ВЗК РФ Статья 106.1. Особенности обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности
(введена Федеральным законом от 07.06.2013 N 124-ФЗ)
1. При заключении договора воздушной перевозки пассажира пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.
2. При чартерных воздушных перевозках, осуществляемых на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при заключении договора о реализации туристского продукта обязан сообщить туроператору или турагенту об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.
3. Инвалидность и наличие ограничений жизнедеятельности не могут быть основаниями для требования туроператором или турагентом и перевозчиком либо агентом перевозчика, осуществляющим бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, от пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности документов, подтверждающих состояние здоровья таких пассажиров в связи с их инвалидностью или ограничениями жизнедеятельности.
4. Оператор аэропорта, имеющий сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, и перевозчик должны предоставить пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по его запросу услуги, предусмотренные настоящей статьей.
5. Не допускается отказ в воздушной перевозке пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по причине отсутствия технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса.
6. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности на носилках осуществляется с предварительного уведомления перевозчика или агента перевозчика, осуществляющего бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, либо туроператора или турагента о потребности в перевозке на носилках в сроки, установленные перевозчиком.
7. В аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
С 01.03.2024 в пп. 1 п. 7 ст. 106.1 вносятся изменения (ФЗ от 03.04.2023 N 107-ФЗ).
См. будущую редакцию.
1) сопровождение и помощь при перемещении по территории аэропорта (в том числе в местах посадки в транспортное средство и высадки из него), регистрации на рейс и оформлении багажа для воздушной перевозки, прохождении предполетного и послеполетного досмотров, пограничного и таможенного контроля в аэропорту, посадке на воздушное судно и высадке из него, получении багажа по прибытии воздушного судна;
2) предоставление специальных средств для передвижения (в том числе кресла-коляски), позволяющих осуществлять перемещение пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности по территории аэропорта;
3) дублирование предоставляемой в аэропорту и необходимой для ознакомления пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности звуковой и зрительной информации;
4) обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
5) предоставление во временное пользование кресла-коляски не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности в случае задержки доставки в аэропорт назначения или аэропорт промежуточной посадки специального средства для передвижения, принадлежащего пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, либо утраты или повреждения (порчи) этого средства при воздушной перевозке;
6) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
8. На борту воздушного судна пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности перевозчиком предоставляются без взимания дополнительной платы следующие услуги:
1) ознакомление с правилами поведения на борту воздушного судна и иной актуальной информацией в доступной для пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности форме;
2) предоставление во временное пользование кресла-коляски для передвижения на борту воздушного судна не способному передвигаться самостоятельно пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности;
3) иные услуги, установленные федеральными авиационными правилами.
9. Автоматизированная информационная система оформления воздушных перевозок должна функционировать таким образом, чтобы информация об ограничениях жизнедеятельности и о потребности в помощи пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности была в ней зарегистрирована, указана в билете и передана перевозчику.
10. Правила указания в билете информации об ограничениях жизнедеятельности пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
11. Воздушная перевозка пассажира из числа инвалидов по слуху и зрению одновременно, ребенка-инвалида в возрасте до двенадцати лет осуществляется в сопровождении пассажира, оказывающего им помощь в полете.
12. Минимальное количество перевозимых на воздушном судне собак-проводников устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения.
13. Порядок предоставления пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности услуг в аэропортах и на воздушных судах устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.
Авиакомпании начали продавать субсидируемые билеты на 2024 год: кто может их купить
Российские авиакомпании начали продавать субсидируемые билеты на 2024 год.
Деньги на них авиакомпаниям выделяет государство, чтобы поддержать перевозчиков и снизить стоимость для пассажиров. Как правило, такие билеты стоят дешевле обычных, иногда — даже в два раза.
Часть из них доступны для всех пассажиров, а некоторые — только для льготных категорий, например молодежи до 23 лет или жителей Дальнего Востока. Расскажу, какие авиакомпании продают такие билеты и в каком случае право на покупку надо подтвердить документами.
Как общаться и понимать друг друга
Бесплатный курс о том, как бережно общаться с окружающими и чаще получать желаемое
Какие субсидируемые авиабилеты доступны всем россиянам
Любой пассажир может купить субсидируемые авиабилеты на 2024 год по 308 направлениям, которые утвердила Росавиация. Никакие документы для подтверждения права на льготу предъявлять не нужно. Рейсы выполняют по программе субсидирования региональных перевозок.
Из бюджета РФ на эти цели выделили 9 млрд рублей. А некоторые направления дополнительно финансируют из бюджетов регионов.
Еще на 2024 год должны продавать билеты на социально значимые рейсы по Дальнему Востоку по списку. Например, это рейсы Владивосток — Чита, Анадырь — Петропавловск-Камчатский и другие. Но Росавиация пока не опубликовала результаты конкурсного отбора авиакомпаний на эти направления.
Поэтому еще неизвестно, какие перевозчики будут продавать такие билеты.
Куда можно улететь.Рейсы по программе субсидирования региональных перевозок будут в разные города страны, в том числе в труднодоступные населенные пункты. Приведу несколько примеров:
- из Калининграда — в Махачкалу, Нижний Новгород, Пермь, Псков, Самару;
- из Казани — в Кемерово, Магнитогорск, Нижний Новгород, Псков, Самару, Саранск, Саратов, Ярославль и другие города;
- из Перми — в Самару, Сургут, Тюмень, Уфу;
- из Сочи — в Надым, Новый Уренгой, Ноябрьск, Салехард, Томск, Чебоксары, Ярославль.
Какие авиакомпании продают субсидируемые билеты.В 2024 году конкурсный отбор прошли:
- «Азимут».
- «Аэрофлот».
- «Вологодское авиационное предприятие».
- «Икар».
- «Ираэро».
- «Костромское авиапредприятие».
- «Красавиа».
- «Руслайн».
- «ЮВТ Аэро».
- «Ямал».
- Nordstar.
- Nordwind.
- Red Wings.
- S7.
- Smartavia.
- Utair.
У каждого перевозчика — свой список субсидируемых рейсов.
На сайте авиакомпании «Ямал» сообщили, что продажи субсидируемых билетов уже начались. Представитель перевозчика сказал мне, что все билеты на регулярные прямые рейсы — субсидируемые.
Компания Nordwind открыла продажу субсидируемых билетов на рейсы между Самарой и Волгоградом. Их можно забронировать на сайте перевозчика и в билетных кассах. Перелеты будут выполнять совместно с авиакомпанией «Икар» по вторникам и пятницам. Например, на 17 января такой билет в один конец без багажа стоит 2000 ₽.
Письма о путешествиях и эмиграции
Истории о том, где отдыхать, учиться и жить, — в вашей почте по воскресеньям. Бесплатно
Подписаться
Ваша почта будет в безопасности.
Детали — в политике конфиденциальности
Какие субсидируемые билеты могут купить льготники
Росавиация согласовала список рейсов, субсидируемые билеты на которые в 2024 году могут купить только отдельные категории граждан. Вот кто к ним относится:
- Молодежь до 23 лет.
- Женщины старше 55 лет и мужчины от 60 лет.
- Дети с инвалидностью вместе с сопровождающими.
- Взрослые с инвалидностью первой группы и их сопровождающие. Инвалиды с детства второй и третьей группы.
- Многодетные семьи.
- Жители Дальневосточного федерального округа. Для них есть свой список направлений, на которые продают льготные билеты. Для таких билетов дата вылета должна быть не позже шести месяцев с даты покупки. Исключение — дата обратного билета, который пассажир приобрел сразу вместе с билетом на рейс туда.
- Дети до 18 лет с путевкой в детский центр «Океан» во Владивостоке. Для них тоже существует отдельный список направлений.
Куда можно улететь.Субсидируемые авиабилеты продают на 154 рейса. Для жителей ДФО определили 21 субсидируемый рейс.
Для подростков с путевкой в «Океан» — 6. Остальные 127 рейсов — для других категорий льготников.
Полный список рейсов на 2024 год — на сайте Росавиации. Направления делят на группы:
- Рейсы из удаленных и труднодоступных населенных пунктов для всех льготных категорий граждан. Например, из Махачкалы — в Сочи и Челябинск, из Минеральных Вод — в Норильск и Якутск, из Омска — в Салехард и Тюмень. Таких рейсов 120. Они перечислены в приложении 1 на сайте Росавиации. На рейсы в обратном направлении тоже действуют льготы. Количество субсидируемые билетов, которые один пассажир может купить на такие рейсы, ограниченно. Можно приобрести до четырех в год в одном направлении или до двух туда-обратно . Еще можно купить один билет туда-обратно и два билета в одном направлении.
- Рейсы во Владивосток и обратно по путевке в центр «Океан» для детей до 18 лет. Они указаны в приложении 2. В 2024 году это рейсы из Владивостока в Екатеринбург, Иркутск, Новосибирск, Южно-Сахалинск, Якутск и обратно.
- Рейсы из Калининграда и обратно в Архангельск, Екатеринбург, Жуковский, Москву, Мурманск, Санкт-Петербург, Сочи. Они для всех льготных категорий граждан. Эти рейсы — в приложении 4.
- Направления для пассажиров, которые живут в ДФО. В списке — 21 рейс, они указаны в приложении 5 на сайте Росавиации. Например, в Москву и Петербург — из Хабаровска, Читы, Якутска, Мирного и других городов ДФО. Обратные рейсы тоже субсидируемые. Количество субсидируемых билетов ограниченно. Действуют такие же правила, как на билеты из первого пункта этого списка.
Раньше субсидии выделяли на рейсы в Симферополь, но поскольку аэропорт закрыт, этих рейсов в списке на 2024 год нет.
Право на льготу надо подтвердить документами. О них расскажу дальше.
Какие авиакомпании продают субсидируемые авиабилеты.На 2024 год субсидируемые билеты льготникам могут продавать 11 авиакомпаний:
- «Алроса».
- «Аэрофлот».
- «Ираэро».
- «Уральские авиалинии».
- «Якутия».
- iFly.
- Nordstar.
- Red Wings.
- S7.
- Smartavia.
- Utair.
У каждой авиакомпании — свой список субсидируемых направлений.
Сколько стоят билеты.Власти определили стоимость субсидируемых билетов. Тарифы на перелет в один конец также указаны на сайте Росавиации.
Билеты не могут стоить дороже, но иногда авиакомпании продают их дешевле.
Приведу несколько примеров цен на билеты, которые установили власти.
Стоимость субсидируемых билетов на человека в один конец
Москва — Владивосток | 10 200 ₽ — для жителей ДФО, 7400 ₽ — для остальных категорий льготников |
Владивосток — Минеральные Воды | 10 100 ₽ |
Благовещенск — Сочи | 9500 ₽ |
Санкт-Петербург — Южно-Сахалинск | 7400 ₽ |
Калининград — Санкт-Петербург | 3500 ₽ |
Москва — Владивосток | 10 200 ₽ — для жителей ДФО, 7400 ₽ — для остальных категорий льготников |
Владивосток — Минеральные Воды | 10 100 ₽ |
Благовещенск — Сочи | 9500 ₽ |
Санкт-Петербург — Южно-Сахалинск | 7400 ₽ |
Калининград — Санкт-Петербург | 3500 ₽ |
Где купить субсидируемые билеты для льготников
На момент выхода статьи многие авиаперевозчики уже открыли продажу субсидируемых авиабилетов для отдельных категорий льготников и жителей ДФО на 2024 год. Информацию об этом обычно размещают на официальных сайтах. Приведу несколько примеров.
Цены на билеты указаны на одного человека в один конец с багажом.
«Аэрофлот»начал продавать субсидируемые билеты с 7 декабря. Например, обычный билет из Москвы во Владивосток на 11 февраля стоит от 17 100 ₽, субсидируемый для жителей ДФО — 10 200 ₽, субсидируемый для других категорий льготников, например молодежи до 23 лет, — 7400 ₽.
Приложение «Аэрофлота»:
Google Play,
AppGallery
Из Анадыря в Москву обычный билет на 15 января обойдется в 20 000 ₽, для молодежи и пожилых — в 9000 ₽.
На сайте «Аэрофлота» пишут, что при покупке билета у жителей ДФО должна быть отметка о постоянной регистрации в регионе. У многодетной семьи — удостоверение об этом или другой документ, который указывает на ее статус. У пассажиров с инвалидностью — справка.
Молодежи и пожилым достаточно паспорта или свидетельства о рождении.
Оформить субсидируемые билеты можно на специальной странице на сайте перевозчика, в мобильном приложении и офисах авиакомпании, а также через агентства. Если билет покупают на сайте «Аэрофлота», сканы документов загружают в специальную форму. При покупке в кассе предъявляют документы.
При покупке субсидируемого билета на сайте «Аэрофлота» есть специальная форма для загрузки документов. Источник: aeroflot.ru
Стоимость субсидируемого перелета из Москвы во Владивосток на 16 января для жителей ДФО — 10 200 ₽ на человека с багажом. Источник: aeroflot.ru
Субсидируемые билеты на это же направление для молодежи до 23 лет и пожилых людей стоят дешевле — 7400 ₽. Источник: aeroflot.ru
Обычный билет дороже. Источник: aeroflot.ru
«Уральские авиалинии»продают субсидируемые билеты на рейсы туда и обратно из Калининграда в Екатеринбург и Жуковский, из Иркутска в Сочи и Владивосток и по другим направлениям. Например, попасть из Калининграда в Екатеринбург 16 января можно за 3000 ₽ по субсидируемому тарифу. Обычный билет на эту дату стоит 8982 ₽. Молодежь, пожилые люди и жители ДФО могут купить субсидируемые билеты на сайте авиакомпании.
Документы, которые подтверждают право на льготу, у них попросят только при регистрации на рейс. Люди с инвалидностью и многодетные семьи могут купить билеты только в кассе после предъявления документов на льготу.
Билеты можно забронировать по звонку в кассу или концентр, а затем выкупить в течение 24 часов в кассе.
«Якутия»открыла продажу билетов по 21 направлению — туда и обратно. Авиакомпания предлагает купить льготные билеты от 2500 ₽ с вылетом после 1 января 2024 года. Доступны рейсы, например, между Якутском и Владивостоком, Екатеринбургом, Красноярском, Новосибирском, Омском и другими городами. Перелет из Владивостока в Екатеринбург по обычному тарифу стоит 31 400 ₽, а по субсидируемому — 6400 ₽.
Полный список субсидируемых маршрутов опубликован на сайте авиакомпании. Билеты можно приобрести только в кассах «Якутии» при предъявлении оригинала документа на положенную льготу.
Smartaviaоткрыла пока единственное субсидируемое направление на 2024 год — между Улан-Удэ и Москвой. На сайте авиакомпании указано, что льготные цены действуют до декабря 2024 года. Например, на 19 января обычный билет стоит 8040 ₽, а субсидируемый — 3900 ₽. Билеты для молодежи и пожилых можно приобрести на сайте перевозчика, а также в некоторых агентствах по продаже авиабилетов.
Их список просят уточнять по телефону в колцентре. Для людей с инвалидностью и многодетных семей билеты оформляют в офисах авиакомпании и агентствах.
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2021 г. N 321 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи»
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 48, ст. 4563; 2021, N 15, ст. 2446) и пунктом 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст.
3342; 2019, N 1, ст. 10), приказываю:
1. Утвердить прилагаемый Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи.
2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением абзацев второго и шестого подпункта 9 пункта 3, подпункта 7 пункта 4 прилагаемого Порядка, которые вступают в силу с 1 марта 2024 г.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2021 г.
Регистрационный N 66051
УТВЕРЖДЕН
приказом Минтранса России
от 20 сентября 2021 г. N 321
Порядок обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи
1. Обеспечение условий доступности для пассажиров из числа инвалидов автовокзалов, автостанций и услуг перевозки пассажиров и багажа осуществляется владельцами автовокзалов, автостанций и оказывающими такие услуги организациями, индивидуальными предпринимателями соответственно.
2. Личный уход за пассажиром из числа инвалидов (медицинские процедуры, принятие пищи, лекарств, выполнение санитарно-гигиенических процедур) обеспечивается пассажиром самостоятельно либо при помощи сопровождающих лиц.
3. Владельцы автовокзалов, автостанций обеспечивают:
1) беспрепятственное перемещение по территории автовокзала, автостанции пассажира из числа инвалидов самостоятельно или с помощью персонала автовокзала, автостанции и вспомогательных средств;
2) возможность прохода пассажиров из числа инвалидов, использующих для передвижения кресло-коляску, через контрольно-пропускное устройство (при наличии таких устройств на территории автовокзала, автостанции);
3) сопровождение пассажиров из числа инвалидов, имеющих стойкие расстройства функций зрения и самостоятельного передвижения, по территории автовокзала, автостанции;
4) помощь пассажирам из числа инвалидов при передвижении по территории автовокзала, автостанции в том числе при посадке в транспортное средство и высадке из транспортного средства, а также при оформлении и получении багажа;
5) возможность ознакомления пассажира из числа инвалидов в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» или посредством телефонной (мобильной) связи с Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2020 г. N 1586 1 (далее — Правила перевозки пассажиров), а также с условиями перевозки пассажиров из числа инвалидов;
6) дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой информации;
7) размещение перед входами в помещения, в которых предоставляются услуги пассажирам, табличек с информацией о назначении помещения, выполненной в виде рельефно-точечного шрифта Брайля;
8) допуск на территорию автовокзала, автостанции собаки-проводника при наличии документа, выданного в отношении данной собаки в порядке, установленном приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 22 июня 2015 г. N 386н 2 «Об утверждении формы документа, подтверждающего специальное обучение собаки-проводника, и порядка его выдачи» (далее — специальный документ);
9) информирование пассажиров из числа инвалидов посредством передачи звуковой, визуальной информации или с использованием информационного терминала:
ГАРАНТ:
Абзац второй подпункта 9 вступает в силу с 1 марта 2024 г.
о расположении на территории автовокзала, автостанции мест, оборудованных кнопкой оповещения (вызова) персонала или низкорасположенными телефонами с функцией регулирования громкости, текстофонами или иными обеспечивающими вызов (оповещение) техническими средствами;
о расположении выделенных для инвалидов парковок;
о расположении на территории автовокзала, автостанции мест встречи пассажиров из числа инвалидов;
о номерах телефонов, по которым можно получить информацию (в том числе в текстовом виде) о Правилах перевозки пассажиров, а также об условиях перевозки пассажиров из числа инвалидов;
ГАРАНТ:
Абзац шестой подпункта 9 вступает в силу с 1 марта 2024 г.
о расположении мест для выгула собак-проводников;
о порядке осуществления взаимодействия с уполномоченными должностными лицами владельца автовокзала, автостанции;
о планируемом времени отправления транспортного средства в случае задержки рейса;
о расположении специально оборудованных для инвалидов санитарно-бытовых помещений;
10) размещение в здании автовокзала, автостанции справочной службы для пассажиров из числа инвалидов или размещение при входе в здание автовокзала, автостанции информационной тактильно-звуковой мнемосхемы, отображающей информацию о помещениях, в которых предоставляются услуги пассажирам;
11) проведение инструктажа работников, осуществляющих непосредственное взаимодействие с пассажирами из числа инвалидов.
4. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров и багажа (далее — регулярные перевозки) в городском, пригородном и междугородном сообщении, обеспечивают:
1) оказание помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
2) посадку инвалида, использующего кресло-коляску, в транспортное средство и высадку из него с использованием специального подъемного устройства (если транспортное средство оборудовано таким устройством);
3) провоз в транспортном средстве без взимания платы собаки-проводника при наличии специального документа;
4) перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в салоне транспортного средства в сложенном виде или в багажном отделении транспортного средства без взимания платы;
5) перевозку пассажира из числа инвалидов в кресле-коляске (если конструкцией транспортного средства предусмотрены места для такой перевозки);
6) размещение в транспортном средстве, оборудованном кнопкой оповещения водителя о необходимости открывания двери для выхода пассажиров на остановке, рядом с указанной кнопкой на высоте от 1,3 м до 1,5 м от пола транспортного средства тактильно-визуальной информирующей таблички с надписью «Открыть дверь на остановке», выполненной рельефно-линейным шрифтом, обеспечивающим, доступность информации для всех граждан, включая слабовидящих, дублированной рельефно-точечным шрифтом Брайля для незрячих;
ГАРАНТ:
Подпункт 7 вступает в силу с 1 марта 2024 г.
7) оповещение пассажиров из числа инвалидов об остановке транспортного средства в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки пассажиров посредством звукового и визуального информирования.
5. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа по заказу, обеспечивают условия доступности услуг, указанные в подпунктах 1, 3 и 4 пункта 4 настоящего Порядка.
6. Организации, индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и багажа легковыми такси, обеспечивают:
1) оказание водителем помощи пассажиру из числа инвалидов при посадке в транспортное средство и высадке из него;
2) провоз собак-проводников при наличии специального документа;
3) перевозку кресла-коляски пассажира из числа инвалидов в сложенном виде в салоне транспортного средства или в багажном отделении транспортного средства.
7. Пассажиры из числа инвалидов, имеющие стойкие расстройства функций самостоятельного передвижения, уведомляют юридическое лицо, индивидуального предпринимателя, осуществляющего их перевозку, или агента таких юридического лица, индивидуального предпринимателя об имеющихся ограничениях жизнедеятельности и потребности в оказании им необходимой помощи:
при регулярных перевозках в междугородном сообщении — не позднее чем за 24 часа до отправления транспортного средства в соответствии с установленным расписанием;
при перевозке пассажиров и багажа по заказу и перевозке легковым такси — в момент заключения договора, предусматривающего такую перевозку.
8. Требования, предусмотренные пунктами 3-6 настоящего Порядка, за исключением абзацев второго и шестого подпункта 9 пункта 3 и подпункта 7 пункта 4 настоящего Порядка, в отношении транспортных средств, автовокзалов, автостанций, введенных в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию или модернизацию применяются в соответствии с частью 3 статьи 26 Федерального закона от 1 декабря 2014 г. N 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» 3 .
1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 41, ст. 6428; 2021, официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru), 2021, 27 августа, N 0001202108270016.
2 Зарегистрирован Минюстом России 21 июля 2015 г., регистрационный N 38115.
3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 49, ст. 6928.
На период с 1 марта 2022 г. до 1 марта 2028 г. установлены правила обеспечения доступности для инвалидов транспортной инфраструктуры, автотранспорта и городского наземного электротранспорта, а также оказания им при этом помощи.
Некоторые нормы при этом будут применяться с 1 марта 2024 г. С этой даты предусматривается звуковое и визуальное информирование о расположении на территории автовокзала, автостанции кнопки вызова персонала, об остановке ТС в остановочных пунктах маршрутов регулярных перевозок для посадки и высадки.
Приказ Министерства транспорта РФ от 20 сентября 2021 г. N 321 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов транспортной инфраструктуры и услуг автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, а также оказания им при этом необходимой помощи»
Зарегистрировано в Минюсте РФ 29 ноября 2021 г.
Регистрационный N 66051
Вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 марта 2028 г., за исключением абзацев второго и шестого подпункта 9 пункта 3, подпункта 7 пункта 4 прилагаемого Порядка, которые вступают в силу с 1 марта 2024 г.