Отказ во внеочередном предоставлении жилья 2024

ЖК РФ Статья 57. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 57 ЖК РФ

1. Жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

2. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются:

П. 1 ч. 2 ст. 57 во взаимосвязи с другими нормами признан частично не соответствующим Конституции РФ (Постановление КС РФ от 25.04.2023 N 20-П). О правовом регулировании до внесения изменений см. п. 2 Постановления.

1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат;

2) утратил силу с 1 января 2013 года. — Федеральный закон от 29.02.2012 N 15-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

О выявлении конституционно-правового смысла п. 3 ч. 2 ст. 57 см. Постановления КС РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П.

3) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

3. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.

4. Решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.

5. По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. При наличии согласия в письменной форме граждан по решению органа местного самоуправления муниципального образования по месту их жительства жилое помещение может быть предоставлено в другом населенном пункте на территории того же муниципального образования.

(в ред. Федеральных законов от 17.12.2009 N 316-ФЗ, от 24.07.2023 N 365-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Комнаты по договорам социального найма могут предоставляться только в случае, предусмотренном частью 4 статьи 59 настоящего Кодекса.

7. При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.

8. При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

9. Порядок определения общей площади предоставляемого жилого помещения в случаях, указанных в части 8 настоящей статьи, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Конституционный суд разъяснил, кто имеет право получать жилье вне очереди

Малоимущие собственники жилья, которое было признано непригодным для проживания, имеют право без очереди получить другое жилье по договору социального найма. К такому выводу пришел Конституционный суд Российской Федерации (КС). КС рассмотрел три жалобы, которые были объединены в одно производство.

Все они касались признания нуждающимися в жилье тех граждан, которые не были включены в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда.

Суть рассмотренных дел

Одной из истиц выступала жительница города Артем Приморского края, чей дом пострадал от пожара и был признан непригодным для проживания. Семья заявительницы признана нуждающейся в жилье и малоимущей, однако суды отказали ей в предоставлении жилплощади вне очереди. Вторыми истцами стала супружеская пара из Нижнего Новгорода, владеющая комнатой в многоэтажке, которая подлежит сносу.

У супругов есть сын-инвалид, семья признана малоимущей и нуждающейся в жилье. Но суды отказали им во внеочередном получении жилья, мотивируя это тем, что они собственники и, в отличие от нанимателей, не имеют права на получение новой жилплощади. Судебные инстанции также обращали внимание, что дом, в котором проживает семья, не включен в региональную программу расселения аварийного жилья.

Также рассматривалось дело жителя Кемеровской области, чей дом сначала был признан непригодным для проживания, а через полтора года после этого сгорел. Свою позицию судебная инстанция обосновала тем, что заявитель сам несет бремя содержания, риск гибели и повреждения своего дома, а решения об изъятии этого дома для муниципальных нужд вместе с земельным участком принято не было.

  • граждане признаны малоимущими и состоят на учете в качестве нуждающихся в предоставлении жилых помещений;
  • жилищные права этих граждан не осуществляются в рамках региональной адресной программы по переселению из аварийного жилищного фонда.
Рекомендация  Размещение фитнес центра на цокольном этаже 2024

Если же внеочередное предоставление жилья по договору соцнайма невозможно, а находиться в существующем помещении невозможно или опасно для жизни или здоровья, то таких людей КС предписал временно — «на весь период до разрешения вопроса» — переселять в жилье из так называемого маневренного фонда.

Что такое аварийное жилье

Согласно постановлению правительства от 28.01.2006 N 47 (ред. от 28.09.2022), непригодным для проживания может быть признано жилое помещение, которое представляет опасность для жизни и здоровья жильцов и находится в здании:

  • находящемся в производственной зоне, зоне инженерной и транспортной инфраструктуры, санитарно-защитной зоне;
  • построенном на территории, где возможны ЧС (оползни, селевые потоки, лавины, ежегодные наводнения или техногенные аварии);
  • признанном аварийным;
  • расположенном на территории, где превышены показатели санитарно-эпидемиологической безопасности (например, шум, электромагнитное излучение, радиация);
  • получившем повреждения в результате взрывов, пожаров, аварий, просадки грунтов, землетрясений, когда восстановление невозможно по техническим или экономическим причинам.

В 2022 году премьер-министр Михаил Мишустин объявил о запуске новой программы расселения из аварийного жилья. Она ускорит снос и реконструкцию домов, которые стали непригодными для жизни в период с 1 января 2017 года до 1 января 2022 года.

Читайте также:

  • КС защитил добросовестных приобретателей имущества
  • Законно ли сдавать жилье посуточно: что решил Конституционный суд
  • Покупка квартиры в доме под снос: хорошая инвестиция или деньги на ветер

Будьте в курсе важных новостей — следите за телеграм-каналом «РБК-Недвижимость»

КС решит, кому предоставляется жилье вне очереди

Суд рассмотрел жалобы заявителей, которым было отказано в реализации права на внеочередное предоставление жилья, поскольку они не были включены в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда

02 марта 2024

Фотобанк Лори

Представители органов государственной власти сошлись во мнении, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, однако некоторые все же указали, что они нуждаются в толковании.

2 марта Конституционный Суд рассмотрел три жалобы заявителей, касающиеся признания граждан нуждающимися в жилье, когда они не включены в региональную адресную программу по переселению из аварийного жилищного фонда. Жалобы были объединены в одно производство, поскольку касаются одного и того же предмета.

В Конституционный Суд обратились Андрей и Татьяна Лебедевы. Они, а также их несовершеннолетние дети, один из которых инвалид, являются собственниками комнаты площадью 18,3 кв. м, расположенной в многоквартирном доме барачного типа в Нижнем Новгороде. Так как здание было признанно аварийным и подлежащим сносу, семья была принята на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как малоимущая.

Однако во внеочередном порядке получения такого жилья Лебедевым было отказано.

Тогда они обратились в суд, но тот указал, что собственники, в отличие от нанимателей, права на внеочередное предоставление жилья не имеют, а могут претендовать только на переселение. Однако их дом не включен в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилья, а орган местного самоуправления не принял решения об изъятии у них жилого помещения в порядке ст. 32 ЖК РФ.

Апелляция частично удовлетворила исковые требования, признав право семьи Лебедевых на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди и обязав администрацию предоставить помещение, однако кассация и ВС поддержали решение первой инстанции.

Вторую жалобу подала в КС Светлана Бирюкова. Ее дом в г. Артём Приморского края пострадал от пожара и был признан непригодным для проживания. Администрация признала ее семью малоимущей и нуждающейся в жилых помещениях по договору социального найма во внеочередном порядке. В то же время администрация отказала в предоставлении помещения, соответствующего по площади ранее занимаемому. Светлана Бирюкова обратилась в суд, однако тот отказал ей по тем же основаниям, что и семье Лебедевых.

Вышестоящие суды оставили решение первой инстанции в силе.

Третью жалобу подал Сабир Раджабов, чей жилой дом в Кемеровской области заключением межведомственной комиссии был признан непригодным для проживания. Владельца поставили в общую очередь нуждающихся в предоставлении жилья по договору социального найма. Через 1,5 года дом сгорел, и Сабир Раджабов был признан малоимущим и поставлен на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Суд также отказал ему в предоставлении благоустроенного жилого помещения во внеочередном порядке, отметив, что он сам несет бремя содержания, риск гибели и повреждения своего дома, а решения об изъятии этого дома для муниципальных нужд вместе с земельным участком принято не было.

Рекомендация  Чем отличаются термины права и интересы 2024

Вышестоящие суды оставили решение первой инстанции без изменений.

Таким образом, КС рассмотрел вопрос о том, соответствуют ли Конституции положения ст. 57 ЖК в той мере, в какой на их основании решается вопрос об обеспечении жилыми помещениями граждан, признанных малоимущими, состоящих на учете в качестве нуждающихся в помещениях, являющихся собственниками единственного жилого помещения, признанного в установленном порядке непригодным для проживания, не подлежащим ремонту и реконструкции, и проживающих в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, но не включенных в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Кроме того, Лебедевы дополнительно обжаловали положения ст. 32 ЖК и ст.

2 и 16 Закона о фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.

Полномочный представитель Госдумы Юрий Петров напомнил, что для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 57 ЖК), что согласуется с ч. 3 ст.

40 Конституции.

Он обратил внимание: суд отказал Лебедевым, сославшись на то, что ст. 32 ЖК предполагает процедуру возмещения или предоставления иного помещения собственнику только по согласию сторон и только после невыполнения требования к собственнику о сносе жилого дома. В их случае такая процедура проведена не была, и тем самым ст.

32 ЖК послужила препятствием для реализации заявителями закрепленного ст. 57 Кодекса права на внеочередное получение жилого помещения. В деле Раджабова приводятся аналогичные основания, заметил Юрий Петров.

Светлане Бирюковой же суды отказали, указав, что заключение межведомственной комиссии не содержит сведений, что жилое помещение не подлежит ремонту или реконструкции, как того требует ст. 32 ЖК. В жалобе она заметила, что п. 47 Положения о признании помещения жилым помещением, утвержденного Постановлением Правительства № 47 от 28 января 2006 г., не содержит варианта принятия решения комиссии, содержащего одновременно и заключение о непригодности дома, и заключение об аварийности дома, и о необходимости его сноса.

То есть Положение также выступило препятствием для реализации права на жилище.

В связи с этим Юрий Петров посчитал, что оспариваемые нормы соответствуют Конституции, однако не исключают некорректного их применения в судебной практике, а потому требуется выявление их конституционно-правового смысла.

Полномочный представитель Совета Федерации Ирина Рукавишникова отметила, что нормы соответствуют Конституции, но права заявителей были нарушены, поскольку суды неверно истолковали нормы Жилищного кодекса.

Представитель Президента РФ Александр Коновалов отметил, что подобные вопросы неоднократно являлись предметом рассмотрения Конституционного Суда, который указывал, что ч. 1, 8, 10 ст. 32 ЖК направлена на защиту интересов собственников жилья и конкретизирует ст. 35 и 40 Конституции.

По его мнению, оспоренные нормы не могут быть признаны не соответствующими Конституции, что косвенно подтверждается и тем, что сами заявители не предпринимали мер, которые были бы направлены на защиту их прав именно как собственников жилых помещений.

Относительно ч. 1 ст. 57 ЖК Александр Коновалов указал, что норма также является правоустанавливающей, как и ст. 32 Кодекса. Порядок внеочередного предоставления жилищного помещения является дополнительной гарантией права на жилище для отдельной категории граждан, а потому не противоречит Конституции.

В то же время он заметил, что практика по таким делам противоречива.

Полномочный представитель Генпрокуратуры Вячеслав Росинский полагает, что оспариваемые нормы соответствуют Конституции, однако смысл, вкладываемый в них правоприменением при неполноте подзаконной регламентации, требует оценки и коррективов. Полномочный представитель Минюста Дмитрий Коротков также посчитал, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции.

О принятии решения Конституционный Суд сообщит позже.

Ситуация: Кто имеет право на получение жилья вне очереди? («Электронный журнал «Азбука права», 2021)

Вне очереди жилые помещения вправе получить граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции, дети-инвалиды — сироты, проживающие в организациях социального обслуживания, педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и др.

Жилье может быть предоставлено гражданам вне очереди по договорам социального найма или по договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования (ч. 1 ст. 57, ч. 1 ст.

91.15 ЖК РФ).

Вне очереди жилые помещения вправе получить, в частности, следующие категории граждан.

1. Граждане, жилые помещения которых признаны непригодными для проживания и не подлежат ремонту или реконструкции

Для признания жилого помещения непригодным для проживания (в целях получения нового жилья) должны быть определенные основания (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Так, жилое помещение признают непригодным для проживания, если будут выявлены вредные факторы среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие (п. 33 Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47):

  • ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации либо в результате чрезвычайной ситуации здания в целом или эксплуатационных характеристик отдельных его частей, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
  • изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
Рекомендация  Основные отличия договора аренды от сервитута правила оформления и регистрации 2024

2. Граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание

В данном случае наличие тяжелой формы хронического заболевания, включенного в определенный перечень, должно быть подтверждено медицинским заключением (п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

При этом решение о внеочередном предоставлении жилого помещения несовершеннолетнему гражданину, страдающему соответствующим заболеванием, принимается с учетом площади, необходимой для проживания в нем также по крайней мере одного взрослого члена семьи, осуществляющего уход за этим несовершеннолетним, а если это необходимо, то и других членов его семьи, а решение о предоставлении жилого помещения гражданину, признанному недееспособным и нуждающимся в постоянном постороннем уходе, — с учетом площади, достаточной не только для проживания указанного гражданина, но и для возможности получать необходимый уход от опекуна, являющегося членом его семьи (ч. 2 ст. 58 ЖК РФ; Постановления Конституционного Суда РФ от 22.01.2018 N 4-П, от 01.02.2021 N 3-П).

Справка. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний

К тяжелым формам хронических заболеваний, при которых страдающие ими граждане вправе получить жилое помещение без очереди, относятся (Перечень, утв. Приказом Минздрава России от 29.11.2012 N 987н):

  • туберкулез с бактериовыделением, подтвержденным методом посева;
  • злокачественные новообразования, сопровождающиеся обильными выделениями;
  • хронические и затяжные психические расстройства с тяжелыми стойкими или часто обостряющимися болезненными проявлениями;
  • эпилепсия с частыми припадками;
  • заболевания, осложненные гангреной конечностей;
  • гангрена и некроз легкого, абсцесс легкого;
  • тяжелые и хронические заболевания кожи с множественными высыпаниями и обильным отделяемым;
  • кишечный и урогенитальные свищи, не поддающиеся хирургической коррекции.

3. Дети-инвалиды — сироты или без попечения родителей, проживающие в организациях социального обслуживания

Эта категория граждан подлежит обеспечению жилыми помещениями вне очереди по достижении инвалидом возраста 18 лет, если индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида предусматривает возможность осуществлять самообслуживание и вести самостоятельный образ жизни (ст. 17 Закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ).

4. Педагогические работники, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях

Эта категория граждан имеет право на предоставление вне очереди жилых помещений по договорам социального найма, а также право на предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда (п. 6 ч. 5 ст. 47 Закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ).

5. Прокурорские работники

Служебные жилые помещения предоставляется прокурорским работникам в порядке очередности, исходя из даты принятия их на учет нуждающихся в служебных жилых помещениях. Вне очереди служебное жилье предоставляется следующим категориям принятых на учет прокурорских работников (п. 3.7 Положения, утв. Приказом Генпрокуратуры России от 02.10.2018 N 624):

1) Генеральному прокурору РФ;

2) по решению Генерального прокурора РФ:

  • назначенным на должности заместителей Генерального прокурора РФ; советников Генерального прокурора РФ, старших помощников и помощников Генерального прокурора РФ по особым поручениям; помощников заместителей Генерального прокурора РФ по особым поручениям, начальников главных управлений, управлений (в том числе в федеральных округах) и отделов на правах управлений Генеральной прокуратуры РФ;
  • переведенным на службу в другую местность на должности прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуроров;
  • назначенному на должность ректора Университета Прокуратуры РФ;

3) по решению прокуроров субъектов РФ и приравненных к ним специализированных прокуроров:

  • переведенным на службу в другую местность на должности заместителей прокуроров субъектов РФ, приравненных к ним заместителей специализированных прокуроров;
  • назначенным на службу в другой город или район того же субъекта РФ либо в другую местность на должности прокуроров городов и районов, приравненных к ним специализированных прокуроров, исходя из их жилищных условий по новому месту службы;

4) по решению ректора Университета прокуратуры РФ — проректорам, проректору — директору Научно-исследовательского института, ученому секретарю, директорам и заместителям директоров институтов (филиалов) Университета.