Ответственность школьных педагогов при проведении внешкольных мероприятий 2024

Формирование трудолюбия у обучающихся станет частью воспитательного процесса в школах. Такой закон приняла Госдума, документ прошел сразу второе и третье чтения. Депутаты в ходе рассмотрения внесли ряд ключевых дополнений.

В том числе — о возвращении серебряных медалей в школах, о переименовании и изменении содержания уроков ОБЖ, а также о профессиональной подготовке учеников.

Александр Кряжев/ РИА Новости

У школьников могут появиться новые обязанности уже с 1 сентября. Из законодательства уберут запрет привлекать к труду несовершеннолетних без согласия родителей. Принятый закон обязывает школьников участвовать в общественно-полезном труде.

В том числе — поддерживать чистоту и порядок в здании школы и на пришкольной территории.

Как отметила председатель комитета ГД по просвещению Ольга Казакова (ЕР), ребята будут участвовать в различных мероприятиях, например, высаживать деревья и цветы на пришкольной территории, оформлять класс к мероприятию, помогать в библиотеках и музеях.

«Главным аспектом рассматриваемых сегодня изменений является укрепление всей системы трудового воспитания в школах, начиная с моментов, которые связаны с чистотой в классе, в столовой, в спортивном зале и вообще на территории школы до экологических акций и патриотических мероприятий», — подчеркнула депутат. Казакова добавила, что речь также идет о шефстве над ветеранами Великой Отечественной войны, помощи старшим поколениям и уход за памятниками и Вечными огнями.

Такие моменты и вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях, по словам депутата, не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо. «Это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. При этом обязательно будет учитываться возраст и особенности здоровья», — пояснила глава комитета.

О необходимости такого закона говорят все родители и педагоги в разных регионах России, прокомментировала первый зампред профильного комитета Яна Лантратова (СРЗП). «Это же было всегда нормально для нас, когда мы росли, учились, для нас было нормально стереть с доски, полить цветочки, убрать территорию двора», — отметила парламентарий. По ее оценке, ребенок научится уважать не только свой труд, но и работу других людей.

А «Новые люди» предложили дополнения. Важно сформировать избыточный перечень общественно-полезного труда, который будет утвержден на федеральном уровне, заявила депутат этой фракции, член Комитета Госдумы по просвещению Анна Скрозникова. «Во избежание принудительного труда, который может дать обратный эффект, мы предлагаем школам дать возможность в начале учебного года ученикам выбора мероприятий, которые были бы им интересны и полезны», — сказала она.

В рамках второго чтения были одобрены ряд поправок. В том числе — о переименовании школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в «Основы безопасности и защиты Родины». Модуль ОБЖ останется, но предмет будет дополнен элементами начальной военной подготовки — детям расскажут о военной службе.

Кроме того, одобрена поправка о возвращении практики вручения серебряных медалей выпускникам 11-х классов, у которых в аттестате не более двух оценок «хорошо».

Поправками ко второму чтению также закрепляется полномочия Минпросвещения по разработке мероприятий по профессиональной ориентации школьников.

Ранее председатель Госдумы Вячеслав Володин отмечал, что любовь к труду детям необходимо прививать со школы, ведь важно, чтобы они стали настоящими гражданами, гармоничными личностями, а не потребителями. Спикер также инициировал в своем Telegram-канале опрос о поддержке инициативы об участии детей в общественно-полезном труде у себя в школе. 88% проголосовавших заявили, что поддерживают инициативу.

Комментарии

Татьяна Дьяконова, депутат Госдумы:

— Мы предлагаем закрепить в законе «Об образовании» обязательное привлечение ребят к труду. Речь идет про то, что по силам и по возрасту школьникам — например, высадить цветы во дворе школы, украсить класс к мероприятию, помочь с оформлением выставки и другие дела.

Сегодня же вносим другие важные поправки к этому документу. Одна из них возвращает в наши школы серебряные медали. Мы предлагаем вручать их ребятам, которые по окончании 11-х классов имеют две «четверки», остальные — «пятерки».

Часто так бывает, что ребенок прикладывает максимум усилий в учебе, в целом учится на отлично, но по одному-двум предметам не выходит итоговая «пятерка». Старания таких школьников, их целеустремленность, на мой взгляд, должны быть поощрены, и лучшим вознаграждением для них станет серебряная медаль. Возвращение этой награды в школы будет мотивировать ребят на успешную учебу.

Никита Чаплин, депутат Госдумы:

— Согласно действующему законодательству, школьников запрещено привлекать к труду. И возникает вопрос: как приучить школьников к добрым и общественно-полезным делам, если нельзя привлекать детей для участия в общественных инициативах, например, к организации субботника.

Наверное, все помнят школьные годы, когда было дежурство по классу. Это воспитывает в детях ответственность, трудолюбие, чистоплотность. В это связи мы расширяем понятие «воспитание» и включаем туда воспитание трудолюбия.

Помимо того, законопроект закрепляет содействие школ в «добровольческой деятельности», чтобы с самого детства приучать подростков к добрым, безвозмездным делам.

Безусловно, процесс интеграции детей в новый формат обучения в школах должен быть поэтапным, ведь «все начинается с малого». Нужна разработанная программа с учетом возрастных особенностей детей.

Сергей Алтухов, депутат Госдумы:

— Бережное отношение к общественному пространству формируется только посредством личного участия. Поэтому привлечение школьников к уборке классов, расчистке снега, благоустройства школьной территории будет способствовать пониманию ценности труда на благо общества.

Этот вид деятельности — часть трудового воспитания и относится только к школе и ее территории, в поле «на картошку» никого отправлять не будут.

Минпросвещения России от 10.04.2023 N 03-652 «О направлении рекомендаций» (вместе с «Рекомендациями по организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня»)

В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 раздела I протокола заседания Совета при Правительстве Российской Федерации по вопросам попечительства в социальной сфере от 16 декабря 2022 г. N 8 Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, членами и экспертами Совета обобщило и изучило опыт использования имеющихся ресурсов общеобразовательных организаций для организации досуговой, спортивной, иной деятельности для обучающихся в группах продленного дня и направляет рекомендации по организации такой деятельности с учетом выявленной потребности в дополнение к Методическим рекомендациям по нормативно-правовому регулированию предоставления услуги по присмотру и уходу за детьми в группах продленного дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования (Костюк Н.Ю., письмо от 8 августа 2022 г. N 03-1142).

Дополнительно информируем, что по поручению Минпросвещения России специалистами федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» (далее — ФГБНУ «ИУО РАО») был проведен социологический опрос родителей (законных представителей) обучающихся в рамках мониторинга организации деятельности групп продленного дня в общеобразовательных организациях.

Результаты социологического опроса размещены на официальном сайте ФГБНУ «ИУО РАО» в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: https://iuorao.ru/scientific-activity/state-task/.

И.о. директора Департамента

ПО ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГОВОЙ, СПОРТИВНОЙ, ИНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

Рекомендации по организации досуговой, спортивной, иной деятельности в группах продленного дня для обучающихся общеобразовательных организаций (далее соответственно — рекомендации, школы) подготовлены на основе анализа результатов мониторинга групп продленного дня (далее — ГПД), открытых в субъектах Российской Федерации в 2022/2023 учебном году, и учитывают потребности родителей (законных представителей) детей, возможности финансового и кадрового обеспечения ГПД.

В рекомендациях рассмотрены основные механизмы реализации федеральных норм, гарантирующих создание групп продленного дня, на основе единого подхода к организации их деятельности в школах Российской Федерации, особенностей реализации в группах продленного дня внеурочной деятельности, как неотъемлемой части образовательного процесса, а также представлены подходы к финансовому и кадровому обеспечению мероприятий по организации деятельности ГПД с учетом актуальных изменений, связанных с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 8 и 66 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 14 июля 2022 года N 301-ФЗ (далее — Федеральный закон).

В соответствии с Федеральным законом в ГПД осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия; решение об открытии группы продленного дня и о режиме пребывания в ней детей принимается образовательной организацией, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучающихся в порядке, определенном уставом образовательной организации.

При этом содержание деятельности ГПД рекомендуется соотнести с образовательной программой образовательной организации, принятой в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами (далее — ФГОС).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение деятельности ГПД.

1. Организация работы ГПД

В основе деятельности ГПД находится запрос родителей на оказание помощи по присмотру и уходу за детьми, возникающих в силу объективных обстоятельств, а также сотрудничества с семьей в вопросах воспитания, развития творческих способностей обучающихся в ГПД в рамках внеурочной деятельности, сохранения и укрепления здоровья обучающихся, просветительской деятельности.

Присмотр и уход за детьми — комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.

Внеурочная деятельность — образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (предметных, метапредметных и личностных), осуществляемая в формах, отличных от урочной.

Просветительская деятельность — осуществляемая вне рамок образовательных программ деятельность, направленная на распространение знаний, опыта, формирование умений, навыков, ценностных установок, компетенции в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов и затрагивающая отношения, регулируемые Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Основными задачами ГПД являются:

— организация пребывания обучающихся в школе при отсутствии условий для своевременной организации самоподготовки в домашних условиях из-за занятости родителей (законных представителей) в силу объективных обстоятельств и/или наличия такой потребности;

— создание оптимальных условий для организации развития творческих способностей ребенка при невозможности организации контроля со стороны его родителей (законных представителей) в силу объективных обстоятельств и/или наличия такой потребности;

— организация мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся;

— организация просветительской деятельности вне рамок образовательных программ (например, организация образовательного пространства ГПД с учетом специальных знаний в рамках следующих направлений: художественно-эстетическое просвещение, санитарное просвещение, психологическое просвещение, научное просвещение, политическое просвещение, экономическое просвещение и др.)

— возможность организации внеурочной деятельности по ФГОС в рамках режима работы ГПД.

2. Управленческие механизмы организации групп

Организация деятельности ГПД должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий.

К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации (при необходимости); планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации ГПД (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.); организация работы методических служб по вопросам деятельности ГПД на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.

В организации ГПД могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.

Рекомендация  Статья 222-1. Незаконные приобретение передача сбыт хранение перевозка или ношение взрывчатых

Организацию работы по осуществлению информационно-просветительской деятельности патриотической, нравственной и экологической направленности в ГПД целесообразно возложить на советников директора по воспитанию, учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев, воспитателей, педагогов-организаторов и т.д.

Вопрос финансирования ГПД решается в зависимости от того, каково содержание деятельности ГПД и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации. При решении данного вопроса возможно два варианта.

1. Деятельность ГПД заключается только в обеспечении присмотра и ухода за обучающимися, то есть образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется.

Источники ее финансирования могут быть различными:

— если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

— бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения). В данном случае такая услуга может быть указана отдельной статьей в государственном (муниципальном) задании учреждению. В этой ситуации финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания.

При этом общий принцип распределения средств данной субсидии таков, что общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема государственного (муниципального) задания, т.е. в рамках распределения средств на выполнение задания учреждение может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания, независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии.

2. Деятельность ГПД по своему содержанию включает в себя наряду с присмотром и уходом образовательную деятельность, т.е. в ходе нее фактически осуществляется образовательный процесс (например, внеурочная деятельность). В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью основной образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Данная образовательная деятельность может являться составной частью реализации основной образовательной программы (например, ведение индивидуальной работы с обучающимися, предусмотренной программой, подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные и культурные мероприятия и др.). В случае если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы.

В случае если указанная образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Указанная деятельность также может являться отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают нормативные акты, регулирующие деятельность ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Локальные нормативные акты о регулировании деятельности в ГПД в общеобразовательных организациях могут содержать в том числе:

перечень мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ГПД;

перечень направлений реализации в ГПД образовательной, просветительской и иной развивающей деятельности (например, ведение индивидуальной работы с обучающимися, предусмотренной программой, подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные и культурные мероприятия и др.);

финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми ГПД, в том числе методику расчета стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

права и обязанности участников образовательного процесса группы продленного дня;

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

порядок снижения размера родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей);

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.

3. Рекомендуемая модель организации деятельности в группах

Группы продленного дня в общеобразовательных организациях могут быть организованы как в первой, так и во второй половине дня в зависимости от смены обучения детей. При этом обучение 1, 5, 9 — 11 классов и классов для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья проводится в первую смену.

В группе продленного дня осуществляются присмотр и уход за детьми, их воспитание и подготовка к учебным занятиям, а также могут проводиться физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия.

3.1. Продолжительность работы групп продленного дня

Время начала работы ГПД

Время окончания работы ГПД

Продолжительность работы ГПД

ГПД, действующие в первой половине дня

5 часов 30 минут

ГПД, действующие во второй половине дня

ГПД для обучающихся 1 классов (действуют во второй половине дня)

3.2. Распределение времени по направлениям в ГПД

ГПД, действующие в первой половине дня

ГПД, действующие во второй половине дня

ГПД для обучающихся 1 классов (во второй половине дня)

Присмотр и уход за детьми

от 2 ч. 00 мин. до 3 ч. 45 мин.

от 3 ч. 15 мин. до 5 ч. 15 мин.

от 3 ч. 15 мин. до 6 ч. 20 мин.

от 0 ч. 45 мин. до 1 ч. 45 мин.

от 0 ч. 45 мин. до 1 ч. 45 мин.

от 0 ч. 40 мин. до 1 ч. 40 мин.

Подготовка к учебным занятиям

от 1 ч. 30 мин. до 2 ч. 00 мин.

от 1 ч. 30 мин. до 2 ч. 00 мин.

Физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия

от 0 ч. 45 мин. до 2 ч. 45 мин.

от 0 ч. 45 мин. до 2 ч. 45 мин.

от 0 ч. 40 мин. до 2 ч. 40 мин.

Продолжительность работы ГПД

Направление деятельности ГПД

Присмотр и уход за детьми

— обеспечение соблюдения детьми личной гигиены и режима дня,

— сопровождение обучающихся для приема пищи,

— сопровождение на прогулке,

— организация самоподготовки обучающихся,

— организация дневного сна детей,

— контроль за посещением детьми кружков, секций в рамках занятий по дополнительным образовательным программам

— занятия воспитательной направленности,

— участие детей в общешкольных воспитательных и иных мероприятиях, предусмотренных планом воспитательной работы

Подготовка к учебным занятиям

— самоподготовка обучающихся (в соответствии с санитарными правилами продолжительность для 1 кл. до 1 ч., для 2 — 3 кл. — до 1 ч. 30 мин.; для 4 кл. — до 2 часов), в том числе выполнение домашних заданий, самостоятельная работа по ООП, консультации по учебным предметам для обучающихся с низкой учебной мотивацией,

— консультации с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям

Физкультурно-оздоровительные и культурные мероприятия

— дополнительное образование, в т.ч. посещение кружков и секций по интересам,

— посещение культурных мероприятий,

— подвижные и спортивные игры, организованные на открытом воздухе,

— участие детей в общешкольных спортивных, культурных или иных мероприятиях,

— консультации с одаренными детьми в рамках подготовки к олимпиадам, конкурсам, фестивалям

3.4. Режим работы ГПД, действующей в первой половине дня

Встреча детей, организационные моменты, досуговая деятельность

Самоподготовка (выполнение домашних заданий)

Школьная столовая или иное помещение для приема пищи

Посещение кружков и секций по интересам, организованных образовательной организацией

на базе собственной инфраструктуры школы

Педагог дополнительного образования

В рамках финансирования образовательной деятельности по ДОП

с привлечением инфраструктуры иных организаций (через сетевое взаимодействие)

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
(газ, уголь)
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
(газ, уголь)

Инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий

Цена: 100 руб

СОГЛАСОВАНО
Председатель профкома
___________________________
_________ /_________________/
Протокол №__ от «__»__ 2024 г

УТВЕРЖДЕНО
Директор _________________
__________________________
_________ /________________/
Приказ №__ от «__»___ 2024 г

Инструкция
по охране труда при проведении внеклассных мероприятий

1. Общие требования охраны труда

1.1. Настоящая инструкция по охране труда при проведении внеклассных мероприятий в школе разработана в соответствии с Приказом Минтруда России от 29 октября 2021 года N 772н «Об утверждении основных требований к порядку разработки и содержанию правил и инструкций по охране труда», действующим с 1 января 2024 года, разделом Х Трудового кодекса Российской Федерации; с учетом Постановления Правительства РФ от 16.09.2020г № 1479 «Об утверждении правил противопожарного режима в РФ», СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» и иных нормативных правовых актов по охране труда.
1.2. Данная инструкция устанавливает требования охраны труда перед началом, при проведении и по окончании внеклассных мероприятий, проводимых классными руководителями и учителями-предметниками школы, требования охраны труда в аварийных ситуациях, определяет безопасные методы проведения внеклассных мероприятий с участием обучающихся общеобразовательной организации.
1.3. К проведению внеклассных мероприятий допускаются педагогические работники, прошедшие: предварительный (периодический) медицинский осмотр, профессиональную гигиеническую подготовку и аттестацию, вакцинацию и имеющие личную медицинскую книжку с допуском к работе; вводный (повторный) инструктаж, а также обучение по охране труда, приемам оказания первой помощи пострадавшим, правилам пожарной безопасности и электробезопасности, с I квалификационной группой допуска по электробезопасности.
1.4. К участию во внеклассном мероприятии допускаются учащиеся класса или с нескольких классов, прошедшие инструктаж по правилам безопасного поведения при проведении внеклассных мероприятий. В качестве участников или гостей на внеклассном мероприятии могут быть администрация, родители (законные представителя) обучающихся, педагогические работники и приглашенные лица.
1.5.

  • нарушение остроты зрения при недостаточной освещённости помещения;
  • эмоциональные перегрузки;
  • поражение электрическим током при использовании неисправных электрических розеток, выключателей, звуковой техники, ЭСО и иных электроприборов, шнуров питания с поврежденной изоляцией;
  • перенапряжение голосового анализатора;
  • высокая плотность эпидемиологических контактов.
  • соблюдать требования охраны труда, пожарной и электробезопасности;
  • соблюдать инструкцию по охране жизни и здоровья обучающихся;
  • обеспечивать режим соблюдения норм и правил по охране труда и пожарной безопасности во время проведения внеклассных мероприятий;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • иметь четкое представление об опасных факторах, связанных с проведением внеклассных мероприятий, знать основные способы защиты от их воздействия;
  • заботиться о безопасности и здоровье обучающихся и личном;
  • знать приемы оказания первой помощи пострадавшим и уметь оперативно оказывать первую помощь;
  • знать порядок действий при возникновении пожара или иной чрезвычайной ситуации и эвакуации, сигналы оповещения о пожаре;
  • уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;
  • знать месторасположение аптечки первой помощи;
  • соблюдать инструкцию по пожарной безопасности в учебном кабинете;
  • соблюдать Устав и Правила внутреннего трудового распорядка;
  • соблюдать установленные режимы труда и отдыха.
Рекомендация  Что такое субсидиарная ответственность 2024

1.7. Лицо, ответственное за проведение внеклассного мероприятия, несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся во время проведения данного мероприятия.
1.8. Для обеспечения пожарной безопасности в помещении проведения внеклассного мероприятия, близком к выходу, должны быть размещены первичные средства пожаротушения (огнетушители), иметься аптечка первой помощи.
1.9. В случае травмирования при проведении внеклассных мероприятий уведомить непосредственного руководителя. При неисправности мебели, оборудования, ЭСО и иной оргтехники, звуковой аппаратуры сообщить заместителю директора по административно-хозяйственной части и не использовать до устранения всех недостатков.
1.10.

  • не находиться на внеклассном мероприятии в помещении в верхней одежде;
  • осуществлять проветривание помещения проведения мероприятия;
  • соблюдать требования СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21, СП 3.1/2.4.3598-20.

1.11. Запрещается проводить или участвовать во внеклассных мероприятиях, находясь в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных, токсических или других одурманивающих веществ, а также распивать спиртные напитки, употреблять наркотические средства, психотропные, токсические или другие одурманивающие вещества.
1.12. Педагогический работник, допустивший нарушение или невыполнение требований настоящей инструкции, рассматривается, как нарушитель производственной дисциплины и может быть привлечён к дисциплинарной ответственности и прохождению внеочередной проверки знаний требований охраны труда, а в зависимости от последствий — и к уголовной; если нарушение повлекло материальный ущерб — к материальной ответственности в установленном порядке.

скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
158 инструкций с учетом изменений законов на 2 сентября 2024 года

2. Требования охраны труда перед началом внеклассного мероприятия

  • осветительные приборы должны быть исправны, надежно подвешены к потолку, иметь целостную светорассеивающую конструкцию;
  • уровень искусственной освещенности должен составлять не менее 300 люкс;
  • коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, корпуса выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

2.2. Проверить окна на наличие трещин и иное нарушение целостности стекол. Окна помещения, где проводится внеклассное мероприятие, не должны иметь решеток.
2.3. Все проходы и выходы в помещении должны быть свободны.
2.4. Удостовериться в наличии первичных средств пожаротушения (огнетушители), срока их пригодности и доступности, в наличии аптечки первой помощи и укомплектованности ее медикаментами.
2.5. Убедиться в правильной расстановке мебели. Запрещается уменьшать ширину проходов между рядами и устанавливать в проходах дополнительные стулья.
2.6.

  • проверить на предмет ее устойчивости и исправности;
  • оценить покрытие столов и стульев, которое не должно иметь дефектов и повреждений.
  • проверить плотность подведения кабелей питания к электроприборам, не допускать переплетения кабелей питания;
  • убедиться в отсутствии посторонних предметов на электроприборах;
  • проверить электроприборы на исправность в работе.

2.8. Провести осмотр санитарного состояния помещения, в котором планируется проведение внеклассного мероприятия с участием детей.
2.9. В отсутствии обучающихся произвести сквозное проветривание помещения, открыв окна с ограничителями и двери. Температура воздуха в кабинете должна соответствовать требуемым санитарным нормам 18-24°С, в теплый период года не более 28°С.
2.10. Провести инструктаж с обучающимися о правилах безопасного поведения и правилах пожарной безопасности при проведении внеклассных мероприятий, о порядке действий в случае возникновения пожара.
2.11. Приступать к проведению внеклассного мероприятия разрешается при соответствии помещения гигиеническим нормативам, требованиям противопожарного режима, после выполнения подготовительных мероприятий и устранения всех недостатков и неисправностей.

3. Требования охраны труда во время внеклассного мероприятия

3.1. Соблюдать порядок в помещении, не загромождать выходы и проходы, подходы к первичным средствам пожаротушения.
3.2. Мультимедийный проектор, компьютер, ноутбук и иные ЭСО использовать на внеклассном мероприятии в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом.
3.3. При использовании мультимедийного проектора с демонстрацией обучающих фильмов или иной информации, выполнять мероприятия, предотвращающие неравномерность освещения и появление бликов на экране.
3.4. При проведении внеклассного мероприятия категорически запрещается применять открытый огонь и пиротехнические средства, устраивать световые эффекты с использованием химических и других веществ, которые могут способствовать возникновению возгораний.
3.5. Расстояние от ближайшего места просмотра до экрана телевизионной аппаратуры должно быть не менее 2 метров.
3.6. Не использовать в помещении переносные отопительные приборы с инфракрасным излучением, а также не сертифицированные удлинители.
3.7. Не разрешается ставить столы в помещении, где проводится внеклассное мероприятие, один на другой. При необходимости столы и стулья могут быть вынесены в рекреацию, при этом они не должны загромождать выходы, проходы и пути эвакуации.
3.8.

  • неотлучно находиться на внеклассном мероприятии;
  • быть внимательным, не отвлекаться посторонними делами.
  • обеспечить соблюдение обучающимися требований пожарной безопасности во время проведения внеклассного мероприятия;
  • поддерживать дисциплину и порядок во время проведения внеклассного мероприятия;
  • не разрешать обучающимся самовольно уходить с места проведения внеклассного мероприятия без разрешения классного руководителя (педагога-предметника);
  • запрещать обучающимся зажигать бенгальские огни, пользоваться хлопушками;
  • не допускать включения в розетки и выключения учащимися электроприборов.
  • находиться в дверном проеме выхода из помещения;
  • блокировать двери выхода;
  • применять иллюминацию, новогодние гирлянды, не имеющие соответствующего сертификата соответствия;
  • применять дуговые прожекторы и свечи;
  • использовать самодельные цветомузыкальные установки, электромузыкальную аппаратуру;
  • превышать нормативное количество одновременно находящихся людей в учебном кабинете (помещении);
  • закрывать входные двери на ключ.
  • смотреть прямо на луч света исходящий из проектора, прежде чем повернуться к аудитории лицом, необходимо отступить от экрана в сторону;
  • прикасаться к работающему или только что выключенному мультимедийному проектору, необходимо дать ему остыть;
  • включать в электросеть и отключать от неё аппаратуру мокрыми руками;
  • нарушать последовательность включения и выключения;
  • размещать на электроприборах предметы (бумагу, ткань, вещи и т.п.);
  • перемещать включенные в электросеть электроприборы;
  • разбирать включенные в электросеть электроприборы;
  • сгибать и защемлять шнуры питания;
  • прикасаться к шнурам питания с поврежденной изоляцией;
  • оставлять без присмотра включенные в электрическую сеть электроприборы.

3.11. Необходимо выключать или переводить в режим ожидания ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено.
3.12. Соблюдать при проведении внеклассных мероприятий настоящую инструкцию по охране труда, иные инструкции по охране труда при использовании звукового, компьютерного и мультимедийного оборудования, заявленное время проведения внеклассного мероприятия.
3.13. Строго запрещать обучающимся сидеть или вставать на подоконник для предупреждения выпадений из окна, а также ранения стеклом.

скачать: пакет Инструкций для Классного руководителя
41 документ с учетом законов на 2 сентября 2024 года

4. Требование охраны труда в аварийных ситуациях

  • неисправность иллюминации, новогодних гирлянд, мультимедийного проектора, звуковой аппаратуры, ЭСО и иных электроприборов, шнуров питания;
  • пожар, возгорание, задымление вследствие неисправности мультимедийного проектора, звуковой аппаратуры, ЭСО и иных электроприборов, шнуров питания;
  • поражение электрическим током вследствие неисправности электроприборов, ЭСО и иной оргтехники, шнуров питания, отсутствия зануления;
  • прорыв системы отопления, водоснабжения, канализации из-за износа труб;
  • террористический акт или угроза его совершения.

4.2. Не допускается приступать к проведению внеклассного мероприятия при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.3. При выявлении нарушения целостности изоляции шнуров питания, неисправности мультимедийного проектора, звуковой аппаратуры, ЭСО и иных электроприборов, ощущении запаха тлеющей изоляции электропроводки, необходимо немедленно отключить электропитание данного электроприбора и изъять его с места использования.
4.4. При обнаружении неисправности в иллюминации или новогодних гирляндах (нагрев, повреждение изоляции, искрение и др.) иллюминации или гирлянды обесточить.
4.5. При получении обучающимся или иным участником внеклассного мероприятия травмы следует оперативно оказать ему первую помощь, воспользовавшись аптечкой первой помощи, вызвать медицинского работника или транспортировать пострадавшего в медицинский кабинет, при необходимости вызвать скорую медицинскую помощь по номеру телефона 103, сообщить директору школы, родителям (законным представителям).
4.6. При появлении задымления или возгорания в помещении на внеклассном мероприятии необходимо немедленно вывести обучающихся из помещения – опасной зоны, вызвать пожарную охрану по номеру телефона 101 (112), вручную задействовать АПС и сообщить директору школы. При условии отсутствия угрозы жизни и здоровью людей принять меры к ликвидации пожара в начальной стадии с помощью первичных средств пожаротушения.

При пользовании углекислотным огнетушителем во избежание обморожения не браться рукой за раструб огнетушителя.
4.7. При аварии (прорыве) в системе отопления, водоснабжения необходимо вывести участников внеклассного мероприятия из учебного кабинета, сообщить о происшедшем заместителю директора по административно-хозяйственной части.
4.8. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера, угрозы или приведения в исполнение террористического акта следует руководствоваться Планом эвакуации, инструкцией о порядке действий в случае угрозы и возникновении ЧС террористического характера.

5. Требование охраны труда по окончании внеклассного мероприятия

5.1. Внеклассное мероприятие заканчивается в строго оговоренное с администрацией время.
5.2. Выключить используемую звуковую аппаратуру, ЭСО, мультимедийный проектор и иные электроприборы, электрические гирлянды и иллюминацию. Отключить их от электросети.
5.3. После выхода детей провести осмотр санитарного состояния помещения.
5.4. Расположить аппаратуру и электроприборы в места хранения.
5.5. Тщательно проветрить помещение, открыв окна с ограничителями и двери.
5.6. Убедиться в противопожарном состоянии помещения, что противопожарные правила соблюдены, огнетушители находятся в установленных местах.
5.7. Закрыть окна, перекрыть воду и выключить свет.
5.8. Сообщить непосредственному руководителю о недостатках, влияющих на безопасность труда, пожарную безопасность, обнаруженных во время проведения внеклассного мероприятия.
5.9. При отсутствии недостатков закрыть помещение на ключ.

Инструкцию разработал: ___________ /______________________/

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»___________202__г. ___________ /______________________/

скачать: Инструкции по Охране труда для Работников Школы
158 инструкций с учетом изменений законов на 2 сентября 2024 года

скачать: пакет Инструкций для Классного руководителя
41 документ с учетом законов на 2 сентября 2024 года

Охрана и безопасность труда в школе и ДОУ

Пакеты документации для школы
Положения
для
школы
Инструкции
для детских
лагерей
Должностные
инструкции
для школы
Документы
по Охране труда
в школе
Пожарная
безопасность
в школе
Документация
учебных
кабинетов
Документы
по ГО и ЧС
в школе
Документация
котельной
(газ, уголь)
Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада
Положения
для
ДОУ
Должностные
инструкции
для ДОУ
Документы
по Охране
труда в ДОУ
Пожарная
безопасность
в ДОУ
Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ
Документация
котельной
(газ, уголь)

Положение о посещении мероприятий обучающимися

Цена: 100 руб
ПРИНЯТО:
на Педагогическом совете
______________________
Протокол №______
от «___»________ 2024 г.

УТВЕРЖДЕНО:
Директор________________
________________________
_________/______________/
Приказ №__ от «__»__2023г

Положение
о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотренных учебным планом

1. Общие положения

1.1. Данное Положение о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотренных учебным планом разработано в соответствии с Федеральным законом № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями от 4 августа 2024 года, а также Уставом общеобразовательной организации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
1.2. Данное Положение устанавливает правила посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в (название организации) (далее – организация) и не предусмотренных учебным планом данной организации (далее также – мероприятия), а также права, обязанности и ответственность посетителей данных мероприятий.
1.3. В соответствии с пунктом 4 статьи 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными нормативными актами. Привлечение обучающихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, осуществляется в соответствии с требованиями трудового законодательства.
1.4. К числу мероприятий, не предусмотренных учебным планом, относятся школьные праздники, тематические вечера, конкурсы, спортивные соревнования, интеллектуальные игры, игры по станциям, общешкольные балы, дискотеки, вечера, утренники, праздники, творческие конкурсы и др. Формы проведения мероприятий определяют ответственные за их проведение и (или) заместитель директора по воспитательной работе.
1.5. Мероприятия включаются в общешкольный план на текущий год, который утверждается приказом директора и размещается на сайте школы.
1.6. На мероприятии обязательно присутствие классных руководителей, чьи классы принимают в нем участие, и (или) педагогических работников, назначенных на основании соответствующего приказа директора.
1.7. Правила являются обязательными для всех посетителей мероприятий. Принимая решение о посещении мероприятия, посетитель подтверждает свое согласие с настоящими правилами.

Рекомендация  Причины остановки транспортных средств сотрудниками дпс в 2024 г 2024

скачать: Положения для Школы
133 положения поштучно и пакетом. Обновление: 03.09.2023 г.

2. Правила проведения мероприятий

2.1. Состав обучающихся, допущенных к участию в мероприятии, программа мероприятия, время его начала и окончания, а также особые требования к проведению мероприятия должны быть заранее доведены до сведения обучающихся.
2.2. Начало мероприятия допускается не ранее чем через 45 минут после окончания учебных занятий. Мероприятие должно оканчиваться не позднее 20:00.
2.3. Перед проведением мероприятия организация может объявлять правила поведения и (или) проводить инструктаж. Участие обучающихся в объявлении правил поведения и (или) проведении инструктажа является обязательным.
2.4. Приход и уход с мероприятия осуществляется организованно, в порядке, установленном положением о проведении мероприятия.
2.5. Бесконтрольное хождение по помещениям школы во время проведения мероприятия запрещается. Вход для посетителей в помещение, в котором проводится мероприятие, открывается за 10-15 минут до его начала.

Вход посетителей на мероприятие после его начала разрешается только по согласованию с ответственным лицом.
2.6. Присутствие на внеклассных мероприятиях лиц, не обучающихся в образовательной организации, допустимо только с разрешения ответственного за проведение мероприятия (заместителя директора по воспитательной работе, дежурного администратора).
2.7. Во время проведения мероприятия все участники должны соблюдать правила техники безопасности, правила внутреннего трудового распорядка для обучающихся образовательной организации и настоящие правила о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, не предусмотренных учебным планом, которые проводятся в образовательной организации.
2.8. Запрещается своими действиями нарушать порядок проведения мероприятия или способствовать его срыву.
2.9. Посетителям мероприятий :

  • приносить с собой и (или) употреблять алкогольные напитки, наркотические и токсические средства;
  • находиться в неопрятном виде;
  • приносить с собой оружие, огнеопасные, взрывчатые, пиротехнические, ядовитые и пахучие вещества, колющие и режущие предметы, стеклянную посуду и пластиковые бутылки, газовые баллончики;
  • вносить большие портфели и сумки в помещение, в котором проводится мероприятие;
  • курить в помещениях и на территории школы;
  • приводить и приносить с собой животных;
  • проникать в служебные и производственные помещения школы, раздевалки (не предоставленные для посетителей) и другие технические помещения;
  • забираться на ограждения, парапеты, осветительные устройства, несущие конструкции, портить оборудование и элементы оформления мероприятия;
  • совершать поступки, унижающие или оскорбляющие человеческое достоинство других посетителей, работников организации, службы охраны;
  • наносить любые надписи в здании школы, а также на прилегающих к образовательной организации тротуарных дорожках и на внешних стенах здания школы;
  • использовать площади организации, осуществляющей образовательную деятельность, для занятий коммерческой, рекламной и иной деятельностью, независимо от того, связано ли это с получением дохода или нет;
  • осуществлять агитационную или иную деятельность, адресованную неограниченному кругу лиц, выставлять напоказ знаки или иную символику, направленную на разжигание расовой, религиозной, национальной розни, оскорбляющую посетителей, работников организации, службу охраны;
  • проявлять неуважение к посетителям, работникам организации, службе охраны;
  • приносить с собой напитки и еду (в том числе мороженое).

2.10. Посетители, причинившие организации ущерб, компенсируют его, а также несут иную ответственность в случаях, предусмотренных действующим законодательством.
2.11. Посетители, имеющие неопрятный вид, на мероприятие не допускаются (администрация школы оставляет за собой право оценивать соответствие внешнего вида посетителей формату и имиджу мероприятия).
2.12. Доступ на мероприятие запрещен агрессивно настроенным лицам, а также лицам в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, факт которого определяют ответственные лица.

3. Права и обязанности обучающихся

3.1.Обучающиеся имеют право на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности, охрану жизни и здоровья во время проведения мероприятий.
3.2. Обучающиеся имеют право использовать плакаты, лозунги, речовки во время проведения состязательных, в том числе спортивных мероприятий, а также соответствующую атрибутику (бейсболки, футболки с символикой мероприятия), а также по разрешению представителя организации, ответственного за проведение мероприятия, духовые приспособления для извлечения звуков (дудки и горны).
3.3. Обучающиеся обязаны:

  • поддерживать чистоту и порядок на мероприятиях;
  • выполнять требования ответственных лиц;
  • незамедлительно сообщать ответственным лицам о случаях обнаружения подозрительных предметов, вещей, о случаях возникновения задымления или пожара;
  • при получении информации об эвакуации действовать согласно указаниям ответственных лиц, соблюдая спокойствие и не создавая паники.

3.4. Обучающимся запрещается:

  • приводить на мероприятия посторонних лиц без согласования с представителем организации, ответственного за проведение мероприятия;
  • проносить в место проведения мероприятия и использовать технические средства, способные помешать проведению мероприятия или его участникам (лазерные устройства, фонари), радиостанции, средства звукоусиления.

3.5. Обучающиеся, не соблюдающие требования, установленные настоящим порядком, или отказывающиеся от их соблюдения, не допускаются в места проведения мероприятий, могут быть из них удалены. К таким обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Права и обязанности образовательной организации

4.1. Образовательная организация может устанавливать возрастные ограничения на посещение мероприятия.
4.2. Образовательная организация может устанавливать посещение отдельных мероприятий по входным билетам.
4.3. Образовательная организация может устанавливать право на ведение обучающимися во время мероприятий фото и видеосъемки.
4.4. Образовательная организация может устанавливать запрет на повторный вход на мероприятие.
4.5. Ответственный за проведение мероприятия (заместитель директора по воспитательной работе, дежурный администратор) может устанавливать запрет на пользование мобильной связью во время мероприятия.
4.6. Ответственный за проведение мероприятия (заместитель директора по воспитательной работе, дежурный администратор) может устанавливать запрет на повторный вход на мероприятие.
4.7. Представители организации, ответственные за проведение мероприятий, вправе устанавливать дополнительные требования к поведению обучающихся при проведении мероприятий.
4.8. Представители организации, ответственные за проведение мероприятий, обязаны:

  • осуществлять контроль соблюдения участниками, зрителями и гостями настоящего Положения;
  • обеспечивать эвакуацию посетителей в случае угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций.

5. Правила проведения экскурсий и выездных мероприятий

5.1. Организация экскурсий и выездных мероприятий, связанных с передвижением автобусами осуществляется на основании Правил организованной перевозки группы детей автобусами.
5.2. При организации экскурсий и выездных мероприятий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, издаётся приказ о проведении мероприятия, в котором должны быть оговорены сроки и место проведения, список обучающихся, руководитель группы, сопровождающие, возложена ответственность за жизнь и здоровье детей.
5.3. При проведении выездных экскурсий, походов, выходов в музеи города, театр, кинотеатр классный руководитель или ответственный за проведение мероприятия пользуется следующими правилами:

  • к прогулкам, походам, экскурсиям допускаются обучающиеся с 1 по 11 классы, прошедшие инструктаж по технике безопасности, не имеющие противопоказания по состоянию здоровья.
  • при проведении прогулок, походов, экскурсий необходимо соблюдать правила поведения, установленные режимы передвижения и отдыха.
  • при организации и проведении экскурсионной деятельности, посещения театров, музеев, выставочных залов и т.д. необходимо поставить в известность администрацию не позднее, чем за 1 неделю до проведения мероприятия.
  • обучающихся при перевозке должны сопровождать не менее 2-х человек (1 взрослый на 10 детей).
  • провести внеочередной инструктаж с отъезжающими на экскурсию по соблюдению правил дорожной безопасности, правил поведения на транспорте и в общественных местах, правил охраны природы, памятников истории и культуры, по соблюдению норм санитарии и гигиены с записью в журнале инструктажа и подписями обучающихся (от 14 лет).
  • при проведении автобусной экскурсии руководитель группы обязан проверить путевой лист водителя, осмотреть салон автобуса на наличие медицинской аптечки, огнетушителя, оснащения табличкой «Дети» на переднем лобовом и заднем стекле автобуса.
  • для оказания первой доврачебной помощи в дальних поездках иметь медицинскую аптечку с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств.

5.4. По возвращении группы с мероприятия руководитель обязан проверить наличие обучающихся по списку, доложить администрации о завершении мероприятия.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящее Положение о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотренных учебным планом является локальным нормативным актом, принимается на Педагогическом совете школы и утверждается (либо вводится в действие) приказом директора организации, осуществляющей образовательную деятельность.
6.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в письменной форме в соответствии действующим законодательством Российской Федерации.
6.3. Положение о порядке посещения обучающимися по своему выбору мероприятий, проводимых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотренных учебным планом общеобразовательной организации принимается на неопределенный срок. Изменения и дополнения к Положению принимаются в порядке, предусмотренном п.6.1. настоящего Положения.
6.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и разделов) в новой редакции предыдущая редакция автоматически утрачивает силу.

скачать: Положения для Школы
133 положения поштучно и пакетом. Обновление: 03.09.2023 г.

скачать: Должностные инструкции для Школы (Профстандарт)
65 инструкций поштучно и пакетом, обновление — 3 августа 2024 года