По закону не получится зарегистрировать товарный знак, если он тождественен или схож до степени смешения с рядом обозначений, наименований и изображений, которые уже заявлены на регистрацию или зарегистрированы и охраняются законодательством РФ либо не подлежат правовой охране по ст. 1231.1 ГК РФ.
Это значит, что не любой товарный знак получится зарегистрировать. И перед тем как подавать документы в Роспатент, нужно оценить, не откажут ли вам в регистрации из-за того, что ваш товарный знак похож на другие в тех же или однородных классах МКТУ — это общепринятая классификация, на основании которой регистрируют товарные знаки. Как определяются сходство и тождественность, расскажем в статье.
РЕКЛАМА | HTTPS://LEGAL-SUPPORT.RU/…
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ООО
Что такое тождественность и сходство до степени смешения
Согласно п. 3 методических рекомендаций, утв. приказом Роспатента от 31.12.2009 № 197, тождественные товарные знаки полностью одинаковые — совпадают по всем элементам. Зарегистрировать тождественный другому товарный знак не получится.
Сходные до степени смешения товарные знаки не одинаковые, то есть они чем-то различаются. Но при этом они настолько похожи друг на друга, что это может ввести потребителя в заблуждение. По общему правилу такие товарные знаки тоже не регистрируют.
Однако в этом случае можно запросить письмо-согласие от владельца сходного знака, которое увеличивает шансы на то, что Роспатент все же зарегистрирует ваш знак. Главное, чтобы при определенном сходстве знаки не вводили потребителя в заблуждение. С тождественными товарными знаками такое письмо не поможет.
Важно: сходство до степени смешения товарных знаков оценивают только по аналогичным продуктам или услугам. Не запрещено, чтобы два похожих знака существовали в разных классах МКТУ.
РЕКЛАМА | HTTPS://LEGAL-SUPPORT.RU/…
Регистрация товарного знака с гарантией
Поможем с защитой в случае отказа
Как проверяют сходство товарных знаков
Сходство товарных знаков оценивают специалисты Федерального института промышленной собственности (ФИПС) во время экспертизы. И делают это они на основании общего впечатления от знака, на которое могут повлиять любые его особенности: слова, графические элементы, цветовые и графические решения и пр.
Важно: решение принимает человек — эксперт Роспатента, а не какая-либо автоматизированная программа.
Как правило, есть три признака, по которым оценивают сходство:
- Фонетический — это оценка товарного знака на слух.
- Смысловой, или семантический.
- Графический — визуальная оценка знака.
Фонетическое сходство характеризуется тем, что у нескольких товарных знаков есть близкие или совпадающие звуки/слоги/слова/словосочетания, которые расположены схожим образом. Например, DIXIE — DIXI, DIXY, ДИКСИ.
Семантическое сходство подразумевает, что в товарные знаки заложен похожий смысл, значение или идея. Например, «Музыка сна» — «Мелодия сна».
Графическое сходство — это когда несколько товарных знаков выглядят похожим образом. Например, у них одинаковый или очень похожий шрифт, графическое написание, расположение букв относительно друг друга, используемый алфавит или цвета.
Лого необязательно должны совпадать на 100%, иногда достаточно одного сходного элемента. В похожей ситуации оказался наш клиент «Согаз»
Как проверить сходство товарного знака перед регистрацией
При регистрации товарного знака у заявителя есть два пути. Первый — не заниматься предварительной проверкой и сразу подать документы в Роспатент. Однако экспертиза, которую проводит госорган, может растянуться до года — это самый длительный этап всего процесса.
РЕКЛАМА | HTTPS://LEGAL-SUPPORT.RU/…
Проверьте свой товарный знак на уникальность бесплатно
Перейти к онлайн-поиску по базам ФИПС, доменам и названиям ООО
Хотя на практике специалисты справляются за полгода, это не значит, что они точно зарегистрируют ваш товарный знак. Заявитель может получить положительный ответ, отказ или уведомление с дополнительными вопросами. По статистике Роспатента, за 2021 год было подано около 122 тысяч заявок на регистрацию товарных знаков. Из них экспертиза была проведена для почти 112 тысяч заявок и отказ получили около 17 тысяч заявителей, то есть 15 %.
Статистика регистрации товарных знаков с 2017 по 2021 год. Источник: rospatent.gov.ru
Второй путь — заранее, до подачи документов, проверить свой товарный знак. Это можно сделать, обратившись в Роспатент за платной услугой, которая называется «Предварительная оценка охраноспособности обозначения как товарного знака по указанным заказчиком классам МКТУ». Но готовьтесь потратить на это от 40 000 руб. за проверку по одному классу МКТУ.
Также за проверкой можно обратиться к патентному поверенному. Эти специалисты сдают сложные экзамены, подтверждающие их квалификацию, и имеют опыт работы с различными товарными знаками. А потому знают, как сделать, чтобы знак стал уникальным, и могут дать вам ценные рекомендации или по вашему запросу доработать ваш товарный знак.
Квалификацию патентного поверенного всегда можно проверить в реестре Роспатента.
Денис Волков
Ведущий юрист по интеллектуальному праву, патентный поверенный №2424
Кейс: сходства «младшего» и «старшего» товарных знаков
Суд по интеллектуальным правам РФ (СИП РФ) пришел к выводу, что обозначения со словесными элементами «Хруст» и «Хрустлига» являются сходными до степени смешения, вне зависимости от различий в графическом элементе.
Арина Ворожевич
Партнер, д.ю.н.
История вопроса
Суды, как правило, находят сходство до степени смешения в ситуации, когда словесный элемент «старшего» товарного знака полностью входит в состав словесной части «младшего» знака. Ранее мы писали (см. Дайджест № 20), что из данного правила есть два исключения.
Во-первых, это устойчивые неделимые словосочетания, фразеологизмы. Например, «глазное яблоко», «бабье лето», «слуга народа», «битый час», «добрая традиция», «шапка Мономаха». В таком случае товарные знаки со словесными элементами «бабье лето» и «лето» вряд ли будут признаны сходными.
Во-вторых, это слова, входящие в сочетание «младший товарный знак», которые воспринимаются потребителями как единый словесный элемент. Такое восприятие может зависеть от особенностей композиционного построения элементов товарного знака и обстоятельств его использования. Так, СИП РФ не нашел сходства до степени смешения между словесными обозначениями «Муравей» (старший товарный знак) и «Мастер Муравей» (младший товарный знак).
Между тем до сих пор у правоприменителей отсутствует четкое понимание того, в каких случаях можно принять второе исключение, а в каких нет. Ниже мы рассматриваем дело, в котором СИП пришел к выводу, что полное вхождение словесного элемента серии противопоставленных знаков в словесный элемент спорного указывает на высокую степень сходства сравниваемых товарных знаков.
Защищая
незримое I IP Law
БОЛЬШЕ КЕЙСОВ И АНАЛИТИКИ ОТ Д.Ю.Н.
Подписаться
Спор
ООО «Железноводский хлеб» обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности (Роспатента) от 13.01.2022 об удовлетворении возражения от 09.09.2021 против предоставления правовой охраны товарному знаку по свидетельству РФ № 590064.
ООО «Железноводский хлеб» является правообладателем товарного знака «Хрустлига» (приоритет — 11.08.2015) в отношении товаров 29-го класса МКТУ.
Общество «Регион-продукт» обратилось в Роспатент с возражением против предоставления правовой охраны указанному товарному знаку на основании пп. 2 и 6 ст. 1483 ГК РФ. По утверждению заявителя, спорный товарный знак является сходным до степени смешения с зарегистрированными на него в отношении товаров 30-го класса МКТУ товарными знаками, в том числе:
Кроме того, податель возражения ссылался на то, что спорный товарный знак способен вводить потребителя в заблуждение в отношении товаров и их производителя, в связи с чем предоставление ему правовой охраны противоречит требованиям пп. 1 п. 3 ст. 1483 ГК РФ.
Роспатент удовлетворил возражения общества «Регион-продукт», признав недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку. ООО «Железноводский хлеб» оспорил данное решение в суде. СИП РФ поддержал решение Роспатента и отказал в удовлетворении заявления общества.
Чем интересно
СИП констатировал, что полное вхождение словесного элемента серии противопоставленных знаков в словесный элемент спорного товарного знака (представляющего собой двукоренное слово — элемент противопоставленного знака + еще одно слово) указывает на высокую степень сходства сравниваемых товарных знаков. Географический критерий сходства в этом случае имеет второстепенное значение.
СИП констатировал, что полное вхождение словесного элемента серии противопоставленных знаков в словесный элемент спорного товарного знака (представляющего собой двукоренное слово — элемент противопоставленного знака + еще одно слово) указывает на высокую степень сходства сравниваемых товарных знаков. Географический критерий сходства в этом случае имеет второстепенное значение.
IP Дайджест для юристов
Ежемесячная аналитика по интеллектуальному
праву и обзор судебной практики
Позиция СИП РФ
При вынесении постановления СИП отметил следующее:
- Обозначение считается сходным до степени смешения с другим обозначением, если оно ассоциируется с ним в целом, несмотря на их отдельные отличия. Комбинированные обозначения сравниваются с комбинированными и с теми видами обозначений, которые входят в состав проверяемого комбинированного обозначения как элементы. При определении сходства в этом случае исследуется значимость положения, занимаемого тождественным или сходным элементом в заявленном обозначении.
- Как разъяснено в п. 162 постановления Пленума ВС РФ от 23.04.2019 № 10, установление сходства осуществляется судом по результатам сравнения товарного знака и обозначения (в том числе по графическому, звуковому и смысловому критериям) с учетом представленных сторонами доказательств по своему внутреннему убеждению. При этом суд учитывает, в отношении каких элементов имеется сходство — сильных или слабых элементов товарного знака и обозначения. Сходство лишь неохраняемых элементов во внимание не принимается.
- Вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения определяется исходя из степени сходства обозначений и степени однородности товаров для указанных лиц. При этом смешение возможно и при низкой степени сходства, но идентичности (или близости) товаров, и при низкой степени однородности товаров, но тождестве (или высокой степени сходства) товарного знака и спорного обозначения.
- Определяя вероятность смешения товарного знака и спорного обозначения, суд оценивает и иные обстоятельства, в том числе:
– используется ли товарный знак правообладателем в отношении конкретных товаров;
– длительность и объем использования знака правообладателем; степень известности, узнаваемости знака;
– степень внимательности потребителей (зависящая в том числе от категории товаров и их цены);
– наличие у правообладателя серии товарных знаков, объединенных общим со спорным обозначением элементом.
Что такое сходство до степени смешения?
Степень смешения товарных знаков — это такой уровень схожести товарных знаков, при котором они ассоциируются друг с другом и, тем самым, могут ввести потребителей в заблуждение.
Проверка товарного знака на тождество и сходство с уже зарегистрированными товарными знаками и знаками, поданными на регистрацию ранее, проводится специалистами Федерального института промышленной собственности (ФИПС) во время процедуры экспертизы товарного знака.
Сходство товарных знаков до степени смешения определяется на основе общего впечатления от товарного знака. В зависимости от вида товарного знака (словесный, изобразительный, звуковой) это впечатление может быть зрительным, слуховым или смысловым.
Например, независимо от способа написания, слова ROXY, ROXI, ROXIE и РОКСИ будут звучать одинаково, и это может ввести потребителей в заблуждение , поэтому такие товарные знаки не могут быть зарегистрированы на разных правообладателей в совпадающих классах.
Согласно статье 1483 ГК РФ, товарные знаки сходные до степени смешения в отношении однородных товаров зарегистрировать нельзя. То есть, если схожий товарный знак уже зарегистрирован на территории РФ по тем же продуктам или услугам или же подана заявка на регистрацию такого товарного с более ранним приоритетом, такой товарный знак зарегистрировать не получится.
Исключением может быть ситуация, когда правообладатель схожего товарного знака даст разрешение на регистрацию, при условии, что зарегистрированный товарный знак не будет вводить потребителей в заблуждение.
Регистрация знака с гарантиями
Поможем обойти сходство и зарегистрировать бренд
Проверьте свой товарный знак на уникальность, чтобы узнать вероятность регистрации в Роспатенте.
Бесплатная
проверка бренда
Бот проверит ваш бренд на возможность регистрации
Почему Роспатент отказывает в регистрации сходных знаков?
Согласно законодательству, средство индивидуализации должно выделять товар или услугу среди других. Если логотипы или названия сходы или тождественны — это будет вводить потребителей в заблуждение. Поэтому самый длительный этап — это экспертиза по существу, которая по срокам может занимать до 12 месяцев. На практике эксперты Роспатента справляются за полгода.
По итогам проверки выносится положительное решение, отказили уведомление- вопрос от эксперта по итогам проверки. Это самый большой риск для предпринимателя, поскольку в течение 6 месяцев можно ждать результат и не получить свидетельство.
По статистике Роспатента ежедневно подается 300 заявок на регистрацию товарного знака, только 5% заявок становятся товарными знаками. Поэтому важно проверить обозначение до подачи заявки в Роспатент и подготовится к возможным последствиям. Роспатент оказывает платные услуги по проверке обозначения до регистрации.
Стоимость проверки на сходство в Роспатенте составляет от 30 000 рублей за 1 класс МКТУи занимает 30 календарных дней. По итогам проверки вы получаете список знаков и заявок, которые препятствуют регистрации в виде таблицы.
Мы проводим проверку аналогичную экспертизе Роспатента, только в 10 раз быстрее во время регистрации товарного знака. Проверку проводят и патентные поверенные, эксперты, которые прошли сертификацию ФИПС и могут проверить обозначение аналогично экспертизе по существу. В результате вы получаете рекомендации поверенного и юриста, готовый к регистрации товарный знак и уверенность в успехе.