Ребенок стесняется отвечать на уроке 2024

Некоторым школьникам требуется больше времени, чем другим, чтобы ответить на вопрос учителя. Как дать таким детям возможность справиться с поставленной задачей без ущерба для общего хода занятий? Доктор биологических наук и учитель средней школы из Уэст-Йоркшира (Великобритания) Джо Кастелино делится своим опытом.

Недавно моя трехлетняя дочь стала получать удовольствие от изучения алфавита. Ее первые две азбуки были довольно стандартными: «А — арбуз», «Б — банан». В третьей начались примеры поинтереснее: например, под буквой «А» может быть нарисован астронавт.

Когда мы с ней вернулись к этому букварю после небольшого перерыва, я думала, что мне нужно будет как-то помочь ей с запоминанием слов. Я была удивлена, когда увидела, что она почти всё запомнила. Сложность возникла только когда мы дошли до буквы «К».

Я немного подождала, после чего уже было открыла рот, чтобы дать ей подсказку, как дочь радостно отчеканила: «Кантовый физиг!» («Квантовый физик»). Я была очень впечатлена!

Слишком мало времени или слишком много времени?

После этого я стала задумываться о том, сколько времени стоит давать моим ученикам после вопросов на занятиях. Каждому нужно предоставить возможность, чтобы сформулировать ответ. Есть несколько причин, которые могут им помешать:

  • Ученику дали слишком мало времени: нескольких секунд может быть недостаточно для некоторых ребят, но большинство успевает за этот промежуток подобрать нужные слова. Это может зависеть и от самого вопроса — подразумевает ли он односложный ответ или развернутый.
  • Ученику дали слишком много времени: иногда, если ждать слишком долго, детям, которые уже все поняли, приходится ждать, что может в дальнейшем привести к проблемам со внимательностью и поведением на уроке.
  • Учитель отвел на размышление то количество времени, которое необходимо большинству детей в классе: я считаю, что это тоже может стать проблемой, так как в этом случае мы всё равно оставляем за бортом небольшую группу учеников.

Именно об этой «небольшой группе» я бы и хотела поговорить. Для примера приведу случай, который произошел на одном из моих занятий.

30 секунд на размышление

Мы прошли тему «Строение клетки», в ходе которой обсудили функции ее частей. Через пару уроков я решила проверить, могут ли мои ученики понять с помощью полученных знаний, что митохондрии, которые генерируют энергию из питательных веществ, играют важную роль при сокращении мышечных клеток. В начале занятия было время на то, чтобы повторить материал урока.

Через какое-то время я задала вопрос: «Какую из частей клетки мы можем найти в мышечных тканях в большом количестве?» Я напомнила, что для ответа на этот вопрос нужно опираться на особенности мышечных клеток.

Примерно через 30 секунд я увидела, что один из ребят очень глубоко погрузился в свои мысли. Чтобы понять, думает ли он все еще над вопросом, я обратила внимание на характерные признаки: смотрит ли он по сторонам в поисках ответа, поглядывает ли на свои записи. По этим сигналам я поняла, что время на размышление истекло.

Ученик не смог ответить. Это вызвало во мне раздражение, и я спросила, чем он занимался все это время. В ответ он только пожал плечами. Мое раздражение росло. Тогда я задала тот же вопрос другому ребенку и получила правильный ответ.

Не показывая своего удовлетворения, я продолжила задавать вопросы другим детям, чтобы они объяснили свой ход размышлений. После их ответов я вернулась к первому ребенку. Он смог повторить не только правильный ответ, но и пересказать своими словами все детали, которые уже прозвучали в классе.

Когда первому ученику все же удалось усвоить часть материала, для себя я определила возникшую проблему следующим образом: этот мальчик (а возможно, и другие дети, которых я не успела спросить) или даже не пытался вспомнить ответ на вопрос, или искренне хотел ответить, но у него не было на это достаточно времени.

Могла ли я помочь ему во втором случае? Некоторым ученикам может быть просто стыдно, что они пытаются найти ответ, но у них не получается, и это тормозит их еще больше. Трудность заключается в том, что мы не можем давать слишком много времени на размышления, чтобы остальной класс не заскучал.

Своей дочери я могла дать сколько угодно времени, чтобы вспомнить «квантового физика», но в классе такой роскоши я позволить себе не могу.

Структурируем время

Я пришла к выводу, что решение заключается не в том, чтобы дать ребенку больше времени, а в том, чтобы правильно распределять то время, которым он располагает. Я немного изменила принцип своей работы в классе: после того, как я задаю вопрос, я прошу всех детей записать все ключевые факты, которые могут быть связаны с сутью вопроса.

Например, в случае с митохондриями и мышечными тканями следует записать следующее:

  • Мышечные клетки сокращаются.
  • Мышечным клеткам требуется энергия, чтобы сокращаться.
  • Чтобы сокращаться, мышечным клеткам нужно много таких частиц, которые дают им необходимую энергию.

Ученики могут записывать любую информацию с предыдущих занятий, которая может относиться к теме вопроса. Так как мы проходили функции разных частиц всего пару уроков назад, им нужно вспомнить, о чем мы тогда говорили. Учитывая, что в начале занятия я дала время на самостоятельное повторение материала, вероятность того, что они додумаются до верного ответа, возрастает.

Дав задание записать ключевые факты после вопроса, я помогаю детям сконцентрировать внимание на той информации, которая им нужна в этот момент. Первые несколько раз я дала им возможность потренироваться использовать этот новый метод, чтобы ученики понимали, как он работает. Время на поиск правильного ответа занято для них этой небольшой письменной работой, а не судорожным поиском нужной информации в потоке своих мыслей.

Мы тратим на это не больше времени, чем тратили, когда я действовала по традиционной схеме и давала им время на размышление. Разница в том, что теперь у всех детей есть шанс вспомнить информацию с прошлого урока и провести связь между фактами, которые им известны, чтобы получить правильный ответ. Если я задаю вопрос посложнее, то разрешаю им даже немного поделиться друг с другом своими записями, без бурных обсуждений вслух.

Конечно, такой метод не поможет тем ученикам, которые даже не пытаются отвечать на вопросы учителя. Но на своем опыте я убедилась, что если дать детям эффективные инструменты для работы над фактами, то они с большей долей вероятности добьются нужного результата.

Рекомендация  Основания для расторжения договора страхования и возврата страховой премии 2024

9 причин, почему ребёнок хорошо делает домашку, но плохо отвечает в школе, — и советы психолога, как это исправить

Читатели «Мела» часто пишут в редакцию, что школьник делает дома все задания, учит стихи, правильно отвечает на любые вопросы, потом ходит к репетиторам. Но из школы все равно приносит плохие оценки. Психолог Марина Гогуева предлагает 9 шагов, которые стоит сделать родителю, чтобы помочь школьнику.

1. Начните с разговора с учителем

Если дома ребенок проявляет заинтересованность к учебе: без проблем учит правила, стихи, — но из школы приносит одни двойки, первое, что стоит сделать родителям, — поговорить с учителем.

Возможно, у ребенка в школе конфликт или какие-то неприятности, но родители об этом не знают. Нездоровая атмосфера влияет на поведение ребенка. Возможно, он стал жертвой буллинга со стороны одноклассников или у него сложные отношения с педагогами.

Учитель или классный руководитель могут быть в курсе происходящего.

Стоит подойти к учителю и сказать: «Да, я вижу, что проблема есть. Как мы вместе можем помочь ребенку, может быть, у вас уже был похожий опыт?» Педагог может подсказать, какие конкретно темы стоит подтянуть; может быть, нужно нанять репетитора, может, ребенку нужна продленка (если она есть в школе), где он сможет делать домашние задания со сверстниками и под присмотром учителя. Важный момент: не стоит перекладывать ответственность на учителя, лучше попросить у него совет и действовать сообща.

2. Поговорите с самим ребенком

Часто дети сами говорят, что им нужно, чего не хватает, какая помощь требуется, чтобы исправить ситуацию. Вы — родитель, и ваша ответственность и задача — помочь ребенку.

Не обращайте внимания ни на кого, кроме своего ребенка, когда ему нужна помощь. Не думайте о том, что вы будете выглядеть слабым и беспомощным в родительском чате или в глазах учителя.

Когда вы будете действовать с ребенком и его учителем заодно, вы и сами себя как родители почувствуете лучше. Важно, что вы не бросили своего ребенка, что вы ему помогаете, о нем заботитесь — и ребенок почувствует себя лучше. Если родители, несмотря ни на что, продолжают быть на его стороне, это значит, что он человек, которого любят, который ценен.

3. Узнайте систему оценивания в школе

Кроме того, родителям важно узнать у учителя, как и за что выставляются оценки. Бывает так, что ребенок все выучил, идеально написал домашнее задание, но пришел в школу, где весь урок болтал, мешал учителю, дергал одноклассников. В итоге ему ставят два по математике, хотя на самом деле это оценка за поведение.

Также существуют разные требования к выполнению домашнего задания. Порой недостаточно просто правильно его выполнить. Иногда нужно делать правильные отступы, писать определенным цветом, подчеркивать прямой линией, а не волнистой.

Возможно, у ребенка сложности именно с этим.

4. Проанализируйте отношения в семье

Часто школьник боится отвечать у доски, если дома ему буквально не дают спокойно раскрыть рта. Например, когда ребенок начинал что-то говорить, ему отвечали: «Говори громче, что ты мямлишь» — и так далее.

Или, допустим, к дошкольнику на Новый год пришел Дед Мороз, а он растерялся и не смог хорошо рассказать заготовленный стишок. И родители вместо поддержки застыдили его или посмеялись над ним (пусть и по-доброму).

То есть у ребенка еще до школы сложилась логическая цепочка: «Когда ты открываешь рот, ты делаешь что-то не так». И поэтому он может знать материал, но бояться выходить к доске, потому что понимает, что получит негативную оценку своих навыков выступления.

Важно также вспомнить реакцию на ситуации, когда дома ребенок проявляет какую-то инициативу

Пытается помочь родителям по хозяйству, а они чуть ли не бьют его по рукам, говорят: «Не лезь, лучше сами сделаем, за тобой вечно убирать или переделывать». Или ребенок на 8 Марта из своих карманных денег что-то купил маме, а она говорит: «Ой, лучше бы не тратился на такое барахло».

Что мы видим? Сначала родители обесценивают и буквально убивают инициативу ребенка, а потом переживают, что на уроках школьник недостаточно активен, боится предлагать идеи.

А может, школьника беспокоит реакция родителей на его успеваемость в школе? Ребенок знает, что, если он ответит плохо, мама с папой расстроятся, отругают, может, даже применят физическое наказание, лишат встреч с друзьями и возможности пользоваться телефоном.

В таком случае важно объяснить ребенку, какие на самом деле будут последствия, если он получит не ту оценку, которую хочет. Рассказать, что вы не будете ругать, его никто не выгонит из дома, его жизнь на этом не закончится. То есть нужно немного снизить степень важности получения этой оценки, потому что у ребенка могут быть какие-то фантазийные представления о том, что будет, если он принесет из школы условную двойку.

Возможно, ребенок не умеет самостоятельно работать, потому что дома мама или папа очень инициативно делают с ним уроки. Есть родители, которые даже пишут сами на черновик, пока школьник просто сидит рядом. А потом вместе переписывают все на чистовик.

Если родители слишком опекающие и тревожные, то ребенок просто не научится учиться сам.

5. Выясните, как учитель ведет уроки

Бывает и так, что дома все хорошо, но какие-то некорректные высказывания в адрес ученика отпускает учитель. Конечно, сейчас такого гораздо меньше, чем раньше, но все равно еще есть.

Я помню по своей школе: у нас учительница изо была главной по организации разных мероприятий, часто говорила нам: «Нужно принять участие в таком-то конкурсе, кто готов сценку сделать?» Добровольцев не было. Как думаете, почему? Все очень просто: если на уроке у этого педагога кто-то из детей поднимал руку и предлагал какую-то идею, она резко осаживала ребенка и добавляла фразу: «Инициатива наказуема».

И если дети улавливали причинно-следственную связь, то учительница, увы, нет.

6. Узнайте, какие отношения у ребенка со сверстниками

Для ребенка выйти к доске — это всегда стресс. Например, школьник рассказывает стихотворение. Внимание: он не просто его читает, ребенок буквально выступает перед тридцатью сверстниками, которые являются для него референтной группой.

Рекомендация  Статья 169 ГПК РФ. Отложение разбирательства дела 2024

Он боится, как сегодня говорят сами дети, «лохануться». Он и так думает не о стихотворении, а о том, как не упасть в грязь лицом.

А тут еще учитель говорит: «Ваня, говори внятнее, у тебя что, каша во рту?» Весь класс хохочет — учитель доволен собой, а ребенок тревожится, теряет мотивацию отвечать у доски и поднимать руку на уроках. Дети смеются над ним, он боится получить такую реакцию снова и по этой причине просто физически не может выдавить из себя ни слова, когда его вызывают к доске в следующий раз.

Если сами одноклассники отпускают шутки, можно придумать, как ребенка с этими одноклассниками сдружить. Может быть, предложить в родительском чате какие-то мероприятия, куда можно сводить детей вместе: в батутный центр, в кинотеатр, в кафе, где дети смогут побеситься, поиграть. Тогда стрессовый фактор снизится, потому что ребенок будет себя с этими детьми чувствовать спокойнее.

7. Научите ребенка справляться с волнением

Чаще всего провалы в школе случаются от сильного волнения. Если такое происходит, можно с ребенком дома вернуться к стрессовой ситуации, смоделировать ее и проработать в безопасной обстановке.

Попросить, чтобы он вам проговорил правильный ответ на какую-то задачу, в которой ошибся в школе: 1, 2, 3, 4, 8 раз, 15 раз — для всех детей по-разному. В итоге ребенок научится не теряться. Хорошо бы помочь ребенку понять, что именно у него вызывает такое волнение, и научить навыкам саморегуляции эмоций, порепетировать их вместе дома.

8. Выясните, не списывает ли школьник у других

Есть такой вид детей, я их называю «энергосберегающие»: они не тратят свои собственные силы на то, чтобы что-то сделать, они берут готовое, и родителей это очень расстраивает.

«Что из тебя вырастет?» — говорят мамы и папы таких детей, хватаясь за голову. Без паники! Я могу сказать, что у такого ребенка много шансов, чтобы вырасти классным предпринимателем.

Поскольку люди такого типа мыслят быстро и очень легко делегируют.

Но тут важно разобраться: ребенок реально понимает тему и ему просто лень писать работу самому или же он не выучил урок, поэтому пытается списать. Если первый вариант — сильно переживать не стоит, но нужно обсудить с учителем, как рассадить детей, которые зависимы друг от друга на уроке: один у другого списывает математику, а этот другой потом ищет помощи в сочинении по литературе. Если же ребенок скрывает незнание, тогда стоит дополнительно позаниматься, чтобы пропала потребность списывать.

9. Посетите педиатра и психолога

Возможно, стоит обратиться к неврологу, эндокринологу, нейропсихологу. А начать можно с педиатра. «Мел» уже писал о том, что делать, если у ребенка СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности), а это состояние может быть причиной неусидчивости и определенного расфокуса на уроке.

К счастью, сейчас во многих городах стали появляться нейропсихологи. Это специалисты, помогающие детям скомпенсировать когнитивные функции, которые недостаточно хорошо работают для того, чтобы осваивать учебный процесс.

Можно обратиться просто к психологу — как школьному, так и выбрать самим очные или онлайн-занятия. Это может помочь, если ребенок не рассказывает о своих проблемах родителям: возможно, ему будет проще довериться психологу, если установится доверительный контакт.

Иногда детям легче рассказывать о себе не родителю, а кому-то, кто не будет так сильно переживать или оценивать, но предложит профессиональную помощь. Можно также посмотреть в интернете «нейропсихологическую гимнастику» или «гимнастику мозга» или почитать книгу «Гимнастика мозга» (Пол Е. Деннисон, Гейл Е. Дениссон), если трудности с концентрацией не слишком выражены и нужна только помощь родителей.

Иллюстрация: miniwide / Shutterstock / Fotodom

Как помочь ребенку преодолеть страх отвечать у доски

От автора:Продолжаю публиковать выдержки из популярной книги для родителей, написанной мной в соавторстве с А.В. Микляевой и опубликованной в издательстве «Речь» в 2008 году. Если страх отвечать у доски вызван боязнью определенного учителя, ваша помощь должна быть направлена именно на то, чтобы помочь ребенку справиться с этим страхом. Здесь можно использовать разные способы работы со страхами, о многих из которых вы уже знаете. Можно нарисовать «страшного» учителя, а потом сделать с рисунком то, что захочет ребенок. Можно нарисовать два рисунка: один на тему «Как я боюсь Марь Иванну», а второй – «Как я ее не боюсь». Затем можно спросить ребенка, что же все-таки хорошего есть в учительнице, пусть ребенок постарается назвать хотя бы одно качество учителя, которое ему нравится. Если это получилось – ваша работа по снятию страха оказалась эффективной. Бывает очень полезно поиграть с таким ребенком в школу. Причем вы можете взять на себе роль ученика, а ребенок – учителя. Чем более грозным и страшным будет учитель в исполнении вашего сына или дочки – тем лучше. А вам нужно подыграть собственному ребенку: от души дрожать, отвечая у доски, делать совсем уж нелепые ошибки при решении примеров и т.д.. Можно специально предложить ребенку игру в «кошмарного учителя»: пусть ваш сын или дочка изобразит самого ужасного учителя, которого только может себе представить. Ваша задача – пугаться. Если ребенок уверенно чувствует себя в ситуации письменного контроля знаний, а трудности вызывает именно необходимость отвечать у доски, можно придумать, как сблизить ситуацию письменного и устного ответа. Например, девочка Катя (10 лет), нашла для себя хороший способ бороться со страхом устного ответа: она мысленно представляла перед собой экран, на котором воображаемо «писала» ответ на поставленный учителем вопрос. А потом уже «считывала» свой ответ с этого мысленного экрана. Через пару недель ей уже не нужно было прибегать к этому приему: после нескольких удачных устных ответов страх стоять у доски ушел. Если вы выяснили, что страх отвечать у доски вызван, прежде всего, боязнью получить плохую оценку, поговорите с ребенком о том, для чего вообще нужны оценки в школе. Можно для начала спросить ребенка, зачем люди ходят в школу. Чтобы получать оценки? Или чему-то научиться, что-то узнать, стать в будущем тем, кем захочешь? Затем можно рассказать сыну или дочке примерно следующее: «Понимаешь, учеба в школе – это как путешествие. Ты отправляешься в путь за новыми знаниями и умениями. Это дорога непростая и некороткая. Подумай, легко ли в путешествии без компаса и карты? Когда мы куда-то идем, нам нужны ориентиры, что мы двигаемся в правильном направлении, а иначе легко заблудиться. Оценки, которые ты получаешь, — это всего лишь такие дорожные знаки, метки для твоего пути. Если получил «пятерку» — значит двигаешься туда, куда надо, а «двойка» просто сообщает, что ты немного запутался и заблудился». Но, конечно же, такие разговоры с ребенком могут оказать нужное воздействие, только если вы сами сможете относиться к оценкам ребенка адекватно, а не как к какой-то высшей ценности, смыслу его пребывания в школе. Конечно, в случае наличия страха отвечать у доски очень полезным было бы постепенно приучать ребенка более комфортно и спокойно чувствовать себя в этой ситуации. Для этого вы можете попытаться попросить, чтобы в школе вам разрешили немного позаниматься со своим сыном или дочкой в пустом классе. Пусть ребенок сначала просто освоится с доской, порисует на ней, сколько захочет. Потом можно постепенно приучать вашего школьника спокойно переживать ситуацию ответа у доски. Сначала просто побеседуйте с ребенком на какие-то нейтральные темы. Затем можно продолжить разговор, но пусть ребенок останется у доски, а вы присядьте за парту. Когда эта ситуация перестанет вызывать дискомфорт, попробуйте приблизить ее к тому, что будет больше похоже на ответ на уроке: пусть ребенок расскажет, например, хорошо известное ему стихотворение. Потом попросите ребенка мысленно представить, что в классе находятся одноклассники. Через несколько подобных тренировок вашему сыну или дочке будет уже гораздо легче пережить ситуацию реального ответа у доски. Поскольку страх отвечать у доски – это разновидность страха публичных выступлений, наличие в опыте ребенка успешного выступления перед публикой помогает справиться и с этим страхом. Если у ребенка уже имеется такой опыт, напомните об этом. «Помнишь, как тебе нравилось читать стихи в детском садике на утреннике? Представь, что, когда ты отвечаешь в школе, это примерно то же самое». Если у ребенка не было такого опыта, нужно попытаться его создать. Подробнее о том, как это сделать, мы уже рассказывали вам в главе «Страх публичных выступлений». Помните о том, что умение выражать свои мысли публично, демонстрировать свои возможности – это очень важное качество, которое пригодится ребенку далеко не только в школе, но и в течение всей последующей жизни. Подумайте, как вы можете помочь сформировать это умение. Может быть, вашему ребенку понравится заниматься в школьном театральном кружке? Или петь в хоре? Или его вариант публичных выступлений – это участие в спортивных соревнованиях? В любом случае, ваша задача – найти ситуации, в которых выступления на публике понравятся ребенку (хотя в них все равно придется преодолевать определенный страх), а затем показать, что эти ситуации в чем-то похожи на «стояние» у доски (там ведь тоже своеобразная сцена). Также для вашего сына или дочери очень полезно обучиться навыкам телесной релаксации (то есть расслабления). Дело в том, что, как вы уже знаете, наши эмоциональные и телесные реакции очень тесно взаимосвязаны, и как тело реагирует на переживаемые чувства, так и эмоциональное состояние откликается на физические изменения. Начинать подобные занятия лучше с последовательного напряжения и расслабления различных групп мышц. Вы можете сказать своему сыну или дочке примерно следующее: «Давай напряжем правую руку. Сильно-сильно. А теперь брось, расслабь ее, пусть она упадет. Теперь давай напряжем левую руку. А теперь расслабим» и т.д.. Также для обучения релаксации можно использовать специальные игры. Например, игру «Растение». Ребенок должен постепенно “вырастать” из семечка, а затем “сломаться”. Эта игра обучит ребенка произвольно чередовать состояния мышечного напряжения и расслабления. Научить расслабляться, снимать мышечные зажимы помогает и игра «Прогулка по сказочному лесу». Предложите ребенку представить, что он находится в сказочном лесу и ходит там по различной почве: по зелёной мягкой травке, по горячему песку, по холодному снегу, по шуршащим осенним листьям, по болоту и так далее. Ребенок будет меньше стесняться, если вы будете играть в эту игру вместе с ним. Когда ребенок хорошо научится расслабляться, он сможет осознанно снимать мышечное напряжение, выходя к доске, что поможет чувствовать себя значительно увереннее при ответе. Если у вас хороший контакт с учителем своего ребенка, вы можете поговорить с ним о его особенностях, рассказать о том, что ребенка, который испытывает страх отвечать у доски, лучше спрашивать в середине урока, а не в начале или конце. Считается, также, что боящиеся отвечать дети часто дольше думают при устном ответе. Им требуется больше времени, чтобы сформулировать свои мысли. Потому важно представлять мальчику или девочке это время, при этом не повторяя вопрос. Ребенок и так прекрасно помнит задание, а такое повторение приводит только к усилению страха. Итак, для преодоления страха отвечать у доски может оказаться полезным:

  • помочь ребенку преодолеть страх определенного учителя;
  • сформировать более адекватное отношение к школьным оценкам;
  • обучать сына или дочку навыкам публичных выступлений;
  • научить ребенка расслабляться, снимать мышечные зажимы в ситуации устного ответа;
  • постепенно снижать страх ответа у доски, понемногу приучая ребенка более спокойно чувствовать себя в этой ситуации;
  • поговорить с учителем об особенностях вашего ребенка, вместе искать способы снижения страха.
Рекомендация  Срок обжалования штрафа 2024

Опубликовано 3 ноября 2016 , 14437 просмотров

Психолог, Кандидат наук EMDR — г. Санкт-Петербург

Провела 537 консультаций на сайте

Подписаться 384 Получить консультацию Консультация