Расторжение контракта 44 фз одностороннее и по соглашению сторон 2024 2024

Как проходит заключение контракта со 2 участником по 44-ФЗ:

  1. Заказчик предлагает потенциальному поставщику соглашение.
  2. Исполнитель изучает проект договора, соглашается, отказывается или формирует протокол разногласий.
  3. Покупатель вносит необходимые коррективы, подписывает госконтракт и размещает в ЕИС и на электронной площадке.

Выявляем основания

44-ФЗ определяет порядок действий организации при уклонении победителя от подписания соглашения: заключение со 2 участником — право или обязанность заказчика (ч. 14 ст. 83.2 44-ФЗ).

Заказчик вправе, но не обязан подписывать такой договор со вторым исполнителем.

Порядок процедуры зависит от этапа, на котором находится закупка. Собрали основания для каждого этапа в таблицу.

Госконтракт с исполнителем под номером 2 заключается при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта и обращении заказчика с предложением заключить контракт к участнику № 2, участник № 2 соглашается или отказывается исполнить договор. Основания для признания уклонившимся следующие:

  • не направил в установленные сроки подписанный проект госконтракта;
  • не предоставил обеспечение, в том числе и увеличенное, по итогам применения антидемпинговых мер по ст. 37 44-ФЗ;
  • не соответствует требованиям к поставщикам или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии;
  • предложил цену ЖНВЛП, которая не зарегистрирована в госреестре предельных отпускных цен;
  • не снижает цену на ЖНВЛП до предельной отпускной. Это относится к закупкам для федеральных нужд с НМЦК выше 10 млн руб., а для региональных и местных такая НМЦК устанавливается в локальных актах. Если победитель сам делает лекарства, то НМЦК закупки не имеет значения.

С 01.07.2019 вступила в силу ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ. В ней указано, как заключить контракт со вторым исполнителем по 44-ФЗ, если расторгаете сделку с победителем по основаниям, которые закреплены в ч. 8 ст.

95 44-ФЗ.

Если заказчик в одностороннем порядке отказывается от исполнения, то заключение контракта со вторым участником после расторжения контракта 44-ФЗ допустимо только после того, как победителя внесут в реестр недобросовестных поставщиков (РНП).

Это ограничение не касается закупок на поставку товара для нормального жизнеобеспечения.

Минфин неоднократно разъяснял, что в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ не прописано право заключения госконтракта со вторым участником закупки, если ФАС не включила поставщика, с которым расторгнут контракт, в РНП. Получается, что если у заказчика пропала необходимость в поставке товаров, которые предусмотрены контрактом, необходимость заключения контракта со вторым участником закупки при расторжении госконтракта по соглашению сторон отсутствует.

Следовательно, если у заказчика отпала потребность в поставке товаров, такой госконтракт можно расторгнуть только по соглашению сторон в рамках ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, но заключить с участником, который занял второе место, нельзя.

Исключение — это ситуация, когда расторгается госконтракт, предметом которого является поставка товара, необходимого для нормального жизнеобеспечения (продовольствие, средства для оказания скорой, в т. ч. скорой специализированной, медпомощи в экстренной или неотложной форме, лекарства, топливо), в рамках ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ. В этом случае одностороннего расторжения госконтракта заказчик вправе заключить контракт со вторым участником, в т. ч. и если информация о поставщике, с которым расторгнут госконтракт в одностороннем порядке, не включена в реестр недобросовестных поставщиков.

Скачать письмо Минфина № 24-03-08/95235 от 02.11.2020 из КонсультантПлюс
Скачать письмо Минфина № 24-03-07/51940 от 17.06.2020 из КонсультантПлюс
Скачать письмо Минфина № 24-03-07/65122 от 24.07.2020 из КонсультантПлюс

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы расторгнуть частично исполненный контракт.

Заключаем госконтракт со вторым участником

В ч. 14 ст. 83.2 прописано, какой порядок заключения контракта после расторжения со вторым участником аукциона по 44-ФЗ.

Заказчик вправе взыскать с победителя закупки убытки, которые он причинил уклонением от совершения сделки. Такие разъяснения сделал Верховный Суд в определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017. Кроме того, в решении ФАС России про права или обязанность заключить со 2 участником указано, что это право, а не обязанность заказчика.

В положениях ФКС отдельно оговаривается цена такого договора. По правилам, в проект госконтракта с поставщиком, которому присвоен номер два, включаются условия, которые он предложил на торгах.

В той же статье 83.2 закона о контрактной системе уточняется, может участник, занявший второе место, отказаться от заключения договора, — да, закон не обязывает его заключать соглашение после уклонения победителя. В ч. 14 ст. 83.2 прописали перечень возможных действий:

  • отказаться без последствий;
  • подписать;
  • отправить протокол разногласий.

Рекомендуем сообщить заказчику о выбранном решении. Например, в форме уведомления об отказе подписывать госконтракт.

Если поставщик № 2 направлял протокол разногласий, то он обязан подписать контракт. Иначе его признают уклонившимся, как и первого. Это произойдет и если он не внесет обеспечение или не предоставит требуемую информацию.

Например, сведения о добросовестности или опыте, чтобы не обеспечивать госконтракт.

Предельный срок заключения контракта со вторым участником при уклонении победителя складывается из периодов:

  • 5 дней от даты признания уклонившимся победителя аукциона дается на то, чтобы направить проект потенциальному исполнителю;
  • 5 дней он рассматривает проект госконтракта. По итогам рассмотрения он подписывает, или отказывается это сделать, или отправляет протокол разногласий;
  • 3 рабочих дня заказчик рассматривает протокол разногласий и снова отправляет проект соглашения;
  • 3 рабочих дня дается ему, чтобы подписать;
  • 3 рабочих дня отводится на подписание со стороны заказчика. После этого сделка совершена.

В конкурсных процедурах сроки заключения контракта со вторым участником электронного аукциона таковы — не позже 10 дней от даты, когда победитель признан уклонившимся.

Подписываем госконтракт с третьим

Если потенциальный исполнитель, который занял второе место, отказался подписывать госконтракт, заключение контракта по 44 с третьим участником и последующими поставщиками невозможно. Такой аукцион признают несостоявшимся, госзаказчик изменяет план-график и организует тендер снова.

Заключаем договор со вторым по 223-ФЗ

Специальных правил, как заключить договор со вторым участником по 223-ФЗ, нет. После того как победитель уклоняется, сведения об этом отправляются в ФАС для решения вопроса о внесении в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик действует, исходя из правил, которые прописал в положении о закупке.

Например, в едином положении Ростеха прописано, что он вправе заключить договор еще и с третьим участником.

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора
  • 2023.09.05 Без рубрикиУтвердили порядок обмена информацией для взаимного признания банковских гарантий в государствах — членах ЕАЭС
  • 2023.08.31 Контроль закупокКак увеличить цену контракта при применении преференций по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2016
  • 2023.08.30 Закупка у единственного поставщикаКазначейство разъяснило, как планировать закупки у едпоставщика по 223-ФЗ
  • 2023.08.29 Новости и измененияЗаработали две новые специализированные площадки для закупок
Рекомендация  Предоставление места в детском саду в москве иногороднему ребенку 2024

Как оформить соглашение о расторжении госконтракта по соглашению сторон

Когда заказчик и поставщик согласны расторгнуть контракт, они составляют соглашение о расторжении контракта, который закрепляет эти договоренности. Важно правильно составить этот документ, чтобы не возникло вопросов у проверяющих органов.

Скачать образец дополнительного соглашения о расторжении контракта по 44-ФЗ по соглашению сторон
Скачать образец соглашения о расторжении договора по соглашению сторон в 2024 году из КонсультантПлюс
Скачать образец письма о расторжении договора по соглашению сторон для заполнения

Когда расторгают госконтракт

Заказчик и поставщик документально оформляют расторжение государственного контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ из-за того, что изменились условия выполнения обязательств. Причины разные, среди них:

  1. Пропала необходимость в товарах, работах, услугах (например, сократили штат государственного учреждения, и ему стали не нужны услуги по повышению квалификации сотрудников, которые больше не работают).
  2. Поставщик не выполняет обязательства по госконтракту ввиду обстоятельств, которые от него не зависят (например, стихийные бедствия, забастовки и т. д.).
  3. Не выбрали весь объем товара, который заложили (как пример, в течение года заказчик по заявкам заказывает продукты питания, к окончанию срока действия оказалось, что объем продуктов в спецификации больше, чем фактически получил заказчик).

Госконтракты расторгают по договоренности заказчика и поставщика, по решению суда или в одностороннем порядке. Разберем ситуацию, когда заказчик и поставщик решили, что дальше выполнять обязательства невозможно, и расторгают госконтракт по взаимному согласию.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести расторжение контракта в одностороннем порядке без ошибок и нарушений.

Как расторгнуть договор по соглашению сторон: пошаговая инструкция

В ч. 8 ст. 95 44-ФЗ закреплены правила, как расторгнуть договор по взаимному согласию, но основания и порядок такого расторжения контракта не установлены. Следует обратиться к нормам Гражданского кодекса.

В главе 29 ГК РФ описана суть, механизм процедуры, действия заказчика после расторжения контракта по соглашению сторон и возможные последствия.

  • как изменить или расторгнуть госконтракт из-за повышения стоимости на стройматериалы;
  • как расторгнуть госконтракт в одностороннем порядке;
  • как составить дополнительное соглашение о смене реквизитов по 44-ФЗ.

Шаг 1. Определяем основания

В законе нет списка ситуаций. Участники сделки вправе сами прекратить обязательства. Не рекомендуем расторгать договор по согласию, если поставщик нарушил обязательные условия сделки: например, не в первый раз сорвал сроки поставки или поставил некачественную продукцию. В таких случаях необходимо в одностороннем порядке отказываться от исполнения или обращаться в суд за решением о досрочном прекращении обязательств.

Ненадлежащее исполнение договора приведет к ответственности и попаданию в реестр недобросовестных поставщиков. Взаимное решение прекратить обязательства проходит без санкций.

Шаг 2. Составляем уведомление о расторжении контракта

Этот документ нужен, чтобы в письменной форме уведомить о намерении закрыть сделку. Оформляется в виде письма в свободной форме на официальном бланке организации. Обязательно укажите:

  1. Причины.
  2. Ссылку на норму закона и пункт контракта.
  3. Предложение расторгнуть действующие договоренности.
  4. Порядок этой процедуры (сроки, какие документы следует представить).

К письму рекомендуем приложить бланк допсоглашения о расторжении для заполнения и подписания. Предлагаем образец письма о расторжении контракта по соглашению сторон по 44-ФЗ, используйте этот шаблон в работе.

Шаг 3. Готовим документы

Необходимо письменно зафиксировать, что правоотношения госзаказчика и подрядчика прекращаются, и отразить основания для такого решения. Документ составляется в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон. Экземпляры имеют равную юридическую силу.

Датой прекращения действия указывают день, когда участники подписали этот документ, если в нем не предусмотрен другой порядок (п. 3 ст. 453 ГК).

Формы для этого документа в законе нет, его составляют в произвольном порядке. Проверьте, чтобы в документе были такие сведения:

  • наименование госзаказчика и поставщика;
  • ссылки на нормы закона и положения госконтракта (ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, ч. 1 ст. 450 ГК);
  • объем и стоимость фактически выполненных обязательств;
  • сумма обязательств, которые не были исполнены;
  • в течение скольких дней вернется обеспечение;
  • отсутствие у сторон взаимных требований;
  • сведения о сторонах, подписывающих документ.

Актуальный пример соглашения о расторжении договора по соглашению сторон — заказчик и подрядчик по взаимному согласию расторгли контракт на выполнение работ.

Шаг 4. Возвращаем обеспечение исполнения контракта

После подписания такого документа прекращаются все обязательства по сделке. За этим следует обязанность вернуть обеспечение. Срок возврата денег, которые внесены в качестве обеспечения исполнения контракта, необходимо указать в допсоглашении о прекращении договора или руководствоваться положениями госконтракта. Иначе заказчик неосновательно обогатится, что является нарушением закона (п. 1 ст.

1102 ГК РФ).

Банковская гарантия не возвращается.

Шаг 5. Размещаем сведения о прекращении в ЕИС

На вкладке «Расторжение контракта» следует указать сумму фактической оплаты, основание и причины для прекращения договорных отношений, дату и номер документального подтверждения (допсоглашения). Заказчик самостоятельно решает, какую причину расторжения контракта по соглашению сторон указать в ЕИС, руководствуясь тем, что стороны написали в допсоглашении.

Документы и разъяснения

Гражданский кодекс (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ Скачать
Федеральный закон № 44-ФЗ от 05.04.2013 Скачать

Об авторе этой статьи

Дмитрий Сидаев Высшее и специальное образование по закупкам: ХГУЭП, диплом с отличием по специальности «Юриспруденция» и ГАПМ им. Н.П. Пастухова, диплом с отличием по программе «Управление закупочной деятельностью».
Автор и идейный вдохновитель проектов «GoodWin Project: Тендеры по-простому» и «Антидот 44-ФЗ: лекарство от головной боли в закупках».
Обучает закупкам по 44-ФЗ, консультирует поставщиков и заказчиков, работает как приглашенный руководитель тендерного отдела.

Другие публикации автора
  • 2023.09.05 Без рубрикиУтвердили порядок обмена информацией для взаимного признания банковских гарантий в государствах — членах ЕАЭС
  • 2023.08.31 Контроль закупокКак увеличить цену контракта при применении преференций по Приказу Минфина № 126н от 04.06.2016
  • 2023.08.30 Закупка у единственного поставщикаКазначейство разъяснило, как планировать закупки у едпоставщика по 223-ФЗ
  • 2023.08.29 Новости и измененияЗаработали две новые специализированные площадки для закупок

Ошибки заказчиков при одностороннем отказе от исполнения контракта

В июле 2022 года изменилась процедура одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями контрагентом условий контракта, регламентированная статьей 95 Закона № 44-ФЗ. В открытых и закрытых электронных способах определения поставщика решение заказчика об одностороннем отказе, подписанное в ЕИС, автоматически направляется контрагенту и данный порядок является официальным уведомлением контрагента о принятом заказчиком решении.

Изменились правила определения даты надлежащего уведомления контрагента о принятом заказчиком решении. Теперь такая дата определяется как дата размещения в ЕИС решения в соответствии с часовой зоной, в которой расположен контрагент.

Хотя процесс одностороннего расторжения контракта для заказчика существенно упростился, вероятность допустить ошибку полностью исключить невозможно. В нашей статье мы рассмотрим примеры из недавней практики судебных органов и ФАС, иллюстрирующие ошибки заказчиков при проведении одностороннего отказа от исполнения контракта.

Подобрать закупочную позицию

Право на односторонний отказ нужно предусмотреть не только в проекте контракта, но и в извещении

В соответствии с ч.9 ст.95 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом. Вместе с тем, п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ обязывает заказчика указывать информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта еще и в извещении об осуществлении закупки.

Рекомендация  Причины развода в исковом заявлении 2024

Отсутствие в структурированной форме извещения права на односторонний отказ не позволит заказчику технически сформировать в ЕИС и направить контрагенту решение об одностороннем отказе, так как данный признак переходит из извещения в контракт без возможности редактирования. Кроме того, расхождения между извещением и проектом контракта в части допустимости одностороннего отказа могут повлечь административную ответственность для заказчика

В решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 29 июля 2022 г. № 050/06/105-26958/2022 (извещение N 0848300051722000692)рассмотрена жалоба на ненадлежащее установление условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в извещении о проведении конкурса. Заказчик предусмотрел односторонний отказ в проекте контракта, но не указал его в извещении. Комиссия Московского областного УФАС признала заказчика нарушившим п. 20 ч. 1 ст. 42 Закона № 44-ФЗ.

Установлено административное нарушение по ч. 4.2. ст. 7.30 КоАП РФ (утверждение конкурсной документации, документации об аукционе, документации о проведении запроса предложений, определение содержания извещения о проведении запроса котировок с нарушением требований, предусмотренных законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок) с применением к должностному лицу административного штрафа в размере 3 тысяч рублей.

Принимать решение об одностороннем отказе можно исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта

В письме Федеральной антимонопольной службы от 12 марта 2019 г. N ИА/18794/19 разъясняется: « Вместе с тем, положениями частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено право заказчика на расторжение контракта в одностороннем порядке по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации. При этом принятие решения допускается исключительно в связи с существенным нарушением условий контракта » . И далее: « …при отсутствии основания для расторжения контракта (неисполнение/ненадлежащее исполнение обязательств по контракту) сведения о поставщике (подрядчике, исполнителе) не подлежат включению в Реестр, а действия заказчика, принявшего решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в нарушение положений частей 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 7.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях » .

Указанная позиция находит отражение в правоприменительной практике. Так, в постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 23 сентября 2022 г. N 21АП-2846/22 по делу N А84-1407/2021рассмотрена апелляционная жалоба заказчика на решение суда первой инстанции, признавшего недействительным односторонний отказ заказчика от исполнения гражданско-правового договора и взыскавшего с заказчика стоимость выполненных работ по договору.

Между заказчиком и исполнителем был заключен договор на оказание услуг по обследованию объектов медицинских организаций. Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения договора в связи с невыполнением исполнителем работ в установленный срок, а также нарушением качества их выполнения и уведомил об этом исполнителя. Исполнитель не согласился с решением заказчика. По его мнению при заключении и исполнении договора заказчик действовал недобросовестно, неоднократно препятствовал исполнителю исполнить надлежащим образом договор.

Он указал также, что им были оказаны услуги в полном объеме в соответствии с требованиями законодательства и условий договора.

Комиссия УФАС не включила сведения об исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков (далее – РНП), поскольку не нашла доказательств недобросовестного характера поведения исполнителя.

Далее исполнитель обратился в суд первой инстанции с иском о признании недействительным одностороннего отказа заказчика от исполнения договора, а также заявил требование о взыскании стоимости выполненных работ по договору. Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза, по результатам которой зафиксированы недостатки результатов выполненных работ, которые носят устранимый, не существенный характер и подтверждена стоимость фактически выполненных исполнителем работ. Согласно правовой позиции, приведенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.03.2012 N 12888/11, сам факт наличия некоторых недостатков в выполненных работах не может являться безусловным основанием для отказа заказчика от подписания актов и оплаты работ.

Суд первой инстанции сделал вывод, что основания для одностороннего расторжения договора в связи с нарушением его существенных условий отсутствовали и обязал заказчика оплатить исполнителю стоимость выполненных работ в сумме, определенной в экспертном заключении. Апелляционный суд не стал пересматривать дело.

Дату расторжения контракта нужно определять согласно ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, а также с учетом ст. ст. 191 и 193 ГК РФ

В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком контрагента об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Статья 191 ГК РФ устанавливает, что течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало. Если же последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК РФ).

В практике встречаются случаи, когда заказчики допускают ошибки в определении даты расторжения контракта. Например, в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 13 сентября 2021 г. N РНП-11-162 (извещение N 0107300003321000036)рассмотрена ситуация, в которой заказчик расторг контракт на девятый, а не на одиннадцатый день с даты надлежащего уведомления подрядчика и допустил нарушение ч. 13 ст. 95 Закона № 44-ФЗ.

Нарушение порядка расторжения контракта в случае одностороннего отказа от исполнения контракта является административным правонарушением по ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ и грозит для должностного лица заказчика административным штрафом в размере 50 тысяч рублей.

При расчете срока вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта и даты расторжения контракта необходимо помнить о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления контрагента о принятом решении об одностороннем отказе, контрагент устранит нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия заказчиком решения, а также компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы.

Данное правило не применяется в случае повторного нарушения контрагентом условий контракта, которые являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Таким образом, заказчик обязан предоставить контрагенту 10 календарных дней на устранение нарушений контракта. Если последний день десятидневного срока, в рамках которого контрагент может устранить нарушения контракта, приходится на нерабочий день, то в соответствии со статьей 193 ГК РФ днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день. А решение заказчика вступает в силу и контракт считается расторгнутым не ранее следующего рабочего дня.

Рекомендация  Поступление в вуз и колледж на бюджет одновременно 2024

Рассмотрим пример из решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 9 августа 2022 г. N РНП-55-121/2022 (извещение N 0352100012722000016). Датой уведомления поставщика является 21.07.2022. На основании ст. 193 ГК РФ, ч. 1 ст.

2, ч. 13 и ч. 14 ст. 95 Закона №44-ФЗ поставщик в период с 22.07.2022 по 01.08.2022 (с учетом нерабочего дня, являющегося последним днем десятидневного срока) имел право устранить нарушения условий контракта, послужившие основанием для принятия решения об одностороннем отказе заказчика от его исполнения. Поэтому датой расторжения контракта должна была являться дата 02.08.2022. Заказчик, в нарушение ч. 13 и ч. 14 ст.

95 Закона № 44-ФЗ указал дату расторжения контракта 01.08.2022.

Аналогичная ситуация приведена в решении Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 26 апреля 2022 г. N 007/06/104-305/2022 (извещение N0104200002121000013). По результатам проверки комиссией Кабардино-Балкарского УФАС установлено, что заказчиком не был предоставлен подрядчику десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта со стороны подрядчика. Вследствие нарушения заказчиком порядка расторжения контракта комиссия не включила сведения о подрядчике в РНП.

Необходимо соблюдать сроки, установленные ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ для направления информации и документов в реестр контрактов

В соответствии с ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить информацию о расторжении контракта для размещения в реестре контрактов в течение 5 рабочих дней с даты расторжения контракта. Указанная норма закона обязывает заказчика также направить в реестр контрактов р ешение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписанное с использованием ЕИС, не позднее 3 рабочих дней со дня, следующего за днем подписания решения.

Кроме того, в течение 5 рабочих дней в реестр контрактов направляется информация и документы о применении мер ответственности в случае нарушения контрагентом или заказчиком условий контракта (в частности, требование заказчика об уплате контрагентом неустойки (штрафа, пени)).

За неразмещение или нарушение срока размещения сведений в реестре контрактов должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ ( административный штраф в размере 20 тысяч рублей).

Например, заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением подрядчиком своих обязательств по контракту. Контракт был расторгнут. Комиссия УФАС включила сведения о подрядчике в РНП, но по результатам проверки установила, что заказчик не направил в установленный срок в реестр контрактов информацию об исполнении контракта, а именно требования об уплате неустойки, предъявленные заказчиком подрядчику. В итоге заказчика признали нарушившим ч. 3 ст. 103 Закона № 44-ФЗ, а в действиях должностного лица выявили признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст .7.31 КоАП РФ (см.

решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 30 августа 2022 г. N РНП-31171эп/22 (извещение N 0848300060622000217)).

Обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в РНП нужно направлять не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта

Указанное правило сформулировано в ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ. Кроме того, с 1 июля 2022 заказчику необходимо отслеживать поступление в ЕИС решений об одностороннем отказе от исполнения контракта, направленных контрагентами. Согласно ч. 22.2 ст.

95 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан направить обращение о включении в РНП сведений о контрагенте, если тот принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Обращение в этом случае направляется не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения контрагента.

За нарушение сроков направления обращения о включении в РНП должностное лицо заказчика могут привлечь к административной ответственности по части 2 статьи 7.31 КоАП РФ (штраф 20 тысяч рублей) или по части 1 статьи 19.7.2 КоАП РФ ( штраф 15 тысяч рублей).

К сожалению, заказчики часто направляют в РНП сведения позже установленного срока (см. например, решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 17 октября 2022 г. N 065/06/104-415/2022 (извещение N 0361200015022000306), решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 15 апреля 2022 г. N РНП-30-52-2022 (извещение №0325300016321000055)).

Если контрагент в установленный срок исправил нарушение условий контракта, заказчик обязан отменить решение об одностороннем отказе

Мы уже говорили ранее о норме ч. 14 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, обязывающей заказчика отменить принятое им решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если контрагент в отведенный ему десятидневный срок устранил нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения заказчиком. Расторжение контракта заказчиком в таком случае является неправомерным.

Рассмотрим пример из практики – решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 19 мая 2022 г. (извещение N 0311200029122000001). Между заказчиком и исполнителем был заключен контракт на транспортное обслуживание экскурсионных маршрутов. Исполнитель предоставлял транспортные средства по заявкам заказчика.

Но когда заказчик направил исполнителю письменную заявку на предоставление транспортных средств на предстоящие майские праздники, исполнитель ответил, что не сможет предоставить необходимое количество автобусов в нужный заказчику период. Заказчик, заранее, не дожидаясь даты оказания услуг и не предпринимая никаких мер по урегулированию возникших разногласий, принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исполнитель, после получения решения заказчика, направил письмо, в котором указал на то, что готов оказать услуги, в соответствии с заявкой, предоставить требуемое количество транспортных средств и просил отменить принятое решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Но решение заказчиком отменено не было. Заказчик не хотел рисковать тем, что часть гостей останется без транспорта, ввиду чего контракт был расторгнут.

Комиссия Татарстанского УФАС, проводя проверку, установила, что заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта еще до наступления даты оказания услуг, указанной в заявке. Ранее исполнитель предоставлял автотранспорт в соответствии с направленными заявками и исполнял контракт надлежащим образом. Так как в течение 10 дневного срока исполнитель указал на готовность предоставить автотранспорт в соответствии с заявкой, заказчик был обязан отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Таким образом, заказчиком были нарушены положения части 9 статьи 104, части 14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ. Должностное лицо заказчика привлекли к ответственности по ч. 6 ст.

7.32 КоАП РФ.