Внести в Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 52, ст. 5880; 2012, № 10, ст. 1163; 2013, № 27, ст.
3477; 2015, № 48, ст. 6724; 2018, № 31, ст. 4856; 2022, № 29, ст.
5260; 2024, № 23, ст. 4009) следующие изменения:
а) пункт 3 1 дополнить подпунктами 6 и 7 следующего содержания:
«6) признания их безвестно отсутствующими в соответствии со статьей 42 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случае отмены решения суда о признании лица безвестно отсутствующим такое лицо подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список;
7) приобретения ими благоустроенных жилых помещений в собственность либо при полном погашении предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, в соответствии со статьей 8 1 настоящего Федерального закона.»;
б) дополнить пунктами 6 1 — 6 3 следующего содержания:
«6 1 . В целях заключения с лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договора социального найма в отношении занимаемых ими жилых помещений срок действия договора найма специализированного жилого помещения может быть сокращен по инициативе лица, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, но не более чем на два года.
6 2 . Сокращение срока действия договора найма специализированного жилого помещения, предусмотренное пунктом 61 настоящей статьи, допускается при наличии по состоянию на дату подачи лицом, с которым заключен договор найма специализированного жилого помещения, заявления о сокращении срока действия такого договора в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 23 лет;
2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;
3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;
4) надлежащее исполнение заявителем предусмотренных законодательством Российской Федерации и договором найма специализированного жилого помещения обязанностей нанимателя жилого помещения;
5) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
6) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;
7) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
6 3 . Перечень документов, прилагаемых к заявлению о сокращении срока действия договора найма специализированного жилого помещения, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о сокращении срока действия такого договора или об отказе в сокращении срока действия такого договора (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») утверждаются Правительством Российской Федерации.»;
2) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:
«Статья 8 1 . Дополнительные гарантии права на жилое помещение в виде предоставления выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой
1. Право на однократное предоставление за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой (далее также — выплата), имеют лица, указанные в пункте 9 статьи 8 настоящего Федерального закона, включенные в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, при наличии совокупности обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Выплата не может быть использована в связи с участием в жилищном или жилищно-строительном кооперативе либо ином специализированном потребительском кооперативе, долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также на приобретение жилого помещения путем заключения договора купли-продажи с рассрочкой платежа.
2. Предоставление выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, в том числе в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом (при условии использования собственных средств членов семьи либо иных мер социальной поддержки, если при этом общая площадь жилого помещения, приходящаяся на долю каждого из сособственников, определяемая пропорционально размеру доли каждого из сособственников, составляет не менее шести квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого сособственника), или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, допускается при наличии по состоянию на дату подачи заявления о предоставлении выплаты совокупности следующих обстоятельств:
1) достижение заявителем возраста 23 лет;
2) наличие у заявителя документально подтвержденного не менее чем за двенадцать календарных месяцев, предшествующих месяцу обращения с заявлением, дохода не ниже минимального размера оплаты труда от трудовой, предпринимательской и (или) иной деятельности, не запрещенной законодательством Российской Федерации, который обеспечивает ему и его семье среднедушевой доход, превышающий величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации по месту жительства заявителя по состоянию на дату обращения с заявлением;
3) отсутствие у заявителя задолженности по налогам и сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, за исключением сумм, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах предоставлена отсрочка или рассрочка;
4) отсутствие у заявителя психических заболеваний или расстройств, алкогольной или наркотической зависимости;
5) отсутствие у заявителя судимости и (или) факта его уголовного преследования за умышленное преступление;
6) отсутствие обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания заявителю содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.
3. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в собственность, в том числе в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом, или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, порядок подачи и рассмотрения указанного заявления, порядок направления информации о принятии решения о предоставлении выплаты или об отказе в предоставлении выплаты (в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)») утверждаются Правительством Российской Федерации.
4. Преимущественное право на предоставление выплаты перед другими лицами, включенными в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 настоящего Федерального закона, имеют следующие лица:
1) подавшие заявление о предоставлении выплаты на приобретение благоустроенного жилого помещения в общую собственность с несовершеннолетним ребенком (детьми) и (или) супругом или для полного погашения предоставленного на приобретение жилого помещения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, за счет выплаты и использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала;
2) принимавшие участие в специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области.
5. Выплата перечисляется на счет в кредитной организации, указанный продавцом жилого помещения, либо в случае ее использования для полного погашения кредита (займа) по договору, обязательства заемщика по которому обеспечены ипотекой, на счет кредитной организации, с которой заключен такой договор.
6. Расчет размера выплаты производится исходя из:
1) норматива общей площади жилого помещения не менее 33 квадратных метров;
2) показателя средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения в субъекте Российской Федерации, предоставляющем выплату, но не ниже стоимости, устанавливаемой уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти для расчета размеров безвозмездных социальных выплат для всех категорий граждан, которым указанные социальные выплаты предоставляются на приобретение (строительство) жилых помещений за счет средств федерального бюджета.
7. Контроль за приобретением жилых помещений за счет выплаты, в том числе путем направления и получения межведомственных запросов о соответствии приобретаемого получателем выплаты жилого помещения установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, о наличии или об отсутствии информации о признании данного жилого помещения непригодным для проживания и (или) признании многоквартирного дома, в котором находится данное жилое помещение, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, осуществляют уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органы местного самоуправления в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями.
8. Правила предоставления выплаты, в том числе порядок проведения проверки документов, необходимых для перечисления выплаты, порядок перечисления выплаты и осуществления контроля уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления в случае наделения их законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями за приобретением жилых помещений за счет выплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.
9. Получатель выплаты до заключения договора купли-продажи жилого помещения, планируемого к приобретению за счет выплаты, представляет проект договора купли-продажи жилого помещения в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями для рассмотрения комиссией, созданной в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи.
10. Решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении принимается комиссией, созданной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления в случае наделения его законом субъекта Российской Федерации соответствующими полномочиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, с учетом совокупности обстоятельств, указанных в пункте 2 настоящей статьи. Положение об этой комиссии утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
11. Право на выплату подтверждается именным документом на приобретение жилого помещения — сертификатом. Форма сертификата, правила выпуска и реализации сертификата утверждаются Правительством Российской Федерации.
12. Выдача сертификата лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании решения комиссии, созданной в соответствии с пунктом 10 настоящей статьи, о предоставлении выплаты.
13. Сертификат подлежит реализации на территории Российской Федерации.
14. Жилое помещение, приобретенное за счет выплаты, не может быть отчуждено, передано в залог, аренду, наем, обременено иными правами в течение трех лет со дня государственной регистрации получателем выплаты прав собственности на жилое помещение в Едином государственном реестре недвижимости.
Расторжение договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, по соглашению сторон не допускается.
15. В случае, если сделка купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, признана судом недействительной или к ней применены последствия недействительности ничтожной сделки, получатель выплаты подлежит восстановлению в списке начиная с даты первоначального включения его в список в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и средства выплаты подлежат возврату в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Если сделка купли-продажи жилого помещения с использованием в том числе мер социальной поддержки признается недействительной, возврат средств (части средств) осуществляется на основании решения суда в соответствии с гражданским законодательством.
16. Информация о предоставлении выплаты, в том числе о регистрационном номере сертификата, решении уполномоченного органа исполнительной власти о выдаче сертификата, дате выдачи сертификата и дате заключения договора купли-продажи жилого помещения, приобретенного за счет выплаты, размере выплаты, об адресе приобретенного жилого помещения, о дате исключения получателя выплаты из списка, размещается в государственной информационной системе «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» в соответствии со статьей 4 настоящего Федерального закона.».
Статья 2
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением абзаца двадцать девятого пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона.
2. Абзац двадцать девятый пункта 2 статьи 1 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2024 года.
3. Действие положений пунктов 6 1 — 6 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» распространяется на договоры найма специализированных жилых помещений, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
4. Положения пункта 6 3 статьи 8 и пункта 3 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части использования федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» применяются с 1 октября 2024 года.
5. Положения пункта 16 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» в части использования государственной информационной системы «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» применяются с 1 января 2026 года.
6. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона привести свои законы и иные нормативные правовые акты в соответствие с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции настоящего Федерального закона).
7. В случае, если на день вступления в силу настоящего Федерального закона законодательством субъекта Российской Федерации были установлены дополнительные виды социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления выплаты названным лицам, не достигшим возраста 23 лет, законодательство субъекта Российской Федерации может применяться при условии, что право на выплату будет предоставляться лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигшим возраста 21 года, включенным в список в соответствии с пунктом 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», и на них будут распространяться обстоятельства, установленные в подпунктах 2-6 пункта 2 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
8. В случае, если законодательством субъекта Российской Федерации были установлены дополнительные виды социальной поддержки по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями путем предоставления выплаты, органам государственной власти субъектов Российской Федерации внести информацию о предоставленных выплатах и жилых помещениях, приобретенных за счет выплат, в государственную информационную систему «Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере» в течение шести месяцев со дня начала применения положений пункта 16 статьи 8 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Дома в строй: в России появится единая система выдачи квартир сиротам
К 2024 году система выдачи жилья сиротам станет единой по всей стране. Ее внедрением займутся Минстрой и «Дом.РФ», в базе будут содержаться данные о квартирах и нуждающихся в них гражданах. Ожидается, что новый сервис упростит и ускорит весь процесс поиска и предоставления недвижимости. Но пока очередь сирот только растет: в Счетной палате сообщили, что за год она увеличилась на 2,4 тыс. человек.
Для борьбы с проблемами в ГД также подготовили поправки ко второму чтению законопроекта о выдаче такого жилья по сертификатам. Предлагается их предоставлять также через спецсистему, в которой можно будет контролировать состояние дома, наличие инфраструктуры, долгов за ЖКХ.
Единая система
В России разрабатывают единую систему учета специального жилищного фонда для детей-сирот, сообщили «Известиям» в Минстрое и «Дом.РФ». Сегодня уже реализуется пилотный проект в шести регионах — Воронежской, Калининградской, Липецкой, Нижегородской, Омской областях и Красноярском крае. Там сформированы списки жилья для его выдачи, всего около 15,3 тыс. объектов.
Масштабирование на все субъекты запланировано на 2024 год.
Фото: РИА Новости/Павел Лисицын
— Создание системы учета специализированного жилищного фонда необходимо для формирования единой базы, позволяющей не просто учитывать жилые помещения, подходящие под условия госпрограмм для детей-сирот, но и планировать их распределение, анализировать актуальные данные по использованию, — отметил заместитель министра строительства и ЖКХ России Никита Стасишин.
В «Дом.РФ» добавили, что в единой системе будет учитываться необходимый объем и источники предложения по благоустроенным квартирам на первичном и вторичном рынках, доступным для приобретения. С помощью сервиса значительно ускорится поиск жилья, отвечающего требованиям, передача его регионам, унифицируются алгоритмы учета и сохранности помещений, добавили там.
Не по адресу: сирот до получения жилья хотят прописывать в интернатах
Как им поможет наличие регистрации в детдомах
Сегодня жилья для детей-сирот либо недостаточно, либо оно плохого качества, сказал эксперт «Народного фронта» Павел Склянчук. Создание единого реестра позволит сделать выдачу госквартир прозрачной и исключит возможность манипуляций со стороны чиновников, считает он. Кроме того, система учета специализированного фонда позволит сократить время на поиск подходящего жилья и упростит его предоставление, отметил заместитель генерального директора «Дом.РФ» Алексей Ниденс.
Следующим этапом станет интеграция с государственными информационными сервисами и автоматизация расчета потребностей регионов, учитывая новый, пополняющийся фонд, добавил он.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Прозрачные правила
Пока же очередь сирот на квартиры только растет. В Счетной палате «Известиям» сообщили, что за год она увеличилась на 2,4 тыс. человек. Сегодня ждут своей жилплощади 194,7 тыс. граждан, которым уже исполнилось 18 лет.
Для борьбы с проблемой в декабре 2022 года в Госдуму внесли законопроект о выдаче жилья сиротам по сертификатам. Проект принят в первом чтении, но в качестве рисков реализации меры были представлены в том числе покупка гражданами некачественных помещений, нецелевое расходование средств и другие. Поэтому для выдачи и контроля сертификатов предлагается использовать Единую информационную систему жилищного строительства (ЕИСЖС). Так можно будет проверить состояние дома — не аварийный ли он, наличие инфраструктуры, долгов за ЖКХ и так далее, говорится в поправках ко второму чтению.
С копией документа ознакомились «Известия».
Регистрационное бездействие: сирот без жилья предложили прописывать в администрациях
Таким образом им хотят обеспечить доступ к льготам и облегчить трудоустройство
— Нам необходимо увеличивать финансирование программы по предоставлению недвижимости для детей-сирот, наращивать объем жилого фонда. Скорее всего, законопроект не решит проблему полностью, но он серьезно продвинет процесс вперед, ведь механизм выдачи сертификатов уже оправдал себя на уровне ряда регионов, в частности Иркутской области. Внесенными поправками мы как раз учитываем наработанный опыт субъектов, — рассказал один из авторов поправок, член комитета ГД по строительству и ЖКХ Александр Якубовский.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Артем Коротаев
Более того, поправки предполагают исключение риска приобретения некачественного жилья: уполномоченный орган сможет прямо в системе следить за тем, как строятся дома, в которых купили метры по таким сертификатам, сказал он. Также будет обеспечен дополнительный контроль за стоимостью, чтобы она соответствовала рынку, даже если покупка происходит в другом регионе, добавил парламентарий. — Дети-сироты — это, безусловно, та категория граждан, право на жилье которых чрезвычайно важно соблюдать и способствовать своевременной выдаче. В этой части законопроект должен ускорить этот процесс, — сказала первый зампредседателя комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Татьяна Буцкая.
Рассрочное дело: власти хотят ввести новый механизм покупки жилья
Когда учителя, врачи и IT-специалисты смогут воспользоваться льготой от государства
Подготовленные поправки учитывают подавляющее большинство рисков, которые депутаты всех фракций представили при рассмотрении законопроекта в первом чтении, сказала она.
Важные решения
Сертификаты — это другой вариант решения квартирного вопроса для тех, кто уже встал на ноги, имеет стабильную заработную плату, семью, отметила член комитета ГД по вопросам семьи, женщин и детей Ольга Коробова. Это дает возможность приобрести жилье в более удобном районе или населенном пункте, добавила депутат. При этом очереди детей-сирот на квартиры растут быстрее, чем объемы возведения специализированного жилищного фонда, отметил Павел Склянчук.
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Константин Кокошкин
— С точки зрения застройщика не важно, каким образом государство будет компенсировать возведение такого жилья — через субсидию или через сертификат. Однако в рамках межбюджетного взаимодействия последний — более гибкий инструмент, позволяющий реализовать строительство дома на территориях с низкой маржинальностью, — сказал он. Сертификаты для сирот — это один из возможных источников притока средств для застройщиков, особенно если по закону обналичить его можно будет только на покупку нового жилья, сказал основатель и владелец группы «Родина» Владимир Щекин.
Поэтому девелоперы будут охотно принимать их, но только если порядок использования будет простым и прозрачным, не требующим от застройщика заниматься непрофильными для него функциями — скажем, проверкой добросовестности обладателя сертификата или подлинности документа, добавил он.
Переселенский масштаб: беженцам из ДНР и ЛНР хотят выдавать жилье
Как мера может сказаться на стоимости квартир в стране
Девелоперы после оформления сделки гарантированно получат от государства всю положенную сумму, поэтому компании будут заинтересованы во внедрении подобного инструмента, согласна директор по развитию компании «Метриум» Наталья Сазонова. Застройщики начнут проявлять интерес, если заложенные в программу средства позволят приобретать жилье по рыночной стоимости или будет разработан перечень дополнительных льгот при продаже квартир с дисконтом, считает замруководителя юридического департамента федеральной компании «Этажи» Сергей Чужаков. Пока неясно, каким образом и по какой ставке девелоперу будет компенсирована стоимость такого жилья, этот вопрос нуждается в проработке, отметила управляющий партнер Dombook, основатель «Бест-Новострой» Ирина Доброхотова.
Золотой ключик: почему детей-сирот не могут обеспечить квартирами
В Знаменске Астраханской области могут снести дом, который уже девять лет не могут построить в рамках программы по обеспечению жильем детей-сирот. Квартиры там должны были получить 24 человека, но, видимо, так и не получат — здание за время простоя начало разрушаться. С обеспечением жильем детей-сирот повсеместно возникают серьезные проблемы, и решать их собираются иным путем — предоставлением сертификатов на приобретение квартир.
Второе чтение законопроекта на этот счет в Госдуме состоится во вторник, 30 мая, однако многие скептически относятся к такому решению проблемы. Подробности — в материале «Известий».
Девять лет под снос
В 2014 году управление капитального строительства Астраханской области заключило контракт на строительство трехэтажного здания в Знаменске, где собирались расселить 24 человека из числа детей-сирот, которые стояли в очереди на получение жилья. В итоге строительство сильно затянулось: в 2018 году сменился подрядчик, затем это произошло еще раз. Строительство шло медленно, а на время простоя консервацию здания не провели — это привело к уголовному делу в отношении местного чиновника и разрушению дома.
В конце мая стало известно, что дом могут снести. — Дом на 75–80% готов, но из-за недобросовестности подрядчиков встал вопрос о его сносе, — рассказал «Известиям» депутат облдумы Алексей Фурик. — В августе эксперты будут определять, что дальше с ним делать — то ли строить, то ли сносить.
Фото: astrobl.ru
Дом для детей-сирот в Астраханской области
Эксперт Народного фронта Павел Склянчук считает, что эта история лишь подчеркивает, что отдельное строительство многоквартирных домов под нужды детей-сирот — неэффективный способ решения проблем. Очень часто в таких случаях происходит постоянная смена подрядчиков, страдает качество здания и т.д. Директор благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская считает, что такие дома вообще не нужны, потому что дети-сироты должны социализироваться в обычном обществе, а не расселяться в подобные «гетто» и продолжать контактировать только с такими же вчерашними детьми, оставшимися без попечения родителей.
ОВЗ и ныне там: в регионах возникли проблемы при оказании помощи нуждающимся
Негосударственные поставщики соцуслуг жалуются на серьезную задержку выплат
Сколько сирот в очереди за жильем
Дом, который не могут построить, не решил бы всех проблем с детьми-сиротами в регионе. Согласно данным Единой государственной информационной системы социального обеспечения (ЕГИССО), в Астраханской области в очереди на обеспечение жильем более 3,3 тыс. детей-сирот, из них в возрасте от 18 и старше — 2,8 тыс. человек. «Известия» направили запрос в правительство Астраханской области о том, как решается проблема, но на момент публикации материала не получили ответа. В целом же по стране цифры огромные: подлежат обеспечению жилыми помещениями (то есть уже находятся в возрасте старше 18 лет) 190 тыс. детей-сирот, а всего в очереди — 274 тыс. Из них старше 23 лет — более 80 тыс. человек.
Елена Альшанская замечает, что в реальности цифра может быть даже больше, так как есть люди, которые в свое время не смогли реализовать право на жилье, не попали в список — и теперь могут встать в очередь по решению суда.
Фото: РИА Новости/Артем Житенев
Исполнительный директор благотворительного центра «Соучастие в семье», правозащитник Алексей Головань замечает, что ежегодно обеспечивается жильем около 27 тыс. человек из этой очереди, но появляются и новые сироты, которых нужно обеспечивать. Например, в 2022 году в список было включено 32 тыс. детей-сирот, следует из данных ЕГИССО. — Этот бассейн не исчерпывается, и было бы правильно, чтобы в течение четырех–пяти лет на сокращение образовавшейся очереди были выделены деньги из федерального бюджета, — сказал он «Известиям».
Дома в строй: в России появится единая система выдачи квартир сиротам
Поможет ли мера в борьбе с очередью на квадратные метры
500 млрд на решение проблемы
Депутат Госдумы Светлана Бессараб признает: для решения проблемы «необходимы только деньги». — Выделение необходимых средств требует достаточно большого времени, за один–два года мы не решим эту проблему, которая накапливалась достаточно длительный период времени, — сказала она «Известиям». Председатель комиссии Общественного совета при Минстрое по регулированию вопросов обеспечения жильем детей-сирот, глава комитета ТПП РФ Андрей Широков отметил, что государство оценивает решение этой проблемы примерно в 500 млрд рублей.
А ежегодно на жилье для детей-сирот тратят около 40 млрд рублей.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Алексей Головань отмечает, что сейчас сложилась ситуация, когда гарантия, установленная федеральным законодательством, реализуется за счет средств субъектов РФ, а бюджет России лишь софинансирует решение этой проблемы. — 15 лет назад начинали с 500 млн рублей субсидий регионам, сейчас выделяется ежегодно 10 млрд, — говорит Головань. — Но регионы тратят значительно больше, постоянно наращивают это финансирование, а сумма, которую направляют на решение проблемы из федерального бюджета, не увеличивается, хотя очевидно, что потребность растет. Соотношение увеличивается в пользу регионального финансирования, но никакого ежегодного дефлятора на эту сумму не установлено.
Регистрационное бездействие: сирот без жилья предложили прописывать в администрациях
Таким образом им хотят обеспечить доступ к льготам и облегчить трудоустройство
Эксперт считает, что существующее отставание в обеспечении сирот жильем нужно погасить за счет средств федерального бюджета и уже затем вернуться к схеме, когда большая часть средств выделяется регионами, а государственная казна лишь занимается софинансированием. Тем более что острота проблемы сильно отличается от региона к региону, говорит Елена Альшанская. По ее словам, города, в которых активно строится жилье, могут себе позволить оперативнее решить проблему.
В этом смысле нужно отменить правила привязки к месту происхождения ребенка, тем более что «привязывать его к социальной среде, с которой у него полностью разорваны отношения, довольно странно». — Если очень приблизительно, то у нас 1300 городов в стране, а жилье строится всего в 300, — говорит Андрей Широков. — Проблема обеспечения жильем — федерального уровня, а мы перекинули ее на регионы. Субъекты передали ее решение на муниципальный уровень, который уперся в нулевые бюджеты, необходимость строительства нового и поиск вторичного жилья, которое очень часто не соответствует необходимому качеству. Федеральную проблему не нужно перекладывать на региональный уровень.
Фото: ТАСС/Донат Сорокин
Президент фонда «Институт экономики города» Надежда Косарева отмечает, что можно говорить о проблеме получения жилья вообще всеми очередниками, которых более 2 млн по всей стране. Но она считает, что именно дети-сироты в последние пару лет стали приоритетной группой, что дает надежду на решение проблемы в ближайшие годы. С ней согласен эксперт ОНФ Павел Склянчук, который подчеркивает, что тема действительно находится под пристальным вниманием властей. Однако улучшений серьезных пока нет, говорит он.
Решение эксперт видит в жилищных сертификатах.
Как помогут жилищные сертификаты
30 мая состоится второе чтение законопроекта о жилищных сертификатах для детей-сирот в Госдуме, сообщил Алексей Головань. Предлагается разрешить детям-сиротам старше 23 лет не ждать получения физической квартиры, а воспользоваться сертификатом на покупку жилья в любом регионе. С помощью этого механизма, надеются авторы законопроекта, удастся решить проблему обеспечения жильем уже социально адаптированных детей-сирот.
Сертификат можно будет потратить на приобретение жилого помещения в собственность либо на полное погашение ипотечного кредита. Размер выплаты, как предполагается, в среднем составит 2 млн 759 тыс. рублей.
Рассрочное дело: власти хотят ввести новый механизм покупки жилья
Когда учителя, врачи и IT-специалисты смогут воспользоваться льготой от государства
Надежда Косарева считает, что это правильный инструмент для решения проблем, который, впрочем, тоже подразумевает увеличение финансирования. Однако многие эксперты с осторожностью относятся к законопроекту, указывая на возможные злоупотребления — в частности, с попытками обналичивания денег как в случае с материнскими сертификатами, мошенническим отъемом денег. Подчеркивается, что поиск жилья, приобретаемого с помощью сертификата, должен находиться под серьезным контролем и с сопровождением социальных служб. — Но сопровождение детей-сирот вне специализированного учреждения фактически заканчивается, — замечает Андрей Широков. — Дети попадают в общую социальную среду, попадают под влияние, материально себя не могут обеспечить в полном объеме. Институт сопровождения детей-сирот не должен заканчиваться 18-летним возрастом и выпуском из учебного заведения.
А у нас нет финансовой и кадровой возможности сопровождения детей-сирот вне учреждений.
Фото: РИА Новости/Денис Абрамов
В этом смысле выдача сертификатов гораздо рискованнее, чем предоставление реальной квартиры, считает эксперт: есть опасность, что всё сведется к формальному исполнению государством обязательств, когда деньги в виде сертификата выдали, а принесло ли это ожидаемую пользу — уже неважно. — Польза может быть, если применять этот сертификат жестко, как в некоторых регионах, где он уже введен, то есть с индивидуальным подходом, досконально прорабатывая вопросы — какой у человека заработок, есть ли семья и дети, как собирается употребить сертификат, — предполагает Андрей Широков.
Жилая чтобы всем: спрос на льготную ипотеку под 8% подскочил в 1,5 раза
Почему россияне продолжают оформлять жилищные кредиты, несмотря на ужесточение условий
Алексей Головань также отмечает, что в ряде регионов эта практика успешна, но там она применяется в таких небольших объемах, что возможно ручное управление по каждому случаю. Как только это будет поставлено на поток, начнутся проблемы, о которых предупреждают все эксперты, считает он. — Введение сертификатов, судя по всему, состоится, но оно будет поспешным, — предостерегает Алексей Головань. — Главная проблема здесь еще и в том, что, скорее всего, для того, чтобы приобрести жилье по сертификату, сиротам придется добавлять собственные средства — получается замена государственной гарантии на частичное предоставление помощи. Он поясняет, что сертификаты вводятся, чтобы было проще работать с жильем для детей-сирот на вторичном рынке, где пока квартиры необходимо покупать на основании конкурсных процедур.
Далеко не все владельцы квартир на вторичном рынке согласны ввязываться в такие бюрократические проблемы при продаже жилья. Решением, считает Алексей Головань, могло бы стать отнесение жилья, приобретаемого для детей-сирот за счет бюджетных средств, к разряду закупок у единственного поставщика.
Фото: ТАСС/Михаил Терещенко
— Пока нам нужно добиться хотя бы того, чтобы регионы начали использовать свои возможности для оплаты аренды квартир тем детям-сиротам, которые не получили жилье вовремя, — говорит Елена Альшанская. — Ведь главная проблема, которую мы решаем, состоит в том, что ребенок, у которого нет семейной поддержки, не должен после 18 лет остаться на улице. Пусть у него будет хотя бы право на аренду жилья за государственный счет.
Как получить жилье детям-сиротам?
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей – это категория граждан, которая требует особого внимания и защиты со стороны государства, в первую очередь в части обеспечения таких детей жильем.
Кто относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей?
По действующим правилам ? Вопрос предоставления жилья детям сиротам регулируется Федеральным закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также общими требованиями Жилищного кодекса к категории детей-сирот относятся граждане до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Детьми, оставшимися без попечения, считаются дети (до 18 лет), чьи родители были лишены родительских прав или признаны недееспособными.
В каких случаях дети могут получить собственное жилье?
- Достижение возраста 18 лет;
- Признание дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
- Выпуск из социального учреждения (детские дома, интернаты);
- Окончание военной службы, окончание обучения в образовательном учреждении.
При этом у ребенка не должно быть в собственности жилья, и он не должен быть нанимателем помещения.
На каких условиях предоставляется жилье?
Жилье предоставляется по договору социального найма. Он заключается сроком на 5 лет и в дальнейшем может быть продлен еще на 5 лет (но только один раз). Срок действия договора социального найма в этом случае не может быть сокращен.
Какое жилье предоставляется детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей?
Жилье для детей сирот должно быть:
- Предоставлено из специализированного фонда региона по месту жительства ребенка;
- Жилье должно быть отдельной полноценной квартирой (комната в коммунальной квартире в данном случае не подходит);
- Площадь предоставляемой квартиры должна быть не меньше норматива, установленного органом местного самоуправления;
- Жилье не должно быть признано аварийным.
Если жилье предоставлено с нарушениями, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.
Что такое региональный список детей-сирот на получение жилья?
Для обеспечения жильем детей-сирот в каждом субъекте формируется региональный список нуждающихся. Порядок включения в список заявительный. Детей-сирот в него включают с 14 лет.
Как правило, с заявлением о включении в региональный список обращаются законные представители, органы опеки, попечительства и патронажа по месту жительства) детей-сирот.
На органы опеки и попечительства возложены обязанности по организации работы по включении детей-сирот в список нуждающихся своевременно.
Законом также предусмотрена возможность подачи заявления детьми-сиротами самостоятельно в следующих случаях:
- Достижение ими возраста 18 лет;
- Признание их дееспособности в установленном законом порядке (например, вступление в брак);
- Достижение ими возраста 23 лет, в случае если ребенка-сироты нет в списке нуждающихся.
Ответственность за ведение списка возложена на органы власти субъекта. Например, в Свердловской области список ведет – Министерство социальной политики, в Орловской области – Департамент образования и молодежной политики, в Москве – Департамент социальной защиты населения.
Как подать заявление на включение в региональный список?
Заявление о включении в список подается законным представителем ребенка (или самостоятельно) в местную администрацию (лично или через МФЦ).
К заявлению прикладываются подтверждающие документы. Обычно их список включает:
- свидетельство о рождении;
- копия документа, подтверждающего полномочия законного представителя;
- копия документа, подтверждающего утрату (отсутствие) попечения родителей (единственного родителя).
Дополнительно могут потребоваться паспорт, договор социального найма жилого помещения (при наличии), документы, подтверждающие невозможность проживания в жилом помещении и другие документы.
Сколько рассматривается заявление?
Заявление о включении в региональный список рассматривается в течение 60 дней.
Если ребенку отказано во включении в список необоснованно, то за защитой прав можно обратиться к Уполномоченному по правам ребенка Российской Федерации или в суд.
Можно ли заменить предоставление жилья детям-сиротам другими формами поддержки от государства?
Нет, гарантированное государством право на жилье ребенку-сироте нельзя заменить другими формами государственной поддержки.
Когда дети-сироты получают жилье после включения в список?
После включения в список придется подождать, пока жилое помещение будет предоставлено. Скорость предоставления жилья зависит от финансирования в каждом субъекте, а также от количества детей-сирот, стоящих в очереди в регионе.