Собственник имеет право гасить долг за жилищно-коммунальные услуги за тот период, который он считает нужным, суды не могут за него произвольно решать, какую именно задолженность он оплачивает, разъясняет Верховный суд (ВС) РФ. Это указание очень важно для владельцев недвижимости, которые длительное время не могли оплатить услуги ЖКХ, так как через три года наступает срок исковой давности и взыскание долга прекращается.
При этом ВС РФ обязал суды проверять не истёк ли срок давности по каждому платежному документу.
В суд обратилась подмосковная управляющая компания, которая пыталась взыскать долги за коммунальные услуги: собственница квартиры более семи лет вносила оплату несвоевременно и не в полном объёме. Коммунальщики сначала добились вынесения в отношении должницы судебного приказа, но он был отменён.
Тогда управляющая компания подала в суд исковое заявление. Две инстанции по разному рассчитали сумму, которую должна была вернуть собственница.
Одинцовский городской суд взыскал с ответчицы чуть более 100 тысяч рублей, учитывая, что она с декабря 2014 года по май 2018 года все же перечислила управляющей компании 305 тысяч рублей.
Однако Мособлсуд это решение отменил и обязал ответчицу заплатить более 400 тысяч рублей, а также выплатить пени. Апелляционная инстанция сочла, что уже перечисленные 305 тысяч рублей идут в зачёт ранее образовавшегося долга — за неоплату услуг до 2014 года.
Как учитывать поступившие от собственника платежи и когда по таким делам наступает срок исковой давности объяснил Верховный суд РФ.
Если должник гасит сумму, которой недостаточно для покрытия всех его однородных обязательств, то считается оплаченной та задолженность, которую указал должник (пункты 1 и 3 статьи 319 Гражданского кодекса), напоминает ВС РФ.
Он также приводит разъяснения специального постановления пленума: если платёжный документ не содержит данных о расчётном периоде, денежные средства засчитываются в счёт оплаты жилого помещения и коммунальных услуг за период, указанный гражданином (пункт 32 постановления Пленума от 27 июня 2017 года №22).
«В случае, когда наниматель (собственник) не указал, в счёт какого расчётного периода им осуществлено исполнение, исполненное засчитывается за периоды, по которым срок исковой давности не истёк (часть 1 статьи 7 Жилищного кодекса, пункт 3 статьи 199, пункт 3 статьи 319.1 Гражданского кодекс), отмечает ВС.
При этом срок исковой давности по требованиям о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг исчисляется отдельно по каждому ежемесячному платежу (пункт 41 постановления Пленума, часть 1 статьи 155 ЖК РФ и пункт 2 статьи 200 ГК РФ), поясняет высшая инстанция.
Общий срок исковой давности составляет три года. А в случае отмены судебного приказа, если неистекшая часть срока исковой давности составляет менее шести месяцев, то она удлиняется до шести месяцев (абзац второй пункт 18 постановления пленума ВС РФ от 29 мая 2015 года №43).
«Таким образом, исходя из смысла приведённых правовых норм и разъяснений Пленума по их применению исполненное добровольно (должницей) не могло быть зачтено за периоды, по которым истёк срок исковой давности», — подчёркивает ВС.
Однако суд апелляционной инстанции все внесённые ответчицей средства счёл погашением долга, который возник ещё до мая 2014 года, указал он.
ВС поясняет, что по подобным вопросам юридически значимыми обстоятельствами являлись конкретные даты платежей и размер внесённой денежной суммы.
Суд должен был по каждому ежемесячному платежу посчитать срок исковой давности, а также выяснить вопрос, к какому виду долга и за какой период управляющая организация зачла каждую перечисленную сумму, отмечает ВС.
Именно эти обстоятельства имели существенное значение для правильного разрешения спора, однако суд апелляционной инстанции оставил их без исследования и правовой оценки.
«В нарушение приведённых норм права суд апелляционной инстанции засчитал исполненное в счёт задолженности без исчисления срока исковой давности в отношении каждого платежа и без ссылки на доказательства, в связи с чем судебное постановление нельзя признать отвечающим требованиям закона», — считает ВС.
Он счёл, что допущенные судом апелляционной инстанции нарушения норм материального и процессуального права являются существенными, в связи с чем отменил определение Мособлсуда и направил дело на новое рассмотрение.
Взыскание долгов по коммунальным платежам: вступил в силу новый закон
С 1 марта 2024 года для коммунальных организаций усложнилась задача по взысканию с граждан долгов за ЖКУ: поскольку Росреестр теперь не выдает третьим лицам выписки из ЕГРН с указанием персональных данных собственника объекта недвижимости, выяснить, кто является действующим собственником конкретной квартиры, чтобы обратиться в суд для взыскания с него долга, стало практически невозможно.
Бухгалтеры постоянно сталкиваются с договорами.
На курсе повышения квалификации «Работа с договорами: правовые навыки для бухгалтера»мы даем самые нужные бухгалтеру знания: как использовать и формулировать условия договора , определять подсудность, избегать вопросов налоговиков и обезопаситься от претензий контрагентов и силовых структур.
Успейте записаться со скидкой
Дело в том, что взыскать, в частности, плату за содержание общего имущества многоквартирного дома или за капитальный ремонт можно только с собственника квартиры(т. к. эти платежи входят исключительно в его обязанности). В связи с этим процессуальное законодательство оперативно дополнилось поправками: 18 марта был подписан и опубликован закон от 18.03.2023 № 80-ФЗ, который в этот же день вступил в силу, внеся ряд изменений в ГПК и АПК.
Согласно новым правилам, при обращении в суд за взысканием задолженности по коммунальным платежам или взносов на капремонт коммунальная организация теперь может вовсе не указывать Ф.И.О. ответчика в заявлении.
Ей достаточно сослаться на то, что эти данные ей неизвестны – и суд самостоятельно запросит необходимую информацию в Росреестре. То же самое касается одного из идентификаторов должника, которые сейчас требуется включать в заявление, обращаясь в суд за взысканием (СНИЛС, ИНН, паспортные данные или реквизиты водительского удостоверения ответчика): коммунальная организация может не указывать их – и суд все равно примет заявление к производству, запросив недостающие данные в рамках межведомственного взаимодействия. Иными словами, даже не зная Ф.И.О. и необходимых идентификационных данных должника, коммунальные организации теперь могут обращаться в суд для взыскания.
Коммунальные долги с граждан взыскиваются в порядке приказного производства, которое не предполагает вызова сторон в заседание (ст. 121 ГПК).
При этом к коммунальным долгам применяется 3-летний срок исковой давности, который отсчитывается со дня наступления срока для внесения каждого платежа. Но, чтобы суд не взыскал задолженность за рамками 3-х лет, ответчик должен заявить о пропуске истцом срока исковой давности. Поэтому довольно часто встречаются ситуации, когда с граждан списывают многолетние коммунальные долги, поскольку при вынесении судебного приказа невозможно подать ходатайство о пропуске срока исковой давности(должник узнает о взыскании только по факту – когда получает копию судебного приказа или сообщение от банка об аресте счета за долги).
Письмо Минфина России от 13.05.2022 N 06-05-48/44669 «О начислении пени за ненадлежащее исполнение денежных обязательств — платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение, в отношении граждан и организаций, не заявивших о своем отказе от применения в отношении них моратория на банкротство»
26.03.2022 было принято постановление Правительства РФ N 474, согласно которому до конца 2022 г. пени, неустойки, проценты в рамках жилищных отношений будут рассчитывать исходя из ключевой ставки на 27 февраля 2022 г. А 28.03.2022 было принято постановление Правительства РФ N 497, согласно которому на период с 01.04.2022 по 01.10.2022 введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан. При этом согласно п. 2 ч. 3 ст. 9.1 Закона о банкротстве, на срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется, наступают последствия, предусмотренные абз. 10 п. 1 ст.
63 Закона о банкротстве, а именно — не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей. В связи с этим прошу разъяснить, начисляются ли в период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года пени за ненадлежащее исполнение денежных обязательств — платы за коммунальные услуги и платы за жилое помещение (предусмотренные ст. 154 Жилищного кодекса РФ), в отношении граждан и организаций, не заявивших о своем отказе от применения в отношении них моратория на банкротство?
Начисляются ли пени в том числе, на неисполненные обязательства по оплате ЖКУ за апрель, май и другие месяцы действия моратория?
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращение, направленное в электронной форме, и в рамках своей компетенции сообщает.
В соответствии с Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 329, а также в соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14 сентября 2018 г. N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, практики применения приказов Министерства, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению. Кроме того, в Министерстве, если законодательством Российской Федерации не установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Вместе с тем считаем возможным разъяснить.
В соответствии с частью 2.1 статьи 7 Федерального закона от 9 февраля 2009 г. N 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» общедоступная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления предоставляется государственными органами и органами местного самоуправления неограниченному кругу лиц посредством ее размещения в сети «Интернет» в форме открытых данных.
Кроме того, согласно пункту 2 Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» акты Правительства Российской Федерации после дня их подписания подлежат официальному опубликованию в «Российской газете», Собрании законодательства Российской Федерации и на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru).
На задолженность по ЖКХ, возникшую после 1 апреля 2022 года, начислять пени можно даже в период моратория на банкротство
Таким образом, с текстами законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации можете ознакомиться, обратившись к указанным ресурсам или воспользовавшись любой доступной справочной правовой системой.
Вопросы взимания платы за жилое помещение и коммунальные услуги регулируются разделом VII Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — ЖК РФ).
Требование о взыскании задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг основано на предусмотренной частью 1 статьи 153 ЖК РФ обязанности граждан и организаций своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Обязанность вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги у нанимателя, арендатора, собственника жилого помещения возникает в силу договора найма (например, социального найма), договора аренды жилого помещения, договора управления многоквартирным домом, заключаемых в письменной форме (ч. 1 ст. 63, ч. 3 ст. 91.1, ч. 1 ст. 162 ЖК РФ, п. 1 ст.
674 ГК РФ).
Частью 14 статьи 155 ЖК РФ предусмотрено, что лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки начиная с тридцать первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты, произведенной в течение девяноста календарных дней со дня наступления установленного срока оплаты, либо до истечения девяноста календарных дней после дня наступления установленного срока оплаты, если в девяностодневный срок оплата не произведена. Начиная с девяносто первого дня, следующего за днем наступления установленного срока оплаты, по день фактической оплаты пени уплачиваются в размере одной стотридцатой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день фактической оплаты, от не выплаченной в срок суммы за каждый день просрочки. Увеличение установленных настоящей частью размеров пеней не допускается.
Данной нормой определена обязанность должника уплатить пени по день фактической оплаты суммы долга.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.03.2022 N 474 «О некоторых особенностях регулирования жилищных отношений в 2022 году» установлено, что с 28 февраля 2022 г. до 1 января 2024 г. пени за несвоевременное и (или) неполное внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, взносов на капремонт начисляются и уплачиваются исходя из ключевой ставки Банка России, действовавшей на 27 февраля 2022 г.
Отмечаем, что постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497 «О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами» в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) на срок 6 месяцев введен мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей.
Учитывая, что отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются Законом о банкротстве, круг лиц, на которых распространяются положения постановления Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 г. N 497, должен определяться во взаимосвязи с указанным законом. При этом ограничений на начисление пени на задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, возникшую после 1 апреля 2022 года, указанные нормативные правовые акты не устанавливают.
Информируем, что согласно части первой статьи 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных, либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Разъясняем также, что в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) прокуратура Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Так, согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов и соблюдением прав и свобод человека и гражданина представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций. Также прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями по осуществлению уголовного преследования в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, и возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
За защитой своих прав гражданин также вправе обратиться в органы прокуратуры Российской Федерации.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики, жилищно-коммунального хозяйства. По вопросам, входящим в компетенцию Минстроя России, можете обратиться за соответствующими разъяснениями.
Обращаем внимание, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
Таким образом, письма Минфина России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, являются экспертной позицией Минфина России, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Заместитель директора департамента
межбюджетных отношений Минфина
Статьи
Члены семьи собственника солидарно отвечают только за оплату «коммуналки». Определение ВС РФ от 02.05.2023 № 4-КГ23-11-К1
Изображение от prostooleh на Freepik Сегодня мы разберём одну «детскую ошибку», допускаемую при взыскании дебиторской задолженности с собственников помещений. Ошибка эта вызвана практически всегда неверным пониманием объёма обязательств собственника и членов его семьи. Вот, например, в Балашихе одна из управляющих организаций обратилась в суд с иском к собственнику и членам его семьи (супруга и совершеннолетняя дочь) о взыскании трёхлетней задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги.
Решением Балашихинского городского суда Московской области, оставленным без изменения судебной коллегии Московского областного суда, иск удовлетворен полностью: с собственника помещения и его супруги с дочерью задолженность по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги взыскана солидарно. Судебная коллегия Первого кассационного суда общей юрисдикции поддержала выводы нижестоящих судов. Между тем, уже в суде первой инстанции ответчики представили некое составленное еще в 2016 году «соглашение об отказе от солидарной ответственности по оплате за содержание жилого помещения и коммунальных услуг в отношении квартиры». Судами такой документ во внимание принят не был с указанием на то, что данное соглашение не основано на законе. Кассационный суд посчитал нужным более пространно обосновать вывод о соглашении, указав, что с учётом п. 29 постановления Пленума ВС РФ от 27 июня 2017 г. № 22 собственник, а также дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены его семьи, в том числе бывший член семьи, сохраняющий право пользования жилым помещением, исполняют солидарную обязанность по внесению платы за коммунальные услуги, если иное не предусмотрено соглашением (ч.
3 ст. 31 и ст. 153 ЖК РФ). Учитывая частичную оплату, произведенную ответчиками за спорный период, заявленные истцом требования, представленный истцом суду апелляционной инстанции расчет, суды пришли к выводу о том, что образовавшаяся за спорный период задолженность по оплате коммунальных услуг подлежит взысканию с ответчиков в солидарном порядке и доводами кассационной жалобы не опровергается, а заключенное ответчиками соглашение не содержит условий иного порядка исполнения обязанности по внесению оплаты.
Оценка, данная судами представленному ответчиками соглашению, по условиям которого лицом, обязанным нести расходы по содержанию жилого помещения по указанному выше адресу, является только сам собственник, является правильной, поскольку заключение такого соглашения предполагает изменение размера и порядка участия членов семьи в расходах по внесению платы за коммунальные услуги и не предполагает освобождение в полном объеме от несения таких расходов. (реплика: тут мы согласны полностью). Но проигравшие решили дойти до ВС РФ и жалоба их была не только рассмотрена, но и дело было возвращено на новое рассмотрение в суд первой инстанции! Какие же нарушения усмотрела коллегия Верховного Суда РФ? Согласно ст.
210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме (ч. 3 ст. 30 ЖК РФ). В соответствии с ч. 2 ст.
154 ЖК РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за.
Полная версия доступна только подписчикам