1. Права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
2. Права на объекты недвижимости, возникающие в силу закона (вследствие обстоятельств, указанных в законе, не со дня государственной регистрации прав), признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости осуществляется по заявлениям правообладателей, решению государственного регистратора прав при поступлении от органов государственной власти и нотариусов сведений, подтверждающих факт возникновения таких прав, кроме случаев, установленных федеральными законами.
Информация об изменениях:
Часть 3 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ
3. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в частях 1 и 2 настоящей статьи, в Едином государственном реестре недвижимости обязательна при государственной регистрации перехода таких прав, их ограничения и обременения объектов недвижимости, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, или совершенной после дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сделки с указанным объектом недвижимости, если иное не установлено Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом. Заявление о государственной регистрации указанных в настоящей части прав на объект недвижимости может быть представлено нотариусом, удостоверившим сделку, на основании которой осуществляется государственная регистрация перехода таких прав, их ограничение и обременение указанных объектов недвижимости. Государственная регистрация прав на объекты недвижимости, указанные в части 1 настоящей статьи, также является обязательной при внесении сведений о таких объектах недвижимости как о ранее учтенных в Единый государственный реестр недвижимости в случае, если с заявлением о внесении сведений о соответствующем объекте недвижимости как о ранее учтенном обратился правообладатель объекта недвижимости.
В указанном случае заявление о государственной регистрации прав подается одновременно с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости.
4. Технический учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе осуществленные в установленном законодательством Российской Федерации порядке до дня вступления в силу Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», признается юридически действительным, и такие объекты считаются ранее учтенными объектами недвижимого имущества. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости и не прекращены и которым присвоены органом регистрации прав условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ранее учтенными объектами недвижимости.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)
5. В случае отсутствия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе при поступлении предусмотренного статьей 62 настоящего Федерального закона запроса о предоставлении сведений, или межведомственного запроса о предоставлении сведений, или заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, орган регистрации прав, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, в течение пяти рабочих дней со дня получения им указанных запросов или заявления обеспечивает включение документов и сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в Единый государственный реестр недвижимости на основании:
1) имеющейся в его распоряжении документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
2) документа (копии документа, заверенной в порядке, установленном федеральным законом), устанавливающего или подтверждающего право на объект недвижимости, в том числе документа, указанного в пункте 9 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» и представленного заинтересованным лицом при его обращении с соответствующим заявлением в орган регистрации прав;
3) документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права на него либо устанавливающих или подтверждающих право на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации, в орган регистрации прав по его запросам, если документы и сведения о ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе имеющейся в распоряжении органа регистрации прав документации о ранее учтенном объекте недвижимости;
Информация об изменениях:
Часть 5 дополнена пунктом 4 с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)
4) решения о выявлении правообладателя ранее учтенного объекта недвижимости и документов, указанных в частях 16 и 17 статьи 69.1 настоящего Федерального закона.
Информация об изменениях:
Статья 69 дополнена частью 5.1 с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)
5.1. После 1 марта 2026 года внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке в соответствии с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, за исключением заявления уполномоченного органа, представленного в результате выполнения мероприятий по обеспечению внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о выявленных правообладателях ранее учтенных объектов недвижимости в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона, осуществляется на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на такой земельный участок, а также межевого плана. Указание кадастрового номера земельного участка в межевом плане не требуется.
В указанном случае с учетом положений части 11 статьи 22, пунктов 20, 21, 25, 26, 27, 31, 32, 32.1, 43 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных земельных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных земельных участков, а также с границами муниципальных образований, населенных пунктов, территориальных зон, лесничеств, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Информация об изменениях:
Статья 69 дополнена частью 5.2 с 13 июня 2024 г. — Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 248-ФЗ
5.2. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для уточнения границ земельного участка.
Информация об изменениях:
Статья 69 дополнена частью 5.3 с 13 июня 2024 г. — Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 248-ФЗ
5.3. Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляется на основании документов, указанных в пункте 2 части 5 настоящей статьи, и межевого плана, в котором указывается в том числе номер учетной записи о лесном участке в государственном лесном реестре.
6. Порядок и сроки направления органом регистрации прав указанных в пункте 3 части 5 настоящей статьи запросов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы (организации) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган регистрации прав по его запросам, указанным в пункте 3 части 5 настоящей статьи, все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимого имущества в течение трех рабочих дней со дня получения такого запроса.
Информация об изменениях:
Часть 7 изменена с 1 июля 2022 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2021 г. N 478-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2022 г. N 185-ФЗ)
7. В течение пяти рабочих дней со дня включения в Единый государственный реестр недвижимости документов и внесения сведений о ранее учтенном объекте недвижимости орган регистрации прав выдает или направляет лицу, обратившемуся с запросом о предоставлении сведений, без взимания дополнительной платы или лицу, обратившемуся с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости, в том числе в случае, если ранее по такому запросу было направлено уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений или по такому заявлению отказано во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости, выписку из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости:
1) в форме документа, указанного в запросе о предоставлении сведений или межведомственном запросе, если ранее на основании этих запросов органом регистрации прав выданы или направлены уведомления об отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости запрашиваемых сведений об объекте недвижимости;
2) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при рассмотрении заявления о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости;
3) в форме документа, указанного в соответствующем заявлении, если ранее на основании заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости принято решение об отказе во внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости в связи с отсутствием в представленных заявителем документах необходимых сведений и если сведения в отношении такого объекта недвижимости внесены при поступлении в орган регистрации прав по его запросам документов, представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления либо органами или организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации.
Информация об изменениях:
Часть 8 изменена с 29 июня 2021 г. — Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 518-ФЗ
8. Орган регистрации прав принимает решение об отказе во внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости и (или) сведений о выявленных правообладателях таких объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 25 части 5 статьи 8 настоящего Федерального закона, в случае, если:
1) имеются несоответствия представленных документов требованиям, установленным законодательством и действовавшим в месте издания документа на момент его издания;
2) в представленных или поступивших документах отсутствуют сведения, позволяющие считать такой объект недвижимости ранее учтенным, а также сведения о площади объекта недвижимости при условии, что объектом недвижимости является земельный участок, здание или помещение, либо об основной характеристике объекта недвижимости (протяженности, глубине, глубине залегания, площади, объеме, высоте, площади застройки) и о ее значении при условии, что объектом недвижимости является сооружение, и (или) не поступил ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи;
3) сведения об объекте недвижимости содержатся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо органа или организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации на запрос органа регистрации прав, указанный в пункте 3 части 5 настоящей статьи, свидетельствует об отсутствии необходимых документа и (или) сведений и соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе;
5) на момент представления органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя либо органом местного самоуправления, уполномоченными в соответствии со статьей 69.1 настоящего Федерального закона на выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости, заявления о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о таком правообладателе в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения о зарегистрированных правах на этот объект недвижимости;
Информация об изменениях:
Часть 8 дополнена пунктом 6 с 6 декабря 2021 г. — Федеральный закон от 6 декабря 2021 г. N 408-ФЗ
6) лицом, являющимся правообладателем объекта недвижимости, вместе с заявлением о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости одновременно не представлено заявление о государственной регистрации права на данный объект недвижимости;
Информация об изменениях:
Часть 8 дополнена пунктом 7 с 13 июня 2024 г. — Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 248-ФЗ
7) для внесения сведений о ранее учтенном лесном участке не представлен межевой план, либо форма и (или) содержание представленного межевого плана не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, либо границы ранее учтенного лесного участка пересекают границы земельного участка или другого лесного участка (за исключением случаев пересечения границ лесных участков, предназначенных для использования лесов в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей), лесничества, сведения о местоположении границ которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
9. Сведения об объектах недвижимости, права на которые возникли до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и не прекращены и государственный кадастровый учет которых не осуществлен, вносятся в Единый государственный реестр недвижимости по правилам, предусмотренным настоящей статьей для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
Информация об изменениях:
Часть 10 изменена с 24 июня 2024 г. — Федеральный закон от 13 июня 2024 г. N 228-ФЗ
10. В случае, если в Едином государственном реестре недвижимости в течение пяти лет с даты присвоения кадастровых номеров ранее учтенным зданиям, сооружениям, помещениям, объектам незавершенного строительства отсутствуют сведения о правах на такие объекты недвижимости или о вещных правах на земельные участки, на которых расположены такие объекты недвижимости, орган регистрации прав в течение десяти рабочих дней по истечении указанного срока направляет сведения о таких объектах недвижимости в уполномоченные органы местного самоуправления городских, сельских поселений, муниципальных округов, городских округов, а если такие объекты недвижимости находятся на межселенных территориях, — в органы местного самоуправления муниципальных районов или, если такие объекты недвижимости находятся на территориях субъектов Российской Федерации — городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя, — в уполномоченные органы государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации — города федерального значения. Правила настоящей части не применяются к зданиям, сооружениям, если осуществлена государственная регистрация права собственности хотя бы на одно помещение, расположенное в таком здании, сооружении, к многоквартирным домам, а также помещениям, расположенным в многоквартирном доме и составляющим общее имущество в этом многоквартирном доме.
Ранее учтенный земельный участок статус ранее учтенного надела 2024
7 сентября 2024 Регистрация Войти
9 октября 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 «Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г.»
Обзор документа
Письмо Министерства экономического развития РФ от 10 сентября 2019 г. N Д23и-30808 «Относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках, а также о снятии с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен до 1 марта 2008 г.»
17 сентября 2019
Департамент недвижимости Минэкономразвития России, относительно ранее действовавшего порядка внесения в государственный земельный кадастр сведений о ранее учтенных земельных участках и снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437 (далее — Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности. Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.
Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (далее — Закон N 28-ФЗ, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости») Единый государственный реестр земель (далее — ЕГРЗ) представлял собой документ, который был предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. ЕГРЗ содержал сведения о существующих и прекративших существование земельных участках.
Согласно Порядку ведения государственного реестра земель кадастрового района, утвержденного приказом Федеральной службы земельного кадастра России от 15 июня 2001 г. N П/119 «Об утверждении документов государственного земельного кадастра» (далее — Порядок ведения ГРЗ КР, утратил силу в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 12 января 2010 г. N 2), государственный реестр земель кадастрового района (далее — ГРЗ КР) являлся составной частью ЕГРЗ и был предназначен для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков, находящихся на территории кадастрового района, а также отражения сведений о территориальных зонах.
Ведение раздела ГРЗ КР «Земельные участки» (раздела ГРЗ КР, предназначенного для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков) согласно подпункту 2.1.1 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР осуществлялось путем выполнения следующих кадастровых процедур:
внесения сведений о ранее учтенных земельных участках;
выполнения учетных кадастровых записей о возникновении новых земельных участков (постановка на кадастровый учет), а также об изменении отдельных характеристик существующих земельных участков (кадастровый учет текущих изменений) или о прекращении их существования (снятие с кадастрового учета);
отражения сведений о зарегистрированных в установленном порядке правах на земельный участок и (или) их ограничениях.
Согласно пункту 3 Порядка ведения ГРЗ КР:
заполнение форм ГРЗ КР при выполнении учетных кадастровых записей осуществлялось на основании и в соответствии с документами, представленными заявителем согласно статье 19 Закона N 28-ФЗ (подпункт 3.1);
внесение сведений о ранее учтенных земельных участках, находящихся в государственной собственности и закрепленных за конкретными лицами в установленном порядке или находящихся в собственности конкретных лиц, осуществлялось только на основании и в соответствии с инвентаризационной описью (подпункт 3.2).
Таким образом, внесение сведений о ранее учтенных земельных участках и осуществление государственного кадастрового учета земельных участков являлись разными кадастровыми процедурами.
Необходимо отметить, что согласно положениям статей 1, 16 и 45 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 г., далее — Закон N 221-ФЗ) и статей 13 и 69 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее — Закон N 218-ФЗ) внесение до 1 января 2017 г. в государственный кадастр недвижимости (далее — ГКН), а с 1 января 2017 г. в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН) сведений о ранее учтенных объектах недвижимости также являлось и является самостоятельной процедурой, отличной от государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
Согласно подпункту 2.1.2 пункта 2.1 Порядка ведения ГРЗ КР внесение сведений о ранее учтенных (в том числе прекращающих существование) земельных участках осуществлялось на основании и в соответствии с документами, оформленными согласно Указаниям для территориальных органов Росземкадастра по проведению работ по инвентаризации сведений о ранее учтенных земельных участках.
Пунктом 5 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 4 февраля 2010 г. N 42 (далее — Порядок ведения ГКН, утратил силу с 1 января 2017 г. в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733) формы ГРЗ КР, содержащие сведения о ранее учтенных земельных участках (сведения государственного земельного кадастра, далее — ГЗК), и журналы учета кадастровых номеров кадастровых районов на бумажных носителях были определены в качестве составной части Реестра объектов недвижимости, являвшегося согласно части 1 статьи 13 Закона N 221-ФЗ одним из разделов ГКН.
Согласно пункту 85 Порядка ведения ГКН кадастровые дела учтенных ранее в ГЗК земельных участков являлись составной частью кадастровых дел объектов недвижимости в ГКН.
В соответствии с частью 6 статьи 72 Закона N 218-ФЗ со дня вступления в силу Закона N 218-ФЗ сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в статье 4 Закона N 218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Следовательно, все внесенные в ГЗК (формы ГРЗ КР) сведения о земельных участках (в том числе о правах на такие земельные участки и ограничениях таких прав), и, соответственно, документы, на основании которых такие сведения были внесены в ГЗК, с 1 марта 2008 стали сведениями ГКН, а с 1 января 2017 г., соответственно, сведениями ЕГРН (как в электронном виде, так и на бумажных носителях).
Относительно снятия с учета земельных участков, государственный кадастровый учет которых осуществлен в установленном законодательством Российской Федерации порядке до 1 марта 2008 г. (далее — земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.), отмечаем следующее.
Порядок снятия с государственного кадастрового учета земельных участков, учтенных до 1 марта 2008 г., установлен пунктом 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 (далее — Порядок ведения ЕГРН).
Исходя из положений пункта 181 Порядка ведения ЕГРН земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г. (то есть сведения о которых были внесены в ГЗК, в формы ГРЗ КР), могут быть сняты с государственного учета при одновременном соблюдении следующих условий:
1) в отношении таких земельных участков в реестре объектов недвижимости ЕГРН (кадастре недвижимости) отсутствует информация о правах или в реестре прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества ЕГРН (реестре прав на недвижимость) отсутствуют записи о праве (ограничении права) на такие земельные участки;
2) на таких земельных участках по сведениям ЕГРН не расположены объекты недвижимости;
3) в зависимости от наличия (подпункт 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) или отсутствия (подпункт 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН) в ГКН сведений о земельном участке (участках), являющемся исходным (исходными) для таких земельных участках, и, соответственно, наличия или отсутствия в ГКН или Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений о правообладателе (правообладателях) на такой исходный (исходные) земельный участок (участки):
в случае, предусмотренном подпунктом 1 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав в установленный данным подпунктом срок не были представлены документы для осуществления государственной регистрации прав на такие земельные участки, учтенные до 1 марта 2008 г.;
в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 181 Порядка ведения ЕГРН, в орган регистрации прав поступило уведомление об отсутствии оснований для разграничения права собственности на такой земельный участок, учтенный до 1 марта 2008 г., и (или) правоустанавливающих документов, выданных иным лицам, или в предусмотренный данным подпунктом срок такое уведомление в орган регистрации прав не поступило.
Полагаем необходимым отметить, что согласно части 1 статьи 69 Закона N 218-ФЗ права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав в ЕГРН проводится по желанию их обладателей.
Дополнительно отмечаем, что письма Департамента недвижимости не являются нормативными правовыми актами, не содержат правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не являются нормативным правовыми актами, имеют информационный характер и не препятствуют руководствоваться непосредственно нормами законодательства.
Обзор документа
Минэкономразвития отметило, что все внесенные в земельный кадастр сведения о земельных участках с 1 марта 2008 г. стали сведениями госкадастра недвижимости, а с 1 января 2017 г. — данными ЕГРН. Также ведомство разъяснило, при каких условиях участки, учтенные до 1 марта 2008 г., могут быть сняты с госучета.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
Что значит ранее учтенный земельный участок в 2024 году
Особое внимание нужно будет уделить регистрации личной собственности. В том числе земельным участкам, которые ранее уже были учтены в специальном реестре.
Стоит отметить, что процесс данный имеет свои особенности и тонкости. Само понятие этого типа возникло ещё в далеком 2007 году когда был принят специальный федеральный закон — на основании которого учет земельных участков должен осуществляться обязательно.
Ранее также таковой учет осуществлялся. Именно поэтому если он был осуществлен в полном соответствии со всеми обозначенными ранее законодательными нормами — то данные попросту переносятся в соответствующие разделы реестра.
Но в таком случае нередко возникает что сам собственник попросту не получает на руки соответствующего типа документы — кадастровый паспорт, другие.
Потому вопрос ранее учтенных участков очень важно внимательно разобрать. А также пристально изучить основные нормы законодательства по этому поводу.
Нередко случается, что различные проблемы возникают как раз по причине банального непонимания гражданином юридических тонкостей.
Общие моменты
Граждане Российской Федерации в соответствии с нормами Конституции имеют право осуществлять владение личной собственностью.
В том числе недвижимым имуществом — это может быть земельный участок, а также частный дом — расположенный на нем.
Но стоит заметить, что права собственности обязательно должны быть соответствующим образом зарегистрированы. Только так возможно не допустить стандартных сложностей.
Причиной таковых сложностей может быть неверно составленные документы, а также множество иных нюансов. Именно поэтому собственнику необходимо самостоятельно следить за тем, как именно осуществляется отражение данных в Росреестре.
Особенно если регистрация земельного участка была осуществлена ранее и данные попросту перенесены с прежних записей. Нередки судебные разбирательства, возникающие из-за банальной ошибки.
Что это такое
Основным нормативным документом, определяющим необходимость регистрации земельного участка, сегодня является как раз Федеральный закон №221-ФЗ о кадастровом учете.
В соответствии с данным нормативным документом все регистрационные действия, свершенные ранее с земельными участками, обязательно считаются действительными.
Именно таковые участки, которые были соответствующим образом ранее зарегистрированы, и называются ранее учтенными.
Согласно ст.№45 специализированного федерального закона, обозначенного выше, информация по ранее учтенным включается в специальные разделы реестра.
Но вопреки этому нередко случается, что кадастровые паспорта не были получены. Получить таковой паспорт возможно будет без большого труда. Для этого понадобиться лишь обратиться в соответствующий регистрационный орган.
Документ рассматриваемый выдается для всей земли без каких-либо исключений — если она соответствующим образом регистрирована.
Введение такового термина обосновано специальными нормами законодательства. Под ранее учтенными объектами подразумевается следующее:
- таковые были зарегистрированы до начала действия законодательных норм;
- имеются актуальные имущественные права, но при этом по каким-то причинам не занесенные в госреестр.
В зависимости от типов данных различают следующие виды участков земли:
- которая была ранее учтена;
- аннулированную;
- архивную;
- внесенную;
- учтенную.
Стоит заметить, что под учтенными землями подразумеваются только те, которые были зарегистрированы только лишь после принятия соответствующего закона.
Таковые в обязательном порядке имеют данные о процессе межевания. Если в течение 2 лет статус не будет изменен — то переходят таковые в категорию аннулированных.
Потому все нюансы и тонкости процедуры рассмотрения важно заранее разобрать. Это позволит избегнуть необходимости вести судебные споры в судах.
Правовое регулирование
Ранее границы не определенных не учтенных земельных участков возможно было проверить по специальным планам. Но далеко не всегда имеются соответствующим образом оформленные кадастровые паспорта.
Как получить ипотеку с плохой кредитной историей смотрите в статье: как взять ипотеку с плохой кредитной историей.
Как узнать почему отказали в ипотеке в Сбербанке, читайте здесь.
Сегодня существует достаточно хорошо проработанное законодательство, которое определяет все вопросы постановки на учет земельных участков и других объектов недвижимости.
Причем по возможности заинтересованному лицу, которому требуется осуществить регистрацию прав собственности, необходимо разобрать все основные разделы касательно постановки недвижимости на учет. Только таким образом можно будет не допустить стандартных в таком случае ошибок.
К основным разделам, изучить которые нужно будет в первую очередь, относится следующее:
ст.№7 | Что входит в состав государственного кадастра недвижимости, правила ведения данного документа |
ст.№8 | Что такое вообще кадастр недвижимости |
ст.№9 | Реестр прав на определенную недвижимость |
ст.№14 | Основания для ведения кадастрового учета, а также регистрации прав собственности |
ст.№15 | Перечень лиц по заявлению которых вообще возможно осуществление кадастрового учета |
Процесс регистрации, а также все остальные моменты обязательно прорабатываются в специальных нормативных документах.
Причем постановка на учет недвижимости — действие имеющее особую юридическую важность. Как следствие — понадобиться оплачивать государственную пошлину за осуществление таковых действий.
Вопрос размера государственной пошлины определяется в ст.№17. Основанием для постановки на учет конкретного объекта недвижимости станет не только перечень необходимых документов, но также специальное заявление.
Подробно вопрос этот рассматривается в ст.№18. Иногда случается, что информация о земельном участке представлена в специальном реестре ненадлежащим образом.
Все основные моменты, отраженные гл.№4, определяют именно вопрос межведомственного взаимодействия.
Существуют особые виды земельных участков и иной недвижимости процесс регистрации которых несколько отличается от стандартного. Все основные моменты по этому поводу определяются в гл.№6.
Гражданину, заинтересованному в процессе оформления имущества, необходимо будет внимательно ознакомиться с законодательными нормами.
Это позволит избежать различных проблем, сложных ситуаций. Знание норм законодательства позволит самостоятельно контролировать соблюдение собственных прав.
Если гражданин считает, что иное физическое лицо либо государственный орган каким-либо образом нарушает его права, то необходимо будет обратиться в суд.
Судебные дела по поводу имущественных прав, а также кадастра вызывают наибольшие затруднения — как правило. Потому лучшее решение при отсутствии опыта — нанять хорошего юриста.
Особенности надела
Все особенности, имеющие непосредственное отношение к составлению кадастрового паспорта и постановке на учет, рассматриваются в законодательстве.
Если соответствующим образом не оформить документы и при этом участок ранее не был зарегистрирован — то его попросту снимут с учета.
Изменение статуса земельного участка может стать причиной серьезных неприятностей в юридическом смысле. По 218-ФЗ ранее учтенный земельный участок — это поставленный на учет в соответствии с нормами законодательства.
В стандартный набор вопросов, проработать которые лучше всего предварительно, входит следящее:
- каковы его признаки;
- нужно ли межевать;
- уточнение границ;
- исправление кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка.
Каковы его признаки
Важно заранее понять является ли конкретный земельный участок ранее учтенным. Вопрос этот поднимается в ст.№69 Федерального закона №218-ФЗ от 13.07.15 г.
В данном законодательном документе вопрос признания ранее возникших прав освещается подробно.
Основные моменты уделить внимание которым нужно обязательно:
Если права на объект недвижимости возникли до принятия рассматриваемого выше закона | И зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом №122-ФЗ от 21.07.97 г. «О государственной регистрации» — то таковые права юридически действительные, участок является ранее учтенным |
Права на объект недвижимости | Которые были соответствующим образом, но не зарегистрированы в Росреестре, являются законными и признаются — участок является ранее учтенным |
В качестве подтверждения прав собственности определенного типа может выступать сделка | Но для этого понадобиться подтверждение со стороны нотариуса по этому поводу |
Законодательно установлено, что единый реестр прав собственности должен быть пополнен соответствующими данными в течение 5 дней — если предоставлены необходимые документы.
В качестве таковых документов-оснований для постановки на учет, регистрации ранее учтенного объекта недвижимости выступают следующие:
- документ о ранее учтенном объекте недвижимости;
- документ, подтверждающий ранее осуществленный государственный учет конкретного объекта недвижимости.
Вопрос касательно признаков отнесения земельного участка к ранее учтенному нужно проработать внимательно. Так как только лишь таковым образом возможно избегнуть юридических проблем.
Нередко таковые выясняются уже на этапе продажи земельного участка либо при осуществлении иных юридических действий с таковым.
Нужно ли межевать
Точное определение места положения конкретного участка очень важно. Но стоит отметить, что это касается и ранее поставленных на учет участков земли. Важным моментом является как раз процесс оформления границ.
Видео: кадастровый учет земельного участка с ранее возникшем правом
Если информация по поводу межевания участка по каким-то причинам не обозначена в Росреестре, а документы с планом отсутствуют — то понадобиться обязательно провести межевание. По таковому вопросу нужно будет заранее проконсультироваться в БТИ.
Уточнение границ
Нередко данные при межевании обозначаются с некоторыми ошибками. Причины тому могут быть самые различные.
Но стоит отметить, что процедура межевания может быть осуществлена различным образом. Лучшее решение — обратиться в местное БТИ.
Причем нередко участки пересекаются между собой. В таком случае понадобиться сделать уточнение кадастрового участка. Это позволит избежать конфликтных ситуаций уже с соседями.
Как выглядит справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости в Росреестре узнайте из статьи: справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
Как узнать инвентаризационную стоимость дома онлайн, читайте здесь.
Как выписать несовершеннолетнего ребенка из квартиры собственника, смотрите здесь.
Исправление кадастровой ошибки ранее учтенного земельного участка Нередко данные в кадастре отражаются с некоторыми ошибками.
Причины тому могут быть самые разные. В первую очередь это человеческий фактор — иногда при выполнении замеров имеют место ошибки.
Вне зависимости от причины возникновения таковых ошибок они должны быть соответствующим образом устранены. Для этого необходимо подать соответствующее заявление в Росреестр.
Учтенный ранее земельный участок должен снабжаться специальными оформленными документами.
Для постановки соответствующим образом на учет в Росреестре необходимо подготовить подтверждение наличия прав собственности.
Существует много нюансов при постановке на учет именно ранее учтенных объектов недвижимости — все таковые нужно будет заранее прояснить.