Программа переселения из ветхого и аварийного жилья на 2024 год когда заработает условия 2024

Многоквартирные дома с течением времени значительно изнашиваются. Если дефекты становятся значительными, в помещениях такого дома становится опасно жить. Такой дом рассматривается как аварийное жилье, что влечет для его жильцов ряд серьезных последствий.

Сегодня разберем подробнее, чего ждать законным владельцам квартир.

Что это такое и чем регулируется

Сегодня на аварийные дома распространяется действие ряда законов:

  • ЖК РФ – устанавливает общие положения в ст. 32;
  • ФЗ от 21.07.2007 N 185-ФЗ – содержит ряд ключевых понятий по аварийному жилью, например, что такое аварийный жилой фонд;
  • Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 N 47, в котором содержатся характеристики аварийного жилья и порядок его оценки;
  • региональные регламенты программ по переселению – например, по программе реновации в Москве. Ознакомиться с региональным регламентом можно на стендах местной администрации или на ее официальном ресурсе.

Жилье становится аварийным, когда в нем становится небезопасно проживать, а дальнейшая эксплуатация может привести к ухудшению здоровья или даже последствиям для жизни. Пользование такой недвижимостью нужно прекратить как можно быстрее – в этом и состоит задача региональных и муниципальных органов власти. Сам дом признают подлежащим сносу или реконструкции.

Жильцам аварийных помещений предоставляется возможность:

  • переселения во временное жилье на период реконструкции;
  • постоянного переселения в новое жилье в случае сноса;
  • получения компенсации, если переселение невозможно;
  • если речь идет о нанимателях – с ними перезаключается договор соцнайма на новую площадь.

Важно! В обиходе часто встречается термин «ветхое жилье», однако сегодня в законах он уже не употребляется – осталось только понятие аварийного. На практике ветхое жилье либо включается в понятие аварийного, либо рассматривается как недвижимость с меньшей степенью изношенности.

В каких случаях дом признается аварийным

Жилье признают аварийным, если:

  • его надежность снизилась настолько, что дальнейшее проживание в нем становится опасным для жизни и здоровья – здесь имеется в виду как ухудшение в целом, так и износ каких-то отдельных частей (например, фундамента);
  • если климат вокруг здания и микроклимат в помещении нарушен настолько, что в нем нельзя находиться – здесь смотрят санитарно-гигиенические параметры (воздух, шум, вибрации, радиация).

В частности эти основания касаются следующей недвижимости:

  • с разрушенным фундаментом, обрушенными стенами;
  • если конструкции изготовлены из дерева – если они поражены биологически (паразитами, грибком и так далее);
  • находящейся в зоне, подверженной затоплениям, селям, оползням, лавинам;
  • если дом вероятнее всего будет разрушен в случае техногенной аварии – учитывается близость к заводам, крупным производствам, комбинатам;
  • если дом находится в опасном состоянии после аварии, землетрясения, пожара, просадки грунтов;
  • если прослеживается электрическое или магнитное поле промышленной частоты, которое создается находящимся рядом объектом.

Важно! Основной критерий – создание угрозы здоровью или жизни человека в условиях проживания в данном доме.

С чего начать жильцам

Если дом по всем признакам подходит под аварийный, жильцам нужно подать в местную администрацию просьбу о проведении оценки. Автоматически, без участия собственников, процедура признания дома аварийным не проводится. Непосредственно решение по признанию или непризнанию дома аварийным принимает межведомственная комиссия при профильном органе власти.

Просьбу нужно изложить в заявлении. Строгой формы нет – в тексте нужно указать наименование адресата, ФИО собственника, адрес МКД и непосредственно просьбу о проведении оценки. Описывать, в чем именно выражается аварийность, не обязательно.

Заявление подписывает собственник, арендатор или наниматель помещения – это могут быть несколько соседей, либо кто-то один. К нему можно приложить выписку из ЕГРН на помещения, письма жильцов, любые фотоматериалы – при желании. Если приложить нечего, то достаточно одного заявления.

Комиссия может сама получить технические планы и выписки по дому в рамках межведомственного взаимодействия.

Порядок признания дома аварийным

Общий порядок признания дома аварийным закреплен в Постановлении Правительства № 47 от 28.01.2006, которое конкретизируется местными административными регламентами.

Для присвоения дому статуса аварийного требуется:

  1. Определить, какой орган в данном населенном пункте занимается вопросами аварийного жилья – межведомственная комиссия при администрации, управлении, департаменте, комитете муниципалитета или региональной управы.
  2. Написать заявление, в котором указать адрес МКД.
  3. Заявление передается в комиссию, которая рассматривает его, определяет список дополнительных документов и состав экспертов – все это в течение 30 дней.
  4. Далее происходит выезд комиссии с экспертами на место и фактический осмотр жилья, результаты которого отражаются в акте и заключении. Данный этап может занять несколько месяцев – тем дольше, чем больше испытаний нужно провести.
  5. Результаты осмотра передаются непосредственно в администрацию, которая принимает решение относительно судьбы данного дома. Экземпляр также отправляется заявителю.

По итогам работы сотрудников администрации может быть принято несколько типов решений.

Внимание! В двух последний случаях жилью присваивается аварийный статус – это отражается в решении (постановлении) администрации. Если собственник не согласен с принятым решением, он может обжаловать в суд как сам итоговый нормативный акт, так и положенное в его основу заключение комиссии.

Есть решение об аварийности – что дальше

Аварийный статус предполагает два варианта развития событий:

  • решение о реконструкции помещений;
  • решение о сносе постройки и расселении жильцов.

В случае с реконструкцией жильцов временно расселят в другие помещения, проведут работы и заселят обратно. Однако данный вариант не слишком распространен в России. Практика идет по пути уничтожения старых построек и переселения граждан в новые условия жизни.

Важно! В законе прописано, что собственники должны сами снести свой МКД – а если они отказываются сделать это сами, то дом изымается для госнужд. На практике эта норма абсолютно неприменима, поэтому речь идет сразу об изъятии недвижимости на баланс города/поселка/региона.

В любом случае после принятия решения об аварийности начинается работа с жильцами, которая включает:

  • информирование граждан о принятом решении;
  • взаимодействие с нанимателями жилых помещений;
  • взаимодействие с собственниками жилых помещений.

При этом у собственников и нанимателей совершенно разный статус – и набор прав.

Права собственников

Собственники имеют самый широкий перечень прав относительно аварийного жилья:

  1. Сам по себе аварийный статус никак не влияет на возможность реализации жилья. Это значит, что его можно сдавать в найм за плату, в безвозмездную аренду и даже продавать по договору купли продажи. Однако из-за снижения ликвидности такую недвижимость практически нереально передать в залог банку и взять под него ипотеку.
  2. Если дом подпадет под региональную адресную программу, собственнику будет предложено переселение в новое жилье. При этом новая квартира должна полностью соответствовать современным требованиям. Например, метраж не должен быть менее 18 метров на человека, даже если аварийное жилье было меньше площадью.
  3. Если переселение не устраивает собственника или у города просто нет вариантов для расселения, то собственнику будет предложена выкупная цена. Администрация подготовит соглашение, оценит квартиру и направит договор на подпись. После расчетов с городом собственник сможет приобрести на полученные деньги новое жилище.

Важно! Собственника не могут принудить переселиться в новое жилье – это лишит его возможности выбирать место проживания. А вот получить выкупную цену и освободить помещение – вполне.

Основная проблема заключается в согласовании выкупной цены. Часто собственники находят предложенную городом цену заниженной. Кроме этого, администрация может добровольно не включить расходы на переезд и убытки, которые обязательно включаются в выкупную цену. Тогда конфликтующие стороны решают проблему через суд, который и определяет окончательную стоимость.

Подробнее о выкупной цене и судебных разбирательствах по этому поводу читайте в нашей свежей статье.

Права нанимателей

Нанимателям не предоставляют выкупную цену за жилье, поскольку квартира им не принадлежит. Жилье является собственностью муниципалитета.

В соответствии с п. 50 Постановления Правительства № 47 в случае признания дома аварийным все договоры найма расторгаются. Взамен заключаются новые договоры соцнайма на другое жилье, расположенное в том же районе. Предоставленное жилье должно быть идентичным в плане благоустройства и метража.

Обратите внимание! Приватизация аварийного жилья запрещена.

Аварийность означает, что данная недвижимость непригодна для проживания, опасна и в ходе эксплуатации может причинить вред здоровью и даже жизни владельцев. Аварийное жилье обладает особым статусом – в итоге всех процедур оно изымается на баланс населенного пункта или региона. При изъятии не должны пострадать права собственника или нанимателя.

При этом чтобы добиться присвоения аварийного статуса, жильцам нужно проявить инициативу самостоятельно и подать соответствующее заявление.

Если у вас остались вопросы по теме статьи – задайте их нашему юристу в чат.

Будем благодарны за лайк и репост статьи!

Рекомендация  Статья 427.5 ГПК РФ. Определение суда по делу о выполнении судами функций содействия в отношении

Программа переселения из ветхого и аварийного жилья на 2024 год когда заработает, условия 2024

Со дня завершения реорганизации (13.12.2022) наименования «государственная корпорация — Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и «публично-правовая компания «Фонд развития территорий» считаются равнозначными (ч. 34 ст. 23 ФЗ от 30.12.2021 N 436-ФЗ).

Статья 16. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда

1. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В случае, если действие такой программы начинается после 1 января 2019 года, она утверждается на период до 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 25.12.2012 N 270-ФЗ, от 23.07.2013 N 240-ФЗ, от 31.12.2017 N 483-ФЗ, от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности:

1) перечень многоквартирных домов, признанных до 1 января 2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации;

(в ред. Федерального закона от 28.11.2018 N 436-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) срок переселения граждан из каждого многоквартирного дома, включенного в перечень, указанный в пункте 1 настоящей части. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда. В случае, если несколько многоквартирных домов, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в разные годы, расположены в границах одного элемента планировочной структуры (квартала, микрорайона) или смежных элементов планировочной структуры, переселение граждан из этих домов может осуществляться в рамках одного этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федерального закона от 28.06.2014 N 200-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3) объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия этой программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой этой программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы;

(п. 3 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4) обоснование потребности в предусмотренных пунктом 3 настоящей части объеме средств Фонда, объеме долевого финансирования за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов с учетом планируемых направлений использования указанных средств и возможности привлечения внебюджетных средств;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) планируемые показатели выполнения этой программы, отражающие общую площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого предусмотрено этой программой в целом и каждым ее этапом, под которым понимается часть этой программы, соответствующая размеру увеличения рассчитанного для субъекта Российской Федерации лимита средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в каждом году начиная с 2019 года, а в случае, если в текущем году такое увеличение не осуществляется, — часть этой программы, соответствующая размеру финансовой поддержки за счет средств Фонда, решение о предоставлении которой принимается на основании поданных субъектом Российской Федерации заявок в текущем году.

(п. 5 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. Минимальный размер этапа региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

(часть 2.1 в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.2. Не допускается внесение в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда изменений, которые приводят к нарушению требований, установленных частями 2 и 2.1 настоящей статьи.

(часть 2.2 введена Федеральным законом от 23.07.2013 N 240-ФЗ)

2.3. Методические рекомендации по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства.

(часть 2.3 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

Ч. 3 ст. 16 распространяется на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда, возникшие с 01.01.2009 (ФЗ от 17.12.2009 N 316-ФЗ).

3. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Жилое помещение, предоставляемое гражданам при переселении их в соответствии с настоящим Федеральным законом из аварийного жилищного фонда, может находиться по месту их жительства в границах соответствующего населенного пункта или с согласия в письменной форме этих граждан в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. При этом отказы, в том числе неоднократные отказы, граждан от предоставляемого им жилого помещения в границах другого населенного пункта не могут являться основанием для отказа в предоставлении им других жилых помещений в целях переселения из аварийного жилищного фонда в границах населенного пункта по месту их жительства или в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение.

(в ред. Федерального закона от 17.12.2009 N 316-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

4 — 5. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Полученные за счет средств Фонда средства бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на:

(в ред. Федерального закона от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также в домах блокированной застройки, указанных в пункте 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в том числе в многоквартирных домах, строительство которых не завершено), и строительство таких домов (включая подготовку проектной документации в целях строительства таких домов), строительство индивидуальных жилых домов по проектам, отобранным в соответствии с методикой, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, а также приобретение таких индивидуальных жилых домов, в том числе для целей последующего предоставления гражданам жилых помещений по договору социального найма, или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, или договору найма жилого помещения маневренного фонда в связи с переселением из аварийного жилищного фонда, или договору мены с собственником жилого помещения аварийного жилищного фонда;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2021 N 436-ФЗ, от 30.12.2021 N 476-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) выплату гражданам, в чьей собственности находятся жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

3) предоставление указанным в пункте 2 настоящей части гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда;

4) предоставление субсидий лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территорий жилой застройки в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, на возмещение или оплату расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, по передаче данных жилых помещений в государственную или муниципальную собственность, по уплате возмещения за изымаемые жилые помещения в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в целях реализации решения о комплексном развитии территории жилой застройки. Субсидия предоставляется в размере не более чем двадцать пять процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных во всех многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра. Предоставление субсидии в размере от двадцати пяти до ста процентов указанной нормативной стоимости переселения осуществляется по решению Правительства Российской Федерации в установленных им случаях.

Рекомендация  Отсрочка по уплате налогов 2024

В случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий, предусмотренных настоящей статьей, за счет средств Фонда осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации;

(в ред. Федеральных законов от 30.12.2020 N 494-ФЗ, от 19.12.2022 N 542-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) предоставление субсидии юридическому лицу, созданному субъектом Российской Федерации и обеспечивающему реализацию решения о комплексном развитии территории, на оплату расходов, указанных в пункте 4 настоящей части, в размере до ста процентов нормативной стоимости переселения, рассчитанной как произведение общей площади жилых помещений, расположенных в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, включенных в решение о комплексном развитии территории жилой застройки, и нормативной стоимости квадратного метра;

(п. 5 введен Федеральным законом от 30.12.2020 N 494-ФЗ; в ред. Федерального закона от 19.12.2022 N 542-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6) приведение жилых помещений в состояние, пригодное для постоянного проживания граждан.

(п. 6 введен Федеральным законом от 30.12.2021 N 436-ФЗ)

(часть 6 в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 473-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6.1. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

7 — 8. Утратили силу с 1 августа 2013 года. — Федеральный закон от 23.07.2013 N 240-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Государственная регистрация возникновения и перехода права собственности на жилые помещения, которые предоставляются гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, осуществляется в течение не более чем пять рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых для такой государственной регистрации документов.

(часть 9 введена Федеральным законом от 29.12.2010 N 441-ФЗ)

10. Утратил силу. — Федеральный закон от 27.12.2019 N 473-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

11. Этапы региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда (за исключением этапа 2024 года) должны быть реализованы не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом, в котором осуществляется соответствующее этому этапу увеличение лимита предоставления финансовой поддержки субъекту Российской Федерации, а в случае, если такое увеличение не осуществляется, — не позднее чем 31 декабря года, следующего за годом принятия Фондом решения о предоставлении финансовой поддержки на реализацию соответствующего этапа. Этап 2024 года региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должен быть реализован не позднее чем 1 сентября 2025 года.

(в ред. Федеральных законов от 28.11.2018 N 436-ФЗ, от 22.12.2020 N 459-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

11.1. Внесение изменений в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающих продление срока реализации этапа этой программы в связи с необходимостью завершения мероприятий, предусмотренных таким этапом, не является основанием для неприменения предусмотренных статьей 23.1 настоящего Федерального закона последствий нарушения требований части 11 настоящей статьи.

(часть 11.1 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

12. Утратил силу. — Федеральный закон от 29.06.2015 N 176-ФЗ.

(см. текст в предыдущей редакции)

13. За счет средств Фонда возмещаются расходы (в том числе по возврату кредитных и иных заемных средств, процентов за их использование в размере не более чем две трети ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действовавшей на дату привлечения указанных средств), ранее понесенные субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями на реализацию принятых после 1 января 2013 года и досрочно завершенных региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе таких программ с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства. При этом возмещению подлежат расходы в пределах установленных для субъектов Российской Федерации лимитов предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда в порядке и на условиях, которые установлены Правительством Российской Федерации.

(часть 13 введена Федеральным законом от 28.06.2014 N 200-ФЗ; в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Для оценки выполнения субъектом Российской Федерации обязательства, принятого в соответствии с пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, требований части 11 настоящей статьи, достижения целевых показателей реализации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда учитывается общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого завершено, а также общая площадь аварийного жилищного фонда, переселение граждан из которого не завершено в предусмотренный пунктом 9.10 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона и частью 11 настоящей статьи срок исключительно по причинам, связанным, в частности, со сроками принятия наследства, с неизвестностью места пребывания гражданина, наличием судебного спора о выселении гражданина из жилого помещения по основаниям, предусмотренным пунктом 1 статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации, или судебного спора, связанного с изъятием жилого помещения у собственника по основаниям, предусмотренным статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и другим причинам, связанным с личностью гражданина.

(часть 14 введена Федеральным законом от 02.06.2016 N 175-ФЗ)

Как происходит переселение из аварийного жилья в 2024 году: условия программы, порядок расселения, сроки

У большей части российского муниципального жилья, возведенного еще в советские годы в промежуток времени с 1940 по 1970 годы, технически потенциал исчерпан, а нахождение в нем становится опасным. Старые здания становятся не пригодными для эксплуатации в качестве жилого помещения и образуют так называемый аварийный фонд. Поэтому, переселение из аварийного жилья является одной из наиболее важных задач действующего правительства на ближайшие годы

Какое жилье признается аварийным

Программа по повышению качества условий проживания граждан путем переселения из объявленного жилья аварийным, разработана в государственных масштабах.

Внедряется программа с учетом законодательства России, включающего:

  • законопроект от 21 июля 2007 года № 185 в редакции от 25 апреля 2018 года «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»;
  • нормативы статьи 32 Жилищного кодекса РФ;
  • выявление необходимости в реализации реконструкции или сноса согласно Постановлению Правительства № 1743.

Так, в России насчитывается 44 673 многоквартирных жилых аварийных дома, выявленных к 1 января 2018 года. Дома, наделенные статусом аварийным жильем, подлежат переселению граждан по индивидуальным программам федерального значения, а также конкретизированными региональными властями и территориальными подразделениями Минстроя.

Ветхим, а также аварийным признается законом жилье и объявляется тогда, когда оно представляет собой набор факторов, являющимися опасными для здоровья или жизни человека.

Постановление правительства №47 выделяет определенные признаки непригодного жилья:

  • износ части дома в виде отдельных конструкций, перекрытий или физически его полный износ, при которым даже при проведении капитального ремонта не возможно его восстановление;
  • ухудшение микроклимата, низкий уровень санитарно-эпидемиологических норм;
  • деформация элементов постройки, ее конструкций, фундамента, стен, предполагающая опасность обрушения;
  • нарушенная работа коммуникаций, электроэнергии без возможности восстановления стабильной ее подачи;
  • признание на окружающей территории отсутствия норм санитарно-эпидемиологической обстановки;
  • расположение домов на участках с повышенным уровнем возникновения природных катастроф. Например, оползней, землетрясений;
  • претерпевшие взрывы, пожары и прочие чрезвычайные происшествия.

Закон является частью разработанного национального проекта на основе майских указов Президента «Жилье и городская среда».

ВАЖНО! Инициаторами расселения могут выступать жильцы.

Специальная комиссия признает дом не подходящим для эксплуатации его как жилья на основе отсутствия определенных характеристик и при условии, если нет возможности их создать. Так, закон о расселении вступает в силу, если аварийное жилье имеет от 70% до 100% уровня износа, либо ему присваивается статус ветхого при степени износа от 65% до 70%.

Рекомендация  Срок действия завещания после смерти завещателя 2024

Если аварийной признается только часть жилья, под программу, разработанную для расселения жильцов из аварийного дома попадут только те, у которых квартиры находятся в этой части.

Условия и порядок переселения из аварийного жилья

Правом воспользоваться государственной программой могут не только собственники, но и наниматели жильного помещения.

Главным условием при переселении собственников из аварийного или ветхого жилья является реализация предоставление иного жилья взамен аварийного в натуре или в виде субсидии.

Существует специальная очередь, порядок расселения аварийного жилья, обоснованная процентным соотношением степени аварийности, в первые строчки которой попадают строения с высоким уровнем износа. Для контроля реализации программы и соблюдения условий выселения собственников из принадлежащего им аварийного жилья государством сформированы контролирующие органы.

Нормативы в квадратных метрах, разработанные для процесса расселения:

  • не мене 33 м2 на человека;
  • 42 м2 на семью из двух человек;
  • от 18 м2 на одного человека в семье, если зарегистрировано более 2-х человек.

Муниципальные органы не могут выделить жилую площадь, если ее размер свыше отведенных норм в 2 раза. При этом, увеличение площади доступно гражданам, имеющим награды, ученую степень или звание, инвалиды, имеющих родственника, страдающего тяжким заболеванием.

Порядок переселения из аварийного жилья определен для собственников следующими правилами:

  • формирование обращения лично гражданином в администрацию города на присвоение его жилой площади статуса как не приемлемой для нахождения в ней;
  • предоставление справки, информирующей органы о количестве членов семьи из ЖЭКа;
  • наличие у собственника права на помещение или документ о социальном найме;
  • наличие паспорта;
  • заверенное у нотариуса письменного согласия членов семьи;
  • ознакомление с письменным ответом из администрации о принятом решении не позже 3 недель;
  • формирование акта приема-передачи при получении квартиры.
  • Формирование письменного обращения лиц в форме заявления, ответственных за поддержку жилого фонда, например, представителя ЖКХ.

Заявления принимает уполномоченная комиссия от лица государства.

В состав комиссии входит:

  • специалист из отдела архитектуры;
  • представитель жилищной инспекции;
  • сотрудник коммунального хозяйства и благоустройства.

Заключение комиссии и сформированный акт обследования передается собственнику или нанимателю. После чего, жителям полагается встать на формируемую очередь. Замена жилой площади выдается с учетом статьи №89 ЖК РФ по различным адресам в пределах одного города, на жилые благоустроенные площади которых будет выделяться бюджет.

ВАЖНО! Семья может затребовать жилую площадь в другом населенном пункте, заявляя об этом письменно администрацию. Из нескольких вариантов, семья имеет право выбрать подходящий.

Жильцам предлагается временное жилье, если дом уже признали опасным, а из бюджета еще не перечислены необходимые суммы на баланс муниципалитета. Временные помещения выделяется из маневренного жилого фонда и рассчитывается в размере 6 м2 на человека в соответствии с нормативами, указанными в ЖК РФ статьи №92, №99-103.

Местной администрацией совместно с региональными властями программа реализуется с установленными условиями переселения из аварийного жилья граждан, включающих:

  • формирование ежегодного списка аварийных зданий;
  • распределение соответствующего бюджета.

Чтобы встать в очередь собственнику на расселение из аварийных домов, проводится экспертная независимая оценка жилого помещения, формирующая основание для расчета размера суммы положенной компенсации. Компенсация может быть выделена гражданину, если его не устраивает предложенный властями вариант замены.

Правила расселения аварийного жилья определяют круг лиц, которым оно доступно:

  • непосредственные владельцы квартир либо их правопреемники, имеющие с администрацией населенного пункта заключенный договор соцнайма;
  • собственники, зарегистрировавших права на квартиру или частного дома, территориально находящегося на муниципальной земле;
  • имеющие комнаты в собственности или коммунальном жилье, относящихся к муниципальным.

Таким образом, правила при переселении из жилья, имеющего статус аварийного, при переезде позволяют жильцам, недвижимость которых регистрировалась в Росреестре, взаимодействовать с органами власти более самостоятельно. Данной категории граждан, выделяется по закону аналогичной территории квартира или возмещается сумма стоимости в размере цены на рынке жилых помещений согласно статье №32, №87, №89 Жилищного Кодекса РФ.

Сроки переселения из аварийного жилья по правилам, установленным законодательством, при заключении договора оговариваются и прописываются. Региональные программы имеют ряд индивидуальных особенностей, так как разрабатываются конкретными чиновниками, отвечающими за отдельный регион.

ВАЖНО! Обычно, период расселения зарегистрированных жильцов из аварийного жилья не превышает 6 месяцев.

Соответственно, необходимо уточнять процедуру порядка и периода переселения у местных властей из квартиры по новому адресу, из расположенной в подлежащем сносу многоквартирном аварийном доме.

Важные изменения в законодательстве в 2024 году

Разработанный Минстроем законопроект содержит нововведения по осуществлению программы переселения соотечественников из жилья, имеющего статус аварийного.

Обзор нововведений в 2024 году включает следующее:

  • жильцы наделяются возможностью реконструкции дома, самостоятельно снеся старый и возведя на его месте новый. На период временного расселения аварийного дома на срок реконструкции граждане обеспечиваются жилыми площадями из маневренного фонда;
  • предоставляется возможность продажи дома инвестору, способному произвести работы по реконструкции;
  • формирование реестра аварийных домов, доступного любому гражданину в открытом доступе.

Останется без изменений право на компенсацию подлежащей ликвидации жилой площади в натуральном выражении или равноценной денежной сумме из Фонда Капремонта.

Условия при расселении соотечественников в 2024 году включают:

  • разработка собственной программы внутри каждого региона местными властями на основе федеральных законов;
  • длительность программ предусмотрена на трехлетний срок;
  • контроль ЖКХ при реконструкции дома;
  • требование частичной оплаты за новое жилье. Жильцу предоставляется возможность самостоятельно выбрать район;
  • новые квартиры могут быть подобраны на вторичном рынке, но они должны отвечать нормам благоустройства и быть возведенными по установленным правилами технологиям;
  • размер выдаваемой площади допускается увеличить, если гражданин заблаговременно уведомил об этом власти обоснованно в письменной форме;
  • граждане имеют право обжаловать неподходящие условия в суд;
  • муниципалитет обращается в суд, если жильцы против переселения;
  • взамен новой площади гражданин может затребовать финансовую компенсацию, равнозначную рыночной цене его старой квартиры;
  • собственнику выдается материальная компенсация, если он имеет другое жилье.

Важно знать о своих правах при расселении. Обращаясь в юридическую компанию к специалистам, можно узнать, как получить адекватную цену или даже завышенную при оценке старой недвижимости, и как получить новую квартиру с улучшенными условиями.

Судебная практика

Законодательство предоставляет возможность для переселенцев подать иск в судебный орган, когда не передает муниципалитет альтернативное жилье или не происходит зачисления компенсационной суммы на счет гражданина в установленные регламентом сроки расселения из объявленного комиссией аварийного жилья.

Судебная практика заседаний по переселению показывает, что важно пройти все процедуры по участию в разработанной программе переселения и оформить их должным образом.

Так, истцы написали в суд заявление с письменным требованием к администрации города переселить их в равноценное положенное жилье, в связи с тем, что фактически их жилье аварийное, но ответчиком не были приняты меры по переселению.

Истцы требует признать нарушение прав на их безопасность, обосновывая свои требования ст. 85-87 Жилищного кодекса РФ и обязать уполномоченные органы предоставить им жилье благоустроенного уровня на безвозмездной основе.

Суд, заслушав доводы сторон, определил, что жильцы владеют жильем по заключенному договору соцнайма. Жильцами не инициирована и не была реализована предварительная процедура о передаче дома и прилежащего земельного участка по изъятию их из государственной в муниципальную собственность, согласно части 10 статьи № 32 ЖК РФ.

Таким образом, без соблюдения положенной на законодательном уровне процедуры суд не имеет возможности обязать администрацию города выделить истцам новое жилье взамен аварийного.

В удовлетворении сформированных исковых требований было отказано.

Заключение

Обязанность государства перед жильцами, чьи дома на очереди на расселение, заключается в предоставлении благоустроенных новых квартир.

Во избежание мошенничества со стороны коррумпированных чиновников предусмотрена возможность обращаться в суд, в том числе и на государство, которое несет за переселение людей полную ответственность.

Подробнее условия программы «Ветхое жилье» с последними изменениями вы можете узнать из следующего поста.

Также напоминаем, что на нашем сайте вы можете записаться на бесплатную консультацию к юристу, чтобы получить квалифицированную помощь по программе переселения из аварийного жилья.

Ждем ваших вопросов и просим оценить пост и поставить лайк.