Обязанность заключения договора с региональным оператором ТКО (твердых коммунальных отходов) закреплена нормативно-правовыми актами. Она ложится на собственника территории, жилой и нежилой недвижимости. В противном случае, если соглашение подписано не будет, владельца могут привлечь к административной ответственности за нарушение санитарных и экологических требований.
ПП 1156 и договор с региональным оператором ТКО
Договор на вывоз мусора с региональным оператором обоснован тем, что владельцы недвижимости обязаны предусмотреть сбор, вывоз и утилизацию мусора в соответствии с законом (ст.30 ЖК РФ). Проблема в том, что деятельность по обращению ТКО подлежит лицензированию. То есть, субъект хозяйственной деятельности, который занимается вывозом мусора, должен соответствовать установленным требованиям.
Для справки! Под обращением ТКО понимается их вывоз, переработка, утилизация. Постановлением Правительства (ПП) №1156 о договоре с региональным оператором введены соответствующие правила.
Частное лицо, которое не уполномочено государственными органами на осуществление этой деятельностью, не может ею заниматься. То есть, собственник многоквартирного или частного дома не может, например, собрать в течение месяца накопившийся мусор и вывезти его на свалку. Причины следующие:
- Своими действиями он создает угрозу для жизни и здоровья другим жильцам, соседям;
- У него нет лицензии на осуществление такой деятельности.
В первом случае владелец жилья дает основание для принудительного выселения из квартиры. Создавая антисанитарные условия в жилом помещении, он подвергает угрозе жизнь и здоровье других лиц, проживающих не только в помещении, но и в доме. Крысы, тараканы, неприятный запах – все это может стать причиной исков против такого собственника.
Получение лицензии – это не формальность. Организации предстоит доказать, что она имеет необходимое оснащение для обращения с ТКО. У частного лица этого нет.
Велика вероятность, что он вывезет мусор в неустановленное место, тем самым стимулируя рост стихийных свалок.
Для справки! Автомобили региональных операторов ТКО подключены к системе ГЛОНАСС, можно отследить их маршрут движения, установить их местонахождение в конкретный промежуток времени.
Ничего подобного у частного лица нет. Кроме того, если он не найдет 100-300 р. в месяц для оплаты тарифов региональных операторов по обращению с отходами, едва ли он потратит час собственного времени и около 1 т.р. (и больше) на бензин, чтобы вывезти ТКО на специально предназначенные мусорные полигоны. Поэтому высока вероятность, что он выбросит мусор в неустановленном месте.
Именно поэтому Законодатель обязывает заключать договор на вывоз ТКО с региональным оператором.
Все владельцы недвижимости и территорий – юридические и физические лица – обязаны заключать договоры именно с региональным оператором ТКО. Прежние соглашения с организациями, которые занимались вывозом мусора, признаются недействительными. Исключение – муниципальные предприятия, которые имеют соответствующую лицензию и транспорт которых подключен к ГЛОНАСС.
Порядок заключения договора с региональным оператором ТКО заключается в том, что потребителю необходимо:
- Найти регионального оператора– через официальный сайт министерства жилищно-коммунального хозяйства субъекта федерации. Нами также составлен перечень региональных операторов по обращению с отходами;
- Направить письменную заявку на заключение соглашения.
Для справки! Предусмотрено, что оператор размещает предложение о заключении договора, а потребитель обязан направить заявку в пятнадцатидневный срок.
К заявке нужно приложить следующее:
- Паспорт или другое удостоверение личности заявителя;
- Правоустанавливающие документы;
- Технический паспорт недвижимости;
- Справку о количестве проживающих лиц.
Это актуально для собственников частных домов, которые заключают договор с региональным оператором в индивидуальном порядке. Владельцы жилья в многоквартирном доме этим вопросом не занимаются. От их имени договор заключают:
- Управляющая компания (УК);
- Товарищество собственников жилья (ТСЖ);
- Жилищный кооператив (ЖК).
Эти организации к заявке должны приложить:
- Договор с жильцами дома на обслуживание, включая обращение с ТКО;
- Лицензии, на основании которых УК занимается предпринимательской деятельностью по управлению многоквартирным домом;
- Документы, в которых есть характеристика жилых и нежилых строений, включая количество жильцов.
На основании последних документов проводится расчет стоимости услуг по вывозу мусора. Дополнительно направляется доверенность, если вопросом заключения договора занимается доверенное лицо.
После того, как заявка поступила, на ее рассмотрение законом предусмотрено 15 дней. Обязательное условие – документ составлен без ошибок, поданные документы содержат исчерпывающие данные.
В каких случаях сроки рассмотрения продлеваются?
Отсутствие каких-либо необходимых документов или сведений в заявке дает основание оператору на приостановление ее рассмотрения. При этом он обязан:
- Выявить недостатки в течение 5 рабочих дней после поступления обращения;
- Направить письмо заявителю с требованием представить недостающие документы или сведения;
- Приостановить рассмотрение заявки до момента получения затребованных сведений.
После получения письма от регионального оператора, потребитель обязан выполнить требования в пятнадцатидневный срок. Если этого не сделано, заявление возвращается. В сопроводительном письме указываются причины, по которым заявка не рассмотрена.
Региональный оператор может получить заявку на заключение договора на один и тот же объект от нескольких лиц. Это обязывает его уточнить истинного владельца. С этой целью рассмотрение обращение приостанавливается на срок до 10 рабочих дней, в течение которых запрашивается и получается выписка из ЕГРН.
В документе будет указан истинный владелец, заявка с которым и будет рассмотрена. Остальным обратившимся лицам заявление возвращается.
Отсутствие заявки от потребителя
Учитывая, что не все лица добросовестно отнесутся к обязанностям по организации вывоза мусора, предусмотрен следующий механизм заключение договора с региональным оператором ТКО:
- Он размещает на официальном сайте предложение о заключение соглашения;
- С этого момента лица обязаны, как указано выше, в пятнадцатидневный срок подать заявку;
- Если они не подают ее, автоматически признается заключенным типовой договор на вывоз ТКО региональным оператором.
По сути, смысл подачи заявки заключается в том, что потребитель не соглашается с типовыми условиями, предложенными региональным оператором. В обращении он указывает собственные предложения и замечания. Если этого не сделать, договор с типовыми условиями начинает действовать автоматически.
Что должно содержать соглашение?
Кроме реквизитов сторон – название и юридический адрес оператора, паспортных данных потребителя, их контактов, даты и населенного пункта, в котором подписывается соглашение – указываются следующие сведения:
- Месторасположение дома, для которого требуется услуга;
- Ее содержание: требование, периодичность, порядок и размер расчета;
- Порядок решения спорных вопросов, в том числе и по факту не предоставления услуги и перерасчета стоимости за нарушение условий договора;
- Права и обязанности сторон;
- Случаи, в которых услуга не предоставляется или ограничивается;
- Основания для изменения условия или расторжения соглашения;
- Срок его действия.
Чтобы точно идентифицировать объем услуги, в соглашении прописываются данные о потребителе: характеристика помещений, их площадь, осуществляемая в них деятельность, а также количество проживающих в них граждан.
Для справки! Расчеты предоставления услуги привязываются к количеству жильцов.
Если в дальнейшем характеристики меняются, количество жильцов растет или уменьшается, стороны могут пересмотреть размер оплаты. Например, региональный оператор может установить, что количество жильцов в доме выросло с 110 до 150 человек. Его дальнейший порядок действий:
- Обращение в суд с иском о перерасчете стоимости;
- Истребование от УК, ТСЖ, ЖК или миграционного ведомства данных об изменении численности граждан дома;
- На основании полученных данных проводится расчет изменения стоимости за каждый период, когда менялась численность граждан.
Такой иск с высокой вероятностью будет удовлетворен. На ответчика переложат расходы регионального оператора по оплате юридических услуг и судебных издержек. Дополнительно назначается штраф, размер которого определяется условиями договора, и начисляется неустойка.
Сумма выплат может достигать 100 т.р. и более. Поэтому рекомендуется решать споры с региональным оператором в досудебном порядке. Это минимизирует финансовые потери.
Штраф и ответственность за незаключение договора с региональным оператором
За незаключение договора с региональным оператором предусмотрен штраф.
Прежде всего речь идет про ответственность за незаключение договора с региональным оператором. Кроме того, что владельцев могут в принудительном порядке обязать выполнять условия типового соглашения, их могут привлечь к административной ответственности.
Кодексом об административных правонарушениях предусмотрено наказание за нарушение экологических и санитарных норм ( ст.8.2 КоАП РФ ). В соответствии с ней, частные лица могут штрафоваться на 2-3 т.р., а юридические лица – на 100-250 т.р.
Проблема в сложности доказывания, что действия собственника ТКО подпадают под эту статью. Более того, трудно связать отказ от заключения договора с региональным оператором и нарушение экологических, санитарных норм. Поэтому Минстрой подал законопроект, которым вносятся дополнения в эту статью и другие нормы.
Изменения предусматривают ответственность за отказ без каких-либо оснований или уклонение от заключения соглашения на вывоз ТКО. При этом ответственность предусмотрена не только для их собственников, но и для оператора.
Так, физических лиц предлагается штрафовать в размере 5 т.р, а юридических лиц – 100-200 т.р. Кроме того, на должностные лица накладывается штраф за незаключение договора с региональным оператором на 30-40 т.р, а индивидуальные предприниматели на 50 т.р.
Если оператор отказывается предоставлять услуги по вывозу мусора, его должностные лица штрафуются на 30-40 т.р, а организация – на 100-300 т.р. То есть, достаточно доказать факт отказа заключать соглашение, и стороны привлекаются к административной ответственности.
Кто покупает и ремонтирует контейнеры для ТКО , – требования закона
Россия перешла на новую систему обращения с ТКО. По плану всё должно было пройти гладко, но на деле оказалось не так. Проблемы вызывают даже самые простые вопросы.
Кто должен убирать мусорные площадки, кто покупает и ремонтирует контейнеры, – чёткие пояснения дала прокуратура.
С чего всё началось
Не вывезли вовремя мусор, не убрали контейнерную площадку или не заменили контейнер для сбора ТКО, – с любой проблемой жители дома обращаются в управляющую организацию. Поэтому управляющей организации нужно знать, за что она отвечает.
В связи с переходом на новую систему обращения с ТКО обязанности управляющих организаций изменились. Например, по уборке контейнерных площадок.
Было. УО должна была своевременно убирать территорию и следить за её санитарным состоянием (п. 3.7.1 постановления № 170).
Это значит, что до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.
Стало. С начала 2019 года изменилось одно условие – теперь регоператор сам убирает контейнерную площадку, если при погрузке мусора в машину что-то рассыпалось.
Всё ещё остаются вопросы о том, кто должен покупать и ремонтировать контейнеры для сбора ТКО. Ситуацию, в которой непонятно, кто и за что отвечает, нагнетают СМИ. Поэтому с официальными разъяснениями выступила прокуратура.
Было. За содержание контейнерной площадки отвечал собственник земли.
Стало. Органы местного самоуправления в области обращения с ТКО, если такая обязанность не лежит на других лицах, создают и содержат место накопления твёрдых коммунальных отходов (ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ).
Место накопления твёрдых коммунальных отходов – это площадка с контейнерами и бункерами. Она обустраивается по требованиям законодательства в области охраны окружающей среды и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 2 Правил № 1156).
Если контейнерная площадка расположена на придомовой территории, которая входит в состав общего имущества, за её содержание отвечают собственники помещений в таком доме. Если площадка в состав общего имущества не входит, за её чистотой следит собственник земельного участка, на котором она расположена.
Собственник земельного участка, на котором размещена контейнерная площадка, должен её содержать, то есть обустраивать, красить, убирать. О приобретении или ремонте контейнеров речи не идёт.
Покупка и ремонт контейнеров
В регионах появились региональные операторы по обращению с ТКО. Старые обслуживающие организации, которые до этого вывозили мусор с площадок, забрали с собой свои контейнеры. Кто должен купить новые?
Региональные операторы в большинстве регионов уверены, что это должны сделать управляющие организации и ТСЖ. Но на самом деле, подобные требования незаконны и нарушают права потребителей коммунальных услуг.
Именно региональный оператор не позднее 25 декабря года, предшествующего году фактического размещения контейнеров и бункеров, направляет в орган местного самоуправления сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров. Указываются объём таких контейнеров и площадки накопления ТКО, где их планируется разместить (п. 13(1) Правил № 1156).
Контейнеры для накопления твёрдых коммунальных отходов приобретает и ремонтирует регоператор. Это его прямая обязанность, осуществляется она за счёт утверждённого тарифа.
Запомнить
- Приобретать и ремонтировать контейнеры для сбора твёрдых коммунальных отходов, убирать места их погрузки, обязаны региональные операторы.
- Переложение такой обязанности на органы местного самоуправления, управляющие организации ТСЖ или жителей домов незаконно.
- Оно же образует нецелевое использование бюджетных средств и нарушает жилищные права потребителей коммунальных услуг.
Кто должен убирать контейнерную площадку на оформленном участке МКД
27 декабря 2018 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15.12.2018 № 1572, которое внесло изменения в распределение обязанностей между региональными операторами по обращению с ТКО и собственниками земли, на которой расположены места для сбора мусора. Попробуем разобраться в новых требованиях законодательства.
За мусор с момента его погрузки отвечает региональный оператор
Согласно ч. 8 ст. 23 № 458-ФЗ, в регионах РФ с 1 января 2019 года должна действовать новая схема по обращению с ТКО: вывоз мусора становится коммунальной услугой, которую исполняет региональный оператор по утверждённым тарифам. Именно регоператор с этого времени отвечает за сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и захоронение твердых коммунальных отходов, правила которых закреплены в ПП РФ № 1156.
Внедрение этой схемы отложено только в городах федерального значения и регионах, где конкурс по отбору регоператора не состоялся и не нашлось компании, которая бы могла взять на себя эти функции (№ 483-ФЗ). В остальных субъектах РФ региональный оператор по обращению с ТКО уже должен работать в соответствии с нормами ПП РФ № 1156.
За содержание контейнерной площадки не всегда отвечает собственник земли
Выбранный региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента их погрузки в мусоровоз (п. 13 ПП РФ №1156). До ПП РФ № 1572 за накопление и сбор мусора, а также за создание и содержание мест для накопления ТКО, контейнерной площадки всегда отвечал собственник земли, на которой сбор отходов был организован (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491).
То есть собственник земли создавал и содержал контейнерную площадку, на которой накапливались ТКО, а региональный оператор собирал мусор в мусоровозы и с этого момента отвечал за их транспортировку, сортировку, обезвреживание, утилизацию и захоронение.
ПП РФ № 1572 изменило данную схему, признав утратившим силу ч. III типового договора с регоператором, утверждённого ПП РФ № 1156, где была прописана ответственность собственника земли за контейнерные площадки, размещённые на неоформленных участках (пп. «б» п. 5 ПП РФ № 1572). С 27 декабря 2018 года за такие места для накопления ТКО отвечает орган местного самоуправления.
Ранее за уборку места погрузки ТКО отвечал собственник земли
К содержанию контейнерных площадок и мест накопления ТКО, за которое отвечали управляющими организации, относятся установка, обслуживание (покраска, ремонт и др.) и очистка урн, мусоропроводов, мусороприёмных камер и контейнерных площадок (п. 260-1 ПП РФ № 290, пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491). Эти работы входят в перечень обязательных, которые должна выполнять УО для надлежащего содержания общего имущества дома.
Своевременная уборка территории и систематическое наблюдение за её санитарным состоянием были отнесены к обязанностям УО по обслуживанию жилищного фонда в соответствии с п. 3.7.1 постановления № 170.
Следовательно, до момента погрузки мусора в мусоровоз и после отъезда спецмашины ответственность за состояние контейнерной площадки, размещённой на оформленной придомовой территории, несла управляющая организация. Именно она убирала территорию и контейнеры, если отходы были разбросаны.
С 2019 года уборка места погрузки отходов – обязанность регоператора
Новое ПП РФ № 1572 внесло изменения как ПП РФ № 1156, которое регулирует деятельность региональных операторов, так и в нормативно-правовые акты, которыми руководствуются УО при управлении многоквартирными домами: ПП РФ № 290, ПП РФ № 491, ПП РФ № 354.
1. К содержанию мест и площадок накопления ТКО не относятся работы по уборке мест погрузки отходов в спецмашины (пп. «д(2)» п. 11 ПП РФ № 491 в ред. ПП РФ №1156).
2. Эта обязанность исключена из минимального перечня работ по содержанию общего имущества МКД (п. п. 4, 25 ПП РФ № 290 в ред. ПП РФ № 1156).
Одновременно с этим уборка мест погрузки ТКО отнесена к обязанностям регионального оператора, что с 27 декабря 2018 года закреплено в п. 148(12) ПП РФ № 354 и п. 2 ПП РФ № 1156.
Для разграничения обязанностей собственников земли под контейнерной площадкой, расположенной на оформленной придомовой территории, и регоператора по вопросу содержания и уборки территории, где собираются ТКО, в п. 2 ПП РФ № 1156 введено понятие «уборка места погрузки ТКО».
Под такой уборкой следует понимать действия сотрудников регоператора по подбору и перемещению в мусоровоз отходов, обронённых или рассыпанных во время погрузочных работ. Такие действия включены в погрузку отходов.
Уборка контейнерной площадки в новой схеме обращения с отходами
Казалось бы, ПП РФ № 1572 разграничил обязанности регоператора по обращению с ТКО и управляющих организаций, которые отвечают за содержание общего имущества собственников, и обозначил чёткую схему:
1. УО организует площадку для накопления ТКО и ставит её на учёт в соответствии с ПП РФ № 1039 в случае, если место для сбора отходов размещено на сформированном земельном участке.
2. Жители дома складируют отходы на площадке, аккуратно размещая их в контейнерах.
3. Регоператор один раз в сутки при температуре выше 5°C и раз в трое суток при температуре 5°C и ниже организует погрузку ТКО в мусоровозы и их вывоз, при этом убирая за собой площадку, если в процессе погрузки что-то рассыпалось или разлетелось.
4. Управляющая домом организация следит за прилегающей территорией, за состоянием площадки, проводит её уборку и ремонт, при необходимости – дератизацию и дезинсекцию.
Регоператор, приезжая за мусором, должен начать погрузку на чистой территории контейнерной площадки. За этим следит УО. Уезжая с мусором, сотрудники регионального оператора должны убрать за собой и оставить площадку для накопления отходов опять же чистой.
Но это – в идеале. По факту возможен спор управляющей организации и регоператора, кто виноват в валяющемся в месте накопления ТКО и на прилегающей территории мусоре: не убрал за собой оператор или отходы разбросали жители/бродячие животные уже после их отъезда.
Возникают и другие вопросы: обязан ли региональный оператор убрать место погрузки ТКО, если по прибытии мусоровоза оно уже было загрязнено отходами? И должен ли он вывезти мусор, который не влез в контейнеры и размещён рядом с ними? В законодательстве нет прямой нормы, указывающей на обязанность регоператора это делать.
Действия УО после принятия ПП РФ № 1572
Поскольку ПП РФ № 1572 – новое и сложившейся практики по его применению ещё нет, можно предположить, что в каждом регионе и даже муниципалитете будет складываться собственная ситуация – в зависимости от условий договора с региональным оператором, позиции органа ГЖН, а затем – судебной практики.
Мы же хотим напомнить, что жители многоквартирных домов вряд ли будут разбираться, кто и почему не убирает контейнерную площадку, в чьи обязанности это входит. Скорее всего, они обратятся в орган ГЖН.
Если площадка находится на неоформленном земельном участке, то УО не отвечает за порядок в месте накопления ТКО и не может быть наказана за разбросанный мусор. Иной случай, если контейнерная площадка включена в состав общего имущества дома.
Чтобы не быть привлечёнными к административной ответственности за ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию общего имущества МКД, управляющим организациям необходимо поддерживать чистоту на контейнерной площадке. А если регоператор не убирает после погрузки ТКО – фиксировать эти факты и добиваться исполнения норм ПП РФ № 1572, обратившись напрямую к региональному оператору или через контрольные органы.