1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2024 года.
2. Наименования и уставы организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, подлежат приведению в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) не позднее 1 мая 2024 года с учетом следующих положений:
1) организации, реализующие программы спортивной подготовки в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;
2) организации, реализующие дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, должны быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа»;
3) организации, реализующие дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и спорта в качестве основной цели деятельности, могут быть переименованы в организации дополнительного образования со специальным наименованием «спортивная школа».
3. Программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта, реализующиеся в Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, тождественны в части наименований дополнительным образовательным программам спортивной подготовки.
4. Организации, реализующие программы спортивной подготовки, дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и спорта на день вступления в силу настоящего Федерального закона, должны привести свою образовательную деятельность в соответствие с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов не позднее 1 мая 2024 года.
5. Организации, реализующие на день вступления в силу настоящего Федерального закона программы спортивной подготовки, должны получить лицензию на осуществление образовательной деятельности не позднее 1 сентября 2024 года.
6. До момента получения лицензии на осуществление образовательной деятельности организации, указанные в части 5 настоящей статьи, осуществляют образовательную деятельность по соответствующим образовательным программам на основе временной лицензии, выдаваемой лицензирующим органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Указанная временная лицензия действует до 1 сентября 2024 года.
7. Лица, проходящие спортивную подготовку по программам спортивной подготовки, обучающиеся по дополнительным предпрофессиональным программам в области физической культуры и спорта до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, считаются принятыми на обучение на соответствующий этап спортивной подготовки по соответствующим дополнительным образовательным программам спортивной подготовки с момента выдачи временной лицензии организации, реализующей соответствующую дополнительную образовательную программу спортивной подготовки. На указанных лиц распространяются права и обязанности обучающихся по дополнительным образовательным программам спортивной подготовки, предусмотренные Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона) и Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона).
8. Лица, работающие в организациях, реализующих программы спортивной подготовки, в должности тренера до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, с их письменного согласия переводятся на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, предусмотренные номенклатурой должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, не позднее 1 сентября 2024 года, но не ранее чем с момента выдачи указанным организациям временной лицензии на осуществление образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам и при условии отсутствия у таких лиц ограничений на занятие педагогической деятельностью, предусмотренных трудовым законодательством Российской Федерации.
9. Периоды работы в должности тренера лиц, переведенных на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, засчитываются в стаж педагогической работы.
10. Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя, проходят аттестацию в целях подтверждения соответствия занимаемым ими должностям педагогических работников не ранее чем через два года и не позднее чем через пять лет после назначения на соответствующие должности педагогических работников.
11. Лица, переведенные на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя и имеющие квалификационные категории тренеров, признаются имеющими квалификационные категории педагогических работников в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта.
12. На период с 1 января 2024 года до 1 января 2025 года при наличии решения органа государственной власти субъекта Российской Федерации об организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, принятого в соответствии с частью 3 статьи 28 Федерального закона от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере», организация спортивной подготовки в Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 34.1 Федерального закона от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» осуществляется на основании государственного (муниципального) социального заказа на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере организациями, реализующими дополнительные образовательные программы спортивной подготовки, которые определяются с применением способов определения исполнителей государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере, в том числе способов отбора исполнителей таких услуг, предусмотренных Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ «О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере».
(часть 12 введена Федеральным законом от 28.12.2022 N 568-ФЗ)
13. Особенности лицензирования образовательной деятельности и приведения деятельности организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в области физической культуры и спорта, программы спортивной подготовки, расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области, в соответствие с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции настоящего Федерального закона), перевода лиц, работающих в организациях, реализующих программы спортивной подготовки и расположенных на территориях указанных субъектов Российской Федерации, в должности тренера до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, на должности тренера-преподавателя, старшего тренера-преподавателя устанавливаются Федеральным законом «Об особенностях правового регулирования отношений в сферах образования и науки в связи с принятием в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области, Херсонской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(часть 13 введена Федеральным законом от 17.02.2023 N 19-ФЗ)
Эксперты раскритиковали новый закон о детском и профессиональном спорте
Первого января 2024 года вступит в силу ФЗ-127, который повлечет изменения в двух федеральных законах — о физической культуре и спорте и об образовании. В Барнауле на недавнем совещании по этому поводу серьезные эксперты пришли к выводу, что новый закон приведет к заметному снижению уровня подготовки спортивного резерва и, как следствие, к подрыву базы спорта высших достижений. С мнением алтайских специалистов согласны их коллеги из других городов России.
— Вступающий в силу закон не только изменит систему регулирования общественных отношений в подготовке спортивного резерва, но и затронет ключевые направления деятельности ведомств образования и спорта, внесет в их деятельность путаницу без очевидных положительных изменений. В пояснительной записке к закону нет никаких аргументов, обосновывающих необходимость кардинальных изменений уже практически выстроенной системы подготовки спортивного резерва, начавшейся с 2009 года в соответствии с поручениями президента России и решениями правительства. Федеральный закон N 127 вызвал негативный общественный резонанс еще на этапе его разработки.
Профессиональным сообществом задавалось множество вопросов о целесообразности такого закона, противоречивости содержания и сложностях его применения, — отметил в беседе с «РГ» Иван Самсонов, замдиректора КАУ «Центр спортивной подготовки сборных команд Алтайского края», кандидат педнаук, доцент.
Новый закон породит несколько серьезных противоречий начиная с того, что с 2024 года спорт станет одним из видов дополнительного образования. Это приведет к дискриминации спортивных отношений — основное регулирование будет осуществляться с общими правилами системы образования, и особенности спорта априори будут учитываться недостаточно.
Поскольку спортивная подготовка будет реализовываться либо как образовательная услуга, либо как трудовые отношения, это создаст конфликтную ситуацию между спортивными школами олимпийского резерва и центрами спортивной подготовки сборных команд субъектов РФ — с 1 января 2024 года юные спортсмены должны будут определяться со своим статусом: либо ты обучающийся, либо нет (новый закон не позволяет одновременно проходить спортивную подготовку по программе специальной практики подготовки и с заключением трудового договора как спортсмена).
На муниципальном уровне новый закон ограничивает реализацию дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, особенно для спортсменов старше восемнадцати лет (у муниципалитетов нет полномочий по дополнительному образованию для взрослых). На этом акцентирует внимание Сергей Алексеев, председатель комиссии по спортивному праву Ассоциации юристов России.
Немало препон для эффективной организации подготовки спортивного резерва принесут требования к лицензированию. Одной из особенностей подготовки спортивного резерва является проведение учебно-тренировочных сборов и спортивных соревнований как форм образовательного процесса в различных местах. Поэтому все адреса мест проведения сборов и соревнований должны будут указываться в приложении к лицензии на образовательную деятельность. Иначе организацию привлекут к административной ответственности.
Кстати, судебная практика подтверждает эти опасения. Еще одной проблемой по новому закону станет статус тренера. Его наделили социальными гарантиями и трудовыми правами как тренера-преподавателя, но ограничили в получении дополнительных гарантий и компенсаций по статье 348.10 ТК РФ.
— В октябре 2020 года Владимир Путин на заседании президентского Совета по физической культуре и спорту говорил о необходимости возвращения тренерам статуса педагога — такого же, «как учитель физкультуры в школе», с распространением на него соответствующих социальных гарантий — педагогический стаж, пенсия, более длительный отпуск и так далее. Следовательно, в поручениях, данных по итогам того заседания совета, речь шла о льготах, сопоставимых с льготами учителей физкультуры, а не тренеров-преподавателей как педагогов допобразования. Вместо этого в ФЗ-127 тренер просто переименован в тренера-преподавателя, — отмечает Иван Самсонов.
К чему приведет реализация нового закона? Возникнет большая неразбериха с системой подготовки спортивных талантов — в частности, с региональными училищами олимпийского резерва. Спорт как сфера социально-культурной деятельности превратится в подвид образования (кроме профессионального спорта, который строится на основе трудовых отношений).
Спорт потеряет основное — право на управление процессами внутри своей сферы. Регулятором будет выступать министерство образования, у которого всегда были свои приоритеты. Ведь что главное в дополнительном образовании?
Занятость детей, гармоничное развитие личности, профилактика правонарушений, социально-культурная, творческая деятельность, но никак не подготовка спортивного резерва. Таким образом, из-под большого спорта вышибается значительная часть фундамента, который закладывался начиная с 2010 года, когда был принят федеральный закон, обозначивший отраслевую самостоятельность спорта. До этого финансирование подготовки спортивного резерва велось то через сферу здравоохранения и соцобеспечения, то через систему просвещения.
Конечно, цель была благая. Но все необходимые социальные льготы и гарантии для тренеров и инструкторов по спорту можно было бы спокойно провести в виде поправки в федеральном законе №329 «О физической культуре и спорте в РФ». А с реализацией нового закона может получиться как в известной формуле: «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Может, действительно, стоит приостановить скорое вступление в силу ФЗ-127 и все-таки тщательно его обсудить, разобраться в возможных последствиях, чтобы не наломать дров?
Позицию алтайских экспертов, сообщил корреспонденту «РГ» Иван Самсонов, поддерживают коллеги из Кемерова, Омска, Томска, Краснодара, Астрахани, Севастополя.
От первого лица
Юрий Шамков, председатель Общественной палаты Алтайского края:
— Посыл, прозвучавший в 2020 году на президентском Совете по физической культуре и спорту, о том, что тренеров по социальным льготам и гарантиям следует приравнять к школьным учителям, был правильным. Но если по новому закону детский спорт попадет под крыло минобразования, могут появиться серьезные противоречия. На нашем, региональном уровне мы знаем, что бывает, когда спорт объединяют в общую структуру с молодежной политикой. К тому же возникнут непростые вопросы с учебой у юных спортсменов, добившихся серьезных результатов на высоком уровне.
Мне представляется, что ФЗ-127 не улучшит положения в детско-юношеском спорте.
Должностная инструкция тренера-преподавателя
Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса РФ, Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26 августа 2010 г. N 761н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.
1. Общие положения
1.1. Тренер-преподаватель относится к категории педагогических работников и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность тренера-преподавателя назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы или высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование в области физкультуры и спорта без предъявления требований к стажу работы.
1.3. На должность тренера-преподавателя в соответствии с требованиями ст. 331 ТК РФ назначается лицо:
— не лишенное права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
— не имеющее или не имевшее судимости, не подвергающееся или не подвергавшееся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконного помещения в психиатрический стационар, клеветы и оскорбления), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности;
— не имеющее неснятой или непогашенной судимости за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
— не признанное недееспособным в установленном федеральным законом порядке;
— не имеющее заболеваний, предусмотренных перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
1.4. Тренер-преподаватель должен знать:
— приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
— законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;
— Конвенцию о правах ребенка;
— основы педагогики и возрастной психологии;
— общие и частные технологии преподавания;
— принципы методического обеспечения учебного предмета или направления деятельности;
— систему организации образовательного процесса;
— принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов по специальностям, образовательных программ, типовых перечней учебного оборудования и другой учебно-методической документации;
— методику выявления, обобщения и распространения эффективных форм и методов педагогической работы;
— принципы организации и содержание работы методических объединений педагогических работников;
— основы работы с издательствами;
— принципы систематизации методических и информационных материалов;
— основные требования к аудиовизуальным и интерактивным средствам обучения, организации их проката;
— содержание фонда учебных пособий;
— теорию и методы управления образовательными системами;
— современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
— методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками, детьми разного возраста, их родителями (лицами, их замещающими), педагогическими работниками;
— технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;
— основы экологии, экономики, социологии;
— основы работы с текстовым редактором, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
— правила внутреннего трудового распорядка образовательной организации;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
1.5. Тренеру-преподавателю запрещается:
— оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов тренера-преподавателя;
— использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, о национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к действиям, противоречащим Конституции Российской Федерации.
1.6. Тренер-преподаватель назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
2. Должностные обязанности
2.1. Осуществляет набор в спортивную школу, секцию, группу спортивной и оздоровительной направленности детей и подростков, желающих заниматься физической культурой и спортом и не имеющих медицинских противопоказаний.
2.2. Отбирает наиболее перспективных обучающихся, воспитанников для их дальнейшего спортивного совершенствования.
2.3. Проводит учебно-тренировочную и воспитательную работу, используя разнообразные приемы, методы и средства обучения, современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы.
2.4. Проводит учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий с использованием наиболее эффективных методов спортивной подготовки обучающихся и их оздоровления.
2.5. Организует разнообразные виды деятельности обучающихся, воспитанников, в т. ч. самостоятельную, исследовательскую, проблемное обучение, ориентируясь на их личность, развитие мотивации их познавательных интересов, способностей; осуществляет связь обучения с практикой, обсуждает с обучающимися, воспитанниками актуальные события современности.
2.6. Обеспечивает и анализирует достижение и подтверждение обучающимися, воспитанниками уровней спортивной (физической) подготовки, оценивает эффективность их обучения с использованием современных информационных и компьютерных технологий, в т. ч. текстовых редакторов и электронных таблиц в своей деятельности.
2.7. Обеспечивает повышение уровня физической, теоретической, морально-волевой, технической и спортивной подготовки обучающихся, воспитанников, укрепление и охрану их здоровья в процессе занятий, безопасность учебно-тренировочного процесса.
2.8. Ведет профилактическую работу по противодействию применению обучающимися, воспитанниками различных видов допингов.
2.9. Ведет систематический учет, анализ, обобщение результатов работы, в том числе и с использованием электронных форм.
2.10. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям, лицам, их заменяющим.
2.11. Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.
2.12. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.
2.13. При выполнении обязанностей старшего тренера-преподавателя наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по должности тренера-преподавателя, осуществляет координацию деятельности тренеров-преподавателей, других педагогических работников в проектировании развивающей образовательной среды образовательной организации.
2.14. Оказывает методическую помощь тренерам-преподавателям, способствует обобщению их передового педагогического опыта и повышению квалификации, развитию их творческих инициатив.
2.15. Осуществляет свою деятельность на высоком профессиональном уровне в соответствии с утвержденной рабочей программой.
2.16. Соблюдает правовые, нравственные и этические нормы, следует требованиям профессиональной этики.
2.17. Уважает честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.
2.18. Развивает у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.
2.19. Применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество образования формы, методы обучения и воспитания.
2.20. Учитывает особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует при необходимости с медицинскими организациями.
2.21. Систематически повышает свой профессиональный уровень.
2.22. Проходит аттестацию на соответствие занимаемой должности.
2.23. Проходит в соответствии с трудовым законодательством предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры, а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя.
2.24. Проходит обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда.
2.25. Соблюдает устав образовательной организации, положение о специализированном структурном образовательном подразделении организации, осуществляющей обучение, правила внутреннего трудового распорядка.
2.26. [Другие должностные обязанности].
3. Права
Тренер-преподаватель имеет право:
3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:
— на сокращенную продолжительность рабочего времени;
— на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года;
— на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется Правительством Российской Федерации;
— на длительный отпуск сроком до одного года не реже чем через каждые десять лет непрерывной педагогической работы;
— на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
— на предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма (если работник состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении);
— на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда;
— на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения [для проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)];
— на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.
3.2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.
3.3. По вопросам, находящимся в его компетенции, вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности организации и совершенствованию методов работы, а также варианты устранения имеющихся в деятельности организации недостатков.
3.4. Запрашивать лично или по поручению руководства от структурных подразделений и специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.5. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет — с разрешения руководства).
3.6. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и, т. д.
3.7. [Иные права, предусмотренные Трудовым законодательством Российской Федерации].
4. Ответственность
Тренер-преподаватель несет ответственность:
4.1. За нарушение устава образовательной организации.
4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося.
4.3. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
4.4. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
4.5. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].
Руководитель кадровой службы
[число, месяц, год]
[число, месяц, год]
С инструкцией ознакомлен:
Не для красного словца: детским тренерам присвоят статус педагога
Правительство одобрило законопроект, согласно которому среди прочих новаций появится следующая: тренеры, обучающие детей в спортивных школах и центрах, будут официально считаться педагогическими работниками. Законопроект разработало Министерство спорта, и в ближайшее время документ будет внесен на рассмотрение в Госдуму. Для чего тренерам нужен статус преподавателя — читайте в материале «Известий».
Отразится на отпуске и стаже
Как сказано в официальном сообщении на сайте правительства, «поправки позволят гармонизировать законодательство о физической культуре и спорте и законодательство об образовании». Такое поручение президент дал еще в прошлом году. Срок поручения истек 1 декабря 2019 года, и, как выразился Владимир Путин на заседании совета по культуре и спорту в октябре, «воз, к сожалению, и ныне там».
Хотя за официальной формулировкой стоят очень конкретные и необходимые вещи.
Президент РФ Владимир Путин проводит в режиме видеоконференции заседание совета при президенте РФ по развитию физической культуры и спорта. 6 октября 2020 года
Фото: РИА Новости/Алексей Дружинин
На два не делится: педагогам придется совмещать офлайн и онлайн
Оплачивать дополнительную нагрузку педагогов будут сами школы
«Это ведь не просто пустые пожелания, за этим тоже стоят совершенно конкретные вещи, которые связаны с привлечением в тренерскую деятельность талантливых людей, увлеченных своим делом. Речь идет об их поддержке, — объяснял президент. — Одна из таких вещей — это возвращение тренерам статуса педагога. И это имеет определенные последствия для людей, которые занимаются этим видом деятельности. А что это такое?
Какие последствия? Это стаж педагогический, это пенсия, отпуск и так далее».
Как пояснил «Известиям» директор спортивной школы олимпийского резерва «Труд» Роман Коптеев, тренер перестал быть педагогом в 2016 году. «Если действительно тренер снова станет педагогическим работником, то он будет пользоваться теми же льготами, что и наши учителя, как то: больше срок отпуска — 42 дня, а не 28 дней, через 25 лет можно будет выйти на пенсию», —рассказал «Известиям» Роман Коптеев. По его словам, статус действительно нужно ввести, чтобы вернуть тренерам льготы. В остальном же возвращаться в прошлое, в дополнительное образование нет смысла — за четыре года всё вернулось на круги своя: «Дополнительное образование для нас один большой минус, потому что в образовании спорт становится на последнее место».
Фото: РИА Новости/Александр Уткин
По словам старшего тренера сборной России по спортивной гимнастике Валентины Родионенко,тренерам не засчитывался педагогический стаж, если не было отдельно указано, что это тренер-педагог. Хотя любой тренер является педагогом и проводит с детьми даже больше времени, чем школьный учитель.
В детсадах и школах появится физкультура для инвалидов
Адаптивные программы для детей с особенностями будут приняты до начала нового учебного года
«Довольно долго боролись с этим несправедливым моментом и вот наконец-то решили. Для тренеров это, конечно, хорошая новость, к примеру, они смогут раньше выходить на пенсию при наличии необходимого педагогического стажа», — заметила в интервью ТАСС Валентина Родионенко.
Денежный вопрос
Кроме признания тренеров педагогами в законопроекте есть и другие нововведения. Например, организации, основная работа которых связана со спортивной подготовкой юных спортсменов, будут выделены в отдельную категорию — «дополнительные образовательные организации спортивной направленности».
Повлияет ли новый статус на зарплату тренеров? Эксперты пока затрудняются ответить — все-таки законопроект еще не принят. Конечно, надеяться на лучшее хочется. «Первоначальные ставки для тренера очень «голые», но, может быть, рассмотрят вопрос и зарплата будет исчисляться по-другому, — выражает надежду в беседе с «Известиями» директор школы олимпийского резерва «Вымпел» Надежда Ульяшина. — Потому что, например, у учителя физкультуры зарплата начисляется совсем по-другому — есть ставка в зависимости от стажа работы, в спорте же играют роль только результаты.
Приходит молодой специалист. Как он будет кормить семью, если у него оклад — 8 тыс. рублей? У меня в школе сейчас работают шесть моих выпускников.
Стараемся давать им платные группы, чтобы они могли хоть как-то семью содержать, разрешаем идти в частные спортивные клубы на подработку».
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков
И педагог, и родитель
55 за пять: к 2024 году к спорту привлекут более половины россиян
Президент поручил правительству вписать физкультуру в нацпроекты
Впрочем, вернуть статус педагога для тренера — это еще и справедливо по самой сути тренерской работы. Как отмечалось ранее в очень эмоциональной петиции под названием «Тренер — не педагог», «готовя спортсмена на соревнования, мы не задерживаемся на работе, мы иногда остаемся прямо там». «Спортсмен заболел на сборе или на соревнованиях, и тренер несется в аптеку или больницу, не важно, в какое время суток, — писала автор петиции Ольга Желтова. — Почему я не могу провести в отпуске чуть больше времени со своими детьми? Которые в течение года очень часто находятся без родителей». «Большего педагога, чем тренер, невозможно себе представить. Если педагог в школе учит детей только на уроках, то тренер учит их и на тренировках, и кушать им дает, и дома они у него живут, и уроки они с ним делают, — отмечала в интервью «Россия 24» президент Всероссийской федерации художественной гимнастики (ВФХГ), главный тренер сборной России по художественной гимнастике Ирина Винер-Усманова. — Настоящий профессиональный тренер является родителем, я уверена в этом, своему спортсмену.
И когда есть такая разница, что тренер предоставляет услуги населению, это нонсенс. Потому что это невозможно».
Фото: РИА Новости/Игорь Зарембо
По ее словам, задача тренера в первую очередь — «не только воспитать олимпийского чемпиона, но и нормального прекрасного человека».
Бег без барьеров: в школах введут уроки адаптивной физкультуры
В следующем году в учебную программу могут включить занятия с детьми-инвалидами
К слову, если с новым статусом тренер получит все права, обязанности и социальные гарантии педагога, то, по всей видимости, вступят в силу и соответствующие ограничения. Так, в сфере образования запрещено работать людям с судимостью или психическими отклонениями. В спорте таких ограничений нет. Как отмечал ранее депутат Госдумы и бывший главный тренер сборной России по футболу Валерий Газзаев, тренер — это тот же воспитатель, учитель, и другая ответственность: «В этом отношении и требовать с него можно больше». Кстати, в прошлом году в России был утвержден стандарт о присвоении квалификации «Тренер по виду спорта.
Преподаватель». Теперь выпускник вуза будет иметь возможность одновременно работать учителем физкультуры и быть тренером в своем виде спорта. Что же касается спортивных тренеров, то, по словам министра спорта Олега Матыцина, они должны получить все преференции, которыми пользуются педагоги, с 2021 года.
Ждем.