Вторая смена в школе — законно ли это? Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» не регулирует вопросы обучения в школах по сменам. Правила на этот счёт содержатся в СанПиН 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010. Пункт 10.4 данного документа гласит:
- обучение в школе может быть организовано максимум в две смены,
- занятия должны начинаться не раньше 8 часов утра.
Давайте разберёмся, кто учится во вторую смену. В правилах СанПиН также содержится указание, что учиться во вторую смену не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов. Следовательно, ученики любых других классов не застрахованы от вечернего обучения. Родителей волнует и другой вопрос: какие школы могут учиться во вторую смену.
Ответ: все, кроме гимназий, лицеев и школ с углублённым изучением отдельных предметов.
Конкретное расписание обучения во вторую смену в школе санитарно-эпидемиологическими нормами не установлено. Начало занятий обычно варьируется. Однако в соответствии с пунктом 10.6 общий объём нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1 классов — 4 урока и один раз в неделю 5 за счёт урока физкультуры;
- для обучающихся 2‒4 классов — 5 уроков и один раз в неделю 6 за счёт урока физкультуры;
- для обучающихся 5‒7 классов — не более 7 уроков;
- для обучающихся 8‒11 классов — не более 8 уроков.
Таким образом, нельзя заранее предугадать, во сколько будет начинаться вторая смена в школе.
Кто учится во вторую смену
Вышеуказанные запреты и ограничения порой не соблюдаются из-за нехватки ресурсов. Например, в некоторых школах вынуждены ставить вторую смену в первом классе. Как правило, в таких ситуациях администрация образовательного учреждения защищается отсутствием чётко прописанного законодательного акта о вторых сменах в школе.
Это приводит к тому, что учёба во вторую смену может быть введена в любом классе, и при этом не будет учтено мнение ни детей, ни родителей.
Минусы второй смены
У формата второй смены немало подводных камней. Неудивительно, что многие школьники и родители выступают за отмену второй смены. Учиться во вторую половину дня неудобно — и тому несколько причин.
Отсутствие свободного вечернего времени
Выбор дополнительных занятий сокращается. У большинства детей кружки и секции проходят вечером, и учёба во вторую смену может стать проблемой.
Примерное расписание дня при второй смене
7:00-7:30 — зарядка, водные процедуры, уборка постели
8:30-10:00 — домашние задания
10:00-11:00 — свободное время
11:00-11:30 — второй завтрак
11:30-12:30 — секции, прогулка
13:00-13:30 — сборы и дорога в школу
13:30-18:30 — школьные занятия
20:30-21:30 — свободное время, хобби, творчество
21:30-22:00 — подготовка к следующему дню и ко сну
Школьника сложнее контролировать
Если родители работают, а бабушки и дедушки живут отдельно, ребёнок будет всё утро предоставлен сам себе. Для старшеклассника это не проблема, но дети начальных классов нуждаются в помощи и контроле со стороны взрослых. Поэтому для них особенно тяжело организовать обучение во вторую смену.
Во второй половине дня младшеклассника необходимо отводить на занятия, даже если школа находится неподалёку. Чтобы решить эту проблему, придётся искать няню или отпрашиваться с работы в середине дня.
Ликвидация второй смены
Подобная система обучения не нравится ни детям, ни родителям, ни учителям. Поэтому по распоряжению Правительства РФ от 23.10.2015 года будет реализована программа по ликвидации вторых смен в школах. Отмена будет проходить постепенно. В первую очередь переводить в первую смену будут 1–4 и 10–11 классы, а также полностью уберут третью смену.
Параллельно будут создаваться новые места для перевода обучающихся из зданий, имеющих высокую степень износа. К 2025 году планируется перевести учеников 5–9 классов в первую смену, а также перевести в новые школы всех детей, обучающихся в зданиях с износом 50% и выше.
Как учиться по удобному графику без второй смены
Если вторая смена в школе не подходит вам и ребёнку, спасением может стать семейное образование. Это альтернативная форма обучения, легальная на территории Российской Федерации.
Ребёнок, который переходит на семейное образование, может заниматься дома. Есть несколько способов организовать учебный процесс, родителям вовсе не обязательно самостоятельно штудировать пособия и растолковывать чаду сложные параграфы.
Например, вы можете:
- подключить репетиторов,
- записать ребёнка на курсы,
- начать дистанционное обучение в онлайн-школе.
Такой онлайн-школой может стать Домашняя школа «Фоксфорда». Здесь вы сами выбираете, когда учиться, а когда отдыхать благодаря гибкому графику. Также можно выбрать индивидуальный образовательный маршрут и прокачивать профильные дисциплины, целенаправленно готовясь к ОГЭ, ЕГЭ, олимпиадам и поступлению в вуз.
Резюме
Вторая смена распространена потому, что школ мало, а детей — много. Чтобы всех вместить и обеспечить образовательный процесс, администрация делит учеников на два потока.
В законе «Об образовании в Российской Федерации» отсутствует регламентация вторых смен и чёткие нормы того, во сколько начинается вторая смена в школе. Зато предусмотрены некоторые требования СанПиН, например, учиться во вторую половину дня не могут школьники 1, 5, 9 и 11 классов.
Вторая смена не всегда удобна. Если родители работают, то ребёнка некому контролировать и отводить в школу посреди дня. Выходом станет семейное образование: оно даёт свободу планировать расписание и ни от кого не зависеть.
А чтобы не учить детей самостоятельно, можно подключить репетиторов, курсы или онлайн-школы.
Что нового ждет российские школы и университеты
Начался Год педагога и наставника, объявленный президентом России. Каким он будет для школ и вузов? Чего ждать родителям, школьникам и учителям?
Рассказываем главное.
Александр Кряжев/РИА Новости
Золотой стандарт
С 1 сентября 2024 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Речь о единых федеральных образовательных программах.
Это базовая планка, ниже которой школам сползать нельзя.
Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.
Также министерство просвещения будет формировать государственный заказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Как рассказала «РГ» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, ранее Закон «Об образовании в Российской Федерации» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Скажем, при переезде семьи в новый город, при переходе в новую школу ребенок зачастую сталкивался с абсолютно новыми «вводными».
Теперь по всей России детям будут давать одинаковые знания.
Класс на марше
Также с 1 сентября 2024 года в российских вузах и школах планируется ввести основы военной подготовки. Как все будет?
Модуль для вузов разработан министерством науки и высшего образования совместно с министерством обороны и предназначается для программ бакалавриата и специалитета. Зачем? «Для формирования универсальной компетенции. создавать и поддерживать. безопасные условия жизнедеятельности», — пояснили в минобрнауки. В министерстве уточнили: университеты сами разрабатывают образовательные программы и распределяют дисциплины по курсам, поэтому и решение о включении модуля в программу на том или ином курсе вуз принимает самостоятельно.
С 1 сентября 2024 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт — по всей России детям будут давать одинаковые знания
А что в школах? Минпросвещения в конце прошлого года утвердило федеральную программу школьного образования для 10-11 классов, где представлено два варианта курса ОБЖ. Один — базовый и содержит привычные разделы по безопасности в быту, на транспорте и другие.
В другом есть модуль «Элементы начальной военной подготовки». Старшеклассников научат обращаться с автоматом Калашникова и ручными осколочными гранатами, надевать противогаз, маршировать в строю, оказывать первую медицинскую помощь.
Как сообщили «РГ» в минпросвещения, каждая школа сможет самостоятельно выбрать более подходящий для себя вариант.
По местам
В 2024 году на бюджетные места в вузы смогут поступить свыше 590 тысяч человек. Более 73 процентов мест распределено в вузы регионов. В лидерах по количеству мест — инженерные и технические направления, педагогические науки, общественные и медицинские направления.
Больше всего мест выделено на программы бакалавриата — более 334 тысяч, на магистратуру — почти 123,5 тысячи, на специалитет — около 84 тысяч мест. В ординатуру на бюджет смогут попасть 19,6 тысячи человек, в аспирантуру — 17, 8 тысячи.
Кстати, меняется график распределения и утверждения контрольных цифр приема в вузы. Напомним, до сих пор минобрнауки делало это c запасом в год: так, места на 2024/24 учебный год утвердили еще весной 2022-го. Теперь цифры приема будут утверждаться прямо в год проведения приемной кампании. Так, распределение бюджетных мест на 2024/25 учебный год состоится в январе — феврале 2024 года.
Как пояснили в министерстве, прежняя схема уже не способна обеспечить оперативное реагирование на изменяющуюся ситуацию и удовлетворить вновь появившуюся кадровую потребность экономики страны в квалифицированных кадрах.
Цифра в помощь
С 1 января 2024 года школы и колледжи должны использовать в образовательном процессе только государственные информационные системы. Это регламентировано поправками, которые были внесены два года назад в Федеральный закон «Об образовании в РФ».
Для учебных заведений подготовлена федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа» — инструмент в помощь учителю, родителю, ученику. Она служит дополнением традиционной системе образования и не должна заменить личное общение. В пятнадцати регионах уже протестировали новинку.
Сегодня в «Моей школе» уже доступны личные кабинеты, библиотека верифицированного образовательного контента, тестирующая подсистема, «облако» для хранения данных, редактирование документов и другие сервисы. В библиотеке цифровых образовательных материалов — более 6,5 тысячи единиц контента.
Урок или блог?
Ученые Института образования ВШЭ и специалисты Росатома опросили экспертов, школьников, студентов о мировых трендах в образовании на 2024 год и их важности для образования российского.
— Сфера образования традиционно считается довольно консервативной, но сегодня мы приспосабливаемся к жизни в условиях высокой неопределенности и постоянных изменений, — отмечает заведующая Лабораторией инноваций в образовании ВШЭ Диана Королева. — В этих условиях важно вовремя заметить набирающие силу тенденции, соизмерить их со своими целями и ресурсами.
В ходе опроса выяснилось: в наступившем году будет набирать обороты гибридное обучение — совмещение очных форматов с дистанционными элементами и цифровыми технологиями. Отметим, правда, что актуален этот тренд в большей степени для городских школ и крупных мегаполисов, где нет проблем с доступом в Сеть.
Еще один тренд — микропрограммы и мини-курсы. Например, в программировании, юриспруденции или психологии короткие и емкие учебные программы популярны уже давно. По мнению экспертов, тренд подхватят и некоторые другие направления.
Главное, помнить: короткие курсы во многих сферах не смогут заменить полноценное длительное профессиональное обучение.
Третий тренд — совмещение учебы с практикой. Сегодня и школы, и вузы активно работают над тем, чтобы дети не только знали, но и умели полученные знания использовать в жизни. В профильных классах школ знакомят с основами будущей профессии, студенты проходят практику в реальных лабораториях на предприятиях.
Также эксперты отметили важность образовательного контента в популярных у молодежи соцсетях. Жанр «обучение+развлечение» может восполнять пробелы формального образования и даже повышать мотивацию к учебе. В топ-5 трендов в образовании попало и автономное обучение — когда ученик не просто получает знания, но берет на себя основную часть ответственности за результат.
Сам планирует образовательную траекторию, сам ставит цели и принимает решения с учетом требований учителя. Задача учителя здесь — помочь приобрести полезные учебные привычки, научить учиться.
Инфографика «РГ»/Леонид Кулешов/Мария Набиркина
Владимир Зернов, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета:
— Что ждать вузам в 2024-м? Хотелось бы, чтобы появились сквозные учебные планы, особенно в обучении информационным технологиям. Сейчас крайне сложно перевестись с IT-направления из одного вуза в другой, а с 3-го курса вообще почти нереально.
Вузы надеются, что не будет увеличиваться количество мониторингов, проводимых министерством. Сейчас это количество приближается к сотне. Многовато.
Университеты работают не столько на реальные показатели эффективности и качества, сколько на отчетность. А хотелось бы наоборот.
Что планировать вузам? Прежде всего — увеличение количества иностранных обучающихся с Востока, Юго-Востока и других стран. Весь мир, кроме Европы и Северной Америки, относится к России позитивно.
Надо активно развивать это направление.
В числе задач на ближайшее будущее — качество образовательного контента, содержания образования. Наш уровень должен быть настолько высок, чтобы в российские вузы шли абитуриенты из других стран, а российские студенты активнее интересовались обучением в России, а не за рубежом. Опыт неопровержимо свидетельствует: зачастую качество обучения в ведущих вузах нашей страны существенно выше, чем в университетах — лидерах престижных мировых рейтингов.
Изменения в школах с 1 сентября 2024 года
С нового учебного года во всех школах страны вводятся федеральные основные общеобразовательные программы (ФООП), которые заменят прежние рекомендации Минпросвещения.
До сих пор каждая школа могла использовать собственную программу, а каждый учитель — выбирать учебники и трактовать темы по своему усмотрению. Реформа образования 2024 года предполагает, что рабочие программы и учебные пособия будут утверждены на законодательном уровне: для всех школ они станут едиными и обязательными к исполнению.
В перспективе для каждой классной параллели останется только один учебник базового уровня и один для углублённого изучения. При этом ФООП определяет только базовый уровень знаний, меньше которого давать нельзя, но больше — можно. За учителями сохраняется право использовать собственные методики, но делать это можно будет только с учётом требований «золотого стандарта».
В частности это касается порядка изучения тем и предметных результатов в каждый год обучения, чтобы ребёнок при переводе в другую школу не был вынужден устранять пробелы в знаниях, вызванные различиями в программах.
Переход на новый стандарт будет происходить постепенно и завершится к началу 2027/28 учебного года. С 1 сентября 2024 года в начальной школе унифицируют преподавание русского языка, литературного чтения и окружающего мира, а в средней — также русского языка, литературы, истории, обществознания, истории, географии и ОБЖ.
Из перечня обязательных предметов будут исключены экономика, право, астрономия, естествознание, экология и «Россия в мире». В рамках математики кроме алгебры и геометрии появится курс «Вероятность и статистика».
В старших классах сокращена максимальная нагрузка: с 2 590 часов до 2 516. Вне зависимости от учебного профиля общими для всех десяти- и одиннадцатиклассников останутся 13 предметов: русский язык, литература, математика, информатика, иностранный язык, физика, химия, биология, история, обществознание, география, физкультура и ОБЖ (об изменениях здесь читайте ниже).
Воспитательная работа
В новых образовательных стандартах прописаны не только предметные, но и личностные результаты обучения. Помимо учебной программы, на федеральном уровне также вводятся единая рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы.
За их исполнение будет отвечать советник директора по воспитательной работе. В 2022 году эта должность была введена в 45 субъектах РФ, а с 1 сентября 2024 года появится в школах ещё 35 регионов. Советник по воспитанию будет участвовать в разрешении школьных конфликтов и привлекать учеников к участию в проектах детских и молодёжных объединений, устраивать культурные и спортивные мероприятия.
В рамках учебных дисциплин появятся темы, связанные с гражданским и нравственным самосознанием. Например, на обществознании, истории и литературе школьники будут обсуждать вопросы противодействия коррупции.
Еженедельные занятия по профориентации
С 1 сентября 2024 года по четвергам в школах вводятся обязательные занятия по профориентации для учеников с 6-го по 11-й класс. Каждая школа сможет выбрать, сколько часов нужно отвести под эти занятия в течение учебного года: 40, 60 или 80.
Работу со школьниками будут проводить по следующим направлениям:
- профильные классы: с медицинским, космическим, педагогическим и другими уклонами;
- урочная деятельность;
- внеурочная деятельность, например экскурсии на предприятия;
- посещение организаций допобразования по выбору школьников;
- производственная практика в колледжах и на предприятиях с выдачей свидетельств о получении профессии;
- проведение родительских собраний и участие родителей в школьных встречах с представителями разных профессий.
Трудовое воспитание школьников
Ещё одним нововведением в образовании в 2024 году стало закрепление понятия «трудовое воспитание» в законе. Поправки позволяют школам привлекать учеников к общественно-полезному труду без получения официального согласия родителей.
Речь идёт о школьных дежурствах, уборке класса и прилегающей территории, участии в субботниках, оформлении кабинетов к праздничным дням, помощи в школьных библиотеках, музеях и театрах. Закон также позволяет школам привлекать учеников к участию в добровольческих акциях и патриотических инициативах. При этом поручать им работу можно будет строго в соответствии с возрастом и состоянием здоровья.
Новый учебник истории
Преподавание истории в 10–11-х классах с 1 сентября 2024 года начнётся по новым единым учебникам. Его авторы обещают, что новое пособие будет формировать у школьников целостную картину прошлого России в контексте всей мировой истории. Кроме того, создатели постарались сделать его интересным и познавательным.
На страницах будут размещены QR-коды со ссылками на достоверные источники.
В новом учебнике будет значительно расширен блок о Великой Отечественной войне, а раздел новейшей истории пополнят главы о Крымской весне и военной операции на территории Украины.
ФГИС «Моя школа»
С нового учебного года все общеобразовательные организации обяжут использовать только государственные ресурсы для хранения личных данных учеников. Для этого специально разработана федеральная государственная информационная система (ФГИС) «Моя школа». Она объединит электронные дневники и журналы, расписание уроков, библиотеку электронных материалов к урокам, учебные симуляторы, онлайн-курсы и другие сервисы.
В прошлом учебном году «Моя школа» была успешно протестирована в 15 регионах РФ, а с 1 сентября 2024 года её применение станет массовым.
Основы безопасности и защита Родины
Изменения в школьном образовании в 2024 году существенно повлияли на курс ОБЖ. В соответствии с новой Концепцией информационной безопасности детей учебную программу по ОБЖ дополнят модулем о кибербезопасности. Школьников будут учить защищать свои личные данные от злоумышленников, безопасно общаться в социальных сетях, не становиться жертвами шантажа и финансовых махинаций.
Кроме того, в курс ОБЖ для 10–11-х классов в 2024 году войдут элементы начальной военной подготовки. Старшеклассники будут учиться обращаться с автоматическим оружием и ручными гранатами, маршировать и оказывать первую помощь раненым. В 2024/25 учебном году предмет ОБЖ планируется переименовать в «Основы безопасности и защиту Родины» и распространить элементы НВП на другие классные параллели.
Изменения в ОГЭ и ЕГЭ
Несмотря на многочисленные дискуссии в Госдуме по поводу отмены ЕГЭ в этом году, реформа образования 2024 года не предполагает смены формата государственных экзаменов. Однако некоторые изменения в государственной итоговой аттестации в 2024/24 учебном году всё же произойдут:
- Одиннадцатиклассники смогут изменить выбранный ранее уровень ЕГЭ по математике с базового на профильный и наоборот.
- Выпускники прошлых лет смогут изменить или дополнить перечень предметов, выбранных для прохождения ЕГЭ. При этом сдавать экзамены они смогут только в резервные сроки основного периода.
- Срок проверки экзаменационных работ по информатике сократится с четырёх календарных дней до двух.
- Дополнительную дату проведения итогового сочинения (изложения) перенесли на вторую среду апреля (раньше это была первая рабочая среда мая).
Выпускников 9-х классов ждут следующие изменения в ОГЭ:
- Девятиклассникам официально разрешили проходить итоговое собеседование дистанционно. Его дата переносится с первого рабочего понедельника мая на третий понедельник апреля.
- Во время прохождения итогового собеседования участникам запрещается иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, шпаргалки и другие средства хранения информации.
- Участники ОГЭ, которые не смогли сдать экзамены по выбранным дисциплинам в сентябре, смогут изменить список предметов в следующем году.
Серебряные медали
Приятные изменения в образовании в 2024 году ждут хорошистов. Выпускники, которые окончат школу без троек, с одной-двумя четвёрками, снова будут получать серебряные медали. Награде вернули официальный статус и присвоили название «За особые успехи в учении» II степени. Как и золотые медали, серебряные будут давать обладателям дополнительные баллы при поступлении.
Сколько именно — станет известно к началу учебного года.
Что изменится в новом учебном году в школах и университетах
Начался Год педагога и наставника, объявленный президентом России. Каким он будет для школ и вузов? Чего ждать родителям, школьникам и учителям?
Рассказываем главное.
Золотой стандарт
С 1 сентября 2024 года в школах начнет действовать так называемый золотой стандарт знаний. Соответствующие поправки в Закон «Об образовании в РФ» приняла Госдума. Речь о единых федеральных образовательных программах.
Это базовая планка, ниже которой школам сползать нельзя.
Что изменится? Появится единый стандарт преподавания по нескольким предметам: русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и основам безопасности жизнедеятельности.
Также Министерство просвещения будет формировать госзаказ на разработку учебников и утверждать авторов.
Инфографика «РГ» / Леонид Кулешов / Мария Набиркина
Как рассказала «РГ» председатель Комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова, ранее Закон «Об образовании в РФ» описывал учебную школьную программу как примерную, рекомендательную. Это часто вызывало разночтения. Скажем, при переезде семьи в новый город, при переходе в новую школу ребенок зачастую сталкивался с абсолютно новыми «вводными».
Теперь по всей России детям будут давать одинаковые знания.
Класс на марше
Также с 1 сентября 2024 года в российских вузах и школах планируется ввести основы военной подготовки. Как все будет?
Модуль для вузов разработан Министерством науки и высшего образования совместно с Министерством обороны и предназначается для программ бакалавриата и специалитета. Зачем? «Для формирования универсальной компетенции. создавать и поддерживать. безопасные условия жизнедеятельности», — пояснили в Минобрнауки. В министерстве уточнили: решение о включении модуля в программу на том или ином курсе вуз принимает самостоятельно.
А что в школах? Минпросвещения в конце прошлого года утвердило федеральную программу школьного образования для 10-11-х классов, где представлено два варианта курса ОБЖ. Один — базовый и содержит привычные разделы по безопасности.
В другом есть модуль «Элементы начальной военной подготовки». Старшеклассников научат обращаться с автоматом Калашникова и ручными осколочными гранатами, надевать противогаз, маршировать в строю, оказывать первую медицинскую помощь.
Как сообщили «РГ» в Минпросвещения, каждая школа сможет самостоятельно выбрать более подходящий для себя вариант.
По местам
В 2024 году на бюджетные места в вузы смогут поступить 590 тыс. человек. 73% мест распределено в вузы регионов. В лидерах по количеству мест — инженерные и технические направления, педагогические науки, общественные и медицинские направления.
Больше всего мест выделено на программы бакалавриата. Кстати, меняется график распределения и утверждения контрольных цифр приема в вузы. Напомним, до сих пор Минобрнауки делало это c запасом в год: так, места на 2024/24 учебный год утвердили еще весной 2022-го.
Теперь цифры приема будут утверждаться прямо в год проведения приемной кампании. Так, распределение бюджетных мест на 2024/25 учебный год состоится в январе — феврале 2024 года.
Урок или блог?
Ученые Института образования ВШЭ и сотрудники «Росатома» опросили экспертов, школьников, студентов о мировых трендах в образовании на 2024 год и их важности для образования российского.
В ходе опроса выяснилось: в наступившем году будет набирать обороты гибридное обучение — совмещение очных форматов с дистанционными элементами и цифровыми технологиями. Отметим, правда, что актуален этот тренд в большей степени для городских школ и крупных мегаполисов, где нет проблем с доступом в Сеть.
Еще один тренд — микропрограммы и мини-курсы. Например, в программировании, юриспруденции или психологии короткие и емкие учебные программы популярны уже давно. По мнению экспертов, тренд подхватят и некоторые другие направления.
Главное, помнить: короткие курсы во многих сферах не смогут заменить полноценное длительное профессиональное обучение.
Третий тренд — совмещение учебы с практикой. Сегодня и школы, и вузы работают над тем, чтобы дети не только знали, но и умели полученные знания использовать в жизни. В профильных классах школ знакомят с основами будущей профессии, студенты проходят практику в реальных лабораториях на предприятиях.
Также эксперты отметили важность образовательного контента в популярных у молодежи соцсетях. Жанр «обучение-развлечение» может восполнять пробелы формального образования и повышать мотивацию к учебе. В топ-5 трендов в образовании попало и автономное обучение — когда ученик не просто получает знания, но берет на себя основную часть ответственности за результат.
Владимир Зернов, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, ректор Российского нового университета:
— Что ждать вузам в 2024 году? Хотелось бы, чтобы появились сквозные учебные планы, особенно в обучении информационным технологиям. Сейчас крайне сложно перевестись с IT-направления из одного вуза в другой, а с 3-го курса вообще почти нереально.
Вузы надеются, что не будет увеличиваться количество мониторингов, проводимых министерством. Сейчас это количество приближается к сотне. Многовато. Университеты работают не столько на реальные показатели эффективности и качества, сколько на отчетность.
А хотелось бы наоборот.
Что планировать вузам? Прежде всего — увеличение количества иностранных обучающихся с Востока, Юго-Востока и других стран. Весь мир, кроме Европы и Северной Америки, относится к России позитивно.
Надо развивать это направление.
В числе задач на ближайшее будущее — качество образовательного контента, содержания образования. Наш уровень должен быть настолько высок, чтобы в российские вузы шли абитуриенты из других стран, а российские студенты больше интересовались обучением в России, а не за рубежом. Опыт неопровержимо свидетельствует: зачастую качество обучения в ведущих вузах нашей страны существенно выше, чем в университетах — лидерах престижных мировых рейтингов.