Статья 23. Отказ в государственной регистрации
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 23
1. Отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица;
(в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 03.12.2011 N 383-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган;
(в ред. Федерального закона от 23.06.2003 N 76-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(пп. «в» введен Федеральным законом от 23.06.2003 N 76-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 31.12.2014 N 489-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
(пп. «г» введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
(пп. «д» введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества;
(пп. «е» введен Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ)
ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона;
(пп. «ж» введен Федеральным законом от 19.05.2010 N 88-ФЗ)
з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом «ж» пункта 1 статьи 14, подпунктом «г» пункта 1 статьи 21, подпунктом «в» пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона;
(пп. «з» введен Федеральным законом от 27.07.2010 N 227-ФЗ, в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
и) получения в соответствии с подпунктом «в» статьи 21.2 настоящего Федерального закона от органа регистрации прав информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе;
(пп. «и» введен Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
к) несоответствия сведений о документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации, указанных в заявлении о государственной регистрации, сведениям, полученным регистрирующим органом от органов, осуществляющих выдачу или замену таких документов;
(пп. «к» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
л) получения регистрирующим органом возражения физического лица относительно предстоящего внесения данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц;
(пп. «л» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
До начала эксплуатации информационных систем и ресурсов, мероприятия, в том числе применение временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, осуществляются без их использования (ч. 2 ст. 9 ФЗ от 14.04.2023 N 127-ФЗ).
м) если в течение срока, установленного для государственной регистрации, но до внесения записи в соответствующий государственный реестр или принятия решения об отказе в государственной регистрации в регистрирующий орган поступит судебный акт или акт судебного пристава-исполнителя, содержащие запрет на совершение регистрирующим органом определенных регистрационных действий, либо сформированное в Едином реестре сведений о гражданах, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, гражданах, состоящих на воинском учете, а также о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, решение о принятии временных мер, направленных на обеспечение явки по повестке военного комиссариата, в отношении физического лица в виде запрета на государственную регистрацию физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
(пп. «м» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ; в ред. Федерального закона от 14.04.2023 N 127-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
н) если физическое лицо — учредитель (участник) юридического лица, являющегося коммерческой организацией, или физическое лицо, регистрируемое в качестве индивидуального предпринимателя, на основании вступившего в силу приговора суда лишено права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок и такой срок не истек;
(пп. «н» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
о) если лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени юридического лица (в том числе от имени управляющей организации), является физическое лицо, в отношении которого имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
(пп. «о» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
п) если в отношении индивидуального предпринимателя, являющегося управляющим юридического лица, имеется вступившее в силу постановление по делу об административном правонарушении, в соответствии с которым указанному лицу назначено административное наказание в виде дисквалификации, и срок, на который она установлена, не истек;
(пп. «п» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
р) при наличии у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных в регистрирующий орган документах сведений, предусмотренных подпунктом «в» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона;
(пп. «р» введен Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ)
с) неисполнения юридическим лицом в процессе реорганизации обязанности уведомить кредиторов в соответствии со статьей 7.1 и пунктом 2 статьи 13.1 настоящего Федерального закона;
(пп. «с» введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
т) неисполнения юридическим лицом в процессе ликвидации обязанности уведомить кредиторов в соответствии с пунктом 1 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
(пп. «т» введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
у) неисполнения юридическим лицом при уменьшении уставного (складочного) капитала обязанности уведомить кредиторов в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и со статьей 7.1 настоящего Федерального закона;
(пп. «у» введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 457-ФЗ)
ф) если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:
владевших на момент исключения общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения данного общества с ограниченной ответственностью из единого государственного реестра юридических лиц;
имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц;
являющихся лицами, имеющими право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случаев, когда запись о недостоверности сведений о юридическом лице, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, внесена в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 11 настоящего Федерального закона, или когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
являющихся участниками общества с ограниченной ответственностью, владеющими не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов участников данного общества с ограниченной ответственностью, в отношении которого в едином государственном реестре юридических лиц содержится запись о недостоверности сведений о юридическом лице, предусмотренных подпунктом «в» или «л» пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, либо имеется неисполненное решение суда о ликвидации указанного юридического лица, за исключением случая, когда на момент представления документов в регистрирующий орган истекли три года с момента внесения соответствующей записи в единый государственный реестр юридических лиц;
(пп. «ф» введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
х) несоблюдения установленного законодательством Российской Федерации порядка проведения процедуры ликвидации или реорганизации юридического лица, а также иных требований, установленных настоящим Федеральным законом в качестве обязательных для осуществления государственной регистрации;
(пп. «х» введен Федеральным законом от 30.03.2015 N 67-ФЗ)
ц) представления документов, оформленных с нарушением требований, установленных в соответствии с пунктом 1.1 и абзацем первым пункта 1.2 статьи 9 настоящего Федерального закона;
(пп. «ц» введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 312-ФЗ)
ч) представления документов, содержащих недостоверные сведения;
(пп. «ч» введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 312-ФЗ)
ш) нарушения требований, установленных пунктом 3 статьи 213.30 и пунктом 4 статьи 216 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
(пп. «ш» введен Федеральным законом от 12.11.2019 N 377-ФЗ)
1.1. Наличие судебного спора или третейского разбирательства о размере доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью либо о принадлежности доли или части доли конкретному лицу, а также иных споров, связанных с содержанием сведений об обществе с ограниченной ответственностью, подлежащих внесению в единый государственный реестр юридических лиц, не является основанием для отказа в государственной регистрации.
(п. 1.1 в ред. Федерального закона от 29.12.2015 N 409-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи.
3. Решение об отказе в государственной регистрации принимается в срок, предусмотренный для государственной регистрации.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 209-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица или индивидуального предпринимателя, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган.
При направлении документов в регистрирующий орган почтовым отправлением, представлении документов непосредственно в регистрирующий орган, направлении документов в регистрирующий орган в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя, регистрирующий орган по запросу заявителя выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, регистрирующему органу) составленный регистрирующим органом на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание решения об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа.
В случае представления документов в регистрирующий орган через многофункциональный центр решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в многофункциональный центр. По запросу заявителя многофункциональный центр выдает заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности и представившему такую доверенность или ее копию, верность которой засвидетельствована нотариально, многофункциональному центру) составленный многофункциональным центром на бумажном носителе документ, подтверждающий содержание электронного документа, полученного многофункциональным центром от регистрирующего органа.
В предусмотренных абзацем пятым пункта 1 статьи 9 настоящего Федерального закона случаях представления документов в регистрирующий орган нотариусом решение об отказе в государственной регистрации направляется регистрирующим органом в порядке, установленном абзацем первым настоящего пункта. Кроме того, регистрирующий орган в установленный абзацем первым настоящего пункта срок направляет решение об отказе в государственной регистрации в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, нотариусу. По просьбе заявителя нотариус выдает полученный от регистрирующего органа документ заявителю (его представителю, действующему на основании нотариально удостоверенной доверенности или представленной нотариусу лично заявителем доверенности в простой письменной форме) в форме документа на бумажном носителе на основании удостоверения равнозначности документа на бумажном носителе электронному документу в соответствии с законодательством о нотариате.
(в ред. Федерального закона от 26.05.2021 N 143-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Информация о принятии регистрирующим органом решения об отказе в государственной регистрации размещается на официальном сайте регистрирующего органа в сети «Интернет».
(п. 4 в ред. Федерального закона от 30.10.2017 N 312-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. Утратил силу. — Федеральный закон от 21.07.2014 N 241-ФЗ.
(см. текст в предыдущей редакции)
6. В случае принятия решения об отказе в государственной регистрации по основаниям, предусмотренным подпунктами «а», «ц» пункта 1 настоящей статьи, необходимые для государственной регистрации документы могут быть представлены в регистрирующий орган в соответствии с пунктом 7 статьи 9 настоящего Федерального закона.
(п. 6 введен Федеральным законом от 30.10.2017 N 312-ФЗ)
Действия при отказе в регистрации ООО
Законодательством установлен срок регистрации ООО — 3 рабочих дня. По истечении этого времени, инспекция обязана зарегистрировать общество или предоставить письменный отказ, с указанием причины. Чаще всего налоговая отказывает в регистрации общества с ограниченной ответственностью, если в документах обнаружатся ошибки или недочеты, если сочтёт юридический адрес не достоверным, нарушена процедура подачи документов или они поданы не в ту ФНС. Независимо от причины отказа, вы можете подать документы повторно без оплаты госпошлины
При получении отказа следует исправить недочеты. После исправления ошибок, можете повторно подавать документы на регистрацию. Чтобы не допустить отказа по причинам связанным с оформлением документов и их подаче, воспользуйтесь бесплатным автоматическим сервисом, который сформирует документы в соответствии с требованиями ФНС и даст подробнейшую инструкцию по их подаче.
1. Причины отказа в регистрации ООО в 2024 году
Налоговая, когда выносит отказ в регистрации ООО, руководствуется положениями ст. 23 ФЗ о государственной регистрации юрлиц и ИП. Большинство причин, по которым ФНС отклоняет заявление на регистрацию обществ с ограниченной ответственностью, можно объединить в несколько групп.
Ошибки в документах
Наиболее частая причина отказа в регистрации — ошибки. Ваши документы отклонят по следующим причинам:
- Ошибки в заявлении на регистрацию по форме Р11001, даже одна лишняя запятая или опечатка могут привести к отказу;
- Неактуальный бланк заявления Р11001. Как правило, раз в несколько лет в него вносят какие-то изменения. Они могут быть незначительные и касаться всего одной форазы. Но из-за этого завление старого образца у вас не примут.
- Ошибка в реквизитах госопшлины. Если вы воспользовались не правильной квитанцией на оплату госпошлины, то ваш платёж не зачтут и документы не примут.
- Недочеты в документах, которые заполняются в свободной форме, но с указанием обязательных сведений:
- устав;
- договор об учреждении ООО
- решение о создании ООО или протокол общего собрания участников ООО.
- доверенность на представителя;
- согласие родителей на участие несовершеннолетнего ребенка в создании ООО;
- подпись учредителя в заявлении, когда он сам не может подойти на подачу.
Если вы получили отказ из-за ошибок в документах, надо исправить недочеты и подать документы повторно. Оплата госпошлины будет не нужна, если уложитесь в 3-месячный срок с момента отказа.
Исключите ошибки — заполните
документы для регистрации ООО
автоматическиНаш бесплатный сервис готовит документы с учетом требований налоговых органов и не допускает ошибок. За 15 минут вы получите полный пакет заполненных документов и инструкцию по их подаче. Все можно скачать и распечатать.
Некомплектность регистрационных документов
Это вторая по частоте причина отказов. Обязательными для регистрации являются следующие документы:
- заявление на регистрацию по форме Р11001;
- устав;
- решение единственного учредителя (если он один) или протокол общего собрания учредителей (если их несколько) о создании ООО;
- квитанция об оплате госпошлины (если подаете документы электронно или через нотариуса, пошлину оплачивать не надо);
- договор об учреждении, если ООО создают двое и более учредителей.
Это исчерпывающий перечень, но в некоторых ситуациях ФНС запрашивает дополнительные документы:
- письменное согласие владельца помещения на предоставление юридического адреса,
- нотариальные переводы паспорта, свидетельства о рождении, а также вид или разрешение на проживание в РФ, если учредитель иностранец
- разрешение на работу на территории России, если руководителем назначен иностранный гражданин,
- нотариальное согласие родителей на ведение бизнеса или судебное решение о дееспособности, если учредитель не достиг 18 лет.
Чтобы избежать отказа из-за не полного пакета документов, рекомендуем позвонить в налоговую и уточнить список нужных документов исходя из вашей ситуации.
Название ООО не соответствует требованиям закона
Инспекция зарегистрирует общество, если его название будет повторяться, но желательно, чтобы сфера деятельности была иной, чем у одноименной компании. Однако вы точно получите отказ, если наименование общества не соответствует требованиям закона Об ООО:
- нет полного наименования на русском языке, только сокращенное или с использованием латинских символов;
- используются слова, которые противоречат нормам морали;
- присутствуют слова или производные от слов Россия, Российская Федерация, российский, олимпиада;
- присутствуют наименования общественных организаций или органов власти РФ или других государств.
Если вам отказали в регистрации из-за названия общества, то придется сменить его или привести написание в соответствие с требованиями закона.
Руководитель или учредитель дискредитированы
В данном случае поводом для отклонения заявления будут следующие основания:
- учредитель или директор имели отношение к более 10 юридическим лицам;
- руководитель имеет действующее решение суда о дисквалификации;
- учредитель-физическое лицо лишен судом права заниматься предпринимательской деятельностью;
- учредитель-юридическое лицо находится на стадии ликвидации;
- учредитель является госслужащим или состоит на военной службе;
- руководитель имеет непогашенную судимость, что запрещено при определенных видах деятельности, например, при работе с детьми;
- иные основания, предусмотренные законом.
Выходом из ситуации при отказе по данным причинам может быть смена директора или учредителя. Можно отложить открытие ООО до истечения срока давности по судебным решениям. Учредитель-госслужащий или военный может уволиться с работы, чтобы законно заниматься предпринимательством.
Нарушен порядок подачи документов
Правильно заполненные документы, но поданные на регистрацию с нарушением, тоже приведут к отказу. Среди частых причин нарушения порядка подачи можно выделить следующие:
- Заявление на регистрацию Р11001 подписано не тем лицом, которое имеет на это права. Заявление подписывают учредители и только в присутствии налогового инспектора или нотариуса.
- Документы поданы не в ту ФНС. Сейчас документы на регистрацию ООО следует передавать в регистрационную налоговую, а не в районную. Узнать нужную можно на сайте ФНС. Если вы будете готовить документы через наш бесплатный сервис, ваша налоговая будет найдена автоматически.
- Оплатили госпошлину по ошибочным реквизитам. Пошлина оплачивается по реквизитам той налоговой, куда вы подаете документы. Вам вернут неверно оплаченную пошлину, но на это уйдет несколько месяцев и потребуется подача отдельного заявления на возврат. С помощью автоматического сервиса квитанция формируется без ошибок.
Если вы нарушили порядок подачи, то при повторном обращении надо все сделать правильно.
Проблемы с юридическим адресом
Документы, подтверждающие юридический адрес, не являются обязательными, но ФНС, при их отсутствии, тоже может отказать в регистрации. Чтобы этого не произошло, следует подготовить:
- гарантийное письмо, если общество будет располагаться в нежилом помещении,
- согласие собственника, если ООО регистрируется по домашнему адресу руководителя или учредителя,
- копию правоустанавливающего документа на недвижимость.
Если у вас проблемы с адресом, придется подыскать новое помещение и зарегистрировать ООО в нем. Не стоит пытаться обмануть налоговую, так как у них имеется достаточно большая база данных адресов массовой регистрации юридических лиц и адресов, которые арендуются фиктивно.
Можно купить юридический адрес, главное, чтобы он не был в списке массовых. При покупке уточните возможность возврата денег, в случае отказа налоговой из-за проблем с этим адресом.
Использование запрещенного для ООО вида деятельности
Отказ будет обязательно, если в качестве основного вида деятельности выберете запрещенный для ООО. Обычно ООО не могут заниматься тем бизнесом, который под контролем государства: вооружение, военная техника и технологии, пенсионные фонды, т.д.
Виды деятельности ограниченные для ООО:
- разработка, производство, ремонт, продажа авиационной и военной техники, вооружения и боеприпасов,
- работы и услуги по хранению, перевозкам, уничтожению химического оружия,
- проведению экспертизы промышленной безопасности,
- производство, хранение, продажа взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических товаров IV и V класса опасности,
- работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления,
- частная охранная деятельность,
- трудоустройство граждан РФ за пределами России,
- деятельность инвестиционных, паевых и негосударственных пенсионных фондов,
- космическая деятельность,
- производство лекарств, наркотических и психотропных веществ,
- пассажирские и грузоперевозки воздушным транспортом.
Сэкономьте деньги — заполните
регистрационные документы
бесплатноВведите свои данные в форму на нашем сайте, а система сама определит, какие документы вам нужны, заполнит их, с учетом требований ФНС и приложит инструкцию по подаче. Готовые документы можно скачать и распечатать.
2. Что делать, чтобы не получить отказ в регистрации ООО
Перед подачей документов, во избежание отказа в регистрации, выполните следующие действия:
- Внимательно проверьте подготовленные документы. Обратите внимание на детали: опечатки, пропуски, лишние знаки препинания и пробелы, совпадение информации с оригиналами.
- Воспользуйтесь нашим бесплатным сервисом регистрации ООО. Вы сэкономите не только деньги, но и время, так как не надо изучать инструкции и искать актуальные бланки. Достаточно только заполнить ваши сведения, а остальное сервис сделает автоматически.
- Не указывайте в документах заведомо ложных сведений о руководителе, учредителях или адресе фирмы.
Главное — не паникуйте, даже при отказе есть возможность все исправить и зарегистрировать ООО со второй попытки.
3. Что делать в случае отказа в регистрации ООО
Если вы получили отказ в регистрации ООО, сначала выясните причину отказа. В случае согласия, исправьте все недочеты, переделайте документы или доложите недостающие, обратитесь повторно. Если вы успеете все исправить в течение 3-месяцев, то платить снова пошлину не придется.
Более позднее обращение не обойдется без вторичной оплаты госпошлины.
Если вы уверены, что ФНС отказала вам незаконно, обжалуйте решение в 3-х месячный срок. Сначала подаете жалобу в вышестоящую инспекцию, которая должна ответить вам в течение 15 рабочих дней. Если ответ вас не устроит, можете писать жалобу в Центральный аппарат ФНС.
Последней инстанцией в этом списке будет суд.
Другие статьи
Размер госпошлины за регистрацию ИП или ООО. Кто является плательщиком. Способы оплаты.
Как вернуть уплаченную госпошлину.
Как долго регистрирует ООО налоговая? Что влияете на срок регистрации ООО?
Госрегистрация юрлиц. Почему откажут в 2020-м
Несмотря на то, что изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», вступающие в силу с 01.01.2020 внесены не были, с указанной даты возникли практические сложности при государственной регистрации юридических лиц и внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц.
1. Требование к нотариальному удостоверению Решение единственного участника хозяйственного общества
На основании п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником. Общество может впоследствии стать обществом с одним участником. В статье 39 указанного Федерального закона в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 указанного Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.
Согласно п. 3 ст. 17 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» (введен Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ, в ред. Федерального закона от 03.07.2016 № 360-ФЗ) факт принятия решения общего собрания участников общества об увеличении уставного капитала и состав участников общества, присутствовавших при принятии указанного решения, должны быть подтверждены путем нотариального удостоверения.
Решение единственного участника общества об увеличении уставного капитала подтверждается его подписью, подлинность которой должна быть засвидетельствована нотариусом, остальные решения в обществе, состоящем из одного участника по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно.
Таким образом, из смысла данной нормы следует, что в обществе, состоящем из одного участника, общие собрания не проводятся, а вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания, решаются одним участником, круг решений требующих нотариального удостоверения определен императивным образом.
Поскольку требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, относится к оформлению решения общего собрания, на решение единственного участника оно не распространяется. Одним из обязательных документов для регистрации является решение о государственной регистрации (внесении изменений), являющееся в соответствии с федеральным законом основанием для государственной регистрации. В соответствии с п. 3 «Обзора судебной практики по некоторым вопросам применения законодательства о хозяйственных обществах» (утв.
Президиумом Верховного Суда РФ 25.12.2019) требование о нотариальном удостоверении, установленное подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ, распространяется и на решение единственного участника, поскольку подп.
3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ направлен на то, чтобы исключить фальсификацию решения, принимаемого высшим органом управления общества, и действие указанной нормы в равной мере распространяется и на решение единственного участника общества, которое также подвержено риску фальсификации (Определением ВС РФ от 30.12.2019 № 306-ЭС19-25147 по делу № А72-7041/2018 разъяснено, что положения Обзора судебной практики подлежат применению после 25.12.2019, а позиция ВС РФ, указанная в Обзоре от 25.12.2019 уже нашла отражение в материалах судебной практики, в частности, в Постановлении Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.02.2020 № 19АП-7042/2019 по делу № А08-941/2019).
При этом заслуживает внимание тот факт, что немногим ранее в п. 1.3. Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 4 (2016) судами был сделан иной вывод, что «требование регистрирующего органа о необходимости нотариального удостоверения решения единственного участника необоснованно».
Регистрирующие органы, следующим образом обосновывают принимаемые решения об отказе в государственной регистрации в связи с отсутствием решения единственного участника, удостоверенного нотариально: «Согласно подп. 3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ принятие общим собранием участников хозяйственного общества решения посредством очного голосования и состав участников общества, присутствовавших при его принятии подтверждаются путем нотариального удостоверения если иной способ не предусмотрен уставом такого общества либо решением общего собрания участников общества, принятых единогласно. Кроме того, закон не содержит исключения в отношении решений единственного участника в части требования о нотариальном удостоверении, установленного подп.
3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ. Однако представленное решение единственного участника не соответствует вышеуказанным нормам, поскольку подпись единственного участника в представленном решении не засвидетельствована нотариально. На основании п. 1 ст.
23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подп. «г» несоблюдение нотариальной формы представляемых документов налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации». Несмотря на то, что как следует из п. 1.6. Обзора судебной практики по спорам с участием регистрирующих органов № 2 (2018) обязанность представить документ, не указанный в законе не может вытекать из толкования постановления Пленума ВАС РФ, с 25.12.2019 Решения единственного участника хозяйственного общества подлежат нотариальному удостоверению, однако иной (альтернативный) способ удостоверения может быть предусмотрен в Уставе либо в решении общего собрания участников такого общества, принятым участниками общества единогласно (абз. 3 п. 107 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ», подп.
1-3 п. 3 ст. 67.1 ГК РФ.
2. Требования к юридическому адресу хозяйственного общества, располагающемуся в жилом помещении
- не допускается размещение в жилых помещениях промышленных производств, гостиниц, а также осуществление в жилых помещениях мессионерской деятельности.
Обществом были поданы документы на смену юридического адреса, находящегося по адресу места регистрации учредителя в одном субъекте на адрес места регистрации генерального директора в другом, при этом среди видов экономической деятельности, осуществляемые Обществом, в частности, являлись: 1) производство электромонтажных, санитарно-технических и прочих строительно-монтажных работ (ОКВЭД 43.2), 2) деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам (ОКВЭД 49.4), 3) деятельность по складированию и хранению (ОКВЭД 52.10).
Решением налогового органа в государственной регистрации было отказано по следующим основаниям «осуществление вида экономической деятельности, указанных в сведениях ЕГРЮЛ, невозможно в жилом помещении. Законом установлены пределы осуществления права собственности на жилое помещение, которые заключаются в обязанности собственника использовать жилое помещение по назначению, т.е. для проживания в нем граждан, соблюдать права и законные интересы соседей, а использование жилого помещения для осуществления для осуществления профессиональной деятельности или индивидуальной предпринимательской деятельности допускается с соблюдением положений, установленных п.п. 2,3 ст. 17 ЖК РФ, п. 3 ст. 288 ГК РФ.
Таким образом, установленные обстоятельства свидетельствуют о недостоверности сведений об адресе местонахождения. На основании п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» подп. «ч» предоставление документов, содержащих недостоверные сведения».
В настоящее время официальные разъяснения налогового органа о видах экономической деятельности, которые возможно осуществлять в случае регистрации юридического адреса Общества по адресу места регистрации учредителя, владеющего не менее чем пятьюдесятью процентами голосов от общего количества голосов и/или единоличного исполнительного органа отсутствуют, несмотря на это любое заинтересованное лицо вправе обратиться в налоговый орган в порядке ст. 21 НК РФ за получением соответствующих разъяснений.
Тем не менее, в случае, если заявитель не согласен с решением регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации, оно может быть обжаловано в порядке главы VIII.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в административном, а затем и в судебном порядке.
- регистрация юридических лиц
- нотариальное оформление
- ЕГРЮЛ
Как бороться с отказами ИФНС при регистрации организации
На любом сайте вы можете найти этот перечень документов, и подготовить его сами или обратиться к юристу. Ни тот, ни другой вариант не означает, что вам не откажут в регистрации. Для начала убедитесь, что все документы по списку у вас есть в наличии при подаче в налоговую.
Налоговый орган при принятии выдает расписку с указанием даты и времени вынесения решения по регистрационному процессу, в ней же указан перечень документов, принятых специалистом к процессу регистрации.
Была ситуация, что директор при регистрации все предоставил, а через 5 дней получил отказ с формулировкой: «при подаче документов отсутствует решение о создании».
Как правило, налоговик проверяет и присваивает каждому документу номер. Но там тоже люди и им свойственно ошибаться, с помощью расписки вы легко обжалуете такой отказ.
При заполнении формы Р11001 очень часто возникает много ошибок, по которым налоговый орган легко выносит отказ. Обратите внимание, чтобы все данные, а именно: по адресу, учредителю, заявителю были внесены корректно. Помните, что должен быть указан в графе «Заявитель» e-mail (обязательно при подаче документов на регистрацию в электронном виде через МФЦ и телефон, причем определенным форматом).
Все данные в форме и листы должны быть заполнены без пропусков. Совет здесь один, пусть лучше будут более полные и корректные данные, чем какое-то поле будет не заполненным.
Учтите, что с налоговой не только можно, но и нужно консультироваться при заполнении документов, для этого у них существует федеральный номер телефона, который указан на сайте nalog.ru.
Мы сами очень часто обращаемся туда за консультацией.
При заполнении формы для регистрации крестьянского фермерского хозяйства (КФХ) без образования юридического лица подается форма Р21002, а с образованием юридического лица, все так же Р11001. Нюансов при заполнении формы достаточно, иногда лучше обратиться за помощью, так получится избежать отказа при регистрации с формулировкой: ошибка при заполнении формы Р11001, отсутствует e-mail и т.д.
К сожалению, это не все ошибки, по которым налоговая выдает отказы при регистрации. Следующие отказы намного более затратные как по времени, так и в денежном эквиваленте.
Например, в последнее время участились отказы с указанием: при регистрации организацией используется массовый адрес регистрации, со ссылкой на предоставленное гарантийное письмо. Это вовсе не означает, что ваш бизнес не смогут зарегистрировать. Но это может повлечь ряд дальнейших проблем в процессе. Обычно при таком отказе налоговая звонит собственнику помещения и вам параллельно, чтобы убедиться в том, что помещение действительно предоставлено вам.
Иногда выезжает по месту юридического адреса, который вы указали при регистрации, чтобы убедиться в наличии условий для ведения вашей деятельности в указанном помещении. Это, как правило, доставляет вам массу неприятных минут общения с налоговым органом, иногда даже вызывают вас и собственника на допрос.
В этом случае убедитесь, когда выбираете юридический адрес всеми доступными способами, а именно с помощью сервисов на сайте налоговой, с помощью 2ГИС, что в вашем предполагаемом офисе не находится еще одна, а то и несколько организаций, иногда лучше обратиться к специалисту, ведь вы не знаете собственника и всю его деятельность проверить не можете.
Собственники часто идут на подобный шаг с целью получения дополнительного дохода, а вам не должно это помешать при регистрации. Только при должной осмотрительности, а так же постоянной связи с налоговым органом, вы сможете избежать такого отказа.
Еще один отказ налогового органа может быть связан с наличием аффилированного лица или задолженности, судимости у учредителя организации. В этом случае отказа избежать не удастся, поэтому каждый учредитель должен знать свою историю, проверить ее на сайте https://fssprus.ru/, прежде чем начать процесс регистрации. Это причина уже только под вашу собственную ответственность, как учредителя организации.
Иногда даже налоговый орган прикрывает истинную причину такого отказа какой-нибудь механической ошибкой, отказом в связи с тем, что неверно указаны данные по учредителю.
Налоговый орган совершенно неохотно выдаст вам истинную причину отказа.
Еще помните, что любого отказа можно избежать при поддержке грамотного специалиста, участвующего в процессе, например, юриста и бухгалтера.
А также не забудьте, что если вы выбрали режим налогообложения УСН, ЕНВД или патент, то при регистрации нужно подать заявление при переходе на такой режим, если вы уже упустили этот момент, то в течение 30 дней после регистрации сможете это исправить. Иначе вашим режимом будет считаться основная система налогообложения.
- отказ в государственной регистрации
- государственная регистрация
- регистрация юридических лиц