Получение разрешения на сторительство в зоне подтопления 2024

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения их инженерной защитой от затопления, подтопления запрещено.

Частью 5 ст. 67.1 ВК РФ предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов либо его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 8 Свода правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 964/пр, предусмотрено, что к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции.

Таким образом, Водным кодексом не исключена возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но оно должно реализовываться при обеспечении таких объектов инженерной защитой.

Отказ органов местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, по причине отнесения земельных участков к зонам затопления, подтопления, при отсутствии сведений о данных зонах в Едином государственном реестре недвижимости является незаконным, несмотря на отражение этих сведений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

В случае, если сведения о зонах затопления и подтопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, строительство объекта недвижимости и его ввод в эксплуатацию возможны при наличии проектной документации систем инженерной защиты от затопления и подтопления и фактического обеспечения данных систем на объекте.

Прямая ссылка на материал

  • Вконтакте
  • LiveJournal

Прокуратура
Калужской области

Прокуратура Калужской области

Дата публикации:

14 июля 2022, 11:33

Условия размещения объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 67.1 Водного кодекса РФ строительство объектов капитального строительства без обеспечения их инженерной защитой от затопления, подтопления запрещено.

Частью 5 ст. 67.1 ВК РФ предусмотрено, что решение об установлении, изменении зон затопления, подтопления принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (Федеральным агентством водных ресурсов либо его территориальных органов).

Зоны затопления, подтопления считаются установленными, измененными со дня внесения сведений о зонах затопления, подтопления, соответствующих изменений в сведения о таких зонах в Единый государственный реестр недвижимости.

Пунктом 8 Свода правил «Инженерная защита территории от затопления и подтопления», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16 декабря 2016 г. N 964/пр, предусмотрено, что к сооружениям инженерной защиты территорий от затопления и подтопления относятся: дамбы обвалования, дренажи, дренажные и водосбросные сети, нагорные водосбросные каналы, быстротоки и перепады, трубопроводы и насосные станции.

Таким образом, Водным кодексом не исключена возможность строительства объектов капитального строительства в зонах затопления, подтопления, но оно должно реализовываться при обеспечении таких объектов инженерной защитой.

Отказ органов местного самоуправления в выдаче разрешения на строительство объектов индивидуального жилищного строительства, по причине отнесения земельных участков к зонам затопления, подтопления, при отсутствии сведений о данных зонах в Едином государственном реестре недвижимости является незаконным, несмотря на отражение этих сведений в Генеральном плане и Правилах землепользования и застройки.

В случае, если сведения о зонах затопления и подтопления внесены в Единый государственный реестр недвижимости, строительство объекта недвижимости и его ввод в эксплуатацию возможны при наличии проектной документации систем инженерной защиты от затопления и подтопления и фактического обеспечения данных систем на объекте.

Калуга, ул. Кутузова, д. 2 а
Телефон: +7 (4842) 57-49-81
Телефон: +7 (910) 520-31-09

ВС пояснил порядок согласования размещения дома на участке в зоне затопления

Суд отметил, что из буквального содержания положений Водного кодекса не следует, что защитные сооружения для предотвращения затопления и подтопления на момент уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС уже должны быть возведены

23 марта 2024

Фотобанк Лори

Одна из экспертов считает, что ВС РФ обоснованно защищает право собственников земельного участка на владение, пользование и распоряжение землей. Другая полагает, что определение вносит ясность в применение ст. 67.1 Водного кодекса и еще раз подчеркивает, что однозначного запрета на строительство на таких землях нет.

Третья указала, что Суд сместил акцент строительного надзора с экспертизы документации, полученной с уведомлением о планируемом строительстве, на документацию, которая будет получена от застройщика уже после возведения объекта.

Верховный Суд в Кассационном определении от 1 марта 2024 г. по делу № 49-КАД22-11-К6 высказался о допустимости размещения объекта ИЖС на земельном участке, расположенном в границах зоны затопления, до возведения защитных сооружений.

10 июня 2016 г. Алене и Александру Буркиным и их несовершеннолетним детям как многодетной семье на основании договора безвозмездной передачи был предоставлен в собственность земельный участок с видом разрешенного использования – для индивидуального жилищного строительства. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, не имеет обременений, располагается в границах сложившейся застройки индивидуальными жилыми домами.

Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 января 2013 г. № 22 был утвержден реестр населенных пунктов, попадающих в зоны подтоплений (затоплений), вызванных гидрологическими и гидродинамическими явлениями и процессами. В реестр вошло с. Заливной Стерлитамакского района РБ с водным объектом «Юмагузинское водохранилище» с риском катастрофического затопления вследствие аварии на гидротехнических сооружениях. Согласно выписке из ЕГРН предоставленный Буркиным земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории.

21 июля 2021 г. уведомлением МКУ «Управление архитектуры, градостроительства и имущественных отношений муниципального района Стерлитамакский район Республики Башкортостан» Буркиным было сообщено о недопустимости размещения объекта ИЖС на принадлежащем им на праве собственности земельном участке в связи с его нахождением в зоне затопления, подтопления. При этом учреждение ссылалось на ч. 6, 7 ст. 67.1 Водного кодекса РФ.

Рекомендация  Реестр собственников мкд 2024

В связи с этим Алена и Александр Буркины обратились в суд с административным исковым заявлением о признании уведомления незаконным. Суд удовлетворил заявленные требования, на учреждение была возложена обязанность по пересмотру вопроса о выдаче уведомления о соответствии планируемого строительства объекта ИЖС установленным параметрам. Сославшись на положения ч. 7 ст. 67.1, п. 1 и 17 ст. 24, п. 4 ч. 2 ст.

39 Водного кодекса, первая инстанция пришла к выводу, что отнесение земельного участка к зоне затопления (подтопления) не устанавливает безусловный запрет на ИЖС. Данные нормы предусматривают обязанность собственника водного объекта осуществлять меры по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий, в том числе по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на водных объектах при их использовании.

Вместе с тем 6 апреля 2022 г. Верховный Суд РБ отменил решение первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляция установила, что земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий, и сделала вывод о том, что в силу вышеприведенного правового регулирования установлен запрет на строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления, в связи с чем полагал правомерным оспариваемое уведомление. С такими выводами согласился и кассационный суд.

Впоследствии административные истцы подали кассационную жалобу в Верховный Суд. Рассмотрев дело, Судебная коллегия по административным делам ВС пояснила, что затопление и подтопления согласно п. 16 ст. 1, ч. 1 ст.

67.1 Водного кодекса являются одними из возможных форм негативного воздействия вод на определенные территории и объекты. В целях предотвращения такого воздействия, ликвидации его последствий в соответствии с названным Кодексом принимаются меры по обеспечению инженерной защиты территорий и объектов.

В границах зон затопления, подтопления, в соответствии с законодательством РФ о градостроительной деятельности отнесенных к зонам с особыми условиями использования территорий, запрещаются размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без обеспечения инженерной защиты таких населенных пунктов и объектов от затопления, подтопления. При этом, указал ВС, инженерная защита территорий и объектов от негативного воздействия вод осуществляется в порядке, предусмотренном российским законодательством о градостроительной деятельности, органами государственной власти и органами местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешений на строительство (ч. 4 ст.

67.1 Водного кодекса).

Вместе с тем, как подчеркнула Судебная коллегия, из буквального содержания указанных норм права не следует, что защитные сооружения на момент уведомления о планируемом строительстве объекта ИЖС уже должны быть возведены. ВС уточнил, что в соответствии со ст. 51.1 ГрК РФ застройщик в целях строительства или реконструкции объекта ИЖС или садового дома подает в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган уведомление о планируемых строительстве или реконструкции, содержащее сведения, указанные в ч. 1 данной статьи, и прикладывает соответствующие документы. Однако информация об обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления, подтопления в случае расположения земельного участка в указанной зоне с особыми условиями использования территории не входит в перечень вышеупомянутых сведений и документов.

Более того, добавил Суд, предотвращение негативного воздействия вод на объекты капитального строительства на таких земельных участках возможно в том числе при обеспечении инженерной защиты таких объектов от затопления и подтопления в процессе возведения жилого дома, в том числе собственником земельного участка.

Суд принял во внимание, что Генеральный план Наумовского сельского поселения Стерлитамакского муниципального района РБ, утвержденный решением Совета данного сельского поселения от 7 июня 2017 г., содержит сведения о наличии комплекса мероприятий по инженерной защите территорий от временного затопления и возможного катастрофического затопления, в том числе земель в с. Заливной.

Таким образом, Верховный Суд пришел к выводу, что судебные акты апелляции и кассации постановлены с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход административного дела, в связи с чем отменил их и оставил в силе решение первой инстанции.

Адвокат АП Краснодарского края Алина Шакалова считает, что ВС обоснованно защищает право собственников земельного участка, предусмотренное ч. 3 ст. 209 ГК РФ, на владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом, осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. «В моей практике собственники земельных участков, попадающих полностью или частично в зону с особыми условиями использования территорий, часто сталкиваются с проблемой как получения уведомления о планируемом строительстве или реконструкции объекта ИЖС или садового дома, так и постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности дома в “упрощенном порядке”. В первом случае отказ выдает орган местного самоуправления, во втором – Росреестр», – поделилась эксперт.

Алина Шакалова полагает, что ВС РФ верно указал на императивность нормы ч. 3 ст. 51.1 ГрК РФ в части перечня документов, которые прилагаются к документу. Она отметила: в целях обеспечения инженерной защиты объектов от подтопления, затопления необходимо разработать проектную документацию, где должны быть предусмотрены порядок и сроки выполнения инженерных работ, и, таким образом, требования п. 1 ч. 6 ст.

67.1 Водного кодекса будут соблюдены. Однако отсутствие проектной документации не должно влиять на процедуру получения уведомления о планируемом строительстве, постановке на кадастровый учет и регистрации права, уточнила эксперт.

Рекомендация  Отключение от электрической сети снт неплательщика 2024

Руководитель практики «Недвижимость. Земля. Строительство» АК «Сотниковы и Партнеры» Елена Сотникова подчеркнула, что проблема предоставления земельных участков и строительства в границах зон подтопления стала актуальной после изменений Водного кодекса РФ в 2017 г. и в настоящее время в разных регионах много споров, связанных с формированием и использованием земельных участков в таких зонах.

Как пояснила Елена Сотникова, теперь согласно ст. 67.1 Водного кодекса должны быть приняты меры по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления и подтопления, имеются ограничения на создание новых населенных пунктов и строительство без дополнительных мер защиты. «Определение ВС вносит ясность в применение рассматриваемой нормы и еще раз подчеркивает, что однозначного запрета на строительство на таких землях нет. Это сократит количество необоснованных отказов в согласовании строительства.

Выводы суда в очередной раз подчеркивают недопустимость слишком узкого толкования правовых норм», – считает эксперт.

Юрист компании ALTHAUS Legal Юлия Максимкина также указала, что рассмотренная ВС проблема является актуальной, поскольку правоприменительная практика по-разному трактует вопрос о критериях согласования уведомления о размещении объекта ИЖС, который находится в зоне подтопления, затопления.

«Долгое время в судебной практике превалирует подход, согласно которому размещение объекта ИЖС допускается при условии, что застройщик вместе с уведомлением о размещении объекта предоставляет или документацию о планируемых мероприятиях по обеспечению земельного участка инженерной защитой, или предоставляет доказательства проведения защитных мероприятий (кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2022 г. по делу № 88а-13831/2022; кассационное определение Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 29 ноября 2022 г. № 88а-37067/2022). Лишь в незначительном количестве судебных дел суды толкуют норму ч. 3 ст. 6.1 Водного кодекса иначе, допуская возможность непредоставления вышеуказанных документов до начала строительства объекта ИЖС (кассационное определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17 января 2024 г. № 88а-861/2023)», – рассказала она.

По мнению эксперта, выводы ВС РФ не отменяют правил о необходимости проведения застройщиком защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в месте нахождения земельного участка. «Суд сместил акцент строительного надзора с экспертизы документации, полученной с уведомлением о планируемом строительстве, на документацию, которая будет получена от застройщика уже после возведения объекта ИЖС, – отметила Юлия Максимкина. – Может быть, такое толкование нормы ч. 3 ст. 6.1 Водного кодекса РФ и открывает застройщику возможность сократить временные и финансовые затраты на начальном этапе, но тем не менее полностью не исключает риск будущих судебных споров, связанных с оспариванием уведомления о несоответствии построенного объекта ИЖС требованиям законодательства о градостроительной деятельности. Ведь, вполне вероятно, может возникнуть ситуация, при которой застройщику придется доказывать, что выбор решений по инженерной защите полностью соответствует технико-экономическим показателям в проектной документации».

Новый порядок согласования строительства в водоохранной зоне с Росрыболовством в 2024 году

В соответствии с ч. 1 ст. 65 Водного кодекса РФ на водоохранных зонах, т.е. территориях, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) рек, устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

Согласно ч. 4 указанной статьи ширина водоохранной зоны рек устанавливается от их истока для рек протяженностью:

1) до десяти километров – в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров – в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более – в размере двухсот метров.

В соответствии с ч. 5 ст. 65 Водного кодекса РФ для реки протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки устанавливается в размере пятидесяти метров.

На основании ч. 16 ст. 65 Водного кодекса РФ строительство, эксплуатация хозяйственных и иных объектов в границах водоохранных зон допускается только при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Как узнать входит ли участок в водоохранную зону, прибрежную полосу и береговую полосу (бечевник)

Сведения о нахождении участка в водоохранной зоне можно получить одним из следующих способов:

— заказать градостроительный план земельного участка в администрации района;

— проверить сведения о внесенных водоохранных зонах и прибрежно-защитных полосах на публичной кадастровой карте;

— запросить информацию в Московско-Окском басейновом водном управлении (Росрыболовстве);

— посмотреть в режиме реального времени на Геопортале подмосковья по ссылке

Водоохранные зоны на карте росреестра, как узнать размер водоохранной зоны и проверить сведения о водоохранной зоне.

Посмотреть водоохранные зоны основных водных объектов (крупных рек и водохранилищ) можно на карте Росреестра, а также, у нас на сайте по ссылке

Проверить сведения о водоохранной зоне, рассчитать размер береговой полосы и прибрежно-защитной полосы можно бесплатно, отправив нам заявку или позвонив по номерам телефонов на сайте.

Водоохранная зона и строительство жилого дома, что нужно знать до начала строительства.

Строительство в водоохранной зоне частного жилого дома имеет ряд ограничений по отводу ливневых, хозяйственно-бытовых и иных стоков в специальные приемники из водонепроницаемых материалов, либо, должна быть центральная канализация, либо индивидуальные очистные сооружения.

Также следует учесть, что производство строительных работ должно исключать попадание снятого плодородного грунта и строительно-бытового мусора и остатков в водный объект, т.е. отвалы земли должны складываться в бурты вне пределов береговой полосы и поймы водного объекта.

Рекомендация  Получение пенсии при смене регистрации 2024

Для целей недопущения приостановки строительства в водоохранной зоне необходимо получить соответствующее согласование в Росрыболовстве.

Если граждане в водоохранной зоне занимаются садоводством или огородничеством для собственных нужд и у них отсутствуют очистные сооружения или канализация, они могут использовать у себя сооружения, которые собирают сточные воды в специальные приемники из водонепроницаемых материалов. Однако, если речь идет об участке под индивидуальное жилищное строительство, здесь должна быть либо центральная канализация, либо индивидуальные очистные сооружения.

Сколько метров от реки можно строить дом.

Строительство жилого дома от реки или иного водного объекта возможно за пределами береговой полосы на расстоянии от 5 до 20 метров от воды (в зависимости от протяженности объекта). Узнать более точный размере береговой полосы по вашему объекту можно у наших юристов, связавшись любым удобным способом, либо заказав ГПЗУ в администрации района.

Что можно строить в водоохранной зоне.

Согласно ч. 16 ст. 65 ВК РФ в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Таким образом, конкретный перечень допустимого строительства ограничен лишь закрытым перечнем недопустимого строительства, указанного в ст.

15, 17 ВК РФ.

Что запрещается строить в водоохранной зоне:

— строительство и реконструкция автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, инфраструктуры внутренних водных путей, в том числе баз (сооружений) для стоянки маломерных судов, объектов органов федеральной службы безопасности), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

— хранение пестицидов и агрохимикатов (за исключением хранения агрохимикатов в специализированных хранилищах на территориях морских портов за пределами границ прибрежных защитных полос), применение пестицидов и агрохимикатов (ч. 15 ст. 65 Водного кодекса РФ);

— движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие.

— сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

— разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 “О недрах”

Особенности строительства в водоохранной зоне.

К особенностям строительства в водоохранной зоне можно отнести ряд ограничений по допустимым видам объектам строительства, обязанность по согласованию с Росрыболовством планируемого строительства, разработка документации по Расчету наносимого ущерба водному объекту, разработка документации по Компенсационным мероприятиям, согласование раздела систем водоснабжения, согласование раздела систем водоотведения, согласование раздела технологическиех решений.

Строительство в береговой полосе

В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации береговая полоса – это полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, ширина береговой полосы которых составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (ч. ч. 6, 8 ст. 6 Водного кодекса РФ).

В соответствии с п. 8 ст. 27 ЗК РФ приватизация земельных участков в пределах береговой полосы запрещена. Кроме того, установлен запрет на ограничение публичного доступа на береговую полосу (п. 8 ст.

6 ВК РФ).

Таким образом, любое строительство в переделах береговой полосы запрещено законодательством на всей территории РФ.

Согласование с росрыболовством (порядок, требуемые документы, срок).

В целях согласования с территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство), в зависимости от типа объекта строительства готовится следующая документация:

✔Заявление, заполненноевсоответствии с требованиями Росрыболовства.

✔Схемуобъектавплане (суказаниемразмеровобъектавгоризонтальнойплоскости) с указанием расположения объекта относительно водоохраной зоны.

✔ПроектпроизводстваработнаучасткедляИЖС (ППР), либо проект строительства в составе подразделов проектной документации для нежилых зданий и строений;

✔Схемупланировочнойорганизацииземельногоучастка, выполненнуювсоответствии с градостроительным планом земельного участка в составе подразделов проектной документации;

✔Сертификаты, подтверждающиесоответствиетребованийбезопасностиприборовбиологическойочистки (септикиков, биологическихстанций, очистных локальных сооружений), технические условия по подключению к центральной канализации;

✔Получениерыбохозяйственнойхарактеристикипервойивторойкатегории при нахождении объекта в водоохранных зонах указанных объектов;

✔ Разработка документации: «Оценка негативного воздействия, наносимого водным биоресурсам и среде их обитания»;

✔согласованиеразделасистемводоснабжения, разделасистемводоотведения, разделатехнологическиерешения;

✔Документыподтверждающиеосуществлениемероприятийпообеспечениюохраныводныхобъектовипредупреждению (недопущению) негативноговоздействия на биоресурсы и среду их обитания, а также мероприятия по недопущению попадания ливневых и сточных (бытовых) вод обеспечивается за счет использования локальных очистных сооружений для очистки вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающих их чистоту исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства.