Получение школьного образования в 20 лет 2024

Президент России подписал указ о запуске пилотного проекта по изменению уровней профессионального образования. Проект стартует уже в этом году и продлится до 2026 года. Что изменится? Как будут поступать абитуриенты?

Сколько учиться?

Для возвращения к базовой системе недостаточно просто снять академические шапочки. / РИА Новости

Повсеместный переход на новую систему высшего образования в России запланирован на 2025 год. «Ключевыми, конечно, будут 2024-2024 годы. В 2026-м он завершается. Думаю, что массовый переход — это 2025 год», — отметил министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Но уже в сентябре 2024 года в шести ведущих российских вузах обучение будет поставлено на «новые колеса». Участники «пилота» — Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Национальный исследовательский технологический университет МИСИС, Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет, Национальный исследовательский Томский государственный университет.

Магистратура вовсе не обязательный вектор в получении высшего образования

Новая система высшего образования — это три уровня: базовое высшее (от 4 до 6 лет — в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.), специализированное высшее — магистратура (от 1 до 3 лет — в зависимости от направления, специализации, будущей профессии и т.д.). Обучение в магистратуре после базового высшего образования не будет считаться вторым высшим.

Третий уровень образования — аспирантура (адъюнктура). Это уровень профессионального образования, направленный на подготовку научных и научно-практических кадров. Кто сможет поступить?

Те, кто получил базовое высшее образование, но со сроком обучения не менее пяти лет, или выпускники магистратуры.

Как уверяют в минобрнауки, сама процедура поступления в вузы практически не изменится. «Речь идет только о разработанных новых программах и новых стандартах, но сама процедура приема для выпускников школ практически не меняется. Это не коснется ни ЕГЭ, ни льгот, ни преимуществ», — подчеркнул Фальков.

Если с поступлением после школы все более или менее понятно: ЕГЭ, дополнительные вузовские испытания — все по привычной схеме, то вот с поступлением в магистратуру точно будут «сдвиги». Во-первых, программы магистратуры будут не во всех российских вузах. «Не может быть магистратура реализована во всех без исключения российских вузах, как сегодня. От этого нужно уходить», — считают в министерстве.

Поэтому будет не жесткий, но все же отбор научных и образовательных организаций, где появятся возможности и условия для магистратуры.

Кстати, по мнению главы минобрнауки, магистратура вовсе не обязательный вектор в получении образования. Более того, нужно сделать так, чтобы человек с базовым высшим образованием мог свободно строить карьеру и без диплома магистра.

Правила приема в магистратуру, по-видимому, также будут меняться в сторону более строгого контроля. Так как магистратура, или специализированное высшее образование, призвана обеспечить углубленную подготовку кадров, то доступ к этому уровню будет открыт не у всех.

2025 год станет решающим в переходе на новую систему высшего образования в России

До сих пор нередки были случаи, когда в магистры шли, что называется, «от фонаря». В новой системе высшего образования поступать в магистратуру смогут в основном те, кто получил «базу» по тому же или смежному профилю. Так что вряд ли гуманитарию получится поступить в магистры на «Инженерное дело».

Правда, для некоторых более универсальных специальностей, считают в министерстве, стоит сделать исключения.

Например, на специализированное высшее по профилю «Менеджмент» могут поступать выпускники с разной базой, а не только, к примеру, экономической. Потому что менеджмент — универсальная специальность. Или, например, направления из сферы так называемых креативных индустрий.

А вот в МИСИС решили отойти от понятия «профильная-непрофильная» магистратура, сделав фокус на междисциплинарности. Вуз — участник пилотного проекта, и его опыт может быть интересен коллегам.

«Все магистерские программы университета МИСИС готовят специалистов, способных решать комплексные задачи, — рассказал «РГ» проректор по образованию МИСИС Александр Волков. — Например, не просто металлургов или айтишников, но разработчиков цифровых решений для промышленных производств или создателей цифровых двойников. Поступить в такую магистратуру может бакалавр, закончивший как «прикладную математику», так и «металлургию». За время обучения студент получает дополнительные специальные знания, которые позволяют ему работать на стыке профессиональных областей, выполняя задачи, далеко выходящие за рамки компетенций узких специалистов.

Все междисциплинарные магистерские программы мы открываем совместно с партнерами, ориентируясь на запросы бизнеса и рынка труда. Это позволяет готовить только тех специалистов, в которых реально нуждаются работодатели».

Комментарий

Валерий Фальков, министр науки и высшего образования:

— Новая система даст возможность гражданам дважды на бесплатной основе отучиться в вузе. Человек должен учиться в течение всей жизни. В XX веке была возможность один раз зайти и получить высшее образование.

Рекомендация  Оплата членских взносов в снт 2024

Сейчас, в XXI веке, у человека будет как минимум две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование.

Сегодня часто противопоставляют бакалавриат и специалитет. Думаю, куда плодотворнее будет уйти от противопоставления в сторону обсуждения гибкости сроков обучения. Нужен баланс между фундаментальностью и применимостью знаний.

При этом одна и та же программа может быть реализована в разные сроки. Это будет зависеть от характера профессиональной деятельности выпускника.

Чем заменят бакалавриат? Что известно о реформе высшего образования и когда она начнётся

В 2022 году Россия вышла из Болонского процесса, а в 2024 году в рамках послания Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин подтвердил: систему «бакалавриат — магистратура» все-таки отменят. Рассказываем, что уже известно о готовящейся реформе и когда изменения вступят в силу.

Что случилось

В рамках послания Федеральному собранию в феврале 2024 года президент Путин анонсировал несколько масштабных изменений в системе высшего образования. Например, исчезновение бакалавриата и магистратуры по привычной схеме «4+2». Эта модель получила широкое распространение в России за последние 20 лет — начиная с 2003 года, после присоединения РФ к Болонскому процессу.

15 марта 2024 года, через месяц после обращения президента, на сайте Кремля был опубликован перечень поручений, среди которых упоминалась и необходимость подготовки масштабной образовательной реформы.

«Предлагается следующее. Первое: вернуться к традиционной для нашей страны базовой подготовке специалистов с высшим образованием. Срок обучения может составить от четырех до шести лет.

При этом даже в рамках одной специальности и одного вуза могут быть предложены программы разные, подготовки в зависимости от конкретной профессии, отрасли и запросов рынка труда».

Владимир Путин, президент РФ, фрагмент речи послания Федеральному собранию

Из поручения президента следует, что вузы смогут устанавливать разные сроки обучения в рамках «одного направления, одной специальности в зависимости от конкретной квалификации, отрасли экономики или социальной сферы».

Также известно, что точно сохранится аспирантура (адъюнктура), главной целью которой будет (как и раньше) подготовка новых педагогических, а также научных кадров.

Поручения должны быть исполнены до 31 июля 2024 года. Учитывая, что приемная кампания в этом году стартует в начале июля, ввести нововведения в 2024/2024 году точно не успеют. Вероятно, масштабные изменения вступят в силу только в 2024/2025 году.

«Традиционная подготовка» — это как?

Президент РФ упомянул о «традиционной для нашей страны базовой подготовке». Под ней подразумевается специалитет — альтернатива бакалавриату и магистратуре, которая сочетает в себе программы обеих ступеней. Специалитет был базовой формой университетского образования в Советском Союзе.

Обучение на нем длилось 5–6 лет, возможности сменить специализацию у студентов не было.

Как мы уже писали выше, специалитет перестал быть массовой формой обучения после 2003 года, когда Россия присоединилась к Болонскому процессу — единой образовательной программе, действующей в европейских странах, в рамкой которой студенты и преподаватели могли ротироваться из вуза в вуз. Подробнее о том, как устроен Болонский процесс и какие плюсы Россия получила от присоединения к программе, «Мел» рассказывал в отдельном тексте.

После присоединения к Болонской системе специалитет был заменен на бакалавриат и магистратуру. При этом некоторые университеты решили просто «разделить» программы специалитета на четырехлетний бакалавриат и двухлетнюю магистратуру, в некоторых случаях искусственно растягивая содержание последних двух лет обучения.

На протяжении почти 20 лет существования российского высшего образования в рамках Болонского процесса разные эксперты критиковали существующую в стране модель обучения за недостаточный уровень подготовки студентов: им необходимо было доучиваться в магистратуре, хотя формально бакалавриат должен быть полностью самостоятельной ступенью образования.

Так, например, еще до исключения страны из Болонского процесса премьер-министр Михаил Мишустин говорил о возможности возвращения специалитета в российские вузы и большей приспособленности такой формы обучения к российским реалиям.

В марте прошло года «Российская газета» цитировала председателя Ассоциации юристов России: «На протяжении долгих лет Россия и СССР выпускали огромное количество первоклассных специалистов, что подтверждается высочайшим уровнем российской и советской науки и промышленности. Поэтому необходимо все преимущества Болонского процесса и классической школы сохранить и усовершенствовать под современные реалии».

Что будет в новой реформе

Пока представить, каким именно будет высшее образование после введения реформы, сложно: чернового варианта закона еще не существует. Тем не менее в информационном поле уже появилось несколько заявлений, которые позволяют предварительно судить о будущих изменениях.

Магистратуру сохранят. Несмотря на то что в университеты вернется специалитет, магистратуру оставят — но в урезанном варианте. Она будет необходима только небольшому числу выпускников, которым потребуется дополнительное углубленное изучение тех или иных областей знаний.

Рекомендация  Основания для лишения родительских прав 2024

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков комментировал анонсированные Владимиром Путиным изменения так: «Важно сделать так, чтобы в новой системе было сбалансированно, в магистратуру должны идти за знаниями, туда должен идти тот, кому эти знания действительно необходимы».

ЕГЭ не отменят. На следующий день после послания Федеральному собранию в Госдуме прозвучали предложения об отмене единого государственного экзамена — такой вариант озвучил депутат Султан Хамзаев. Позже с подобным предложением выступил лидер партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов.

Согласно довольно популярной точке зрения, почти все унифицированные испытания (как ЕГЭ) в стране появились благодаря Болонской системе, хотя их начали испытывать еще до присоединения России к процессу.

ЕГЭ вызывает вопросы не только у отдельных депутатов Госдумы, но и у чиновников. Так, премьер-министр Михаил Мишустин, отвечая на предложение Миронова, отметил , что вопрос ЕГЭ требует серьезного обсуждения. Против ЕГЭ также высказалась глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

Позднее Владимир Путин выразил сомнения в том, что ЕГЭ стоит отменять. Затем возможную отмену экзаменов опроверг глава Рособрнадзора Анзор Музаев: отмена ЕГЭ на фоне отказа от Болонской системы не обсуждается.

Дипломы выпускников, скорее всего, останутся актуальны за рубежом. Главная преференция российских студентов от Болонского процесса — возможность поступать в европейские вузы без сложной процедуры легализации диплома. В некоторых случаях не требовался даже перевод диплома: достаточно было использовать Европейское приложение к диплому, которое выдавали в отдельных российских вузах.

Тем не менее из слов помощника президента РФ Андрея Фурсенко, которые приводит «Интерфакс», следует, что возможность использовать российские дипломы за рубежом сохранится: «…люди, которые хотят работать на Западе, хотят занимать какие-то места, должности… где-то требуется диплом бакалавра, где-то — диплом магистра, где-то, что называется, PhD. И у нас есть определенные соответствия, есть международные договора, которые устанавливают эти соответствия со многими странами. Поэтому я думаю, что это и будет продолжаться».

Как отреагировали в вузах

ТАСС приводит комментарии руководителей нескольких вузов — преимущественно тех, в которых специалитет и так продолжал существовать в довольно большом объеме.

«Университеты… смогут выстраивать свои образовательные программы с учетом реальных запросов общества и работодателей, готовить профессионалов с востребованными навыками и квалификациями», — заметил ректор Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) Николай Кропачев.

Возможное улучшение контактов с работодателями отметили и в других вузах, но пока неясно, за счет каких программ студенты будут получать более качественную подготовку к работе.

Кроме того, ректоры оценили возможность автономно назначать окончательные сроки обучения. Вероятно, благодаря этому в России появятся программы, объединяющие бакалавриат и магистратуру, но длящиеся 5 — 5,5 лет.

«Вопрос изменения сроков важно проработать. Находясь в диалоге с IT-компаниями, мы видим, что они заинтересованы как раз в более быстрой подготовке кадров. Мы даже рассматриваем вариант реализовать программу „бакалавриат + магистратура“ за пять лет вместо шести», — сообщил «Ведомостям» ректор Университета ИТМО Владимир Васильев.

Фото: Pressmaster / Shutterstock / Fotodom

Российское образование радикально изменится в 2024 году: что ждет школьников и студентов

Российские власти в 2022 году всерьез взялись за систему образования. Грядущие изменения коснутся и школьников, и абитуриентов, и студентов. В основе идеи — формирование собственного стандарта образования с оглядкой на советские традиции.

Что ждет начальное и высшее образование уже в 2024 году — в материале Общественной службы новостей.

Как в первый класс

Уже с 1 сентября 2024 года российские начальные школы перейдут на единую общеобразовательную программу. Соответствующий законопроект был оперативно принят Госдумой в начале осени — 8 сентября 2022 года он был внесен, а уже 14 сентября его приняли в третьем чтении. Один из авторов документа, депутат Ольга Казакова объясняла такую спешку тем, что «у нас нет ни одного лишнего дня, нам нужно принимать и сразу начинать эту работу».

С нового учебного года единые стандарты в начальной школе заработают для уроков русского языка, чтения и окружающего мира. В средней школе в список добавятся история, обществознание, география и ОБЖ. Таким образом, речь идет о гуманитарных науках и общественных дисциплинах, но не о химии, физике или математике.

«Здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред»

blockquote

«Вводя такую прямую норму, мы защищаем те предметы, которые формируют ценности молодого человека, готовят их к нашим ценностям, о которых мы говорим. И здесь всякая вариативность, примерность, неопределенность наносят большой вред», — заявляла Казакова в Госдуме.

Стандарты должны быть выработаны минпросвещением до 31 января 2024 года. Нововведения предполагают и замену учебников. Однако в течение 5 лет у российских школ будет переходный период, во время которого еще можно пользоваться старыми учебниками.

Рекомендация  Перерегистрация ооо на домашний адрес 2024

Ранее школы сами утверждали программы образования.

Авторы закона объясняли необходимость его принятия еще и тем, что дети при переходе в другую школу не будут отставать от одноклассников и смогут адаптироваться к незнакомым для себя стандартам.

В экспертном сообществе нововведение восприняли неоднозначно. Критики говорят о том, что нововведения ограничивают педагогов в применении разных образовательных методик по отношению к разным детям — ведь есть как отстающие по тем или иным предметам ученики, так и отстающие классы. Единые стандарты в таком случае могут не учесть индивидуальных особенностей развития ребенка и привести к снижению качества образования.

Со следующего года также возможен переход школ на новую систему финансирования. Об этом 13 декабря заявил председатель Госдумы Вячеслав Володин.

«Будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы»

blockquote

«На следующей неделе планируем принять изменения в закон об образовании. Решение предоставит право региональным органам власти переводить школы на областной бюджет. Это значит, будет не только больше возможностей и средств для финансирования, но и другая ответственность: за нерешенные вопросы можно спрашивать с тех, у кого есть полномочия и финансы», — рассказал политик в своем telegram-канале.

Новые правила приема в вузы

Впрочем, изменения ждут и сферу высшего образования. Российские вузы приняли в этом году решение о выходе из Болонской системы. Соответствующее заявление в мае сделал министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Переход будет постепенным, а новый перечень специальностей должен быть утвержден к 2024 году.

Это значит, что российские вузы откажутся от бакалавриата и магистратуры и вернутся к традиционным специалитетам.

С нового учебного года уже изменится порядок приема абитуриентов. Например, уменьшится количество направлений подготовки, по которым можно одновременно участвовать в конкурсе на бакалавриат и специалитет.. Теперь их всего 5. Таким образом, абитуриенты смогут подать заявления в 5 разных вузов, выбрав по 5 направлений подготовки в каждом из них.

Поступающий также будет указывать приоритеты на различных условиям — хочет он поступать в головной вуз или филиалы, на очную или заочную форму обучения, на бюджетные места или внебюджетные. Также на государственном уровне обсуждается внедрение платформы для отправки документов на поступление на базе «Госуслуг».

Экспертное мнение заслуженного учителя РФ Евгения Ямбруга для Общественной службы новостей:

«В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет»

blockquote

«Я думаю, что все это в значительной степени политические инициативы, которые к жизни имеют весьма отдаленное отношение. Во-первых, Болонскую систему никто отменять не будет. В том, что студенты сначала получают степень бакалавра, а потом магистра и могут менять профессии, ничего плохого нет. Скажем, девочка решила стать учителем начальных классов.

И как бакалавр она эти знания получила. Но потом она решает стать администратором, и в итоге я получаю замечательного завуча по начальной школе.

С другой стороны, есть такие профессии, где никто и нигде в мире не отказывался от специалитета. Например, медики и инженеры. Кто такой бакалавр-медик? Ну это какой-то недоучившийся фельдшер. Но в медицинской сфере у нас остался специалитет.

И, помимо того, что ты 5 лет учишься, ты проходишь послевузовскую подготовку, ординатуру, стажировку. И только тогда уже можно полноценно начинать работать. В той же Америке, которую мы очень не любим, раньше 27 лет врач не становится практикующим.

Что касается школьных стандартов, то здесь нужно понимать, что они сделаны для формирования единого образовательного пространства. Ребенок, который переходит из московской школы в хабаровскую, не должен там потеряться. Но в том же законе об образовании сказано – есть 70% стандарта, а на 30% имеет право сама школа варьировать программу. Есть разные школы, лицеи, гимназии, где, например, обучают математиков. Есть школы, где много ребят с проблемным развитием, и там нужны нестандартные подходы.

Поэтому стандарт нужен, но молиться ему нельзя».

Больше актуальных новостей и эксклюзивных видео смотрите в телеграм канале ОСН. Присоединяйтесь!