Статья 47. Особенности государственной регистрации прав на земельную долю, земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 47
1. Право на земельную долю может быть зарегистрировано на основании заявления участника долевой собственности на земельный участок или его представителя, а также на основании заявления лица, которое уполномочено общим собранием участников долевой собственности на земельный участок, в составе которого имеется данная земельная доля, и полномочия которого подтверждаются копией протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок или выпиской из этого протокола, заверенными уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления.
2. В случае государственной регистрации перехода права на земельную долю вследствие ее продажи или внесения в уставный (складочный) капитал одновременно с документами, представляемыми на государственную регистрацию прав, дополнительно представляются документы, подтверждающие возможность продажи земельной доли и указанные в части 3 настоящей статьи, или документы, подтверждающие возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал и указанные в части 4 настоящей статьи. Представление этих документов не требуется, если право общей долевой собственности на данный земельный участок лица, приобретающего право на земельную долю в составе данного земельного участка, зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
3. Документом, подтверждающим возможность продажи земельной доли, является документ, удостоверяющий право покупателя на земельную долю в составе того же земельного участка, что и приобретаемая земельная доля, или документ, подтверждающий право покупателя земельной доли на использование земельного участка, в составе которого имеется приобретаемая земельная доля.
4. Документом, подтверждающим возможность внесения земельной доли в уставный (складочный) капитал, является документ, подтверждающий право лица, в уставный (складочный) капитал которого вносится земельная доля, на использование земельного участка, в составе которого имеется земельная доля, вносимая в уставный (складочный) капитал.
5. Наличие зарегистрированного договора аренды земельного участка не является препятствием для государственной регистрации перехода права собственности на земельную долю в составе данного земельного участка.
6. Основаниями для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, являются документ или документы, которые подтверждают право собственности на земельную долю или земельные доли и к которым должны быть приложены:
1) заверенная уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления копия протокола общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения об утверждении проекта межевания земельных участков, перечня собственников образуемых земельных участков и размеров их долей в праве общей собственности на образуемые земельные участки в случае образования земельного участка на основании решения общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, проект межевания земельного участка, утвержденный решением общего собрания участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения (за исключением случая, если ранее этот проект межевания был представлен в орган регистрации прав);
2) проект межевания земельного участка, утвержденный решением собственника земельной доли или земельных долей, и заключение об отсутствии возражений относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка;
3) соглашение об образовании общей долевой собственности на такой земельный участок или соглашение об образовании общей совместной собственности на такой земельный участок в случае, если подано заявление о государственной регистрации права общей собственности на образуемый земельный участок.
7. В случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, предоставление согласия арендатора или залогодержателя права аренды исходного земельного участка на образование земельного участка не требуется.
8. Размер земельной доли может быть определен в виде простой правильной дроби или иным способом, предусмотренным Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
9. В случае, если право на исходный земельный участок, находящийся в долевой собственности, зарегистрировано в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, при государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, в Едином государственном реестре недвижимости в отношении исходного земельного участка без заявления о государственной регистрации прав осуществляется государственная регистрация прекращения права общей долевой собственности участника общей долевой собственности, осуществившего выдел земельного участка в счет данной доли. При наличии в представленных для государственной регистрации права собственности на земельный участок, образуемый при выделе его в счет земельной доли или земельных долей, документах (в том числе решении (протоколе) общего собрания участников общей долевой собственности на исходный земельный участок) данных об установлении или изменении размеров долей в праве общей долевой собственности на исходный земельный участок в виде простой правильной дроби оставшихся участников общей долевой собственности на него в Единый государственный реестр недвижимости в отношении исходного земельного участка без заявления участников общей долевой собственности на исходный земельный участок вносятся изменения в части размеров принадлежащих им земельных долей. Уведомление участников общей долевой собственности о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей осуществляется органом регистрации прав в срок не более чем пять рабочих дней со дня проведения государственной регистрации прав в порядке и способами, которые установлены органом нормативно-правового регулирования.
9.1. Орган местного самоуправления, осуществляющий хранение протокола общего собрания участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, содержащего решение об утверждении расчета размеров долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, выраженных в гектарах или балло-гектарах, в виде простой правильной дроби, принятое до 1 марта 2025 года, в срок не позднее чем в течение пяти рабочих дней с даты подписания уполномоченным должностным лицом этого органа местного самоуправления такого протокола направляет в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона, в орган регистрации прав заявление о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о размерах принадлежащих участникам общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения долей в праве общей долевой собственности и заверенную этим уполномоченным должностным лицом копию указанного протокола. Указанные изменения вносятся органом регистрации прав в Единый государственный реестр недвижимости в срок, установленный пунктом 1 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Уведомление участников общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения о внесенных в Единый государственный реестр недвижимости изменениях в части размеров принадлежащих им земельных долей осуществляется органом регистрации прав в срок и порядке, которые указаны в части 9 настоящей статьи.
(часть 9.1 введена Федеральным законом от 30.04.2021 N 120-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.07.2022 N 316-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав на земельный участок, образуемый при выделе его в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, находящийся в общей долевой собственности более чем пяти лиц (далее — земельная доля), могут быть осуществлены на основании:
1) заявления, поданного лицом, уполномоченным общим собранием участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Полномочия этого уполномоченного лица подтверждаются выпиской из протокола общего собрания, заверенной уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления;
2) заявления, поданного лицом или лицами, являющимися собственниками земельной доли (долей) и образующими земельный участок путем выдела земельного участка в порядке, установленном пунктами 4 — 6 статьи 13 Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
11. Государственная регистрация права собственности на долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения допускается в случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в отношении такого земельного участка отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в Единый государственный реестр недвижимости сведениями о последнем.
Можно ли строить дом на земле сельскохозяйственного назначения
Далеко не все участки на землях сельхозназначения подойдут для строительства жилья. Если дом появится на территории, не предназначенной для этого, собственника ждет штраф и даже изъятие земли. Как построить дом на сельхозучастке и не нарушить закон, в нашем материале.
В этой статье:
- Земли сельхозназначения: что это такое, назначение
- Строительство жилого дома на основании закона с 1 марта 2022 года
- Использование участка не по назначению, виды ответственности
- Возможность изменения статуса
Земли сельхозназначения: что это такое, назначение
Вся земля в России поделена на категории. У каждой есть свое целевое назначение и специальный режим использования. Например, к землям особо охраняемых территорий относятся заповедники. В них нельзя строить жилые дома, дороги и торговые центры, потому что их цель — сохранить природу. Зато все это разрешено на землях населенных пунктов — они нужны как раз для развития городов и сел, в которых живут люди.
В зависимости от целевого назначения есть семь категорий земель (ст. 7 Земельного кодекса РФ):
- лесного фонда;
- населенных пунктов;
- промышленности;
- особо охраняемых территорий и объектов;
- лесного фонда;
- водного фонда;
- запаса.
Поговорим подробнее о землях сельскохозяйственного назначения. К этой категории относится территория за пределами населенных пунктов, которая предназначена для сельского хозяйства.
Сельскохозяйственные земли неоднородны. Среди них отдельно выделяют сельхозугодья — пашни, сенокосы, пастбища, залежи, многолетние виноградники и сады. Это ценные земли, которые государство охраняет более тщательно: их нельзя передавать садоводам, в том числе для строительства гаражей и жилых домов.
Сельхозземли используют для сельскохозяйственного производства: на них выращивают зерновые культуры, овощи, разводят птиц и животных, ведут научную и селекционную деятельность. Для этого на участках разрешается строить внутрихозяйственные дороги и коммуникации, размещать аквакультуры, защитные лесные насаждения, сооружения для производства и хранения сельхозпродукции, а в некоторых случаях даже возводить торговые объекты, жилые и садовые дома.
Категория земель определяет общее назначение участка. Но даже земли сельхозназначения можно использовать по-разному: одни разводят на участках коров, другие выращивают картошку. Чтобы узнать, для чего разрешено использовать конкретный земельный участок, нужно посмотреть на его вид разрешенного использования (ВРИ).
Он указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Всего в разделе «сельскохозяйственное использование» есть 21 вид ВРИ (приказ Росреестра от 10.11.2020 г. № П/0412). Вот некоторые из них:
- выращивание зерновых культур;
- овощеводство;
- садоводство;
- скотоводство;
- птицеводство;
- рыбоводство;
- сенокошение;
- выпас животных;
- пчеловодство;
- хранение и переработка с/х продукции;
- обеспечение сельхозпроизводства: размещение МТС, гаражей, ангаров, амбаров, водонапорных башен и других построек.
Узнать ВРИ и категорию земельного участка поможет отчет из Контур.Реестро. Изучите его до покупки участка, чтобы точно знать, как можно использовать землю в будущем. Физическим лицам подойдет проверка в Контур.Панораме.
От ВРИ участка зависит, чем можно на нем заниматься и что строить — у собственника есть обязанность соблюдать нормы. Например, в рамках ВРИ «скотоводство» разрешается:
- разводить крупный рогатый скот, овец, коз, лошадей, верблюдов, оленей;
- косить сено;
- пасти животных;
- производить корма для скота;
- строить капитальные здания для содержания и разведения животных;
- разводить племенных животных, использовать племенную продукцию.
В рамках этого ВРИ разрешается заниматься скотоводством на сельхозугодьях. Однако на участках с таким видом разрешенного использования нельзя разводить других животных, птиц, пчел и рыб. Если использовать землю не по ВРИ, владельца могут оштрафовать.
Строительство жилого дома на основании закона с 1 марта 2022 года
До 1 марта 2022 года жилой дом на землях сельхозназначения можно было построить только на участках с видом разрешенного использования «садоводство». Этот ВРИ встречается как на землях населенных пунктов, так и на территории земель с/х назначения. На садовых участках разрешается отдыхать, выращивать сельхозкультуры для себя, размещать хозпостройки и гаражи, а такжа строить жилые и садовые дома.
Отличие между ними в том, что в садовом доме можно жить только временно в теплый сезон. Жилой дом пригоден для проживания в любое время года.
Для домов на садовых участках есть несколько ограничений:
- не более трех этажей;
- не выше 20 метров;
- предназначен для бытовых нужд;
- нельзя разделить на самостоятельные объекты недвижимости.
Другие жилые дома на садовых участках строить запрещено. Если на местности появится многоквартирный дом, таунхаус или дуплекс, его потребуют снести через суд.
Еще одно условие — градостроительный регламент, который утвержден на территориальной зоне садового участка, предусматривает возможность строительства жилого дома. Если документ его не допускает, построить жилье на участке нельзя.
Важно! До 2019 года существовали ВРИ «дачное хозяйство» и «дачное строительство», потом их приравняли к садовым участкам. Если в документах встретите эти ВРИ, перед вами садовый участок, а значит, на нем можно построить дом.
На участках для личных подсобных хозяйств есть свои особенности строительства жилья. Как и садовые участки, они встречаются на землях населенных пунктов и сельхозназначения. Первые называю приусадебными земельными участками, вторые — полевыми.
Отличаются они тем, что на приусадебных землях можно строить дом, а на полевых — нельзя. Поэтому владелец ЛПХ на земле категории с/х назначения может только выращивать сельхозпродукцию, а возвести дом — нет.
Начиная с 1 марта 2022 года появилась еще одна возможность построить жилой дом на земле сельхозназначения. Она подойдет крестьянским (фермерским) хозяйствам. КФХ представляет собой объединение родственников, которые вместе производят сельхозпродукцию на общем участке земли.
КФХ разрешается построить жилье на территории, которую используют для хоздеятельности. При чем возводить дома допускается даже на сельхозугодьях. При этом недвижимость должна соответствовать требованиям:
- только один дом;
- не более трех этажей;
- площадь не более пяти соток;
- площадь застройки не более 0,25% от площади участка.
Если на участке построили дом, уменьшить его площадь в будущем не получится.
Важно! Построить дом на участке КФХ получится не во всех регионах. Некоторые субъекты запретили возводить жилье фермерам на своей территории. Так, в Московской области ограничения установлены в 60 городах (закон Московской области от 25.04.2022 № 64/2022-ОЗ). На территории Ленинградской области строительство запрещено вообще (закон Ленинградской области от 08.02.2022 № 5-оз).
Аналогичные ограничения есть в Тверской, Белгородской, Костромской области.
Использование участка не по назначению, виды ответственности
Если владелец использует землю сельхозназначения с нарушениями, ему грозит два вида наказания: штраф и изъятие участка. Рассмотрим каждый подробнее.
Административная ответственность
Собственника с/х участка привлекут к административной ответственности, если он не использует землю для сельхозпроизводства три года (ч. 2 ст. 8.8 КоАП РФ).
Для физлица штраф составит от 0,3 до 0,5% кадастровой стоимости участка, но не меньше трех тысяч рублей, для должного лица — от 0,5 до 1,5% стоимости, но не меньше 50 тысяч рублей, для организаций — от 2 до 10% стоимости, но не меньше 200 тысяч рублей.
Если землю ранее уже забрали у собственника, который не использовал ее по назначению, новый владелец должен начать на ней ведение сельхоздеятельности в течение года. Нарушение этого правила грозит административным наказанием по ч. 2.1 ст. 8.8 КоАП РФ).
Размер штрафа для физлиц и ИП — от 0,1 до 0,3% кадастровой стоимости участка, но не меньше двух тысяч рублей, для организаций — от 1 до 6% стоимости, но не меньше 100 тысяч рублей.
Также собственников сельхозземель могут наказать за нарушение ВРИ участка или целевого использования (ч.1 ст. 8.8 КоАП РФ). Например, когда на участке появляется жилой дом, хотя земля для этого не предназначена. Если кадастровая оценка участка проведена, штраф для физлиц составит 0,5 — 1% стоимости, но не меньше 10 тысяч, для должностных лиц — от 1 до 1,5%, но не меньше 20 тысяч рублей, для организаций — от 1,5 до 2%, но не меньше 100 тысяч рублей.
Если кадастровая оценка не проводилась, размер штрафа для физлица — от 10 до 20 тысяч рублей, для должностных лиц — от 20 до 50 тысяч рублей, для юрлиц — от 100 до 200 тысяч рублей.
Изъятие участка
Есть четыре основания для изъятия земли сельхозназначения:
- собственник три года не использует участок по назначению;
- владелец использует участок, но при этом больше трех лет нарушает закон;
- собственник сильно ухудшил плодородие земли или причинил вред окружающей среде;
- владелец не начал заниматься в течение года участком, который у прошлого собственника изъяли из-за неиспользования.
Так, если владелец построил жилье не на садовом участке и не на территории КФХ, он может лишиться земли.
Изъятие участка — длительный процесс, который занимает несколько месяцев. Проходит он так:
- Россельхознадзор выявляет нарушение, выносит предписание и просит собственника участка устранить его.
- Если владелец не отреагировал на предписание в установленный в нем срок, ведомство привлекает его к административной ответственности.
- В течение десяти дней Россельхознадзор сообщает о нарушении органу исполнительной власти субъекта. В этот же срок ведомство предупреждает Росреестр, чтобы он не вносил изменения в ЕГРН по земельному участку, пока суд не кончится
- В течение двух месяцев орган исполнительной власти региона подает иск в суд об изъятии участка у собственника.
- В течение четырех месяцев участок продается на торгах.
- Если на торгах землю не выкупили, участок переходит в муниципальную или государственную собственность.
Возможность изменения статуса
Представьте: человек стал собственником сельхозучастка с ВРИ «пчеловодство». Новый владелец хочет построить на земле дом, но вид разрешенного использования сделать этого не позволяет. Как действовать в такой ситуации? Чтобы выйти из положения, собственник может выбрать ВРИ, который допускает строительство, например, «садоводство».
Для этого нужно заполнить заявление, подать его в МФЦ и изменения зарегистрируют — подробнее про порядок мы писали здесь. Есть один нюанс: выбрать можно только те ВРИ, которые предусмотрены правилами землепользования и застройки (ПЗЗ). Если нужного среди списка ВРИ нет, поменять его не получится.
Более сложный способ добиться изменения назначения участка — перевести его в другую категорию. Для этого понадобится оформить пакет документов: ходатайство, паспорт, выписку из ЕГРН, заключение экологической экспертизы и подать его в орган исполнительной власти региона. Два месяца чиновники рассматривают документы и по итогам принимают акт — перевести землю в другую категорию или отказать.
Решение не в пользу заявителя принимается в том числе из-за того, что новое целевое назначение не соответствует генплану или ПЗЗ. Чтобы предотвратить отказ, необходимо заранее обратиться в местную администрацию с просьбой изменить ПЗЗ. Сложности могут возникнуть при смене категории на земли населенных пунктов — для этого нужно добиться от местных властей изменения границ города или поселка.
Проблематично перевести в другую категорию земельные участки сельхозугодий. Поскольку это ценная земля, изменение категории допускается только в исключительных случаях:
- консервация земель;
- создание особо охраняемой природной территории;
- изменение границ населенного пункта;
- земля стала непригодна для с/х деятельности;
- обеспечение обороны и безопасности государства.
Построить индивидуальное жилье на сельхозтерритории можно только в двух случаях: на садовом участке и земле КФХ. Изменить ВРИ, а тем более категорию земли, получится не всегда. Если планируете строить на участке дом, до покупки проверьте эти параметры.
Так вы будете точно знать, подходит земля для ваших целей или лучше выбрать другую.
ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021. Законом разрешено строить ЖИЛОЙ ДОМ на С/Х земле — ДОМ ФЕРМЕРА с правом регистрации в Росреестре
Дата 1 марта 2022 года – срок вступления в силу ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (№299-ФЗ от 02.07.2021). В соответствии с этим законом и с обозначенной датой его актуализации в России начнётся «эра» возведения фермерских домов. Завершится она 1 марта 2026 года – в последний день их регистрации в ЕГРН. Массив 85 Га с берегами двух озер 750 метров + 600 метров >>>
Проект долгожданного закона, пребывавший словно в «замороженном состоянии» с 2018 года после первого успешного чтения в Государственной Думе, стремительно финишировал в летом 2021 года:
- 15 июня 2021 года единогласно принят депутатами Государственной думы, рассмотревшими законопроект сразу в 2 и 3 чтениях
- 23 июня одобрен Советом Федерации Федерального Собрания РФ
- 2 июля подписан Президентом РФ
- Принятый закон имеет высокую социальную значимость – он позволит фермерам построить жилые дома для своих семей на земельных участках, расположенных за пределами населённых пунктов и используемых в сельскохозяйственных целях.
Ранее такая деятельность была запрещена, и фермеры не могли проживать в непосредственной близости к хозяйствам, на которых занимались с/х производством. Столь жёсткая позиция государства обосновывалась объективными задачами:
- законодательное регулирование вопросов использования и застройки земель с/х назначения
- сбережение невосполнимого природного ресурса нашей страны
- обеспечение правовой защиты сельхозземель от распространившихся случаев их эксплуатации не по функциональному назначению
- В этих целях, в частности, прежде действовавший Закон РСФСР (№348-1 от 22.11.1990), был признан утратившим силу (пункт 1 статьи 23 ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» №74 от 11.06.2003).
Старый закон предусматривал возможность строить и иметь в имуществе хозяйства жилые и хозяйственные постройки. В период его актуальности появились фермерские дома, сохранившие свой статус и по сей день. Следствием отмены старого закона стало лишение права рачительных фермеров, планировавших полноценное обустройство своих хозяйств, обзавестись жилыми домами на земельных участках, на которых они занимаются с/х деятельностью. Эта проблема становилась всё более злободневной.
В итоге, уже современный законодатель сумел найти удачный компромисс между интересами государства и фермеров. Изданный федеральный закон №299-ФЗ от 02.07.2021 сочетает одновременно:
- обеспечение возможности строительства жилья на фермерской земле
- выполнение новых установленных требований, предъявляемых как к региональным властям и муниципалитетам, так и непосредственно к фермерам, направленных на обеспечение сохранности земель с/х назначения от непрофильной застройки
1. Условия строительства жилого дома на участках с/х назначения
Одно из главных условий строительства жилого дома на с/х землях – ведение собственником ЗУ фермерского хозяйствования. Возведение жилых домов на сельхозземлях допускается только в случае, если их владелец в действительности занимается фермерством в выбранной форме (статья 1 ФЗ №74 от 11.06.2003): Объединение граждан, связанных родством или свойством, имеющих в общей собственности имущество КФ; Единолично; В случае предпринимательской деятельности фермерское хозяйствование ведётся без образования юридического лица.
Перечень ВРИ земельных участков с/х назначения, на которых разрешается возвести фермерский дом (при условии осуществления деятельности КФХ), стал всеобъемлющим. Он включает как старые ВРИ, наименование которых не соответствует тем, что установлены Классификатором видов использования ЗУ, так и ВРИ с наименованиями, установленными по этому классификационному нормативу:
- для с/х производства
- для ведения сельского хозяйства
- для ведения крестьянского хозяйства
- фермерское хозяйство
- животноводство
- свиноводство
- скотоводство
- растениеводство
- пчеловодство
Фермерский дом разрешено строить:
- на участках с любым видом разрешённого использования с/х надела
- на сельскохозяйственных угодьях, расположенных на участках из состава земель с/х назначения
- без изменения старых наименований ВРИ земельных участков и приведения их в соответствии с наименованиями по Классификатору ВРИ ЗУ
- при условии действующего (в ЕГРЮЛ) фермерского хозяйства
2. Возможность строительства коттеджного поселка на с/х землях
Застройка земель сельхозназначения дачными поселками осуществляется в соответствии с действующими регламентами, СНИПами и нормами постройки жилого дома. Минимально-допустимая площадь «индивидуальных» участков сельхозназначения составляет не менее 2 Га (нормы межевания, разделения земель сельхоз назначения), т.е. ограничения на минимальную площадь, при разделении таких земель, составляет два гектара.
3. Регламент застройки ЗУ и параметры фермерского дома
Определены ограничения в застройке фермерских участков и установлены нормы для жилого дома:
- на участке можно построить только 1 жилой дом
- параметры для нового строительства фермерского жилого дома или реконструкции уже существующего:
- общая площадь дома – не более 500 м2
- площадь застройки под домом – не выше 0.25% от площади ЗУ (это площадь застройки, а не площадь самого дома)
- количество этажей – не более 3
1. Пример расчета площади дома:
2. Находим искомую площадь Х (площадь застройки ЗУ):
Х = (0.25 х 2 га) / 100 = 0.5 га / 100 = 0.005 га = 0.5 сот. = 250 м2.
250 м2 – это площадь земельного участка, на котором расположен такой жилой дом (площадь ЗУ под домом). На участке площадью 10 га можно возвести жилой дом, площадь под которым составит 250 квадратных метра. Примечание: речь идет о зоне земельного участка под застройку, т.е. если строится двухэтажный дом, то его площадь получится 500 квадратных метров на ЗУ застройки под ним в 250 метров.
В соответствии с положениями ГрК РФ (пункт 39 статьи 1) установлена равнозначность понятий:
- «жилой дом»
- «индивидуальный жилой дом»
- «объект индивидуального жилищного строительства»
Соответственно, параметры жилого дома, который можно возести на фермерской земле, должны также соответствовать требованиям, указанным в той же статье 11:
- количество надземных этажей – не более чем 3
- высота – не более 20 м
- здание:
- должно состоять из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании
- не предназначаться для раздела на самостоятельные объекты недвижимости
2. Правовая основа по возведению и регистрации фермерского дома:
1) Уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, направленное владельцем ЗУ в администрацию района
2) По завершении строительства – уведомление об этом, с приложенным к нему техническим планом, направленное в администрацию застройщиком объекта недвижимости для получения ответного уведомления о соответствии Фермерского дома установленным параметрам разрешённого строительства/реконструкции: ответ администрации о соответствии фермерского дома установленным параметрам служит правовой основой для его дальнейшей регистрации в ЕГРН
3) Если право заявителя на земельный участок, на котором расположен фермерский дом, не зарегистрировано в ЕГРН, то регистрация дома будет производиться на основании двух документов:
- технический план
- правоустанавливающий документ на ЗУ
В этом случае сведения об объекте недвижимости, за исключением сведений о его площади и местоположении на участке, указываются в техническом плане на основании:
- или проектной документации (при её наличии)
- или декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (часть 11 статьи 24 ФЗ № 218)
- декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью
При этом не требуется наличие уведомления:
- о планируемых строительстве или реконструкции жилого дома
- об окончании строительства или реконструкции жилого дома
3. Правовая связь жилого дома с земельным участком с/х назначения
Фермерский дом «привязан» к земле. Процедура регистрации жилого дома на сельхоз участке. В случае, если владелец будет использовать землю неправильно, предусмотрены штрафы за нецелевое использование земли (к примеру на с/х земле ведется промышленная деятельность):
- нецелевое использование ЗУ признаётся земельным правонарушением
- ответственность за использование с/х надела не по целевому назначению (использование земли для промышленных целей)
- установлена КоАП РФ (статья 8.8)
- усилена требованиями нового ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021
- зарастание участка, участок вообще не исползуется более 3х лет (необходимо раз в 3 года его косить, чтобы он не заростал сорными травами)
4. Запрет на раздел участка с возведённым фермерским домом
В соответствии с новым законом ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 не допускается образование земельного участка (земельных участков) из ЗУ, на котором расположен фермерский дом, в случаях, если это приводит к уменьшению площади исходного земельного участка. Исключение составляют случаи, связанные с изъятием ЗУ для государственных и муниципальных нужд. Иными словами, фермерский участок с расположенным на нём жилым домом запрещено делить на самостоятельные участки меньшей площади. Это требование нового закона полностью соответствует положениям ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№ 74-ФЗ от от 11.06.2003)
Статья 6:
ЗУ является частью имущества хозяйства
имущество хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если соглашением между ними не установлено иное
доли членов фермерского хозяйства при долевой собственности на имущество устанавливаются соглашением между членами КФХ
Статья 13:
надел, на котором расположен фермерский дом, можно раздробить только в порядке выдела земельных участков в счёт земельных долей – то есть без выдела участков в натуре и их регистрации в качестве самостоятельных объектов недвижимости
при образовании земельных участков в счёт земельных долей сохраняется целостность исходного ЗУ, а в ЕГРН можно зарегистрировать только земельные доли в составе этого ЗУ
Министерство сельского хозяйства РФ также оценило установленный запрет на раздел земельного участка, на котором уже построен фермерский дом. Ведомство ссылается на Доктрину продовольственной безопасности от 21 января 2020 года. В ней прописано, что национальным интересом государства в сфере продовольственной безопасности на долгосрочный период является, в частности, «предотвращение сокращения площадей земель сельскохозяйственного назначения и рациональное использование таких земель» (подробности здесь).
5. Дополнительные права региональных властей
Региональным властям предоставлено право самостоятельно (своими законами) определять те муниципалитеты, на территории которых строительство/реконструкция/эксплуатация фермерских домов не допускаются. В запретный перечень попадут, к примеру, земельные участки с расположенными на них особо ценными с/х угодьями. Наделяя власти регионов дополнительными полномочиями, законодатель принял во внимание большие опасения фермеров в образовании потенциальных проблем: прогнозируемые скачки стоимости фермерской земли, в тех муниципалитетах, которые находятся вблизи больших городов, резкое ограничение возможности получения земли под фермерство в аренду – как следствие роста цены на землю.
По информации парламентария Николаева Н.П., Председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, являющегося одним из инициаторов разработки закона ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021, в России на данный момент: зарегистрировано порядка 170 тысяч крестьянско-фермерских хозяйств, обрабатывающих более 43 млн. га с/х земель, это более 20% тех земель, которые в стране есть и которые обрабатываются необходима поддержка инициатив граждан в создании и развитии деятельности КФХ с приемлемыми для них условиями предоставления сельхозземли. С учётом того, фермерские хозяйства зачастую находятся достаточно далеко от населённых пунктов, норма о разрешении на строительство жилого дома на сельхозземлях для многих из них актуальна. Логично предположить, что такие земли: не будут входить в ограничительный перечень муниципальных земель, который подготовят власти субъектов РФ будут застроиваться фермерскими домами.
Несмотря на то, что Закон №299-ФЗ от 02.07.2021 «нацелен» только на статью 77 ЗК РФ, определяющую понятие и состав земель с/х назначения, главный посыл закона отразится в ряде федеральных законов. С 01.03.2022 в них появятся корреспондирующие уточнения и дополнения:
в пункте 2 самой статьи 77 ЗК РФ:
дополнение, касающееся фермерских жилых домов, которые будут строиться, реконструироваться и эксплуатироваться также на землях с/х угодий
в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (№ 101-ФЗ от 24.07.2020):
во 2 абзаце пункта 1 статьи 1 будет говориться о том, что действие этого закона теперь распространяется на земельные участки с/х назначения с расположенными на них жилыми домами, на которых крестьянские(фермерские) хозяйства осуществляют свою деятельность
в ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (№74-ФЗ от 11.06.2003):
в статье 6 – состав имущества фермерского хозяйства, необходимого для осуществления его деятельности будет расширен за счёт капитального объекта жилой недвижимости:
- земельный участок
- жилой дом
- хозяйственные и иные постройки
- мелиоративные и другие сооружения
- продуктивный и рабочий скот
- птица
- сельскохозяйственные и иные техника и оборудование
- транспортные средства
- инвентарь
- иное имущество
в статью 11 будут добавлены 2 пункта:
пункт 4 – о том, что на ЗУ из состава земель с/х назначения, а также на ЗУ с расположенными на нём с/х угодьями, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для своей деятельности, допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилого дома только с теми параметрами, что определены Законом № 299-ФЗ от 02.07.2021 (они описаны выше)
пункт 5 – о том, субъекты РФ через свои законы могут определить те муниципалитеты, на территории которых для ЗУ из состава земель с/х назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для своей деятельности, будут запрещены любые операции строительного характера, связанные с жилыми домами:
- строительство
- реконструкция
- эксплуатация
в ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» №218 от 13.07.2015:
в статье 70, конкретно в подпункте 12 пункта 1 этой статьи, появится уточнение о том, что до 1 марта 2026 года допускается регистрация жилого дома, созданного на ЗУ, предназначенном для осуществления деятельности крестьянским (фермерским) хозяйством
Время действия нового закона
Уточнение, вносимое в статью 70 ФЗ № 218 от 13.07.2015 в соответствии с новым законом, означает, что срок, отведённый на государственную регистрацию жилых домов, построенных на с/х земле, ограничен 4 годами:
- ФЗ № 299-ФЗ от 02.07.2021 вступит в силу 01.03.2022 года
- новое строительство фермерских домов на с/х землях можно начинать в марте 2022 года
- возведённые фермерские дома нужно будет поставить на учёт и зарегистрировать:
- начиная с 1 марта 2022 года и до 1 марта 2026 года
- Возможно, что по истечении срока 01.03.2026 года время регистрации жилых домов на с/х земле будет продлено, или будет установлена новая, отдалённая в будущее дата для их строительства. В настоящий период (июль 2021 года) это только предположение.
В современной трактовке ФЗ №299-ФЗ от 02.07.2021 и содержания предстоящего дополнения в статью 70 ФЗ №218, которое будет внесено после вступления закона в силу, время, предоставленное государством:
- для строительства жилого
- для постановки на учёт и регистрации
- жилых домов на фермерской земле, ни большое, ни малое. Его вполне достаточно для того, чтобы успеть решить столь насущную проблему.