Служба по призыву и работа на крайнем севере при расчете трудового стажа 2024

Как засчитываются в трудовой стаж работа (до 2002 г.) на Крайнем Севере и служба по призыву в советское время?

Григорий Арутюнян
Консультаций: 640

Согласно разъяснениям Пенсионного фонда России, по общему правилу, периоды военной службы не засчитываются в стаж работы на Крайнем Севере. Вместе с тем с 1 января 2015 г. исчисление стажа возможно по законодательству, действовавшему в период выполнения работы. Так в период действия Закона СССР от 14.07.1956 «О государственных пенсиях» (октябрь 1956 года – декабрь 1991 года) на основании постановления Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в северных районах время их действительной срочной военной службы в этих районах засчитывалось в стаж работы, дающей право на досрочно назначаемую пенсию за работу на Крайнем Севере, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в северных районах.

Кроме этого, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» время нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в их общий трудовой стаж, включается в стаж государственной службы государственного служащего и в стаж работы по специальности из расчета один день военной службы за один день работы, а время нахождения граждан на военной службе по призыву (в том числе офицеров, призванных на военную службу в соответствии с указом Президента РФ) – один день военной службы за два дня работы.

Следовательно, если поступление указанных лиц на работу на Крайнем Севере имело место до 1 января 1992 г., то предшествующая ей военная служба может быть засчитана в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии. Соответственно, если окончание военной службы и (или) поступление на работу имело место позднее, оснований для включения военной службы в указанный стаж не имеется (см. http://www.pfrf.ru/branches/chukotka/news~2016/05/18/112526).

Что касается работы (до 2002 года) на Крайнем Севере, то согласно ст. 314 Трудового кодекса РФ порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством РФ в соответствии с федеральным законом.

Согласно ст. 5 Закона РФ от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков, льгот для отдельных категорий населения, социального страхования и пенсионного обеспечения, медицинского обслуживания, порядок установления трудового стажа регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации в области социального страхования, пенсионного обеспечения и занятости населения.

Таким образом, законы содержат отсылочные нормы к различным специальным законам в зависимости от целей подсчета трудового стажа (для компенсаций, надбавок или пенсии).

Например, согласно п. 5 ст. 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гражданам, проходившим военную службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентные надбавки к оплате труда, при поступлении на работу в этих районах и местностях после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы независимо от продолжительности перерыва срок военной службы в календарном исчислении в указанных районах и местностях засчитывается в стаж работы для получения процентных надбавок к оплате труда в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Законодательство также регулирует трудовые и пенсионные отношения специальных субъектов: лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей.

Относится ли к ним автор вопроса, а также для каких целей необходимо исчисление трудового стажа – неизвестно, поэтому рекомендую напрямую обратиться в Пенсионный фонд России с соответствующим запросом, приложив копию трудовой книжки и конкретно объяснив цель обращения.

Стаж военной службы в районах крайнего севера

Подборка наиболее важных документов по запросу Стаж военной службы в районах крайнего севера (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Крайний Север:
  • Больничный лист районный коэффициент
  • Входит ли в мрот районный коэффициент
  • Гарантии и компенсации лицам работающим в районах Крайнего Севера
  • Дистанционный работник районный коэффициент
  • Дополнительный отпуск в районах Крайнего Севера
  • Показать все
  • Крайний Север:
  • Больничный лист районный коэффициент
  • Входит ли в мрот районный коэффициент
  • Гарантии и компенсации лицам работающим в районах Крайнего Севера
  • Дистанционный работник районный коэффициент
  • Дополнительный отпуск в районах Крайнего Севера
  • Показать все

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 32 «Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан» Федерального закона «О страховых пенсиях» «Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на пенсионный орган обязанности по включению в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периода военной службы с 23 декабря 1982 года по 10 декабря 1984 года из расчета один год службы за три года службы и назначении ему досрочной страховой пенсии по старости. При этом суд исходил из того, что как по ранее действующему законодательству, так и по действующему в настоящее время законодательству при определении права на пенсию в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Закона N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды прохождения военной службы по призыву не могут быть включены в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.»

Подборка судебных решений за 2020 год: Статья 30 «Оценка пенсионных прав застрахованных лиц» Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» «В п. 4 ст. 30 Закона N 173-ФЗ закреплен порядок исчисления расчетного размера пенсии по нормам, которые ранее были закреплены в Законе Российской Федерации от 20.11.1990 N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». В целях определения расчетного размера пенсии в соответствии с данным пунктом также учитываются конкретные периоды, перечисленные в данном пункте, среди которых поименованы периоды обучения, при этом некоторые периоды могут быть учтены в продолжительности общего трудового стажа в кратном исчислении (периоды службы в армии — в двойном, периоды работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях — в полуторном).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

«Комментарий к Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ «О страховых пенсиях»
(постатейный)
(Миронова Т.К., Арзуманова Л.Л., Пешкова (Белогорцева) Х.В., Рождественская Т.Э., Бондарева Э.С., Гусев А.Ю., Люминарская С.В., Менкенов А.В., Ротко С.В., Сапожникова Н.И., Чернусь Н.Ю., Елаев А.А., Загорских С.А., Котухов С.А., Соколов Р.А.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021) Применительно к вопросу о зачете периода военной службы в стаж работ в районах Крайнего Севера в этом же Обзоре данный подход был разъяснен дополнительно: период прохождения службы в Вооруженных Силах не подлежит включению в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение пенсии, поскольку указанный период может быть засчитан в специальный трудовой стаж только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством.

«Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации»
(постатейный)
(8-е издание, исправленное, дополненное и переработанное)
(отв. ред. Ю.П. Орловский)
(«КОНТРАКТ», 2019) 4. В Постановлении Правительства РФ от 26.06.1999 N 692 «О порядке зачета срока военной службы в местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями в стаж работы для получения процентной надбавки к оплате труда» предусмотрено, что с 01.01.1998 срок военной службы в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в т.ч. отдаленных, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к оплате труда, засчитывается гражданам, уволенным с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями или окончанием срока военной службы, а также по основаниям, предусмотренным подп. «а», «г» и «д» п. 3 ст. 51 Закона о воинской обязанности, в трудовой стаж в календарном исчислении независимо от продолжительности перерыва для получения ими процентной надбавки к оплате труда при поступлении на работу в этих районах и местностях.

Нормативные акты

Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ
(ред. от 08.12.2020)
«О трудовых пенсиях в Российской Федерации» периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере;

Федеральный закон от 30.11.2011 N 342-ФЗ
(ред. от 05.12.2022)
«О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» 5. Гражданину, уволенному со службы в органах внутренних дел по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1, пунктом 8, 11 или 12 части 2 либо пунктом 1 части 3 статьи 82 настоящего Федерального закона, стаж службы в органах внутренних дел и стаж военной службы засчитываются в непрерывный стаж службы для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Особенности учета «северного» стажа

    В соответствии с пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (применяется в части, не противоречащей действующему законодательству), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, включая досрочную трудовую пенсию по старости за работу на Крайнем Севере, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации. При этом требование о выполнении работы в течение полного рабочего дня в отношении «северного» стажа, выработанного до вступления в силу указанного Постановления, не предъявляется.

    Понятие «полный рабочий день» раскрыто пунктом 5 Разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет».

    В соответствии с данным Разъяснением Минтруда России под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, не менее 80% рабочего времени.

    Продолжительность полного рабочего дня определяется исходя из нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени в соответствии с Трудовым кодексом (далее — ТК РФ).

    Таким образом, если работнику в отдельные периоды по его личному заявлению установлен неполный рабочий день (смена), однако продолжительность его работы в течение рабочего дня (смены) сохранилась в пределах 80% рабочего времени, которое установлено на предприятии в соответствии с трудовым законодательством, то периоды такой работы засчитываются в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

    В практике встречаются случаи работы застрахованного лица на неполную ставку.

    Неполный оклад (ставка) может устанавливаться работнику при выполнении работы в течение неполного рабочего дня либо в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели.

    Сведения о зачислении в организацию на неполную ставку не раскрывают режим и график работы работника.

    Например, в 2018 году имела место работа на неполную ставку — 0,8 ставки. В случае подтверждения работодателем ежедневной продолжительности рабочего дня застрахованного лица не менее 6 часов 24 минут (80% рабочего времени от установленной продолжительности ежедневной работы, предусмотренной ТК РФ — 8 часов в день при 5-ти дневной рабочей неделе), весь период подлежит включению в «северный» стаж.

    В случае подтверждения продолжительности работы, например, с понедельника по четверг — 7 часов, а в пятницу — 4 часа, в «северный» стаж включаются периоды работы по фактической продолжительности — с понедельника по четверг, т.к. продолжительность его работы в течение рабочего дня составляет более 80% рабочего времени.

    В случае отсутствия у работодателя документов, подтверждающих режим работы застрахованного лица, периоды работы на неполную ставку в «северный» стаж не включаются.

    С учетом изложенного, при решении вопроса о включении периода работы на неполную ставку (в т.ч. и менее 0,8) в «северный» стаж необходимо документальное подтверждение непосредственного выполнения застрахованным лицом трудовых функций в течение полного рабочего дня, т.е. не менее 80% рабочего времени от продолжительности (100%) рабочего времени (смены), установленной трудовым законодательством для конкретной категории работников.

    Об учете дней сдачи крови, прохождения диспансеризации и медицинских осмотров в страховой стаж:

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что при определении стажа работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее — Закон № 400-ФЗ), применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516 (далее — Правила № 516).

    В соответствии с пунктами 4 и 5 Правил № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня в календарном порядке, если иное не предусмотрено указанными Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

    Дни сдачи крови и ее компонентов и предоставленные в связи с этим дни отдыха, а также дни прохождения диспансеризации и медицинских осмотров не предусмотрены Правилами № 516, поэтому не подлежат зачету в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам статьи 30 Закона № 400-ФЗ (по Списку № 1 и Списку № 2, за работу во вредных условиях труда), а также в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Такие дни включаются в страховой стаж при условии начисления и уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

    Гражданам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от места проживания, представлено право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Такое право предоставляется на 5 лет ранее общеустановленного пенсионного возраста лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, и наличии страхового стажа не менее 25 и 20 лет (мужчины и женщины соответственно).

    Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

    Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

    Право на досрочную пенсию по старости предоставляется также женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

    Для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, к которым относятся индивидуальные предприниматели, в отличие от наемных работников, предусмотрены особые правила подтверждения страхового стажа.

    Периоды осуществления предпринимательской деятельности включаются в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при условии документального подтверждения уплаты за эти периоды обязательных платежей в Социальныйй фонд РФ и осуществления указанной деятельности в таких районах и местностях .

    В соответствии с законодательством государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (временного проживания).

    При этом, место регистрации гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность, может не совпадать с местом осуществления им предпринимательской деятельности.

    Таким образом, для подтверждения факта ведения предпринимательской деятельности в особых климатических условиях, в территориальные органы Социального фонда РФ необходимо предоставлять в целях установления досрочной пенсии по старости дополнительные документы.

    Такими документами, в зависимости от вида осуществляемой индивидуальным предпринимателем деятельности, могут быть:

    — патент на осуществление одного из видов предпринимательской деятельности с указанием «северной» территории его действия;

    — копии деклараций, представленных в налоговые органы, в которых указывается место осуществления предпринимательской деятельности;

    — свидетельство об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности (при условии содержания сведений о месте деятельности индивидуального предпринимателя в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);

    — договор аренды (справки об аренде) помещений, необходимых для осуществления деятельности;

    — ведомости на выплату заработной платы или иного дохода при работе в торговых точках;

    — договор на выполнение работ или предоставление услуг частным лицам, предприятиям и организациям, расположенным в северных районах;

    — журналы учета выполнения работ, содержащие сведения о выполнении работ в указанных районах;

    — сертификат соответствия продукции с указанием адреса изготовителя продукции — индивидуального предпринимателя;

    — акт технического освидетельствования образцов продукции, содержащий сведения о месте нахождения мастерской индивидуального предпринимателя;

    — справка администрации муниципального образования, подтверждающая вид деятельности и место нахождения рабочего места предпринимателя со ссылкой на основание выдачи справки (свидетельские показания, похозяйственные книги не являются основанием для выдачи справки);

    — бухгалтерские документы, содержащие сведения о месте нахождения предпринимателя;

    — другие документы , содержащие сведения о ведении деятельности в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

    В подсчет «северного» стажа включаются только те периоды, за которые предоставлены необходимые документы. При этом, органами Социального фонда свидетельские показания подтверждения такого стажа во внимание не принимаются.

    Согласно части 11 статьи 2 Федерального закона от 27 ноября 2018 г. № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход»» индивидуальные предприниматели, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации, не признаются плательщиками страховых взносов за период применения специального налогового режима. Следовательно, пенсионные права указанных лиц не формируются.

    Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» физические лица в целях уплаты страховых взносов в Социальный Фонд России за себя, применяющие специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход», постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации, вправе добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

    Положениями пункта 5 статьи 29 данного Закона установлено, что периоды уплаты страховых взносов лицами, предусмотренными подпунктом 6 пункта 1 статьи 29 данного Закона, засчитываются в страховой стаж. При этом Закон не содержит норм о включении периодов добровольной уплаты страховых взносов в стаж на соответствующих видах работ, в том числе в стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с работой на Крайнем Севере.

    Соответственно, у лиц, применяющих специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в период добровольной уплаты ими страховых взносов, образуются пенсионные права только в части страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента.

    Таким образом, оснований для зачета периодов добровольной уплаты страховых взносов в стаж работы в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не имеется.

    В соответствии с положениями статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»[1] в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации застрахованными лицами, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Социальный фонд Российской Федерации[2].

    При этом согласно положениям статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» к числу застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся, в частности, граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

    Наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, предусмотренными статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ, в страховой стаж засчитываются иные «нестраховые» периоды, исчерпывающий перечень которых определен статьей 12 названного Федерального закона. К числу указанных периодов отнесен, в том числе период получения пособия по безработице, период участия в оплачиваемых общественных работах и период переезда или переселения по направлению государственной службы занятости в другую местность для трудоустройства.

    В этой связи, оснований для учета в страховом стаже периода общественных работ как периода, предусмотренного статьей 11 Федерального закона № 400-ФЗ, не имеется. Соответственно, данные периоды не подлежат включению в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

    Пунктами 30 и 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015, установлено, что указанные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются справкой государственного учреждения службы занятости населения по установленной форме, а после регистрации — сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.

    В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования»[3] страхователь представляет в органы СФР по месту своей регистрации о каждом работающем у него лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) сведения для индивидуального (персонифицированного) учета.

    Таким образом, при условии наличия трудовых, гражданско-правовых[4] и иных договоров между страхователем и гражданами, направленными службой занятости населения для временного трудоустройства, страхователи в соответствии с Постановлением Правления ПФР от 31.10.2022 № 245п «Об утверждении единой формы «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)» и порядка ее заполнения[5]» обязаны представить в СФР единую форму «Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)[6]». Форма ЕФС-1 представляется за отчетные периоды после 01.01.2023 и состоит из разделов и подразделов, которые могут заполняться и представляться каждый отдельно в зависимости от законодательно установленных сроков.

    Подраздел 1.1. «Сведения о трудовой (иной) деятельности» подраздела 1 формы ЕФС-1 представляется не позднее рабочего дня:

    • следующего за днем издания приказа о приеме (увольнении) застрахованного лица,
    • следующего за днем заключения (прекращения) с застрахованным лицом договора ГПХ.

    Подраздел 1.2 «Сведения о страховом стаже» подраздела 1 формы ЕФС-1 представляется страхователями по окончании календарного года не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным периодом (годом), в отношении застрахованных лиц, в случаях поименованных в пункте 3 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ. В иных случаях сведения о страховом стаже в составе подраздела 1.2. подраздела 1 формы ЕФС-1 страхователем в СФР в отношении застрахованных лиц не представляются.

    При заполнении формы ЕФС-1 в графе 4 «Код» подраздела «Территориальные условия» периоды оплачиваемых общественных работ указываются без кодов территориальных условий.

    [1] далее — Федеральный закон № 400-ФЗ

    Какой размер пенсии за работу в районах Крайнего Севера?

    Пенсия за работу в районах Крайнего Севера заметно больше, чем та, что назначается гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность в более южных регионах. Изучим, каким образом законодательство РФ регулирует исчисление северной пенсии.

    • «Северные» пенсии: нормативное регулирование
    • Пенсия на Севере досрочно
    • Северный стаж как преференция при назначении пенсии
    • Закон № 400-ФЗ («О страховых пенсиях»): северная надбавка к фиксированной выплате
    • Повышенная пенсия для жителей Севера с применением коэффициента
    • Исчисление северной пенсии по выбору: коэффициент или надбавка?
    • Северная пенсия: нюансы исчисления
    • Нужно ли подтверждать право на северную пенсию?
    • «Северные» доплаты к пенсиям граждан на государственном обеспечении
    • Итоги

    «Северные» пенсии: нормативное регулирование

    Сейчас в РФ действует 3 основных закона, в соответствии с которыми начисляется пенсия:

    • закон «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (его положения распространяются на граждан, выходящих на пенсию после 01.01.2015);
    • закон «О трудовых пенсиях» от 17.12.2001 № 173-ФЗ (с 01.01.2015 действует только в части положений, регулирующих исчисление и выплату пенсий, которые назначены до 01.01.2015 при условии, что соответствующие нормы не противоречат ФЗ «О страховых пенсиях»);
    • закон «О государственном пенсионном обеспечении» от 1+.2001 № 166-ФЗ (регулирует исчисление пенсий для госслужащих и иных категорий граждан РФ, находящихся на государственном обеспечении).

    Можно отметить, что в соответствии с положениями закона № 173-ФЗ осуществлялось исчисление российских пенсий до 01.01.2015. Сейчас пенсионеры РФ, в том числе и жители Севера, получают пенсию, рассчитанную преимущественно в том порядке, который утвержден новым нормативным актом — законом № 400-ФЗ.

    Нормы закона № 173-ФЗ применяются, только если это требуется в целях исчисления пенсий по новому закону. Но при исчислении конкретно северных пенсий они в расчет практически не берутся.

    Изучим особенности исчисления северных пенсий с учетом положений указанных нормативных актов — актуального закона № 400-ФЗ, а также закона № 166-ФЗ.

    Пенсия на Севере досрочно

    Прежде всего имеет смысл отметить, что граждане, работавшие на Севере, имеют возможность выйти на пенсию значительно раньше, чем россияне, трудящиеся в более южных регионах.

    Так, мужчины, имеющие общий стаж в 25 лет и проработавшие на Крайнем Севере 15 лет либо в регионах, приравненных к нему, 20 лет, могут выходить на пенсию в 55 лет. Женщины вправе выходить на пенсию в 50 лет при условии, что имеют общий стаж работы в 20 лет и те же показатели длительности работы на Севере, что и мужчины. В свою очередь, мужчины, работавшие в более южных регионах, выходят на пенсию в 60 лет, а женщины — в 55 лет.

    Если мужчина или женщина имели стаж работы на Крайнем Севере в качестве оленевода, рыбака или охотника, составляющий, соответственно, для каждого пола 25 и 20 лет — они вправе выходить на пенсию еще на 5 лет раньше возрастов, обозначенных выше.

    Повышение пенсионного возраста коснется и работников Крайнего Севера. Переходный период по повышению пенсионного возраста продлится так же как и у всех жителей РФ с 2019 по 2028 годы. Ниже приведем таблицу выхода на пенсию в связи с нововведениями:

    Подробнее о повышении пенсионного возраста читайте здесь.

    О нюнсах назначения пенсии северянам, узнайте в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

    Северный стаж как преференция при назначении пенсии

    Опыт работы человека на Севере может дать ему право выйти пенсию раньше и в том случае, если указанные показатели стажа не достигнуты, но соразмерны с ними.

    Если гражданин проработал на КС не менее чем 7 лет и 6 месяцев, то он получает вправе выйти на пенсию раньше, исходя из того, что его пенсионный возраст уменьшается на 4 месяца за каждый год, проработанный на Крайнем Севере. При этом каждый год работы в районах, приравненных к КС, соответствует 9 месяцам трудовой деятельности на Крайнем Севере.

    В общем случае стаж, который составляет 15 лет при работе на КС или 20 лет в районах, что приравнены к нему, снижает пенсионный возраст человека на 5 лет для большинства категорий трудящихся, у которых есть основания для выхода на пенсию. Например, тех категорий, которые указаны в пп. 1–10, 16–18 ст.

    30 закона № 400-ФЗ.

    Рассмотрим теперь основные принципы исчисления северных пенсий.

    Закон № 400-ФЗ («О страховых пенсиях»): северная надбавка к фиксированной выплате

    Пенсия по закону № 400-ФЗ состоит из следующих основных компонентов:

    • страховой пенсии (вычисляется по сложной формуле — с применением индивидуальных пенсионных коэффициентов и показателей их стоимости);
    • фиксированной выплаты (которая устанавливается в соответствии с п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ).

    Размер страховой пенсии напрямую не зависит от того, работал человек на Севере или нет.

    В свою очередь, в соответствии с п. 4 ст. 17 закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ получать фиксированную выплату, увеличенную на 50%, вправе:

    • мужчины, имеющие стаж 25 лет и более и проработавшие 15 лет и более на Крайнем Севере;
    • женщины, обладающие стажем 20 лет и более и проработавшие 15 лет и более на КС.

    Текущая величина фиксированной выплаты — 4 982 руб. 90 коп. в месяц (п. 1 ст.

    16 закона № 400-ФЗ).

    Получается, что фиксированная выплата по пенсиям гражданам, работавшим на Крайнем Севере и имеющим указанный выше стаж, становится равной 7 474 руб. 35 коп. (4 982 руб. 90 коп. + 50%).

    Таким образом, пенсия гражданина, работавшего на КС, в общем случае больше, чем пенсия гражданина, работавшего южнее, на 2 491 руб. 45 коп.

    Если у получателей пенсии, работавших на Крайнем Севере, находятся нетрудоспособные члены семьи на иждивении либо если получателям соответствующей пенсии исполнилось 80 лет или если они имеют инвалидность 1-й группы, увеличение фиксированной выплаты по основаниям, указанным в пп. 1–3 ст. 17 закона № 385-ФЗ, дополняется доплатами в размере 50% от соответствующего увеличения.

    Так, если человеку, работавшему на КС, 80 лет, то он:

    • во-первых, получает фиксированную выплату, увеличенную на 2 491 руб. 45 коп. относительно южной пенсии;
    • во-вторых, получает 100%-ю доплату к фиксированной выплате — в размере 4 982 руб. 90 коп. (п. 1 ст. 17 закона № 400-ФЗ);
    • в-третьих, получает доплату к указанному 100%-му увеличению фиксированной выплаты в размере 50%, то есть 2 491 руб. 45 коп.

    В соответствии с п. 5 ст. 17 закона № 400-ФЗ фиксированная выплата как самостоятельный элемент пенсии (то есть показатель, закрепленный в законе № 400-ФЗ), а также как элемент расчета северной пенсии с учетом положений пп. 1–3 ст.

    17 закона № 400-ФЗ увеличивается в аналогичных случаях на 30% при исчислении пенсий для граждан того же возраста и пола, что указаны выше, а также имеющих аналогичный стаж — если они работали в регионах, которые приравнены к КС, в течение 20 лет и более.

    Повышенная пенсия для жителей Севера с применением коэффициента

    В соответствии с п. 9 ст. 17 закона № 400-ФЗ получать увеличенную фиксированную выплату по п. 1 ст. 16 закона № 400-ФЗ вправе получать граждане, проживающие на КС, обладающие правом на пенсию, но не имеющие опыта работы на Крайнем Севере и в районах, которые приравнены к нему.

    Но в этом случае вместо надбавок применяется установленный законом районный коэффициент.

    Аналогично, если жителю Севера исполнилось 80 лет или же в случаях, если у него есть инвалидность 1-й группы либо если он имеет на иждивении нетрудоспособных лиц, он получает дополнительные выплаты, гарантированные пп. 1–3 ст. 17 закона № 400-ФЗ, которые также увеличены на районный коэффициент.

    При переезде человека в другой район КС или территорию, приравненную к нему, могут применяться другие коэффициенты — что определены для соответствующей местности (п. 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ).

    Сейчас коэффициенты, о которых идет речь, используются те, что приведены в информписьме Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда РФ от 09.06.2003 № 1199-16.

    Так, например, на Чукотке соответствующий коэффициент равен 2. Соответственно, фиксированная выплата к его пенсии составит в общем случае 9 965 руб. 80 коп. (4 982,90 × 2).

    Порядок, по которому исчисляются и выплачиваются «северные» доплаты к фиксированным выплатам, установленные пп. 9, 10 ст. 17 закона № 400-ФЗ, более детально регулируется постановлением Правительства РФ от 18.03.2015 № 249.

    Исчисление северной пенсии по выбору: коэффициент или надбавка?

    Если человек может получать доплаты к фиксированным выплатам к страховой пенсии по 2 основаниям (то есть, во-первых, он имеет «северный» стаж, а во-вторых — проживает на Севере), то он должен самостоятельно выбрать одно из них (п. 13 ст. 17 закона № 400-ФЗ).

    То есть определиться с тем, будет ли он получать пенсию с учетом надбавок, устанавливаемых законом № 400-ФЗ, либо с применением районных коэффициентов.

    Основной критерий, на который в данном случае имеет смысл ориентироваться — величина районного коэффициента, фактически установленная в его регионе. Если она больше, чем применяемое увеличение фиксированной выплаты, зафиксированное в положениях ст. 17 закона № 400-ФЗ, имеет смысл выбрать схему, по которой пенсия исчисляется с учетом соответствующего коэффициента.

    Северная пенсия: нюансы исчисления

    Итак, северная пенсия — это пенсия, которая может быть увеличена относительно стандартной за счет одного из 2 оснований (по выбору гражданина):

    • применения надбавок к фиксированной выплате (при достаточном стаже работы на Севере);
    • умножения фиксированной выплаты на районный коэффициент (если человек проживает на Севере).

    Можно отметить, что в период действия закона № 173-ФЗ северная пенсия исчислялась по схожим принципам: надбавки и коэффициенты начислялись на фиксированный размер страховой части трудовой пенсии (некий аналог фиксированной выплаты по закону № 400-ФЗ).

    Таким образом, чем выше фиксированная выплата, тем выше северная пенсия. Иные составляющие формулы пенсии — будь то индивидуальный коэффициент или показатели его стоимости, не меняются, исходя из того факта, что у человека есть стаж работы на Севере.

    Фиксированная выплата — главный показатель для исчисления северной пенсии — в общем случае должна индексироваться соотносительно с инфляцией.

    Нужно ли подтверждать право на северную пенсию?

    Если гражданин переезжает в северный район, в котором установлен более высокий коэффициент к фиксированной выплате по пенсии, то получить право на возникающую доплату он сможет только при условии обращения в территориальное подразделение Пенсионного фонда. Пенсия с учетом перерасчета будет начисляться с 1-го числа месяца, следующего за тем, когда было осуществлено обращение в ПФР (подп. 2 п. 1 ст.

    23 закона № 400-ФЗ).

    Если человек переезжает в регион, не относящийся к территориям КС либо районам, что приравнены к нему, то его пенсия должна быть пересчитана с учетом того, что законные основания для применения повышающего коэффициента исчезают (п. 9 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Законом установлены следующие критерии признания соответствующего переезда состоявшимся:

    • осуществлена регистрация гражданина в населенном пункте за пределами Севера (подп. «в» п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ);
    • осуществлена подача в представительство ПФР в соответствующем населенном пункте заявления о выдаче пенсионного дела;
    • осуществлена подача в представительство ПФР заявления о переезде;
    • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 19 ст. 21 закона № 400-ФЗ;
    • фондом зафиксировано несоблюдение процедур подтверждения регистрации на Севере в порядке, установленном п. 5 правил, установленных постановлением № 249.

    Можно отметить, что по нормам ст. 23 закона № 400-ФЗ переезд также может подтверждаться фактом снятия гражданина с регистрационного учета в северном населенном пункте — в силу истечения срока регистрации либо по желанию самого получателя пенсии (подп. «а», «б», п. 10 ст. 23 закона № 400-ФЗ). Однако Верховный суд РФ решением от 07.10.2015 № АКПИ 15-859 признал соответствующие подпункты п. 10 ст. 23, а также корреспондирующие с ними положения п. 11 ст.

    23 недействующими.

    «Северные» доплаты к пенсиям граждан на государственном обеспечении

    Отдельным правовым актом регулируется начисление пенсий государственным служащим, а также иным категориям граждан, которым гарантируется государственное обеспечение, — речь идет о законе «О государственном пенсионном обеспечении» от 15.12.2001 № 166-ФЗ. Рассмотрим, каким образом положения этого закона определяют порядок исчисления «северных» пенсий.

    Закон № 166-ФЗ устанавливает отдельные правила исчисления пенсии для следующих категорий граждан:

    • для государственных гражданских служащих;
    • для военнослужащих;
    • для ветеранов Великой Отечественной войны, а также жителей блокадного Ленинграда;
    • для пострадавших в результате наступления последствий радиационных, техногенных катастроф, а также членов их семей;
    • для космонавтов и членов их семей;
    • для летчиков и испытателей;
    • для нетрудоспособных граждан.

    Все виды специальных пенсий, установленные государством для указанных категорий граждан, которые проживают на Севере (например, это могут быть пенсии за выслугу лет), увеличиваются на районные коэффициенты — те же, которые используются при исчислении обычной пенсии. Как только человек выезжает с территории Севера, соответствующие коэффициенты не задействуются при расчете пенсии.

    Итоги

    Граждане, трудившиеся на Севере и заработавшие себе там пенсию, вправе получать ее в увеличенном размере. Соответствующая надбавка определяется законами, регулирующими исчисление и выплату пенсий для различных категорий населения.

    Ознакомиться с иными особенностями исчисления пенсий вы можете в статьях:

    • «Облагается ли пенсия подоходным налогом (нюансы)?»;
    • «Какая добавка к пенсии за стаж 40 лет?».