Сервитут на проезд к участку как оформить кому он нужен и что делать при отказе 2024

Публичные сервитуты, установленные до 01.09.2018, сохраняются. Правообладатели таких земельных участков вправе использовать меры защиты, предусмотренные ЗК РФ (в ред. ФЗ от 03.08.2018 N 341-ФЗ).

ЗК РФ Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 341-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски арбитражных споров и споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 23 ЗК РФ

Споры в суде общей юрисдикции:

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

По 31.12.2024 особенности установления публичных сервитутов в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, устанавливаются ФЗ от 25.10.2001 N 137-ФЗ.

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, за исключением случаев, если свободный доступ к такому объекту ограничен в соответствии с федеральным законом;

(в ред. Федерального закона от 03.04.2023 N 96-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

С 01.04.2024 пп. 2 п. 4 ст. 23 излагается в новой редакции (ФЗ от 04.08.2023 N 491-ФЗ).

См. будущую редакцию.

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных и мелиоративных работ на земельном участке;

(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 477-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

Рекомендация  Статья 384 ГПК РФ. Утратила силу с 1 октября 2019 г. Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N

19. Случаи и особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

(в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 284-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Основания для отказа в установлении частного сервитута

Подборка наиболее важных документов по запросу Основания для отказа в установлении частного сервитута (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Сервитут:
  • Исковое заявление об установлении частного сервитута
  • Оформление сервитута
  • Плата за публичный сервитут
  • Публичный сервитут
  • Регистрация публичного сервитута
  • Показать все
  • Сервитут:
  • Исковое заявление об установлении частного сервитута
  • Оформление сервитута
  • Плата за публичный сервитут
  • Публичный сервитут
  • Регистрация публичного сервитута
  • Показать все

Судебная практика

Важнейшая практика по ст. 23 ЗК РФ Сервитут не установят, если из-за него собственник не сможет использовать свой земельный участок в соответствии с разрешенным использованием >>>

Кассационное определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 18.08.2022 N 88А-14985/2022
Категория: Споры с Росреестром.
Требования: 1) О признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права частного сервитута, обязании произвести регистрацию права; 2) О признании незаконным решения об отказе в осуществлении кадастрового учета.
Обстоятельства: Сервитут в отношении земельного квартала установлен на основании вступившего в законную силу решения суда, содержащего условия, на которых действует данное ограничение, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации права со ссылкой на отсутствие государственного кадастрового учета части земельного участка, поскольку сервитут подлежит регистрации в отношении всего объекта.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено. Исследовав совокупность обстоятельств по делу суд первой инстанции пришел к выводу, что административным истцом были представлены административному ответчику все документы, отвечающие требованиям ст. 21 Закона о регистрации, требованиям принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного судебным решением, правовые основания для отказа административным истцам в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права частного сервитута, установленного вступившим в силу судебным решением, у административного ответчика отсутствовали. Суд первой инстанции указал, что доводы сторон административного ответчика о том, что не представляется осуществить государственную регистрацию права частного сервитута т.к. земельный участок на котором установлен сервитут, не выделен из кадастрового квартала, не установлен кадастровый номер земельного участка, не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации прав на сервитут, поскольку решением суда частный сервитут установлен в границах конкретного земельного квартала, с указанием номера земельного квартала, адреса и по координатам характерных точек границ, что свидетельствует о необходимости исполнения решения суда, при этом недопустимо возложение на административных истцов обязанностей административного ответчика по государственной регистрации права частного сервитута.

Доводы административного ответчика о том, что отсутствуют необходимые для государственной регистрации права достаточные данные о гражданах-собственниках земельных участков в границах территории товарищества собственников недвижимости «СТ-Сервис», в интересах которых судом был установлен сервитут по мнению суда первой инстанции не соответствуют действительности, поскольку административным истцом с заявлением о государственной регистрации права на частный сервитут также был предоставлен реестр (список) граждан-собственников земельных участков в границах территории ТСН «СТ-СЕРВИС», в интересах которых и был установлен сервитут /л.д. 80-87/, В указанном реестре содержаться следующие сведения: ФИО, данные паспорта, адрес проживания, номер телефона, регистрационный номер свидетельства о праве и дата его выдачи, кадастровый номер земельного участка, номер участка и его площадь, т.е. все необходимые в силу закона для государственной регистрации права сведения. Реестр скреплен печатью ТСН «СТ-Сервис» и подписан его председателем К. При этом дальнейшее изменение правообладателей земельных участков и частного сервитута, после государственной регистрации права на частный сервитут, не может являться законным основанием для отказа в государственной регистрации права, установленного решением суда.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Готовое решение: Как установить частный сервитут на земельный участок
(КонсультантПлюс, 2024) При обращении в суд важно помнить, что сервитут будет установлен, только если нет других вариантов удовлетворить нужды истца (п. 1 ст. 274 ГК РФ). Сервитут должен быть для вас единственной возможностью обеспечить нормальное использование недвижимости. Если лицо, требующее установить сервитут, не может полноценно пользоваться недвижимостью только из-за своих действий, а не по объективным причинам, суд откажет в установлении сервитута (п.

7 Обзора, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017).

Статья: Вещный легат на недвижимость
(Нестолий В.Г.)
(«Нотариус», 2020, N 6) Возможен ли вещный легат? В законе сказано, что сервитут устанавливается по соглашению между заинтересованным лицом и собственником соседнего земельного участка, если соглашение не достигнуто, спор разрешается судом (п. 3 ст.

274 Гражданского кодекса Российской Федерации ). Закон не упоминает о том, что сервитут может быть установлен завещательным отказом (легатом). Скорее всего, молчание законодателя о частном сервитуте по завещательному отказу связано с тем, что законодатель стремится назвать те основания возникновения сервитута, которые, кажется, имеют наибольшее распространение. Вполне вероятно, что на законодателя воздействует авторитет Бориса Лазаревича Хаскельберга (1918 — 2011), писавшего: «Ни ГК РСФСР 1964 г. , ни ГК РФ не дают оснований для конструирования вещного легата» .

Нормативные акты

«Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26.04.2017) 8. Не подлежит установлению сервитут, если его условиями собственник земельного участка лишается возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Сервитут на проезд к участку как оформить, кому он нужен и что делать при отказе 2024

    7 сентября 2024 Регистрация Войти
    9 октября 2024

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    18 сентября 2024

    Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации. Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять?

    На земельном участке, принадлежащем организации на праве собственности, находится имущество (трансформаторная подстанция), принадлежащее на праве собственности сторонней организации.
    Как оформить сервитут? Какие действия пошагово надо предпринять?

    4 декабря 2020

    Положениями ст. 23, п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ установлено, что сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных гл.

    V.3 ЗК РФ.
    В соответствии со ст. 274 ГК собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
    Отметим, то согласно п. 10.1 ст. 1 ГрК РФ к линейным объектам относятся линии электропередач, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
    По общему правилу сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка (в рассматриваемом случае — по соглашению между собственником земельного участка и собственником сооружения) и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество (п. 3 ст. 274 ГК РФ).
    Принимая во внимание положения п. 1 ст. 432 ГК РФ, а также нормы п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ в соглашение об установлении сервитута, помимо предмета (право ограниченного пользования), целесообразно включить:
    1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;
    2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка;
    3) сведения о сторонах соглашения;
    4) цели и основания установления сервитута;
    5) срок действия сервитута;
    6) размер платы;
    7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;
    8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;
    9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.
    Часть данных сведений в последующем будет внесена в единый государственный реестр недвижимости. Так, согласно п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 16 декабря 2015 г. N 943, при внесении записей об ограничении (обременении) указываются:
    — вид ограничения: слово «сервитут»;
    — предмет сервитута: объект (если сервитут относится к части объекта недвижимости, также указывается учетный номер такой части);
    — срок, который указывается посредством внесения даты начала и окончания сервитута или даты начала сервитута и его продолжительности либо слов «Срок не определен», когда срок сервитута не определен;
    — условия сервитута;
    — лицо (объект), в пользу которого установлен сервитут: данные о гражданине, юридическом лице в соответствии с пунктом 50 Порядка или объекте, для которого установлено право ограниченного пользования, либо слово «Публичный», когда сервитут является публичным.
    В соответствии с ч. 1 ст. 52, ч. 4 ст. 44, ч.ч. 1, 2 ст.

    22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) государственная регистрация сервитута осуществляется на основании заявления лица, приобретающего право ограниченного пользования чужой вещью, или лица, права которого ограничиваются, в том числе в случае, если сведения о месте и об условиях ограниченного пользования чужим объектом недвижимости установлены судебным актом или соглашением об установлении сервитута.
    При этом государственная регистрация сервитута, предусматривающего право ограниченного пользования частью земельного участка, осуществляется в отношении части земельного участка, учтенной в ЕГРН, или одновременно с государственным кадастровым учетом такой части. Государственный кадастровый учет части земельного участка осуществляется одновременно с государственной регистрацией сервитута, которым предусмотрено право ограниченного пользования такой частью без соответствующего заявления (ч. 4 ст.

    44 Закона N 218-ФЗ).
    Таким образом, если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то заявителем должен быть представлен межевой план, содержащий сведения об образовании соответствующей части земельного участка.
    Отметим, то межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из ЕГРН о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в ЕГРН сведения о земельном участке или земельных участках.
    В межевом плане указываются:
    1) сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;
    2) сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;
    3) новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.
    Таким образом, для установления сервитута потребуются:
    1) заявление установленной формы (смотрите ч. 1 ст. 14, ст. 18 Закона N 218-ФЗ, а также приложение приказа Министерства экономического развития РФ от 8 декабря 2015 г. N 920) (заполняется сотрудником МФЦ);
    2) соглашение об установлении сервитута (смотрите примерную форму соглашения об установлении сервитута части земельного участка, подготовленную экспертами компании ГАРАНТ);
    3) межевой план (в случае установления сервитута не на весь, а на часть земельного участка).
    В соответствии с п. 31 ч. 1 ст. 333.33 НК РФ государственная пошлина за государственную регистрацию сервитутов составляет (за исключением ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения):
    — в интересах физических лиц — 1500 рублей;
    — в интересах организаций — 6000 рублей.
    В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (смотрите п. 1 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г. (далее — Обзор)).
    Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком (п. 5 ст. 274 ГК РФ). Плата за сервитут определяется судом исходя из принципов разумности и соразмерности с учетом характера деятельности сторон, площади и срока установления сервитута и может иметь как форму единовременного платежа, так и периодических платежей.

    Размер платы за сервитут должен быть соразмерен той материальной выгоде, которую приобретает собственник земельного участка в результате установления сервитута, компенсируя те ограничения, которые претерпевает собственник земельного участка, обремененного сервитутом (п. 12 Обзора).
    В соответствии с позицией Верховного Суда РФ, отраженной в п. 5 Обзора, при судебном порядке установления сервитута собственник земельного участка, на котором расположен принадлежащий иному лицу линейный объект, вправе обратиться с требованием об установлении сервитута лишь в том случае, когда такой объект был возведен после возникновения частной собственности на указанный земельный участок (апелляционное определение СК по гражданским делам Липецкого областного суда от 03 февраля 2020 г. по делу N 33-302/2020, апелляционное определение СК по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 13 января 2020 г. по делу N 33-138/2020).
    Также считаем необходимым отметить, что сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут). Он устанавливается в соответствии с ЗК РФ, поэтому к правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения ГК РФ о сервитуте и положения гл. V.3 ЗК РФ не применяются.
    Публичный сервитут устанавливается для использования земельных участков и (или) земель, в целях размещения объектов электросетевого хозяйства, тепловых сетей, водопроводных сетей, сетей водоотведения, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, их неотъемлемых технологических частей, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд (п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ).
    Согласно ч. 1 ст. 39.39, ст. 39.40 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается решением уполномоченного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных ст.

    39.38 ЗК РФ, на основании ходатайства об установлении публичного сервитута. С ходатайством об установлении публичного сервитута вправе обратиться организация:
    1) являющаяся субъектом естественных монополий, — в случаях установления публичного сервитута для размещения инженерных сооружений, обеспечивающих деятельность этого субъекта, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных сооружений, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
    2) являющаяся организацией связи, — для размещения линий или сооружений связи, указанных в п. 1 ст. 39.37 ЗК РФ, а также для проведения инженерных изысканий в целях подготовки документации по планировке территории, предусматривающей размещение указанных линий и сооружений связи, инженерных изысканий для их строительства, реконструкции;
    3) являющаяся владельцем объекта транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, — в случае установления публичного сервитута для целей, указанных в пп. 2-5 ст. 39.37 ЗК РФ;
    4) предусмотренная п. 1 ст. 56.4 ЗК РФ и подавшая ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, — в случае установления сервитута в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд;
    5) иное лицо, уполномоченное в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями осуществлять деятельность, для обеспечения которой допускается установление публичного сервитута.
    Плата за публичный сервитут осуществляется в соответствии со ст. 39.46 ЗК РФ. Более подробно об установлении публичного сервитута можно ознакомиться в гл V.7.

    ЗК РФ.

    Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
    — Обзор судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 г.;
    — Сервитут для размещения и эксплуатации линейного объекта. Комментарий к определению Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 17.04.2018 по делу N 306-ЭС17-20590;
    — Примерная форма соглашения об установлении сервитута части земельного участка (подготовлено экспертами компании ГАРАНТ).

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Сухарников Иван

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Парасоцкая Елена

    13 ноября 2020 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.