Регистрация по месту жительства по решению суда 2024

Статья 3. Регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

(в ред. Федерального закона от 21.12.2013 N 376-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах (далее — федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Заявления и документы, указанные в части третьей настоящей статьи, представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.

Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.

Контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, нанимателями (собственниками) жилых помещений, должностными лицами и лицами, ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации возлагается на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориальные органы.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — база данных), содержащий в себе информацию, полученную от граждан, федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных полномочных органов, органов местного самоуправления, а также учреждений, осуществляющих в соответствии со статьей 5 настоящего Закона регистрацию и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания.

(часть восьмая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальные органы вправе осуществлять обработку персональных данных, содержащихся в базе данных, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

(часть девятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, подлежит защите в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной тайне, коммерческой тайне и иной охраняемой законом тайне, а также законодательством Российской Федерации в области персональных данных.

Рекомендация  Оформление банковской карты для получения пенсии 2024

(часть десятая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В базе данных содержится следующая информация:

фамилия, имя, отчество (последнее — при наличии);

дата и место рождения;

адрес и дата регистрации (снятия с регистрационного учета) по месту жительства (месту пребывания);

данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации (в отношении лиц, не достигших четырнадцатилетнего возраста, реквизиты свидетельства о рождении (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) и (или) реквизиты записи акта о рождении (наименование органа, которым произведена государственная регистрация рождения в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», дата составления и номер) либо документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации рождения (наименование соответствующего компетентного органа, серия, номер, дата выдачи);

(в ред. Федерального закона от 27.01.2023 N 4-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

реквизиты свидетельства о смерти (серия, номер, дата выдачи и кем выдано) и (или) реквизиты записи акта о смерти (наименование органа, которым произведена государственная регистрация смерти в соответствии с Федеральным законом от 15 ноября 1997 года N 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», дата составления и номер) либо документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации смерти (наименование соответствующего компетентного органа, серия, номер, дата выдачи), — при снятии с регистрационного учета умершего;

(в ред. Федерального закона от 27.01.2023 N 4-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наименование и дата решения суда, вступившего в законную силу, — при снятии с регистрационного учета по месту жительства гражданина Российской Федерации, признанного безвестно отсутствующим либо выселенного из занимаемого жилого помещения или признанного утратившим право пользования жилым помещением;

(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 525-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

страховой номер индивидуального лицевого счета в системе обязательного пенсионного страхования (при наличии).

(часть одиннадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

Граждане имеют право на ознакомление с информацией о себе, содержащейся в базе данных, на защиту такой информации и на исправление содержащихся в ней ошибок.

(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

В целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел организует и ведет адресно-справочную работу.

(часть тринадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федерального закона от 27.12.2018 N 528-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Собственник жилого помещения вправе получать адресно-справочную информацию в отношении лиц, зарегистрированных по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении, принадлежащем ему на праве собственности, в объеме, предусмотренном абзацами вторым, третьим и пятым (в части сведений о дате регистрации по месту жительства (месту пребывания) части одиннадцатой настоящей статьи, без их согласия. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

(часть четырнадцатая в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 304-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти, органам местного самоуправления и Фонду пенсионного и социального страхования Российской Федерации в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.

(часть пятнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ; в ред. Федеральных законов от 01.04.2019 N 48-ФЗ, от 28.12.2022 N 569-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Порядок формирования, ведения и использования базы данных устанавливается Правительством Российской Федерации.

(часть шестнадцатая введена Федеральным законом от 28.12.2013 N 387-ФЗ)

ВС запретил насильно прописывать должника по месту жительства

Интересное решение принял недавно Верховный суд Якутии. Он отказал даме, которая требовала от чиновников прописать должника, с которого приставы по причине «безадресности» не брали долг.

Один из серьезных аспектов проблемы возврата долгов — поиски забывчивого должника, если он живет не там, где прописан, или существует вообще без прописки. Что делать в таком случае?

Верховный суд Якутии в связи с этим рассмотрел нестандартный иск. Местная жительница пришла в суд с иском к паспортным чиновникам. Дама утверждала, что исключительно из-за упрямства местных чиновников Федеральной миграционной службы она не может взыскать с некого гражданина долг.

Рекомендация  Статья 44 ГПК РФ. Процессуальное правопреемство 2024

А ситуация такова. Она имеет на руках решение суда, что ей должник обязан вернуть занятые средства. Но получить свои кровные она все равно не может.

Если верить истице, исполнению судебного решения о возврате долга мешает отсутствие у заемщика работы. По закону деньги для погашения задолженности можно брать практически с любых выплат, в том числе и с пособия по безработице. Правда, для этого пособие надо еще получить. Но положено оно лишь тем, кто встал на биржу труда.

А чтобы зарегистрироваться безработным, нужна прописка. В нашем случае должник не был зарегистрирован по месту жительства. И ему было отказано в постановке на учет в Центре занятости.

Но истица была упорной женщиной. Она просила суд обязать УФМС, которое, по ее мнению, не принимает должных мер по административному воздействию, прописать должника по месту его фактического проживания. В противном случае, по ее мнению, ситуация с нигде не прописанным гражданином нарушает ее права.

Районный суд ей в просьбе отказал. В решении суда подчеркнуто — миграционные чиновники не совершили действий, нарушающих права гражданки взыскателя, так как регистрация граждан по месту жительства — это административный акт, имеющий исключительно уведомительный характер. Это означает, что гражданин поставил в известность государство о своем местонахождении.

И не более того. Заставить человека прописаться насильно никто не может.

Для уже прописанных россиян важен Закон «О персональных данных» и приказ ФМС России от 11 сентября 2012 года, затрагивающий вопросы регистрации по месту жительства. В этих документах сказано, что информация об адресе регистрации является персональными данными гражданина, относящимися к сведениям «конфиденциального характера». И никто, суд в том числе, не может просто так дать чужому гражданину адрес человека.

Поэтому суд сказал, что регистрация по месту жительства или ее отсутствие не может служить основанием ограничения свобод граждан — хочет прописывается, хочет — нет. А несообщение сотрудниками УФМС сведений о регистрации должника по месту жительства не нарушает каких-либо прав взыскателя. При этом, подчеркнули в суде, миграционные чиновники чем могли помогли истице. В ответе УФМС за заявление гражданки есть информация об установлении должника и направлении его к судебному приставу-исполнителю.

Суд апелляционной инстанции Верховного суда Республики Саха (Якутия) признал это решение районного суда справедливым и обоснованным.

Компетентно

Алексей Куприянов, почетный адвокат России

Вопрос возврата личных долгов между граждами весьма тонкий. Если должник не собирается добровольно исполнять судебное решение, то по закону «Об исполнительном производстве» исполнительное производство возбуждается по его — должника месту жительства, месту пребывания или местонахождению его имущества. Взыскатель, не имеющий никаких сведений о должнике, имеет полное право прийти в отдел службы судебных приставов по месту своей регистрации и подать заявление о возбуждении исполнительного производства по своему исполнительному листу.

Ему не должны отказать.

Обязанности пристава-исполнителя описаны в другом законодательном акте — законе «О судебных приставах». И в случае недостатка сведений о должнике пристав обязан начать розыск имущества должника и самого должника. Для облегчения розыска с 2012 года служба судебных приставов ведет единый по стране банк данных всех исполнительных производств.

Что же делать, если должник намеренно нигде не регистрируется, чтобы избежать визита пристава-исполнителя? Намеренно работает, что называется, «вчерную»? Что делать, если он ночует по знакомым или постоянно переезжает? И такое не редкость. Управа на таких описана уже в не специализированных законах об исполнении судебных решений, а в общем для всех россиян Уголовном кодексе.

Это статья 177 — «злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности». Личные долги между гражданами под нее тоже подпадают.

Привлекают злостных должников к уголовной ответственности приставы-исполнители, а осуждает суд. В нашем случае работать должны приставы из отдела по месту жительства взыскателя. Для этого у них есть специальные «Методические рекомендации». Санкция для для беглого должника — штраф или даже лишение свободы. Должники могут дать приставу-исполнителю недостоверные сведения о своих доходах, скрыть имущество.

Отдельным признаком «злостного уклонения» признается смена места жительства, сокрытие места работы, изменение анкетных данных, и даже выезд за рубеж с утаиванием места своего пребывания.

Регистрация по месту жительства по решению суда 2024

7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Рекомендация  Срок действия договора купли-продажи автомобиля 2024

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Постановление Правительства РФ от 18 мая 2024 г. № 776 “О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации”

Обзор документа

Постановление Правительства РФ от 18 мая 2024 г. № 776 “О внесении изменений в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации”

22 мая 2024

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 «Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 30, ст. 2939; 2002, N 34, ст. 3294; 2010, N 46, ст. 6024; 2011, N 44, ст.

6282; 2012, N 17, ст. 1986; 2014, N 34, ст. 4667; 2015, N 11, ст. 1601; 2017, N 23, ст. 3330; 2021, N 42, ст.

7139).

2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 18 мая 2024 г. N 776

Изменения,
которые вносятся в Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации

1. Подпункт «д» пункта 31 дополнить словами «, и (или) сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляемых в органы регистрационного учета в порядке, установленном законодательством об актах гражданского состояния, либо на основании документа, выданного компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации смерти».

2. Абзац второй пункта 32 изложить в следующей редакции:

«При этом, в случае если заинтересованным физическим или юридическим лицом не представлено свидетельство о смерти и в органе регистрационного учета отсутствуют сведения, предоставленные в соответствии с пунктом 1 статьи 13 2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния», орган регистрационного учета запрашивает информацию о государственной регистрации смерти у оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра записей актов гражданского состояния посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с пунктом 2 статьи 13 2 Федерального закона «Об актах гражданского состояния».».

3. Абзац первый пункта 33 изложить в следующей редакции:

«33. Органы регистрационного учета на основании полученных документов и (или) сведений о государственной регистрации смерти, содержащихся в Едином государственном реестре записей актов гражданского состояния, предоставляемых в органы регистрационного учета в порядке, установленном законодательством об актах гражданского состояния, снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления таких документов и (или) сведений.».

Обзор документа

Уточнены основания для снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства в случае его смерти или признания умершим. Помимо свидетельства о смерти, это также сведения о смерти из Единого госреестра ЗАГС, а также документ, выданный компетентным органом иностранного государства в удостоверение факта регистрации смерти.

При этом если заинтересованное лицо не представило свидетельство о смерти и в органе регистрационного учета отсутствуют вышеуказанные сведения, то он их запрашивает у оператора реестра через СМЭВ.

Снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства во всех случаях теперь будет происходить не позднее рабочего дня, следующего за датой поступления соответствующих документов или сведений. Ранее на это отводилось 3 дня.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ: