и международных договоров и требует соблюдения ряда условий.

Так, в соответствии с российским уголовно-процессуальным законодательством выдача лица, совершившего преступление, осуществляется на основе взаимности. Это означает, что в соответствии с заверениями иностранного государства, направившего запрос о выдаче, можно ожидать, что в аналогичной ситуации по запросу Российской Федерации будет произведена выдача.

Выдача лица, совершившего преступление, может быть произведена в случаях:

1) если уголовный закон предусматривает за совершение этих деяний наказание в виде лишения свободы на срок свыше одного года или более тяжкое наказание, когда выдача лица производится для уголовного преследования;

2) если лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, осуждено к лишению свободы на срок не менее шести месяцев или к более тяжкому наказанию;

3) когда иностранное государство, направившее запрос, может гарантировать, что лицо, в отношении которого направлен запрос о выдаче, будет преследоваться только за преступление, которое указано в запросе, и после окончания судебного разбирательства и отбытия наказания сможет свободно покинуть территорию данного государства, а также не будет выслано, передано либо выдано третьему государству без согласия Российской Федерации.

Выдача лица не допускается, если:

1) лицо, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, является гражданином Российской Федерации;

2) лицу, в отношении которого поступил запрос иностранного государства о выдаче, предоставлено убежище в Российской Федерации в связи с возможностью преследований в данном государстве по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или по политическим убеждениям;

3) в отношении указанного в запросе лица на территории Российской Федерации за то же самое деяние вынесен вступивший в законную силу приговор или прекращено производство по уголовному делу;

4) в соответствии с законодательством Российской Федерации уголовное дело не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения сроков давности или по иному законному основанию;

5) имеется вступившее в законную силу решение суда Российской Федерации о наличии препятствий для выдачи данного лица в соответствии с законодательством и международными договорами Российской Федерации.

В выдаче лица может быть также отказано, если:

1) деяние, послужившее основанием для запроса о выдаче, не является по уголовному закону преступлением;

2) деяние, в связи с которым направлен запрос о выдаче, совершено на территории Российской Федерации или против интересов Российской Федерации за пределами ее территории;

3) за то же самое деяние в Российской Федерации осуществляется уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче;

4) уголовное преследование лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, возбуждается в порядке частного обвинения.

Выдача осуществляется по соответствующему запросу, который должен содержать:

1) наименование и адрес запрашивающего органа;

2) полное имя лица, в отношении которого направлен запрос о выдаче, дату его рождения, данные о гражданстве, месте жительства или месте пребывания и другие данные о его личности, а также по возможности описание внешности, фотографию и другие материалы, позволяющие идентифицировать личность;

3) изложение фактических обстоятельств и правовую квалификацию деяния, совершенного лицом, в отношении которого направлен запрос о выдаче, включая сведения о размере причиненного им ущерба, с приведением текста закона, предусматривающего ответственность за это деяние, и обязательным указанием санкций;

4) сведения о месте и времени вынесения приговора, вступившего в законную силу, либо постановления о привлечении в качестве обвиняемого с приложением заверенных копий соответствующих документов.

Рекомендация  Статья 255. Нарушение правил охраны и использования недр 2024

Кроме того, в соответствии с международными договорами, если преступление, в связи с которым запрашивается выдача, наказуемо смертной казнью в соответствии с законом запрашивающей страны и если в отношении такого преступления смертная казнь не предусматривается законом запрашиваемой страны или обычно не приводится в исполнение, в выдаче может быть отказано, если запрашивающая страна не предоставит таких гарантий, которые запрашиваемое государство считает достаточными, о том, что смертный приговор не будет приведен в исполнение. В частности, такое положение содержится в Европейской конвенции о выдаче (Париж, 13 декабря 1957 г.), которую подписала Россия с оговорками и замечаниями, приведенными в Федеральном законе от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней» .

СЗ РФ. 1999. N 43. Ст.

5129.

Выдача не осуществляется и в тех случаях, когда требуемое лицо в соответствии с законом запрашивающего или запрашиваемого государства не может быть подвергнуто судебному преследованию или наказанию в связи с истечением срока давности.

Нормы международного права содержат также ограничения, относящиеся к уголовному преследованию выданного лица. В частности, такое лицо, как правило, не подвергается уголовному преследованию, не может быть осуждено или задержано в целях исполнения приговора или постановления об аресте за любое преступление, совершенное до его передачи, кроме преступления, в связи с которым оно было выдано.

За исключением отдельных случаев, как правило, запрашиваемая сторона требует также предоставления гарантий того, что без ее согласия выданное лицо не будет передано третьему государству. Таким образом, нормы международного права предоставляют весьма существенные гарантии соблюдения прав и законных интересов выдаваемого лица.

Как отмечалось выше, институт выдачи не распространяется на случаи, когда лицу предоставлено политическое убежище. В соответствии со ст. 63 Конституции РФ «Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права.

В Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением. Выдача лиц, обвиняемых в совершении преступления, а также передача осужденных для отбывания наказания в других государствах осуществляются на основе федерального закона или международного договора Российской Федерации».

Вопросы предоставления политического убежища регламентируются Положением о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденным Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. N 746 .

СЗ РФ. 1997. N 30. Ст.

3601.

В этом Положении устанавливается, что Российская Федерация предоставляет политическое убежище лицам, ищущим убежище и защиту от преследования или реальной угрозы стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности или в стране своего обычного местожительства за общественно-политическую деятельность и убеждения, которые не противоречат демократическим принципам, признанным мировым сообществом, нормам международного права.

В Положении предусмотрены также случаи, когда политическое убежище не предоставляется. Так, например, оно не предоставляется, если:

— лицо преследуется за действия (бездействие), признаваемые в Российской Федерации преступлением, или виновно в совершении действий, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций;

— лицо прибыло из третьей страны, где ему не грозило преследование;

— лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека, а также в некоторых иных случаях.

Предоставление Российской Федерацией политического убежища производится указом Президента Российской Федерации. Лицо, которому предоставлено политическое убежище, пользуется на территории Российской Федерации правами и свободами и несет обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных для иностранных граждан и лиц без гражданства федеральным законом или международным договором Российской Федерации. В этой связи предоставление политического убежища означает и недопущение выдачи лица, которому оно предоставлено, другому государству.

В соответствии с ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса РФ иностранные граждане совершившие преступление вне пределов РФ и находящиеся на территории РФ, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности в соответствии с международным договором Российской Федерации.

Вынесенное по итогам рассмотрения запроса постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 1 декабря 2017 г. о выдаче Алиева С.Б. соответствует положениям Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ратифицированной Российской Федерацией согласно Федеральному закону от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней», а также законодательству Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Вынесенное по итогам рассмотрения запроса постановление заместителя Генерального прокурора Российской Федерации от 14 июня 2019 г. о выдаче Борисова соответствует положениям Европейской конвенции о выдаче от 13 декабря 1957 г., ратифицированной Российской Федерацией согласно Федеральному закону от 25 октября 1999 г. N 190-ФЗ «О ратификации Европейской конвенции о выдаче, дополнительного протокола и второго дополнительного протокола к ней», а также законодательству Российской Федерации, в частности ч. 2 ст. 13 Уголовного кодекса Российской Федерации.