7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Федеральный закон от 4 августа 2024 г. № 492-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации»
Обзор документа
Федеральный закон от 4 августа 2024 г. № 492-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации»
7 августа 2024
Принят Государственной Думой 21 июля 2024 года
Одобрен Советом Федерации 28 июля 2024 года
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 44, ст. 4147; 2005, N 30, ст. 3128; 2007, N 21, ст. 2455; N 31, ст. 4009; 2008, N 30, ст.
3597; 2011, N 30, ст. 4594; N 50, ст. 7343; N 51, ст.
7448; 2014, N 26, ст. 3377; N 30, ст. 4218, 4225; 2015, N 1, ст. 40; N 10, ст. 1418; N 27, ст.
3997; N 29, ст. 4339, 4350, 4378; 2016, N 18, ст. 2495; N 26, ст. 3890; N 27, ст. 4267, 4269, 4282, 4298, 4306; 2017, N 27, ст.
3938; N 31, ст. 4765, 4766; 2018, N 1, ст. 90; N 27, ст.
3947, 3954; N 28, ст. 4139, 4149; N 32, ст. 5133, 5134, 5135; N 53, ст. 8411; 2019, N 26, ст. 3317; N 31, ст.
4442; N 52, ст. 7820; 2020, N 29, ст. 4504, 4512; N 42, ст. 6505; N 52, ст.
8581; 2021, N 1, ст. 33; N 17, ст. 2878; N 27, ст.
5054, 5101; 2022, N 1, ст. 5, 18, 45, 47; N 18, ст. 3009; N 22, ст.
3537; N 29, ст. 5220, 5279, 5283; N 41, ст. 6947; 2024, N 12, ст. 1890; N 14, ст.
2373; N 25, ст. 4417, 4433; N 26, ст. 4675) следующие изменения:
1) статью 11.3 дополнить пунктом 5 следующего содержания:
«5. Не допускается образование иных земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного арендатору расположенных на нем и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, за исключением случаев, если такое образование осуществляется в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.»;
2) статью 22 дополнить пунктом 9.3 следующего содержания:
«9.3. Арендатор земельного участка, которому такой земельный участок предоставлен в связи с предоставлением ему в аренду расположенных на таком земельном участке и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды такого земельного участка третьему лицу только в случае, если они передаются указанному третьему лицу в связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды таких здания, сооружения. Указанный арендатор не имеет права передавать право аренды земельного участка в залог и вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.»;
3) в подпункте 5 статьи 39.5 после слов «в указанный период в соответствии с» дополнить словами «его целевым назначением и», слова «муниципальном образовании и по специальности» заменить словами «муниципальном образовании, определенном законом субъекта Российской Федерации, и по профессии, специальности»;
4) в подпункте 9 пункта 2 статьи 39.6 слова «эти объекты недвижимости предоставлены» заменить словами «здания, сооружения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены в аренду,»;
5) пункт 8 статьи 39.8 дополнить подпунктом 21 следующего содержания:
«21) на срок действия договора аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения в случае предоставления земельного участка арендатору таких здания, сооружения.»;
6) в пункте 2 статьи 39.10:
а) дополнить подпунктами 4.1 и 4.2 следующего содержания:
«4.1) религиозным организациям на срок до сорока девяти лет при условии, что на указанных земельных участках расположены здания, сооружения религиозного или благотворительного назначения, принадлежащие им на праве собственности, в случае, если указанные земельные участки ограничены в обороте и (или) не могут быть предоставлены данным религиозным организациям в собственность;
4.2) некоммерческим организациям при условии, что на указанных земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования и находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, на срок до прекращения прав на такие здания, сооружения;»;
б) в подпункте 7 слова «по специальностям,» заменить словами «по профессиям, специальностям,», слово «лет;» заменить словами «лет. Законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет, а также требование об отсутствии у таких граждан права собственности на иные земельные участки, предоставленные для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в данном муниципальном образовании;».
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
4 августа 2024 года
N 492-ФЗ
Обзор документа
В ЗК РФ внесены поправки, которыми регионам предоставляется право устанавливать в т. ч. перечень профессий рабочих и должностей служащих, работа по которым позволит гражданам получать находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в безвозмездное пользование с последующим бесплатным предоставлением в собственность для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства.
Также предусмотрено предоставление государственных и муниципальных земель религиозным организациям в безвозмездное пользование на срок до 49 лет при условии, что на них расположены здания, сооружения религиозного или благотворительного назначения, находящиеся у них в собственности. Это касается участков, которые ограничены в обороте и не могут быть предоставлены таким организациям в собственность.
Земли также могут получить некоммерческие организации, если на них расположены государственные или муниципальные здания и сооружения, находящиеся в безвозмездном пользовании таких организаций. В этом случае участки предоставляются на срок до прекращения прав на такие здания и сооружения.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Федеральный закон от 24 июля 2024 года № 370-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Внести в Земельный кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4147; 2014, № 26, ст. 3377; № 30, ст.
4218, 4225; 2015, № 29, ст. 4339, 4350, 4378; 2016, № 27, ст. 4267, 4306; 2017, № 31, ст. 4766; 2018, № 1, ст. 90; № 32, ст.
5133, 5134; № 53, ст. 8411; 2019, № 31, ст. 4442; № 52, ст.
7820; 2020, № 42, ст. 6505; 2021, № 1, ст. 33; 2022, № 18, ст. 3009; № 41, ст. 6947; 2024, № 12, ст.
1890; № 14, ст. 2373; № 25, ст. 4417, 4433; № 26, ст. 4675) следующие изменения:
1) пункт 4 статьи 35 дополнить подпунктом 4 следующего содержания:
«4) отчуждение объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем продажи на конкурсе либо продажи на аукционе, если предметом аукциона является объект культурного наследия, находящийся в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя.»;
2) статью 39 7 дополнить пунктом 6 следующего содержания:
«6. Размер арендной платы за земельный участок, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», устанавливается равным одному рублю в год на весь срок выполнения условий конкурса по продаже такого объекта.»;
3) пункт 8 статьи 39 8 дополнить подпунктом 8 6 следующего содержания:
«8 6 ) на срок выполнения условий конкурса по продаже объекта культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» собственником такого объекта, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом;»;
4) статью 39 20 дополнить пунктом 14 следующего содержания:
«14. Исключительное право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположен объект культурного наследия, приватизированный путем продажи на конкурсе в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», возникает у собственника такого объекта после выполнения условий конкурса по продаже такого объекта, которое подтверждается актом приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.».
Статья 2
Внести в статью 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, № 44, ст. 4148; 2003, № 28, ст. 2875; № 50, ст. 4846; 2004, № 41, ст. 3993; 2005, № 1, ст.
17; № 25, ст. 2425; 2006, № 1, ст. 3, 17; № 17, ст.
1782; № 27, ст. 2881; № 52, ст. 5498; 2007, № 7, ст.
834; № 31, ст. 4009; № 43, ст. 5084; № 46, ст.
5553; № 48, ст. 3597; 2009, № 19, ст. 2281; № 29, ст. 3582; № 52, ст. 6418, 6427; 2011, № 1, ст.
47; № 13, ст. 1688; № 30, ст. 4562; № 49, ст.
7027; № 51, ст. 7448; 2012, № 27, ст. 3587; № 53, ст. 7614, 7615; 2013, № 23, ст. 2881; № 27, ст.
3477; № 30, ст. 4072; 2014, № 26, ст. 3377; 2015, № 1, ст. 9; № 24, ст. 3369; 2016, № 22, ст.
3097; № 27, ст. 4294, 4306; 2017, № 25, ст. 3593; № 27, ст.
3940; № 31, ст. 4766; 2018, № 1, ст. 90; 2019, № 31, ст. 4426; 2022, № 1, ст.
47; № 29, ст. 5279) следующие изменения:
1) пункт 7 дополнить словами «, а также случаев, предусмотренных федеральными законами»;
2) дополнить пунктом 21 1 следующего содержания:
«21 1 . Арендатор земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (в том числе арендатор земельного участка, договор аренды которого возобновлен на неопределенный срок), которому такой земельный участок был предоставлен до 1 марта 2015 года, однократно имеет право заключить новый договор аренды такого земельного участка сроком на пять лет без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39 14 — 39 17 Земельного кодекса Российской Федерации, при условии, что:
1) заключение нового договора аренды такого земельного участка с данным арендатором без проведения торгов не может осуществляться в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 39 6 Земельного кодекса Российской Федерации;
2) цели использования земельного участка по новому договору аренды идентичны целям использования земельного участка по ранее заключенному договору аренды такого участка;
3) земельный участок был предоставлен данному арендатору не для целей строительства, реконструкции и (или) эксплуатации зданий и (или) сооружений, являющихся объектами капитального строительства, и на нем отсутствуют объекты капитального строительства;
4) на дату обращения данного арендатора с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка у него отсутствует задолженность по арендной плате за два и более периода уплаты арендной платы, предусмотренных ранее заключенным договором аренды;
5) на дату обращения данного арендатора с заявлением о заключении нового договора аренды земельного участка у органа государственной власти или органа местного самоуправления, указанных в статье 39 2 Земельного кодекса Российской Федерации, отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства Российской Федерации при использовании такого земельного участка;
6) такой земельный участок испрашивается арендатором не для целей размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций или иных объектов, которые в соответствии с главой V 6 Земельного кодекса Российской Федерации могут быть размещены на земельном участке без его предоставления, установления сервитута;
7) такой земельный участок испрашивается арендатором не для использования в целях, предусмотренных статьей 39 37 Земельного кодекса Российской Федерации.».
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 4, ст. 251; 2005, № 25, ст. 2425; 2006, № 2, ст. 172; № 17, ст.
1782; 2007, № 21, ст. 2455; № 31, ст. 4009; № 46, ст. 5557; № 49, ст.
6079; 2008, № 20, ст. 2251, 2253; № 30, ст. 3615, 3617; 2010, № 23, ст. 2788; 2011, № 29, ст. 4292; № 30, ст.
4562, 4568; № 50, ст. 7343, 7359; 2013, № 44, ст. 5630; 2014, № 22, ст. 2771; № 26, ст.
3400; № 43, ст. 5799; № 48, ст. 6637; 2015, № 1, ст.
72; № 27, ст. 3947, 3971; 2016, № 1, ст. 11; № 26, ст. 3890; № 27, ст.
4299; 2018, № 27, ст. 3954; 2019, № 10, ст. 890; № 14, ст.
1458; № 31, ст. 4460; 2020, № 31, ст. 5052; 2021, № 27, ст. 5101, 5180; 2022, № 29, ст. 5238, 5287; № 50, ст.
8806; 2024, № 1, ст. 52, 65; № 6, ст. 920) следующие изменения:
1) пункт 5 статьи 3 изложить в следующей редакции:
«5. Если иное не определено настоящим Федеральным законом, особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества устанавливаются федеральным законом.»;
2) пункт 3 статьи 15 дополнить подпунктами 17 и 18 следующего содержания:
«17) сведения об установлении обременения такого имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами;
18) условия конкурса, формы и сроки их выполнения.»;
3) пункт 14 статьи 18 дополнить предложением следующего содержания: «В случае обременения государственного или муниципального имущества публичным сервитутом и (или) ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом и (или) иными федеральными законами, существенным условием договора купли-продажи такого имущества, заключаемого на аукционе, является обязанность покупателя соблюдать условия указанного обременения.»;
а) наименование изложить в следующей редакции:
«Статья 20. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе«;
б) пункт 6 признать утратившим силу;
в) в абзаце третьем пункта 7 слова «(за исключением предложения о цене продаваемого на конкурсе имущества)» исключить;
г) в пункте 9 слова «, а также заявить только одно предложение о цене государственного или муниципального имущества» исключить;
абзац шестой изложить в следующей редакции:
«проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр объектов культурного наследия, состояние которого признается неудовлетворительным в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — объект культурного наследия, находящийся в неудовлетворительном состоянии), в порядке, установленном указанным Федеральным законом;»;
дополнить новым абзацем седьмым следующего содержания:
«иные условия в соответствии со статьей 29 настоящего Федерального закона.»;
абзацы седьмой и восьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым;
а) пункт 1 дополнить абзацем следующего содержания:
«Приватизация объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением, путем продажи на конкурсе осуществляется с одновременным предоставлением лицу, приобретающему такой объект культурного наследия, земельного участка, занимаемого таким объектом и необходимого для его использования, в аренду.»;
б) абзац четвертый пункта 3 дополнить словами «, за исключением договора аренды земельного участка, заключенного на срок выполнения собственником расположенного на этом земельном участке объекта культурного наследия условий конкурса по продаже такого объекта, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом»;
в) пункт 8 дополнить абзацем следующего содержания:
«Отчуждению в соответствии с настоящим Федеральным законом не подлежат занятые объектами культурного наследия земельные участки, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, земельные участки, находящиеся на территории такого субъекта Российской Федерации, государственная собственность на которые не разграничена, в случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами такого субъекта Российской Федерации.»;
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
«1. Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, могут приватизироваться в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, преобразуемого в акционерное общество или общество с ограниченной ответственностью, путем внесения таких объектов в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества, путем продажи на аукционе (за исключением объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) или на конкурсе (в отношении объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии) при условии их обременения требованиями к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр объектов культурного наследия, требованиями к сохранению таких объектов, требованиями к обеспечению доступа к таким объектам, требованиями к размещению наружной рекламы на таких объектах и их территориях, а также требованиями к установке надписей и обозначений, содержащих информацию об объекте культурного наследия.
Объекты культурного наследия, включенные в реестр объектов культурного наследия, за исключением объектов культурного наследия, находящихся в неудовлетворительном состоянии, могут приватизироваться субъектами малого и среднего предпринимательства также в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения движимого и недвижимого имущества, находящегося в государственной или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», при условии их обременения требованиями, указанными в абзаце первом настоящего пункта, и соблюдения положений пунктов 2 и 3 настоящей статьи.»;
б) пункт 4 изложить в следующей редакции:
«4. В случае приватизации объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, путем продажи на конкурсе условия конкурса должны предусматривать:
1) требования, установленные охранным обязательством, предусмотренным статьей 47 6 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», а при отсутствии данного охранного обязательства — иным охранным документом, предусмотренным пунктом 8 статьи 48 указанного Федерального закона;
2) иные требования к сохранению, в том числе реставрации, объекта культурного наследия или его части, установленные федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, уполномоченными в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, на основании запроса федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, уполномоченных на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
3) обязательство покупателя обеспечить разработку в определенный срок проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включая проведение работ по его реставрации, в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта;
4) обязательство покупателя обеспечить проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с требованиями, предусмотренными подпунктами 1 и 2 настоящего пункта.»;
абзацы первый — пятый признать утратившими силу;
абзац седьмой дополнить предложениями следующего содержания: «Задаток для участия в конкурсе по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, устанавливается в размере 20 процентов кадастровой стоимости такого объекта культурного наследия. Победителю конкурса возвращается часть задатка в сумме, превышающей цену приобретения данного имущества.»;
дополнить абзацем следующего содержания:
«При проведении конкурса по продаже объекта культурного наследия, находящегося в неудовлетворительном состоянии, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указывается величина повышения начальной цены («шаг конкурса»).»;
г) пункт 6 дополнить абзацем следующего содержания:
«Документом, подтверждающим выполнение условий конкурса, является акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, выданный новому собственнику такого объекта органом охраны объектов культурного наследия в соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».»;
д) дополнить пунктом 7 следующего содержания:
«7. При приватизации объекта культурного наследия, являющегося зданием, строением или сооружением и находящегося в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя, путем продажи на аукционе, если земельный участок под таким объектом не продается на аукционе, в информационном сообщении помимо сведений, указанных в статье 15 настоящего Федерального закона, указываются сведения о размере арендной платы за земельный участок, занятый таким объектом и необходимый для его использования, и о сроке аренды этого земельного участка.»;
7) в абзаце втором пункта 4 статьи 31 второе предложение исключить;
8) абзац пятый пункта 2 статьи 32 изложить в следующей редакции:
«иные условия, обязательные для выполнения сторонами такого договора в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также иные условия, установленные сторонами такого договора по взаимному соглашению.».
Что изменится в законах о недвижимости в марте 2024 года
В марте 2024 года вступает в силу ряд законов и нормативных актов, которые существенно изменят жизнь россиян. Они касаются порядка предоставления сведений о собственниках недвижимости, оплаты коммунальных услуг, изъятия жилья, капитального ремонта многоэтажек, пожарной безопасности и земельных торгов. Юристы рассказали, как нововведения повлияют на жизнь россиян.
Основания для изъятия имущества
- использование имущества не по назначению, если это приводит к систематическому нарушению прав и интересов соседей;
- бесхозяйное содержание имущества, которое приводит к его разрушению.
«Собственник может получить предупреждение о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения, то будет установлен срок для его ремонта. Если собственник после предупреждения продолжит нарушать права и интересы соседей или использовать помещение не по назначению либо без уважительных причин не произведет ремонт, суд по иску уполномоченного органа может принять решение о продаже с публичных торгов такого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения», — пояснил партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры» Василий Малинин.
Цель нового закона состоит в том, чтобы решить проблему, которая существует уже давно, пояснил юрист. По его словам, сейчас многие используют свое недвижимое имущество не по назначению, не следят за его состоянием, переоборудуют квартиры в разного рода общественные помещения. «Надзорные органы уже давно борются с этим. Нововведения закрепляют сложившуюся судебную практику, однако право лишать права собственности на имущество предоставлено законодателем впервые», — резюмировал Малинин.
Стоимость ЖКУ
С 1 марта 2024 года заработает постановление кабмина, согласно которому потребляемые на общедомовые нужды коммунальные ресурсы собственники жилья будут оплачивать по-новому — исходя из фактического потребления, если установлен счетчик, а если его нет, то по измененным нормативам. Нововведения касаются оплаты горячей и холодной воды, электричества и водоотведения. Теперь появится не существовавший раньше норматив расхода тепловой энергии на подогрев воды.
«Ранее нормативы формировали, исходя из мощности подключаемого оборудования и удельных расходов ресурсов. По новым правилам за основу можно брать показания счетчиков в домах с аналогичными конструктивными особенностями и в аналогичных климатических зонах. Нормативы сможет изменить своим решением суд, если будет доказано, что их установили с нарушениями», — комментирует партнер юридической фирмы «Рустам Курмаев и партнеры».
Читайте также:
- В России сменили правила перерасчета за домовые нужды. Вырастет ли платеж
- Общедомовые нужды: что входит и как уменьшить плату за них
Данные в ЕГРН о собственниках
С марта 2024 года вступают поправки, согласно которым выписка из ЕГРН перестанет содержать персональные данные о собственнике недвижимого имущества. Получить такие сведения теперь можно только с согласия собственника или через нотариуса. Получить выписку в прежнем формате смогут только:
- собственник объекта или его представитель, супруг;
- собственник объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, в отношении собственника этого участка (и наоборот);
- наследник объекта недвижимости;
- залогодержатель недвижимости;
- арендатор (наниматель) в отношении своего арендодателя (наймодателя) и наоборот;
- владелец смежного земельного участка;
- кадастровый инженер;
- органы власти — если выписка необходима для оказания государственных и муниципальных услуг;
- нотариус;
- арбитражные управляющие, суды, правоохранительные органы, судебные приставы-исполнители, органы прокуратуры и органы, ведущие оперативно-розыскную деятельность;
- должностные лица.
«Собственник может раскрыть свои сведения, подав соответствующее заявление в Росреестр, и тогда сведения станут снова доступны всем. Отсутствие сведений о собственнике недвижимости в открытом доступе для любого желающего влечет за собой снижение прозрачности сделок с недвижимостью», — рассказал Малинин.
Как узнать данные о собственнике недвижимости после 1 марта 2024 года — читайте в инструкции «Как узнать имя собственника недвижимости после закрытия данных ЕГРН»
Согласование облика зданий
C 1 марта также вступает в силу федеральный закон, согласно которому при строительстве или реконструкции объектов капстроительства нужно будет согласовывать их внешний облик с органами местного самоуправления.
«На определенных территориях нужно будет учитывать требования к объемно-пространственным и архитектурно-стилистическим характеристикам объекта капитального строительства. Их установит правительство. До вступления в силу нового закона необходимость согласования была только у застройщиков Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя.
Теперь муниципалитеты сами установят границы внутри города или поселения. Проекты будут рассматриваться с точки зрения сохранения архитектурного облика. Власти смогут решить сами, что важно учитывать при застройке, нужно сохранить историческую часть или единый городской стиль», — рассказал Вадим Ткаченко, юрист, основатель консалтинговой группы vvCube.
Защита от пожаров
С 1 марта 2024 года начнут действовать изменения в правилах противопожарного режима. Документ позволит сократить расстояние до зданий и других построек при сжигании сухой травы, веток и листвы на индивидуальных земельных участках населенных пунктов, а также на садовых или огородных участках, если для этого используют железную бочку или другую негорючую емкость.
«Сегодня пожарить шашлык на шести сотках дачного участка, не нарушая правил, практически невозможно, поскольку мангалы должны находиться от построек на расстоянии 20 м. Согласно предложенным изменениям, это расстояние уменьшено до 5 м. Сжигать сухую траву на индивидуальных земельных участках разрешат на расстоянии не менее 15 метров от построек (сейчас — 50 м). Еще одна норма нового закона запрещает установку глухих решеток на окнах подвалов и в приямках у окон подвалов аварийных выходов», — объяснил Ткаченко.
Капремонт многоэтажек
С 1 марта 2024 года начинает действовать закон, в соответствии с которым работы по капитальному ремонту многоквартирного дома не будут оплачиваться региональным оператором до тех пор, пока акт приемки работ не подпишет представитель органа местного самоуправления.
«Цель нового закона — решить проблему затягивания приемки работ по выполнению капитального ремонта. Сейчас работы по проведению капремонта принимаются комиссией, состоящей из представителей Фонда капитального ремонта, подрядчика и собственников многоквартирного дома. Но нередко согласование приемки выполненных работ занимает много времени, что приводит к судебным разбирательствам и штрафам для Фонда капитального ремонта (регионального оператора)», — комментирует Малинин.
В марте также вступают в силу методические рекомендации по проведению капремонта в домах, который финансируется средствами фонда капитального ремонта. Речь идет о ремонте крыш, фасадов, лифтов, фундамента и т. д. В методических рекомендациях приведены перечень видов работ и критерии их проведения, отметил основатель консалтинговой группы vvCube. Кроме того, по его словам, региональные власти получат право дополнять перечень работ и услуг по капитальному ремонту по своему усмотрению.
Читайте также:
- В России предложили изменить порядок капремонта многоэтажек
- Можно ли не платить за капремонт в новостройке
Государственные участки
В марте также вступает в силу закон, который сокращает сроки предварительного согласования и предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, с 30 до 20 дней. В случаях когда схему расположения участка необходимо согласовать на кадастровом плане территории — с 45 до 35 дней, уточнил Вадим Ткаченко. Он пояснил, что такие изменения должны ускорить реализацию новых жилищных проектов и упростить строительство частного жилья для граждан.
Читайте также:
- Госдума приняла сокращение сроков процедур предоставления госземель
- Как получить земельный участок почти бесплатно. Четыре реальных способа
Cоциальная газификация
С 1 марта 2024 года программа социальной газификации для граждан стала бессрочной. Кроме того, с весны программой социальной газификации смогут воспользоваться детские сады, школы, поликлиники, больницы, фельдшерско-акушерские пункты, отделения врачей общей практики и врачебные амбулатории.
Программа социальной газификации должна была завершиться до конца 2022 года. Она позволяет бесплатно подводить газ к границам земель граждан. Этим правом могут воспользоваться владельцы земель, которые находятся в границах газифицированных населенных пунктов.
Бесплатная газификация доступна только тем участкам, дома на которых стоят на кадастровом учете, а у владельцев есть документы, подтверждающие право собственности. Если таких документов нет, для участия в программе сначала надо будет оформить право собственности.
Земельные торги
С 1 марта 2024 заработает норма, по которой торги по продаже земель, а также на право заключения договоров аренды участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, будут проводиться только в электронной форме.
«Указанные нововведения касаются земельных участков для индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства и крестьянско-фермерского хозяйства. Исключение может быть сделано местными властями для некоторых территорий (исходя из наличия технической возможности проведения торгов в электронной форме) до 1 января 2026 года», — пояснил Малинин.
Читайте также:
- Залоговая недвижимость: как купить квартиру у банка
- Москва выставила на торги квартиры в центре столицы по цене от ₽5,3 млн
Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»