Авторские права на музыку и песни: все юридические аспекты, которые необходимо учесть при создании, использовании и продаже музыкальных произведений.
Метки статьи
Регистрация авторского права
Бесплатная консультация
Песни и другая музыка – это продукт интеллектуального труда, который подлежит правовой охране. Авторские права на них гарантируются как на национальном (российском) уровне, так и на международном. Нарушения авторских прав в области песенных произведений совершаются чаще всего.
В этой статье мы подробно расскажем об юридической защите авторских прав на музыку на всех этапах – от ее создания до продажи.
Особенности авторского права в области музыки
Музыкальные произведения охраняются как объект авторского права, основные положения которого закреплены в главе 70 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ).
Особенностями авторских прав на музыку являются:
- Права возникают сразу, в момент создания музыкального произведения и не зависят от того, обнародовано оно или нет. Под обнародованием понимается его исполнение перед другими людьми, передача в эфир, публикация песни (в том числе в сети Интернет) и другие способы ознакомления публики с творчеством.
- Правовая охрана со стороны государства предоставляется любым музыкальным произведениям, с текстом и без него, песням, инструментальной и электронной музыке (в том числе созданной с помощью специального программного обеспечения), выполненным в любом жанре.
- Автору достаточно указать свое имя на экземпляре записи, это и будет является подтверждением его авторства, пока другие лица не смогут доказать обратное (презумпция авторства).
- Регистрация авторских прав на песню или мелодию не требуется, по закону не нужны никакие формальности для их обоснования. Это положение действует во всех странах, которые подписали международное Бернское соглашение (а их насчитывается 179, включая Россию). Однако получение авторского свидетельства позволяет уменьшить другой вид формальностей – судебной волокиты, когда возникают споры по установлению авторства, ведь и другое лицо также может заявить себя единственным автором вашей музыки.
- Мелодия в составе песни является самостоятельным объектом авторского права. Другими словами, если другое лицо позаимствовало только музыку без слов из чужой песни, то при этом также происходит нарушение авторских прав.
- Авторское право охраняет только форму выражения творчества, а не его содержание.
- Автором признается только физическое лицо (или несколько соавторов). Юридическое лицо не может являться автором музыки, но может быть правообладателем. Подробнее о разнице между автором и правообладателем можно прочитать здесь.
Условия охраноспособности
Чтобы мелодия или песня получила правовую охрану, необходимо выполнение нескольких условий:
- Музыкальное произведение должно быть выражено в объективной форме – в виде нот на бумаге, цифровой, оптической, магнитной или механической записи. Другими словами, если у вас в голове существует только идея для песни или мелодии, которая еще не имеет воплощения, то она не охраняется законом.
- В ГК РФ указано, что музыка может быть исполнена на публике, что также является объективной формой ее выражения. Но в данном случае подтвердить авторские права будет сложнее.
- Продукт деятельности автора-музыканта должен носить творческий характер, что дает ему исключительные права на распоряжение своим произведением. Так как в российском законодательстве критерий творчества точно не определен, то это может являться предметом для злоупотребления. Как показывает практика, российские суды придерживаются позиции, согласно которой любое произведение считается творческим, пока не доказано иное.
Плагиат в музыкальной среде
Заимствование музыки, ее технических и художественных приемов, – далеко не редкость. Между произведениями разных музыкантов и композиторов можно провести множество параллелей как в отношении именитых личностей (например, между музыкой Стравинского из балета «Весна священная» и «Скифской сюитой» Прокофьева), так и среди исполнителей поп-музыки (мотив песни «Люси» Олега Газманова и песня «Heart» группы «Pet Shop Boys» и другие).
Но одно дело, когда музыкант использует те же художественные идеи, выраженные другим способом, а другое – когда налицо полное копирование. В первом случае авторское право не нарушается, потому что, как уже было указано выше, содержание произведения (то есть его идея, замысел), законом не охраняется. Подобные творческие эксперименты защищены как самостоятельные произведения и для них используются такие термины, характеризующие новую форму выражения, как рефлексийность, метатекстуальность, переосмысление, инкрустирование, эхо-техника с различной этической и художественной окраской.
Во втором случае происходит намеренное копирование популярной мелодии или слов, и это уже плагиат – нарушение авторских прав первоначального создателя музыки.
Российского певца Филиппа Киркорова в СМИ называют «королем ремейков». В 2017 г. против него подал судебный иск французский композитор Жильбер Синуэ, который обвинил этого эстрадного певца в плагиате своей песни «Helwa ya Baladi», переделанную Киркоровым в композицию «Шелковая нить». Синуэ потребовал исключить эту песню из всех публичных выступлений и возместить ему компенсацию в размере 15,5 млн. рублей.
Другой музыкант – лидер группы «Space» подал судебный иск на Ф. Киркорова о плагиате на сумму 272 млн. рублей.
В чем заключаются права автора?
Авторское право на музыку на самом деле представляет собой целый комплекс прав, которые можно разделить на 2 большие группы.
1. Права, которые всегда остаются у автора музыки
Право авторства. Даже если вы продали права на исполнение музыки, ваше имя должно присутствовать на экземплярах или публиковаться при исполнении Право на неприкосновенность. Без вашего согласия никто не вправе изменять песню или мелодию Право на обнародование. то есть на публичное исполнение и на отказ от него. Без согласия автора никто другой не может это сделать
2. Права, которые могут быть переданы от автора другим лицам и принести коммерческую прибыль
- Право на воспроизведение, публичное исполнение песни, мелодии
- Право на распространение (продажу экземпляров)
- Право на передачу в эфир
- Право на переработку, изменение
Вторая группа прав первоначально также возникает только у автора, и они не могут свободно использоваться другими лицами. В противном случае возникает нарушение авторских прав на музыку, причем это не зависит от того, используется ли произведение в коммерческих целях или нет.
В 2014 г. представитель Российского авторского общества подал судебный иск против администрации провинциального кафе «Колобок» в Красноярске за незаконное публичное исполнение музыки и песен Григория Лепса, Нюши и других эстрадных исполнителей. Музыкальные треки воспроизводились только в стенах этого заведения для посетителей, разрешения от правообладателей администрация кафе не получала. Суд взыскал с владельцев заведения по 20 тысяч рублей за каждую композицию, в общей сумме – 180 тысяч рублей.
На официальном открытии XXII Олимпийских зимних игр в городе Сочи был использован ремейк другой популярной певицы – Земфиры. Певица не давала свое согласие, и обвинила Первый канал в нарушении ее авторских прав. Формально она была права и могла бы взыскать денежную компенсацию, но все-таки не стала подавать судебный иск.
Защита авторских прав на музыку
Несмотря на то, что российское и международное законодательство придерживается презумпции авторства, на практике часто возникает необходимость подтвердить или доказать свои авторские права, так как лицо, совершившее плагиат, также может позиционировать себя автором украденного произведения. В результате судебный процесс может сильно затянуться и завершиться не в пользу настоящего автора.
Защита авторских прав осуществляется несколькими способами:
-
Регистрация названия музыкальной группы или личного бренда как товарного знака. Это позволит запретить другим лицам использовать популярность вашего творческого коллектива в коммерческих целях, например, для выпуска сувенирной продукции, футболок с принтом, трендовых мерч-продуктов – товаров с символикой бренда.
Сделать это можно будет только с вашего разрешения, после заключения договора, что позволит вам получить дополнительную прибыль. В будущем вы и сами сможете открыть производство товаров для ритейла.
Примеры товарных знаков, зарегистрированных музыкальными группами и исполнителями
Рок-группа “Linkin Park”
Узнать подробнее о регистрации товарного знака.
Также рекомендуется сохранять все наброски и черновые варианты проектов, что служит дополнительным доказательством того, что именно вы придумали эту музыкальную композицию. Так как даты файлов в компьютере можно легко изменить, то лучше всего фиксировать свое творчество на материальных носителях.
Для чего нужно авторское свидетельство?
Авторское свидетельство на музыку при депонировании в российском авторском обществе дает следующие преимущества:
- Оно имеет силу во всех странах-участницах Бернской конвенции. По сути депонирование является международной регистрацией авторских прав на музыкальное произведение. Вы можете сделать нотариально заверенный перевод авторского свидетельства на английский (или другой) язык и начать судебное разбирательство в другой стране.
- Подтверждение авторских прав на музыку на YouTube. Сам факт того, что вы раньше другого человека выложили трек на видеохостинге еще не является доказательством авторства. Жалоба в администрацию YouTube должна быть обоснованной, а свидетельство как раз и служит таким обоснованием. Достаточно отправить его скан, и канал, на котором размещен плагиат, будет заблокирован.
- Во многих случаях автор музыки не может обратиться в суд именно потому, что у него нет доказательственной базы. Авторское свидетельство позволяет упростить и сократить судебное разбирательство.
- Скан свидетельства с претензией может воздействовать на нарушителя и в досудебном порядке. Такой способ целесообразен, когда обращаться в суд экономически не выгодно. Например, вы проживаете в удаленном регионе России, а ваши авторские права на музыку были нарушены лицом, которое находится в Москве.
- Во многих случаях авторские общества, осуществляющие депонирование, также содействуют практической защите прав на музыку: привлекают к ответственности тех, кто нарушает исключительные права, и помогают взыскать компенсацию.
Депонирование музыкальных произведений имеет следующие преимущества:
- Вся процедура может быть произведена удаленно, без непосредственного присутствия в авторском обществе. Вы можете заказать подготовку пакета документов и регистрацию «под ключ» у юристов нашего патентного бюро, при этом не имеет значения, проживаете ли вы в Москве, или в других регионах.
- Сокращение сроков для судебных разбирательств; не требуется проведение дорогостоящих экспертиз.
- Универсальность свидетельства – вы можете его использовать всегда, авторское право сохраняется на протяжении всей жизни автора и 70 лет спустя после его смерти.
- Относительная дешевизна процедуры по сравнению с нотариальным заверением.
- Независимость регистрации – депонирование и подтверждение авторских прав на музыку производится третьим, независимым лицом.
Узнать подробнее о стоимости регистрации авторских прав на песню и другие музыкальные произведения.
Однако нужно помнить, что регистрация сама по себе не влияет на распоряжение авторскими правами, а служит лишь дополнительным юридическим инструментом. Депонирование не может также заменить судебное разбирательство. При возникновении конфликтной ситуации между авторами все равно необходимо обращаться в суд.
Оформление авторского права на песни и музыку
Регистрация авторских прав на песню или мелодию в России производится только в негосударственных авторских обществах. Государственная регистрация для музыки не предусмотрена по закону. Но деятельность таких авторских обществ регламентируется статьей 1242 Гражданского кодекса и является абсолютно правомерной.
Любое лицо, которому нужна регистрация авторского права на произведение, может подать в авторское общество заявление с указанием своих реквизитов. К заявлению прикладывается само музыкальное произведение, выраженное в объективной форме. Если это песня, то депонировать можно распечатанный текст, нотную запись и mp3-запись на CD-диске (фонограмма, звукозапись, видеоролик).
Экземпляры должны быть подписаны автором. Если авторов несколько, то необходимо предоставить договор между соавторами. О том, как его составить, описано далее.
В России действует несколько авторских обществ. Одно из старейших – это РАО «Копирус», которое является партнером нашей юридической компании IPbrand и членом Международной федерации авторско-правовых организаций по воспроизведению. Основная цель авторско-правового общества – это защита интересов авторов, их наследников и правообладателей.
Получение свидетельства позволяет зафиксировать:
- дату создания музыкального произведения;
- имена авторов;
- название произведения.
При необходимости большое количество произведений можно объединять в сборники. Тогда свидетельство выдается на весь сборник в целом. Но для регистрации прав на альбом из нескольких музыкальных треков мы все же рекомендуем делать это по каждой песне отдельно, так как согласно статье 1260 ГК РФ РФ, правовая охрана для сборников предоставляется только для последовательности расположения материалов.
Узнать подробнее о депонировании в РАО «Копирус» и заказать регистрацию авторских прав.
Договор между участниками музыкального коллектива
Если вы лично написали музыку или песню, то авторские права принадлежат только вам в объеме 100%. Чаще же всего музыкальные произведения создаются коллективом творческих людей (композитор, поэт, музыканты группы), а не одним человеком. Поэтому авторские права возникают у всех участников, которые внесли свой творческий вклад.
Оценка творческого вклада должна производиться участниками самого коллектива. Если это затруднительно, то распределение долей можно сделать равным. Например, если в музыкальной группе 4 человека, то на каждого придется 100%:4=25%.
Чтобы в дальнейшем между участниками не возникли разногласия, необходимо заключить соглашение, в котором следует указать долю прав на песню для каждого из них.
Распределение прибыли также производится по договору. Для этого составляется либо отдельное соглашение, либо комплексный договор, в котором прописаны как доля прав, так и доля вознаграждения. Они могут не совпадать.
Так, если один из авторов в процессе создания песни меньше участвовал в творческом процессе, но зато вложил финансовые средства, может получить бо́льшую долю вознаграждения.
Соавторство может быть делимым и неделимым. Например, если один из участников группы написал сэмпл, то в соглашении можно указать, что он имеет право передать его другому лицу. Если соавторство неделимое, то произведение нельзя раздробить на части.
Договор между авторами нужен не только для распределения долей. Он упрощает взаимодействие с инвесторами, работодателями, продюсерами, покупателями музыки. Если музыканты решат, что только один из них будет решать вопросы передачи прав на все произведение, то это можно оформить или с помощью создания юридического лица, учредителями которого являются участники группы, или заключением агентского договора на услуги.
Авторские права на переработанные музыкальные произведения (ремиксы, каверы, сэмплирование и т.д.)
Как уже было указано выше, права на переработку музыкального произведения изначально принадлежат только автору. Поэтому, если кто-то без его согласия переделали песню или мелодию, то это является нарушением авторских прав, за которое предусмотрена ответственность. С видами ответственности, размерами штрафов и компенсаций можно ознакомиться в другой статье нашего блога: «Способы защиты интеллектуальных авторских прав».
Ремиксы, ремейки и каверы, сэмплирование музыкальных композиций находятся в «серой» правовой зоне. Заимствование музыкальных фрагментов – весьма спорно с юридической точки зрения. Хотя зачастую при этом создается новый продукт, значительно отличающийся от оригинала, его автор может предъявить судебный иск и выиграть дело.
Поэтому законное создание переработанных произведений может производиться только на основании лицензионного договора с автором оригинальной песни или мелодии.
В 80-е гг. XX в. в рэперской среде возникло целое сэмпл-движение, когда музыку записывали полностью из нарезок по чужим альбомам. Создатели сэмплов считали, что это всего лишь еще один способ упорядочивания звуков, и он не является нарушением авторских прав.
Однако судебное дело музыкальной издательской компании Bridgeport Music Inc. против лейбла Dimension Films в США расставило все точки над «i» – было признано, что сэмплинг записей находится вне закона.
Права на аранжировку
Для получения полноценного трека авторы песен обычно пользуются услугами профессиональных аранжировщиков в звукозаписывающих студиях. Аранжировка подразумевает обработку «сырого», «чернового» варианта композиции для ее живого исполнения музыкантами. Это тоже творческий процесс, поэтому по закону у аранжировщика возникают права на продукт своей деятельности:
- Права на фонограмму, которые относятся к смежным правам. Чтобы права на аранжировку перешли от аранжировщика к автору песни, с ним также необходимо заключить договор. При отсутствии договора он вправе подать судебный иск и потребовать возмещения компенсации за незаконное использование фонограммы без его разрешения.
- Права соавтора, если аранжировка представляет собой значительный объем переработки музыки или текста. В этом случае должен быть заключен договор для соавторов, рассмотренный выше.
По классике: кому принадлежат права на классическую музыку и почему за Чайковского можно получить штраф
Мы уже как-то привыкли к тому, что классическая музыка вовсю эксплуатируется бизнесом, рекламой, блогерами, телевизионщиками. Некоторые даже думают, что “Лунная соната” Бетховена и “Турецкий марш” Моцарта — это народные произведения, “Каприс №24” Паганини — официальный саундтрек сериала “Бригада”, а “Венгерский танец” Брамса вообще рингтон для телефона. И тем не менее это авторские произведения, которые являются интеллектуальной собственностью, а значит, и права на классическую музыку так же охраняются законом.
Бессмертное право: срок действия авторских прав
Авторское право как объект гражданских взаимоотношений имеет свой срок, который закрепляется в соответствующих законодательных документах. В нашей стране, например, вопросы интеллектуальной собственности регулируются Гражданским кодексом РФ, который устанавливает срок действия исключительных прав на произведение на период жизни автора и 70 лет после его смерти. По истечении данного срока, если у автора нет законных наследников или они не изъявили такого желания, произведение переходит в категорию народного достояния. Вместе с этим часть прав остается за автором навсегда, как то: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения.
Иными словами, “Сказка о рыбаке и рыбке” написана А.С. Пушкиным и даже спустя 1000 лет в этой книге не появится новый персонаж.
В странах мира срок действия исключительных прав варьируется. К примеру, Бернская конвенция, в которую входят почти все страны ЕС и США, устанавливает срок в 50 лет, однако ряд европейских стран увеличили его до 70 лет изменением внутреннего законодательства. В большинстве африканских стран срок составляет 50 лет, в некоторых странах Латинской Америки — до 80 лет, а самый долгий срок действия прав установлен в Мексике — 100 лет.
Согласно закону, принятому в нашей стране, по истечении срока действия исключительных прав произведение переходит в общественное достояние и может использоваться кем угодно и как угодно. Однако ситуации, когда человек использовал вроде бы всенародно доступное произведение, а ему “шьют” нарушение авторских прав, по-прежнему нередки. Разберемся, почему так происходит.
Это просто смежно!
Вопрос нарушения авторских прав на так называемые старые произведения особенно актуален для классической музыки, которую в наше время любят использовать в коммерческих целях. При этом многие думают, что это можно делать бесплатно и очень удивляются штрафам и блокировкам. Лезут в интернет, ищут статьи на тему “Есть ли авторские права на классическую музыку”, находят статью кодекса о сроке действия таких прав и всё равно недоумевают.
Если читать закон внимательно, то можно увидеть, что помимо исключительных авторских прав, существуют еще и смежные права. И вот они-то чаще всего и становятся камнем преткновения для желающих использовать классику в своих целях. Смежное право, а именно право на исполнение произведение — это отдельный объект, охраняемый законом. В соответствии со статьей 1318 ГК РФ, срок действия исключительных прав на исполнение произведения, составляет 50 лет с момента записи фонограммы.
Чаще всего именно на этом пункте и ловят незадачливых нарушителей ушлые правообладатели из числа крупных лейблов и студий. К примеру, музыка Чайковского принадлежит людям. А вот права на музыку Чайковского в исполнении Дениса Мацуева принадлежат Денису Мацуеву и его менеджменту.
Не на музыку вообще, а на “музыку в исполнении”, то есть на запись конкретного концерта в исполнении конкретных музыкантов.
Как это работает? Композитор, живший 200 лет назад, пишет кантату. Академический оркестр спустя 150 лет ее исполняет, а студия записывает этот концерт на пленку. Таким образом, фонограмма становится интеллектуальной собственностью оркестра и студии, при этом кантата остается общественным достоянием. И когда человек, скажем, для своего ролика на Ютубе берет запись, сделанную студией, он естественным образом налетает на блокировку за нарушение.
Поскольку авторские права на классическую музыку не подразумевают права на фонограмму этой музыки, если конечно, с момента записи не минул установленный законом срок. Фонограмма — отдельный продукт интеллектуального труда, об этом надо помнить.
Как по нотам: где взять бесплатную классическую музыку
Отвечая на вопрос, так есть ли права на классическую музыку, и что это значит, говорим: есть. И права, нарушить которые практически невозможно, касаются самого произведения, то есть его нотной записи. Иными словами, по прошествии 70 лет со смерти автора (а для классики этот срок уже вышел) вы можете свободно исполнять любимое произведение, записывать его и использовать в любых, даже самых что ни на есть коммерческих целях. Но если захотите взять готовую запись, то будьте осторожны!
Это не ноты, это — фонограмма. Она кем-то записана, и скоре всего, у нее есть издатель, которые всё еще владеет правами именно на эту запись и на это исполнение произведения.
Отчаиваться не стоит — достать фонограмму классики, даже бесплатную, можно. Например, в тех же бесплатных фонотеках, где размещают музыку с открытой лицензией. Там вполне можно встретить и всемирно известные мелодии, правда, качество исполнения обычно оставляет желать лучшего. Ведь это всё-таки классика. Один из вариантов — собрать ансамбль и записать нужное произведение со своими музыкантами на студии.
Страшно подумать, сколько времени и денег это может стоить, не говоря уже о поиске подходящих исполнителей. В таком случае лучше обратиться в профильное агентство, у которого есть ресурсы для подобной профессиональной записи. Если повезет, то нужную мелодию можно найти в лицензионной библиотеке музыки.
По крайней мере, за свои деньги вы получите достойный результат и юридическую защиту.
Классическая защита от дурака
Любопытно, что именно с музыкальной классикой чаще всего связаны истории блокировок различными онлайн-платформами и вообще нелепые с правовой точки зрения казусы. Первым номером в списке незаконных блокировок значится, конечно, Ютуб с его всевидящим оком Content ID. Проблема этого цифрового идентификатора, что его алгоритмы весьма хреново прямолинейно работают с музыкой, не разбираясь в нюансах исполнения.
Из-за этого пользователи часто получают предупреждения и баны за якобы нарушение авторских прав на запись, хотя человек выложил видео, на котором сам сидит и “пилит Шопена” на скрипке.
Что тут говорить о классической музыке, если однажды Ютуб пытался оштрафовать человека за неправомерное использование…тишины! Речь, конечно, о нашумевшей истории блогера Себастьяна Томчака. В 2018 году в своем блоге о технологиях он выложил 10-часовую запись “белого шума”, который записал сам.
Каково же было его удивление, когда спустя некоторое время он получил сразу пять (. ) страйков от “правообладателей” за нарушение авторских прав. История закончилась для Томчака хорошо: испугавшись огласке и вниманию интернет-сообщества, которое привлекла эта история, Гугл отказался от претензий, а Себастьян получил несколько десятков тысяч новых подписчиков.
Эта история лишний раз подтверждает, что даже соблюдение авторских прав не гарантирует того, что до вас никто не докопается. Но в случае с правомерным использованием чужой интеллектуальной собственности хотя есть возможность доказать свою невиновность. А вот будучи нарушителем, шансов нет никаких.
Пользуйтесь легальной музыкой!
Поделиться:
Поп-пирайт: кому принадлежат авторские права на песни популярных исполнителей недавнего прошлого
27 декабря 2022 Полезная информация
Зачастую вопросы авторского права на те или иные произведения особенно остро встают, когда автор уходит из жизни. Новостные ленты пестрят заголовками об очередном скандале между наследниками известных музыкантов и композиторов, издатели судятся с частными лицами, а публика обсуждает, кто и сколько получает за творчество тех, кого нет в живых. Увы, но практика показывает, что уход артиста обычно становится красной тряпкой для желающих устроить дележку.
Разбираем на примерах.
Вводная часть
Когда речь идет о наследии музыкантов и композиторов прошлого, то мало у кого возникают вопросы об авторских правах, скажем, на произведения Моцарта или Михаила Глинки. Многие знают, что их произведения по истечении срока, установленного законодательством разных стран, получили статус общественного достояния. А потому обращаться с ними можно свободно и в любых целях. Но как обстоят дела с творчеством современников, которые ушли из жизни относительно недавно.
Кому принадлежат авторские права ушедших кумиров? Этот вопрос интересует многих. На нескольких характерных примерах посмотрим, что происходит с авторскими правами, когда автора уже нет, а его произведение всё еще пользуется коммерческим успехом.
Народный артист
Владимир Семенович Высоцкий по праву считается самым народным артистом своего Отечества. Речь не только о бешеной популярности актера, поэта, автора и исполнителя, которая была у Высоцкого как при жизни, так и после смерти, но и в собственном отношении артиста к славе и творчеству. Не секрет, что сам Владимир Семенович считал себя в первую очередь поэтом, и самой большой болью для него было нежелание властей, а с ними и издателей, признавать его официально: печатать, выпускать пластинки, использовать музыку в фильмах.
Цензура считала Высоцкого слишком “опасным”, чтобы нести его Слово в народ. Но народ брал его сам — как и сколько мог.
Вряд ли вопрос авторских прав на песни Высоцкого стоял для самого автора. Он, скорее, был ярым противником копирайта в коммерческом смысле. Своими выступлениями артист зарабатывал достаточно, чтобы не думать о распространении своих песен на катушках и пластинках — он просто хотел видеть их выпущенными в своей стране.
Справедливости ради, стоит отметить, что несколько пластинок были изданы в СССР при жизни Высоцкого, благодаря стараниям отдельных лиц и фирмы грамзаписи “Мелодия”. Большая же часть дисков до 1980 года выходили за рубежом — в основном во Франции посредством обширных знакомств третьей супруги поэта Марины Влади.
Год смерти Высоцкого стал началом бесславной истории борьбы его наследников с многочисленными попытками присвоить память и творчество артиста. Официально права на песни Высоцкого принадлежат его ближайшим родственникам: матери, двум сыновьям и последней супруге. К моменту узаконивания этих прав слава поэта и певца распространилась далеко и широко за пределы Советского Союза, равно как и многочисленные его записи, стихи, фотографии и даже личные вещи.
Первые деньги за творчество поэта наследники получили в 1989 году — государство передало родственникам отчисления за изданные еще при жизни Высоцкого книги и пластинки.
С 1995 года начинается череда судебных исков по делам о защите авторских прав на произведения поэта. В ответчиках в разные годы были печально известное АО “МММ”, молодой на тот момент телеканал ОРТ, один из первых в России лейблов Moroz Records… Список, скорее всего, будет продолжаться и мы периодически будем читать о новых делах из серии “Наследники Высоцкого vs пираты”. Слишком уж сильна народная любовь к артисту, а соблазн заработать на его имени велик. А может быть, дело именно в том, что Высоцкий был настолько любим, что в сознании людей и творчество его принадлежит всем.
Но с этим не согласны, как наследники Высоцкого, так и закон.
Занятный факт. Одно из ранних судебных дел было наследниками поэта проиграно по причине юридической неточности. Получая по наследству права на песни Высоцкого, родственники не стали закреплять свои доли за конкретными песнями.
Это дает возможность желающим использовать произведения артиста договориться с кем-нибудь одним из числа наследников, в то время как согласия остальных не потребуется. Что и было использовано ответчиком по иску, который суд отклонил.
И еще один полуфакт, ставший достоянием общественности. В 2021 году журналисты сообщили о том, что Высоцкий при жизни продал права на три своих песни Ярославской филармонии. В качестве доказательств называются фрагменты писем поэта.
Правда, спустя почти два года эта история продолжения не получила, никаких официальных подтверждений об изменении статуса авторских прав на композиции Высоцкого не было.
Замкнутый круг
Еще один яркий представитель авторской песни на русском языке — знаменитый шансонье Михаил Круг — в вопросах авторского права при жизни; был чуть более продвинутым. По крайней мере, понимал суть пиратства и не одобрял людей, наживавшихся на его имени. Однако сегодня авторские права на песни Круга приносят правообладателям немалый доход.
Правда, ни вдова исполнителя, ни его сестра распространяться об этом не любят и говорят, что размер отчислений не соответствует масштабу популярности их звездного родственника, но некоторые аналитики отмечают, что тиражи покойного певца позволяют безбедно жить как его наследникам, так и собственникам лейбла, в каталогах которого немало песен шансонье.
United Music Group — рекорд-лейбл, организованный путем слияния трех звукозаписывающих компаний. В их числе была “Классик Компани”, которой принадлежали права на песни Круга. Сегодня UMG довольно успешно продает записи артиста на онлайн-сервисах типа “Яндекс.Музыка” и iTunes.
Ты права, Катюша
Отдельного внимания заслуживают песни, которые у нас принято считать старыми или народными, хотя и у них есть свои авторы. Например, одна из самых популярных военных песен “Катюша”, которую знают без преувеличения во всем мире. Она была написана в 1938 году и, видимо, это сбивает с толку многих нерадивых издателей и частных лиц, считающих песню общественным достоянием.
Это ошибка.
Авторские права на “Катюшу” принадлежат родственникам легендарного композитора Матвея Блантера, который и создал песню вместе с поэтом Михаилом Исаковским. Наследники Блантера заключили договор с Российским авторским обществом, поэтому РАО ревностно следит за соблюдение авторских прав на песню. Тем не менее, “Катюшу” можно часто услышать не только на домашних застольях, но и в общественных местах.
Поскольку законодательство разрешает частичное использование произведений в целях, например, просвещения или благотворительности, то “Катюша” как образец военно-патриотического и историко-культурного наследия целого народа неизменно занимает свое место во всевозможных праздничных концертах и выступлениях.
Вот это кино
Виктор Цой чем-то похож на Владимира Высоцкого: такой же оригинальный артист, такая же безграничная народная любовь и такое же отношение к авторским правам на свои произведения. По отзывам современников Цоя, солист группы “КИНО” никогда особо не интересовался гонорарами и тем более юридическими тонкостями творческого процесса. Даже когда группа собирала стадионы, а ее фронтмен обрел культовый статус.
Зато смерть кумира запустила маховик дележки на полную мощность, и вопрос “Кому принадлежат права на песни Цоя и группы “КИНО”?” по существу решился не так давно — всего пять лет назад. В 2017 году Мосгорсуд аннулировал действовавший аж с 2011 года договор между сыном музыканта и частной компанией “Музыкальное право”, которой принадлежит лейбл Moroz Records.
История дележки прав на песни Цоя насчитывает порядка 30 лет и десятки действующих лиц — от покойного продюсера Юрия Айзеншписа до владельцев того же Moroz’а. Началом затяжного процесса стал договор между вдовой Виктора Марианной Цой, которая передала права на песни Цоя лейблу Александра Морозова. Отчисления с них получали и сама вдова, и сын артиста. Он-то и заключил в 2011 году новый договор с “Музыкальным правом”, которое вплоть до решения суда распоряжалась правами на песни Цоя, но, как выяснилось, с частыми нарушениями и не в пользу наследников артиста.
Эта ситуация разрешилась в пользу отца и сына музыканта, но проблемы на этом не зкаончились.
В 2021 году представители Moroz Records подали иск против наследников Цоя с требованием взыскать с них более 10 млн рублей. Аннулирование договора, по мнению лейбла, означает, что родственники музыканта обязаны вернуть полученные отчисления. Этот процесс еще не закончен, но юристы слабо оценивают шансы Moroz Records, ведь аннулирование договора фактически может означать, что вся продукция, выпущенная лейблом в рамках его исполнения, является пиратской.
А это гораздо большие деньги, чем те, что лейбл требует от наследников Цоя.
В этой истории было еще два небольших, но характерных эпизода. Бывшие участники группы “КИНО” подавали иски сначала к Марианне Цой, а затем и к лейблу Moroz. Оба раза суд встала на сторону ответчиков, поскольку закон весьма неоднозначно трактует понятие аранжировки и сопутствующих ему прав, отдавая предпочтение автору оригинального произведения.
Авторство слов и музыки песен “КИНО” музыкантами не оспаривалось.
Неласковый май
Разбирательства из-за авторских прав на популярные произведения недавнего прошлого стали для российского шоу-бизнеса недоброй традицией. И одной из самых долгих и неприятных историй можно считать тяжбы между покойным ныне солистом группы “Ласковый май” Юрием Шатуновым и бывшим продюсером группы Андреем Разиным.
Трагическая смерть кумира 90-х наступила спустя всего неделю после того, как суд постановил забрать исключительные авторские права на песни “Ласкового мая” у Разина. Но даже уход артиста не повлиял на позицию продюсера, который заявил, что решение не имеет юридической силы, так как правообладатель действует в юрисдикции США.
В этом противостоянии мало фактов и много слухов, сплетен и недомолвок. По словам автора песен группы Сергея Кузнецова, в далеком 1992 году он передал права Разину, а тот в свою очередь закрепил их официально — решением суда — в 2005-2006 годах. Позже продюсер продал права на песни “Ласкового мая” некоему ООО “Честная музыка”.
Кто и кому передавал эти права в дальнейшем, и как правообладатель оказался в конце концов в США, остается загадкой.
Ясно одно: даже смерть любимого артиста не поставила в этой истории точку. Теперь за авторские права наверняка будут бороться наследники Юры Шатунова. И сколько подробностей еще всплывет в этой и без того не очень красивой истории, остается только догадываться.
Дружба ценой в миллионы долларов
Завершая наш обзор, вспомним случай из практики западных артистов. Тем более, что случай этот во многом примечательный. Речь о том, как Майкл Джексон стал правообладателем песен The Beatles.
Не будем вдаваться в детали — они есть в интернете — сосредоточившись на главных вехах этой истории. В 1969 году издатель “Битлов” продал компанию, которую основал вместе с Ленноном, Маккартни и менеджером группы, медиакорпорации ATV Music. С тех пор музыканты потеряли права на собственные песни.
Поэтому вопрос “Почему Битлз продали права на свои песни?” звучит некорректно — их просто не спрашивали.
Спустя почти 20 лет молодая звезда мировой поп-музыки Майкл Джексон, по совету своего друга Маккартни, приобрел компанию ATV Music с их музыкальным каталогом за 50 млн долларов. Он зарабатывал на песнях “Битлов” в течение 10 лет, пока в 1995 году не согласился на слияние своей компании с гигантом Sony. За это Джексон получил порядка 100 млн долларов и потерял расположение Пола Маккартни безвозвратно. Ирония судьбы в том, как жизнь распорядилась авторскими правами на песни самого Майкла Джексона.
Певец, купивший права на песни тысяч музыкантов, никогда не хотел продавать собственные. Однако после смерти короля поп-музыки Sony Music полностью выкупила каталоги Майкла, в том числе авторские права на его песни, у наследников Джексона за астрономические 750 млн. Корпорация и по сей день продолжает зарабатывать как на Джексоне, так и на “Битлз”.
Самое интересное, что несмотря на потерю авторских прав еще в 60-е гг. музыканты ливерпульской четверки продолжали получать авторские отчисления, хотя, конечно, это были совсем не те суммы, на которые они могли претендовать.
Право на деньги
Как мы видим, авторские права могут стать причиной колоссальных убытков, непрекращающихся судебных тяжб, громких конфликтов и испорченных навсегда дружеских и родственных отношений.
Пока артисты думаю о том, как сделать свое оригинальное творчество доступным максимальному количеству слушателей, ушлые дельцы ищут способы нажиться на чужом труде. Можно с сожалением констатировать, что подобные истории не имеют никакого отношения к музыке, но когда речь идет о миллионах — неважно, рублей или долларов — которые можно получить или, правильнее сказать, присвоить, то какое уж тут искусство…
Поделиться: