Разрешение оператору связи на работу в мкд 2024

Минцифры выступило за недискриминационный доступ операторов связи к линейной инфраструктуре смежных отраслей (транспорту, энергетике, ЖКХ). Для этого предлагается создать специальный информационный ресурс с действующими и планируемыми к строительству объектами линейной инфраструктуры.

Недискриминационный доступ операторов связи к линейной инфраструктуре смежных отраслей

Стратегия развития отрасли связи до 2035 г., представленная Минцифры, предполагает принятие мер для снижения издержек операторов связи и ЦОД (центров обработки данных) при развертывании инфраструктуры, в том числе на объектах на государственной и муниципальной собственности и в многоквартирных домах, а также реализацию недискриминационного доступа на объекты линейной инфраструктуры смежных отраслей экономики (транспортной отрасли, энергетики, газо-, водо-и теплоснабжения).

По мнению авторов Стратегии, упрощение процессов создания и модернизации сетей связи, а также обеспечение доступа операторов к инфраструктуре для размещения сетевого оборудования будет способствовать удовлетворению спроса на доступные и качественно предоставляемые услуги связи.

Для этого предполагаются следующие меры: введение льготных тарифов для операторов связи на размещение объектов связи на объектах в государственной и муниципальной собственности и объектах, созданных за счет бюджетных средств; обеспечения безвозмездного размещения сетей связи и доступа к ним операторов связи в многоквартирных домах (за исключением оплаты потребляемой оператором связи электрической энергии); снятие административных барьеров и обеспечения недискриминационного доступа в пространственно-распределенной линейной инфраструктуре смежных отраслей (например, опор, столбов, канализации) в рамках проектов строительства и модернизации автомобильных и железных дорог, трубопроводов, электроэнергетических сетей.

Информационный ресурс об объектах линейной инфраструктуры

Кроме того, предлагается создать специальный информационный ресурс с целью упрощения доступа операторов связи к информации о существующих и планируемых к созданию объектах линейной инфраструктуры (электроснабжения, транспортных сетей, газоснабжения, телекоммуникационных сетей).

Фото: Изображение Manuel de la Fuente с сайта Pixabay

Минцифры выступило за недискриминационный доступ операторов связи к линейной инфраструктуре транспорта, энергетики, ЖКХ

В том числе следует: ввести обязательную норму о необходимости передачи в указанной ресурс информации о соответствующих объектах; определить порядок доступа к необходимой информации об инфраструктуре, достаточной для принятия решения о целесообразности инвестирования или совместного использования; определить порядок направления обоснованного отказа от реализации совместного строительства или возможности присоединения к действующей инфраструктуре; принять рекомендации, на основании которых распределяются расходы на совместное создание инфраструктуры или определяется «разумная» стоимость присоединения к ней; обеспечить возможность получения необходимых согласований и разрешений от органов власти с использованием указанного ресурса.

Льготы на подключение к электросетям

Также запланировано: введение льготного доступа операторов ЦОД к электрическим сетям и льготных тарифов на оплату потребляемой электроэнергии; введение льготного тарифа для операторов связи на технологическое присоединение отдельных категорий объектов и ограничение предельного уровня тарифов на технологическое присоединение к объектам электроснабжения.

Решение соответствующих вопросов авторы Стратегии предлагают возложить на межведомственные органы, которые должны будут обеспечить баланс интересов между профильными органами власти.

Например, вопросы обеспечения связью транспортной инфраструктуры должны быть отнесены к компетенциям Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения. А Правительственная комиссия по развитию электроэнергетики должна заняться вопросами, связанными с совместным развитием инфраструктуры связи и электроэнергетической инфраструктуры, а также обеспечением недискриминационного доступа к инфраструктурным объектам энергетики и к электрической энергии.

Мировой опыт совместного использования инфраструктуры

Авторы Стратегии ссылаются на мировой опыт. В Евросоюзе принята Директива о мерах по снижению затрат на развертывание высокоскоростных сетей широкополосной связи, которая предполагает справедливое разделение расходов при создании совместной инфраструктуры и справедливое предоставление компенсаций со стороны операторов связи в пользу владельцев инфраструктуры смежных отраслей в случае обоснованной необходимости. При этом владельцы смежной инфраструктуры не должны искусственно создавать препятствия для инвестиционной деятельности операторов связи.

Отдельные положения регулируют координацию строительных работ. В случае, если строительные работы предполагают использование государственных средств, оператор связи имеет право запросить участие в координации проводимых работ в части создания линий связи. При этом оператор связи должен будет компенсировать любые дополнительные расходы, понесенные в результате своего участия в координации (временная задержка, упущенная выгода иных участников строительных работ и др.).

На рынке отечественных мессенджеров пока нет лидера
бизнес-коммуникации

В Финляндии в соответствии с Законом о сетевой инфраструктуре, строительстве и использовании все сетевые операторы должны разрешать другому сетевому оператору использовать свою физическую инфраструктуру, а также соглашаться на запрос другого сетевого оператора о совместном строительстве на справедливых и разумных условиях. Кроме того, финским Агентством транспорта и коммуникаций приняты рекомендации по распределению затрат на строительство между электротехническими и телекоммуникационными компаниями. Целью рекомендаций является общее строительство объектов кабельных линий с фиксированным разделением затрат на создание необходимой инфраструктуры.

В Великобритании функционирует информационная система SIP («единая информационная точка»), которая представляет собой базу данных с доступом для зарегистрированных пользователей к «минимальной информации» (тип инфраструктуры, статус текущего использования, размещение основных узлов, маршрут прохождения и возможные точки контакта) из Национального атласа инфраструктуры о действующей и планируемой инфраструктуре электроснабжения, транспортных сетей, газоснабжения, телекоммуникационных сетей и др.

Российский опыт

В России правила недискриминационного доступа к инфраструктуре для размещения сетей связи были приняты еще в 2014 г. Документ был разработан Федеральной антимонопольной службой (ФАС) и утвержден Правительством. Предметом регулирования являются объекты, построенные субъектами естественных монополий специально для размещения сетей связи (линейно-кабельные сооружения, здания, опоры и т.д.) либо для других нужд, но с возможностью размещать сети связи (мосты, коллекторы, туннели, дорожные сооружения, линии электропередач и т.д.

Рекомендация  Штраф за нарушение порядка расчета платы за коммунальные услуги 2024

Законопроекты о недискриминационном доступе операторов связи в многоквартирные дома неоднократно вносились в Госдумы в течение последних нескольких лет. Летом 2024 г. соответствующий законопроект был принят Госдумой в первом чтении. Он предполагает бесплатное размещение операторами связи своего оборудования в многоквартирных домах и отменяет необходимость получения решения общего собрания собственников помещений для доступа в дом оператора связи.

Провайдеры смогут заходить в многоэтажки, не спрашивая жильцов

Законопроект, упорядочивающий доступ провайдеров в многоэтажки, готовится в Госдуме к первому чтению. Эксперты сферы ЖКХ отмечают, однако, что нововведения серьезно ограничат права собственников жилья.

Проект поправок в закон о связи был внесен в Госдуму около четырех лет назад. Документом предполагается, что провайдер сможет потребовать от управляющей компании предоставления технических условий размещения сетей связи и доступа к общему имуществу для их прокладки. Если в течение нескольких дней ему не дадут такой возможности, в дело могут вмешаться органы госжилнадзора.

Собственники, которых известят об обращении оператора связи, в течение трех месяцев смогут на общем собрании принять решение о запрете размещения или демонтаже сетей. Однако такое возможно, только если размещение не отвечает техническим нормативам и правилам либо требованиям в области защиты жизни и здоровья граждан. Взимать какую-либо плату с провайдера за предоставление техусловий, рассмотрение заявки, доступ к помещениям или оборудованию будет запрещено, он будет платить лишь за потребляемую оборудованием электроэнергию.

Недавно президент поручил ускорить рассмотрение этого законопроекта. На днях проект рассматривался на заседании Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ, на заседании Госдумы его планируется рассмотреть уже этой осенью. «Монополиям интернет-провайдеров в жилых домах скоро придёт конец. Мы долго обсуждали изменения в закон о связи и пришли к общему знаменателю, — рассказал «РГ» председатель Комитета по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов. — Наш комитет предлагает изменения в закон, которые устанавливают новый порядок размещения в домах сетей и оборудования. Будет чётко и понятно. Если хотя бы у одного человека в доме будет заключен договор с провайдером, компания сможет протянуть свои сети и установить оборудование.

Главное условие — всё должно быть сделано строго по стандарту, чтобы никаких висящих проводов и безразмерных шкафов не было. Отказать можно будет, только если для размещения нет технических условий, но объективно таких случаев будет совсем немного».

«Отрасль давно ждала правового урегулирования вопроса доступа, а также размещения оборудования линий связи в многоквартирных домах, — говорит вице-президент по стратегическим инициативам «Ростелекома» Борис Глазков. — Это очень важное решение, реализация которого будет непосредственно влиять на экономику операторов связи». Недискриминационный доступ и бесплатное размещение оборудования, по его мнению, позволят создать более конкурентные условия на рынке, а это всегда в интересах конечных пользователей. Также это будет способствовать внедрению новых технологий, включая следующие поколения мобильной связи и Wi-Fi новых стандартов.

Между тем у экспертов сферы ЖКХ к законопроекту есть серьезные претензии: предлагаемый порядок, считают они, нарушает права жителей. Порядок с прокладкой интернет-кабелей давно пора навести, соглашаются все. Также нужно устранить монополию провайдеров — в некоторых домах управляющие компании допускают в дом лишь одного оператора, который завышает цены.

«Проблемы существуют, в первую очередь, в старом жилом фонде, например, в хрущевках, конструктив которых не был приспособлен под новый вид инженерных коммуникаций, — говорит эксперт Народного фронта Павел Склянчук. — В итоге чердаки, подъезды оказываются обвешаны «гирляндами» из кабелей, а коммутаторы работают от общедомовой электросети. Также неурегулирован вопрос схем размещения кабельных трасс на фасаде и крыше дома, это мешает работам по капремонту».

Но в случае принятия законопроекта жители фактически не смогут отказать оператору в доступе к общему имуществу, которое вообще-то является их собственностью, отмечает директор ассоциации НП «Национальный жилищный конгресс» Татьяна Вепрецкая.

Зайти в дом и разместить коммерческое оборудование можно будет без их решения. Кроме того, провайдеры должны, по мнению эксперта, оплачивать амортизацию, то есть возмещать затраты на ремонт общего имущества, который требуется после их захода в дом (например, на заделку просверленных дыр в стенах). Также необходимо оговорить, что провайдер должен уведомлять управляющую компанию о визитах своих работников, их доступе к щиткам и прочему оборудованию.

Это отвечает и интересам самих операторов связи, считает эксперт — нередки случаи, когда компании тихо перерезают кабели конкурентов.

По Жилищному кодексу вопрос использования мест общего пользования должен рассматриваться на собрании жильцов, за эксплуатацию, монтаж или демонтаж линий и оборудования связи должна быть определена плата на общедомовые нужды, говорит Склянчук. Провайдеры же хотят делать всё в одностороннем порядке, напрямую с абонентом, а управляющие организации требуют компенсации на работы по допуску и согласования с ними и жильцами.

Законопроект в нынешней редакции отвечает только интересам провайдеров, отмечает Вепрецкая. Он изначально был написан однобоко в пользу телекоммуникационных компаний, и в нем кроятся неустранимые противоречия с принципами жилищного законодательства, соглашается Склянчук. При этом представители УК вынуждены выступать с позиций противников прогресса. Здесь должно быть комплексное решение, направленное на то, чтобы многоквартирные дома «поумнели», считает Склянчук. «Скорее всего, законопроектом обяжут УК обеспечивать безвозмездный доступ провайдеров к общедомовому имуществу, но использование электроэнергии для оборудования и демонтаж кабелей в случае расторжения договора станет обязанностью айтишников.

Рекомендация  Статья 205.3. Прохождение обучения в целях осуществления террористической деятельности 2024

Мне кажется важным также прописать ограничение на количество провайдеров в доме — электрощитовые ведь «не резиновые», право на связь не может быть безграничным», — говорит Склянчук.

Разрешение оператору связи на работу в мкд 2024

Урок 2. Как организовать доступ оператора связи в МКД

Организовать доступ оператора связи в МКД – задача УО, ТСЖ, ЖК. Ведь именно они отвечают за надлежащее состояние общего имущества и защищают его от посягательств третьих лиц.

Из урока вы узнаете, как заключить договор с провайдером и оформить передачу общего имущества собственников в пользование. Перед составлением договора, вам необходимо провести общее собрание и получить согласие собственников. Если этого не сделать, такой договор суд признает недействительным (ст. 166 ГК). В уроке – найдете две готовые повестки дня общего собрания.

В зависимости от вида договора подберете оптимальную повестку.

Давайте поэтапно рассмотрим согласование и оформление доступа оператора связи в МКД.

Определите техническую возможность установки оборудования

Первоначально выясните, можно ли технически установить оборудование оператора связи в местах общего пользования. Узнайте, какие у оборудования провайдера характеристики, конструктивные особенности и условия предоставления услуг связи. Оборудование должно отвечать требованиям безопасности граждан.

Технические требования определяют три НПА:

      • Закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
      • Закон от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»;
      • Свод правил 134.13330.2012 «Системы электросвязи зданий и сооружений. Основные положения проектирования», утвержденный приказом Минстроя от 26.12.2017 № 1718/пр.

      Обсудите с оператором связи выгоду собственников и ваши риски

      Выгода собственников может быть денежной или качественной.

      Денежная выгода стимулирует собственников разрешить установку оборудования. Поэтому решите с провайдером вопрос о соразмерной плате за пользование общим имуществом (абз. 2 п. 3 ст.

      6 Закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ).

      Безвозмездное использование также допускается с согласия собственников. Выгодой для них в таком случае будет качественный доступ в интернет.

      В плату включите расходы на электроэнергию, которую будет потреблять устанавливаемое оборудование. Оператор связи не относится к потребителям коммунальной услуги в МКД. Поэтому порядок возмещения оператором связи расходов по электроснабжению определяется договором пользования общим имуществом.

      Это следует из части 4 статьи 36 и пунктов 3, 3.1 части 2 статьи 44 ЖК. Как правило, такие расходы включаются в размер платы за пользование общим имуществом в объеме мощности потребляемого оборудования.

      Поскольку такие расходы оплачиваются в РСО за счет КР на СОИ, управляющая МКД организация применяет тариф по электроэнергии для категории население, в отношении энергопотребления такого оборудования. Это следует из подпункта «б (1)» пункта 22 Правил, обязательных при заключении товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124.

      Чтобы обезопасить себя от рисков за порчу общего имущества, обсудите с провайдером зону ответственности. Провайдер будет отвечать за установленное оборудование перед вами, а вы перед собственниками. Тогда в случае причинения ущерба общему имуществу вы сможете истребовать его с оператора связи в порядке регресса.

      Выберите вид договора

      В зависимости от условий выберите один из двух видов договоров: договор аренды или договор безвозмездного пользования (ссуды). Договоры с другими наименованиями, например, «на размещение оборудования», «на использование мест общего пользования» в случае спора суд квалифицирует как договор аренды или договор ссуды.

          1. Договор аренды (гл. 34 ГК). Такой договор заключают, если пользование общим имуществом будет платным. В договоре проверьте три условия:
          • цена (арендная плата) – денежная сумма, оказание встречных услуг, выполнение работ, возложение затрат на улучшение арендованного имущества (п. 2 ст. 614 ГК);
          • срок договора – любой, закон не ограничивает (ст. 610 ГК);
          • предмет – пользование частью общего имущества МКД.

          В предмет договора не включайте условие о передаче общего имущества во владение. Такие полномочия оператору связи не могут принадлежать.

              1. Договор ссуды (гл. 36 ГК). Такой договор заключают, если собственники передают общее имущество в безвозмездное пользование. В договоре проверьте условия:
              • предмет – безвозмездное пользование частью общего имущества МКД;
              • срок договора любой, закон не ограничивает (ст. 610 ГК);
              • расходы по поддержанию полученного в пользование общего имущества в исправном состоянии несет оператор связи (ст. 695 ГК).

              После того как выбрали договор, согласуйте его условия с советом МКД.

              Подготовьте собрание, чтобы утвердить условия размещения оборудования

              Чтобы подготовиться к общему собранию, сформулируйте повестку дня. Собственники должны будут принять решения: предоставить в пользование часть общего имущества для размещения оборудования и определить, кто от их имени заключит договор с оператором связи (п. 3, п. 3.1 ч. 2 ст.

              44 ЖК).

              В повестке можно указать один выбранный договор либо предложить выбор между договором аренды и безвозмездного пользования (ссуды).

              Посмотрите на схему, ответьте на вопрос и подберите оптимальную повестку дня ОСС.

              Схема. Какие вопросы включить в повестку дня

              Дополнительно включите в повестку пять организационных вопросов:

                  • избрание председателя общего собрания;
                  • избрание секретаря общего собрания;
                  • избрание членов счетной комиссии;
                  • определение места для размещения результатов общего собрания;
                  • определение места хранения документов общего собрания.

                  Чтобы представлять интересы собственников в административных органах и в суде, если будут нарушения со стороны оператора связи, вам следует прописать такое условие в договоре управления или включить в повестку дня ОСС.

                  Инициировать собрание могут как УО, так и собственники помещений. На собрание можно пригласить оператора связи. Если у собственников возникнут технические вопросы, то оператор связи профессионально на них ответит.

                  Решение о передаче общего имущества в пользование оператору связи, об утверждении условий договора пользования и наделении УО полномочиями по заключению договора принимается не менее чем 2/3 голосов от всех голосов собственников (ч. 1 ст. 46 ЖК).

                  В остальной части повестки дня решения принимаются простым большинством голосов от участвующих в собрании.

                  Подпишите договор с оператором связи

                  Договор от имени собственников подписывает уполномоченный представитель. Не вносите изменений в договор после утверждения его собственниками. Подлинники решений и протокола общего собрания собственников, а также копию договора о пользовании отправьте в ГЖИ (ч. 1 ст.

                  46 ЖК).

                  Каковы последствия для УО, ТСЖ, ЖК за подписание договора с оператором связи без разрешения ОСС

                  В случае допуска оператора связи без одобрения собственников УО, ТСЖ, ЖК отвечают перед собственниками за незаконное использование общего имущества третьим лицом и возможный вред, причиненный такому имуществу. Применяется гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 7.22 КоАП).

                  Также организация, которая управляет МКД рискует понести ответственность за нарушение антимонопольного законодательства (решение Челябинского УФАС от 16.01.2018 по делу № 4-03/17).

                  УО, ТСЖ, ЖК не имеют самостоятельного экономического интереса в передаче общего имущества в пользование и уполномочены действовать только в интересах собственников. Договор с оператором заключается от имени и в интересах собственников.

                  Вправе ли операторы связи требовать доступа к общему имуществу МКД на том основании, что заключили договор на оказание услуг связи с жильцами дома

                  Нет, не вправе. Наличие договора об оказании услуг связи с отдельными абонентами – собственниками помещений в МКД не может выступать основанием для размещения оператором связи оборудования в МКД. Такой договор не освобождает оператора от внесения платы за пользование общим имуществом.

                  Вопросы, связанные с предоставлением права пользования общим имуществом МКД, решает общее собрание собственников (определения Верховного суда от 07.08.2018 № 303-ЭС18-3328, от 17.10.2018 № 307-ЭС18-6967 по делу № А56-78928/2017).

                  Может ли УО представлять интересы собственников, если в МКД пришел посторонний провайдер

                  УО может представлять интересы собственников по искам о демонтаже линий провайдера в МКД. Такую позицию высказал Арбитражный суд кассационной инстанции в своем постановлении.

                  Арбитражный суд Поволжского округа удовлетворил требование управляющей организации о демонтаже волоконно-оптической линии связи, которые расположены на крыше многоквартирного дома (постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 20.10.2020 по делу № А55-29506/2019). В данном споре УО действовала от имени собственников, однако с этим не согласился ответчик.

                  Провайдер не согласился с решением первой и второй инстанции. В кассационной жалобе в качестве основного довода ответчик указал, что УО не наделена правом обращения в суд с подобными требованиями в интересах собственников, поскольку это нарушает их права.

                  Кассационная инстанция не согласилась ни с доводами провайдера. В своем постановлении суд указал, что управляющая организация отвечает за содержание общедомового имущества, поэтому имеет право обращаться в суд для устранения нарушений, которые допущены в отношении общего имущества и собственников.

                  Разместите договор в ГИС ЖКХ

                  Информацию об использовании общего имущества и сам договор о пользовании разместите в ГИС ЖКХ (п. 39 ч. 1 ст. 6 Закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ «О ГИС ЖКХ»). Чтобы разместить договор, укажите в системе:

                      • наименование и номер;
                      • дату заключения;
                      • стороны;
                      • предмет;
                      • срок действия;
                      • документ, подтверждающий полномочия УО, ТСЖ, ЖК заключать такой договор (протокол ОСС).

                      Главное в уроке:

                        1. Обсудите с провайдером зону ответственности, чтобы обезопасить себя от рисков за порчу общего имущества.
                        2. В зависимости от условий выберите один из двух видов договоров: договор аренды или договор безвозмездного пользования (ссуды).
                        3. Перед составлением договора, необходимо провести общее собрание и заручиться согласием собственников. Если этого не сделать, такой договор суд признает недействительным.
                        4. Информацию об использовании общего имущества и сам договор о пользовании разместите в ГИС ЖКХ.
                      • Преимущества вступления в СРО
                      • ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ УПРАВЛЯЮЩЕЙ КОМПАНИИ
                      • Ежегодный всероссийский форум
                      • Информационные ресурсы
                      • Новости
                      • Реестр
                      • Страхование гражданской ответственности
                      • Лицензирование УК
                      • Контакты
                      • Пресса о нас
                      • Мероприятия
                      • СОТРУДНИЧЕСТВО
                      • Материалы редакции Справочной системы управления МКД
                      • Информация для Партнеров
                      • Архив
                      • Авторизация
                      • Полезные ссылки
                      • Презентации
                      • Распоряжение Правительства РФ от 31.10.2022 № 3268-р
                      • Ежегодный всероссийский форум