Отказ в списании денег по инкассовому поручению 2024

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

18 сентября 2024

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Банка России от 4 мая 2024 г. N 17-1-5/221 “Об учете поручений налоговых органов и их исполнении”

Обзор документа

Письмо Банка России от 4 мая 2024 г. N 17-1-5/221 “Об учете поручений налоговых органов и их исполнении”

15 мая 2024

Вопросы и предложения по учету операций и ведению очереди распоряжений в связи с ЕНС

1. В соответствии с НК РФ (в редакции Федерального Закона от 14.07.2022 N 263-ФЗ): — ст. 46 п. 3 абзац 2 «В случае изменения размера отрицательного сальдо единого налогового счета в реестре решений о взыскании задолженности размещается информация об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа на перечисление суммы задолженности или по поручению налогового органа на перевод электронных денежных средств, в том числе в случае формирования положительного либо нулевого сальдо единого налогового счета.» — ст. 46 п. 6 «Поручение налогового органа на перечисление суммы задолженности, размещенное в реестре решений о взыскании задолженности, подлежит безусловному исполнению банком, в котором открыт счет налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, указанный в поручении налогового органа на перечисление суммы задолженности, в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации. Изменение суммы задолженности в поручении налогового органа не влечет изменений очередности платежей, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.» В соответствии с «Описанием взаимодействия налоговых органов с банками при взыскании задолженности в условиях ЕНС» (п. 2.3., стр.12): «Важно. Если поручение налогового органа не исполнено по причине отсутствия (недостаточности) денежных средств на счете налогоплательщика, при формировании уточненного поручения налогового органа (при изменении отрицательного сальдо ЕНС) номер и дата не изменятся (изменится только сумма, подлежащая перечислению). Календарная очередность исполнения поручения налогового органа изменению не подлежит.» То есть ФНС России предложен подход, при котором осуществляется изменение суммы первоначального документа, помещенного в картотеку, с сохранением первоначальной календарной очередности, а не постановка текущей датой нового документа на разницу (поскольку иначе невозможно реализовать, учитывая что в условиях ЕНС предполагается неоднократное изменение сальдо совокупной задолженности по налогам (ЕНС) как в большую, так и в меньшую сторону). При этом Положением от 29.06.2021 N 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств», а также Положением N 809-П прямо не предусмотрена возможность изменения суммы документа, помещенного в очередь не исполненных в срок распоряжений (картотеку), с сохранением первоначальной календарной очередности, на основании уведомления налогового органа об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа. Предлагается внести соответствующие изменения в Положение N 762-П и Положение N 809-П.
2. Просьба высказать мнение о действиях банка при поступлении уведомления налогового органа об изменении суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа. Верно ли, что в данном случае для сохранения календарной очередности и корректного определения порядкового номера частичной оплаты при оплате инкассового поручения разница между неоплаченной суммой поручения и новой суммой задолженности может отражаться проводкой: Дт 99999 — Кт 90902/90901 на разницу, когда новая сумма меньше неоплаченной суммы поручения и Дт 90902/90901 — Кт 99999 на разницу, когда новая сумма больше неоплаченной суммы поручения.
3. В случае получения банком частичного приостановления действия поручения, должна ли приостановленная часть документа быть перенесена на счет 90901? Насколько будет правильным создание дублирующего документа на сумму приостановления при таком делении, или каким иным документом банк должен оформить этот частичный перенос?
4. Для упрощения порядка учета и снятия вопросов, связанных с возможностью изменения как суммы поручения, так и одновременно суммы приостановления действия поручения: Просьба подтвердить, что при поступлении Решения налогового органа о приостановлении действия ранее направленного Поручения на взыскание денежных средств не требуется перенос суммы неисполненного Поручения на счет 90901 (т.е. сумма приостановленного Поручения продолжает отражаться на внебалансовом счёте 90902) при наличии у банков реализованной технической возможности при расчёте достаточности денежных средств на банковском счёте Плательщика не учитывать сумму приостановленного поручения. В случае осуществления расчета доступного остатка только на основании данных бухгалтерского учета (остатков на счетах) допускается перенос Поручения налогового органа на взыскание денежных средств со счета 90902 на счет 90101 в размере суммы решения о приостановлении действия Поручения. Данное предложение учитывает различные подходы банков (с переносом/без переноса на счет 90901) при поступлении приостановления действия поручения налогового органа, уже реализованные в автоматических процедурах (соответственно, не потребуется значительных доработок систем), т.к. действующими редакциями характеристик счетов 90901 и 90902 не предусмотрено отражение в бухгалтерском учёте факта получения решения о приостановлении действия поручения налогового органа (на счете 90901 прямо предусмотрен учет распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций, только в случае приостановления операций по счету клиента). Положением N 762-П (п. 2.10) помещение в очередь распоряжений, ожидающих разрешения на проведение операций, также предусмотрено только при приостановлении операций по банковскому счету плательщика в соответствии с федеральными законами. Например, подход, не предусматривающий перенос на счет 90901, подтверждается адресным ответом Банка России от 09.12.2013 № 18-1-2-5/1614 «О порядке отражения распоряжений», а также не влечет учет одного поручения на 2-х б/с при поступлении частичного приостановления действия поручения.
5. Предлагается: а. Пункт 9.14 Раздела 4. Расчетные операции и документы Положения N 809-П 1 изложить в следующей редакции: «Счет N 90901 «Распоряжения, ожидающие акцепта для оплаты, ожидающие разрешения на проведение операций» 9.14. Назначение счета — учет сумм, поступивших для оплаты распоряжений, ожидающих акцепта либо ожидающих разрешения на проведение операций, в установленных законодательством Российской Федерации случаях. Счет активный. По дебету счета отражаются суммы поступивших распоряжений, ожидающих акцепта либо ожидающих разрешения на проведение операций, в корреспонденции со счетом N 99999 или в корреспонденции со счетом N 90902 в случае, если к дате приостановления операций по счету имелись распоряжения, не исполненные своевременно при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете клиента, а так же суммы полного или частичного приостановления действия поручения налогового органа в корреспонденции со счетом N 90902. По кредиту счета отражаются: суммы распоряжений в день наступления срока платежа либо получения разрешения на проведение операций при их списании со счетов клиентов в корреспонденции со счетом N 99999, а в случае отсутствия средств на счетах клиентов для их оплаты — в корреспонденции со счетом N 90902; суммы распоряжений в день предъявления суммы отказа (частичного, полного) от акцепта по распоряжениям, ожидающим акцепта, в корреспонденции со счетом N 99999; суммы поручений налогового органа при отмене полного или частичного приостановления их действия.» б. пункт 9.15 Раздела 4. Расчетные операции и документы Положения N 809-П изложить в следующей редакции: «Счет N 90902 «Распоряжения, не исполненные в срок» 9.15. Назначение счета — учет сумм распоряжений, не исполненных своевременно при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика. Счет активный. По дебету счета отражаются суммы неисполненных распоряжений плательщика при наступлении срока платежа в корреспонденции со счетами N 90901 и N 99999. По кредиту счета списываются суммы исполненных и отозванных распоряжений в корреспонденции со счетом N 99999 либо со счетом N 90901 при получении решения о приостановлении операций по счету клиента либо при получении полного или частичного приостановления действия поручения налогового органа.»
6. В соответствии с п. 2.10 Положения N 762-П, «При недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика — физического лица распоряжения, если иное не предусмотрено законодательством или договором, не принимаются банком к исполнению и возвращаются (аннулируются) не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления распоряжения. Очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков — физических лиц не ведется.» Просьба сообщить мнение Банка России, подлежат ли возврату поручения налогового органа на перечисление суммы задолженности к счету клиента — физического лица (направленные в банк в соответствии со ст. 48 НК РФ) при недостаточности средств на счете клиента? В случае если данные поручения не подлежат возврату, просьба пояснить порядок их исполнения, учитывая, что очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков — физических лиц не ведется.
Рекомендация  Правила доставки уведомления о досудебном урегулировании спора 2024

1 Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения»

Департамент регулирования бухгалтерского учета Банка России совместно с Департаментом национальной платежной системы Банка России рассмотрел обращение Ассоциации банков России от 05.04.2023 N 02-05/294 (вх. N 169438 от 05.04.2023) и сообщает следующее.

При получении от налогового органа информации об изменениях в сумме поручения налогового органа, по которому ранее было составлено инкассовое поручение и помещено в очередь не исполненных в срок распоряжений, кредитная организация вправе сформировать бухгалтерские записи на сумму уменьшения или увеличения задолженности по поручению налогового органа с отражением указанной суммы по внебалансовому счету N 90902 1 и оформить их в порядке, установленном кредитной организацией, в том числе путем составления мемориального ордера.

В целях обеспечения сохранения очередности платежа, в том числе календарной, по не исполненному в срок (частично исполненному) инкассовому поручению, ранее составленному кредитной организацией на основании поручения налогового органа, в соответствии с требованиями части 6 статьи 46 НК РФ 2 рекомендуем внести соответствующие изменения в реквизиты 6 («Сумма прописью»), 7 («Сумма»), 68 («Сумма остатка платежа») инкассового поручения, помещенного в очередь не исполненных в срок распоряжений.

Обращаем внимание, что внесение соответствующих корректировок в инкассовое поручение на основании уведомления об изменении суммы задолженности в поручении налогового органа, находящемся на исполнении в кредитной организации, не противоречит положениям пункта 1.24 Положения Банка России N 762-П 3 .

Одновременно отмечаем, что порядок внесения кредитной организацией изменений в инкассовые поручения на основании информации налогового органа об изменении суммы задолженности, подлежащей взысканию по поручению налогового органа, и отражения разницы по внебалансовым счетам устанавливается внутренними документами кредитной организации, положения которых не должны противоречить законодательству и нормативным актам Банка России, в том числе Положению Банка России N 762-П.

Соответствующая позиция о порядке внесения изменений в реквизиты инкассовых поручений изложена в информационном письме Банка России от 24.04.2023 N ИН-04-45/32 «О вопросах исполнения поручения налогового органа в случае изменения суммы задолженности, подлежащей перечислению по поручению налогового органа».

При этом сообщаем, что порядок внесения изменений в инкассовые поручения кредитной организацией нормами Положения Банка России N 809-П 4 не регулируется. В бухгалтерском учете отражаются факты исполнения поручения налогового органа.

В связи с вышеизложенным, внесение предлагаемых в вопросе 1 обращения изменений в Положение Банка России N 809-П не требуется.

Предлагаемые бухгалтерские записи не противоречат характеристикам внебалансового счета N 90901 5 и внебалансового счета N 90902, установленным в пунктах 9.14 и 9.15 части II приложения к Положению Банка России N 809-П.

В соответствии с характеристикой счета, изложенной в пункте 9.14 части II приложения к Положению Банка России N 809-П, на внебалансовом счете N 90901 следует учитывать суммы поступивших распоряжений, ожидающих акцепта для оплаты, а также ожидающих разрешения на проведение операций, в установленных законодательством Российской Федерации случаях.

На внебалансовом счете N 90902 учитываются суммы распоряжений, не исполненных своевременно при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете плательщика.

В случае получения кредитной организацией Решения налогового органа о приостановлении (частичном приостановлении) ранее направленного поручения налогового органа на взыскание денежных средств, при отсутствии денежных средств и учете инкассового поручения, составленного на основании данного поручения налогового органа, на внебалансовом счете N 90902, инкассовое поручение продолжает отражаться на внебалансовом счете N 90902 и не подлежит переносу на внебалансовый счет N 90901.

В связи с этим внесение предлагаемых в вопросе 5 обращения изменений в Положение Банка России N 809-П не требуется.

В соответствии с положениями статей 46, 48 НК РФ основания для возврата банками поручений налогового органа, размещенных в реестре решений, о взыскании задолженности с налогоплательщиков — физических лиц при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика отсутствуют.

При этом, исходя из требований пункта 2.10 Положения Банка России N 762-П, очередь не исполненных в срок распоряжений к банковским счетам плательщиков — физических лиц не ведется.

В связи с этим порядок учета поручений налогового органа, предъявленных к банковским счетам физических лиц, устанавливается кредитными организациями во внутренних документах с учетом требований НК РФ.

И.о. директора Департамента
регулирования бухгалтерского учета
Т.Б. Пихновская

1 Внебалансовый счет N 90902 «Распоряжения, не исполненные в срок».

2 Налоговый кодекс Российской Федерации.

3 Положение Банка России от 29.06.2021 N 762-П «О правилах осуществления перевода денежных средств».

4 Положение Банка России от 24.11.2022 N 809-П «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения».

5 Внебалансовый счет N 90901 «Распоряжения, ожидающие акцепта для оплаты, ожидающие разрешения на проведение операций».

Обзор документа

Банк России рассмотрел вопросы и предложения по учету операций и ведению очереди распоряжений в связи с ЕНС.

В частности, отмечено, что порядок учета поручений налогового органа, предъявленных к банковским счетам физлиц, устанавливается кредитными организациями во внутренних документах с учетом требований НК РФ.

Основания для возврата банками поручений налогового органа, размещенных в реестре решений, о взыскании задолженности с налогоплательщиков — физлиц при недостаточности денежных средств на банковском счете плательщика отсутствуют.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Банк отказался списывать деньги по инкассовому поручению налоговой инспекции, ссылаясь на письмо ЦБ РФ.

Банк отказался списывать деньги по инкассовому поручению налоговой инспекции, ссылаясь на письмо ЦБ РФ об ограничении прав банка на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей. Каковы мои дальнейшие действия?

Владимир Иванов
Консультаций: 597

Банк России в случае выявления нарушений в деятельности кредитных организаций имеет право требовать от них устранения выявленных в их деятельности нарушений и применять предусмотренные ст. 74 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» меры по отношению к нарушителям.

В случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации, непроведения обязательного аудита, нераскрытия информации о своей деятельности и аудиторского заключения по ней Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1% минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций, в том числе с головной кредитной организацией банковской группы, головной организацией банковского холдинга, участниками банковской группы, участниками банковского холдинга, со связанным с ней лицом (связанными с ней лицами), на срок до шести месяцев.

Рекомендация  Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации 2024

В предписании кредитной организации Банк России констатирует выявленные нарушения (недостатки) в деятельности кредитной организации, указывает срок для их устранения, а также конкретные принудительные меры воздействия, применяемые к кредитной организации. Требования к предписанию Банка России содержаться в приложении 1 к инструкции Банка России от 31.03.1997 № 59 «О применении к кредитным организациям мер воздействия за нарушения пруденциальных норм деятельности».

Для неисполнения инкассового поручения банком в предписании территориального учреждения Банка России, должны содержаться ограничения по взысканию налогов (пени) в соответствующий бюджет.

Если в предписании банку, в котором находятся денежные средства на банковском счете индивидуального предпринимателя, содержатся только ограничения прав банка на привлечение денежных средств физических лиц и индивидуальных предпринимателей, то банк не правомерно отказал в исполнении инкассового поручения.

Вместе с тем налоговый орган должен направить инкассовые поручения о взыскании налогов во все банки, где открыты банковские счета индивидуального предпринимателя, в силу положений ст. 46 НК РФ.

Как отмечено в п. 54 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации», необходимо иметь в виду, что если поручения на перечисление суммы налога в бюджетную систему РФ предъявляются одновременно к нескольким счетам, то совокупная сумма налога, указанная в этих поручениях, не должна превышать сумму подлежащего взысканию налога.

Согласно п. 7 ст. 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со ст. 47 НК РФ.

На основании ст. 46 и 47 НК РФ Пленум ВАС РФ в вышеуказанном постановлении пришел к выводу, что налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет денежных средств налогоплательщика.

В сложившейся ситуации от индивидуального предпринимателя требуется уплатить задолженность по налогу, чтобы избежать обращения налогового органа в суд о принудительном взыскании налога после неполучения денежных средств по налогу на основании его поручений.

Отказ в списании денег по инкассовому поручению 2024

Глава 12. РАСЧЕТЫ ИНКАССОВЫМИ ПОРУЧЕНИЯМИ

12.1. Инкассовое поручение является расчетным документом, на основании которого производится списание денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке.

12.2. Инкассовые поручения применяются:

1) в случаях, когда бесспорный порядок взыскания денежных средств установлен законодательством, в том числе для взыскания денежных средств органами, выполняющими контрольные функции;

2) для взыскания по исполнительным документам;

3) в случаях, предусмотренных сторонами по основному договору, при условии предоставления банку, обслуживающему плательщика, права на списание денежных средств со счета плательщика без его распоряжения.

12.3. Настоящая глава не распространяется на взыскание денежных средств в пользу взыскателя — физического лица по предъявленному им исполнительному документу непосредственно в банк, обслуживающий должника. Порядок такого взыскания устанавливается отдельным нормативным актом Банка России.

12.4. Инкассовое поручение составляется на бланке формы 0401071 (Приложение 13 к настоящему Положению).

12.5. При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на соответствующий закон (с указанием его номера, даты принятия).

12.6. При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату и номер исполнительного документа, а также наименование органа, вынесшего решение, подлежащее принудительному исполнению.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

12.7. Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

12.8. Исполнительные документы о взыскании периодических платежей (взыскании алиментов, возмещении вреда, причиненного здоровью, и другие) сохраняют силу на все время, на которое присуждены платежи. Такой же порядок действует и в отношении нотариально удостоверенных соглашений об уплате алиментов.

В указанных случаях сроки предъявления исполнительных документов к исполнению исчисляются для каждого платежа в отдельности.

12.9. Банк в трехдневный срок со дня получения от взыскателя или судебного пристава — исполнителя инкассового поручения с приложенным исполнительным документом исполняет инкассовое поручение. При отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя банк делает на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещает инкассовое поручение с приложенным исполнительным документом в картотеку по внебалансовому счету N 90902 «Расчетные документы, не оплаченные в срок».

Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

12.10. Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий его пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

12.11. Ответственность за правомерность выставления инкассового поручения и правильность указания основания взыскания средств несет получатель средств (взыскатель). Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

12.12. Банки приостанавливают списание денежных средств в бесспорном порядке в следующих случаях:

— по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;

— при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;

— по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено.

При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

12.13. Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку — эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

12.14. Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

Рекомендация  Отсрочка по выплате возмещения ущерба причиненного в дтп 2024

12.15. О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.

Часть II вступает в силу с 1 марта 2001 года (Положение, утвержденное ЦБ РФ 08.09.2000 N 120-П).

Расчеты по инкассо

При взыскании денежных средств со счетов в бесспорном порядке в случаях, установленных законом, в инкассовом поручении в поле «Назначение платежа» должна быть сделана ссылка на номер закона, дату принятия и соответствующую статью.

При взыскании денежных средств на основании исполнительных документов инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату выдачи исполнительного документа, его номер, номер дела, по которому принято решение, подлежащее принудительному исполнению, а также наименование органа, вынесшего такое решение.

В случае взыскания исполнительского сбора судебным приставом-исполнителем инкассовое поручение должно содержать указание на взыскание исполнительского сбора, а также ссылку на дату и номер исполнительного документа судебного пристава-исполнителя.

Инкассовые поручения на взыскание денежных средств со счетов, выставленные на основании исполнительных документов, принимаются банком взыскателя с приложением подлинника исполнительного документа либо его дубликата.

Банки не принимают к исполнению инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, если прилагаемый к инкассовому поручению исполнительный документ предъявлен по истечении срока, установленного законодательством.

Банки, обслуживающие должников (исполняющие банки), исполняют поступившие инкассовые поручения с приложенными исполнительными документами либо при отсутствии или недостаточности денежных средств на счете должника для удовлетворения требований взыскателя, делают на исполнительном документе отметку о полном или частичном неисполнении указанных в нем требований, в связи с отсутствием на счете должника денежных средств и помещают инкассовое поручение, с приложенным исполнительным документом, в картотеку «Расчетные документы, не оплаченные в срок». Инкассовые поручения исполняются по мере поступления денежных средств в очередности, установленной законодательством.

Бесспорный порядок списания денежных средств применяется по обязательствам в соответствии с условиями основного договора, за исключением случаев, установленных Банком России.

Списание денежных средств в бесспорном порядке в случаях, предусмотренных основным договором, осуществляется банком при наличии в договоре банковского счета условия о списании денежных средств в бесспорном порядке либо на основании дополнительного соглашения к договору банковского счета, содержащего соответствующее условие. Плательщик обязан предоставить в обслуживающий банк сведения о кредиторе (получателе средств), имеющем право выставлять инкассовые поручения на списание денежных средств в бесспорном порядке, обязательстве, по которому будут производиться платежи, а также об основном договоре (дата, номер и соответствующий пункт, предусматривающий право бесспорного списания).

Отсутствие условия о списании денежных средств в бесспорном порядке в договоре банковского счета либо дополнительного соглашения к договору банковского счета, а также отсутствие сведений о кредиторе (получателе средств) и иных вышеуказанных сведений является основанием для отказа банком в оплате инкассового поручения.

Инкассовое поручение должно содержать ссылку на дату, номер основного договора и соответствующий ему пункт, предусматривающий право бесспорного списания.

Банки не рассматривают по существу возражений плательщиков против списания денежных средств с их счетов в бесспорном порядке.

  • по решению органа, осуществляющего контрольные функции в соответствии с законодательством, о приостановлении взыскания;
  • при наличии судебного акта о приостановлении взыскания;
  • по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

В документе, представляемом в банк, указываются данные инкассового поручения, взыскание по которому должно быть приостановлено. При возобновлении списания денежных средств по инкассовому поручению, его исполнение осуществляется с сохранением указанной в нем группы очередности и календарной очередности поступления документа внутри группы.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому не производилось (за исключением случаев прекращения исполнительного производства) или произведено частично, возвращается вместе с инкассовым поручением исполняющим банком банку-эмитенту для передачи взыскателю лично под расписку в получении или заказной почтой с уведомлением. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате возврата исполнительного документа с указанием взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

Исполнительный документ, взыскание денежных средств по которому произведено или прекращено в соответствии с законодательством, возвращается исполняющим банком заказной почтой с уведомлением в суд или другой орган, выдавший исполнительный документ. При этом исполняющий банк делает на исполнительном документе отметку о дате его исполнения с указанием взысканной суммы или дате возврата с указанием основания прекращения взыскания (номер и дата заявления взыскателя, определения суда (арбитражного суда) или иного документа) и взысканной суммы, если имела место частичная оплата документа.

О возврате исполнительного документа в журнале регистрации банка делается отметка с указанием даты возврата, суммы (или остатка суммы) и причины возврата.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О РАСЧЕТАХ ПО ИНКАССО

При расчетах по инкассо банк (банк-эмитент) обязуется по поручению клиента осуществить за счет клиента действия по получению от плательщика платежа и (или) акцепта платежа.

Банк-эмитент, получивший поручение клиента, вправе привлекать для его выполнения иной банк (исполняющий банк).

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поручения клиента банк-эмитент несет перед ним ответственность.

Если неисполнение или ненадлежащее исполнение поручения клиента имело место в связи с нарушением правил совершения расчетных операций исполняющим банком, ответственность перед клиентом может быть возложена на этот банк.

ИСПОЛНЕНИЕ ИНКАССОВОГО ПОРУЧЕНИЯ

При отсутствии какого-либо документа или несоответствии документов по внешним признакам инкассовому поручению, исполняющий банк обязан немедленно известить об этом лицо, от которого было получено инкассовое поручение. В случае неустранения указанных недостатков банк вправе возвратить документы без исполнения.

Документы представляются плательщику в той форме, в которой они получены, за исключением отметок и надписей банков, необходимых для оформления инкассовой операции.

Если документы подлежат оплате по предъявлении, исполняющий банк должен сделать представление к платежу немедленно по получении инкассового поручения.

Если документы подлежат оплате в иной срок, исполняющий банк должен для получения акцепта плательщика представить документы к акцепту немедленно по получении инкассового поручения, а требование платежа должно быть сделано не позднее дня наступления указанного в документе срока платежа.

Частичные платежи могут быть приняты в случаях, когда это установлено банковскими правилами, либо при наличии специального разрешения в инкассовом поручении.

Полученные (инкассированные) суммы должны быть немедленно переданы исполняющим банком в распоряжение банку-эмитенту, который обязан зачислить эти суммы на счет клиента. Исполняющий банк вправе удержать из инкассированных сумм причитающиеся ему вознаграждение и возмещение расходов.

ИЗВЕЩЕНИЕ О ПРОВЕДЕННЫХ ОПЕРАЦИЯХ

Если платеж и (или) акцепт не были получены, исполняющий банк обязан немедленно известить банк-эмитент о причинах неплатежа или отказа от акцепта.

Банк-эмитент обязан немедленно информировать об этом клиента, запросив у него указания относительно дальнейших действий. При неполучении указаний о дальнейших действиях в срок, установленный банковскими правилами, а при его отсутствии в разумный срок исполняющий банк вправе возвратить документы банку-эмитенту.