19.07.2017 распечатать Если ваша компания является владельцем транспортного средства, то по действующим в РФ законам, вы обязаны платить транспортный налог (ст. 357 НК РФ).
По грузовым автомобилям, имеющим разрешенную массу свыше 12 тонн, организации уплачивают транспортный налог в особом порядке – с учетом платы в систему «Платон».
Расчет и уплата транспортного налога
Платить транспортный налог нужно с месяца постановки до месяца снятия транспорта с учета. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия его с регистрационного учета принимаются за полные месяцы. Если вы поставили и сняли с учета транспортное средство в течение одного месяца, в расчете используйте 1 (один) месяц. Транспортный налог рассчитывают отдельно по каждому транспортному средству.
Фирмы самостоятельно определяют сумму транспортного налога. Предпринимателям же рассчитывать налог не нужно: требование об уплате транспортного налога им пришлет инспекция. Законом субъекта РФ, в котором зарегистрировано транспортное средство, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае придется уплачивать авансовые платежи. Размер авансового платежа равен 1/4 годовой суммы налога (п.
2.1 ст. 362 НК РФ). В некоторых регионах установлено, что транспортный налог уплачивается только по итогам года.
Например, в Москве, в соответствии с Законом г. Москвы от 9 июля 2008 года № 33, авансовых платежей нет. Сумму транспортного налога за полный год рассчитайте по формуле:
Годовая сумма транспортного налога | = | Налоговая база | x | Ставка налога | x | Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей |
Если транспортное средство принадлежит вам меньше года (например, несколько месяцев), то налог платится только за эти месяцы. Рассчитайте транспортный налог за несколько месяцев с учетом коэффициента использования транспорта по формуле:
Сумма транспортного налога за неполный год | = | Налоговая база | x | Ставка налога | x | Повышающий коэффициент для дорогостоящих автомобилей | x | Количество месяцев, в течение которых транспортное средство было зарегистрировано на владельца | / | 12 месяцев |
Система «Платон»
Собственники большегрузных автомобилей могут уменьшать сумму транспортного налога, исчисленного налоговый период, на сумму платы, внесенной в систему «Платон» в этом же налоговом периоде (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 249-ФЗ). Система «Платон» — это автоматизированная система сбора дополнительного налога для транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн. Подобные большегрузы не могут передвигаться по дорогам общего пользования федерального значения без внесения «дорожного сбора» в систему «Платон» (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ).
Размер платы в систему «Платон»
Базовый размер платы в систему «Платон» составляет 3,73 руб. за 1 км пути. До 15 апреля 2017 года к базовому размеру платы применяется понижающий коэффициент 0,41. Поэтому до этой даты размер платы составляет 1,53 руб. за 1 км пути (3,73 руб. х 0,41).
С 15 апреля 2017 года значение коэффициента составляет 0,51 (постановление Правительства РФ от 24 марта 2017 г. № 330). Поэтому плата за проезд увеличивается на 0,37 руб. и составляет 1,90 руб. за 1 км пути (3,73 руб. х 0,51).
Транспортный налог и платоновский сбор
Помимо «дорожного» сбора владельцы больших грузовиков уплачивают еще и транспортный налог. Если сумма фактически уплаченного «дорожного» сбора меньше, чем исчисленная сумма транспортного налога, налогоплательщик вправе уменьшить транспортный налог на всю сумму платы. Если сумма «дорожного» сбора окажется больше суммы транспортного налога, налогоплательщик полностью освобождается от уплаты транспортного налога.
Уменьшать транспортный налог могут как организации, так и физические лица. Причем организациям дано право не уплачивать исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в отношении большегрузов (п. 2 ст. 363 НК РФ).
А граждане, желающие применить льготу в виде уменьшения транспортного налога на «платоновский» сбор, должны будут представить в налоговую инспекцию заявление и документы, подтверждающие право на эту льготу (ст. 361.1 НК РФ). В письме от 26 января 2017 г. № 03-05-05-0/3747 Минфин указал, что при расчете транспортного налога нужно учитывать только фактически пройденные километры пути, за которые внесена платоновская плата. К примеру, фирма перечислила авансом за год в систему «Платон» определенную сумму, а фактически грузовик «наездил» на меньшую сумму. В этом случае для уменьшения транспортного налога учитывается не авансовый платеж, а сумма платы по факту.
Несмотря на то, что перечисленные поправки, внесенные Законом № 249, вступили в силу 3 июля 2016 года, действие его положений для организаций распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2016 года и до конца 2018 года. Для физических лиц – с 1 января 2015 года. В письме от 25 августа 2016 г. № 03-05-06-04/49670 Минфин России разъяснил, как быть организациям, которые до 3 июля уже успели заплатить авансовый платеж по транспортному налогу за I квартал 2016 года.
По мнению финансистов, если по итогам текущего года сумма внесенного «платоновского» сбора окажется больше или равна сумме транспортного налога, исчисленного за год, аванс по налогу считается излишне уплаченной суммой налога. В этом случае перечисленный аванс можно будет вернуть или зачесть по окончании года в соответствии со статьей 78 Налогового кодекса.
Отчет о платежах в систему «Платон»
Вычет в виде «платоновского» сбора производится исходя из размера сбора, указанного в маршрутной карте или реестре транспортных средств взимания платы за соответствующий календарный год (письмо Минфина от 26 января 2017 г. № 03-05-05-04/3747). В то же время порядок представления в налоговые органы сведений из реестра не определен. Поэтому налоговики рекомендуют пока использовать форму отчета, приведенную в письме ФНС России от 9 января 2017 года № БС-4-21/65@.
Данный отчет выдается оператором системы «Платон» по запросам владельцев большегрузов и налоговых инспекций. Чтобы получить вычет по транспортному налогу, налогоплательщикам нужно представить в инспекцию заполненный отчет в бумажном виде, подписанный уполномоченным представителем оператора и удостоверенный печатью оператора (его филиала, уполномоченного подразделения).
Читайте в бераторе Как выглядит рекомендуемая форма такого отчета
В этом случае он должен быть подписан квалифицированной электронной подписью оператора системы «Платон». Основание — пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи». В этом пункте сказано, что информация в электронной форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, это электронный документ, равнозначный бумажному документу, подписанному собственноручной подписью. Такая электронная информация может применяться в любых правоотношениях в соответствии с российским законодательством. За исключением случаев, когда федеральные законы или нормативные правовые акты требуют составлять документ только на бумаге.
Таким образом, если электронная форма отчета получена через личный кабинет на официальном сайте platon.ru с квалифицированной электронно-цифровой подписью оператора ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы», то она подтверждает право на вычет по транспортному налогу.
Читайте в бераторе Как рассчитать, уплатить транспортный налог, а также применить вычет в виде платоновского сбора
Транспортный налог и платоновский сбор при УСН
«Упрощенцы» учитывают в расходах ту часть суммы «дорожного» сбора, которая превышает сумму транспортного налога (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).
Она рассчитывается как разница между платой «Платону», уплаченной за грузовик за год, и суммой транспортного налога, исчисленного по этому грузовику за год. Если результат равен нулю, то в расходах вы ничего не учитываете. Если результат получился отрицательным, то в расходах учитывайте сумму транспортного налога к уплате за грузовик, а платоновскую плату в расходы не включайте. При УСН транспортный налог включается в расходы на дату уплаты (пп.
3 п. 2 ст. 346.17 НК РФ, письмо Минфина России от 6 сентября 2016 г. № 03-05-05-04/52171). Законами региона, в котором зарегистрирован грузовик, могут быть установлены отчетные периоды по транспортному налогу. В этом случае исчисленные авансовые платежи по транспортному налогу в расходах вообще не учитываются.
А на последнее число I, II и III квартала плату, уплаченную «Платону» за грузовик за этот квартал, можно учесть в расходах в части, превышающей авансовый платеж по транспортному налогу, исчисленный за этот же грузовик и за этот же квартал. Например, чтобы посчитать сумму платы «Платону», учитываемую в расходах по итогам 9 месяцев, надо вычесть из суммы платежей, внесенной «Платону» за грузовик за январь — сентябрь, сумму авансовых платежей по транспортному налогу, исчисленных за этот же грузовик за I, II и III кварталы. Если результат вычисления равен нулю или отрицательный, то в расходах вы ничего не учитываете.
Порядок и сроки уплаты налога
Уплачивать налог и авансовый платеж нужно по месту регистрации транспортного средства. Сроки уплаты транспортного налога и авансовых платежей по нему устанавливают региональные власти. При этом срок уплаты налога для организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 3 ст.
363.1 НК РФ).
Читайте в бераторе О том, как «упрощенцы» учитывают платоновский сбор при уплате транспортного налога и УСН-налога
Система «Платон»: введена новая плата с большегрузов
30.08.2019 распечатать Правительство уточнило порядок индексации платы за проезд по федеральным автодорогам общего пользования большегрузов – транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. С 1 июля 2019 года платить нужно 2,04 рубля за километр пути.
Плата за большегрузы: из истории
Федеральный закон от 06.04.2011 № 68-ФЗ внес в Бюджетный кодекс новую статью 179.4 “Дорожные фонды”. Она ввела плату за возмещение вреда автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную массу свыше 12 тонн. Разрешенная максимальная масса транспортного средства – это значение массы снаряженного транспортного средства в килограммах с грузом, водителем и пассажирами, указанной в ПТС (свидетельстве о регистрации транспортного средства) в качестве максимально допустимой.
Плата уплачивается всеми владельцами 12-тонных грузовиков, зарегистрированными в системе “Платон”. Регистрация в системе означает внесение данных о собственнике и транспортном средстве в электронный реестр системы взимания платы. Без внесения в реестр оплата проезда по федеральным трассам невозможна. Для зарегистрированного в реестре собственника (владельца) большегруза оператор открывает расчетную запись для учета вносимых им денежных средств и их перечисления в доход федерального бюджета.
Плата за проезд вносится до начала движения. Плата за пройденные километры рассчитывается автоматически (через бортовое устройство или посредством оформления маршрутной карты).
Как внести плату
- банковским переводом по платежным реквизитам оператора системы с указанием номера расчетной записи;
- банковской картой.
Денежные средства будут внесены на счет зарегистрированного собственника в следующие сроки:
- банковской картой – в момент получения подтверждения от организации – партнера по приему платежей о внесении денежных средств;
- при банковском переводе – в течение одного рабочего дня с момента зачисления денежных средств на счет оператора.
Информация о пополнении расчетной записи отображается в личном кабинете владельца на сайте оператора или направляется ему оператором в виде электронного письма.
Сведения о состоянии расчетной записи содержат данные о сумме внесенных собственником (владельцем) транспортного средства денежных средств в счет платы, об операциях, отраженных в расчетной записи, включая данные:
а) о сумме задолженности по внесению платы;
б) об остатке денежных средств на балансе расчетной записи.
Налоговый учет
При определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций указанная плата учитывается в составе прочих расходов на основании статьи 264 НК РФ при условии соответствия таких расходов критериям, установленным статьей 252 НК РФ.
Для подтверждения размера платы за проезд в налоговом учете следует получить детализацию в личном кабинете на сайте системы или в центре информационной поддержки, где отражаются данные о списании сумм платы с расчетной записи в отношении конкретного автомобиля. Производственная направленность поездок должна быть подтверждена путевыми листами.
В момент перечисления аванса оператору системы расход не возникает. В прочих расходах учитываются те суммы, которые списаны оператором.
Документом, подтверждающим понесенные расходы на выплату средств в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда “большегрузов”, служит отчет оператора.
Оператор, на которого возложены обязанности по обеспечению функционирования системы взимания платы, ведет персонифицированный учет по каждому владельцу зарегистрированного транспортного средства в виде записи, содержащей информацию о маршруте, пройденном транспортным средством, с отметкой даты и времени начала и окончания движения по маршруту. Что касается документов, оформляемых самим налогоплательщиком, для подтверждения расходов, то их может быть несколько: путевой лист, чеки АЗС, товарно-транспортная накладная.
Эти документы являются документальным подтверждением расходов, а значит, при расчете налога на прибыль в налоговую базу можно включать затраты по оплате проезда большегрузного транспорта.
Для налога на прибыль можно полностью учитывать и транспортный налог, и платоновские платежи. А вот в налоговую базу по НДС суммы платы не включаются, поскольку она является обязательным платежом, установленным на законодательном уровне, который не облагается НДС (см. письмо Минфина РФ от 06.10.2015 № 03-11/57133).
Размер платы
Порядок взимания платы в систему “Платон” и ее размер установлены Постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 № 504 (в редакции Постановления Правительства РФ от 14.11.2016 № 1182). Оно действует с 1 ноября 2014 года.
Постановление Правительства РФ от 03.11.2015 № 1191 установило порядок индексации этой платы. А Постановлением от 29.06.2019 № 843 этот порядок был уточнен.
Так, с 1 июля 2019 года применяется индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года по февраль 2017 года включительно. Исходя из этого размер платы составит 2,04 рубля на 1 километр пути.
С 1 февраля 2020 года будет применяться индексация исходя из фактического изменения индекса потребительских цен с 15 ноября 2015 года по февраль 2019 года включительно. Размер платы с 1 февраля 2020 года составит 2,20 рубля на один километр пути.
С 1 февраля 2021 размер платы составит 2,35 рубля на один км пути. Далее размер платы будут устанавливать с учетом появления информации Росстата о фактическом изменении индекса потребительских цен.
Эксперт “НА”С.М. Львовский
По каким тарифам платить взносы в систему Платон в 2024 году
30.01.2023 распечатать С 1 февраля 2024 года размер платы в системе «Платон» составит 2,84 рубля за километр пробега, было в 2022 году – 2,54 рубля за километр.
Фактический размер платы рассчитывается ежегодно в период с 10 по 20 января с учетом информации Росстата об индексе потребительских цен за предыдущий год. Индекс потребительских цен за 2022 год вырос на 11,94 %. Ранее планировалось, что тариф в систему Платон вырастет до 2,98 рубля за километр пробега, и эта информация появилась в сети интернет. Но, в итоге тариф оказался меньше.
Порядок индексации тарифа в системе «Платон» установлен постановлением Правительства РФ от 14.06.2013 г. № 504, и постановлением Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1191 (в ред. пост. от 29.06.2019 г. № 843).
Как рассчитывается плата в систему Платон
Оплачивают проезд по дорогам федерального значения владельцы транспортных средств с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Расчет производится путем умножения тарифа на пройденные километры пути. Право на понижающий коэффициент установлено подпунктом «а» пункта 2 постановления Правительства РФ от 03.11.2015 г. № 1191 (в постановления от 29.06.2019 г. № 843) – 0,51.
Тариф 2,84 рубля на 2024 год – это уже с учетом индексации и коэффициента 0,51.
Справка: изначальный тариф был 3,73. Затем, ввели понижающий коэффициент, который действует до 2024 года.
Какие есть варианты оплаты в систему Платон
Владельцы большегрузного транспорта обязаны зарегистрировать его в реестре Системы взимания платы «Платон». Это можно сделать отдельно, пройдя регистрацию на сайте системы либо при оплате проезда на любом из пунктов приема платежей, включая терминалы самообслуживания. Чаще всего, компании оплачивают проезд по дорогам за фактические пройденное расстояние.
Оплачивать дорогу можно маршрутной картой в ручном режиме либо через бортовое устройство автоматически.
Маршрутная карта удобна для разовых поездок
Маршрутная карта оформляется на один маршрут. Ее можно использовать только один раз в течение срока действия для проезда точно по тому маршруту, который указан в карте. Срок действия карты – 7 календарных дней с даты начала маршрута. Оформить карту можно не ранее чем за 30 календарных дней до начала поездки.
Если водитель успевает за 7 дней съездить в пункт назначения и вернуться обратно, карту можно оформить на весь маршрут, указав путь туда и обратно. На один маршрут можно оформить несколько карт, разбив поездку на несколько этапов.
Бортовое устройство
- через Личный кабинет на сайте,
- через мобильное приложение,
- в Центре информационной поддержки пользователей,
- через терминалы самообслуживания,
- через агентские терминалы (QIWI, Сбербанк России).
Учет платы в систему Платон бухгалтерией
Плата за проезд, которая переведена в систему Платон включается в состав расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99).
Расходы учитывают по мере начисления оператором платы за проезд в соответствующих отчетных периодах (п. 18 ПБУ 10/99).
Подтверждающим документом служит распечатка из личного кабинета владельца авто в системе Платон. В ней указана сумма произведенной оплаты, списанная за проезд конкретного грузовика и период.
Фирмы на УСН с объектом «доходы минус расходы» также имеют право учитывать в налоговой базе по прибыли всю сумму платы в систему «Платон» (пп. 37 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).
Проводки по платежам в систему «Платон»
Платежи в систему «Платон» учитывают на субсчетах к счету 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»:
- 76-а «Расчеты по авансам в систему «Платон»;
- 76-пл «Расчеты по плате за проезд».
Перечисление денежных средств в систему «Платон» отражается проводками:
ДЕБЕТ 76-А КРЕДИТ 51
- отражено перечисление платы в систему «Платон»;
ДЕБЕТ 20 (23) КРЕДИТ 76-ПЛ
- плата в систему «Платон» включена в состав расходов;
ДЕБЕТ 76-ПЛ КРЕДИТ 76-А
- аванс по платежам в систему «Платон» зачтен в счет платы за проезд.