Порядок организации аукциона 2024

В 2022 году власти изменили правила проведения аукционов. Теперь участвовать в торгах проще и победителя выбирают быстрее. Разбираем подробно пошаговую инструкцию по аукциону в электронной форме по 44-ФЗ для заказчиков и поставщиков.

Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной

Особенности проведения электронного аукциона

Участники процедуры подают ценовые предложения не напрямую заказчику, а через площадку, которая обеспечивает этот процесс. Распоряжением Правительства РФ от 12.07.2018 № 1447-р утвержден перечень операторов электронных площадок, на которых организуют проведение электронного аукциона по 44-ФЗ с 2021 года госзаказчики:

  • АО «Агентство по государственному заказу Республики Татарстан»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка»;
  • АО «Российский аукционный дом»;
  • АО «ТЭК-Торг»;
  • АО «Электронные торговые системы»;
  • ЗАО «Сбербанк — Автоматизированная система торгов»;
  • ООО «РТС-тендер»;
  • ООО «Электронная торговая площадка ГПБ».

Недавно правительство расширило перечень площадок для нужд обороны. Теперь закупки в рамках гособоронзаказа и закрытые тендеры проводятся на площадках: ООО «Автоматизированная система торгов государственного оборонного заказа», ООО «Электронная торговая площадка ГПБ» и ООО «ЭТП» (Распоряжение Правительства № 3574-р от 23.11.2022).

Когда проводится

Заказчик вправе выбрать электронный аукцион для определения контрагента по любому контракту, вне зависимости от его предмета, кроме тех случаев, когда для конкретного предмета законом предусмотрена другая процедура. То есть заказчик вправе проводить аукцион в большинстве случаев.

Если закупается товар, работа или услуга, включенная в аукционный перечень, заказчик обязан проводить электронный аукцион, обоснование выбранного способа определения поставщика, подрядчика, исполнителя выражено в ссылке на Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р, которым утвержден аукционный перечень.

На уровне субъекта Российской Федерации в дополнение к федеральному перечню принимается еще и региональный аукционный перечень. Тогда заказчики субъекта обязаны проводить в аукционном порядке закупки ТРУ, перечисленные в дополнительном перечне.

Если НМЦК не превышает 3 млн рублей, заказчик вправе проводить и запрос котировок, даже если предмет закупки включен в федеральный или региональный аукционный перечень.

При закупке ТРУ из перечня разрешено не проводить аукцион, если у заказчика имеются основания заключить контракт с единственным поставщиком в порядке ст. 93 44-ФЗ или провести процедуру по 223-ФЗ.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупку у единственного поставщика без ошибок и нарушений.

Вот пошаговая инструкция по электронному аукциону по 44-ФЗ для заказчика в 2024 году:

Шаг 1. Подготовка документации.

Шаг 2. Расчет дат процедуры.

Шаг 3. Размещение извещения и документации в ЕИС.

Шаг 4. Проведение процедуры выбора поставщика.

Инструкция по проведению аукциона

Аукционная процедура состоит из нескольких этапов. Рассказываем, как заказчику провести электронный аукцион по 44-ФЗ в 2024 году:

Шаг 1. Прием заявок на участие от потенциальных контрагентов.

Шаг 2. Процедура, в ходе которой допущенные компании предлагают цены исполнения контракта ниже изначально заявленной НМЦК. Если в ходе процедуры цена снижена до нуля, участники начинают бороться за контракт путем увеличения той суммы, которую уже они готовы заплатить заказчику за предоставление им контракта.

Шаг 3. Оценка заявок компаний и принятие решения о победителе.

Шаг 4. Заключение и исполнение контракта.

Все взаимодействие на каждом из этапов обеспечивает электронная торговая площадка. Через нее заказчик получает документы участников, на ней публикует решения в виде протоколов, тут же происходит непосредственно процедура.

Как вычислить день аукциона

Власти упростили закупки: проведение электронного аукциона по 44-ФЗ в 2024 году содержит меньше этапов. На рассмотрение заявок отводят два рабочих дня (ч. 5 ст. 49 44-ФЗ) вне зависимости от суммы торгов.

Регулирует электронный аукцион по 44-ФЗ статья 49 закона о госзакупках. Вот пошаговая инструкция и порядок подготовки к проведению электронного аукциона по 44-ФЗ — точная дата, когда состоится процедура, зависит от предмета закупки и ее НМЦК:

  • если НМЦК не превышает или равно 300 млн рублей, срок подачи заявок равен семи полным дням (п. 2 ч. 3 ст. 42 44-ФЗ). Примерная схема проведения электронного аукциона по 44-ФЗ для заказчика в днях: если извещение о проведении аукциона опубликовано 19.01.2023, с 20.01.2023 по 26.01.2023 включительно идет срок подачи заявок, 27.01.2023 — срок окончания подачи и день аукциона, 31.01.2023 заказчик вынесет свое итоговое решение;
  • если НМЦК превышает 300 млн рублей, извещение должно провисеть не менее 15 дней. Например, извещение опубликовано 19.01.2023. С 20.01.2023 по 26.01.2023 включительно — окончание срока подачи и день торгов, 06.02.2023 — окончание срока подачи. Рассмотрение заявок продлится до 08.02.2023.

Как долго проходят торги

Торги начинаются через два часа с момента окончания срока подачи заявок (п. 23 ч. 1 ст. 42 44-ФЗ). Предугадать однозначно, сколько продлится торг, сложно: это зависит от НМЦК, количества участников и стратегии их поведения. Минимальная продолжительность — 4 минуты — будет, если никто не заявит никакого снижения.

Максимальная продолжительность торга — 5 часов (п. 5 ч. 3 ст. 49 44-ФЗ).

После окончания времени на подачу ценовых предложений отводится 10 минут на подачу окончательных ценовых предложений, но не ниже победителя.

Как проходят основной и завершающий этапы

В ходе процедуры участники предлагают цены исполнения контракта заказчика, постепенно снижая НМЦК. Снижать цену следует не произвольно, а в пределах: шаг аукциона по 44-ФЗ составляет от 0,5% до 5% от НМЦК. То есть при НМЦК в 1 000 000 рублей каждый участник вправе за один раз снизить ее на любую сумму в диапазоне от 5000 до 50 000.

Каждое следующее предложение меньше предыдущего, повышать нельзя.

Подать два предложения подряд, то есть снизить собственное предложение, нельзя.

Подать очередное предложение необходимо в течение 4 минут с момента подачи предыдущего. Если за 4 минуты не подано ни одного предложения, торг завершается.

Вот пошаговая инструкция, как участвовать в электронном аукционе для поставщиков:

Шаг 1. Анализ извещения и аукционной документации.

Шаг 2. Подготовка первой и второй частей заявки.

Шаг 3. Подача заявки и обеспечения.

Шаг 4. Участие в торгах. Вот когда начинается процедура подачи ценовых предложений в случае проведения электронного аукциона: с начала открытия торгов.

Шаг 5. Обеспечение и заключение контракта.

В таблицах рассмотрим на примерах этапы электронного аукциона по 44-ФЗ в схеме для поставщиков:

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.03 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.08 ЦП2 950 000 Не засчитывается: шаг соблюден, но прошло более 4 минут, торг завершен

Итог: наименьшая поданная цена — ЦП1.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.03 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.06 ЦП2 900 000 Не засчитывается: время соблюдено, но превышен шаг. Вот как рассчитать шаг аукциона по 44-ФЗ: снижаться не больше чем от 0,5% до 5% от НМЦК
12.09 ЦП3 950 000 Засчитывается: соблюден шаг и время — 3 минуты от последнего засчитанного

Итог: процедура завершена в 12.13, лучшая цена — ЦП3.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.03 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.06 ЦП2 991 000 Не засчитывается: время соблюдено, но цена повышена, что недопустимо
12.09 ЦП3 990 000 Не засчитывается: время соблюдено, но последнее предложение не уменьшено
12.12 ЦП4 980 000 Засчитывается: время — 3 минуты от последнего засчитанного предложения — и шаг соблюдены

Итог: процедура завершена в 12.17, наилучшее предложение — ЦП4.

Время Ценовое предложение, ЦП Цена, руб. Комментарий
12.00 1 000 000 Начало торгов
12.03 ЦП1 990 000 Засчитывается: время и шаг соблюдены
12.05 ЦП2 (тот же участник) 980 000 Не засчитывается: время соблюдено, но тот же участник предлагает цену два раза подряд

Итог: процедура завершена в 12.19, лучшая цена — ЦП1.

По тому или иному сценарию участники завершают непосредственный торг. После завершения всем участникам предлагается последняя возможность понизить свое предложение, но не ниже, чем полученная в ходе понижающего аукциона в электронной форме минимальная цена.

В течение часа после окончания торгов электронная площадка формирует протокол проведения аукциона, публикует его и направляет заказчику вместе с заявками участников, их документами и сведениями, которые предусмотрены пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ.

Рекомендация  Разглашение тайны усыновления удочерения ребенка охраняется ли в РФ ответственность 2024

Как вести себя в ходе торгов

Каждому участнику следует заранее определиться со своей стратегией во время его проведения. Есть несколько вариантов стратегий:

  1. Партизанская: компания не участвует активно в торгах, следит за поведением соперников, делает предложение, только если цена ему выгодна, и отмалчивается, если она для него уже неприемлемо низкая.
  2. Умеренная: участник активен в торге, но снижает цену постепенно, предлагая минимальное снижение в 0,5% от НМЦК. Самая распространенная стратегия, которая позволяет удерживать высокую ценовую планку достаточно долго.
  3. Агрессивная: участник снижает цену резко, например, сразу на 5% от НМЦК, то есть на максимальный шаг. Такая стратегия быстро исключит конкурентов и поможет получить контракт. Но, с другой стороны, она станет убыточной, если другие участники не планировали сильно снижать цену.
  4. Выматывающая: участник делает очередное предложение на последних секундах отведенного для этого времени. Это затягивает процедуру, изматывает соперников и притупляет их внимательность.
  5. Дистанционная: участник участвует в процедуре не в ручном режиме, а через специальное программное обеспечение.

В ходе проведения торгов недопустимы заранее согласованные действия участников, направленные на намеренное необоснованное снижение цены или организацию победы для определенного лица. Процедура тендера приветствует свободную и честную конкуренцию. Любые согласованные действия участников, направленные на ее ограничение, незаконны.

  • что делать заказчику, если в аукционе участвует одна заявка;
  • можно ли узнать, кто подал заявку на электронный аукцион;
  • как отменить аукцион в электронной форме.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора
  • 2023.09.07 Банковские гарантииВсе изменения в 44-ФЗ в 2024 году: таблицы по месяцам
  • 2023.08.31 ОбразцыКак составить техническое задание на медосмотр по Приказу № 29н
  • 2023.08.31 Документы заказчикаКак формируется ИГК — идентификатор государственного контракта
  • 2023.08.02 ОтчетностьКоды ОКЗ для специалистов в сфере закупок

Как подавать заявку на тендер по 223-ФЗ

Заявка по 223-ФЗ — это документ, который содержит тендерное предложение поставщика. Подача заявки — один из самых важных этапов торгов, от которого зависит его результат. Для конкурса, аукциона, котировок, запросов предложений прописаны разные правила для его составления.

Как подготовить

Процесс подготовки предложения по участию состоит из нескольких шагов. Инструкция, как составить заявку на закупку по 223-ФЗ для участника:

1. Внимательное изучение документации госкомпании: в ней изложены все требования к документам, некоторые заказчики даже прикладывают необходимую форму. Если таковая есть — ее необходимо использовать, если нет — форма остается на усмотрение участника.

2. Запрос разъяснений документации, если необходимо.

3. Сбор документов и информации: список документов для подачи на тендер по 223-ФЗ госкомпания указывает в документации.

Заказчик размещает в документации те формы документов, которые необходимы для предоставления участником. Так выглядит согласие на участие в электронном аукционе, размещенное в составе тендерной документации:

4. Изложение информации о ТРУ, которые планирует поставить госкомпании участник. В некоторых случаях требуется дать согласие на выполнение условий заказчика, в некоторых — перечислить конкретные характеристики ТРУ.

5. Определение приемлемой для участника цены будущего договора и допустимого снижения начальной цены закупки.

6. Перечисление обеспечения или оформление банковской гарантии на обеспечение, если такое требование установлено.

Примерный образец тендерного предложения на аукцион для СМСП:

Поставщиком заявка на участие в открытом конкурсе по 223-ФЗ подается в обезличенном виде, и указание на фирму-участника не допускается. Нарушение такого требования влечет отклонение такой заявки (ч. 21 ст. 3.4 223-ФЗ).

Это правило распространяется только на закупки с ограничениями для МСП. Такие же правила установлены для аукциона и запроса предложений. А вот для котировок в ч. 21 ст.

3.4 таких требований нет.

Как и куда подать

Если тендер проводится в бумажной форме, необходимо собрать все документы в единый пакет, пронумеровать их, прошить, скрепить подписью уполномоченного лица, печатью предприятия и направить заказчику в запечатанном конверте. На конверте укажите наименование и номер закупки. Документы отнесите заказчику лично и передайте через канцелярию или другой отдел, уполномоченный на прием корреспонденции, либо направьте пакет документов по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Если тендер проводится в электронной форме, все взаимодействие между заказчиком и участниками обеспечивает электронная площадка. Через нее подаются документы, на ней проводится торг и на ней вывешиваются все результаты. Инструкция, как подать заявку на ЕЭТП по 223-ФЗ в 2024 году:

Шаг 1. Зарегистрируйтесь в разделе для закупок по 223-ФЗ.

Шаг 2. Зайдите в личный кабинет для закупок.

Шаг 3. Найдите нужный аукцион и нажмите на ссылку «Подать заявку на участие».

Шаг 4. Заполните форму для первой части.

Шаг 5. Заполните форму для второй части.

Шаг 6. Нажмите «Подписать и отправить».

Когда заполняете формы, учитывайте особенности:

  • если компания подает документы на участие в аукционе, в форме отсутствует раздел «Ценовое предложение». Помимо самого предложения, необходимо указать ставку НДС;
  • если госкомпания установила в документации требование к стране происхождения товара, то при заполнении формы участник выбирает необходимую страну из списка. Это поле не является обязательным для заполнения, но если участник его проигнорирует, регионом происхождения товара автоматически признают «иностранное государство»;
  • при формировании извещения о закупке некоторые заказчики позволяют участникам предоставить альтернативное предложение. В этом случае в рамках одной заявки участник выдвигает сразу несколько предложений. Каждое из них подкрепляйте документально.

Снижение в ходе торгов проводят в пределах шага аукциона, который заказчик прописывает в документации. Если торги проводят для субъектов малого и среднего предпринимательства, эта величина ограничена диапазоном от 0,5 до 5%. В иных случаях заказчик определяется с этой величиной самостоятельно. Заполните информацию о максимальном шаге аукциона, используя приведенный пример:

Чтобы подать заявку на участие в запросе котировок, следуйте такой инструкции:

Этап 1. Пройти регистрацию в ЕИС.

Этап 2. Найти подходящий тендер.

Этап 3. Изучить требования заказчика. В извещении указано, что прикладывать к сведениям о ценовом предложении 223-ФЗ для участия в котировках.

Этап 4. Подготовить документ по образцу заказчика.

Этап 5. Подать предложение.

Подаем заявку

Заявка составляется в соответствии с требованиями и формой, установленными заказчиком в документации. Если формы нет, составляйте ее самостоятельно, учитывая все требования документации к содержанию и форме. Форма заявки на участие в запросе котировок в электронной форме устанавливается в извещении о проведении запроса котировок в соответствии с положением о закупке заказчика.

На примере покажем, как заполнить котировочную заявку по 223-ФЗ пошагово:

1. Форму найдете в закупочной документации заказчика. Указываем наименование и реквизиты участника.

2. Декларируем готовность оказания услуги и подписания контракта в случае, если юрлицо признают победителем.

3. Выражаем свое согласие с условиями договора и предложенной ценой.

4. Не забудьте включить в заявку на участие декларацию, предусмотренную п. 9 ч. 19.1 ст. 3.4 223-ФЗ в ред. от 01.04.2021.

5. Декларируем полномочия и отсутствие сведений об участнике в РНП, подписываем.

Теперь вы знаете, как подать заявку на участие в запросе котировок по 223-ФЗ. Участник вправе подать только одну заявку на участие в отношении каждого предмета закупки. Кроме того, имеется возможность изменить или отозвать ее до истечения срока подачи.

Заявка признается измененной или отозванной, если изменение осуществлено или уведомление об отзыве получено заказчиком до истечения срока ее подачи.

Сроки для подачи

Документ подается в любое время с момента размещения извещения о проведении закупки до даты и времени окончания срока подачи заявки на аукцион по 223-ФЗ. Срок подачи должен быть достаточным, чтобы желающие успели ее подготовить и подать. Такая позиция содержится в Определении Верховного Суда РФ от 13.01.2020 № 307-ЭС19-25136 по делу № А05-15350/2018.

Рекомендация  Статья 241 ГПК РФ. Полномочия суда 2024

Сроки размещения заказчиком извещения и документации в ЕИС отличаются в зависимости от вида конкурентной процедуры:

Статья 223-ФЗ Вид конкурентной процедуры Срок подачи
Ч. 17 ст. 3.2 Конкурс Как минимум 15 дней
Ч. 19 ст. 3.2 Аукцион Как минимум 15 дней
Ч. 21 ст. 3.2 Запрос котировок Как минимум 5 дней
Ч. 23 ст. 3.2 Запрос предложений Как минимум 7 дней

По окончании срока подготовки заявок на электронный аукцион по 223-ФЗ комиссия рассматривает и оценивает предоставленные участниками документы. Заявки, не соответствующие требованиям документации, отклоняются. Остальные допускаются к участию в торгах.

Результаты фиксируются в протоколе, который размещается в ЕИС не позднее чем через три дня со дня его подписания.

Для процедур, проводимых среди СМП и ССП, установлены другие минимальные сроки, они короче.

Процедура Срок подачи документов
Конкурс При начальной цене закупки до 30 млн рублей — 7 дней, если цена этот порог превышает — 15 дней
Аукцион
Запрос котировок 4 рабочих дня
Запрос предложений 5 рабочих дней

Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как участвовать в тендерах по 223-ФЗ без ошибок и снизить риск отклонения. Используйте эти инструкции бесплатно.

Конкурентная закупка в электронной форме

Первое, о чем необходимо позаботиться участнику такого тендера, — это необходимость получения аккредитации на электронной площадке. Весь документооборот осуществляется на площадке с использованием КЭП. Вся информация размещается в ЕИС не позднее одного часа с момента ее поступления на площадку.

Стороны вправе использовать унифицированные формы электронных документов, 223-ФЗ не исключает такой возможности.

Оператором электронной площадки обеспечивается конфиденциальность информации:

  • о содержании заявок;
  • об окончательных предложениях;
  • об участниках конкурентной закупки.

Любой из участников имеет возможность отозвать поданную заявку либо внести в нее изменения по общим правилам, путем направления уведомления оператору площадки. Оператор обязан обеспечить:

  • непрерывность осуществления электронных торгов;
  • неизменность подписанных ЭЦП документов;
  • надежность функционирования программных и технических средств;
  • равный доступ участников к участию в тендере.

За нарушение указанных требований оператор электронной площадки несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обратите внимание, что в закупках с ограничениями для МСП предусмотрен закрытый перечень документов, который не подлежит расширению. А в закупках с единственным поставщиком и при проведении неконкурентных процедур заказчик сам определяет состав документов в заявке.

  • особенности закупок у СМП по 223-ФЗ;
  • обзор ошибок по 223-ФЗ ;
  • таблица штрафов за нарушения в закупках по 223-ФЗ.

Об авторе этой статьи

Полина Гольцова Юрист Моя первоначальная специальность — юрист, юрисконсульт. Первые два года практической деятельности работала в общем юридическом отделе организации, где занималась всесторонним правовым сопровождением деятельности работодателя.

Однако с 2013 года основным направлением моей практической деятельности стали госзакупки. Я работала в контрактных службах нескольких крупных бюджетных учреждений федерального и регионального уровня и коммерческой организации, деятельность которой связана с госзакупками.
Занималась юридическим сопровождением госзакупок, договорной и претензионной работой, представляла интересы работодателей в арбитражных судах и УФАС.

Последние три года занимаюсь созданием юридического контента, пишу популярные статьи по актуальным вопросам правоприменения для нескольких информационных порталов.

Другие публикации автора
  • 2023.09.07 Банковские гарантииВсе изменения в 44-ФЗ в 2024 году: таблицы по месяцам
  • 2023.08.31 ОбразцыКак составить техническое задание на медосмотр по Приказу № 29н
  • 2023.08.31 Документы заказчикаКак формируется ИГК — идентификатор государственного контракта
  • 2023.08.02 ОтчетностьКоды ОКЗ для специалистов в сфере закупок

Порядок организации аукциона 2024

от 21 марта 2024 года N 147/23

1. Утвердить Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, согласно приложению N 1 к настоящему приказу.

2. Утвердить Перечень видов имущества, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, согласно приложению N 2 к настоящему приказу.

3. Признать утратившими силу приказы ФАС России:

4. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

5. Настоящий приказ вступает в силу с 1 октября 2024 г.

в Министерстве юстиции

19 мая 2024 года,

регистрационный N 73371

Приложение N 1
к приказу ФАС России
от 21 марта 2024 года N 147/23

Порядок проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества

I. Общие положения

1. Конкурсы или аукционы на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее соответственно — договоры, конкурсы, аукционы), проводятся в электронной форме и являются открытыми по составу участников и форме подачи предложений.

3. Конкурсы или аукционы проводятся на электронных площадках, перечень операторов которых утвержден в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно — оператор электронной площадки, электронная площадка).

4. Оператор электронной площадки обязан обеспечить конфиденциальность информации о заявителях и участниках конкурса или аукциона, направивших информацию и документы, и их содержания до направления в соответствии с настоящим Порядком таких информации и документов организатору конкурса или аукциона, а также бесперебойное функционирование электронной площадки и доступ к ней организатора конкурса или аукциона, заявителей и участников конкурса или аукциона в течение всего срока проведения конкурса или аукциона.

5. Заключение договоров путем проведения торгов в форме конкурса возможно исключительно в отношении видов имущества, перечень которого утвержден федеральным антимонопольным органом в соответствии с частью 5 статьи 17.1 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее — Закон о защите конкуренции).

6. В соответствии с частью 5 статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), частью 6 статьи 41.1 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее — Закон о водоснабжении и водоотведении) заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности (далее — объекты теплоснабжения, водоснабжения и (или) водоотведения), осуществляется только путем проведения торгов в форме конкурса.

7. Организатором конкурсов или аукционов является:

1) при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, — собственник имущества, от имени которого действует федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий функции по управлению имуществом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, осуществляющий функции по управлению имуществом муниципального образования (далее — собственник), или федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, которые уполномочены на осуществление функций по организации и проведению конкурсов или аукционов на право заключения договоров в соответствии с возложенными на такие органы полномочиями в случае, если такие органы созданы, или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

2) при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров в отношении государственного или муниципального имущества, указанного в части 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, — уполномоченный собственником обладатель права хозяйственного ведения или оперативного управления (государственное или муниципальное унитарное предприятие, учреждение) или иное лицо, обладающее правами владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества;

3) при проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 739 — федеральное государственное унитарное предприятие или иное лицо, предусмотренное законодательством Российской Федерации.

Рекомендация  Оформление нового жилья по программе переселения из ветхого жилья 2024

8. Допускается привлечение организатором конкурса или аукциона на основе договора юридического лица (далее — специализированная организация) для осуществления функций по организации и проведению конкурсов или аукционов: разработки конкурсной документации, документации об аукционе, опубликования и размещения извещения о проведении конкурса или аукциона и иных связанных с обеспечением их проведения функций.

9. Специализированная организация осуществляет указанные в пункте 8 настоящего Порядка функции от имени организатора конкурса или аукциона. Создание комиссии по проведению конкурсов или аукционов, определение начальной (минимальной) цены договора, предмета и существенных условий договора, конкурсной документации, документации об аукционе, определение условий конкурсов или аукционов и их изменение, а также подписание договора осуществляются организатором конкурса или аукциона.

10. Специализированная организация не может быть участником конкурса или аукциона, при проведении которых эта организация осуществляет функции, указанные в пункте 8 настоящего Порядка.

II. Комиссии по проведению конкурсов или аукционов

11. Для проведения конкурса или аукциона создается конкурсная или аукционная комиссия.

12. Организатор конкурса или аукциона до размещения извещения о проведении конкурса или аукциона принимает решение о создании комиссии, определяет ее состав и порядок работы, назначает председателя комиссии.

При проведении конкурсов или аукционов в отношении имущества, включенного в перечни государственного имущества и муниципального имущества, свободного от прав третьих лиц (за исключением имущественных прав субъектов малого и среднего предпринимательства), которое может быть использовано только в целях предоставления его во владение и (или) в пользование на долгосрочной основе субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, утверждаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее соответственно — Закон N 209-ФЗ, имущество, предусмотренное Законом N 209-ФЗ), создание комиссии, определение ее состава и порядка работы, назначение председателя комиссии осуществляется в соответствии с частью 5 статьи 18 Закона N 209-ФЗ.

13. Количество членов конкурсной или аукционной комиссии должно составлять не менее пяти человек.

14. Членами конкурсной или аукционной комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах конкурсов или аукционов, либо лица, аффилированные с заявителями, в том числе лица, состоящие в штате заявителей, либо лица, на которых заявители способны оказать влияние (в том числе лица, являющиеся членами органов управления, кредиторами заявителей), либо лица, состоящие в браке с руководителем заявителя, или являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями руководителя или усыновленными руководителем заявителя (если заявителем является юридическое лицо). Члены конкурсной или аукционной комиссии обязаны незамедлительно сообщить организатору торгов о возникновении указанных в настоящем пункте обстоятельств. В случае выявления в составе конкурсной или аукционной комиссии таких лиц решение об изменении состава комиссии принимается организатором конкурса или аукциона в срок не позднее 1 рабочего дня со дня выявления указанного обстоятельства.

15. Замена члена конкурсной или аукционной комиссии допускается только по решению организатора конкурса или аукциона.

16. Конкурсной комиссией осуществляются определение участников конкурса, рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе, определение победителя конкурса, оформление протокола рассмотрения заявок на участие в конкурсе, протокола о признании конкурса несостоявшимся, протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, протокола об уклонении от заключения договора по итогам конкурса, протокола об отстранении заявителя или участника конкурса от участия в конкурсе.

17. Аукционной комиссией осуществляются рассмотрение заявок на участие в аукционе и отбор участников аукциона, оформление протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе, протокола о признании аукциона несостоявшимся, протокола подведения итогов аукциона, протокола об уклонении от заключения договора по итогам аукциона, протокола об отстранении заявителя или участника аукциона от участия в аукционе.

18. Организатор конкурса или аукциона вправе создать единую комиссию, осуществляющую функции, предусмотренные пунктами 16 и 17 настоящего Порядка (далее — Единая комиссия).

19. Единая комиссия, конкурсная или аукционная комиссия правомочны осуществлять свои функции, если на заседании комиссии присутствует не менее пятидесяти процентов общего числа ее членов. Члены комиссии должны быть уведомлены о месте, дате и времени проведения заседания комиссии.

20. Члены комиссии лично участвуют в заседаниях и подписывают протоколы заседаний комиссии.

21. Решения комиссии принимаются открытым голосованием простым большинством голосов членов комиссии, присутствующих на заседании. Каждый член комиссии имеет один голос.

III. Требования к участникам конкурсов или аукционов

22. Участником конкурсов или аукционов может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, места нахождения, а также места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора.

23. Участники конкурсов или аукционов должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации к таким участникам. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 739 участники аукциона должны соответствовать требованиям, установленным статьей 5 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее — Закон о приватизации).

24. Кроме указанных в пункте 23 настоящего Порядка требований организатор конкурса или аукциона не вправе устанавливать иные требования к участникам конкурсов или аукционов.

25. Организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия вправе запрашивать информацию и документы в целях проверки соответствия участника конкурса или аукциона требованиям, указанным в пункте 23 настоящего Порядка, у федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в соответствии с их компетенцией, организаций и иных лиц, за исключением лиц, подавших заявку на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом организатор конкурса или аукциона, конкурсная или аукционная комиссия не вправе возлагать на участников конкурсов или аукционов обязанность подтверждать соответствие данным требованиям.

26. Не допускается взимание с участников конкурсов или аукционов платы за участие в конкурсе или аукционе.

27. Организатором конкурса или аукциона устанавливается требование о внесении задатка. При этом размер задатка определяется организатором конкурса или аукциона. При проведении аукционов в соответствии с Постановлением N 739 организатор аукциона устанавливает задаток в размере, указанном в части 6 статьи 18 Закона о приватизации.

IV. Условия допуска к участию в конкурсе или аукционе

28. Заявителем может быть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, места нахождения и места происхождения капитала или любое физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель, претендующие на заключение договора и подавшие заявку на участие в конкурсе или аукционе (далее — заявитель).

Участие в конкурсе или аукционе вправе принимать заявители, зарегистрированные в государственной информационной системе «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (далее — официальный сайт) в соответствии с главой II Регламента государственной информационной системы «Официальный сайт Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.torgi.gov.ru, утвержденного приказом Федерального казначейства от 2 декабря 2021 г. N 38н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 2 декабря 2021 г., регистрационный N 66843). Заявители, зарегистрированные на официальном сайте, считаются зарегистрированными на электронной площадке не позднее рабочего дня, следующего за днем регистрации лица на официальном сайте.

29. Конкурсная или аукционная комиссия принимает решение об отклонении заявки на участие в конкурсе или аукционе в случаях:

1) непредставления документов и (или) сведений, определенных пунктами 53 и 103 настоящего Порядка, либо наличия в таких документах и (или) сведениях недостоверной информации;

2) несоответствия требованиям, указанным в пункте 23 настоящего Порядка;