Внести в Федеральный закон от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2022, N 48, ст. 8315; N 52, ст. 9351; 2024, N 1, ст. 9) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 8 после слов «до 1 января 2024 года действие» дополнить словами «абзацев первого и второго пункта 1 и абзаца второго пункта 2 статьи 93 2 (в отношении специальных казначейских кредитов, предоставляемых в соответствии с частями 36 — 38 статьи 9 настоящего Федерального закона), абзацев первого (в отношении специальных казначейских кредитов, предоставляемых в соответствии с частями 36-38 статьи 9 настоящего Федерального закона), второго (в отношении специальных казначейских кредитов, предоставляемых в соответствии с частями 36 — 38 статьи 9 настоящего Федерального закона) и третьего пункта 1 статьи 93 3 , абзаца второго пункта 6 статьи 93 6 (в отношении субъектов Российской Федерации), пункта 4 1 статьи 96 11 , пунктов 2 и 3 статьи 106 (в отношении специальных казначейских кредитов, предоставляемых в соответствии с частями 36 — 38 статьи 9 настоящего Федерального закона),»;
а) часть 17 после слов «настоящей статьи,» дополнить словами «и по распределению бюджетных кредитов бюджетам субъектов Российской Федерации, предусмотренных частью 36 настоящей статьи,»;
б) в части 29 слова «, а также банкам» исключить, после слов «осуществления операций» дополнить словами «со средствами, указанными в настоящей части и части 32 настоящей статьи (за исключением средств федеральных автономных учреждений),»;
в) в части 30 слова «в частях 29 и 31» заменить словами «в частях 29, 31 и 32», слова «в части 29» заменить словами «в частях 29 и 32», дополнить словами «, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 29 настоящей статьи»;
г) в части 32 после слов «части 31 настоящей статьи,» дополнить словами «остатки бюджетных инвестиций, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации (за исключением бюджетных инвестиций, предоставленных юридическим лицам в рамках исполнения государственного оборонного заказа, а также в иных случаях по решениям Правительства Российской Федерации),», слово «февраля» заменить словом «марта»;
д) дополнить частями 35 — 40 следующего содержания:
«35. Установить, что в 2024 году отдельные операции со средствами организаций, определяемых Правительством Российской Федерации, осуществляются по решению Правительства Российской Федерации на отдельных казначейских счетах для осуществления и отражения операций с денежными средствами получателей средств из бюджета и отражаются на соответствующих лицевых счетах указанных организаций в территориальных органах Федерального казначейства в порядке, установленном Федеральным казначейством. Установить, что на остатки средств, отраженных на лицевых счетах организаций, указанных в настоящей части, начисляется доход в размере 3 процентов годовых за счет средств, полученных от размещения временно свободных средств единого казначейского счета, по решению Правительства Российской Федерации в установленном им порядке.
36. Установить, что в 2024 году Федеральное казначейство в рамках осуществления операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета вправе предоставить бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, бюджетные кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до пятнадцати лет с взиманием платы за пользование ими по ставке 3 процента годовых с правом досрочного погашения (далее — специальный казначейский кредит) в общем объеме до 250 миллиардов рублей.
37. В случае, если специальный казначейский кредит не погашен субъектом Российской Федерации в установленный срок, а также если не осуществлена своевременная уплата процентов за пользование им, взыскание задолженности по специальному казначейскому кредиту, включая проценты за пользование специальным казначейским кредитом, штрафы и пени за нарушение срока возврата специального казначейского кредита, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации:
1) за счет доходов от уплаты налогов, сборов и иных обязательных платежей, подлежащих распределению в соответствующий бюджет, имеющий задолженность;
2) путем обращения взыскания на средства, предусмотренные для перечисления в соответствующий бюджет, имеющий задолженность.
38. Федеральному казначейству предоставляется право требования от имени Российской Федерации возврата (погашения) задолженности, включая проценты за пользование специальным казначейским кредитом, штрафы и пени за нарушение срока возврата специального казначейского кредита, субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам перед Российской Федерацией по возврату специального казначейского кредита.
39. Установить, что в 2024 году субъект Российской Федерации, получивший бюджетный кредит из федерального бюджета, за исключением бюджетного кредита на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, специального казначейского кредита, бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета, а также случаев реструктуризации обязательств (задолженности) по бюджетному кредиту, не вправе размещать средства бюджета субъекта Российской Федерации на банковских депозитах на срок, превышающий один месяц.
40. Установить, что в 2024 году средства Фонда национального благосостояния могут размещаться в иностранную валюту и следующие виды финансовых активов:
1) депозиты и остатки на банковских счетах в Центральном банке Российской Федерации, в том числе в драгоценных металлах;
2) государственные ценные бумаги Российской Федерации;
3) акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, решения о вложении в которые приняты Правительством Российской Федерации до 1 октября 2022 года;
4) финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, включенных в перечень, утвержденный Правительством Российской Федерации, после 1 октября 2021 года, акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, и депозиты в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», решения о вложении в которые приняты Правительством Российской Федерации после 1 октября 2022 года, в общем объеме финансирования за счет средств Фонда национального благосостояния до 4 250 миллиардов рублей;
5) финансовые активы, связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, а также акции и облигации российских эмитентов, не связанные с финансированием самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, и депозиты в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» в пределах объемов средств Фонда национального благосостояния, не использованных на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов, решения о финансировании которых приняты Правительством Российской Федерации до 1 января 2018 года;
6) депозиты в государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ», решения о размещении которых приняты до 1 октября 2022 года;
7) паи инвестиционных фондов, указанные в абзаце десятом пункта 4 статьи 96 11 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
8) ценные бумаги, связанные с финансированием начатых самоокупаемых инфраструктурных проектов, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.»;
а) часть 16 дополнить словами «, на сумму специальных казначейских кредитов»;
б) часть 17 дополнить словами «, на сумму специальных казначейских кредитов»;
в) дополнить частью 26 следующего содержания:
«26. Правительство Российской Федерации вправе списать задолженность субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, указанным в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 28 июня 2021 года N 228-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и о приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации» и части 32 статьи 10 Федерального закона от 29 ноября 2021 года N 384-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2022 году», в объеме поступления в федеральный бюджет налоговых доходов, определяемых в соответствии с методикой расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов, которые будут одобрены до 1 января 2024 года. Порядок списания задолженности, методика расчета поступления налоговых доходов от реализации новых инвестиционных проектов и перечень налоговых доходов в целях реализации положений настоящей части определяются Правительством Российской Федерации.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
2. Положения части 1 статьи 8 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (в редакции настоящего Федерального закона) в части приостановления действия абзаца третьего пункта 1 статьи 93 3 и абзаца второго пункта 6 статьи 93 6 (в отношении субъектов Российской Федерации) Бюджетного кодекса Российской Федерации применяются к правоотношениям, возникшим с 1 января 2024 года.
3. Положения части 32 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 2022 года N 448-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации, приостановлении действия отдельных положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и об установлении особенностей исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2024 году» (в редакции настоящего Федерального закона) применяются в отношении остатков бюджетных инвестиций, предоставленных юридическим лицам из федерального бюджета в соответствии со статьей 80 Бюджетного кодекса Российской Федерации, находящихся на счетах в Центральном банке Российской Федерации, в кредитных организациях, в случае принятия до 1 марта 2024 года главными распорядителями средств федерального бюджета решений, указанных в части 12 статьи 5 Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 466-ФЗ «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2024 и 2025 годов», в части указанных остатков в объеме, отраженном на таких счетах на дату соответствующего перечисления, включая объемы размещенных в 2024 году на депозитах указанных остатков бюджетных инвестиций.
Президент Российской Федерации В. Путин
Последствия смены типа учреждения с бюджетного на казенное
Автор: Чагин К. Г., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо» Учредитель намерен изменить тип бюджетного учреждения – превратить его в казенное. Какие последствия возможны для учреждения? Имеются ли весомые аргументы, которые могли бы заставить учредителя отказаться от своего решения? Последствий такого шага для учреждения достаточно много, рассмотрим основные из них. Во-первых, меняется система финансирования учреждения.
Если бюджетное учреждение финансируется путем предоставления ему субсидий, то казенное учреждение финансируется по бюджетной смете (ст. 6, ч. 2 ст. 161 БК РФ).
Расходование казенным учреждением средств в нарушение установленной сметы является нецелевым использованием бюджетных средств (ч. 1 ст. 306.4 БК РФ).
В отличие от финансирования бюджетного учреждения, бюджетное финансирование казенного учреждения не предусматривает нормирования затрат (определения стоимости единицы услуги или работы). Также, если БУ оставляет у себя все внебюджетные средства, которые оно заработало (от платных услуг, продажи или сдачи имущества в аренду и т. д.), то внебюджетные доходы казенного учреждения поступают в бюджет (ч. 3 ст. 161 БК РФ).
Однако у учредителя есть право оставить эти средства учреждению. Во-вторых, учредитель имеет право не устанавливать для казенного учреждения государственное или муниципальное задание, а для БУ наличие такого задания обязательно (абз. 6 ч. 3 ст.
69.2 БК РФ). В-третьих, учредитель казенного учреждения несет полную субсидиарную ответственность по всем обязательствам учреждения, а в случае бюджетного учреждения такая ответственность учредителя возникает только по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам (ч. 4 и 5 ст. 123.22 ГК РФ). В-четвертых, все закупки казенного учреждения должны осуществляться в рамках федерального законодательства о контрактной системе, в отличие от бюджетных учреждений, никаких отдельных возможностей использовать для закупок Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ у них нет.
В-пятых, казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя (собственника имущества), бюджетное же учреждение может самостоятельно распоряжаться движимым имуществом, которое не отнесено к категории особо ценного.
К сведению: казенное учреждение не вправе распоряжаться (продавать, сдавать в аренду или безвозмездное пользование) никаким своим имуществом без согласия на это своего учредителя.
Наконец, в-шестых: в отличие от бюджетного учреждения, казенное учреждение не вправе получать кредиты и предоставлять займы, создавать иные юридические лица, осуществлять деятельность в рамках ОМС. Что касается аргументации против превращения бюджетного учреждения в казенное, как мы видим, учредителю, наоборот, может быть выгодно такое превращение. Например, ему не нужно будет формировать государственное или муниципальное задание, рассчитывать нормативы финансирования услуг и т. д. Также отметим, что важным стимулом для учредителя превратить бюджетное учреждение в казенное может быть желание наделить учреждение рядом своих функций – например, по организации оказания каких-либо услуг (выполнения работ). Дело в том, что федеральным законодательством о защите конкуренции запрещается наделять хозяйствующие субъекты функциями органов исполнительной власти за исключением случаев, установленных федеральными законами. Таким исключением, установленным в отношении БУ, является только случай, когда учреждение выполняет полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, органа МСУ по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме (например, образовательное учреждение выплачивает стипендию обучающимся) (ч.
5 ст. 9.2 Закона об НКО). А вот в отношении казенных учреждений имеется позиция Минфина, согласно которой они не являются хозяйствующими субъектами в логике федерального законодательства о защите конкуренции, причем даже в случае, когда они оказывают платные услуги.
К сведению: казенные учреждения не являются хозяйствующими субъектами, даже когда оказывают платные услуги.
При этом следует отметить, что по своему правовому статусу казенные учреждения очень близки именно к органам государственной власти (государственным органам) и органам МСУ (муниципальным органам) (ч. 11 ст. 161 БК РФ).
Каков порядок перевода бюджетного учреждения в казенное?
Глава района дал указание руководителю бюджетного учреждения подготовить документы для перевода учреждения в казенное. Администрация района является учредителем учреждения. Имеет ли глава района право решать этот вопрос единолично?
Какие документы и кем должны быть подготовлены, в какие сроки?
Сергей Агапов
Консультаций: 260
Как следует из п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ, реорганизация юридического лица, в том числе путем преобразования (изменение организационно-правовой формы), может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом.
Что касается правопреемства при данной форме реорганизации, что согласно п. 5 ст. 58 ГК РФ при преобразовании юридического лица одной организационно-правовой формы в юридическое лицо другой организационно-правовой формы права и обязанности реорганизованного юридического лица в отношении других лиц не изменяются, за исключением прав и обязанностей в отношении учредителей (участников), изменение которых вызвано реорганизацией.
Относительно порядка государственной регистрации преобразования юридического лица отметим, что согласно п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.
Статья 14 указанного закона определяет, что при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем преобразования, в регистрирующий орган представляются следующие документы:
1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации;
2) учредительный документ юридического лица;
3) передаточный акт или разделительный баланс;
4) документ об уплате государственной пошлины;
5) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст.
11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 30.04.2008 N 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».
Далее, как определено в ст. 16 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», реорганизация юридического лица в форме преобразования считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а преобразованное юридическое лицо — прекратившим свою деятельность.
Что касается вопроса о том, кто вправе принять решение о преобразовании муниципальных учреждений из бюджетных в казенные, то п. 2.1 ст. 16 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» определяет, что принятие решения о реорганизации и проведение реорганизации бюджетных или казенных учреждений (в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений) осуществляются в порядке, установленном местной администрацией муниципального образования.
Для наиболее полного ответа на вопрос о наличии у главы органа местного самоуправления полномочий в рассматриваемой ситуации необходимо изучение устава соответствующего муниципального образования.
Перемещение НФА между казенными учреждениями с 2022 года, часть 2
При безвозмездной передаче и получении активов и обязательств следует проводить консолидацию расчетов между организациями бюджетной сферы. С 2022 года в периметр консолидации включены бюджетные и автономные учреждения. Для исключения взаимосвязанных показателей в части операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств внутри сектора госуправления утверждены новые коды классификации доходов и расходов бюджетной классификации РФ.
Эксперты 1С уже рассказывали о нормативном правовом регулировании и изменениях отражения в учете учреждений операций внутриведомственного перемещения нефинансовых активов (НФА) с 2022 года. В предлагаемой статье рассматривается новый порядок отражения безвозмездных поступлений и передач НФА в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2.
Безвозмездное поступление НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» редакции 2 для реализации изменений в порядке отражения операций безвозмездных поступлений нефинансовых активов (НФА) в 2022 году:
- по счетам 401.10 не потребовалось изменений;
- по счету 304.04 начиная с версии 2.0.83 доработаны операции отражения внутриведомственных передач и поступлений материальных запасов (МЗ), основных средств (ОС), нематериальных активов (НМА), непроизводственных активов (НПА), объектов имущества казны. Для счета 304.04 реализована возможность указать в бухгалтерских записях по поступлению НФА классификационные признаки счета (КПС) для казенных учреждений вида «классификация доходов бюджетов» (КДБ), для автономных и бюджетных учреждений — вида «АУ и БУ» с уточнением показателя «КДБ».
В БГУ 2 операции безвозмездного поступления нефинансовых активов оформляются следующими документами:
- Поступления ОС (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.Х1-401.10); Централизованное снабжение (107.Х1-304.04.310);
- Поступление ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
- Поступление ОС, НМА, НПА (имущества казны) с типовыми операциями Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА (внутриведомственное); Безвозмездное поступление ОС, НМА, НПА прочее (401.10);
- Принятие к учету ОС, НМА, НПА с типовыми операциями Безвозмездное получение (401.10); Централизованное получение (304.04);
- Принятие к учету ОС, НМА, НПА (имущество казны) с типовыми операциями Поступление от других организаций (401.10); Внутриведомственное поступление (304.04);
- Поступление МЗ (в пути) с типовыми операциями Безвозмездное получение (107.ХЗ-401.10); Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (107.ХЗ-304.04.340);
- Поступление МЗ с типовыми операциями Безвозмездное поступление (внутриведомственное) (304.04.340); Безвозмездное поступление прочее (401.10);
- Поступление МЗ (имущество казны) с типовыми операциями Внутриведомственное поступление; Поступление от других организаций.
Рассмотрим отражение с 01.01.2022 безвозмездного поступления НФА в БГУ 2 на условных примерах.
Пример 1
Филиал (казенное учреждение) 01.04.2022 получает от головного учреждения (казенное учреждение) оборудование для столовой «Котел пищеварочный» стоимостью 130 000 руб. Оборудование полностью самортизировано. В акте приема-передачи указана сумма амортизации в размере 130 000 руб.
В БГУ 2 для отражения безвозмездного поступления объекта ОС применяется документ Принятие к учету ОС, НМА, НПА с видом поступления Поступление на счет 101, 102, 103, 111.60. Для отражения внутренних расчетов (внутри юридического лица) используется типовая операция Централизованное получение (304.04).
Поскольку в рассматриваемом Примере 1 отражается поступление объекта ОС по сформированной стоимости (дополнительных расходов на транспортировку, установку и т. д. не осуществлялось), поступление отражается в дебет счета 101.34, минуя счет капитальных вложений (106.01).
Сведения о поступающем объекте ОС вводятся на закладке Основные средства, НМА, НПА без особенностей.
В качестве счета дебета следует, как и прежде, указать счет 101.34 с КПС вида «классификация расходов бюджетов» (КРБ) с нулями в разрядах 15-17 номера счета («нулевой» КПС для учета НФА), рис. 1.
Неденежные поступления между головным учреждением и (или) его обособленными подразделениями (филиалами) относятся на подстатью 191 «Неденежные поступления внутри юридического лица» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.8.1 Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации РФ, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н). Поэтому в операции безвозмездного поступления ОС от головного учреждения по счету 304.04, в отличие от прежнего порядка, применяется КПС, действующий с 01.01.2022, вида КДБ, содержащий аналитическую группу КДБ 191.
На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Централизованное получение (304.04). В группе реквизитов Бухгалтерский учет в качестве счета следует выбрать счет 304.04 с КПС, содержащим аналитическую группу КДБ «191» (рис. 2).
При проведении документа формируются бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 000 1 101 34 310 Кредит КДБ 0 00 00000 00 0000 191 1 304 04 310
— на сумму балансовой стоимости безвозмездно поступившего объекта ОС;
Дебет КДБ 0 00 00000 00 0000 191 1 304 04 310 Кредит КРБ 000 1 104 34 411
— на сумму полученной амортизации.
Пример 2
Казенное учреждение «ФКУ ВПО Государственный институт культуры» 20.04.2022 получило безвозмездно от бюджетного учреждения «ГОБУ ВПО Университет искусств», подведомственного тому же главному распорядителю бюджетных средств (ГРБС) (учредителю), оборудование для столовой «Тестомес спиральный» стоимостью 82 000 руб. Оборудование полностью самортизировано.
В БГУ 2 для отражения безвозмездного поступления объекта ОС применяется документ Принятие к учету ОС, НМА, НПА с видом поступления Поступление на счет 101, 102, 103, 111.60. Для отражения внутриведомственных расчетов между казенными и бюджетными, автономными учреждениями, подведомственными одному ГРБС (учредителю), используется типовая операция Безвозмездное получение (401.10).
Поскольку в рассматриваемом Примере 2 отражается поступление объекта ОС по сформированной стоимости (дополнительных расходов на транспортировку, установку и т. д. не осуществлялось), поступление отражается в дебет счета 101.34, минуя счет капитальных вложений.
Сведения о поступающем объекте ОС вводятся на закладке Основные средства, НМА, НПА без особенностей.
В качестве счета дебета следует, как и прежде, указать счет 101.хх с КПС вида КРБ с нулями в разрядах в 15-17 номера счета («нулевой» КПС для учета НФА).
Внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений относятся на подстатью 193 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные поступления от бюджетных (автономных) учреждений» аналитической группы подвида доходов бюджетов (п. 12.1.8.3 Порядка № 85н). Поэтому в операции безвозмездного поступления ОС от бюджетного учреждения, подведомственного тому же ГРБС (учредителю), по счету 401.10 применяется КПС, действующий с 01.01.2022, вида КДБ, содержащий аналитическую группу КДБ 193.
На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Безвозмездное получение (401.10). В группе реквизитов Бухгалтерский учет в качестве счета следует выбрать счет 401.10 с КПС, содержащим аналитическую группу КДБ 193.
Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от бюджетного учреждения относятся на подстатью 195 «Безвозмездные неденежные поступления капитального характера от сектора государственного управления и организаций государственного сектора» классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (п. 9.9.5 Порядка применения классификации операций сектора государственного управления, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н). Поэтому в качестве кода экономической классификации (КЭК) Счета кредита следует указать КЭК 195 (рис.
3).
При проведении документа формируются бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 000 1 101 34 310 Кредит КДБ 0 00 00000 00 0000 193 1 401 10 195
— на сумму балансовой стоимости безвозмездно поступившего объекта ОС;
Дебет КДБ 0 00 00000 00 0000 193 1 401 10 195 Кредит КРБ 000 1 104 34 411
— на сумму полученной амортизации.
Безвозмездная передача НФА в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»
В БГУ 2 для отражения операций безвозмездных передач НФА в 2022 году:
- по счету 304.04 не потребовалось изменений;
- по счетам 401.20.240, 401.20.280 не потребовалось изменений;
- по счету 401.20.250 начиная с релиза версии 2.0.83 доработаны операции отражения межбюджетных передач ОС, НМА, НПА и объектов имущества казны, кроме материальных запасов: добавлены КОСГУ 254, 255, 256.
В БГУ 2 операции безвозмездных передач нефинансовых активов оформляются следующими документами:
- Передача объектов ОС, НМА, НПА с типовыми операциями: Безвозмездная межбюджетная передача ОС, НМА, НПА (401.20.250); Безвозмездная передача кап. вложений (401.20); Безвозмездная передача организациям ОС, НМА, НПА (401.20.280); Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.300); Внутриведомственная передача кап. вложений (304.04);
- Передача объектов ОС, НМА, НПА (Имущество казны) с типовыми операциями: Безвозмездная передача (401.20); Безвозмездная передача кап. вложений (401.20); Внутриведомственная передача (304.04); Внутриведомственная передача кап. вложений (304.04);
- Накладная на отпуск материалов на сторону с типовыми операциями: Безвозмездная передача (401.20.240 (250, 280)); Безвозмездная передача вложений (401.20.240 (250, 280)); Внутриведомственное перемещение (304.04.340); Внутриведомственное перемещение вложений (304.04.340);
- Накладная на отпуск материалов на сторону (Имущество казны) с типовыми операциями: Безвозмездная передача (401.20); Внутриведомственное перемещение (304.04).
Рассмотрим отражение безвозмездных передач НФА в БГУ 2 на условных примерах.
Пример 3
Филиал (казенное учреждение) в связи с приобретением нового оборудования для столовой 01.08.2022 передал безвозмездно на баланс своему головному учреждению (казенное учреждение) объект устаревшего оборудования «Котел варочный» стоимостью 125 000 руб. Оборудование полностью самортизировано.
В БГУ 2 для отражения безвозмездной передачи объекта ОС применяется документ Передача объектов ОС, НМА, НПА с видом передачи Передача собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60). Для отражения внутренних расчетов (внутри юридического лица) используется типовая операция Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.300).
Сведения о передаваемом объекте ОС вводятся на закладке Основные средства, НМА, НПА без особенностей (рис. 4).
Неденежные передачи внутри юридического лица отражаются по элементу вида расходов 801 «Неденежные передачи внутри юридического лица» (п. 48.8.9 Порядка № 85н).
Поэтому в операции безвозмездной передачи ОС головному учреждению по счету 304.04 применяется КПС, действующий с 01.01.2022, вида КРБ, содержащий элемент вида расходов «801» (рис. 5).
На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.300). В группе реквизитов Бухгалтерский учет в качестве счета следует выбрать счет 304.04 с КПС, содержащим элемент вида расходов «801».
При проведении документа формируются бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 0000 0000000000 801 1 304 04 310 Кредит КРБ 000 1 101 34 410
— на сумму балансовой стоимости безвозмездно переданного объекта ОС;
Дебет КРБ 000 1 104 34 411 Кредит КРБ 0000 0000000000 801 1 304 04 310
— на сумму переданной амортизации, где КРБ 000 — классификационный признак счета вида КРБ, в разрядах 15-17 которого указаны нули.
Пример 4
Казенное учреждение в связи с приобретением нового оборудования для столовой 12.08.2022 передает главному распорядителю объект устаревшего оборудования «Тепловая завеса» стоимостью 27 000 руб. Оборудование полностью самортизировано.
В БГУ 2 для отражения безвозмездной передачи объекта ОС применяется документ Передача объектов ОС, НМА, НПА с видом передачи Передача собственных ОС, НМА, НПА на балансе (101, 102, 103, 111.60). Для отражения внутриведомственных расчетов (передачи казенным учреждением объекта НФА ГРБС) используется типовая операция Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.300).
Сведения о передаваемом объекте ОС вводятся на закладке Основные средства, НМА, НПА без особенностей.
Безвозмездные неденежные передачи между подведомственными одному учредителю учреждениями в части неденежных передач получателям бюджетных средств отражаются по элементу вида расходов 802 «Безвозмездные внутриведомственные неденежные передачи» (п. 48.8.10 Порядка № 85н). Поэтому в операции безвозмездной передачи ОС ГРБС по счету 304.04.310 применяется КПС, действующий с 01.01.2022, вида КРБ, содержащий элемент вида расходов 802.
На закладке Бухгалтерская операция следует выбрать типовую операцию Безвозмездная передача ОС, НМА, НПА (304.04.300). В группе реквизитов Бухгалтерский учет в качестве счета кредита следует выбрать счет 304.04 с КПС, содержащим элемент вида расходов «802».
При проведении документа формируются бухгалтерские записи:
Дебет КРБ 0000 0000000000 802 1 304 04 310 КРБ 000 1 101 34 410
— на сумму балансовой стоимости безвозмездно переданного объекта ОС;
Дебет КРБ 000 1 104 34 411, Кредит КРБ 0000 0000000000 802 1 304 04 310
— на сумму переданной амортизации.