Прокладка сетей по придомовой территории мкд 2024

Подборка наиболее важных документов по запросу Тепловые сети под многоквартирным домом (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

  • Многоквартирный дом:
  • Автономное отопление
  • Адресные таблички
  • Акт о протечке
  • Акт опломбировки
  • Благоустройство дворовых территорий
  • Показать все
  • Многоквартирный дом:
  • Автономное отопление
  • Адресные таблички
  • Акт о протечке
  • Акт опломбировки
  • Благоустройство дворовых территорий
  • Показать все
  • Теплоснабжение:
  • Автономное отопление
  • Актуализация схемы теплоснабжения
  • Аренда котельной
  • Бездоговорное потребление тепловой энергии
  • Вентиляция
  • Показать все

Судебная практика

Доказательства и доказывание в арбитражном суде: Теплоснабжение: Потребитель хочет урегулировать разногласия, возникшие по поводу определения балансовой принадлежности тепловых сетей и границ эксплуатационной ответственности
(КонсультантПлюс, 2024) проектной декларацией, разрешением на строительство, постановлением уполномоченного органа о присвоении адреса, подтверждающими, что подземная автостоянка, через которую проходит спорный участок тепловой сети, строилась отдельно от МКД и не входит в его состав >>>

Перспективы и риски арбитражного спора: Теплоснабжение: Потребитель хочет урегулировать разногласия, возникшие по поводу определения балансовой принадлежности тепловых сетей и границ эксплуатационной ответственности
(КонсультантПлюс, 2024) При заключении договора либо в процессе его исполнения между ТСО и Потребителем возник спор по поводу определения границ балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности. ТСО не согласна с предложенным Потребителем вариантом (границы балансовой принадлежности тепловых сетей — по внешней стене МКД (здания), а эксплуатационной ответственности — в месте соединения прибора учета с соответствующей инженерной сетью).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Охрана коммунальных тепловых сетей на придомовой территории
(Линейкина С.М.)
(«Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2022, N 6) Статьей 105 ЗК РФ установлены виды зон с особыми условиями использования территорий, среди них — охранная зона тепловых сетей (п. 28). Типовые правила охраны коммунальных тепловых сетей утверждены Приказом Минстроя России от 17.08.1992 N 197.

Что в этих правилах нужно учитывать, если охранная зона тепловых сетей находится на придомовой территории (если точнее — на территории земельного участка, входящего в состав общего имущества МКД)? Какие конкретно правила охраны тепловой сети, расположенной в границах придомовой территории, наиболее часто нарушаются?

Нормативные акты

«Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)»
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016) Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома.

Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.

Правовые ресурсы

  • «Горячие» документы
  • Кодексы и наиболее востребованные законы
  • Обзоры законодательства
    • Федеральное законодательство
    • Региональное законодательство
    • Проекты правовых актов и законодательная деятельность
    • Другие обзоры
    • Календари
    • Формы документов
    • Полезные советы

    Отвечает ли УО за опоры уличного освещения у МКД : судебное дело

    УО из Свердловской области в двух инстанциях добилась отмены штрафа за ненадлежащее содержание опор уличного освещения на земельном участке МКД. Читайте, почему суды посчитали, что компания и собственники помещений не отвечают за такие объекты на оформленной придомовой территории.

    Вопрос принадлежности сетей уличного освещения регулируется актами муниципального уровня

    Подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения для предоставления коммунальных услуг – одно из условий для его ввода в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). При этом законодательством не предусмотрена обязанность застройщика передать возведённые сети органу местного самоуправления, а муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы брать их на баланс.

    • Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ этот вопрос не урегулирован, его решают муниципалитеты. А в муниципальных правилах благоустройства, как правило, обязанность по организации уличного освещения не прописана.
    • В письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 Минстрой России заявлял, что содержание уличного и дворового освещения – компетенция органов местного самоуправления.
    • В судебной практике есть разные позиции. Суд может признать опоры освещения во дворе бесхозяйными сетями и передать их городской администрации, а может отнести их на баланс собственников помещений в МКД (определение ВС РФ от 19.08.2020 № 306-ЭС20-10905, апелляционное определение Пензенского областного суда от 16.05.2019 по делу № 33а-1672/2019).

    Органы Госжилнадзора считают, что за опоры уличного освещения у МКД отвечают собственники и УО

    Ситуация осложняется тем, что непонятно, включаются ли опоры уличного освещения на сформированной придомовой территории МКД в состав общего имущества по умолчанию в соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491.

    Рассмотрим дело № А60-61826/2022, в котором суды первой и апелляционной инстанций разбирались в этом вопросе. Спор ещё не завершён, ожидается его рассмотрение в кассационном суде. Но некоторые выводы будут полезны УО и ТСЖ уже сейчас для защиты своих интересов в спорах с ГЖИ и муниципалитетами.

    В Свердловской области орган ГЖН во время проверки работы одной из УО выявил неисправность наружного освещения на придомовой территории дома. Ведомство привлекло компанию к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначило штраф в 125 тысяч рублей.

    Управляющая организация не согласилась с этим и подала в суд заявление с требованием признать решение органа ГЖН незаконным. Компания указала: собственники на ОСС отказались принимать в состав общего имущества опоры для линий электропередач, поэтому УО не обязана их содержать и ремонтировать.

    В перечне элементов общего имущества нет опор уличного освещения

    • вводные шкафы, вводно-распределительные устройства;
    • аппаратура защиты, контроля и управления;
    • ОДПУ, этажные щитки и шкафы;
    • осветительные установки помещений общего пользования;
    • электрические установки систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, лифтов;
    • автоматические запирающиеся устройства дверей подъездов МКД;
    • сети от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил № 491, до ИПУ электрической энергии;
    • другое электрическое оборудование, расположенное на этих сетях.

    При этом границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены МКД. Границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ считается место соединения такого прибора учёта с инженерной сетью, входящей в дом (п. 8 Правил № 491).

    Суд, исходя из толкования п. п. 5, 7, 8 Правил № 491, п. 2 Правил № 354, указал, что сети за пределами внутридомовой системы энергоснабжения не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в МКД.

    Также, в соответствии с ч. 2 ст. 18 № 131-ФЗ, с письмом Минстроя РФ от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04, организация и ремонт дворового освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. Законодательно не предусмотрена обязанность собственников помещений в МКД оплачивать такие работы.

    Суд признал постановление органа ГЖН незаконным и отменил его.

    Для включения опор уличного освещения в состав общего имущества необходимо соответствующее решение ОСС

    Орган Госжилнадзора подал апелляционную жалобу, указав, что спорный земельный участок под МКД входит в состав общего имущества, следовательно, все элементы, установленные на нём, также являются общедолевой собственностью. За содержание шести опор освещения на этом участке отвечают владельцы помещений и УО по договору управления.

    Надзорное ведомство считало, что компания должна была провести ОСС и включить затраты на ремонт опор освещения в плату за содержание общего имущества (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ, пп. «ж» п. 11 Правил № 491).

    • Состав общего имущества в МКД определён ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, он является исчерпывающим. Сети наружного освещения придомовой территории в этот список не входят.
    • Перечень элементов общего имущества не может меняться в произвольном порядке. Это происходит по решению собственников, принятому на ОСС, органов госвласти или местного самоуправления.
    • Уличное освещение придомовой территории МКД может являться общим имуществом, если опоры запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения. Но даже в этом случае необходимо соответствующее решение ОСС.

    УО предоставила в материалы дела протокол и решения собственников на общем собрании, на котором все участники проголосовали против принятия опор освещения в состав общего имущества. Суд пришёл к выводу, что нельзя возложить на УО обязанность по содержанию внешних сетей ресурсоснабжения. Решение первой инстанции осталось в силе.

    По общему правилу за опорами освещения должны следить муниципалитеты

    В конце мая кассационный суд рассмотрит жалобу органа ГЖН на решения нижестоящих инстанций. Но управляющие домами уже сейчас могут принять во внимание доводы в пользу того, что собственники и УО не отвечают за опоры уличного освещения, если те не включены в состав общего имущества.

    «Суд заключил, что на исполнителя не может быть возложена обязанность по несению затрат, связанных с эксплуатацией внешних сетей ресурсоснабжения, в отсутствие доказательств принадлежности участков электрической сети к общему имуществу МКД», – подвела краткий итог решениям судов глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. – «Знаю, что в нескольких городах это настоящий краеугольный камень. Так что пользуйтесь!».

    Также эксперт предложила ещё один способ решения вопроса с оплатой работ по содержанию и ремонту уличного освещения – просить уполномоченные органы принять новый норматив для МКД с уличным освещением, который учитывает такие расходы.

    «Обосновывайте требование тем, что в существующих нормативах не учтены такие конструктивные и технические параметры (п. 11 Правил № 306)», – подытожила Елена Шерешовец.

    А в вашей практике были подобные споры с органами ГЖН и муниципальными властями? Поделитесь в комментариях.

    Отвечает ли УО за опоры уличного освещения у МКД : судебное дело

    УО из Свердловской области в двух инстанциях добилась отмены штрафа за ненадлежащее содержание опор уличного освещения на земельном участке МКД. Читайте, почему суды посчитали, что компания и собственники помещений не отвечают за такие объекты на оформленной придомовой территории.

    Вопрос принадлежности сетей уличного освещения регулируется актами муниципального уровня

    Подключение многоквартирного дома к сетям инженерно-технического обеспечения для предоставления коммунальных услуг – одно из условий для его ввода в эксплуатацию (ст. 55 ГрК РФ). При этом законодательством не предусмотрена обязанность застройщика передать возведённые сети органу местного самоуправления, а муниципалитеты не заинтересованы в том, чтобы брать их на баланс.

    • Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ этот вопрос не урегулирован, его решают муниципалитеты. А в муниципальных правилах благоустройства, как правило, обязанность по организации уличного освещения не прописана.
    • В письме от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04 Минстрой России заявлял, что содержание уличного и дворового освещения – компетенция органов местного самоуправления.
    • В судебной практике есть разные позиции. Суд может признать опоры освещения во дворе бесхозяйными сетями и передать их городской администрации, а может отнести их на баланс собственников помещений в МКД (определение ВС РФ от 19.08.2020 № 306-ЭС20-10905, апелляционное определение Пензенского областного суда от 16.05.2019 по делу № 33а-1672/2019).

    Органы Госжилнадзора считают, что за опоры уличного освещения у МКД отвечают собственники и УО

    Ситуация осложняется тем, что непонятно, включаются ли опоры уличного освещения на сформированной придомовой территории МКД в состав общего имущества по умолчанию в соответствии с п.п. 3, 4 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ, пп. «е» п. 2 ПП РФ № 491.

    Рассмотрим дело № А60-61826/2022, в котором суды первой и апелляционной инстанций разбирались в этом вопросе. Спор ещё не завершён, ожидается его рассмотрение в кассационном суде. Но некоторые выводы будут полезны УО и ТСЖ уже сейчас для защиты своих интересов в спорах с ГЖИ и муниципалитетами.

    В Свердловской области орган ГЖН во время проверки работы одной из УО выявил неисправность наружного освещения на придомовой территории дома. Ведомство привлекло компанию к ответственности по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ и назначило штраф в 125 тысяч рублей.

    Управляющая организация не согласилась с этим и подала в суд заявление с требованием признать решение органа ГЖН незаконным. Компания указала: собственники на ОСС отказались принимать в состав общего имущества опоры для линий электропередач, поэтому УО не обязана их содержать и ремонтировать.

    В перечне элементов общего имущества нет опор уличного освещения

    • вводные шкафы, вводно-распределительные устройства;
    • аппаратура защиты, контроля и управления;
    • ОДПУ, этажные щитки и шкафы;
    • осветительные установки помещений общего пользования;
    • электрические установки систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации, лифтов;
    • автоматические запирающиеся устройства дверей подъездов МКД;
    • сети от внешней границы, установленной в соответствии с п. 8 Правил № 491, до ИПУ электрической энергии;
    • другое электрическое оборудование, расположенное на этих сетях.

    При этом границей сетей электроснабжения является внешняя граница стены МКД. Границей эксплуатационной ответственности при наличии ОДПУ считается место соединения такого прибора учёта с инженерной сетью, входящей в дом (п. 8 Правил № 491).

    Суд, исходя из толкования п. п. 5, 7, 8 Правил № 491, п. 2 Правил № 354, указал, что сети за пределами внутридомовой системы энергоснабжения не могут включаться в состав общего имущества граждан, проживающих в МКД.

    Также, в соответствии с ч. 2 ст. 18 № 131-ФЗ, с письмом Минстроя РФ от 18.09.2017 № 33418-АЧ/04, организация и ремонт дворового освещения относится к компетенции органов местного самоуправления. Законодательно не предусмотрена обязанность собственников помещений в МКД оплачивать такие работы.

    Суд признал постановление органа ГЖН незаконным и отменил его.

    Для включения опор уличного освещения в состав общего имущества необходимо соответствующее решение ОСС

    Орган Госжилнадзора подал апелляционную жалобу, указав, что спорный земельный участок под МКД входит в состав общего имущества, следовательно, все элементы, установленные на нём, также являются общедолевой собственностью. За содержание шести опор освещения на этом участке отвечают владельцы помещений и УО по договору управления.

    Надзорное ведомство считало, что компания должна была провести ОСС и включить затраты на ремонт опор освещения в плату за содержание общего имущества (ч. 7 ст. 45 ЖК РФ, пп. «ж» п. 11 Правил № 491).

    • Состав общего имущества в МКД определён ч. 1 ст. 36 ЖК РФ и п. 2 Правил № 491, он является исчерпывающим. Сети наружного освещения придомовой территории в этот список не входят.
    • Перечень элементов общего имущества не может меняться в произвольном порядке. Это происходит по решению собственников, принятому на ОСС, органов госвласти или местного самоуправления.
    • Уличное освещение придомовой территории МКД может являться общим имуществом, если опоры запитаны на внутридомовой системе энергоснабжения. Но даже в этом случае необходимо соответствующее решение ОСС.

    УО предоставила в материалы дела протокол и решения собственников на общем собрании, на котором все участники проголосовали против принятия опор освещения в состав общего имущества. Суд пришёл к выводу, что нельзя возложить на УО обязанность по содержанию внешних сетей ресурсоснабжения. Решение первой инстанции осталось в силе.

    По общему правилу за опорами освещения должны следить муниципалитеты

    В конце мая кассационный суд рассмотрит жалобу органа ГЖН на решения нижестоящих инстанций. Но управляющие домами уже сейчас могут принять во внимание доводы в пользу того, что собственники и УО не отвечают за опоры уличного освещения, если те не включены в состав общего имущества.

    «Суд заключил, что на исполнителя не может быть возложена обязанность по несению затрат, связанных с эксплуатацией внешних сетей ресурсоснабжения, в отсутствие доказательств принадлежности участков электрической сети к общему имуществу МКД», – подвела краткий итог решениям судов глава Экспертного совета Ассоциации «Р1» Елена Шерешовец. – «Знаю, что в нескольких городах это настоящий краеугольный камень. Так что пользуйтесь!».

    Также эксперт предложила ещё один способ решения вопроса с оплатой работ по содержанию и ремонту уличного освещения – просить уполномоченные органы принять новый норматив для МКД с уличным освещением, который учитывает такие расходы.

    «Обосновывайте требование тем, что в существующих нормативах не учтены такие конструктивные и технические параметры (п. 11 Правил № 306)», – подытожила Елена Шерешовец.

    А в вашей практике были подобные споры с органами ГЖН и муниципальными властями? Поделитесь в комментариях.