Расчет электроэнергии при безучетной системе потребления 2024

Мнение ВС РФ о важности режима работы потребителя при подсчете «безучетной» электроэнергии

Источник фото: https://www.pexels.com/ Потребление электрической энергии, не учтенной прибором учета, (к примеру, в случае преднамеренного приведения прибора в нерабочее состояние, его случайного повреждения, изменения схемы подключения, отсутствия пломб или сокрытия реальных объемов потребления электроэнергии) принято называть «безучетным потреблением электроэнергии». «Официальным» понятием безучетного потребления электроэнергии является указанное в Постановлении РФ 442 от 04 мая 2012 года «и звучит как «потребление электрической энергии снарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и/или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)».В соответствии сп. 195Основных положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, установленных вышеуказанным Постановлением РФ, о полном и/или частичном ограничении режима потребления электрической энергии при выявлении факта безучетного потребления сетевая организация определяет объем потребляемой электрической энергии расчетным способом.При этом в расчетах используется максимальная мощность энергопринимающего устройства, а период расчета определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета до даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.При нарушении целостности пломб немаловажным является грамотное составление акта о неучтенном потреблении электрической энергии. В акте должны быть указаны причины и способ безучетного потребления. Данный акт можно оспорить и отменить произведенные начисления. Если же данный документ отвечает требованиям законодательства, то с ним — «хоть в мир, хоть в пир».Судебная практика в отношении безучетного потребления ресурсов значительна. Выводы судов как правило базируются га положениях Правил функционирования розничных рынков электрической энергии и рядовых ситуациях по законности действий как доказательства такого потребления.В настоящей статье разберём на мой взгляд любопытное как для профессионала, так и обывателя ОпределениеВерховного Суда РФ от 9 января 2020 г. № 304-ЭС19-23980.В Арбитражный суд Тюменской области обратилось АО «ЭК «Восток» (далее-Энергосбыт) с иском к ООО «Елона» (далее-Собственник) о взыскании основного долга за сентябрь-октябрь 2017 года в размере более 38 тысяч рублей и пени. Энергосбыт взыскивал с собственника магазина, находящегося в многоквартирном доме, стоимость электроэнергии за полтора месяца (в этот период магазин сорвал со своего индивидуального прибора учета пломбу, да к тому же у счетчика истек межповерочный интервал, и в итоге его вообще перенесли на другое место). Энергосбыт в своих расчетах исходил из того, что магазин потреблял электроэнергию по максимальной мощности энергопринимающих устройств круглосуточно, и выставил счет за все сутки такого потребления. В обоснование своего расчета он сослался на подпункт «а» пункта 1 приложения № 3 к Положению № 442 о функционировании розничных рынков электроэнергии — там для расчетов предложена формула (время потребления в часах (Т), помноженное на максимальную мощность электрооборудования (Pмакс)), причем время потребления (Т) — это количество часов в расчетном периоде, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов. Однако суды не согласились с позицией Энергосбыта и указали на следующее:

  • из буквального толкования подпункта «а» пункта 1 Приложения № 3 не следует, что количество часов в расчетном периоде всегда должно исчисляться исходя из режима работы энергопринимающих устройств — 24 часа в сутки;
  • указанным подпунктом установлено лишь максимальное количество часов в расчетном периоде — 8760 часов (24 часа в сутки x 365 дней в году). А минимальное количество часов безучетного потребления данной нормой не установлено;
  • если трактовать этот подпункт иначе, — то есть так, как предлагает энергосбыт, — то выходит, что такой показатель формулы, как количество часов (Т), не имеет правового значения. Ведь если предусматривать, что потребитель тратит энергию круглосуточно, можно было указать в формуле количество дней с коэффициентом 24, а значение (Т) было бы постоянным и имело не только установленное максимальное значение (8 760 часов), но и подлежащее применению минимальное значение (24 часа);
  • а значит, не запрещено при определении объема электроэнергии использовать количество часов работы энергопринимающих устройств (оборудования), исходя из его фактического количества согласно установленному в учреждении режиму работы;
  • договором энергоснабжения, действительно, не установлен режим работы объекта ответчика. Однако данное обстоятельство не исключает его право представлять иные доказательства в целях подтверждения такого режима в спорный период;
  • чтобы определить фактическое количество часов, суд пользовался общедоступными сведениями с портала 2- ГИС о графике работы магазина. Сведения из этого открытого и публичного источника представлены самим истцом (Энергосбытом), достоверность таковых не опровергнута;
  • кроме того, в силу статей 9 и 11 Закона «О защите прав потребителей» режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Поскольку размещение в системе 2-ГИС сведений о режиме работы организаций производится для расширенного информирования потребителей, поэтому ответчик при изменении установленного режима работы должен был сообщить о таких изменениях администрации портала 2-ГИС для корректировки режима работы;
  • иных сведений о режиме работы магазина в деле нет. Как нет и сведений о наличии в помещении магазина энергопринимающего оборудования, которое по своим техническим характеристикам работает круглосуточно.

Учитывая вышеизложенное, Верховный Суд РФ согласился с нижестоящими инстанциями по вопросу корректировки объёма потреблённой энергии исходя из режима работы Собственника (магазина). Между тем возражения Энергосбыта со ссылкой на необходимость расчета исходя из 24 часов работы оборудования не опровергают выводы судебных инстанций, основанные на конкретных обстоятельствах дела и представленных доказательствах.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на участие в «Закрытой ветке-2020». Вся необходимая информация о сервисе, а также заявка здесь .

Статьи

Мнение ВС РФ о важности режима работы потребителя при подсчете «безучетной» электроэнергии

Рекомендация  Статья 247. Нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов 2024

Источник фото: https://www.pexels.com/ Потребление электрической энергии, не учтенной прибором учета, (к примеру, в случае преднамеренного приведения прибора в нерабочее состояние, его случайного повреждения, изменения схемы подключения, отсутствия пломб или сокрытия реальных объемов потребления электроэнергии) принято называть «безучетным потреблением электроэнергии». «Официальным» понятием безучетного потребления электроэнергии является указанное в Постановлении РФ 442 от 04 мая 2012 года «и звучит как «потребление электрической энергии снарушением установленного договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) и настоящим документом порядка учета электрической энергии со стороны потребителя (покупателя), выразившимся во вмешательстве в работу прибора учета (системы учета), обязанность по обеспечению целостности и сохранности которого (которой) возложена на потребителя (покупателя), в том числе в нарушении (повреждении) пломб и/или знаков визуального контроля, нанесенных на прибор учета (систему учета), в несоблюдении установленных договором сроков извещения об утрате (неисправности) прибора учета (системы учета), а также в совершении потребителем (покупателем) иных действий (бездействия), которые привели к искажению данных об объеме потребления электрической энергии (мощности)».В соответствии сп. 195Основных положений Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, установленных вышеуказанным Постановлением РФ, о полном и/или частичном ограничении режима потребления электрической энергии при выявлении факта безучетного потребления сетевая организация определяет объем потребляемой электрической энергии расчетным способом.При этом в расчетах используется максимальная мощность энергопринимающего устройства, а период расчета определяется с даты предыдущей контрольной проверки прибора учета до даты составления акта о неучтенном потреблении электрической энергии.При нарушении целостности пломб немаловажным является грамотное составление акта о неучтенном потреблении электрической энергии. В акте должны быть указаны причины и способ безучетного потребления. Данный акт можно оспорить и отменить произведенные начисления. Если же данный документ отвечает требованиям законодательства, то с ним — «хоть в мир, хоть в пир».Судебная практика в отношении безучетного потребления ресурсов значительна. Выводы судов как правило базируются га положениях Правил функционирования розничных рынков электрической энергии и рядовых ситуациях по законности действий как доказательства такого потребления.В настоящей статье разберём на мой взгляд любопытное как для профессионала, так и обывателя ОпределениеВерховного Суда РФ от 9 января 2020 г. № 304-ЭС19-23980.В Арбитражный суд Тюменской области обратилось АО «ЭК «Восток» (далее-Энергосбыт) с иском к ООО «Елона» (далее-Собственник) о взыскании основного долга за сентябрь-октябрь 2017 года в размере более 38 тысяч рублей и пени. Энергосбыт взыскивал с собственника магазина, находящегося в многоквартирном доме, стоимость электроэнергии за полтора месяца (в этот период магазин сорвал со своего индивидуального прибора учета пломбу, да к тому же у счетчика истек межповерочный интервал, и в итоге его вообще перенесли на другое место). Энергосбыт в своих расчетах исходил из того, что магазин потреблял электроэнергию по максимальной мощности энергопринимающих устройств круглосуточно, и выставил счет за все сутки такого потребления. В обоснование своего расчета он сослался на подпункт «а» пункта 1 приложения № 3 к Положению № 442 о функционировании розничных рынков электроэнергии — там для расчетов предложена формула (время потребления в часах (Т), помноженное на максимальную мощность электрооборудования (Pмакс)), причем время потребления (Т) — это количество часов в расчетном периоде, в течение которого осуществлялось безучетное потребление электрической энергии, но не более 8760 часов. Однако суды не согласились с позицией Энергосбыта и указали на следующее:

  • из буквального толкования подпункта «а» пункта 1 Приложения № 3 не следует, что количество часов в расчетном периоде всегда должно исчисляться исходя из режима работы энергопринимающих устройств — 24 часа в сутки;
  • указанным подпунктом установлено лишь максимальное количество часов в расчетном периоде — 8760 часов (24 часа в сутки x 365 дней в году). А минимальное количество часов безучетного потребления данной нормой не установлено;
  • если трактовать этот подпункт иначе, — то есть так, как предлагает энергосбыт, — то выходит, что такой показатель формулы, как количество часов (Т), не имеет правового значения. Ведь если предусматривать, что потребитель тратит энергию круглосуточно, можно было указать в формуле количество дней с коэффициентом 24, а значение (Т) было бы постоянным и имело не только установленное максимальное значение (8 760 часов), но и подлежащее применению минимальное значение (24 часа);
  • а значит, не запрещено при определении объема электроэнергии использовать количество часов работы энергопринимающих устройств (оборудования), исходя из его фактического количества согласно установленному в учреждении режиму работы;
  • договором энергоснабжения, действительно, не установлен режим работы объекта ответчика. Однако данное обстоятельство не исключает его право представлять иные доказательства в целях подтверждения такого режима в спорный период;
  • чтобы определить фактическое количество часов, суд пользовался общедоступными сведениями с портала 2- ГИС о графике работы магазина. Сведения из этого открытого и публичного источника представлены самим истцом (Энергосбытом), достоверность таковых не опровергнута;
  • кроме того, в силу статей 9 и 11 Закона «О защите прав потребителей» режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Поскольку размещение в системе 2-ГИС сведений о режиме работы организаций производится для расширенного информирования потребителей, поэтому ответчик при изменении установленного режима работы должен был сообщить о таких изменениях администрации портала 2-ГИС для корректировки режима работы;
  • иных сведений о режиме работы магазина в деле нет. Как нет и сведений о наличии в помещении магазина энергопринимающего оборудования, которое по своим техническим характеристикам работает круглосуточно.

Учитывая вышеизложенное, Верховный Суд РФ согласился с нижестоящими инстанциями по вопросу корректировки объёма потреблённой энергии исходя из режима работы Собственника (магазина). Между тем возражения Энергосбыта со ссылкой на необходимость расчета исходя из 24 часов работы оборудования не опровергают выводы судебных инстанций, основанные на конкретных обстоятельствах дела и представленных доказательствах.

Компания «Бурмистр.ру» продолжает прием заявок на участие в «Закрытой ветке-2020». Вся необходимая информация о сервисе, а также заявка здесь .

Новое в определении понятия безучетного потребления

Для дифференцированных систем учета в Основных положениях функционирования розничных рынков, утв. постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 №442 (далее — ОПФРРЭ) устанавливаются разные понятия безучетного потребления (пункт 2 ОПФРРЭ):

  • для «обычного» учета (не относящегося к интеллектуальной системе учета) безучетным потреблением признается: вмешательство в работу прибора учета, измерительных трансформаторов, нарушения пломб и знаков визуального контроля, нанесенных на компоненты системы учета, а также на связующие их устройства;
  • для интеллектуальной системы учета (ИСУ) безучетным потреблением является: вмешательство в работу ИСУ в случае нарушения пломб, знаков визуального контроля, нарушения целостности прибора учета или измерительных трансформаторов.
Рекомендация  Прокладка сетей по придомовой территории мкд 2024

ВАЖНО! Несвоевременное сообщение о выходе из строя компонента интеллектуальной системы учета не является основанием для составления акта о безучетном потреблении, даже если потребитель знал об этом выходе из строя, т.к. он не несет ответственности за ее работу.

  • Нарушение пломб или знаков визуального контроля, нанесенные на приспособления (препятствующие доступу к компонентам системы учета или ИСУ), расположенные до места установки прибора учета электрической энергии в случаях, когда они установлены в границах балансовой принадлежности потребителя или в границах его земельного участка или если на потребителя возложена обязанность по их содержанию.

Постановление АС Поволжского округа от 24.10.2019 по делу №А12-33869/2018:

«Нарушение пломбы (прим. – установленное Сетевой организацией) на дверце шкафа не влияет на достоверность учетных показаний дополнительно опломбированного прибора учета»

Требования о взыскании стоимости электрической энергии по акту о неучтенном потреблении были отклонены, поскольку, суд пришел к выводу об отсутствии обязанности опломбирования дверцы шкафа вводно-распорядительного устройства (ВРУ).

«Исходя из пункта 2.11.18 Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, в нем не содержится требований о пломбировке ВРУ»

Таким образом, с 01 июля 2020 года нарушение пломбы или знаков визуального контроля, в том числе на дверце ВРУ, скорее всего будет служить основанием для квалификации потребления электрической энергии как безучетное, при установлении факта нарушения учета электрической энергии непосредственно на системе учета.

ВАЖНО! Добавлены ранее не упоминавшиеся в ОПФРРЭ способы осуществления безучетного потребления, а именно:

  • потребление электрической энергии до точки установки прибора учета в границах балансовой принадлежности (АРБП) потребителя;
  • потребление электрической энергии до границы балансовой принадлежности, но в границах земельного участка потребителя.

Ранее рядом судов при рассмотрении споров по актам о неучтенном потреблении был сформирован подход, который относил потребление до границы балансовой принадлежности к бездоговорному.

Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2018 по делу №А57-20291/2017:

«Ссылка в акте на несанкционированное подключение электроприемников в границе балансовой принадлежности потребителя не имеет значения, так как не указано, какие конкретно электроприемники подключены, их мощность, способ и место подключения оборудования, отсутствуют схемы подключения для вывода о том, что присоединение произошло в границе балансовой принадлежности потребителя»

Требования Сетевой организации о взыскании стоимости услуг по передаче электрической энергии на основании актов о неучтенном потреблении (составленных о нарушениях учета до границы балансовой принадлежности) были отклонены.

Теперь эта правовая неопределенность снимается и потребление до прибора учета в границах земельного участка потребителя относится к ответственности потребителя.

Вместе с тем, данный подход в определенной мере приводит к утрате понятие границы балансовой принадлежности, поскольку ответственность потребителя за объекты электросетевого хозяйства (ЭСХ) распространяется за установленную в АРБП границу в пределах его земельного участка.

Как и кем выявляется факт осуществления безучетного потребления?

Как и прежде, факт безучетного потребления может быть выявлен сетевой организацией или ГП в ходе проверки прибора учета.

Основаниями для проведения проверки является (пункт 170 ОПФРР):

Аналогичные ранее существовавшим:

  • план-график проверок (для приборов учета, не входящих в ИСУ) ;
  • уведомление Гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) о необходимости проверки приборов учета (но не более 10% от числа согласно плану-графику в соответствующем периоде);
  • уведомление от потребителя о необходимости проведения проверки;
  • выявление факта нарушения пломб (ЗВУ) при снятии показаний или при демонтаже прибора учета;
  • отсутствие показаний более 2 расчетных периодов подряд

Новое основание – срабатывание электронных индикаторов ИСУ (вскрытие крышки, воздействие магнитных полей и т.д.).

ВАЖНО! Проверка обязательно сопровождается фото- и(или) видео-съемкой, материалы которой обязательно прилагаются к акту проверки.

Лица, которые проводят проверки (пункт 170 ОПФРР):

По общему правилу – сетевая организация, к сетям которой присоединены энергопринимающие устройства потребителей;

Гарантирующий поставщик проводит внеплановые проверки:

  • (новое) в отношении коллективных приборов учета в многоквартирных жилых домах;
  • (как и прежде) в отношении приборов учета, включенных в план график, в отношении которых сетевая организация согласно плану проверку не провела, а также в отношении приборов учета, не проверенных в течении 12 месяцев (право, но не обязанность).

Кроме того, как и прежде, по соглашению с сетевой организацией Гарантирующий поставщик (ГП) может проводить плановые проверки приборов учета.

Участники проверки (пункт 171 ОПФРР).

Как и прежде, плановые проверки проводятся с участием сетевой организации и гарантирующего поставщика. Потребитель должен быть уведомлен о проверке за 5 рабочих дней и вправе участвовать в ее проведении в случае необходимости допуска к энергопринимающим устройствам, а также в случае, если проверка была внеплановой

ВАЖНО! Новшеством является то, что при проведении внеплановой проверки по инициативе потребителя (производителя), последний вправе привлекать к участию в проверке со своей стороны аккредитованных в установленном порядке в области обеспечения единства измерений юридических лиц (индивидуальных предпринимателей) (пункт 172 ОПФРР).

Кроме того, ГП уведомляет ежемесячно до 25-го числа сетевую организацию о включенных в план график коллективных приборах учета в МКД, присоединенных к сетям сетевой организации.

Для проведения проверки приборов учета, установленных в отношении энергопринимающих устройств (объектов по производству электрической энергии (мощности), опосредованно присоединенных к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации, лицо, проводящее проверку, приглашает лицо, к энергопринимающим устройствам и объектам электроэнергетики которого непосредственно присоединены такие энергопринимающие устройства (объекты по производству электрической энергии (мощности) (пункт 174 ОПФРР).

Как и прежде, результаты проверки фиксируются актом, содержание которого определяется пунктом 173 ОПФРРЭ.

Акт о неучтенном потреблении как и раньше составляется лицом, проводившим проверку, в случае, если в ее результате был выявлен факт нарушения, подпадающего под понятие безучетного потребления, и направляется в адрес заинтересованных лиц в течение 3 рабочих дней с момента составления (пункт 177 ОПФРР).

Рекомендация  Статья 32 ГПК РФ. Договорная подсудность 2024

ВАЖНО! В дополнение к сведениям о времени и месте составления акта, о лице, осуществляющем безучетное потребление, о приборах учета, о дате предыдущей проверки, в акте в обязательном порядке должно содержаться:

  • указание на данные о ранее установленных контрольных пломбах и (или) знаках визуального контроля с приложением документов, подтверждающих факт их установления (при установлении факта срыва и (или) нарушения сохранности установленных контрольных пломб и (или) знаков визуального контроля).

В случае, если акт был составлен в отсутствие лица, осуществляющего безучетное потребление, лицо, его составляющее, прикладывает к акту доказательства надлежащего уведомления потребителя о дате и времени составления акта.

Уведомление потребителя о дате и времени составления акта осуществляется способом, определенным договором энергоснабжения (договором купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности), договором оказания услуг по передаче электрической энергии), а в случае, когда указанным договором такой порядок не определен или договор отсутствует, — любым позволяющим подтвердить доставку указанного уведомления способом.

ВАЖНО! Новая редакция ОПФРР, в именно: положение пункта 8(1) ОПФРРЭ содержит четкий перечень юридически значимых уведомлений, к которым относится:

  • заказное письмо с уведомлением;
  • включение текста уведомления в счет на оплату э/э или услуг по ее передаче;
  • электронное письмо на адрес, указанный в договоре;
  • смс-сообщение, направленное на номер телефона, указанный в договоре;
  • сообщение факсом, с доказательствами его направления

В случае составления акта на месте выявления безучетного потребления или бездоговорного потребления электрической энергии в отсутствие лица, допустившего безучетное потребление или бездоговорное потребление электрической энергии, акт составляется с использованием средств фотосъемки и (или) видеозаписи, при этом материалы фотосъемки и (или) видеозаписи подлежат хранению и передаются вместе с актом о неучтенном потреблении электрической энергии.

ВАЖНО! Перечень юридически значимых сообщений может применяться для уведомлений, направляемым Гарантирующим поставщиком в адрес Сетевой организации о расторжении договора энергоснабжения в соответствующей точке поставки.

Порядок расчета объема безучетного потребления

Существенных изменений по сравнению с предыдущей редакцией не претерпел.

Как и прежде, расчет объема безучетного потребления электроэнергии производится исходя из максимальной мощности энергопринимающих устройств в точке поставки (если она превышена – исходя из фактически потребляемой мощности) (пункт 187, приложение 3 к ОПФФРЭ).

Зафиксирован уже устоявшийся в судебной практике подход о том, что объем безучетного потребления в отношении приравненных к населению категорий потребителей определяется исходя из объема, рассчитанного на основании показаний расчетного прибора учета за аналогичный расчетный период предыдущего года с применением повышающего коэффициента «10», а при отсутствии указанных показаний — на основании показаний расчетного прибора учета за ближайший расчетный период, когда такие показания были представлены, с применением повышающего коэффициента «10».

Объем безучетного потребления в отношении населения определяется в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354.

Как и прежде, период безучетного потребления не может превышать один календарный год, и рассчитывается с даты предыдущей проверки или с даты, когда такая проверка должна была быть проведена.

Перерасчет объема потребления электроэнергии при выявлении непригодности прибора учета, эксплуатируемого ГП или СО в случае выявления непригодности такого прибора для учета

В новой редакции изложен пункт 188 ОПФРРЭ, который определяет порядок действий в случае, если в результате проверки прибора учета, ответственность за который несет сетевая организация или ГП, выявлена непригодность этого прибора при отсутствии признаков безучетного потребления электроэнергии и в акте проверки сделано соответствующее заключение.

В этом случае, в отношении соответствующей точки поставки должен быть сделан перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии с даты предыдущей проверки прибора учета (в случае если такая проверка не была проведена в запланированные сроки, то определяется с даты, не позднее которой она должна быть проведена в соответствии с ОПФРРЭ) до даты составления акта проверки.

Если указанное заключение было сделано в отношении прибора учета, присоединенного к интеллектуальной системе учета электрической энергии (мощности), перерасчет осуществляется за последние 3 расчетных периода.

Перерасчет за потребленную на розничных рынках электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с расчетными способами, предусмотренными пунктами 179 — 181 ОПФРР (по замещающей информации).

Этот перерасчет также учитывается и для взаимоотношений по договору об оказании услуг по передаче электрической энергии в соответствующей точке поставки.

В случае если в результате перерасчета стоимости поставленной электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии она должна быть уменьшена на величину, превышающую стоимость фактически потребленной в соответствующем расчетном периоде электрической энергии (мощности) и оказанных услуг по передаче электрической энергии, такое превышение учитывается в следующих расчетных периодах.

  • Уточнено понятие безучетного потребления в сторону акцента на недобросовестности действий потребителя электрической энергии для такой квалификации.
  • Закреплена обязанность в ОПФРРЭ Сетевой организации по доказыванию факта установки пломб, в нарушении которых обвиняется потребитель, а также обязанность рассчитывать объемы безучетного потребления, допущенного в жилых помещениях, по правилам, установленным жилищным законодательством. В качестве дополнительной гарантии прав потребителя электрической энергии допускается привлечение к участию в проверке на его стороне организации (ИП) аккредитованной в области метрологии и обеспечения единства средств измерений.
  • В случае отсутствия вины потребителя в нарушении учета электрической энергии применяется щадящий способ расчета объема потребления электроэнергии (по замещающей информации за предыдущие периоды).

Судебная практика, а также самые важные изменения в законодательство в области электроэнергетики — Lex Energética