Законопроект, который поможет жителям понять, эффективно ли управляют их домом или, может быть, пора поменять управляющую компанию (УК), разработан в Госдуме.
Павел Бедняков/РИА Новости
Предлагается внести поправки в Жилищный кодекс, которыми будет введена типовая форма отчета перед жителями организации, управляющей их многоквартирным домом (жилищный кооператив, управляющая компания и пр.).
Сейчас, по Жилищному кодексу, управляющая организация в первом квартале каждого года должна предоставлять жителям отчет о деятельности за предыдущий год, поясняет разработчик законопроекта, зампредседателя Комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева. Однако ни в одном документе не прописана форма такого отчета. Есть лишь приказ, где перечисляется, какую информацию УК должна размещать в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ).
Однако жителю, не обладающему специальными знаниями, достаточно сложно разобраться в этой информации, составить объективное представление о характере, стоимости и качестве выполненных работ в конкретном доме, поясняет Разворотнева.
Кроме того, требование предоставлять собственникам отчеты о деятельности не распространяется на жилищно-строительные кооперативы. Зачастую, отмечает депутат, это приводит к злоупотреблению со стороны руководителей этих организаций.
Законопроектом предполагается, что Минстрой должен будет утвердить типовую форму отчета для управляющих организаций. В отчете должны будут содержаться сведения о произведенных расчетах по всем заключенным договорам, в том числе по коммунальным ресурсам, использованным на содержание общего имущества. Также там будут указываться суммы, начисленные и поступившие за минувший год, работы и услуги, выполненные за год управляющей организацией, и их стоимость.
Управляющие компании, ТСЖ и ЖСК обязаны будут отчитываться перед жителями, используя именно эту типовую форму.
Принятие законопроекта, по мнению Разворотневой, сделает процедуру получения информации об управлении многоквартирным домом более прозрачной и понятной, а также защитит собственников жилья от финансовых рисков, что, в свою очередь, будет способствовать снижению социальной напряженности.
Закон может вступить в силу с сентября 2024 года. Законопроект отправлен на рассмотрение руководителей фракции «Единая Россия» в Госдуме.
Отсутствие типовой формы отчета приводит к тому, что граждане не могут объективно оценить — хорошо работает управляющая организация или плохо, отмечает аналитик Народного фронта Павел Склянчук. «Иногда компания формально публикует бухгалтерский отчет, но из него невозможно ничего понять. А более подробно раскрывать информацию компании отказываются, ссылаясь на коммерческую тайну. ТСЖ и ЖСК должны быть прозрачны перед жильцами наравне с УК».
Ранее была успешная практика введения единой формы протоколирования общего собрания, что сделало документооборот более единообразным, добавляет он.
«Если поправки в Жилищный кодекс будут приняты, то Минстрой должен собрать обратную связь от организаций и граждан о понятности типовой формы отчета, — подчеркивает эксперт. — Сам регулятор в сфере ЖКХ грешит тем, что готовит нормативные акты, слишком сложные для восприятия. Граждане имеют разный уровень образования и занятости, поэтому не должны тратить слишком много времени и сил на то, чтобы разобраться в том, как нанятая компания управляет их домом. В этом смысле было бы правильно разрешить собранию жильцов менять табличную форму платежных документов на текстовую.
Кроме того, должны быть введены ограничения на аббревиатуры и сокращения слов и обобщенных платежных строк вроде «иные расходы»».
Противоречивость сложившейся ситуации на рынке управления жилыми домами в том, что заданная законодателем публичность договора управления и прозрачность его коммерческих условий, доступность для неопределённого круга лиц облегчает рейдерам захват домов у добросовестных УК, ТСЖ, ЖК, выполняющих требования законодателя по раскрытию и размещению информации, говорит президент Ассоциации АКОН Никита Чулочников. В первую очередь, это касается жилых домов выше среднего класса обслуживания, где есть дополнительные услуги сверх стандартного перечня. В коммерческой недвижимости условия договора непубличные, доступны только участникам этих отношений, так как часто содержат уникальные условия, описание работ, услуг, специально разработанных компанией для конкретного объекта с учетом его специфики.
Это является конкурентным преимуществом компании по сравнению с другими участниками, поэтому условия договора могут подпадать под коммерческую тайну.
Практика с утвержденной формой отчета безусловно положительна при условии, что отчет будет удобен обеим сторонам — понятен и избыточен типовому клиенту и безопасен для бизнеса, говорит Сергей Могилевец, директор по сервисному бизнесу Группы «Эталон».
Форма отчета должна быть разной для домов разных классов, считает гендиректор УК «Комонвэлс Партнершип» Денис Троценко. Отчет для домов бизнес- и премиум-классов должен нести исчисляемые показатели, по которым можно определить уровень увлечённости УК, степень компетенции сотрудников, уровень доходов и расходов по дому, собираемость начислений, проекты на будущие периоды, анализ востребованных услуг вне рамок основного тарифа. Жители домов экономкласса более сфокусированы на потреблённых ресурсах, работе отдельных систем здания (часто это лифты) и каких-то простых бытовых вопросах вроде отсутствия лавочки перед входом, увядшей лужайки с цветами и мусора на первом этаже.
Если уравнять отчетность, то эти отчеты станут формальными и неэффективными.
«Поддерживаю стандартизированную форму отчётности, — говорит председатель правления ТСЖ «Миракс Парк» Дмитрий Лызлов. — Стандартизация сейчас упрощает многие операции. А в будущем, с развитием искусственного разума, накопленные стандартизированные отчёты УК дадут богатую пищу искусственному и человеческому интеллекту».
Отчеты управляющей компании 2024
Отчетность составляется и представляется в соответствии с данным документом начиная с отчетности за период, в котором данный документ вступил в силу.
к Указанию Банка России
от 5 октября 2022 года N 6292-У
«Об объеме, формах, порядке
и сроках составления и представления
в Банк России отчетов акционерными
инвестиционными фондами, управляющими
компаниями инвестиционных фондов,
паевых инвестиционных фондов и
негосударственных пенсионных фондов»
ОБЪЕМ, ПОРЯДОК И СРОКИ
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ ОТЧЕТОВ АКЦИОНЕРНЫМИ
ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ, УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ
И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ, ПРЕДУСМОТРЕННЫХ
ПРИЛОЖЕНИЕМ 1 К УКАЗАНИЮ БАНКА РОССИИ ОТ 13 ЯНВАРЯ 2021 ГОДА
N 5708-У «ОБ ОБЪЕМЕ, ФОРМАХ, ПОРЯДКЕ И СРОКАХ СОСТАВЛЕНИЯ
И ПРЕДСТАВЛЕНИЯ В БАНК РОССИИ ОТЧЕТОВ АКЦИОНЕРНЫМИ
ИНВЕСТИЦИОННЫМИ ФОНДАМИ, УПРАВЛЯЮЩИМИ КОМПАНИЯМИ
ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ, ПАЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ
ФОНДОВ И НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ ПЕНСИОННЫХ ФОНДОВ»
1. Акционерные инвестиционные фонды и управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов (далее — управляющая компания) должны представлять в Банк России отчеты, предусмотренные приложением 1 к Указанию Банка России от 13 января 2021 года N 5708-У «Об объеме, формах, порядке и сроках составления и представления в Банк России отчетов акционерными инвестиционными фондами, управляющими компаниями инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее — Указание Банка России N 5708-У) и приведенные в пунктах 3.1 — 3.6, 4.1 — 4.16, 5.1, 5.2, 6.1 — 6.4 настоящего приложения (далее — отчетность акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании), в форме электронного документа в соответствии с порядком взаимодействия Банка России с некредитными финансовыми организациями, определенным Банком России на основании частей первой и восьмой статьи 76.9 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» , подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (далее — УКЭП):
Зарегистрировано Минюстом России 9 апреля 2021 года, регистрационный N 63048.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2015, N 29, ст. 4357; 2021, N 27, ст.
5187.
лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (лица, временно исполняющего его обязанности);
лица, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа управляющей компании (лица, временно исполняющего его обязанности);
уполномоченного лица специализированного депозитария, с которым акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией заключен договор на оказание услуг специализированного депозитария, — в случаях, предусмотренных абзацем третьим пункта 11 приложения 2 к Указанию Банка России N 5708-У;
уполномоченного лицом лица, осуществляющего ведение реестра акционеров акционерного инвестиционного фонда (владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), — в случаях, предусмотренных абзацем четвертым пункта 11 приложения 2 к Указанию Банка России N 5708-У.
2. Отчетность акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании, для которой установлен одинаковый срок представления в Банк России, формируется перед отправкой в один файл в соответствии с техническими требованиями, размещенными на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с пунктом 1.3 Указания Банка России от 5 октября 2021 года N 5969-У «О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями, лицами, оказывающими профессиональные услуги на финансовом рынке и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета» , и однократно подписывается УКЭП.
Зарегистрировано Минюстом России 12 ноября 2021 года, регистрационный N 65799, с изменениями, внесенными Указанием Банка России от 29 сентября 2022 года N 6276-У (зарегистрировано Минюстом России 13 января 2024 года, регистрационный N 71996).
Отчетность акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании, которая в соответствии с пунктом 11 приложения 2 к Указанию Банка России N 5708-У должна быть подписана уполномоченным лицом специализированного депозитария (уполномоченным лицом лица, осуществляющего ведение реестра акционеров акционерного инвестиционного фонда (владельцев инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда), включается в указанный в абзаце первом настоящего пункта файл после ее подписания указанными уполномоченными лицами по результатам проверки ими достоверности отраженных в отчетности показателей.
В каждый файл отчетности акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании соответственно акционерным инвестиционным фондом и управляющей компанией включается сопроводительная информация, составленная в соответствии с частью V приложения 1 к Указанию Банка России N 5708-У.
3. Акционерные инвестиционные фонды должны представить в Банк России отчеты акционерного инвестиционного фонда, составленные за март 2024 года (для ежемесячных отчетов) и за первый квартал 2024 года (для ежеквартальных отчетов) в соответствии с приложением 1 к Указанию Банка России N 5708-У, в следующие сроки и в следующем объеме:
3.1. Отчет по форме 0420502 «Справка о стоимости чистых активов, в том числе стоимости активов (имущества), акционерного инвестиционного фонда (паевого инвестиционного фонда)» (далее — справка о стоимости чистых активов) — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
3.2. Отчет по форме 0420503 «Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, принадлежащего акционерному инвестиционному фонду (составляющего паевой инвестиционный фонд)» (далее — отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества) — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
3.3. Отчет по форме 0420504 «Отчет о владельцах акций акционерного инвестиционного фонда (владельцах инвестиционных паев паевого инвестиционного фонда)» (далее — отчет о владельцах) — не позднее 20 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
3.4. Отчет по форме 0420521 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета) — по состоянию на 31 марта 2024 года в течение 30 календарных дней по окончании марта 2024 года.
3.5. Отчет по форме 0420522 «Отчет о доходах и расходах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — отчет о доходах и расходах) — за январь — март 2024 года по состоянию на 31 марта 2024 года включительно в течение 30 календарных дней по окончании марта 2024 года.
3.6. Отчет по форме 0420527 «отчета о доходах и расходах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — отчет по форме 0420527) — за январь — март 2024 года по состоянию на 31 марта 2024 года включительно в течение 30 календарных дней по окончании марта 2024 года.
4. Управляющие компании должны представить в Банк России отчеты управляющей компании, составленные за март 2024 года (для ежемесячных отчетов) и за первый квартал 2024 года (для ежеквартальных отчетов) в соответствии с требованиями приложения 1 к Указанию Банка России N 5708-У, в следующие сроки и в следующем объеме.
4.1. Отчет по форме 0420501 «Общие сведения об управляющей компании» (далее — общие сведения об управляющей компании) — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
4.2. Справку о стоимости чистых активов:
по паевым инвестиционным фондам, инвестиционные паи которых не предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года;
по паевым инвестиционным фондам, инвестиционные паи которых предназначены исключительно для квалифицированных инвесторов, — не позднее 10 рабочих дней по окончании первого квартала 2024 года.
4.3. Отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
4.4. Отчет о владельцах — не позднее 20 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
4.5. Отчет по форме 0420506 «Отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений» (далее — отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.6. Отчет по форме 0420507 «Отчет о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений» (далее — отчет о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.7. Отчет по форме 0420508 «Отчет об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — отчет об инвестировании накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.8. Отчет по форме 0420509 «Отчет о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих» (далее — отчет о доходах от инвестирования накоплений для жилищного обеспечения военнослужащих) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.9. Отчет по форме 0420512 «Отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации» (далее — отчет об инвестировании средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.10. Отчет по форме 0420513 «Отчет о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации» (далее — отчет о доходах от инвестирования средств пенсионных накоплений Пенсионного фонда Российской Федерации) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.11. Отчет по форме 0420514 «Расчет собственных средств управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее — расчет собственных средств) — не позднее 10 рабочих дней по окончании марта 2024 года.
4.12. Отчет по форме 0420521 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета) — по состоянию на 31 марта 2024 года в течение 30 календарных дней по окончании марта 2024 года.
4.13. Отчет по форме 0420522 «Отчет о доходах и расходах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — отчет о доходах и расходах) — за январь — март 2024 года по состоянию на 31 марта 2024 года включительно в течение 30 календарных дней по окончании марта 2024 года.
4.14. Отчет по форме 0420525 «Отчет управляющего ипотечным покрытием» (далее — отчет по форме 0420525) — не позднее 30 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.15. Отчет по форме 0420526 «Сведения о доходности инвестирования средств пенсионных накоплений» (далее — отчет по форме 0420526) — не позднее 10 рабочих дней со дня окончания первого квартала 2024 года.
4.16. Отчет по форме 0420527 «Отдельные расшифровки отчета о доходах и расходах акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании» (далее — отчет по форме 0420527) — за январь — март 2024 года по состоянию на 31 марта 2024 года включительно в течение 30 календарных дней по окончании первого квартала 2024 года.
5. Акционерные инвестиционные фонды должны представлять в Банк России отчетность, составленную в соответствии с требованиями приложения 1 к Указанию Банка России N 5708-У (для нерегулярной отчетности), в следующие сроки и в следующем объеме.
5.1. Отчет по форме 0420515 «Сведения об утверждении уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов повестки дня, содержащей вопрос об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора)» (далее — отчет по форме 0420515) — не позднее 5 рабочих дней после даты утверждения уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда (управляющей компании) повестки дня общего собрания акционеров (участников), заседания совета директоров (наблюдательного совета), содержащей вопрос об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора), даты принятия решения единственным участником (акционером) акционерного инвестиционного фонда (управляющей компании) об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора).
5.2. Отчет по форме 0420516 «Сведения об аудиторской проверке отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее — отчет по форме 0420516) — не позднее 5 рабочих дней после:
даты заключения договора с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности;
даты заключения дополнительного соглашения к договору с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности;
даты получения аудиторского заключения.
В случае изменений сведений, содержащихся в отчете по форме 0420516, которые не потребовали заключения дополнительного соглашения к договору с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности, отчет по форме 0420516 представляется в течение 15 календарных дней со дня, когда акционерному инвестиционному фонду, управляющей компании стало известно об указанных изменениях.
6. Управляющие компании должны представлять в Банк России отчетность, составленную в соответствии с требованиями приложения 1 к Указанию Банка России N 5708-У (для нерегулярной отчетности), в следующие сроки и в следующем объеме.
6.1. Отчет по форме 0420510 «Информация о лицах, которым управляющими компаниями поручено проведение идентификации» (далее — отчет по форме 0420510) — в течение 5 рабочих дней после дня заключения (расторжения):
договора, на основании которого кредитной организации было поручено проведение идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица, а также идентификации представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца;
договора, на основании которого оператору финансовой платформы было поручено проведение идентификации клиента — физического лица, представителя клиента, выгодоприобретателя и бенефициарного владельца, упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях совершения с таким клиентом сделок с инвестиционными паями паевых инвестиционных фондов с использованием финансовой платформы, предусмотренного статьей 3 Федерального закона от 20 июля 2020 года N 211-ФЗ «О совершении финансовых сделок с использованием финансовой платформы» .
Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 30, ст. 4737.
6.2. Отчет по форме 0420511 «Отчет о сделках, проведенных с отклонением от рыночных цен» (далее — отчет о сделках) — в случае продажи ценной бумаги по цене ниже рыночной на 5 процентов и более, а также в случае покупки ценной бумаги по цене выше рыночной на 5 процентов и более не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения хотя бы одной из сделок, проведенных с указанным отклонением от рыночных цен.
6.3. Отчет по форме 0420515 «Сведения об утверждении уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов повестки дня, содержащей вопрос об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора)» (далее — отчет по форме 0420515) — не позднее 5 рабочих дней после даты утверждения уполномоченным органом акционерного инвестиционного фонда (управляющей компании) повестки дня общего собрания акционеров (участников), заседания совета директоров (наблюдательного совета), содержащей вопрос об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора), даты принятия решения единственным участником (акционером) акционерного инвестиционного фонда (управляющей компании) об утверждении аудиторской организации (индивидуального аудитора).
6.4. Отчет по форме 0420516 «Сведения об аудиторской проверке отчетности акционерного инвестиционного фонда, управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» (далее — отчет по форме 0420516) — не позднее 5 рабочих дней после:
даты заключения договора с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности;
даты заключения дополнительного соглашения к договору с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности;
даты получения аудиторского заключения.
В случае изменений сведений, содержащихся в отчете по форме 0420516, которые не потребовали заключения дополнительного соглашения к договору с аудиторской организацией (индивидуальным аудитором) на проведение аудиторской проверки отчетности, отчет по форме 0420516 представляется в течение 15 календарных дней со дня, когда акционерному инвестиционному фонду, управляющей компании стало известно об указанных изменениях.
7. Общие сведения об управляющей компании, справка о стоимости чистых активов, отчет о приросте (об уменьшении) стоимости имущества, отчет о владельцах, отчет по форме 0420510, расчет собственных средств, отчет по форме 0420515, отчет по форме 0420516, оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета, отчет о доходах и расходах, отчет по форме 0420525, отчет по форме 0420527 представляются в Банк России в объеме предусмотренных в них показателей.
8. Вместе со справкой о стоимости чистых активов и с расчетом собственных средств в Банк России представляются пояснительные примечания.
9. Управляющие компании, имеющие лицензию на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, показатели оборотной ведомости по счетам бухгалтерского учета, отчет о доходах и расходах, отчет по форме 0420510 и отчет по форме 0420527 не представляют.
10. В случае передачи прав и обязанностей управляющей компании паевого инвестиционного фонда по договору доверительного управления паевым инвестиционным фондом другой управляющей компании отчетность, предусмотренная приложением 1 к Указанию Банка России N 5708-У в отношении указанного паевого инвестиционного фонда, и аудиторское заключение, содержащее результаты проверки соблюдения управляющей компанией предусмотренных абзацем вторым подпункта 2 пункта 3 статьи 50 Федерального закона от 29 ноября 2001 года N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» правил ведения учета и составления отчетности в отношении имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд, и операций с этим имуществом (в случае если правилами доверительного управления паевым инвестиционным фондом предусмотрено ежегодное проведение аудиторской организацией указанной проверки), представляются в Банк России лицом, являющимся управляющей компанией паевого инвестиционного фонда, на отчетную дату составления отчетности, указанную в приложении 1 к Указанию Банка России N 5708-У.
Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 49, ст. 4562; 2019, N 30, ст. 4150.
Отчеты управляющей компании 2024
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
18 сентября 2024
Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Новости и аналитика Правовые консультации Бухучет и отчетность Какую отчетность (налоговую, бухгалтерскую) должно представлять ТСЖ, применяющее УСН? Какие штрафы предусмотрены в отношении председателя ТСЖ в случае несдачи отчетности, если ТСЖ передало полномочия управляющей компании, в ТСЖ есть председатель и главный бухгалтер, иных сотрудников нет?
Какую отчетность (налоговую, бухгалтерскую) должно представлять ТСЖ, применяющее УСН? Какие штрафы предусмотрены в отношении председателя ТСЖ в случае несдачи отчетности, если ТСЖ передало полномочия управляющей компании, в ТСЖ есть председатель и главный бухгалтер, иных сотрудников нет?
3 августа 2024
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) представляет собой некоммерческую корпоративную организацию, являющуюся одним из видов товариществ собственников недвижимости (подп. 4 п. 3 ст. 50, ст. 65.1 и п. 1 ст.
123.12 ГК РФ; ст. 135 ЖК РФ). Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее — Закон N 7-ФЗ) на ТСЖ не распространяется (смотрите п. 3 ст.
1 этого Закона).
В соответствии со ст. 148 ЖК РФ в обязанности правления товарищества собственников жилья входит в том числе ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности.
По общему правилу ведение бухгалтерского учета и хранение документов бухгалтерского учета организуются руководителем экономического субъекта, за исключением случаев, если иное установлено бюджетным законодательством РФ (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ).
Руководитель экономического субъекта — это лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа (п. 7 ст. 3 Закона N 402-ФЗ).
Руководители экономических субъектов в целях организации ведения бухгалтерского учета обязаны:
- возложить ведение бухгалтерского учета на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо
- заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета.
Таким образом, если председателем ТСЖ не заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, и в обязанности управляющей компании по договору управления МКД не входит ведение бухгалтерского учета ТСЖ, то ведение бухгалтерского учета, а также составление налоговой и бухгалтерской отчетности и представление ее в контролирующие органы входит в обязанности ТСЖ (в отношении хозяйственных операций, осуществляемых ТСЖ).
В ответе на вопрос рассмотрены формы отчетности, представляемые с 2024 года. Подробнее с отчетностью до 2024 года можно ознакомиться в материалах: Энциклопедия решений. Годовой отчет 2022. Организации, применяющие УСН; Энциклопедия решений.
Отчетность — 2022. Организации, применяющие УСН.
Налоговая, бухгалтерская отчетность в налоговый орган
Организации, применяющие УСН, по итогам налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (за исключением случаев, предусмотренных пп. 2 и 3 настоящей статьи) (подп. 1 п. 1 ст.
346.23 НК РФ).
При этом если на расчетном счете «упрощенца» не было движения денежных средств и нет облагаемых доходов, то он вправе вместо декларации по УСН представить единую (упрощенную) декларацию (п. 2 ст. 80 НК РФ, письмо Минфина России от 05.05.2017 N 03-02-08/27798) (смотрите Энциклопедию решений.
Налоговая декларация по УСН).
При этом налогоплательщики обязаны вести учет доходов и расходов для целей исчисления налоговой базы по налогу в книге учета доходов и расходов организаций и ИП, применяющих УСН, форма и порядок заполнения которой утверждены приказом Минфина РФ от 22.10.2012 N 135н (ст. 346.24 НК РФ).
Организации, являющиеся плательщиками страховых взносов, производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют персонифицированные сведения о физических лицах (форма КНД 1151162, утвержденная приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@. Срок представления сведений — не позднее 25-го числа каждого месяца, следующего за истекшим (п. 7 ст. 431 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений.
Персонифицированные сведения о физических лицах — новая форма персонифицированного учета вместо СЗВ-М в 2024 году).
Организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, представляют расчет по страховым взносам (форма КНД 1151111, утвержденная приказом ФНС России от 29.09.2022 N ЕД-7-11/878@). Срок представления Расчета — не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом (п. 7 ст.
431 НК РФ) (смотрите Энциклопедию решений. Как заполнить и представить расчет по страховым взносам за первый квартал 2024 года).
Налоговые агенты по НДФЛ (в т.ч. российские организации) обязаны представлять в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев и год (по форме 6-НДФЛ) (форма по КНД 1151100, утвержденная приказом ФНС России от 15.10.2020 N ЕД-7-11/753@)). Расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев — не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом, за год — не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (смотрите Энциклопедию решений. Как налоговому агенту заполнить и представить расчет по форме 6-НДФЛ?).
Организации представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (ч. 5 ст. 18 Закона N 402-ФЗ, подп. 5.1 п. 1 ст.
23 НК РФ).
При этом некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность, если иное не установлено ч. 5 ст. 6 Закона N 402-ФЗ (ч. 4 ст.
6 Закона N 402-ФЗ).
Таким образом, в обязательном порядке в составе годовой бухгалтерской отчетности ТСЖ представляются только (формы утверждены приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н, приложение N 5 (смотрите Энциклопедию решений. Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность):
- бухгалтерский баланс;
- отчет о целевом использовании средств.
Отчетность в СФР
Организации-страхователи представляют в СФР единую форму «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ЕФС-1)». Подробнее о порядке заполнения формы и сроках представления можно ознакомиться в Энциклопедии решений. Единая форма ЕФС-1 «Сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета и сведения о начисленных страховых взносах на обязательное социальное страхование от НСиПЗ».
Ответственность за непредставление отчетности
В соответствии с п. 1 ст. 119 НК РФ за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета установлен штраф в размере 5% не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога (страховых взносов), подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации (расчета по страховым взносам), за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 рублей (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п.
1 ст. 119 НК РФ) (июль 2024 г.)).
Кроме того, нарушение установленного срока представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета влечет в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере от 300 до 500 рублей (смотрите Энциклопедию решений. Ответственность за непредставление налоговой декларации (расчета по страховым взносам) (п. 1 ст.
119 НК РФ) (июль 2024 г.)).
Пунктом 1 ст. 126 НК РФ предусмотрена ответственность за нарушение сроков представления документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ. К таким документам (сведениям), которые лицо обязано самостоятельно представить в установленный НК РФ срок, относится и годовая бухгалтерская отчетность.
Санкция за совершенное правонарушение установлена в размере 200 руб. за каждый не представленный в срок документ, который должен входить в ее состав.
Непредставление (отказ от представления, представление в неполном объеме или искаженном виде) обязательного экземпляра отчетности в целях формирования государственного информационного ресурса (ГИР БО) образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ст. 19.7 КоАП РФ. Размер штрафных санкций зависит от субъекта ответственности и составляет: для юридических лиц — от 3000 до 5000 руб., для должностных лиц — от 300 до 500 руб.
Непредставление бухгалтерской отчетности в установленный НК РФ срок либо отказ от ее представления в налоговые органы, а равно представление в неполном объеме или в искаженном виде образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ. Субъектами ответственности выступают должностные лица организаций, отчетность которых не формирует государственный информационный ресурс. Санкция установлена в виде административного штрафа в размере от 300 до 500 руб. (смотрите Энциклопедию решений.
Ответственность за нарушение сроков представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в налоговые органы (июль 2024 г.)).
Ответственность плательщиков страховых взносов (страхователей) за непредставление в установленные сроки расчета по страховым взносам, а также сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, установлена ст. 119 НК РФ и третьим абзацем ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования». Нарушение установленных порядка и сроков представления отчетности в СФР по страхованию от НС и ПЗ влечет ответственность, установленную ст. 15.33 КоАП РФ (смотрите Энциклопедию решений.
Отчетность по страховым взносам с 1 января 2024 года (июль 2024 г.)).
Отчетность в ГИС ЖКХ
Перечень поставщиков сведений в государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) предусмотрен ст. 6 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства». К поставщикам относятся, в частности, управляющие компании, ТСЖ, ЖСК и иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, а также администраторы общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах; председатели советов многоквартирных домов.
В приказе Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2014 N 74/114/пр для каждого поставщика информации в ГИС ЖКХ предусмотрен отдельный раздел, в котором прописаны пункты, которые нужно заполнить.
Так, для управляющих компаний, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления МКД, предусмотрен раздел 10: Информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
Для администраторов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах предусмотрен раздел 14 «Информация, подлежащая размещению в системе лицами, являющимися администраторами общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах».
Для председателей советов многоквартирных домов предусмотрен раздел 15 «Информация, подлежащая размещению в системе председателем совета многоквартирного дома».
Таким образом, полагаем, что информация в раздел 10 ГИС ЖКХ представляется управляющей компанией. Информация в разделы 14 и 15 представляется ТСЖ (в случае проведения ТСЖ мероприятий, указанных в Разделах).
За нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства предусмотрена ответственность по ст. 13.19.1 КоАП РФ.
Отчетность в Минюст
В Минюст отчетность представляется некоммерческими организациями, деятельность которых регулируется Законом N 7-ФЗ (ст. 32).
Согласно п. 3 ст. 1 Закона N 7-ФЗ его действие не распространяется на товарищества собственников недвижимости, в том числе товарищества собственников жилья. Соответственно, ТСЖ не представляют отчетность в Минюст.
Рекомендуем также ознакомиться с материалом:
- Энциклопедия решений. Отчетность — 2024. Организации, применяющие УСН.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Ассоциации «Содружество» Иванкова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Обязанность управляющей компании по раскрытию информации в 2024 году
Предоставление услуг по содержанию квартирного дома управляющей фирмой включает не только комплекс работ, но и оплачивание взносов каждый месяц.
Конечно, владельцам квартир хочется знать, что обязана осуществлять УК и на что идут уплаченные денежные средства.
По этой причине на федеральном уровне приняты правовые нормы, в соответствии с которыми управляющие организации должны предоставлять информацию о своей активности.
Такая обязанность ложится не только на УК, но также и на жилищные кооперативы и товарищества собственников жилья.
Законодательное регулирование вопроса
В соответствии с п. 11 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, управляющая компания обязана каждый год демонстрировать отчет о проделанных мероприятиях и о затраченных средствах.
Помимо этого, для того, чтобы фирмы не составляли отчетность лишь формально п. 10 ст. 161 ЖК РФ утвердил обязанность по раскрытию информации согласно стандарту.
Иначе говоря, законодательством разработан правовой акт, который регулирует процедуру, способы и сроки предоставления сведений управляющими компаниями. Этот акт получил название «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями» и утвержден Правительством РФ.
Стандарт включает в себя не только информационные сведения о хозяйственной деятельности и о финансовых затратах, но и о самой компании.
Какие данные подлежат оглашению
Учитывая то, что список услуг и осуществляемых работ у всех одинаков, и фирмы, как правило, крайне редко придумывают что-либо иное, но все же существенные различия в их работе все равно находятся.
Для владельцев квартир в многоквартирном доме есть перечень критериев, которые помогут оценить работу фирмы согласно Стандарту.
Общая информация
Для реализации пункта 3 Постановления №731 сведения, предоставляемые фирмой, должны включать указанную информацию:
- точное название управляющей компании;
- сведения о пройденном лицензировании;
- адрес месторасположения главного офиса;
- фамилия, имя, отчество руководителя и главных специалистов;
- контактные данные, по которым можно оперативно связаться;
- график приема;
- список многоквартирных домов, которыми управляет фирма в настоящее время с адресами, числом квартир, датой возведения, числом этажей, степенью благоустроенности, отличительными параметрами;
- информация о домах, которые были раньше в управлении, и причины расторжения договора;
- сведения о привлечении сотрудников управляющей фирмы к административному наказанию за ненадлежащее выполнение порученных функций.
Финансовая
Помимо этого организация должна предоставить сведения материального характера, а именно:
- главные критерии финансовой работы, к которым относятся ежегодные отчеты и баланс;
- информация о доходах, приобретенных в результате управляющей деятельности;
- расходы, которые были направлены на выполнение ремонта либо покупку материалов;
- расценки и тарифные планы на коммунальные услуги и различные виды работ.
По содержанию и ремонту дома
Безусловно, организация обязана также разместить сведения о:
- списке осуществляемых услуг;
- произведенной деятельности;
- пользовании имуществом многоквартирного дома;
- фирмах, снабжающих энергией, газом, водой.
Другое
Фирма также должна сообщать о:
- времени осуществления капитального ремонта;
- числе организованных собраний владельцев квартир;
- отчете, который базируется на основе договора управления.
Порядок и форма предоставления
Процедура раскрытия сведений установлена пунктом 5 Стандарта, где оговорено, что информация поступает в общий доступ через:
- публикации на официальном интернет-портале, который организован муниципальным органом для этих целей;
- публикации информации на официальном сайте управляющей фирмы, которая обязана иметь собственный портал;
- опубликования информации на сайте местной администрации;
- публикации в печатном издании, которое сотрудничает с муниципалитетом;
- демонстрацию стендов, которые расположены в офисе управляющей компании.
Важно подчеркнуть, что владельцы квартир в многоквартирном доме имеют право знакомиться с информацией в любой момент, а не только в период опубликования ежегодной отчетности. Таким образом, проживающее в доме лицо, может направить запрос в письменном или электронном виде для получения списка оказываемых услуг, прейскуранта и так далее.
Стоит отметить, что если лицо запрашивает информацию, которая имеется в открытом доступе, то управляющая компания обладает правом не копировать ее в ответном письме, а лишь предоставить информацию о том, где и в каком порядке можно ознакомиться с интересующими сведениями.
Сроки информирования
Как показывает статистика, при прохождении лицензирования для последующего управления многоквартирными домами, фирма предполагает много лет осуществлять работу в жилищной сфере, иногда меняя клиентуру, которая предпочла перейти в товарищество собственников жилья или жилищный кооператив. Поскольку новые клиенты имеют право знать о ранее осуществляемой деятельности, все данные об управляющей компании должны сохраняться не меньше чем 5 лет, при этом информация должна регулярно обновляться.
В соответствии с пунктом 9 Постановления организация должна разместить информацию об обслуживании конкретного многоквартирного дома в течение тридцати суток с момента подписания договора об управлении. Сведения о финансовых и хозяйственных работах должны опубликовывать каждые 3 месяца как минимум.
При этом ответные письма на обращения владельцев квартир согласно Постановлению должны быть посланы в течение 5 будних дней, а при электронном обращении — 10 дней. Список предоставляемых услуг должен регулярно отображаться на стенде с учетом последних изменений. В соответствии с законодательством изменение должно быть отображено на информационной вывеске в течение 10 дней.
Новые изменения должны быть произведены:
- на главном портале — 7 суток;
- периодические печатные издания — 30 суток.
Последствия нарушения стандарта
Законодательные изменения, в соответствии с которыми управляющие компании обязаны предоставлять информацию на основании Стандарта, произошли в 2010 году, но многие организации в своей работе допускают значительные нарушения, скрывая сведения о своем функционировании.
За такие нарушения предусмотрена серьезная ответственность.
А именно, Кодекс об административной ответственности РФ установил штрафы в размере от 30 до 200 тысяч рублей, которые могут быть наложены как на конкретного сотрудника, так и на компанию в целом. Помимо всего, регулярно осуществляется надзор в лице прокуратуры и жилищной инспекции. Если в ходе проверки будут выявлены грубые нарушения, то организация может лишиться лицензии через судебное разбирательство.
Об условиях и правилах информирования владельцев квартир МКД управляющими компаниями в соответствии со Стандартом смотрите в следующем видеосюжете: