С учетом изменений и поправок в Закон об ОСАГО, которые уже были приняты и вступили в силу, получить страховую выплату в полном объеме становиться всё труднее. И ведь не всегда потерпевший сможет получить деньги, я бы сказал, что выплату в 2024 году надо еще заслужить. Нужно знать свои права и правильно действовать при общении со страховыми компаниями и новым финансовым уполномоченным.
Итак, что делать, если страховая выплатила мало – сумму меньше ущерба, стоит ли подавать в суд? Об этом мы вам и расскажем.
Выплата деньгами за ДТП
Если договор ОСАГО причинителя вреда заключен после 27 апреля 2017 года, тогда для потерпевшего в общем случае страховое возмещение осуществляется путём обязательного восстановительного ремонта автомобиля.
Выплата полагается в следующих случаях:
- если потерпевший не согласен произвести доплату за ремонт, а страховая по направлению посчитала мало;
- если стоимость ремонта превышает лимиты по ОСАГО или все участники признаны ответственными за причиненный вред – то есть положена меньшая сумма по степени невиновности в аварии, а сам потерпевший не готов доплачивать за ремонт;
- при полной гибели транспортного средства (напомним, что для целей ОСАГО полная гибель наступает тогда, когда стоимость ремонта ТС равна или превышает рыночную стоимость авто на дату ДТП, либо когда ремонт невозможен);
- смерти потерпевшего;
- когда здоровью потерпевшего в ДТП причинен тяжкий или средний вред, и он сам в заявлении выбрал выплату страхового возмещения деньгами;
- если потерпевший является инвалидом, который имеет транспортное средство по медицинским показаниям и денежная форма возмещения также указана в заявлении на выплату;
- машина не старше 2х лет, она на гарантии, а у страховщика нет договоров на ремонт со станциями официального дилера;
- гарантия на авто более 2х лет, но страховщик в период гарантии не направляет ремонтироваться на СТО дилера;
- нет СТО ближе, чем за 50 км (по дорогам общего пользования) от места жительства или от места ДТП (выбирает потерпевший), а страховщик не готов организовать доставку поврежденного ТС на станцию и обратно;
- если страховщик не может организовать ремонт в автосервисе, которую выбрал потерпевший при заключении договора ОСАГО и потерпевший не согласен ремонтировать авто на другой станции;
- срок ремонта на СТО превышает 30 рабочих дней;
- если согласился на доплату, но в ходе диагностики выяснилось, что нужно доплатить еще больше, но потерпевшего это не устраивает;
- если страховщик не выдал направление на ремонт в установленный законом срок 20 дней;
- когда машину приняли в ремонт, но становится понятно, что в согласованный срок (30 рабочих дней) ремонт не будет завершен или к нему еще толком не приступили;
- в случае подписания потерпевшим соглашения со страховщиком о произведении страхового возмещения в денежной форме.
Стоит отметить, что некоторые из названных причин для выплаты деньгами прямо прописаны в Законе об ОСАГО, а некоторые продиктованы сложившейся судебной практикой и позицией Верховного Суда, поэтому не исключено, что за право получить деньги за ДТП придется посудиться.
Будьте внимательны, если не глядя подписать соглашение со страховщиком, то можно лишить себя права в дальнейшем оспорить размер выплаты, если страховая насчитала мало денег (подробнее об этом уже рассказывалось в статье об обращении по ОСАГО за страховым возмещением).
Выплата пришла, но мало – что делать?
Первое, что нужно понимать, с чем связана такая маленькая выплата, для этого необходимо письменно обратиться к страховщику с заявлением, в котором потребовать ознакомить с результатами осмотра и (или) независимой технической экспертизы, независимой экспертизы (оценки), а также выдать копию акта о страховом случае. Копию акта обязаны выдать в течение трех дней со дня получения соответствующего заявления.
Из этих документов можно будет сделать вывод о том, есть ли вина страховщика в том, что за полученные повреждения выплачено мало, или нет. Ведь сумма выплаты может быть меньше, чем стоимость ремонта и по независящим от страховщика причинам, например, большая разница между стоимостью запчастей в справочнике РСА, который обязателен при расчете стоимости ремонта по ОСАГО, и рыночной стоимостью деталей в магазинах.
Если недоплатил страховщик
В акте осмотра, калькуляции или заключении независимой экспертизы указаны не все повреждения, которые образовались в вашем ДТП. Или же поврежденная деталь подлежит замене, но страховщик, пытаясь сэкономить, назначает её ремонт.
В таких случаях становится понятно, что имеет место быть именно недоплата страхового возмещения и надо требовать недостающую сумму, но как это правильно сделать? Об этом и поговорим далее.
Шаг №1: Заявление о разногласиях
В 2019 году законодатель придумал новые правила для разрешения споров со страховщиком, на наш взгляд, существенно упростив всю процедуру.
Для обычных граждан, являющихся потребителями финансовых услуг (да, страхование — это финансовая услуга) нужно страховщику подать или направить заявление о разногласиях. От того, каким образом это заявление будет направляться в СК, будет зависеть срок его рассмотрения.
- Скачать правильный бланк заявления о разногласиях.
- Посмотреть образец заполнения заявления.
Заполненный документ можно отправить:
- электронно – тогда срок рассмотрения будет 15 рабочих дней,
- заказным письмом – в этом случае срок составит уже 30 календарных дней.
Быстрее всего, проще, да и дешевле направить заявление в форме электронного документа. То есть собственнику авто (выгодоприобретателю) необходимо составить заявление, распечатать его и подписать. Затем подписанное заявление сканируется, и уже готовый файл направляется страховщику.
В п. 5.4. Правил страхования указано, что в электронном виде надо направлять заявление по электронной почте на официальный адрес электронной почты страховщика. Такой адрес обязательно есть на официальном сайте любой страховой организации. Например:
- у Росгосстраха – [email protected],
- Альфа-Страхование – [email protected],
- Ингосстрах – [email protected],
- РЕСО-Гарантия – [email protected],
- Согласие – [email protected].
Но необходимо помнить, что нужно иметь доказательство того, что вы такое заявление направляли, поэтому в обязательном порядке отправляйте электронное письмо с отчетом о доставке. При таком способе срок рассмотрения вашего заявления составит 15 рабочих дней (при условии, что с момента нарушения ваших прав страховщиком прошло не более 180 дней).
У некоторых страховых компаний можно отправить такое заявление по форме для обращений на сайте или в личном кабинете. В таком случае, лучше направить двумя способами и по электронной почте, и через форму для обращений.
Можно и по старинке отправить заказным письмом с описью вложения или вручить лично в офисе страховщика под отметку о принятии. Срок рассмотрения заявления в таком случае составит 30 календарных дней.
Шаг №2: Независимая экспертиза со стороны потерпевшего
Важно! При подаче указанного выше заявления о разногласиях потребителям финансовых услуг не обязательно проводить независимую экспертизу машины и прикладывать отчет к заявлению. В стандартной форме заявления необходимо указать только размер требований имущественного характера.
Если вы его точно не знаете, то указывайте лимит в 400 000 рублей, не ошибётесь.
Экспертизу, конечно же лучше провести и иметь на руках экспертное заключение, но это, в первую очередь, нужно самому потерпевшему, чтобы понимать и адекватно оценивать обоснованные он требования предъявляет к страховщику или нет. Но весь вопрос в том, что если в дальнейшем по данному спору будет принято решение финансовым уполномоченным, то стоимость такой экспертизы он не возместит.
Если же решение финансового уполномоченного не устроит, то при обращении в суд вы должны будете обосновать свои требования и тут-то сделанная ранее экспертиза и пригодится, а расходы на её проведение, в случае положительного решения по делу, будут подлежать возмещению.
Шаг №3: Обращаемся к финансовому омбудсмену
Следующий этап борьбы на нашем пути в случае, если страховая по ОСАГО заплатила меньше, чем реальный ущерб – это обращение с заявлением к финансовому омбудсмену (уполномоченному).
Если страховщик не удовлетворил ваши требования или удовлетворил недостаточно – частично (включая выплаты неустойки, финансовой санкции), тогда после получения ответа на ваше заявление можно готовить заявление к финупу.
Да, кстати, если страховая компания в установленные законом сроки не приняла решение по вашему заявлению и не направила ответ, то ждать его нет необходимости, по истечению установленных законом сроков на рассмотрение можно сразу обращаться к омбудсмену. Для такого обращения также предусмотрена стандартная форма заявления.
- Скачать бланк заявления финансовому уполномоченному.
- Посмотреть образец заполнения данного заявления.
Как и в случае со страховыми, обратиться к нему можно несколькими способами:
- заказным письмом с описью вложения о недостаточной выплате,
- в электронном виде через личный кабинет на официальном сайте,
- через сайт Госуслуг (пока такая функция недоступна),
- а также в бумажном варианте через МФЦ.
Опять же, дешевле, проще и быстрее всё делать через личный кабинет на официальном сайте. Там можно заполнить стандартную форму, а также прикрепить сканы или фотографии всех необходимых документов.
Кстати, о фотографиях и уже упомянутой независимой экспертизе. Финансовый уполномоченный при рассмотрении вашего спора со страховщиком вправе провести независимую экспертизу поврежденного ТС. Поэтому, даже если вы не делали экспертизу, лучше иметь и загрузить вместе с заявлением фотографии поврежденной машины и все фото имеющихся повреждений (как правильно фотографировать, можно прочитать здесь).
В противном случае экспертиза будет проведена только по фотографиям, которые предоставит страховщик, и вы же понимаете, что он меньше всего заинтересован в том, чтобы экспертиза была в вашу пользу. Делаем выводы.
Отправили, направили, послали. Дальше порядок такой:
- в течение 3 рабочих дней со дня поступления вашего обращения в службу обеспечения деятельности финансового уполномоченного он принимает к рассмотрению заявление (или не принимает) и уведомляет вас об этом;
- в течение 15 рабочих дней со дня передачи ему вашего заявления, он рассматривает его и принимает по нему решение об удовлетворении требований или об отказе в удовлетворении;
- срок, указанный в пункте 2 может быть приостановлен на время проведения независимой экспертизы, но не более чем на 10 рабочих дней.
Получается, что ждать решения финупа можно максимально 28 рабочих дней. Можно взять небольшой запас и остановиться на 30 рабочих днях. После истечения этого срока и не получения от финансового омбудсмена решения по заявлению можно обращаться в суд с аналогичными требованиями.
Если ответ вы получили, но он вас не устраивает, то в течение 30 рабочих дней со дня вступления решения финупа в законную силу (это еще 10 рабочих дней со дня подписания решения финупом) вы также вправе обратиться в суд за защитой своих прав.
Шаг №4: Суд со страховщиком
При кажущейся простоте обращения в суд из-за малой выплаты страховой компанией неподготовленному человеку, даже в случае обоснованности его требований, может быть нелегко отстоять свои права. Конечно же, лучше иметь представителя в суде, но в случаях, когда размер требований не такой большой, на гонорар юристу можно потратить большую часть спорного возмещения.
Между тем, в погоне за справедливостью необходимо трезво и здраво оценивать финансовые риски, связанные с судебным разбирательством. Так, например, по делу, где будет спор о повреждениях от ДТП как о причине малого возмещения, скорее всего, страховщик будет ходатайствовать о проведении по делу судебной экспертизы, которая, в свою очередь, стоит довольно-таки дорого. Это важно на случай, если экспертиза будет не в вашу пользу, и суд в итоге примет решение об отказе в удовлетворении ваших требований, тогда расходы по её проведению будут взысканы с истца.
Но не всё так печально и рискованно. Многие автовладельцы прекрасно справляются и сами, выигрывают суды у страховщиков и получают справедливые суммы. Ведь страховщик, нарушая свои обязательства и выплачивая мало денег, должен будет еще выплатить и штрафные санкции:
- неустойку за каждый день просрочки после истечения 20 дней в размере 1% от недоплаченной суммы,
- финансовую санкцию.
А суд в случае неудовлетворения требования потребителя взыскивает со страховщика еще и штраф в размере 50% от недоплаченного страхового возмещения.
Эти суммы, к сожалению, суд вправе снизить по обоснованному заявлению СК о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса, но суды в 2024 году стараются в рамках своих полномочий устанавливать какой-то баланс и взыскивать в пользу потерпевших средние суммы по схожим делам.
Здесь стоит отметить еще одну тонкость – финансовый уполномоченный, в отличие от суда, не вправе применять ст. 333 ГК РФ и снижать неустойку и финансовую санкцию, поэтому в его решении должна фигурировать их полная сумма (а это не более 400 000 рублей).
Именно поэтому стоит обращаться к омбудсмену за выдачей исполнительного документа (удостоверения) на следующий же день после вступления его решения в законную силу, чтобы страховщик, пропустивший срок на обжалование его решения, уже не смог восстановить его, тем самым переведя разбирательство в юрисдикцию суда.
Суды, в основном, проходят в спокойном режиме, стороны предоставляют доказательства в обоснование своих требований и позиций, заявляют ходатайства, приобщают отзывы и возражения, высказываются и отвечают на вопросы суда.
Очень часто потерпевшие заявляют требования не только к страховщику, но сразу и к причинителю вреда, в случае, если суммы по ОСАГО явно будет недостаточно для восстановления поврежденной машины. То есть когда денег на ремонт слишком мало – меньше стоимости ремонта не только по причине занижения выплаты страховщиком, но и расчёта возмещения по ОСАГО с износом. Третьими лицами могут быть привлечены СТО или второй страховщик.
Про назначение судом экспертизы уже говорилось, но не будет лишним, перед тем как суд приостановит дело, приобщить к материалам дела свои фотографии с осмотра(ов) в электронном виде, чтобы эксперт мог все повреждения увидеть и отразить в своём заключении.
Когда о проведении экспертизы ходатайствует страховщик, то почти всегда он просит назначить экспертизу в определенные организации. Все мы понимаем, что они могут быть независимыми, а могут и не быть. На этот случай стоит подготовить свой список организаций (2-3 учреждения), куда бы вы рекомендовали назначить экспертизу, а против списка ответчика возражать.
В основном, суды длятся довольно-таки продолжительное время, иногда полгода, иногда год. Если дело сложное, то и больше. Это тоже стоит иметь в виду и не обрушиваться с критикой на своих представителей о том, что очень долго всё делается.
Если суд примет решение в вашу пользу, вы сможете потом по исполнительному листу взыскать всё присужденное. И делается это 2 способами:
- либо через службу приставов,
- либо через банк, в котором у страховщика есть счета.
Судебная практика
Судами рассматриваются сотни тысяч дел по спорам потерпевших со страховщиками и, конечно, уже сформировалась некая практика. Также по спорным вопросам высказались Верховный Суд РФ и Конституционный Суд РФ.
Из последнего это Определение Верховного Суда о том, что потерпевший при определенных условиях вправе оспорить соглашение о денежной выплате, заключенное со страховщиком и признать его недействительным. В таком случае появляется право требовать выплату в полном объеме, но, как вы поняли из данной статьи, путь этот не легкий.
Надеемся, что статья будет вам полезной и поможет вам отстоять свои права в случаях, когда страховщик рассчитывает и выплачивает слишком мало денег за ДТП.
Адвокат напомнила о возможности взыскать с застройщика деньги за недоделки
У застройщика есть 60 календарных дней для устранения недостатков. Если они не будут устранены за это время, то дольщик имеет право на возмещение своих расходов. Об этом адвокат Оксана Грикевич рассказала в среду, 5 апреля.
Также она перечислила необходимые шаги для взыскания с застройщика денег за ошибки в ремонте. Она отметила, что перед приемкой недвижимости необходимо внимательно прочитать договор и проектную документацию. «Желательно вызвать строительного эксперта, чтобы он зафиксировал все недостатки», — сказала эксперт в разговоре с Lenta.Ru.
Она отметила, что можно и самим всё проверить, но специалист найдет больше недочетов, и стоимость их устранения будет выше, чем цена экспертизы. В акт осмотра нужно вписать все выявленные недостатки. По словам адвоката, акт можно не подписывать только при выявлении существенных недостатков, делающих квартиру непригодной для проживания.
В остальных случаях необходимо подписать его. Грикевич обратила внимание на то, что при подписании акта необходимо проверить полномочия лица, подписывающего акт от застройщика. «Нужно заранее запросить на него доверенность, в которой указано, что сотрудник имеет право подписывать такие акты от имени застройщика», — подчеркнула она. Если по истечении 60 дней недостатки не устранены или устранены плохо, у дольщика есть право требовать соразмерного уменьшения цены договора или возмещения своих расходов на устранение недостатков.
«Вы также можете отказаться от договора ДДУ и потребовать возврата денежных средств, но дольщики на это идут редко. Согласно постановлению правительства № 442 от 23.03.2022 года, дольщик вправе предъявить денежное требование к застройщику только в том случае, если застройщик не устранит выявленные дефекты в течение 60 дней с даты подписания акта», — заявила Грикевич. Если недостатки не устранены по прошествии 60 дней, то дольщик составляет и направляет застройщику претензию с требованием о снижении цены квартиры на стоимость устранения недостатков или о выплате компенсации за устранение недостатков. Расчет делает эксперт. «Обратите внимание, что у эксперта выявление недостатков и расчет их стоимости — это разные услуги, и расчет нужно оплатить дополнительно. Расчет вам понадобится для обращения в суд.
Если требование дольщика добровольно застройщиком не исполнено, дольщик имеет право обратиться с соответствующим иском в суд», — добавила она. По словам юриста, дольщик является потребителем, и поэтому может применять нормы закона о защите прав потребителей. При обращении в суд также можно проверить, не допущена ли застройщиком просрочка при сдаче объекта, если да, то в исковое заявление правомерно добавить требование о взыскании неустойки за просрочку, заключила адвокат.
Знали прикуп: жилье в Сочи в этом году подорожает до 20%
Почему цены на недвижимость на юге России продолжают расти
Ранее в этот день аналитики брокерского агентства недвижимости DOLGOV PRO, проанализировавшие динамику средневзвешенной цены 1 кв. м на первичном рынке недвижимости Москвы и Московской области, сообщили «Известиям», что за последние 10 лет средняя цена 1 кв. м в столичных новостройках выросла в 1,5 раза — с 196 тыс. рублей в январе 2014 года до 390 тыс. рублей за 1 кв. м в марте 2024 года. В Подмосковье схожие темпы роста: за неполные 10 лет цена 1 кв. м в подмосковных новостройках увеличилась на 54% и достигла 166,8 тыс. рублей за 1 кв. м.
После ДТП увидели повреждения, которых нет в документах ГИБДД – что делать?
Автомобиль состоит из множества деталей, узлов и агрегатов. В случае ДТП некоторые из них приходят в негодность и требуют ремонта. Но что, если авария случилась ночью или машина была грязной – и поэтому повреждения были обнаружены не сразу, а лишь несколько дней спустя?
Что, если при этом вы уже получили документы из ГИБДД или выплату по ОСАГО? Многие думают, что взыскать со страховой за новые дефекты уже не получится. Однако это не так!
Главная задача указать на причинно-следственную связь между ДТП и образованием новых повреждений. Для этого есть специальная процедура – трасологическая экспертиза. Но можно обойтись простым осмотром с фотографиями.
О том, что делать при выявлении новых изъянов после аварии, возместит ли за них ущерб страховая и какие могут быть сложности – расскажем в статье.
Обнаружил новые повреждения после ДТП – выплатит ли мне за них страховая?
Должна, но как обычно есть нюансы.
В классическом понимании, ДТП – это страховой случай. Если вы заключали договор ОСАГО и оказались потерпевшим, то страховщик обязан возместить ущерб вашему автомобилю.
2. Страховым случаем является совершившееся событие, предусмотренное договором страхования или законом, с наступлением которого возникает обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, выгодоприобретателю или иным третьим лицам.
При этом пункт 1 ст. 12 ФЗ Об ОСАГО даёт потерпевшему право обратиться в страховую и получить возмещение в полном объеме. Это значит, что в процессе нужно установить имеющиеся повреждения, но главное – выяснить, имеют ли они отношение к конкретному ДТП (страховому случаю). При обнаружении новых изъянов, полученных в указанной аварии – всё то же самое.
Они включаются в перечень дефектов, которые также должен оплатить страховщик.
Но есть некоторые тонкости…
Если повреждения не указаны в документах ГИБДД
Некоторые страховые компании делают акцент на документах из ГАИ, где указано, какие повреждения получил автомобиль и есть ли среди них скрытые дефекты. Такую запись делает инспектор, который оформлял аварию. И якобы, если он не указал некоторые дефекты, значит их не было, и они к страховому случаю отношения не имеют.
Реже страховая может отправить в ГИБДД, чтобы там дописали недостающие поломки о которых заявляет потерпевший.
Но всё это в 2024 году незаконно, и вот почему:
- Во-первых, сотрудник ГИБДД – это полицейский, а не автотехник по оценке ущерба. В обязанности инспектора входит лишь оформление ДТП и указание на видимые повреждения. Он не разбирает машину и не снимает обшивку на месте аварии – это не в его полномочиях. Кроме того, не стоит списывать со счетов погодные условия или загрязнённость транспортного средства – во многом из-за этого не удаётся визуально зафиксировать все повреждения.
- Во-вторых, вы можете перечислить все замеченные изъяны в заявлении о страховом случае, которое подаётся с документами в страховую. Можно поступить ещё проще и написать «Требуется экспертиза на выявление скрытых повреждений», поскольку вы тоже не опытный автотехник.
- Но самое главное – для установления обстоятельств причинения вреда в ДТП и фиксации всех дефектов страховщик обязан осмотреть ваш автомобиль, а при необходимости установить скрытые повреждения – организовать проведение независимой технической экспертизы (п. 11 ст. 12 ФЗ-40).
Таким образом, в постановлении или иных документах ГИБДД по факту аварии даётся лишь общая картина повреждений. На основе этих документов происходит дальнейшая детализация и перепроверка указанных инспектором изъянов ТС. Этим занимаются профессионалы – эксперты по оценке ущерба.
Итак, ещё раз для закрепления: инспектор оформил протокол или постановление, но позже вы обнаружили новые неисправности своей машины после ДТП. Нужно ли ехать в ГАИ и дописывать повреждения? Нет, не нужно.
Если вы ещё не показывали машину страховщику на осмотр, то просто дождитесь, когда вас на него пригласят. И уже на осмотре можно будет указать эксперту на выявленные вами дефекты, и тот должен включить их в акт осмотра или заключение экспертизы.
А если не включит? Тогда придётся заявить в акте о своем несогласии и перечислить все те дефекты, которые не были указаны представителем страховщика. В дальнейшем это пригодится для обжалования.
Важное замечание!
Если их нет в европротоколе
А вот тут возможны два варианта.
Европротоколом считается упрощённое оформление ДТП обоими участниками происшествия, без вызова ГИБДД. Об этом составляется извещение о ДТП, куда, в том числе, вписываются повреждения обоих транспортных средств. Такое извещение может быть как в бумажном виде (лист А4), так и в электронном – через мобильное приложение «Помощник ОСАГО». Разница в плане возможности редактирования между ними существенная:
- если вы оформляли бумажное извещение, но ещё не отправили его в страховую – можно договориться с виновником ДТП и обоим дописать в пункт 14 извещения эти новые повреждения,
- если сведения о происшествии подавались через приложение, то редактировать данные уже не получиться.
Но даже если в извещении о ДТП указаны не все дефекты автомобиля, их в любом случае можно зафиксировать позднее. Тем более, что среди таковых могут быть скрытые повреждения. А они выявляются лишь на этапе независимой технической экспертизы, которую проводит и оплачивает страховщик. Как правило, её назначают по заключения оценщика СК, если тот в ходе осмотра машины заподозрит, что возможны скрытые повреждения.
И тогда страховщик обязан привлечь к работе экспертов.
Когда я нашёл дефекты уже после обращения в страховую
С первыми двумя ситуациями в целом понятно. Но что, если вы нашли повреждения автомобиля в ДТП лишь после того, как подали заявление и документы в страховую компанию. Выплатит ли страховая? Это зависит от того, на какой стадии находится выплатное дело:
- если вы только подали заявление о возмещении и осмотра ещё не было, то достаточно просто его ожидать – повреждения может выявить эксперт от страховой, и тогда их включат в перечень дефектов для компенсации,
- если страховщик не организовал осмотр и/или экспертизу в 5-дневный срок с момента получения документов, вы имеете право заказать свою независимую экспертизу, и уже в ходе неё указать эксперту на обнаруженные повреждения от ДТП (хотя профессионал и без вас их заметит),
- если вы уже получили выплату по ОСАГО без учёта новых изъянов или просто вам мало насчитали, придётся подавать заявление о разногласиях, затем обращаться к финупу и потом в суд (далее в статье будет инструкция),
- если вам выдали направление на ремонт машины, то автосервис проводит дефектовку (с разбором ТС), в ходе которой выявляет скрытые поломки, считает их стоимость и сообщает в страховую.
И вот в третьем случае, если вы получили «натуральное» возмещение по ОСАГО, ремонт может быть некачественным. То есть те повреждения, которые вы обнаружили позднее, мастера не отремонтируют. Поэтому перед сдачей автомобиля на СТО следует сделать качественные фото дефектов (в том числе скрытых).
Чтобы потом у вас была возможность оспорить плохо сделанный ремонт.
В каких случаях страховая откажет в возмещении по ОСАГО?
Даже если вами выявлены скрытые изъяны машины после ДТП, нет гарантий, что вам их оплатят. Ведь недостаточно просто перечислить повреждения. Куда важнее, чтобы они находились в причинно-следственной связи с остальными дефектами, полученными в ходе той же аварии.
В связи с этим выделяют следующие законные причины для отказа в возмещении по ОСАГО:
- повреждения не были получены в данном ДТП (например, вмятина с противоположной стороны автомобиля, а не там, куда пришёлся удар),
- аварии не было – то есть повреждения получены от чьих-то хулиганских действий, и случай нельзя признать страховым (например, машину поцарапали во дворе),
- авария была сфабрикована (случаи мошенничества).
Кроме того, если имеется сквозная ржавчина на детали или к моменту ДТП уже требовалось 25% окраски её наружной поверхности, то деталь не подлежит окраске (п. 1.6 Положений Банка России №432-П), и обращаться по ней в страховую не имеет смысла.
Еще один случай «за скобками» – это подписание соглашения о быстрой выплате между вами и страховщиком. В нём указывается сумма, которую СК перечислит вам в качестве возмещения. Но главное, в тексте такого соглашения всегда есть пункт об отсутствии претензий к страховщику после выплаты. То есть, обнаружив впоследствии скрытые повреждения или новые дефекты, вы не сможете довзыскать их со страховой, поскольку добровольно согласились на все условия. Мы не рекомендуем подписывать такие соглашения.
По крайней мере, вслепую без расчёта хотя бы примерного размера ущерба.
Как правильно сообщить страховщику о новых повреждениях?
Теперь разберёмся, как нужно действовать, если вы нашли повреждения машины после ДТП, но переживаете, что страховщик их вам не возместит. Обращаем внимание, что порядок действий немного изменился. Если раньше после «досудебки» в адрес СК можно было сразу идти в суд, то в 2024 году придётся задействовать посредника в лице финансового уполномоченного (омбудсмена).
Но прежде чем дать инструкцию – пару слов об экспертизе…
Важное значение трасологической экспертизы!
Здесь мы ответим на два вопроса: зачем она нужна и стоит ли заказывать её самостоятельно?
Трасологическая независимая экспертиза позволяет установить характер ДТП. То есть, в какую часть авто пришёлся удар, с какой стороны, насколько сильным он был и многое другое. С помощью такой экспертизы можно безошибочно установить возраст повреждений – свежие они или старые.
И по сути, трасология для нашего случая придётся очень кстати. С её помощью можно доказать, что найденные вами изъяны отвечают причинно-следственным связям рассматриваемого ДТП и подлежат возмещению.
При вероятности скрытых повреждений независимую техническую экспертизу в 2024 году всегда инициирует страховщик. Оплачивает её тоже он, а не потерпевший. Тут ваша задача сводится к личному присутствию на такой экспертизе и указанию на те дефекты, которые вы обнаружили позднее (если специалист сам их не замечает).
Другое дело, если вы получили выплату или ремонт по ОСАГО, но найденные вами повреждения остались в прежнем виде. Трасологическая экспертиза поможет доказать, что эти дефекты относятся к аварии.
Однако тонкость в том, что расходы на повторную экспертизу страховая вам вряд ли оплатит, т.к. речь идёт о судебных расходах, а не убытках СК – на это, в частности, указал Верховный Суд. Поэтому в лучшем случае вы сможете рассчитывать на оплату расходов только через суд (а до этого нужно обратиться еще и к финупу, у которого своя диагностика). Если готовы потратиться на трасологическую экспертизу (а она стоит не менее 15 000 рублей), то сопоставьте эти расходы с той суммой, которую вам должна выплатить страховая за эти неучтённые дефекты.
Возможно, есть смысл ограничиться простым осмотром с разбором и фотографиями, а не тратиться на дорогую экспертизу по трасологии.
Порядок действий для потерпевшего
Теперь распишем, как правильно действовать в случае выявления новых повреждений в ДТП.
- Обращение в страховую с заявлением и документами.
- Предоставление автомобиля на осмотр и/или независимую экспертизу (если машина не на ходу, оценщик приедет к вам, а если на ходу – придётся самостоятельно ехать в указанный страховщиком сервис).
- Осмотр или проведение независимой технической экспертизы – на этом этапе вы можете указать найденные повреждения после ДТП и оценщик включит их в список на возмещение.
- Страховщик оценивает ущерб и сообщает вам о решении.
- По умолчанию выдают направление на ремонт, но в исключительных случаях могут выплатить деньгами – на это отводится 20 дней (п. 21 ст. 12 Закона Об ОСАГО).
- Если перечислили недостаточную сумму и не учли новые повреждения, составьте и подайте заявление об урегулировании убытков – в нём нужно указать на те повреждения, которые не зафиксированы, и просить страховщика доплатить за них.
- Через 30 дней с момента подачи «досудебки» или при отсутствии ответа от СК можно подавать заявление финансовому уполномоченному. Здесь желательно приложить фото с осмотра и указать на изъяны, которые проигнорированы страховщиком.
- Финуп изучит жалобу, а при необходимости инициирует свою экспертизу (как раз указанную нами выше – трасологическую).
- Если вердикт омбудсмена будет в вашу пользу, то дело сделано – СК обязана исполнять решения финупа, так что вам останется лишь получить доплату.
- При не устраивающем ответе финупа можно обращаться в суд.
Срок прохождения всех стадий может занять не один месяц. Проигнорировать обращение к финупу, обратившись сразу в суд, в 2024 году не получится. Досудебный порядок обязателен во всех случаях спора со страховой компанией. Но при этом в случае выигрыша дела есть шанс взыскать с неё гораздо больше, чем выплаты за повреждения. Речь о неустойке и 50% штрафе по Закону о защите прав потребителей.
Ну и, разумеется, все судебные издержки – в том числе на экспертизу и юристов.