Ответственность за налоговые правонарушения 2024

О выявлении конституционно-правового смысла ст. 199 см. Постановление КС РФ от 09.07.2019 N 27-П.

УК РФ Статья 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 199 УК РФ

1. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов, путем непредставления налоговой декларации (расчета) или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию (расчет) или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, —

(в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.03.2011 N 26-ФЗ, от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

(в ред. Федеральных законов от 07.12.2011 N 420-ФЗ, от 18.03.2023 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Примечания. 1. Крупным размером в настоящей статье признается сумма налогов, сборов, страховых взносов, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд пятнадцать миллионов рублей, а особо крупным размером — сумма, превышающая за период в пределах трех финансовых лет подряд сорок пять миллионов рублей.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 01.04.2020 N 73-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, страховых взносов которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в порядке и размере, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

(в ред. Федерального закона от 18.03.2023 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(примечания в ред. Федерального закона от 29.07.2017 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Уголовное дело по налогам в 2024

Автор: Бугрушев Александр, налоговый адвокат http://bugrushev-nalogi.pro/ По статистике Судебного департамента при Верховном суде, в 2020 году было возбуждено 4872 уголовных дела по налоговым преступлениям, осуждены всего 346 человек. С 09 марта 2022г. следователи могут возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям только после завершения налоговых проверок (Федеральный закон от 09.03.2022 N 51-ФЗ) Поскольку для возбуждения уголовного дела необходимо, чтобы материалы были переданы налоговыми органами в этом посте раскроем действия инспекторов при решении вопроса передачи материалов дела в правоохранительные органы. Основным документом, которым руководствуются Инспекторы ФНС в своей работе, является Соглашение о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 №101-162-12/ММВ-27-2/3.

В настоящее время актуален Протокол №5 от 12.05.2022г к Соглашению о взаимодействии между Следственным комитетом Российской Федерации и Федеральной налоговой службой от 13.02.2012 №101-162-12/ММВ-27-2/3 (в открытых источниках отсутствует).

  • применение схемных вычетов (ст.159 УК РФ, ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ);
  • минимизация налогов (ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ); — применение схем в обнальной сфере (ст.159 УК РФ, ст.198 УК РФ и ст.199 УК РФ);
  • при допросе руководителей организаций, который отказался от ведения финансово-хозяйственной деятельностью ЮЛ/ИП (п.1 ст.173 УК РФ и п.2 ст.173 УК РФ). Очень надеемся, что данная информация никогда не будет для вас актуальной, а останется только познавательной. Однако может так случиться, что вам будут грозить уголовным преследованием за оптимизацию налогов или за работу с фирмами однодневками.

Действия инспектора в целях передачи материалов дела для возбуждения уголовного дела

Когда возбуждают дела?

Если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом, плательщиком страховых взносов) в соответствии со статьей 45 настоящего Кодекса в полном объеме обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении, в отношении неисполненной обязанности, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы (ст. 32 НК РФ).

Таким образом, основанием для направления материалов в СК РФ для возбуждения уголовного дела:

  • наличие вступившего в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
  • привлечение налогоплательщика к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  • наличие направленного налогоплательщику требования об уплате налога;
  • неуплата налогоплательщиком в полном объеме указанных в требовании об уплате налога суммы недоимки (пени, штрафов).
  • истечение двухмесячного срока со дня окончания срока исполнения требования об уплате налога, направленного налогоплательщику.

Могут ли направить материалы в следственные органы «вне проверки»?

Да могут. При выявлении вне рамок налоговой проверки, проверки полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами обстоятельств, позволяющих предполагать совершение правонарушения, содержащего признаки преступления, предусмотренного статьей 1992 УК РФ, налоговый орган направляет материалы в следственные органы Следственного комитета в порядке, предусмотренном пунктом 3 статьи 82 НК РФ.

Таким образом, и предпроверочный анализ может являться основанием для направления материалов в следственные органы.

Более того, в соответствии с позицией Минфина налоговый орган может направить материалы в следственные органы даже при принятии им решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Какие дела передают в СК РФ для возбуждения уголовного дела по налогам?

Безусловно не все материалы проверки налогоплательщиков передают в правоохранительные органы в целях возбуждения уголовного дела по налогам.

Нам поясняли инспектора, что в основном передавать ли налогоплательщика или нет, решает вышестоящее руководство, это может произойти на любом этапе проверки, смотря какую цель преследует налоговый орган. Зачастую это происходит сначала неофициально, т.е. сотрудников правоохранительных органов приглашают в инспекцию и передают документы не по запросу, объясняют всю ситуацию схемы и поведения налогоплательщика.

В последующем сотрудники ОБЭП определяют будут ли они привлекать налогоплательщика к уголовной ответственности или нет и самое главное есть доказательная база для возбуждения уголовного дела. Берут налогоплательщиков только с нарушением в крупном размере, мелких нарушителей не привлекают, больше возни с ними.

Какой размер недоимки достаточен для возбуждения уголовного дела по налогам?

  • Для привлечения к уголовной ответственности имеет значение размер недоимки и статус налогоплательщика: организация или физическое лицо (ИП).
  • Для физических лиц (в том числе ИП) крупный размер недоимки за период в пределах трех финансовых лет подряд — более 2,7 млн рублей (максимальное наказание – лишение свободы до одного года), особо крупный размер [5] – 13,5 млн рублей (до трех лет лишения свободы).
  • Для организаций крупный размер – 15 млн рублей (до двух лет лишения свободы), особо крупный размер – 45 млн рублей или если преступление совершенно группой лиц по предварительному сговору (например, директор и главный бухгалтер) – до 6 лет лишения свободы. Также, как и для физических лиц, размер недоимки рассчитывается за 3 года подряд. Начало срока для привлечения к ответственности начинает исчисляться с момента фактической неуплаты налога в срок, установленный НК РФ.

Влияет ли фактор обжалования решений ИФНС на принятие решений о возбуждении уголовного дела по налогам ?

Фактор обжалования налогоплательщиком никак не повлияет на ход проверки со стороны ОБЭП, так как в основном налогоплательщик даже не знает, что материалы по нему передали в правоохранительные органы для решения вопроса по уголовному делу по налогам. Обычно они сначала готовят доказательную базу, а потом вызывают и предъявляют.

В рамках решении вопроса о возбуждении уголовного дела по налогам, взаимодействие Инспектора ИФНС и оперативного сотрудника ОБЭП зачастую происходит при поиске руководства налогоплательщика, который скрывается и не является на допрос.

Рекомендация  Протечка во время ремонта 2024

В практике постоянно инспектора ИНФС обращаются к сотрудникам ОБЭП в помощи привода на допрос того или иного налогоплательщика. Очень часто инспектор ИФНС обращается к правоохранительным органам с привлечением их в целях выемки у налогоплательщика тех или иных документов, так как налогоплательщик не представил или не полностью представил документы, фактор давления и запугивания никто не отменял.

Ответственность за налоговые правонарушения: основания и размер санкций

Ответственность за налоговые правонарушения четко прописана в Налоговом кодексе. И единственная санкция в НК РФ — это штраф. Какие есть виды нарушений и сколько приходится за них платить, смотрите в нашей таблице.

  • Ответственность за налоговые нарушения: нормативное регулирование
  • Размеры штрафов по НК РФ

Ответственность за налоговые нарушения: нормативное регулирование

Налоговым правонарушениям и ответственности за них посвящена отдельная глава НК РФ под номером 16. Отдельно в Кодексе описаны правонарушения и ответственность банков (глава 18), рассматривать которую мы не будем в силу специфичности субъекта.

По Налоговому кодексу единственное возможное наказание — штраф, сумма которого зависит от вида нарушения, а также категории и статуса нарушителя. Однако привлечь могут не только к налоговой ответственности.

Какая еще ответственность возможна за нарушения, связанные с налогами, а также процедуру применения налоговых санкций смотрите в КонсультантПлюс. Получите пробный демо-доступ к правовой системе и бесплатно переходите в материал.

А в таблице ниже вы увидите список основных налоговых нарушений и размеры штрафов за них.

Размеры штрафов по НК РФ

Важно! Снизить штраф за счет смягчающих обстоятельств вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный демо-доступ можно получить бесплатно.

Вид правонарушения

Размер штрафа

Организация

ИП

Физлицо

Статья 116 НК РФ. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

Ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным НК РФ

полученных за период ведения деятельности без постановки на учет,

но не менее 40 000 рублей

Статья 119. Непредставление налоговой декларации (расчета финансового результата инвестиционного товарищества)

5% не уплаченной в установленный срок суммы налога,

подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации,

за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления,

но не более 30 процентов указанной суммы

и не менее 1 000 рублей

Непредставление управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества в налоговый орган по месту учета в установленный срок

за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для представления расчета

Статья 119.1. Нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета)

Несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме в случаях, предусмотренных НК РФ

Статья 119.2. Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения

Те же деяния, совершенные умышленно

Статья 120. Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения

Грубое нарушение* правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода

Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода,

Те же деяния, если они повлекли занижение налоговой базы

20% от суммы неуплаченного налога,

но не менее 40 000 рублей

  • отсутствие первичных документов, или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) и страховых взносов в результате занижения базы, иного неправильного исчисления или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 129.3 НК РФ

20% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Те же деяния, совершенные умышленно

40% от неуплаченной суммы налога (сбора)

Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата организацией — ответственным участником КГН сумм налога на прибыль по КГН в результате:

  • занижения налоговой базы,
  • иного неправильного исчисления налога
  • или других неправомерных действий (бездействия),

если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником КГН, привлеченным к ответственности в соответствии со ст. 122.1 НК РФ.

Обратите внимание! Штраф по ст. 122 НК РФ применяется за неуплату налога (взносов) по итогам налогового (расчетного) периода.

При неуплате авансов (ежемесячных взносов) могут возникнуть только пени.

ВАЖНО! С 2024 года в связи с введением единого налогового платежа, изменился порядок исчисления пени. Пени начисляются не на сумму неуплаты по конкретному налогу/взносу, а на сумму отрицательного сальдо ЕНС.

Подробнее об этом мы писали в статье.

Статья 122.1. Сообщение участником консолидированной группы налогоплательщиков ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль организаций ответственным участником

Сообщение участником КГН ответственному участнику этой группы недостоверных данных (несообщение данных), приведшее к неуплате или неполной уплате налога на прибыль по КГН ее ответственным участником

20% от неуплаченной суммы налога

Те же деяния, совершенные умышленно

40% от неуплаченной суммы налога

Статья 123. Невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов

Неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом

20% от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению

Налоговый агент может освобождаться от штрафа, если он (п. 2 ст. 123 НК РФ):

  • вовремя подал расчет по налогу;
  • отразил налог в расчете без искажений и занижений;
  • уплатил налог до того, как узнал, что налоговики обнаружили просрочку или назначили выездную проверку за соответствующий период.

Подробнее об ответственности налоговых агентов читайте в этой статье.

Статья 125. Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Несоблюдение установленного порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога

Статья 126. Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, взносов налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных ст. ст. 119, 129.4, 129.6, 129.9—129.11 НК РФ

за каждый непредставленный документ

Непредставление налоговому органу документов по КИК, предусмотренных п. 5 ст. 25.15 НК РФ, выразившееся в отказе контролирующего лица представить имеющиеся у него документы, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями

Непредставление налоговым агентом в установленный срок расчета 6-НДФЛ

за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления

Непредставление в установленный срок налоговому органу сведений о налогоплательщике (плательщике страховых взносов), отказ лица представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике (плательщике страховых взносов) по запросу налогового органа либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушений законодательства о налогах и сборах, предусмотренных статьями 126.1 и 135.1 НК РФ

Статья 126.1. Представление налоговым агентом налоговому органу документов, содержащих недостоверные сведения

Представление налоговым агентом налоговому органу документов, предусмотренных НК РФ, содержащих недостоверные сведения

за каждый представленный документ, содержащий недостоверные сведения

Налоговый агент освобождается от ответственности, если им самостоятельно выявлены ошибки и представлены налоговому органу уточненные документы до момента, когда налоговый агент узнал об обнаружении налоговым органом недостоверности содержащихся в представленных им документах сведений (п. 2 ст. 126.1 НК РФ)

Статья 128. Ответственность свидетеля

Неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля

Неправомерный отказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показаний

Статья 129. Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода

Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки

Дача экспертом заведомо ложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного перевода

Статья 129.1. Неправомерное несообщение сведений налоговому органу

Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного ст. 126 НК РФ

Те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налогоплательщиком — иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) налоговому органу сведений, предусмотренных п. 3.2 ст. 23 НК РФ

100% от суммы налога на имущество

Сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участия или кол-ву участников

Неправомерное непредставление (несвоевременное представление) налоговому органу сообщения о наличии имущества, облагаемого транспортным, земельным налогом, налогом на имущество физлиц

20% от неуплаченной суммы налога*

Статья 129.2. Нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса

Нарушение установленного порядка регистрации в налоговом органе объекта налогообложения налогом на игорный бизнес либо порядка регистрации изменений количества объектов налогообложения

3-кратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Те же деяния, совершенные более одного раза

6-кратный размер ставки налога на игорный бизнес, установленной для соответствующего объекта налогообложения

Статья 129.3. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми

Неуплата или неполная уплата налогоплательщиком сумм налога в результате применения в целях налогообложения в контролируемых сделках коммерческих и (или) финансовых условий, не сопоставимых с коммерческими и (или) финансовыми условиями сделок между лицами, не являющимися взаимозависимыми*

40% от неуплаченной суммы налога,

но не менее 30 000 рублей

*Налогоплательщик освобождается от ответственности при условии представления им ФНС РФ, документации, обосновывающей рыночный уровень примененных цен по контролируемым сделкам, в соответствии с порядком, установленным ст. 105.15 НК РФ, или в соответствии с порядком, установленным соглашением о ценообразовании для целей налогообложения.

Статья 129.4. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых сделках, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых сделках

Неправомерное непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, совершенных в календарном году, или представление налогоплательщиком в налоговый орган уведомления о контролируемых сделках, содержащего недостоверные сведения

Статья 129.5. Неуплата или неполная уплата сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

Неуплата или неполная уплата контролирующим лицом (физлицом или организацией) сумм налога в результате невключения в налоговую базу доли прибыли контролируемой иностранной компании

20% от суммы неуплаченного налога,

но не менее 100 000 рублей

Статья 129.6. Неправомерное непредставление уведомления о контролируемых иностранных компаниях, уведомления об участии в иностранных организациях, представление недостоверных сведений в уведомлении о контролируемых иностранных компаниях, уведомлении об участии в иностранных организациях

Неправомерное непредставление в установленный срок контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК за календарный год или представление контролирующим лицом в налоговый орган уведомления о КИК, содержащего недостоверные сведения

за каждую иностранную организацию

Статья 129.7. Ненаправление (невключение) организацией финансового рынка финансовой информации о клиентах организации финансового рынка, выгодоприобретателях и (или) лицах, их контролирующих

Ненаправление в установленный срок организацией финансового рынка финансовой информации в соответствии с главой 20.1 НК РФ

Невключение организацией финансового рынка финансовой информации о клиенте организации финансового рынка, выгодоприобретателе и (или) лицах, прямо или косвенно их контролирующих, в соответствии с главой 20.1 НК РФ

за каждый факт нарушения

Статья 129.8. Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организаций финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих

Нарушение организацией финансового рынка порядка установления налогового резидентства клиентов организации финансового рынка, выгодоприобретателей и лиц, прямо или косвенно их контролирующих, путем непринятия мер, установленных статьей 142.4 НК РФ

за непринятие мер в отношении каждого клиента, выгодоприобретателя либо лица, прямо или косвенно их контролирующего

Статья 129.9. Непредставление уведомления об участии в международной группе компаний, представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения

Неправомерное непредставление в установленный срок уведомления об участии в международной группе компаний или представление уведомления об участии в международной группе компаний, содержащего недостоверные сведения

Статья 129.10. Непредставление странового отчета, представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения

Неправомерное непредставление в установленный срок странового отчета или представление странового отчета, содержащего недостоверные сведения

Статья 129.11. Непредставление документации по международной группе компаний

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком национальной документации

Непредставление в установленный срок налогоплательщиком глобальной документации

Когда может наступить уголовная ответственность за неуплату налогов, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Оформите пробный доступ к системе и переходите в Готовое решение. Это бесплатно.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение регламентированы НК и КоАП РФ, хотя возможно привлечение и по УК (за существенные нарушения, которые признаются преступлениями). В статье найдете информацию о видах ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель, и зависимости избираемого уполномоченным органом наказания от различных факторов.

Обучение проводит адвокат по вопросам налоговой и корпоративной безопасности бизнеса, бывший сотрудник ОБЭП Иван Кузнецов. За месяц вы научитесь выстраивать защиту при угрозе уголовного дела, как вести себя при допросе, инвентаризации, осмотре, выемке и определять законность действий налоговиков и полиции при проверках.

Супер-акция до 13 августа: обучение с удостоверением ФИС ФРДО 40 ак. Записаться со скидкой

Налоговые правонарушения — понятие и сущность

  • несоблюдение порядка регистрации в ФНС в качестве налогоплательщика;
  • непредставление документов, содержащих расчет размера обязательных платежей, или несоблюдение способа их передачи на проверку;
  • ненадлежащее осуществление учета понесенных расходов и полученных доходов, ставшее причиной изменения размера облагаемой налогом базы;
  • неуплата (полная или частичная) налогов;
  • отказ от представления в ФНС отчетности и иной документации, необходимой налоговикам для исполнения контролирующих функций.

ВАЖНО! Нарушитель не может быть наказан, если прошло более 3 лет с момента совершения противоправного поступка (в случаях, зафиксированных ст. 120 и 122 НК РФ, — с момента завершения налогового периода).

Основаниями для признания деяния правонарушением и наложения на виновника определенной санкции являются:

  1. Наличие законодательной нормы, квалифицирующей такое деяние как правонарушение.
  2. Факт совершения такого деяния.
  3. Наличие документально зафиксированного решения уполномоченной инстанции о наказании нарушителя.

Лица, которые несут ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут не только организации, но и физлица, причем последние не привлекаются к ответственности в том случае, если в момент нарушения закона они не достигли 16-летия.

Санкции к нарушителю, в соответствии со ст. 107 НК РФ, применяются вне зависимости от того, умышленно было совершено правонарушение или по неосторожности. Однако при этом очевидно, что наказание за умышленное несоблюдение требований законодателя будет более жестким, чем за нарушение, совершенное случайно.

Условия, которые должны выполняться при вынесении решения о применении санкций к гражданину или организации определяет ст. 108 НК РФ:

  1. Привлечь нарушителя к ответственности можно только в том порядке, который определен законом.
  2. Повторное привлечение лица к ответственности за одно и то же нарушение не допускается.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговые правонарушения

Согласно положениям п. 3 ст. 114 НК РФ, размер санкции, применяемой к нарушителю, может быть уменьшен в 2 раза или более относительно значения, установленного законодателем, если правонарушение было совершено при обстоятельствах, признаваемых смягчающими.

К таковым, согласно п. 1 ст. 112 НК РФ, относятся:

  1. Тяжелое семейное или личное положение.
  2. Наличие угрозы или принуждения со стороны третьих лиц.
  3. Наличие зависимости от третьих лиц, в силу которой нарушитель не мог не допустить несоблюдения требований законодателя.

Однако суд может скорректировать наказание, налагаемое на нарушителя, не только уменьшив, но и увеличив его. Такое право суда закреплено в п. 4 ст. 114 НК РФ, в соответствии с которым размер штрафа увеличивается вдвое в том случае, если нарушение было совершено при отягчающем обстоятельстве. Им же, в соответствии с п. 2 ст.

112 НК РФ, признается факт повторного привлечения к ответственности за аналогичное противоправное деяние.

Виды ответственности за налоговые правонарушения

Ответственность за налоговые правонарушения зависит от ряда факторов, оценить которые необходимо при вынесении решения о наказании, применяемом к налогоплательщику. Причем действующий НК РФ не является единственным нормативным документом, устанавливающим санкции и порядок их применения к нарушителю. КоАП и УК РФ также определяют меры ответственности за налоговые правонарушения.

Разделение противоправных деяний на разные категории и применение к ним разных видов ответственности обусловлено их разнообразным характером и различным размером ущерба, который влечет за собой их совершение. Именно поэтому помимо налоговой ответственности за налоговые правонарушения может возникать административная и уголовная.

К любому из перечисленных видов ответственности нарушитель может быть привлечен только в судебном порядке, причем вид судебной инстанции, в которую обращается налоговый орган, зависит от того, к какой категории относится налогоплательщик.

Так, иск подается:

  • в арбитражный суд, если нарушитель имеет статус ИП или является организацией;
  • в суд общей юрисдикции, если закон был нарушен физлицом, не являющимся предпринимателем.

Меры ответственности за совершение налоговых правонарушений

Согласно п. 1 ст. 114 НК РФ, мера ответственности выражается в наложении на виновное лицо налоговой санкции. При этом п. 2 этой же статьи указывает на то, что в качестве санкции применяется наложение на виновника денежного взыскания в размере, установленном НК РФ.

В зависимости от вида нарушения штрафы могут иметь следующий размер:

  1. За несоблюдение порядка регистрации в ФНС — до 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ).
  2. За ведение деятельности без регистрации — 10% полученного дохода, но не меньше 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).
  3. За непредставление отчетных документов — 5% налога, который должен был быть включен в декларацию, за каждый месяц просрочки, но не более 30% и не менее 1 тыс. руб. (п. 1 ст. 119 НК).
  4. За несоблюдение способа передачи декларации в контролирующий орган — 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
  5. За несоблюдение правил ведения учета:
  6. однократное — 10 тыс. руб.;
  7. совершенное на протяжении более чем одного налогового периода — 30 тыс. руб.;
  8. ставшее причиной изменения налоговой базы в сторону уменьшения — 20% суммы недоимки, но не меньше 40 тыс. руб. (ст. 120 НК РФ).
  9. За неуплату (полную или частичную) налога:
  10. неумышленную — 20% суммы недоимки;
  11. умышленную — 40%.
  12. За неисполнение обязанностей налогового агента — 20% суммы не удержанного с налогоплательщика налога.

Административная ответственность за налоговые правонарушения

Описание налоговых правонарушений и ответственности за их совершение содержится в статьях, содержащихся в гл. 15 КоАП РФ. При этом к административной ответственности, в соответствии с примечанием к ст.

15.3 КоАП РФ, могут быть привлечены только должностные лица, которые нарушили закон в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения своих служебных обязанностей. Физлица (в том числе имеющие статус ИП) к административной ответственности за налоговые правонарушения по ст. 15.4–15.9 и 15.11 КоАП РФ не привлекаются.

К числу наиболее часто совершаемых правонарушений, за которые законом предусмотрена административная ответственность, относятся:

  1. Несоблюдение сроков сдачи отчетности (ст. 15.5 КоАП РФ). За это ответственному лицу придется заплатить в бюджет государства от 300 до 500 руб. (в некоторых случаях вместо штрафа может быть вынесено предупреждение).
  2. Непредставление в ФНС документов, необходимых для осуществления контроля (ст. 15.6 КоАП РФ). В этом случае законному представителю организации придется заплатить от 300 до 500 руб., должностному лицу госоргана — от 500 до 1 тыс. руб.
  3. Ненадлежащее ведение бухучета (ст. 15.11 КоАП РФ). За такое нарушение на ответственное лицо налагается штраф в размере от 5 до 10 тыс. руб. Такое же нарушение, совершенное повторно, наказывается денежным взысканием в размере от 10 до 20 тыс. руб. или лишением права на осуществление трудовой деятельности в занимаемой должности на срок от 1 года до 2 лет.

Уголовная ответственность за налоговые правонарушения

К уголовной ответственности за совершение налогового преступления может быть привлечено только физическое лицо. В том случае, если нарушение законодательства было допущено организацией, санкция будет наложена на ее директора или главного бухгалтера, хотя в некоторых случаях возможно и привлечение к ответственности учредителей или иных лиц, которые оказывали непосредственное влияние на осуществляемую ей деятельность.

Критерием для определения тяжести преступления (и, как следствие, установления наказания) является размер причиненного ущерба. Во всех перечисленных ниже статьях он подразделяется на 2 категории: крупный и особо крупный. При этом для разных видов правонарушений значение, которому ущерб должен соответствовать для отнесения его к определенной категории, будет различным.

Узнать точную сумму недоимки, при которой ущерб может быть признан крупным или особо крупным, можно в тексте статьи, устанавливающей санкцию за определенное правонарушение.

Факт неуплаты налогов в меньшем, чем установлено законодателем для крупного, размере не позволяет квалифицировать правонарушение как уголовное преступление. Однако это вовсе не означает, что нарушитель не будет привлечен к ответственности, т. к. обязанность по уплате штрафов, установленных административным законодательством, у него сохранится (в случае привлечения к административной ответственности).

При этом законодатель освобождает от уголовной ответственности лиц, совершивших налоговое преступление впервые и погасивших сформировавшуюся у них задолженность, а также уплативших все сопутствующие пени и штрафы (п. 3 ст.

198, п. 2 ст. 199, п. 2 ст. 199.1 УК РФ). Для нарушителей, совершивших деяние, предусмотренное ст.

199.2 УК РФ, подобное послабление не предусмотрено.

Ответственность по ст. 198 и 199 УК РФ

Положения ст. 198 УК РФ определяют ответственность физлица (в том числе и ИП) за уклонение от уплаты налогов, реализованное путем непредставления обязательной документации в контролирующий орган. Точно так же является нарушением умышленное включение в такую документацию сведений, не соответствующих действительности.

Если размер ущерба является крупным, нарушителю придется заплатить штраф в размере от 100 до 300 тыс. руб. В качестве альтернативы суд может вынести решение о взыскании средств, заработанных виновником за время от года до 2 лет, или приговорить его к принудительным работам (не более чем на год). В качестве крайней меры суд может лишить свободы на срок до года.

За уклонение, размер которого является особо крупным, нарушителя могут оштрафовать на сумму от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или эквивалент его дохода за период от полутора до 3 лет. Кроме того, суд может привлечь виновного к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить свободы на такой же срок.

В ст. 199 УК РФ устанавливается ответственность за аналогичное нарушение закона, совершенное организацией. Санкция для руководителя в этом случае более жесткая: за ущерб в крупном размере нарушителя оштрафуют на сумму от 100 тыс. до 0,5 млн руб. или лишат дохода за период от года до 2 лет.

Кроме того, суд может принять решение о его привлечении к принудительным работам (не более чем на 2 года), арестовать его (до полугода) или лишить свободы на срок до 2 лет.

Особо крупный размер ущерба наказывается штрафом в размере заработка за период от года до 3 лет или в виде фиксированной суммы от 200 до 500 тыс. руб. Также суд может вменить осужденному выполнение принудительных работ сроком до 5 лет или лишить его свободы на срок до 6 лет.

По какой статье УК РФ возникает ответственность налогового агента

За налоговые правонарушения возникает ответственность не только у налогоплательщиков, но и у налоговых агентов. Налоговый агент — это лицо, обязанное своевременно производить расчет размера налоговых платежей, удерживать средства с налогоплательщиков и перечислять их в бюджет государства (ст. 24 НК РФ).

Ярким примером налогового агента является работодатель, который удерживает с зарплаты своих работников НДФЛ и самостоятельно передает его в ФНС.

Положения ст. 199.1 УК РФ устанавливают меру ответственности налогового агента, не исполняющего возложенные на него обязательства с целью удовлетворения личных интересов. В том случае, если ущерб, причиненный государству, имеет крупный размер, суд может взыскать с нарушителя штраф в сумме от 100 до 300 тыс. руб. или в виде дохода за промежуток времени от 1 года до 2 лет.

Кроме того, суд вправе направить осужденного на принудительные работы сроком до 2 лет или лишить свободы на тот же срок.

Если размер недоимки соответствует статусу особо крупного, осужденному придется выплатить штраф в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или в размере дохода за промежуток времени от 1 до 2 лет. В качестве альтернативного наказания суд может вменить обязанность по исполнению принудительных работ (не более чем на 5 лет) или лишить нарушителя свободы на срок до 6 лет. Дополнительным наказанием может стать наложение запрета работать на определенной должности продолжительностью до 3 лет.

Ответственность по ст. 199.2 УК РФ

В ст. 199.2 УК РФ устанавливается ответственность предпринимателей и организаций в случае сокрытия принадлежащего им имущества, на которое может быть обращено взыскание при неисполнении ими своих обязательств налогоплательщиков (налоговых агентов).

В случае если размер активов предпринимателя, утаенных им от налоговиков, является крупным, суд может вынести решение о наложении на него штрафа в размере от 200 тыс. до 0,5 млн руб. или дохода, который он может получить в течение промежутка времени от полутора до 3 лет. Кроме того, суд вправе привлечь виновника к принудительным работам продолжительностью до 3 лет или лишить его свободы на тот же срок. В качестве дополнительной меры воздействия возможно принятие решения о запрете на выполнение осужденным определенных трудовых функций на срок до 3 лет.

Итак, ответственность, к которой привлекается лицо, допустившее нарушение налогового законодательства, может быть налоговой, административной и даже уголовной. Вид санкции и порядок ее применения зависит от того, какое именно действие (или бездействие) было совершено нарушителем, а также от размера ущерба, который он причинил государству.

  • налоговое правонарушение
  • неуплата налога
  • недобросовестный налогоплательщик