Расстояние проезжей части до домовладений 2024

Жители улицы, на которой мы проживаем, недовольны тем, что по улице проходит участок федеральной трассы вблизи от наших частных домов, по которой круглосуточно движутся грузовые автомобили. Мы испытываем неудобства. Край проезжей части местами находится на расстоянии 2-3 м от заборов наших домовладений.

Недавно представители дорожной компании объявили жителям нашей улицы, что будет проводиться реконструкция дороги, в планах — расширение федеральной дороги. Получается, что трасса будет проходить очень близко от заборов наших домов. По каким нормативам и правилам это делается?

Могут ли быть нарушения при проектировании, на которые подрядчики работ закрывают глаза и делают незначительные отклонения в пользу осуществления реконструкции дороги, ущемляя наши права? Что нужно сделать жителям улицы, чтобы закрыть движение большегрузных транзитных автомобилей?

Константин Алексеев
Консультаций: 503

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в зависимости от класса и (или) категории автомобильных дорог с учетом перспектив их развития ширина каждой придорожной полосы устанавливается в размере 100 м — для подъездных дорог, соединяющих административные центры (столицы) субъектов РФ, города федерального значения с другими населенными пунктами, а также для участков автомобильных дорог общего пользования федерального значения, построенных для объездов городов с численностью населения до 250 тысяч человек.

В соответствии с п. 6.9 и 6.19 «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений» автомобильные дороги общей сети I, II, III категорий, как правило, следует проектировать в обход поселений в соответствии со СНиП 2.05.02-85. Расстояния от бровки земляного полотна указанных дорог до застройки необходимо принимать в соответствии со СНиП 2.05.02-85, но не менее:

— до жилой застройки 100 м, до садоводческих товариществ 50 м;

— для дорог IV категории следует принимать соответственно 50 и 25 м.

Для защиты застройки от шума и выхлопных газов автомобилей следует предусматривать вдоль дороги полосу зеленых насаждений шириной не менее 10 м.

Расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки следует принимать не менее 50 м, а при условии применения шумозащитных устройств, обеспечивающих требования СНиП 11-12-77, не менее 25 м.

Расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки следует принимать не более 25 м. В случаях превышения указанного расстояния следует предусматривать на расстоянии не ближе 5 м от линии застройки полосу шириной 6 м, пригодную для проезда пожарных машин.

Улицы и внутридворовые проезды должны быть выполнены согласно норм ТКП 45-3.03-227-2010 «Улицы населенных пунктов. Строительные нормы проектирования».

Ра­сстояние­ от края проездов и пешеходных путей до стены здания, как правило, следует принимать от 5 до 8 м – для зданий высотой до 9 этажей и от 8 до 10 м – для зданий высотой 9 этажей и более. Проезды следует предусматривать с двух продольных сторон многосекционных зданий и со всех сторон односекционных многоэтажных зданий.

В вашем случае расстояние должно быть не менее 10 м, в связи с чем вы вправе обратиться с жалобой в районную администрацию.

На каком расстоянии от дороги нужно строить частный дом

Расстояние от дома до дороги в ИЖС и СНТ регламентировано нормативами СП 53.13330.2011 и СНиП 30-02-97 в редакции с изменениями от 2018 года. Эти требования практически не меняются в течение многих лет, а после введения норм, позволяющих признать жилым строением дом в СНТ, они остались общими для всех видов частных владений.

Согласно регламентирующим документам расстояние от дороги до жилого частного дома должно составлять не менее 5 метров , если это улица, и не менее 3 м , если это другой вид проезда.

Отличие улицы от проезда

На каком расстоянии от дороги строить дом, если он будет расположен рядом с улицей или проездом? Прежде всего надо понять, в чем их отличие в СНТ и на территории ИЖС.

Улицей считается пространство между строениями (участками), или расположенное вдоль строений (участков), имеющее не менее двух полос для движения транспорта и одной полосы для движения пешеходов. Является дорогой общего пользования, даже если она пешеходная, на ней могут быть выделены полосы для велосипедов и прочего легкого транспорта.

Проездом признают пространство между участками, вдоль которого может нерегулярно, по мере необходимости двигаться транспорт.

Как правильно определить расстояние от дороги при строительстве частного дома

Если вы намерены построить частный (жилой) дом, который потом нужно узаконить, то вам следует учесть:

  • улица и проезд всегда обозначены на генплане или ситуационном плане соответствующими словами и названиями, возможно номерами, очерченными границами;
  • по нормативам границы улицы следует отсчитывать от линии на генплане, а не от видимых краев дороги и тротуара, но нужно уточнить, что в данном случае обозначает красная линия;
  • проезжая часть улицы всегда находится между красными линиями;
  • иногда на плане может быть сделана привязка к оси проезжей части — такая оговорка указывает на расстояние от проезжей части до жилого дома с учетом центра улицы и обозначенных границ застройки.
Рекомендация  Санаторная путевка для инвалида спинальника 2024

То, на каком расстоянии от дороги строить частный дом, следует выяснять не визуально. Сама дорога входит в состав улицы или проезда, поэтому границей для отсчета 5 м и 3 м служит указанная на плане красная или разметочная линия.

Важно! — если вы не хотите столкнуться с проблемами при оформлении дома в собственность, вызывайте геодезистов и делайте разметку по актуальным планам. Генплан и ситуационный план имеется в местной администрации и у председателя СНТ.

Проезжая часть и дорога при частном строительстве

Расстояние от дома до проезжей дороги зависит от статуса этой территории. Либо это улица с проезжей частью и дорожкой для пешеходов, тротуаром, либо это проезд — технический или пожарный. В первом случае вы обязаны отступить на 5 м, во втором на 3 м. Что в данном случае означает «отступить»? — это выдержать расстояние от самой близкой к красной линии выступающей части дома, в том числе крыльца, выступа крыши, террасы и веранды.

Нарушать границы проездов при частном строительстве не стоит. Даже если там нет регулярного движения транспорта, эта территория дает доступ к домам и участкам пожарным расчетам. За нарушение габарита могут наказать.

Минимальная ширина проезжей части

Подборка наиболее важных документов по запросу Минимальная ширина проезжей части (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Дороги:
  • Автодор
  • Автомобильные дороги необщего пользования
  • Автомобильные дороги общего пользования
  • Асфальтирование
  • Внутриквартальные дороги
  • Показать все
  • Дороги:
  • Автодор
  • Автомобильные дороги необщего пользования
  • Автомобильные дороги общего пользования
  • Асфальтирование
  • Внутриквартальные дороги
  • Показать все

Судебная практика

Кассационное определение Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 27.04.2022 N 88а-3992/2022 по делу N 2а-1311/2021
Категория: Споры с органами власти в сфере управления и контроля за государственным имуществом.
Требования: Об оспаривании распоряжения о выдаче разрешения на размещение объекта.
Обстоятельства: Иск мотивирован тем, что арендатор земельного участка заасфальтировал часть земельного участка общего пользования, по которому осуществляется проезд, возвел на нем ограждение, подпорную стену, создав единую территорию с арендуемым земельным участком, на котором построены многоквартирные жилые дома, что привело к невозможности проезда к земельному участку истца как строительной, так и иной техники.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение. Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции установил, что на спорной территории в зоне жилой застройки, на территории общего пользования, нарушены требования нормативных документов — не обеспечена ширина проезжей части, отсутствуют безопасные пути для пешеходов (тротуары), не предусмотрены нормативные ресурсы поворота для проезжей части с соблюдением треугольников видимости для движения транспортных средств и пешеходов. Так, в настоящее время ширина проезжей части проезда находится в пределах от 5, 2 метров до 9, 43 метров, что не соответствует положениям п. 11.5 (таблица 11.2а СП-42.13330.2016), согласно которого улица в жилой застройке должна иметь ширину в красных линиях, равную 10-20 метрам, минимум две полосы движения шириной 3,0-3,5 метров каждая, а также тротуар шириной не менее 1,5 метров.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Административные меры модернизации транспортной инфраструктуры с позиции обеспечения безопасности пешеходов
(Устинов А.Н., Якимова Е.М.)
(«Административное право и процесс», 2020, N 4) В пункте 11.5 Свода правил 42.13330.2011 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 28 декабря 2010 года N 820, среди прочего установлены параметры улиц городских и сельских поселений. В таблице 8 данного документа, в частности, указано, что ширина тротуара на улицах, по которым движется транспорт в городских поселениях России, должна составлять от 1,5 до 4,5 метра, в сельской местности минимальная ширина тротуара 1 метр. Зачастую данные требования в России не выполняются, хотя, как представляется, ширина тротуара имеет самое прямое отношение к обеспечению безопасности дорожного движения, поскольку достаточно широкий тротуар сохраняет возможность прохода по нему пешеходов, даже в случае если часть тротуара занята складированным снегом или если на тротуаре проводятся ремонтные работы.

Широкий тротуар исключает необходимость для пешеходов двигаться по проезжей части. Например, в указанном пункте указано, что в климатических подрайонах IА, IБ и IГ, в местностях с объемом снегоприноса более 200 м3/м ширину тротуаров на магистральных улицах следует принимать не менее 3 м. Таким образом, в дальнейшем упраздненное Министерство регионального развития РФ указало на необходимость неукоснительного соблюдения установленной ширины тротуара, а в некоторых ситуациях — ее увеличения.

Статья: Проектная документация на проведение капитального ремонта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024) Следует отметить, что при осуществлении капитального ремонта автомобильных дорог (за исключением защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, производственных объектов, элементов обустройства автомобильных дорог и иных дорожных сооружений) допускается изменение первоначально установленных показателей их функционирования (в том числе количества полос движения, изменение ширины проезжей части, увеличение пропускной способности), если такие изменения не влекут за собой изменение класса, категории и (или) границ полос отвода (ч. 10.1 ст. 52 ГрК РФ).

Рекомендация  Совмещение различных системы налогообложения 2024

Нормативные акты

Приказ МЧС России от 26.12.2013 N 837
(ред. от 09.03.2017)
«Об утверждении свода правил «Склады нефти и нефтепродуктов. Требования пожарной безопасности»
(вместе с «СП 155.13130.2014. Свод правил. «) 6.16. По границам резервуарного парка, между группами резервуаров и для подъезда к площадкам сливоналивных устройств следует проектировать проезды, как минимум, с проезжей частью шириной 3,5 м и покрытием переходного типа.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Расстояние проезжей части до домовладений 2024

    1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:

    1) автомобильные дороги федерального значения;

    2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;

    3) автомобильные дороги местного значения;

    4) частные автомобильные дороги.

    2. Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

    3. К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

    4. К автомобильным дорогам необщего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности, во владении или в пользовании исполнительных органов государственной власти, местных администраций (исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований), физических или юридических лиц и используемые ими исключительно для обеспечения собственных нужд либо для государственных или муниципальных нужд. Перечни автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения утверждаются соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог необщего пользования регионального или межмуниципального значения не могут быть включены автомобильные дороги необщего пользования федерального значения и их участки.

    Перечень автомобильных дорог необщего пользования местного значения может утверждаться органом местного самоуправления.

    5. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения являются автомобильные дороги:

    1) соединяющие столицу Российской Федерации — город Москву со столицами сопредельных государств, с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

    2) включенные в перечень международных автомобильных дорог в соответствии с международными соглашениями Российской Федерации.

    6. Автомобильными дорогами общего пользования федерального значения могут быть автомобильные дороги:

    1) соединяющие между собой административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации;

    2) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими автомобильные дороги общего пользования федерального значения, и имеющие международное значение крупнейшие транспортные узлы (морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции), а также специальные объекты федерального значения;

    3) являющиеся подъездными дорогами, соединяющими административные центры субъектов Российской Федерации, не имеющие автомобильных дорог общего пользования, соединяющих соответствующий административный центр субъекта Российской Федерации со столицей Российской Федерации — городом Москвой, и ближайшие морские порты, речные порты, аэропорты, железнодорожные станции.

    7. Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утверждается Правительством Российской Федерации.

    8. Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

    9. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением.

    (часть 9 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.

    (часть десятая в ред. Федерального закона от 03.12.2008 N 246-ФЗ)

    (см. текст в предыдущей редакции)

    10.1. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального округа может утверждаться органом местного самоуправления муниципального округа.

    (часть 10.1 введена Федеральным законом от 13.06.2023 N 240-ФЗ)

    11. Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского округа являются автомобильные дороги общего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского округа может утверждаться органом местного самоуправления городского округа.

    12. К частным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, находящиеся в собственности физических или юридических лиц, не оборудованные устройствами, ограничивающими проезд транспортных средств неограниченного круга лиц. Иные частные автомобильные дороги относятся к частным автомобильным дорогам необщего пользования.

    13. Автомобильные дороги общего пользования в зависимости от условий проезда по ним и доступа на них транспортных средств подразделяются на автомагистрали, скоростные автомобильные дороги и обычные автомобильные дороги.

    14. К автомагистралям относятся автомобильные дороги, которые не предназначены для обслуживания прилегающих территорий и:

    1) которые имеют на всей своей протяженности несколько проезжих частей и центральную разделительную полосу, не предназначенную для дорожного движения;

    2) которые не пересекают на одном уровне иные автомобильные дороги, а также железные дороги, трамвайные пути, велосипедные и пешеходные дорожки;

    3) доступ на которые возможен только через пересечения на разных уровнях с иными автомобильными дорогами, предусмотренные не чаще чем через каждые пять километров;

    4) на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств;

    5) которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

    15. Автомобильные дороги, относящиеся к автомагистралям, должны быть специально обозначены в качестве автомагистралей.

    16. К скоростным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, доступ на которые возможен только через транспортные развязки или регулируемые перекрестки, на проезжей части или проезжих частях которых запрещены остановки и стоянки транспортных средств и которые оборудованы специальными местами отдыха и площадками для стоянки транспортных средств.

    17. К обычным автомобильным дорогам относятся автомобильные дороги, не указанные в частях 14 — 16 настоящей статьи. Обычные автомобильные дороги могут иметь одну или несколько проезжих частей.

    18. Классификация автомобильных дорог и их отнесение к категориям автомобильных дорог (первой, второй, третьей, четвертой, пятой категориям) осуществляются в зависимости от транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    19. В опорную сеть входят следующие автомобильные дороги:

    1) автомобильные дороги общего пользования федерального значения;

    2) автомобильные дороги общего пользования регионального или межмуниципального значения, участки указанных автомобильных дорог, которые соответствуют следующим критериям:

    а) указанные автомобильные дороги соединяют столицу Российской Федерации — город федерального значения Москву с административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации;

    б) указанные автомобильные дороги, участки указанных автомобильных дорог соединяют административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации между собой или административные центры (столицы) субъектов Российской Федерации с городами с численностью населения свыше ста тысяч человек;

    в) указанные автомобильные дороги, участки указанных автомобильных дорог являются обходами городов с численностью населения свыше ста тысяч человек;

    г) указанные автомобильные дороги, участки указанных автомобильных дорог имеют интенсивность движения более десяти тысяч автомобилей в сутки;

    д) указанные автомобильные дороги, участки указанных автомобильных дорог обеспечивают подъезд к автомобильным пунктам пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

    3) иные автомобильные дороги общего пользования, участки указанных автомобильных дорог, соответствующие установленным Правительством Российской Федерации критериям отнесения автомобильных дорог к опорной сети.

    (часть 19 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 374-ФЗ)

    20. Порядок определения соответствия автомобильных дорог общего пользования, участков указанных автомобильных дорог критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 19 настоящей статьи, порядок утверждения перечня автомобильных дорог общего пользования, входящих в опорную сеть (далее — перечень автомобильных дорог опорной сети), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанные порядки должны содержать в том числе перечень документов, сведений и материалов, необходимых для определения такого соответствия и утверждения перечня автомобильных дорог опорной сети.

    (часть 20 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 374-ФЗ)

    21. Информация о включении автомобильных дорог общего пользования, участков указанных автомобильных дорог в перечень автомобильных дорог опорной сети подлежит размещению в системе контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов в порядке, предусмотренном статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

    (часть 21 введена Федеральным законом от 24.07.2023 N 374-ФЗ)